Меры антиинфляционной политики в Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    608,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Меры антиинфляционной политики в Беларуси

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Сущность, причины и формы проявления инфляции, ее социально-экономические последствия

. Методы денежно-кредитного регулирования денежной массы и противодействия инфляции

. Инфляция и бюджетно-финансовое регулирование денежного оборота

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Переход экономики Беларуси на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает отечественный опыт, а также опыт других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции.

Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежным феноменом.

Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира, что обусловливает необходимость выработки и осуществления правительствами всех стран антиинфляционной политики. Объектом исследования в работе является инфляция как социально-экономическое явление. Предмет исследования - меры антиинфляционной политики в Беларуси.

Целью данной работы является анализ мер антиинфляционной политики государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

рассмотрение сущности, видов, показателей и причин инфляции в современной экономике;

изучение воздействия инфляции на социально-экономическое развитие общества;

анализ наиболее распространенных подходов к решению проблемы инфляции.

Работа базируется на исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в которых затронут предмет исследования.

1. Сущность, причины и формы проявления инфляции, ее социально-экономические последствия

Инфляция - это переполнение финансовых каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы, что приводит к их обесцениванию [2, c.5]. Инфляция, таким образом, - денежное явление, однако она не ограничивается лишь обесцениванием денег. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

обесценивание денег по отношению к золоту;

обесценивание денег по отношению к товару;

обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Еще одно определение инфляции можно найти в современных американских учебниках: «Инфляция - это повышение общего уровня цен» [16, c.139]. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора («рыночной корзины») для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах [6, c.89].

Темп роста цен (индекса цен) является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий - степень расхождения роста цен по различным группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам).

Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.

Рассмотрим виды инфляции с позиции темпа роста цен (первый критерий) т.е. преимущественно количественно. В этом плане выделяют три вида инфляции:

умеренная (цены растут менее 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах);

галопирующая инфляция (рост цен измеряется сотнями процентов в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются);

гиперинфляция (цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становятся катастрофическими).

По степени сбалансирования роста цен выделяются два вида инфляции: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

С точки зрения третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: ожидаемую инфляцию и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемой - наоборот.

Кроме того, различают два типа инфляции: во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства [13, c.17].

Инфляция спроса имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот тип инфляции имеет место при полной занятости. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (например, повышение спроса на товары).

Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, что часто встречается в мировой практике.

Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продаж, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основными источниками инфляции предложения является рост издержек вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию.

На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.

Причинами роста доходов и издержек являются все те же три монополии - профсоюзы, государство, фирмы. Так, государство может оплатить предприятию выполнение госзаказа по высоким ценам. Предприниматели получают возможность покупать более дорогие сырье и материалы, платить более высокую заработную плату. Кроме того, государство может усилить инфляцию путем эмиссии бумажных денег. Оно также может способствовать инфляции через свой финансово-кредитный механизм, например, повысив ставку процента и спровоцировав тем самым удорожание кредита. Росту инфляции способствует и увеличение дефицита государственного бюджета.

Повышение цен и проявление излишнего количества денег это лишь внешнее проявление инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства.

В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции [5, c.120]:

государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные и прочие расходы, связанные с функциями с функциями современного государства;

профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;

монополия крупнейших фирм на определение издержек и цен.

Все эти три причины взаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с ней.

Итак, внешним проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть вызван и неинфляционными факторами, такими, как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизация рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д.

Что касается непосредственных причин инфляционного роста цен, то основные из них рассмотрим ниже.

Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов и расходов, которая выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.

Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемая подобным образом. Особенно инфляционно опасным являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую, а олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении «гонки цен», а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).

Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения.

Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции.

Так, к примеру, скачок цен на энергоносители вызывает рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары [17, c.131].

Вместе с тем возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.

Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в Беларуси, являются так называемые инфляционные ожидания.

Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.

Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.

Многие экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики [9, c.333].

Инфляция оказывает значительное влияние на экономику любого государства, и последствия этого воздействия сложны и разнообразны.

Если небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры, то по мере ее углубления инфляция превращается в серьезное препятствие, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный (денежный) доход - это количество денежных средств, которые получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние (семьи, фирмы) улучшается. Так, если при условии неэластичного спроса фирма может повышать цены на свою продукцию быстрее, чем растет инфляция, то она от инфляции не пострадает. Но большинство фирм не имеют такой возможности, следовательно, их финансовое положение в период инфляции ухудшается.

Совершенно очевидно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для, одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. К примеру, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом заключен на 5 лет, причем без должного учета возможности резкого роста цен, то в случае увеличения цен наемные работники могут проиграть. Может пострадать и предприниматель, если цены на другие товары и услуги вырастут.

Итак, инфляция перераспределяет доход и богатства за счет тех, кто дает деньги, исходя из номинальной и долгосрочно фиксированной договоренности (ставка процента за кредит, зарплата), в пользу тех, кто откладывает платежи. Скорость, неожиданность и несбалансированность инфляции усиливают подобное перераспределение.

Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому, семьи и фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности (здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.

В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий. Результатом ажиотажной закупки материалов является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.

Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой покупательной способности. Целесообразным оказываются только инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции. Причем, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценение.

Инфляция приводит также к обесценению амортизационного фонда фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то это вклад в банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережений. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок с учетом темпа инфляции. Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп по-разному, в разное время, с разной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы формально. Следует также отметить, что и государство страдает от инфляции, так как пока налоги доходят до государственной казны, они обесцениваются.

Галопирующая инфляция (не говоря уже о гиперинфляции) дезорганизует хозяйство, наносит серьезный ущерб даже монополиям, затрудняет проведение экономической политики. Неравномерный рост цен усиливает дисбаланс между отраслями экономики, нарушает структуру потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке.

Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы. Кроме того, обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.

Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.

Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается моделью «инфляция спроса», предложенной в 1958 году английским экономистом А. Филлипсом [7, c.44].

Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг. он показал кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы. При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.

Инфляция также ухудшит положение землевладельцев, получающих фиксированную ренту, потому что с течением времени они станут получать денежные единицы, имеющие меньшую стоимость. В меньшей степени жертвами инфляции окажутся некоторые «белые воротнички», часть служащих государственного сектора, доходы которых определяются фиксированной тарифной сеткой, а также живущие на фиксированные доходы по социальному обеспечению и другие трансфертные доходы семьи. Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности и представленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальная зарплата шла в ногу с уровнем инфляции или опережала его. С другой стороны, от инфляции страдают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могут оказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов. Выигрыш от инфляции могут получить управляющие фирм, другие получатели прибылей. Инфляция может также отрицательно сказаться на владельцах сбережений. С ростом цен реальная стоимость или покупательная способность сбережений, отложенных на черный день, уменьшается. Во время инфляции уменьшается реальная стоимость срочных вкладов в банке страховых полисов, ежегодной ренты и других бумажных активов с фиксированной стоимостью, которых когда-то хватало, чтобы справится с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами или обеспечить спокойный уход на пенсию.

Рассмотрим динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь в 2010 году.

Прирост индекса потребительских цен в 2010 году составил 9,9 процента (или 0,79 процента в среднем за месяц) против 10,1 процента в 2009 году (или 0,81 процента в среднем за месяц). В декабре 2010 г. по сравнению с предыдущим месяцем цены выросли на 1 процент (рисунок 1). При этом цены на продовольльственные - на 0,4 проственные товары увеличились на 1,6 процента, на непродовоцента, тарифы на платные услуги - на 0,3 процента. Рост цен на продовольственные товары в декабре по сравнению с ноябрем дал 0,8 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные - 0,11 процента прироста, на услуги - 0,06 процента прироста.

Рисунок 1 - Динамика индекса потребительских цен в 2009-2010 гг., в процентах к предыдущему месяцу

Инфляционные процессы в 2010 году протекали неоднородно. На динамику индекса потребительских цен в течение года значительное влияние оказывал рост издержек производства вследствие роста цен на импортируемое сырье и материалы.

Во второй половине года определяющими факторами ускорения инфляционных процессов стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках, рост вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010 году импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения, а также прочие внутренние и внешние факторы.

Прирост индекса цен на продовольственные товары в 2010 году составил 13,1 процента (в 2009 году - 9,4 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали картофель (в 1,6 раза), крупы (на 39,3 процента), в том числе крупа гречневая (в 2,2 раза), масло растительное (на 37,8 процента), масло животное (на 34,8 процента) и сахар (на 27,8 процента), что в значительной мере обусловлено административным регулированием цен и влиянием повышения цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010 году.

Прирост индекса цен на непродовольственные товары за 2010 год составил 7,4 процента (в 2009 году - 10,1 процента). В наибольшей степени подорожали бензин (на 17 процентов), письменные принадлежности (на 15,6 процента), медикаменты (на 9,8 процента) и чулочно-носочные изделия (на 8,9 процента). Определяющими факторами увеличения цен на данную группу товаров являются рост издержек на их производство, в том числе за счет роста цен на импортируемые сырье и материалы, в первую очередь энергетические товары, высокая материало- и энергоемкость их производства, высокая налоговая нагрузка и, как следствие, слабое финансовое состояние предприятий.

Представим результаты вышеизложенного анализа в форме таблицы 1.

Таблица 1 - Индексы цен и тарифов в 2010году, процентов


Прирост тарифов на платные услуги в 2010 году составил 6 процентов (в 2009 году - 11,9 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные услуги (на 17,1 процента), услуги высшего образования (на 14,7 процента), пассажирского транспорта (на 14,2 процента), в том числе городского (на 19,1 процента), и бытовые услуги (на 13 процентов). Основным фактором увеличения тарифов явилось их административное повышение, направленное на рост уровня их возмещения населением, а также монопольное положение ряда организаций, оказывающих услуги.

По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция в декабре 2010 г. составила 100,8 процента. За 2010 год прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 9,7 процента (в 2009 году - 8,7 процента).

В рассматриваемом периоде прирост индекса потребительских цен на 65,1 процента был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее - на 57,1 процента), на 28,1 процента - прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее - на 35,6 процента), на 6,8 процента - ростом цен на плодоовощную продукцию (годом ранее динамика - на 7,3 процента).

В 2010 году цена одного квадратного метра общей площади жилья с начала года выросла на 9,9 процента и составила 2,7 млн. белорусских рублей. При этом на первичном рынке цены выросли на 21,8 процента (3,1 млн. белорусских рублей), на вторичном - на 8,9 процента (2,7 млн. белорусских рублей). При этом цены на однокомнатные квартиры в целом выросли на 8,9 процента, в том числе на первичном рынке на 32,7 процента, на вторичном - на 6,8 процента, на двухкомнатные квартиры - на 8,1 процента, 16,9 и 7,4 процента соответственно, на трехкомнатные - на 14,4 про- цента, 26 и 13 процентов соответственно. Цены на четырех- и более комнатные квартиры в целом выросли на 5,9 процента, но если на первичном рынке цены снизились на 7,8 процента, то на вторичном - выросли на 10,9 процента.

Полученные в рамках мониторинга предприятий Национального банка данные свидетельствуют о росте инфляционных ожиданий в стране. Так, в декабре 2010 г. 83,2 процента опрошенных респондентов ожидали роста потребительских цен против 74,3 процента в декабре 2009 г.

Баланс ответов ожиданий изменения отпускных цен предприятий промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания в декабре 2010 г. в целом по опрошенным предприятиям составил 46,1 процента, что является наибольшим значением с ноября 2008 г., против 35 процентов в декабре 2009 г.

За 2010 год цены производителей промышленной продукции увеличились на 19,3 процента против 11,1 процента годом ранее. При этом цены на инвестиционные товары выросли на 9,5 процента, на промежуточные товары - на 25,5 процента, на потребительские товары - на 13,5 процента, в том числе на непродовольственные товары - на 12 процентов, продовольственные (без алкогольных напитков) - на 15 процентов, алкогольные напитки - на 9 процентов.

В наибольшей степени цены выросли в нефтедобывающей (на 39,9 процента), хлопчатобумажной (на 36,8 процента), нефтехимической промышленности (на 34,5 процента), электроэнергетике (на 33 процента), а также химической (на 30,8 процента) и сахарной промышленности (на 29 процентов).

Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, в первую очередь, материальных затрат, что было обусловлено, в первую очередь, повышением цен на импортируемые сырье и материалы.

В ряде случаев предприятия для поддержания конкурентоспособности на внешних рынках используют стратегию более низких цен по экспортным операциям и более высоких цен на внутреннем рынке. В отраслях, где степень конкуренции на внутреннем рынке выше, цены на продукцию росли более низкими темпами.

Индекс цен на строительно-монтажные работы в 2010 году увеличился на 19,2 процента (в 2009 году - на 4,1 процента). Индекс тарифов на грузовые перевозки за рассматриваемый период увеличился на 30 процентов (годом ранее - на 18,6 процента), в первую очередь за счет повышения тарифов на трубопроводный транспорт в 1,8 раза.

В результате инфляции в 2010 году валовое обесценение денежных средств населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в национальной валюте составило 2 725,8 млрд. рублей, или 1,7 процента к ВВП против 1 740,4 млрд. рублей, или 1,3 процента к ВВП соответственно в 2009 году.

Следует отметить, что анализ данных международной статистики свидетельствует об ускорении инфляционных процессов в мире.

В 27 странах Европейского Союза в целом в 2010 году индекс потребительских цен вырос на 2,6 процента (годом ранее - на 1,5 процента). В 17 странах зоны евро потребительские цены выросли на 2,2 процента (годом ранее - на 0,9 процента), в 12 странах-основательницах зоны евро - также на 2,2 процента.

Во всех 17 странах зоны евро интенсивность инфляционных процессов возросла.

Из всех стран европейского союза, замедление интенсивности роста потребительских цен наблюдалось в Венгрии, Польше и Швеции.

Лидерами по росту потребительских цен в 2010 году в европейском союзе стали Румыния (на 7,9 процента), Эстония (на 5,4 процента), Греция (на 5,2 процента) и Венгрия (на 4,6 процента).

Если рассмотреть темпы роста потребительских цен в странах - ближайших соседях Республики Беларусь из ЕС, то в Польше потребительские цены выросли на 2,9 процента (годом ранее - на 3,8 процента), Литве - на 3,6 процента (годом ранее - на 1,2 процента), Латвии - на 2,4 процента (годом ранее - снижение на 1,4 процента).

В России за 2010 год индекс потребительских цен вырос на 8,7 процента (годом ранее - на 8,8 процента), в Украине -на 9,1процента (годом ранее - на 12,3 процента).

Таким образом, инфляция представляет собой увеличение массы необеспеченных денег в обращении государства и проявляется в росте цен на товары и услуги. Причины инфляции достаточно разнообразны и могут носить как объективный, так и субъективный характер, однако независимо от этого инфляционные процессы оказывают огромное воздействие на социально-экономическое развитие любого государства.

Инфляция при невысоких темпах может быть стимулом развития производства, но она приводит к еще большему нарушению экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая несет с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идет обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведет к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства.

В такой ситуации нормальные экономические отношения разрушаются. Предприниматели не знают, какую цену назначить на товары, а потребители не знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются кредитные отношения. Растет дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактически перестают выполнять свои функций. В результате имеет место кризис в финансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к остановке, и в итоге может наступить экономический, социальный и даже политический хаос.

Анализ инфляционных процессов, имевших место в экономике Республик Беларусь в 2010 году, показал, что они были достаточно интенсивными, что выразилось в повышении общего уровня потребительских цен в стране.

Все это свидетельствует о том, что государству необходимо принимать меры, нейтрализующие отрицательное воздействие инфляции на экономику и социальную сферу.

2. Методы денежно-кредитного регулирования денежной массы и противодействия инфляции

Управление денежным оборотом со стороны государства производится главным образом путем денежно-кредитного и бюджетно-финансового регулирования.

Денежно-кредитное регулирование денежного оборота и денежной массы является наиболее эффективным [4, c.13].

Денежно-кредитное регулирование проводится в рамках денежно-кредитной политики, которую центральный банк страны разрабатывает и проводит. Реализация определенного направления политики предполагает использования прямых и косвенных методов регулирования. Прямые методы предполагают непосредственное вмешательство управляющих органов в процесс денежного обращения. Зачастую это методы административного характера. Косвенные предполагают опосредованное воздействие на управляемую систему: через процентную политику, путем применения определенных нормативов и т.д.

Обладая известной самостоятельностью от правительства, центральный банк в то же время при определении своей денежно-кредитной политики, выборе инструментов ее проведения осуществляет координацию намечаемых действий с органами исполнительной власти.

Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь, одной из целей деятельности Национального банка является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для достижения данной цели Национальный банк проводит антиинфляционную политику, используя различные инструменты.

Наиболее мощным средством воздействия на предложение денег является изменение Национальным банком нормы резервных требований. Величина резервов, т.е. часть банковских активов, которые любой коммерческий банк обязан хранить на счетах Национального банка, во многом определяет его кредитные возможности: банк может выдавать кредиты и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если у него есть свободные резервы, превышающие установленную законом минимальную норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Национальный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов регулирования денежной массы в обращении.

Фонд обязательных резервов - часть привлеченных банками денежных средств, которая учитывается на счетах (по учету фонда обязательных резервов и корреспондентском счете банка), открытых на балансе Национального банка Республики Беларусь с целью выполнения резервных требований. Формирование фонда обязательных резервов осуществляется в белорусских рублях [14].

Норматив (нормативы) обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Национального банка. В настоящее время действуют следующие нормативы обязательных резервов:

от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - 0 процентов;

от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях - 9 процентов;

от привлеченных средств в иностранной валюте - 9 процентов [14].

Регулирование текущей ликвидности также является частью системы регулирования Национальным банком монетарной сферы и подчинено целям, определяемым Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, а также иными нормативными правовыми актами.

Функции регулирования текущей ликвидности реализуются в том числе посредством установления процентных ставок, сроков и иных условий по операциям Национального банка.

При реализации антиинфляционной политики путем регулирования текущей ликвидности Национальный банк отдает приоритет процентной ставке как основному операционному инструменту воздействия на денежную сферу.

Операции по поддержке текущей ликвидности могут осуществляться в форме кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг, сделок прямого РЕПО, сделок СВОП; операции по изъятию текущей ликвидности - в форме краткосрочных облигаций Национального банка, депозитов, сделок обратного РЕПО.

Инструменты регулирования текущей ликвидности представляют собой сочетание форм операций и их характеристик, обеспечивающих выполнение конкретной роли в достижении операционной цели, и подразделяются на:

постоянно доступные операции;

двусторонние операции;

операции на открытом рынке (основные и дополнительные) [14].

Постоянно доступные операции могут иметь форму кредитов овернайт, сделок СВОП и депозитов.

Операции на открытом рынке - продажа и покупка Национальным банком государственных ценных бумаг - основной рабочий инструмент регулирования денежного предложения. При продаже и покупке ценных бумаг Национальным банком пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и тем самым осуществлять управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг Национальным банком приводит к обратным последствиям.

Основные операции на открытом рынке играют главную роль в регулировании текущей ликвидности и достижении операционной цели. Они могут иметь форму кредитов, эмиссии краткосрочных облигаций, прямого и обратного РЕПО, депозитов.

Дополнительные операции на открытом рынке предназначены для сглаживания непрогнозируемых колебаний текущей ликвидности.

Внутридневной кредит предоставляет банкам возможность пополнения своей внутридневной ликвидности на бесплатной основе и содействует более равномерному и скорейшему прохождению платежей внутри дня.

Рассмотрим перечисленные инструменты более подробно.

Кредиты Национального банка предоставляются на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с заключенным с банком генеральным кредитным договором на предоставление Национальным банком кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг [14].

В обеспечение кредитов передаются в залог ценные бумаги, включенные в Ломбардный список ценных бумаг [14].

Национальный банк предоставляет банкам следующие виды кредитов:

однодневные расчетные кредиты (далее - кредиты овернайт);

ломбардные кредиты.

Кредиты овернайт предоставляются Национальным банком для обеспечения бесперебойности расчетов на срок, предусматривающий в качестве даты погашения кредита и уплаты процентов за пользование им рабочий день, следующий за днем выдачи кредита (зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка).

Ломбардные кредиты предоставляются банкам на сроки установленные Комитетом по монетарной политике.

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

по заявлениям банков. В этом случае кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ставке ломбардного кредита при наличии согласия Национального банка. Срок кредита определяется в заявлении банка и соответствующем извещении. Фиксированная процентная ставка по ломбардному кредиту устанавливается Комитетом по монетарной политике и вводится в действие соответствующим распоряжением заместителя Председателя Правления Национального банка, направляющего деятельность Главного управления монетарных операций Национального банка;

по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона. В этом случае ломбардные кредиты предоставляются после проведения аукциона по процентной ставке и в сумме, определяемых условиями и итогами аукциона.

Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться в форме:

аукциона процентных ставок;

аукциона по объявленной процентной ставке [14].

При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки начиная с максимальной. Ставкой отсечения является минимальная процентная ставка, по которой Национальным банком предоставляются кредиты банкам по результатам ломбардного кредитного аукциона.

Неконкурентные заявки банков удовлетворяются по средневзвешенной процентной ставке, сложившейся по итогам проведения ломбардного кредитного аукциона, которая рассчитывается Национальным банком по удовлетворенным (полностью и частично) конкурентным заявкам банков по итогам проведения аукциона.

Ломбардные кредитные аукционы в форме аукциона процентных ставок проводятся одним из следующих способов:

по «американскому» способу, при котором конкурентные заявки (вошедшие в список подлежащих удовлетворению конкурентных заявок) удовлетворяются по процентным ставкам, которые банки предлагают в указанных заявках и которые равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Национальным банком по результатам аукциона;

по «голландскому» способу, при котором конкурентные заявки (вошедшие в список подлежащих удовлетворению конкурентных заявок) удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список подлежащих удовлетворению конкурентных заявок банков, то есть по ставке отсечения, устанавливаемой Национальным банком по результатам аукциона.

При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона по объявленной процентной ставке превышение суммарного объема принятых к аукциону заявок над объемом кредита, размещаемого на аукционе, является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка. При этом заявки банков удовлетворяются частично.

Под сделкой СВОП понимается покупка Национальным банком у банка иностранной валюты за белорусские рубли (прямая сделка) с обязательством продажи иностранной валюты за белорусские рубли через определенный сторонами по сделке срок (обратная сделка). При этом сумма иностранной валюты не изменяется.

В качестве иностранных валют для проведения сделок СВОП используются доллар США, евро и российский рубль.

Национальный банк осуществляет сделки СВОП как в рамках постоянно доступных инструментов поддержания ликвидности банков, так и в рамках двусторонних операций поддержания ликвидности банков

В качестве постоянно доступных сделок СВОП Национальный банк осуществляет сделки СВОП со сроком исполнения обратной сделки на следующий рабочий день после совершения прямой сделки (СВОП овернайт). Указанные сделки проводятся по инициативе банков, при этом Национальный банк не вправе отказать банкам в проведении постоянно доступных сделок СВОП при выполнении ими требований, предусмотренных Национальным банком. Комитет по монетарной политике Национального банка для осуществления постоянно доступных сделок СВОП может устанавливать индивидуальные лимиты задолженности банков по сделкам СВОП (далее - лимиты). В случае отсутствия лимитов объем постоянно доступных сделок СВОП, которые могут быть заключены банками с Национальным банком, ограничивается только объемом продаваемой банками иностранной валюты по прямым сделкам.

К двусторонним сделкам СВОП относятся сделки СВОП, по которым необходимо согласие Национального банка на их проведение.

Сделки РЕПО с векселями Национального банка проводятся в белорусских рублях и в иностранной валюте [14].

Меры денежно-кредитного регулирования, осуществляемые в рамках антиинфляционной политики, направлены на сокращение либо ограничение прироста денежной массы, находящейся в обращении, поэтому для оценки их эффективности необходимо проанализировать динамику последней.

Рублевая денежная масса (денежный агрегат М2*) в Беларуси за 2010 год возросла на 27,4 процента, в том числе за декабрь 2010 г. - на 7,3 процента (за 2009 год она увеличилась на 1 процент). При этом внутригодовая динамика денежного агрегата М2* в целом сохраняла сезонные колебания, сформировавшиеся в предыдущие годы (за исключением 2009 года) и характеризовалась снижением в январе 2010 г. на 9,3 процента, или на 1,93 трлн. рублей, и последующим увеличением в феврале-декабре 2010 г. на 40,5 процента, или на 7,6 трлн. рублей (рисунок 2).

Рисунок 2 -Динамика рублевой денежной массы, в процентах к предыдущему месяцу

Средняя рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 16,6 процента при росте реального ВВП на 7,6 процента.

Скорость обращения денежного агрегата М2* в среднегодовом исчислении с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г. снизилась на 7,75 процента. Уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой рублевой денежной массе, в 2010 году составил 14,1 процента против 13 процентов в 2009 году.

Увеличение рублевой денежной массы за 2010 год сложилось за счет роста всех ее составляющих (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих, млрд. рублей


Активная рублевая денежная масса за 2010 год возросла на 21,6 процента, или на 2,5 трлн. рублей (за 2009 год - увеличилась на 5,8 процента). Ее удельный вес в структуре денежного агрегата М2* на 1 января 2011 г. составил 52,2 процента и сократился за 2010 год на 2,5 процентного пункта.

Переводные депозиты юридических лиц в белорусских рублях за 2010 год увеличились на 15,8 процента (на 0,9 трлн. рублей), а их удельный вес в структуре денежного агрегата М1 уменьшился на 2,4 процентного пункта (с 49,3 процента на начало 2010 года до 46,9 процента на 1 января 2011 г.). Динамика переводных депозитов юридических лиц характеризовалась их уменьшением в январе 2010 г. на 44,3 процента (на 2,48 трлн. рублей), что связано, прежде всего, с расходами средств, полученных в декабре 2009 г., а также с сезонным снижением деловой активности в начале года. За февраль-декабрь 2010 г. переводные депозиты юридических лиц выросли на 107,9 процента (на 3,4 трлн. рублей) и на 1 января 2011 г. сложились на уровне 6,47 трлн. рублей (рисунок 3).

Рисунок 3 -Динамика компонентов активной рублевой денежной массы, млрд. рублей

Широкая денежная масса за 2010 год увеличилась на 31,9 процента (за 2009 год на 23,1 процента) и на начало 2011 года составила 50,3 трлн. рублей. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении с 1 января 2010 г. по 1 января 2011 г. снизилась на 6,1 процента. Уровень монетизации экономики, рассчитанный по среднегодовой широкой денежной массе, в 2010 году составил 25,9 процент против 24,6 процента в 2009 году.

За 2010 год депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте увеличились на 30,2 процента, в том числе за декабрь 2010 г. - на 5,3 процента, и на 1 января 2011 г. составили 7,37 млрд. долларов США. В их объеме на 1 января 2011 г. наибольший удельный вес (59,4 процента) заняли средства физических лиц. Депозиты физических лиц в иностранной валюте увеличились на 23,7 процента, юридических лиц на 41 процент (за 2009 год рост на 40,9 процента и снижение на 0,1 процента).

В структуре депозитов физических лиц доля депозитов в иностранной валюте за 2010 год увеличилась на 1,4 процентного пункта и на 1 января 2011 г. составила 57,3 процента при снижении доли рублевых депозитов соответственно.

Таким образом, одной из главных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является проведение политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

При этом Национальный банк использует набор инструментов, направленных на регулирование денежной массы в обращении: рефинансирование коммерческих банков, обязательное резервирование, операции на открытом рынке, постоянно доступные инструменты и двусторонние операции.

Анализ регулирования инфляционных процессов в стране в 2010 году с использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики показал, что этих методов недостаточно, поскольку объем денежной массы в обращении прирастал с опережением по сравнению с реальным ВВП (16,6 и 7,6 процента соответственно).

Кроме того, темпы прироста рублевой денежной массы в 2010 году значительно опережали аналогичный показатель предыдущего года - 27,4 и 1,0 процента.

Иными словами, несмотря на важность методов денежно-кредитного регулирования и их эффективность на отдельных этапах, для регулирования инфляционных процессов необходимо также использовать и другие методы, наиболее распространенными среди которых являются методы бюджетно-финансового регулирования.

денежный оборот инфляция бюджетный

3. Инфляция и бюджетно-финансовое регулирование денежного оборота

Бюджетно-финансовое регулирование осуществляет главным образом министерство финансов в координации с центральным банком страны. Посредством изменения величины и структуры доходной и расходной части госбюджета министерство финансов может проводить ту или иную фискальную политику [17, c.129].

Можно выделить так называемую стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Суть стимулирующей политики - дать изначальный толчок развитию экономики, отдельных ее секторов. Для этого, с одной стороны, снижается налоговая нагрузка на производителей за счет уменьшения налоговых ставок с тем, чтобы они увеличили накопления на свое развитие.

С другой - увеличиваются отдельные расходные статьи госбюджета с целью оживления тех секторов экономики, которые их обслуживают. Например, увеличение расходов на здравоохранение влечет за собой размещение дополнительных заказов на производство медикаментов, медицинского оборудования, расходных материалов и т.д. Рост расходов на образование способствует увеличению выпуска учебной литературы полиграфическими производствами, выпуска канцелярской мебели, лабораторного оборудования и т.п. Рост производства предприятий в отдельных секторах экономики оживляет деятельность их партнеров. Образуется своего рода положительная цепная реакция, которая должна привести к общему оживлению экономики.

При этом изначально за счет сокращения доходной части госбюджета и роста его расходной увеличивается его дефицит, что провоцирует инфляцию, увеличение денежной массы. Расчет делается на то, что существенное увеличение выпуска товарной массы за счет оживления экономики впоследствии «свяжет» лишние деньги.

Сдерживающая фискальная политика в принципе проводится с точностью до наоборот. Доходная часть бюджета увеличивается через рост налоговых ставок, экономятся государственные расходы (расходная часть бюджета). Дефицит госбюджета сокращается, либо даже превращается в профицит, то есть превышение его доходной части над расходной. Рост денежной массы замедляется, инфляция снижается.

На практике выделить в чистом виде проведение стимулирующей или сдерживающей политики со стороны министерства финансов сложно. Скорее можно установить использование отдельных элементов той или другой политики. Так, в Беларуси за счет госбюджета традиционно получает финансовую поддержку жилищное строительство в расчете на то, что это оживляет производство его партнеров-смежников - кирпичных, цементных заводов, заводов железобетонных конструкций и др. То же относится и к сельскому хозяйству.

Можно утверждать, что и дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, не другая не является панацеей от всех экономических бед. Что касается недискреционной (автоматической) политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

наличие временного лага между принятием решений и их воздействие на экономику;

административные издержки;

пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в политическом плане мероприятие, а увеличение налогов - наоборот) [16, c.143].

Многие экономисты считают, что если правильно использовать фискальные рычаги, они могут служить хорошим инструментом в борьбе с инфляцией. Другие, однако, отмечают у фискальных методов несколько негативных черт, основными среди которых являются следующие:

. Уменьшение правительством налогов в борьбе со спадом часто приводит к бюджетному дефициту. Это происходит, поскольку бюджетные поступления становятся меньше расходов и государственный долг возрастает. Уменьшая налоги, правительство может не сокращать расходы, так как оно может либо занять, либо напечатать деньги.

. Правительство может покрывать свои расходы с помощью дополнительной эмиссии, что порождает монетарную инфляцию.

. Политические проблемы, определяющие фискальную политику правительства, делают ее неработающей, учитывая необходимость создания благоприятного имиджа правительства в глазах избирателей. Поскольку антиинфляционная фискальная политика требует снижения расходов и/или увеличения налогов, то эти меры правительства делают проблематичными его переизбрание.

. Эффект вытеснения и замена спроса домохозяйств и бизнеса спросом государства, что будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Масштабы этого эффекта вытеснения являются предметом оживленных дискуссий. Например, некоторые экономисты считают, что в случае высокой безработицы это вытеснение будет незначительным. Рациональное зерно состоит здесь в том, что в условиях спада стимулы, создаваемые увеличением правительственных расходов, могут улучшить ожидания прибыльности у предпринимателей [11, c.9].

Более подробно сценарий эффекта вытеснения выглядит следующим образом. Предположим, что экономика находится в состоянии спада и правительство в качестве одной из мер текущей фискальной политики увеличивает государственные расходы. Правительство выходит теперь на денежный рынок с целью финансирования дефицита. Следующее за этим возрастание спроса на деньги повышает процентные ставки, то есть цену, уплачиваемую за заимствование денег. Поскольку расходы варьируют обратно пропорциональным ставкам, некоторые инвестиции будут отвергнуты или вытеснены. Стимулирующая фискальная политика может обеспечить рост совокупных расходов не на всю величину прироста государственных расходов.

Эффективность фискальной политики на практике может снижаться также в результате возможного ее временного запаздывания (лаг) по отношению к потребностям текущей экономической конъюнктуры, непредвиденных международных шоков и эффекта чистого импорта, если экономика носит открытый характер.

Воздействие методов бюджетно-финансового регулирования инфляционных процессов, как упоминалось ранее, проявляется в сокращении либо увеличении бюджетных доходов и расходов в зависимости от целей регулирования, поэтому для оценки использования данных методов представляется целесообразным проанализировать формирование и исполнение государственного бюджета Республик Беларусь.

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.

Основными доходными источниками оставались налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость - на 24,6%, налога на прибыль - на 12,3%, акцизов - на 10,9% в реальном выражении. Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %

Показатели

2009 год

2010 год

1. Налоговые доходы - всего

88,4

92,0

в том числе:



Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

в т.ч. - подоходный налог

9,2

11,0

Налоги на собственность

3,5

3,8

Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

в т.ч. - НДС

25,6

33,3

- акцизы

7,8

8,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

17,1

11,8

2. Неналоговые доходы

11,4

7,8

3. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

Итого доходов

100,0

100,0


Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды».

Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» - на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу - на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году.

Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта (рисунок 4).

Рисунок 4 - Структура расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы - 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее - 27,6%, текущие бюджетные трансферты - 25,9%, обслуживание государственного долга - 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.

Таким образом, эффективность бюджетно-финансовой политики - чрезвычайно важное условие ее осуществления.

Осуществляемая в настоящее время бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь не может выполнять антиинфляционные функции, поскольку расходы бюджета, сократившиеся по сравнению с 2009 годом, все же сократились не столь существенно, как доходы (0,1 и 3,2% соответственно).

Тем не менее, тот факт, что государственные расходы сокращаются по сравнению с ранее запланированными, говорит о направленности фискальной политики на стремление сократить темпы инфляции в стране.

Представляется, что в условиях экономического кризиса проводимая в республике бюджетно-финансовая политика в большей степени направлена не на сдерживание инфляционных процессов в стране, а на недопущение значительного сокращения производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по результатам проведенного в работе исследования можно сделать ряд выводов.

Инфляция представляет собой увеличение массы необеспеченных денег в обращении государства и проявляется в росте цен на товары и услуги. Причины инфляции достаточно разнообразны и могут носить как объективный, так и субъективный характер, однако независимо от этого инфляционные процессы оказывают огромное воздействие на социально-экономическое развитие любого государства.

Инфляция при невысоких темпах может быть стимулом развития производства, но она приводит к еще большему нарушению экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу грозит гиперинфляция, которая несет с собой разрушительные последствия, вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является то, что производственная деятельность становится неэффективной, идет обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам становится все более и более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, что ведет к усилению инфляционного давления. Начинается массовое сворачивание производства.

В такой ситуации нормальные экономические отношения разрушаются. Предприниматели не знают, какую цену назначить на товары, а потребители не знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются кредитные отношения. Растет дефицит бюджета и государственный долг. Деньги фактически перестают выполнять свои функций. В результате имеет место кризис в финансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к остановке, и в итоге может наступить экономический, социальный и даже политический хаос.

Анализ инфляционных процессов, имевших место в экономике Республик Беларусь в 2010 году, показал, что они были достаточно интенсивными, что выразилось в повышении общего уровня потребительских цен в стране.

Все это свидетельствует о том, что государству необходимо принимать меры, нейтрализующие отрицательное воздействие инфляции на экономику и социальную сферу.

Одной из главных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является проведение политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

При этом Национальный банк использует набор инструментов, направленных на регулирование денежной массы в обращении: рефинансирование коммерческих банков, обязательное резервирование, операции на открытом рынке, постоянно доступные инструменты и двусторонние операции.

Кроме того, темпы прироста рублевой денежной массы в 2010 году значительно опережали аналогичный показатель предыдущего года - 27,4 и 1,0 процента.

Иными словами, несмотря на важность методов денежно-кредитного регулирования и их эффективность на отдельных этапах, для регулирования инфляционных процессов необходимо также использовать и другие методы, наиболее распространенными среди которых являются методы бюджетно-финансового регулирования.

Эффективность бюджетно-финансовой политики как инструмента регулирования инфляции - чрезвычайно важное условие ее осуществления.

Осуществляемая в настоящее время бюджетно-финансовая политика в Республике Беларусь не может выполнять антиинфляционные функции, поскольку расходы бюджета, сократившиеся по сравнению с 2009 годом, все же сократились не столь существенно, как доходы (0,1 и 3,2% соответственно).

Тем не менее, тот факт, что государственные расходы сокращаются по сравнению с ранее запланированными, говорит о направленности фискальной политики на стремление сократить темпы инфляции в стране.

Представляется, что в условиях экономического кризиса проводимая в республике бюджетно-финансовая политика в большей степени направлена не на сдерживание инфляционных процессов в стране, а на недопущение значительного сокращения производства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев А.В. Инфляция и экономический рост: разные стороны одной медали? // ЭКО. - 2008. - N 10. - С.80-90.

. Андрианов В. Деньги и инфляция // Общество и экономика. - 2009. - N 1. - С.5-18.

. Андрианов В. Инфляция в мировой экономике и в России // Общество и экономика. - 2010. - N 7-8. - С.117-198.

. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. - 2006. - N 4. - С.3-18.

. Баранов А.О. Анализ факторов инфляции России в годы экономических реформ / А.О.Баранов, И.А.Сомова // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 1. - С.111-124.

. Вальтух К.К. Эффективность производства и инфляция // ЭКО. - 2009. - N 4. - С.74-92.

. Дмитриева О. Инфляция спроса и инфляция издержек: причины формирования и формы распространения / О.Дмитриева, Д.Ушаков // Вопросы экономики. - 2011. - N 3. - С.40-52.

. Доклад Министерства финансов Республики Беларусь «О состоянии государственных финансов Республики Беларусь за январь-декабрь 2010 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data/year10/yd10/

. Карев М.Г. Инфляция, реальный обменный курс и денежная политика в экономике с ограниченной эластичностью потока капитала по процентной ставке // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - N 3. - С.329-359.

. Красавина Л.Н. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирование: системный подход // Деньги и кредит. - 2011. - N 3. - С.19-28.

11. Никитин С.М. Теории инфляции и их эволюция // Деньги и кредит. - 2005. N 1. - С.3-10.

. Николаев И. Перегрев и инфляция // Общество и экономика. - 2008. - N 6. С.98-101.

. Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления // Наука и жизнь. - 2008. - N 4. - С.14-20.

. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. 2010 год: Аналитическое обозрение. Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbrb.by/publications/EcTendencies/2010/rep_2010_12_ot.pdf

. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм // Экономист. - 2008. - N 7. - С.25-33.

. Тарханов О. Инфляция // Общество и экономика. - 2007. - N 10. - С.136-156.

. Фетисов Г.Г. Инфляция и обеспечение стабильности уровня цен. Часть I // Экон. наука соврем. России. - 2007. - N 1. - С.127-136.

Похожие работы на - Меры антиинфляционной политики в Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!