Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег

ВВЕДЕНИЕ

Представленная работа посвящена теме «Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег».

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Современный человек не может представить себе рыночную экономику без денежного обращения. Однако деньги - это продукт исторического развития. Они возникли на определенном этапе хозяйственной жизни общества, и их появление стало огромным шагом вперед по преодолению узости бартерного обмена.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения данной проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение. Субъектами выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы «Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Методологической основой курсовой работы является диалектический метод познания.

Теоретической основой курсовой работы является учебник Селищева А.С. «Макроэкономика».

В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

изучить теоретические аспекты и выявить природу денежного-кредитной-системы;

рассмотреть актуальность проблемы в современных условиях;

изложить возможности решения тематики «Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег»;

обозначить тенденции развития тематики «Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 разделов, заключение и список использованных источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Первый раздел раскрывает общие вопросы, исторические аспекты денежно-кредитной системы и монетарной политики.

Во втором разделе рассмотрены содержание и современные проблемы создания денег государством и банками.

По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса.

Теоретической и методологической основой написания работы по теме «Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных авторов (Агаповой Т.А., Ивашковкого С.Н., Матвеевой Т.Ю., Селищева А.С. и др.), статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег», справочная литература, прочие актуальные источники информации.

1. Денежно-кредитная система

Стабильная денежно-кредитная система - основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом. Центральное место как в денежно-кредитной системе, так и в рыночной экономике в целом занимают деньги. Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов, цен, на выпуск продукции.

1.1 Денежная система

.1.1 Сущность денег, их происхождение

В каждом государстве существует национальная денежная система. Национальная денежная система - закрепленная законом форма организации денежного обращения. Основные элементы денежной системы - наименование денежной единицы, масштаб цен, виды государственных денежных знаков, порядок их эмиссии и обращения; регламентация безналичного оборота, осуществляющие денежное обращение государственные органы и учреждения.

По мнению сторонников эволюционной теории, деньги появились в результате развития товарного производства и обмена. История происхождения денег подтверждает эту теорию.

На ранних стадиях развития товарного производства обмен товаров осуществлялся без денег (бартерный обмен). Акт купли был одновременно актом продажи: чтобы получить нужный товар, надо было найти другой товар, необходимый владельцу первого товара, т. е. происходила цепочка окольных обменных операций, затруднявшая торговлю. Пропорции обмена устанавливались в зависимости от случайных обстоятельств, например от того, насколько выражена потребность в продукте.

Однако по мере развития товарного производства и обмена выделяются наиболее ходовые товары, обменяв на которые свой товар, можно было беспрепятственно выменять его на другие товары. Более или менее общепризнанные эквиваленты денег появились за 2-3 тыс. лет до н. э. У разных народов в разных географических зонах в роли такого товара - всеобщего эквивалента (денег) использовались скот, меха, ракушки, соль и др. На территории современной Германии в качестве денег использовался крупный рогатый скот, в Древней Руси расплачивались шкурками белок и куниц, в Мексике использовали сахар и какао-бобы, в Перу и Боливии - перец, в Монголии - чай. Но постепенно роль посредников в обмене прочно закрепилась за металлами. Первоначально это было железо, на смену которому пришли медь и бронза. Дальнейшее развитие товарных отношений привело к выделению в качестве денег серебра и золота. Эти металлы стали деньгами потому, что их свойства максимально способствуют выполнению функции денег.

Такими свойствами являются:

редкость; золото и серебро, в отличие от всех прочих видов денег, являются редкими благами и поэтому одинаково высоко ценятся во всем мире;

сохранность; если в качестве денег используется рыба, то как бы хорошо ее ни солили или коптили, она все равно может испортиться довольно быстро. Драгоценные же металлы не подвержены порче, так как не окисляются;

портативность, т. е. высокая стоимость в небольшом объеме; известно, что на некоторых островах Тихого океана использовали каменные деньги, которые было нелегко перетаскивать с места на место;

экономическая делимость; слиток золота, поделенный на две равных по весу части означает, что стоимость каждой половины слитка ровно в два раза меньше. Если роль денег выполняли меха, то десятая часть шкурки отнюдь не стоила десятой части целой;

однородность; нельзя, чтобы одна единица денег отличалась от другой, как, например, упитанная овца отличается от тощей;

стабильность, т. ем сравнительно постоянная стоимость; стоимость денег не должна зависеть от случайных факторов. Этими свойствами не обладают ни меха, ни скот, ни жемчуг, ни зерно.

Вначале золото и серебро в качестве денег принимались на вес, что выгодно отличало этот вид денег от прочих. Постепенно на весовых слитках менялы стали ставить клеймо, удостоверяющее их вес. Впоследствии слиткам стали придавать стандартную форму - форму монет. Монеты принимались в обращении не по весу, а по номиналу, т. е. по той денежной сумме, которая была на ней указана. Постепенно закрепилось их дисковая (круглая) форма. Право чеканки монет получили лица, обладавшие абсолютной властью на большой территории. В дальнейшем вес металла и его пробу стало удостоверять государство определенным штемпелем. Впервые монеты появились в Древней Греции в VIII-VII вв. до н. э. Так сложилась система металлического денежного обращения.

В течение многих веков, вплоть до начала XIX в., в денежных системах большинства стран было параллельное хождение золотых и серебряных монет. В XIX в. большинство стран Европы перешло к золотому стандарту. Серебряные и медные монеты стали выполнять роль разменных денег. В конце XIX - начале XX в. возникла существенная диспропорция между резко возросшей массой товаров и ограниченным количеством золота. К началу Первой мировой войны практически все страны изъяли из обращения золотые и серебряные монеты. Их место заняли банкноты (банковские билеты) и разменные монеты. Происходит так называемая демонетизация золота. Демонетизация золота - прекращение выполнения золотом роли денег и превращение его в высоколиквидный товар, т. е. товар, который без потери своей стоимости легко превращается в деньги. В настоящее время золото стало одним из высоколиквидных активов, в котором держат свои средства население, фирмы и государство. Золото активно используется в качестве резерва центральных банков для поддержания стабильности курса национальной валюты.

Следующим шагом в истории финансов стало появление бумажных денег. Исторически бумажные деньги появились в обращении как заменители золотых и серебряных монет. На возможность замены полноценных денег бумажными деньгами подтолкнула практика функционирования денег как средства обращения, где деньги являются посредниками в обмене товаров. Первые бумажные деньги появились в Китае в XII в. н. э. (812); в Европе и Америке - в XV-XVIII вв.: во Франции - в 1783 г. при Людовике XV; в Швеции - в 1661 г. В России бумажные деньги были введены в 1769 г. во времена царствования Екатерины II. Обществу пришлось приложить много усилий для того, чтобы утвердить бумажные деньги в качестве платежного средства. Так, китайские законы XIII в. карали за отказ принимать императорские деньги смертью, во Франции за это же преступление давали двадцать лет каторги, а английское право рассматривало отказ от правительственных банкнот как государственную измену.

Бумажные деньги хорошо выполняли функции золотых денег, если в обращении их находилось столько, сколько нужно было золотых. Если же бумажных денег выпускалось больше, то они обесценивались, а цены на товары повышались. В настоящее время реальная стоимость бумажных денег мало зависит от золотых запасов страны, а определяется государством исходя из состояния экономики. Таким образом, эволюционная теория денег объясняет происхождение товарных, золотых и бумажных денег, рационалистическая объясняет покупательную способность денег.

1.1.2 Функции денег. Денежная ликвидность

Деньги - всеобщий эквивалент стоимости. Деньги - особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене благ. Деньги - абсолютно ликвидное средство обмена. Ликвидность - способность какого-либо финансового актива обращаться в наличные деньги. Степень ликвидности активов определяется тем, насколько быстро и с какими издержками (в сравнении с величиной их денежной оценки) эти активы могут быть проданы. Абсолютной ликвидностью обладают выпускаемые государством наличные деньги. Высоколиквидными считаются казначейские векселя, краткосрочные ценные бумаги правительства. Это объясняется тем, что рыночные цены этих бумаг лишь незначительно меняются день ото дня, а также потому, что они могут быть без труда проданы на финансовых рынках (так как обладают высокой надежностью), причем издержки совершения сделок будут весьма невелики. Промежуточным или средним уровнем ликвидности обладают акции и долгосрочные облигации, выпускаемые в обращение частными корпорациями, поскольку цены этих активов значительно сильнее изменяются с течением времени и плата, взимаемая за совершение сделок с подобными бумагами значительно выше. Неликвидна недвижимость (дома, производственные корпуса), так как рыночная цена на нее очень изменчива, ее трудно предсказать до совершения сделки. Издержки по таким сделкам могут быть очень велики.

Сущность денег проявляется в их функциях: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления, мировых денег. Деньги как мера стоимости означают, что с их помощью измеряется стоимость и цена товаров. Деньги соизмеряют стоимости товаров, т. е. товар приравнивают к определенной сумме денег, что дает количественное выражение стоимости товара. Цена - стоимость вещи, выраженная в деньгах. Государство использует определенную денежную единицу (рубль, доллар) в качестве масштаба для измерения стоимости. Так же вес измеряется с помощью единиц веса (грамм, килограмм и т. д.), стоимость товара имеет денежное выражение. Благодаря этому мы можем измерить ценность экономических благ.

Деньги как средство обращения участвуют в купле-продаже товаров и услуг. В этом случае деньги выступают как мимолетный посредник. Использование денег в качестве средства обращения снижает издержки обращения за счет уменьшения усилий и времени на совершение купли-продажи. Данная функция денег объясняет появление в обращении неполноценных монет (монеты, содержание золота и серебра в которых меньше номинала, т. е. указанного на монете веса), а также бумажных денег.

Деньги как средство платежа выступают при выплате заработной платы, уплате налогов, страховых платежей, продаже товаров в кредит и во многих других случаях, когда движение денег не опосредовано движением товаров. Если товар продается в кредит, то средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства. По мере развития индустриального общества средство платежа все чаще заменяет средство обращения, продажа и покупка в кредит становятся наиболее распространенными. Выполнение деньгами этой функции привело к появлению кредитных денег: векселей и банковских билетов.

Деньги как средство накопления не участвуют в обороте и выступают как финансовый актив. Деньги - удобная форма хранения богатства. Здесь деньги выступают как особый актив, сохраняемый после продажи товаров и обеспечивающий его владельцу покупательную способность в будущем. Правда, хранение денег в отличие от владения акциями, облигациями, сберегательными счетами не приносит дополнительного дохода. Однако преимущество денег в том, что они немедленно могут быть использованы как средство обращения или средство платежа.

1.1.3 Виды денег

За долгую историю своего существования человечество использовало огромное количество различных видов денег.

Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги - экономический товар, применяемый в качестве средства платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при торговле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. Например, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стоимость как напиток, то люди бы уже не использовали его в качестве денег. Как уже отмечалось, в качестве таких денег использовался скот, табак, зерно, шкуры животных и т. д. Примеры использования товарных денег можно найти и в современном мире. Например, в странах с исключительно высоким уровнем инфляции использование товарных денег может быть куда более предпочтительнее, чем наличных. В Анголе до недавнего времени всеобщим эквивалентом выступало баночное пиво, в Германии первых послевоенных лет - американские сигареты.

В рыночной экономике денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Наличность - деньги, передающиеся из рук в руки в натуральном виде. Под наличными деньгами понимаются металлические (монеты) и бумажные деньги (банкноты). Монета - денежный знак, изготовленный из металла (золота, серебра, медных сплавов, а в настоящее время из различных сплавов меди, никеля, алюминия). В монетах различают лицевую (аверс) и обратную (реверс) стороны, а также обрез (гурт). Основы монетного дела определяются денежной системой, принятой в государстве: законодательно регламентируется вес монеты, металл из которого она чеканится, относительная стоимость монетных металлов по отношению друг к другу и пр. По словам представителей Центробанка Российской Федерации, сегодня наше государство только выпускает монеты, но не получает их обратно. Эксперты объясняют это тем, что себестоимость российских монет выше их номинала. Монеты представляют собой разменные деньги, позволяющие совершать мелкие покупки. Металлические монеты составляют небольшую часть денежного предложения, около 10 %. Бумажные деньги (банкноты) - знаки стоимости, выпускаемые центральным банком, замещающие в обращении полноценные деньги и наделенные принудительным курсом.

Наличные деньги являются символическими деньгами. Символические деньги - средство платежа, чья стоимость или покупательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использовании. Например, банкнота в 1000 рублей стоит на рынке гораздо больше в качестве денег, чем просто как листок высококачественной, странным образом раскрашенной бумаги. Современные монеты - также символические деньги, поскольку их стоимость в качестве денег превосходит стоимость меди и никеля, из которых они сделаны. Наличные деньги принимаются в качестве средства платежа потому, что этого требует закон. Такие деньги являются декретными деньгами, или законными средствами платежа. Законное средство платежа - деньги, которые правительство провозгласило обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

Производство наличных денег во всем мире является прерогативой государства. Однако не все страны имеют возможность и считают целесообразным печатать деньги самостоятельно, и поэтому часто заказывают их за рубежом. Так, предприятия Госзнака РФ изготавливают банкноты и бумагу, чеканят монеты по заказу 15 стран; например, на московском монетном дворе чеканится индийская рупия, в Петербурге изготавливается бумага для банкнот Индонезии.

Срок службы купюры составляет от 1 до 2 лет. Средняя цена производства купюры составляет 2-5 центов. При этом, чем больше номинал купюры и чем выше степень ее зашиты, тем дороже обходится производство. Так, например, производство банкноты номиналом 20 долл. обходится США в 5 центов, и существует она в среднем 3 года. Сегодня в обороте находится 4,9 трлн. банкнот достоинством 20 долл. Если их выложить цепочкой, то можно 19 раз опоясать Землю. Если в середине XX в. для обеспечения безопасности необходимо менять деньги раз в 20-40 лет, то сегодня раз в 5 лет или даже чаще. В изображение банкноты помешается набор защитных признаков, в том числе читаемых только с помощью специального оборудования. Количество защитных признаков не разглашается. Для работы кассиров, по рекомендациям Интерпола, разрешено раскрывать не более 5-8 защитных признаков. Сегодня, по оценкам экспертов, всего несколько стран - США, Россия, Великобритания, Канада, Германия, Япония и Швейцария - способны напечатать по-настоящему надежные деньги. Сегодня в финансовых системах мира фальшивок насчитывается 15-25 % от оборота всей денежной массы.

В развитых странах с рыночной экономикой большая часть средств обращения приходится на безналичные деньги. Безналичные деньги - записи на счетах в центральном банке и его отделениях, а также вклады в коммерческих банках. Вклады в коммерческих банках называются также банковскими деньгами. Банковский вклад - денежные средства, помещаемые на хранение в банк от имени частного лица, корпорации или государства.

Безналичные деньги по существу не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть подделаны или потеряны.

В последнее время в денежном обращении широко применяются кредитные карточки - VISA, Master Card, American Express и др. Кредитные карточки не являются деньгами, они инструмент для перечисления денег и получения краткосрочной ссуды в коммерческом банке или другом финансовом учреждении, выпустившим карточки.

Экономисты прогнозируют, что в будущем электронные деньги (e-money) заменят не только традиционную наличность и чеки, но и кредитные карты. Выделяются две основные формы электронных денег смарт-карты (smart cards) и сетевые деньги (network money). Смарт-карты (электронные кошельки) имеют встроенный микропроцессор с указанием внесенной денежной суммы (аналог кредитных карт, но без посредничества банка). Сетевые деньги - электронный чип (программное обеспечение), с помощью которого осуществляется перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе и через Интернет. В пользу таких денег говорит то, что они Гораздо дешевле в обслуживании, практически не могут быть подделаны или украдены, а при соответствующей системе их движения и администрирования почти полностью исключается финансовая преступность.

1.1.4 Денежный рынок

Деньги продаются и покупаются на денежном рынке, ведущими элементами механизма функционирования которого являются спрос на деньги, предложение и цена денег (процентная ставка). Денежный рынок - рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки (цены денег). Денежный рынок представляет собой сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

1.1.4.1 Предложение денег

В современной рыночной экономике предложение денег обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве. Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):

М0 - все виды денег, обладающих высокой степенью ликвидности;

М1 - М0 + средства на расчетных и текущих банковских счетах;

М2 - М1 + срочные вклады;

М3 - М2 + государственные ценные бумаги.

Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю металлических денег приходится 2-3 %, а бумажных денег - 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике.

Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, - высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения.

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией. Если же тактическая цель центрального банка - стабилизация процентной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной. Если же центральный банк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей.

Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой центральным банком страны.

1.1.4.2 Спрос на деньги

Спрос на деньги - количество денег, которое домохозяйства и фирмы хотят иметь в своем распоряжении в зависимости от номинального валового внутреннего продукта (ВВП в денежном выражении) и ставки ссудного процента. Спрос на деньги складывается из спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги для сделок (операционный спрос на деньги) - спрос со стороны домохозяйств и фирм для приобретения товаров и услуг, расчетов по своим обязательствам. Операционный спрос на деньги зависит:

от объема номинального валового внутреннего продукта: чем больше производится товаров и услуг, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций;

уровня дохода в обществе: чем он выше, тем больше совершается сделок и тем больше требуется денег для совершения этих сделок;

уровня цен: чем он выше, тем больше денег надо для осуществления торговых сделок.

С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги изменяется пропорционально номинальному валовому внутреннему продукту и не зависит от ставки ссудного процента.

Совокупный спрос на деньги можно определить, суммировав спрос на деньги для сделок и спрос на деньги со стороны активов. Следовательно, совокупный спрос на деньги зависит от уровня номинальной процентной ставки и объема номинального ВНП. График общего (совокупно) спроса на деньги строится путем смещения по горизонтальной оси графика спроса со стороны активов на величину, равную спросу на деньги для сделок.

1.1.4.3 Равновесие на денежном рынке

Оптимальным состоянием для денежного рынка является равновесие между спросом на деньги и их предложением. Равновесие на денежном рынке устанавливается при равенстве спроса на деньги и их предложения, когда количество предлагаемых денежных средств равно количеству денег, которое хотят иметь домохозяйства и фирмы. Графически равновесие на денежном рынке достигается при пересечении кривых спроса на деньги и их предложения. Предположим, что правительство и центральный банк страны проводят политику неизменной денежной массы. График предложения денег будет иметь вид вертикальной прямой.

Точка пересечения графиков спроса на деньги и денежного предложения определяет цену равновесия и равновесный объем.

Равновесие на денежном рынке складывается при процентной ставке и массе денег.

Равновесная ставка процента - цена, уплачиваемая за использование заемных денег. При данном предложении денег, увеличение спроса на них повышает ставку ссудного процента. И наоборот, при неизменном спросе на деньги увеличение денежного предложения снижает ставку ссудного процента, а сокращение денежного предложения ее повышает.

денежный кредитный монетарный рынок

1.1.5 Количественная теория денег

При выполнении деньгами своих функций и поддержания стабильности цен важно, чтобы объем платежеспособного спроса соответствовал предложению товаров. Соблюдение этого правила обусловлено стремлением предотвратить задержку реализации товаров и услуг в связи с недостаточностью средств обращения. Поэтому важная задача - снабдить экономику необходимой денежной массой и определить, сколько денег должно находится в обращении.

Современная теория спроса на деньги представлена различными концепциями. Рассмотрим количественную теорию денег. Эта теория появилась еще в XVI в., когда приток золота из Америки в Европу возрос более чем в 2 раза, серебра - более чем втрое. Как следствие, в Испании цены возросли в 4,5 раза, в Англии - в 4 раза, во Франции - в 2,5 раза, в Италии и Германии - в 2 раза. С этого времени зависимость цен от количества денег в обращении стала предметом пристального внимания экономической науки. Широкое распространение количественная теория получила в начале XX столетия, когда обострились проблемы обращения и покупательной способности бумажных денег. Количественная теория денег связывает между собой денежный и товарный рынки, устанавливая прямую связь между ростом денежной массы в обращении и ростом товарных цен. Все колебания уровня экономической активности сопровождаются изменениями в предложении денег. Наиболее известны два варианта количественной теории денег: трансакционный подход, или теория И. Фишера, и кембриджская версия, или теория кассовых остатков. Теория денег американского экономиста Ирвинга Фишера (1867-1947) исходит из того, что поскольку деньги выполняют функцию средства обращения, то их количество, необходимое для обращения в экономике, определяется массой и ценой реализуемых благ.

.2 Кредитная система

Кредитная система России представлена банковскими учреждениями (центральный банк, коммерческие банки) и специализированными кредитно-финансовыми институтами (сберегательные учреждения, пенсионные фонды, страховые общества, инвестиционные фонды, ломбарды, кредитные союзы).

1.2.1 Центральный банк и его функции. Коммерческие банки

Основными учреждениями, предоставляющими кредит, являются банки. Банки - финансовые институты, которые аккумулируют и хранят денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные переводы, а также другие операции на финансовых рынках. Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, составляют банковскую систему. Банковская система - органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функционирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества. В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень составляет центральный банк и его учреждения. Исторически центральные банки возникли в результате централизации денежной эмиссии в надежных банках. Такие банки получили название эмиссионных. В конце XIX - начале XX в. в большинстве стран эмиссия бумажных денег была сосредоточена в одном банке, который назывался центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком. Он занимает является, как правило, государственным учреждением. В качестве банкира правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства в центральном банке, с которого покрываются правительственные расходы. Функции центрального банка сводятся к следующему:

эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка сохраняет свое значение, так как наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей;

хранение золотовалютного резерва страны;

предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов;

аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерческих банков. Каждый банк обязан хранить на резервном счете в центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов;

кредитование коммерческих банков. Здесь можно провести такие аналогии. Если фирмы, организации и частные лица кредитуются коммерческими банками, то для центрального банка клиентами являются банки коммерческие;

регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;

денежно-кредитное регулирование (совместно с правительством).

Капитал ЦБ РФ полностью принадлежит государству. Задачи и функции ЦБ РФ сформулированы и закреплены в Конституции РФ и Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Коммерческий банк - универсальный тип банка, занимающийся широким кругом операции, самой главной из которых является предоставление кредитов промышленным, торговым и другим предприятиям преимущественно за счет денежных средств, привлеченных в виде вкладов. Во всем мире коммерческие банки - важнейшее звено банковской системы - концентрируют основную часть кредитных ресурсов и осуществляют широкий диапазон банковских операций и финансовых услуг для юридических и физических лиц. Коммерческие банки можно классифицировать по ряду признаков.

По характеру собственности коммерческие банки бывают государственными, акционерными, кооперативными, частными, муниципальными, смешанными. В промышленно развитых странах преобладающей формой собственности коммерческих банков является акционерная.

По характеру выполняемых операций различают универсальные и специализированные коммерческие банки. Универсальные банки выполняют широкий круг операций и услуг. Универсальность означает тип банковской деятельности, не ограниченной по отраслям народного хозяйства, составу обслуживаемых клиентов, количеству проводимых операций, регионам. Специализированные коммерческие банки осуществляют одну или небольшое количество банковских операций. К ним относятся инвестиционные, ипотечные, сберегательные, инновационные, страховые и другие банки. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая при этом доход; свой капитал они используют для кредитования различных предприятий и целых отраслей. Ипотечные банки специализируются на предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Сберегательные банки привлекают свободные денежные средства населения, хранят сбережения, осуществляют безналичные расчеты, предоставляют населению кредиты, проводят расчетно-денежные операции по обслуживанию населения, включая операции с ценными бумагами. Инновационные банки осуществляют кредитование на всех этапах и стадиях инновационного процесса создания и внедрения различных нововведений и научно-технических разработок. Страховые банки привлекают денежные средства путем продажи страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги, также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. На современном этапе в сфере деятельности коммерческих банков наблюдается тенденция к универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Это выражается не только в увеличении числа предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций, увеличении объемов операций с ценными бумагами и снижении удельного веса ссудосберегательных операций.

По отраслевому принципу коммерческие банки можно разделить на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т. п. В России, например, это Нефтехимбанк, Электробанк, Россельхозбанк, Промстройбанк и др. Основные функции коммерческих банков:- мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в инвестиции. Банки аккумулируют денежных доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процентов или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные в форме вкладов сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банком для предоставления кредитов предприятиям и предпринимателям. Использование кредита обеспечивает развитие производительных сил страны в целом. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости, потребительских товаров. В результате с помощью банков сбережения превращаются в капитал;

кредитование предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных средств их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у конечных кредиторов и давая их конечным заемщикам;

выпуск в обращение так называемых кредитных денег. Эта функция является специфической и отличает коммерческие банки от других кредитных учреждений. Современный механизм денежной эмиссии связан с двумя понятиями: банкнотная и депозитная эмиссия. Банкнотную эмиссию осуществляет эмиссионный банк (центральный банк). Коммерческие банки осуществляют депозитную эмиссию - выпуск кредитных инструментов, которые образуются в результате выдачи ссуд клиенту. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда возвращаются ссуды, полученные у банков. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, предусматриваемых государством в лице центрального банка;

осуществление расчетов и платежей по поручению клиентов. Большая часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей;

эмиссионно-учредительная деятельность. Эта деятельность предполагает выпуск и размещение (продажу) банками ценных бумаг. Здесь банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей;

консультирование, предоставление экономической и финансовой информации. Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по новым инвестициям, по регистрации предприятий, по составлению годовых отчетов и т. д.).

Обычно выделяют четыре группы банковских операций; пассивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Пассивные операции - операции по привлечению денежных средств для формирования ресурсов банка. Ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных (заемных) средств. Для создания банка первоначально необходим определенный собственный капитал. К собственным средствам относятся акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресурсов современного банка. В основном банковские операции базируются на заемных средствах. В экономически развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100 (не превышает 10 %). В качестве источников заемных средств, формирующих капитал банка, можно назвать финансовые обязательства перед клиентами банка (депозиты, сберегательные вклады), финансовые обязательства перед другими банками. Подавляющая часть всех банковских ресурсов формируется за счет вкладов клиентов банка. Кредиты, полученные от других банков, являются обычной кредитной сделкой. Также источником привлечения средств для банка являются эмиссионные операции, которые состоят в мобилизации банком денежных средств взамен выдачи определенных пенных бумаг. Активные операции проводятся банком с целью прибыльного размещения привлеченных средств. К активным операциям банка относят кредитные операции - операции по предоставлению кредитов и ссуд, и фондовые операции - разнообразные операции банков с ценными бумагами: покупка ценных бумаг, размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей, покупка и продажа ценных бумаг по поручению клиента и т. п. Банковские услуги представляют собой, как правило, посреднические операции - инкассовые, аккредитивные, переводные, трастовые, лизинговые и др. За их предоставление с клиентов взимается специальная плата, именуемая комиссией. К собственным операциям банков относятся операции, связанные с выполнением банком его функций: приобретение банковского оборудования, охрана банка, выдача заработной платы работникам, транспортные расходы и пр.

.3 Монетарная политика

.3.1 Цели и инструменты монетарной политики

Монетарная (кредитно-денежная) политика - один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в-четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса.

Определяет и осуществляет монетарную политику центральный банк страны, однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только ЦБ, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики ЦБ могут выступать: а) контроль за предложением денег(денежной массы); б) контроль за уровнем ставки процента; в) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег ЦБ осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков(и, следовательно, на их кредитные возможности) и денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы - сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке.

Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается ЦБ и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка. Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

во первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т. е. величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются.

во вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора.

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам: и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков, и через изменение величины мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы.

Стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, поэтому данный инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (так, в США последний раз этот инструмент использовался в период кризиса 1974-1975 гг.). К тому же с начала 1980 х гг. процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому он перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента, которая в России носит название ставки рефинансирования. Учетная ставка процента - это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции. Денежные средства, полученные в ссуду у ЦБ (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы; благодаря этому, изменяя учетную ставку, ЦБ может воздействовать на предложение денег.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у ЦБ для увеличения своих резервов. Резервы коммерческих банков увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы.

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег, оказываемого изменением нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величины банковского мультипликатора. Изменение учетной ставки не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано прежде всего с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у ЦБ, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если по оценкам экспертов банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными. Вследствие этого изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики ЦБ. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки ЦБ информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику (как правило, для борьбы с инфляцией). Учетная ставка выступает своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (т. е. ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору экономики (домохозяйствам и фирмам). Когда ЦБ повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается, а рыночная ставка процента растет. Поэтому, даже если ЦБ только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, соответственно, экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», денежная масса сокращается.

Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке - покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг (деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом). Объектами операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации. Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков. Если ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму резервов на его счете в центральном банке. Тем самым общий объем резервных депозитов банковской системы возрастает, что увеличивает кредитные возможности банков и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению. Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину кредитных возможностей коммерческих банков, а изменения величины банковского мультипликатора не происходит.

Если ЦБ покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то при условии, что продавец вкладывает полученную у ЦБ сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличиваются и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие, однако, состоит в том, что, когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму покупки облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо, то увеличивается лишь сумма на текущих счетах (величина депозитов), поэтому кредитные возможности банковской системы будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна быть отчислена в обязательные резервы.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то ЦБ должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда ЦБ продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у ЦБ выгодны коммерческим банкам и населению. Дело в том, что цена облигации и ставка процента находятся в обратной зависимости и, когда ЦБ покупает государственные облигации, спрос на них возрастает, что ведет к росту их цены и падению ставки процента. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку возросшие цены позволяют получить доход за счет разницы между ценой, по которой облигация была куплена, и ценой, по которой она продается. И наоборот, когда ЦБ продает государственные ценные облигации, их предложение растет, что ведет к падению их цены и росту ставки процента, делая выгодной их покупку.

.3.2 Виды монетарной политики

Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Эта политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами выступают снижение нормы резервных требований и учетной ставки процента, покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса, что обеспечивает преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева» экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Данная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К таким мерам относятся: повышение нормы резервных требований и учетной ставки процента, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос, что обеспечивает снижение уровня цен и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню.

Воздействие монетарной политики происходит в краткосрочном периоде и направлено на сглаживание циклических колебаний экономики (стабилизацию экономики) путем воздействия на совокупный спрос с помощью изменения величины предложения денег центральным банком.

1.3.3 Воздействие монетарной политики на экономику

Механизм, который показывает, как изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на рынке товаров и услуг (реальном рынке), носит название «механизма денежной трансмиссии», или «денежного передаточного механизма».

Связующим звеном между денежным и товарным рынком выступает ставка процента. Равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег. Изменяя величину предложения денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет; если предложение денег увеличивается, ставка процента падает. Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов будут брать фирмы и тем меньше будет величина совокупных инвестиционных расходов и поэтому меньше объем выпуска. Механизм денежной трансмиссии в период спада может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Поскольку в экономике рецессия → ЦБ осуществляет покупку государственных ценных бумаг → резервы коммерческих банков увеличиваются → их кредитные возможности расширяются → банки предоставляют больше кредитов → предложение денег мультипликативно увеличивается → ставка процента (цена кредита) падает → фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты → величина инвестиционных расходов растет → совокупный спрос увеличивается → объем производства растет. Эта политика, проводимая с целью выхода из состояния рецессии, носит название «политики дешевых денег» и соответствует стимулирующей монетарной политике.

Соответственно политика, осуществляемая ЦБ в период бума («перегрева») и направленная на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией, называется «политикой дорогих денег» и согласуется со сдерживающей монетарной политикой. Поскольку экономика «перегрета» → ЦБ продает государственные ценные бумаги → резервы коммерческих банков уменьшаются → кредитные возможности банков снижаются → предложение денег мультипликативно сокращается → ставка процента (цена кредита) растет → спрос на дорогие кредиты со стороны фирм падает → величина инвестиционных расходов сокращается → совокупный спрос уменьшается → объем производства сокращается, возвращаясь к своему потенциальному уровню, а уровень цен падает.

И в том и в другом случае экономика стабилизируется.

2. Роль государства и банков в создании денег

2.1 Роль государства в создании денег

С развитием форм денег изменялся механизм определения носителей денежных функций и роль государства в этом механизме. На первых порах сам рынок проявлял потребность в деньгах, предъявлял определенные требования к денежному товару и сам стихийно выдвигал на эту роль один из наиболее ходовых и способных к ее выполнению товаров. Вмешательство извне в этот процесс было минимальным.

Еще одна значимая постоянная роль государства - определение не только формы денег, но и их стоимости, регулирование массы денег в обороте. Благодаря усилиям государства в лице его центрального банка обычные клочки бумаги или простые записи в бухгалтерских книгах банков приобрели способность выполнять функции и роль денег. Государство прежде всего предоставляет бумажным деньгам силу законного платежного средства и принимает такие гроши в платеже по всем своим требованиям.

Кроме того, оно реализует целую систему мероприятий по поддержанию массы денег на равные потребности оборота при условии сохранения постоянства цен. Тем не менее, это не значит, что государство - творец денег, что его роль в этом процессе определяющая, а сами деньги - исключительно продукт, созданный государством.

Во-первых, сам рынок служит причиной объективной потребности в деньгах, с которой государство должно считаться. Во-вторых, рынок предъявляет жесткие требования к носителю денежных функций, и государство должно выбрать носителя, который способен наиболее полным образом удовлетворить эти требования. В-третьих, количество денег в обороте определяется определенными объективными закономерностями, которые должны учитываться государством в ее регулятивных действиях.

Только при учете всех трех обстоятельств выпущенные (созданные) государством денежные знаки будут признаны рынком и смогут выполнять функции денег. Иначе они обесценятся и страну будет трясти инфляция.

Итак, роль государства в создании денег не определяющая, а корректирующая. На подтверждение этого положения можно привести тот факт, что функции денег выполняют не только выпущенные государством денежные знаки, но и долговые обязательства других эмитентов, в частности чеки и векселя.

2.2 Роль банков в создании денег

На первый взгляд, положительный ответ на этот вопрос означал бы, что банк выдает кредиты за счет несуществующих денег, то есть, вроде бы, мошенничает. Но не будем спешить с оценками. Лучше приглядимся к повседневной деятельности банкиров. Осуществляя эту деятельность, банкир в один прекрасный миг замечает: большая часть денег, внесенных на депозиты (даже если это текущие депозиты), подолгу лежит без движения.

Конечно, каждый день в банк приходят клиенты, которые берут деньги со своих счетов. Но они чередуются с клиентами, которые, наоборот, приносят деньги в банк. И если в стране общая ситуация спокойная, то, как правило, за день люди приносят денег даже больше, чем берут. Ведь редко кто кладет деньги в банк, чтобы на следующее утро снова их забрать. И тогда у банкира возникает ощущение "собаки на сене". С одной стороны, его сейфы полны наличных денег, лежащих мертвым грузом. А с другой - каждый день в дверь банка стучится столько предпринимателей, которым нужны деньги для развития коммерции и которые готовы хорошо заплатить за кредиты. Эта странная ситуация заставляет банкира сесть за математические расчеты. Он начинает подсчитывать: сколько в среднем ему нужно реально держать наличных денег в своих сейфах, чтобы ни один клиент, пришедший снять деньги со счета, не услышал от кассира чреватых паникой слов: "Денег нет!". И расчеты приводят банкира к выводу: избежать конфликтов с вкладчиками (то есть быть платежеспособным) банк может и в том случае, если будет держать в сейфах - как резерв - лишь небольшую долю тех наличных денег, которые ему принесли вкладчики. Остальные деньги можно смело пускать в оборот, представляя кредиты. Так сама жизнь рождает идею частичных резервов.

Частичный резерв - доля внесенных в банк депозитов, которую он должен и может постоянно иметь в своем распоряжении, чтобы быть в состоянии выполнять свои обязательства перед вкладчиками в нормальных условиях деятельности. Допустим, что банк получил от вкладчиков 100 млн. руб. и обнаружил, что даже в дни наибольших изъятий денег (например, перед праздниками или отпусками) ему приходится добавлять в кассу из своих подземных хранилищ не более 20 млн. руб. Остальные выплаты обычно удается покрывать за счет денег, полученных от клиентов в тот же день.

Вывод напрашивается сам собой: именно столько - 20 млн. руб., или 20% суммы вкладов, - надо хранить в сейфах ежедневно как резерв, обеспечивающий надежность банка. Остальные 80 млн. руб., или 80% вкладов, это избыточные резервы. Их можно пускать в оборот, чтобы они зарабатывали деньги и банку, и вкладчикам. Так управляющий банком однажды и поступает. И в этот момент происходит денежный "фокус": деньги начинают размножаться, рождая "кредитных отпрысков"! Этот процесс "размножения" называется кредитной эмиссией.

Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые получили от него ссуды.

Давайте внимательнее приглядимся к "фокусу" с кредитной эмиссией, поскольку это одно из наиболее необычных явлений в мире экономики.

Суть его в том, что банки одалживают деньги у... будущего. По сути дела, банк берет на себя риск и дает клиенту право расплачиваться деньгами, которые еще "не заработаны" страной. Иными словами, за деньгами кредитной эмиссии еще нет реальных ценностей в виде драгоценных металлов или товаров. Покупательная способность кредитных денег гарантирована поэтому только репутацией банковской системы страны, а точнее - ее способностью выполнять обязательства перед клиентами.

Но если банк правильно оценил надежность своего нового должника, такой риск не станет причиной банковских неприятностей. Банки всегда выдают кредиты не просто так, а под определенные нужды и проекты, то есть в расчете на то, что "кредитные деньги" потом будут возвращены из выручки от продажи реальных товаров или услуг.

Основой кредитной эмиссии стало осознание банками того факта, чтобы избыточные резервы не обязательно хранить в своих сейфах. Их можно превращать в деньги. И для этого даже не нужны секреты алхимиков. Достаточно просто договориться с заемщиками о том, что они теперь могут брать из банка деньги точно также, как те граждане и фирмы, которые некогда действительно внесли свои сбережения в этот банк. Иными словами, избыточные резервы банк сам превращает для своих заемщиков в депозиты.

Но ведь за счет этих - созданных самим банком - депозитов можно покупать блага точно также, как за счет наличных денег. Достаточно лишь дать банку указание оплатить эти блага за счет полученного кредита. А раз банковские депозиты заемщиков пригодны для оплаты покупок, то они экономически ничем не отличаются от наличных денег. Вот так банки и начинают создавать кредитные деньги - полноправный элемент общей денежной массы страны.

Поэтому мы можем теперь сказать, что в любом современном банке существуют депозиты двух видов:

) внесенные владельцами сбережений;

) созданные банков при предоставлении кредитов и имеющие своей основой избыточные резервы.

Очевидно, что механизм кредитной эмиссии в принципе крайне рискован. А вдруг многие или даже все вкладчики банка одновременно захотят превратить свои вклады обратно в наличные деньги и надо будет выплатить денег больше, чем есть у банка в частичных резервах?

Поэтому система частичных резервов, если банки используют ее поодиночке, довольно опасна. Наученные горьким опытом банковских крахов банкиры и правительства в конце концов поняли:

) кредитная эмиссия на основе частичных резервов полезна для экономики и ее надо использовать;

) такая организация работы банков требует объединения всех банков страны в систему частичных резервов, которой должен управлять национальный (центральный) эмиссионный банк.

Так родилась система частичных банковских резервов, ставшая ныне основой банковской деятельности многих стран мира, в том числе и таких крупных, как Россия и США.

Эта система основана на двух принципах:

) банки обязаны хранить в качестве резерва для расчетов с вкладчиками часть внесенных на депозиты средств (создавать частичные резервы);

) создаваемые банками резервы передаются в распоряжение национального (центрального) банка страны и объединяются в его резервные фонды.

Эти резервные фонды в любой момент могут быть использованы любым банком страны для ликвидации чрезвычайных ситуаций в банковской системе страны. Например, может случиться, что одному или многим неожиданно не хватит повседневно хранящихся в них средств для покрытия возросших требований клиентов. Такая ситуация сложилась, например, в России летом 1995 г. В этом случае денежные средства для ликвидации экстремальной ситуации коммерческим банкам выдает - из резервного фонда и в качестве кредитов - центральный банк страны. Он поэтому становится как бы банком банков.

В нашей стране банковская система стала резервной с 1990 г., после принятия законов "О Центральном банке" и "О банках и банковской деятельности". Они предоставили главному банку страны право устанавливать для коммерческих банков единые резервные требования.

Резервные требования - устанавливаемая центральным банком страны обязательная пропорция образования частичных резервов.

Резервное требование устанавливается в процентах к общей сумме денег, находящихся в банке на разных типах счетов. Например, с 1 мая 1995 г. Центральный банк России установил для коммерческих банков страны следующие ставки резервных требований:

по счетам до востребования и депозитам на срок до 30 дней - 20,0%

по депозитам на срок от 30 до 90 дней - 14,0%

по депозитам на срок свыше 90 дней - 10,0%

по валютным счетам - 1,5%

Таким образом, чем на более короткий срок получены банками средства вкладчиков, чем выше возможность полного изъятия средств всеми вкладчиками одновременно, тем выше норма резервирования как средство страхования банков.

Система частичных банковских резервов это, прежде всего, способ повышения устойчивости банковской системы. Более того, такая система расширяет возможности банков по кредитованию клиентов. Ведь при использовании этой системы каждая денежная единица банковских резервов становится обеспечением нескольких денежных единиц, выдаваемых банком в виде кредитов.

У резервной системы есть несколько чрезвычайно полезных свойств.

Во-первых, она помогает организовывать расчеты между банками.

Во-вторых, оно повышает надежность банковской системы страны в целом. Коммерческий банк, попавший в трудную ситуацию из-за нестандартно высокого объема денег, который его клиенты хотели бы получить, может одолжить деньги у центрального банка. А если он разорится, то его резервы могут быть использован для того, чтобы хотя бы частично компенсировать потери вкладчиков и клиентов.

Из-за этого центральный банк называют иногда "кредитором последней инстанции". Ведь он принимает на себя такую функцию только в самом крайнем случае, используя для поддержки попавшего в трудную ситуацию банка общенациональные резервные фонды. Таким образом, снижая угрозу стабильности банковской системы, резервная система позволяет банкам страны спокойно пользоваться механизмом кредитной эмиссии.

В-третьих, резервная система дает возможность через изменение размера денежной массы управлять всей экономической жизнью страны. Если центральный банк повышает резервные требования, то банки могут выдать меньше кредитов и предложение заемных средств на рынке капитала сокращается, а их цена возрастает. И напротив - снижая резервные требования, центральный банк дает возможность коммерческим банкам выдать кредитов больше и тогда предложение на рынке капитала возрастает, а цена заемного капитала снижается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стабильная денежно-кредитная система - основа нормального функционирования экономики и достижения общего экономического равновесия и равновесного роста экономики в целом. Центральное место как в денежно-кредитной системе, так и в рыночной экономике в целом занимают деньги. Изменение количества денег в обращении способно существенным образом повлиять на уровень доходов, цен, на выпуск продукции.

Деньги продаются и покупаются на денежном рынке, ведущими элементами механизма функционирования которого являются спрос на деньги, предложение и цена денег (процентная ставка). Денежный рынок - рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки (цены денег). Денежный рынок представляет собой сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

Кредитная система России представлена банковскими учреждениями (центральный банк, коммерческие банки) и специализированными кредитно-финансовыми институтами (сберегательные учреждения, пенсионные фонды, страховые общества, инвестиционные фонды, ломбарды, кредитные союзы, финансово-строительные компании).

Монетарная (кредитно-денежная) политика - один из видов стабилизационной, или антициклической, политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с политикой фискальной, внешнеторговой, валютной и др.). Целью любой стабилизационной, а следовательно, и монетарной политики государства является обеспечение, во-первых, экономического роста, во-вторых, полной занятости ресурсов, в-третьих, стабильности уровня цен, в -четвертых, равновесия платежного баланса. Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума. Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок, и прежде всего денежная масса. Различают два вида монетарной политики: стимулирующий и сдерживающий.

Роль государства в создании денег не определяющая, а корректирующая. На подтверждение этого положения можно привести тот факт, что функции денег выполняют не только выпущенные государством денежные знаки, но и долговые обязательства других эмитентов, в частности чеки и векселя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2006. - 448 с.

. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. Учебник. - 6-е изд. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010. - 522 с.

. Гальперин В.М., Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник. - 4-е изд., СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 719 с.

. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник - М.: Дело, 2009. - 472 с.

. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ, 2009. - 386 с.

. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. университет - высшая школа экономики. - 3-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 510 с.

. Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

Похожие работы на - Денежно-кредитная система и монетарная политика. Роль государства и банков в создании денег

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!