Увеличение эффективности аккумулирования свободных денежных средств и их инвестирования в национальную экономику.
ДКП - неотъемлемая часть социально-экономической политики, должна обеспечивать решение задач, которые связаны с элементами банковского сектора. Данный сектор должен обеспечить эффективное и безопасное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, создать эффективный ход платежного процесса. Эти задачи важны и связаны друг с другом. Определяется эффективность ДКП таким образом, чтобы присутствовал баланс между всеми задачами.
В условиях переходной экономики присутствуют различного рода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов ДКП, так как рыночные механизмы до конца не доработаны.
Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь нацелена на углубление финансово-экономической стабильности, постепенное достижение нормальных, придерживаясь мировых стандартов, темпов инфляции и девальвации. С точки зрения Национального Банка республики Беларусь, оптимальным является тот вариант ДКП, в котором не допускается резких скачков и колебаний в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.
В наши дни можно выделить ряд плюсов данной постепенной политики:
. Беларусь - одна из стран бывшего СССР, у которой получилось избежать системного банковского кризиса.
. В последние годы в республике были достигнуты определенные сдвиги, например, в стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации.
Следовательно, можно отметить, что в республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, она подтверждается стабильным обменным курсом национальной валюты, а также устойчивым снижением инфляции. В заключение, хотелось бы отметить следующие положения, которых Национальный Банк Республики Беларусь должен придерживться при разработке ДКП республики.
Во-первых, стратегической целью белорусского государства оказание и обеспечение социально-экономической стабильности, проведение рациональных реформ, нацеленных на улучшение уровня жизни населения. Во-вторых, несмотря на то, что основу производства составляют высококонцентрированные предприятия, в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Совершенствование данной структуры требует времени и значительных инвестиций.
Третья установка заключается в том, что экономика Беларуси в целом отвечает критериям «малой открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга. Данный вид экономики тесно связан с внешним миром, но сама экономика не может влиять на конъюнктуру мирового финансового рынка. Динамика валютного курса связана с доходностью операций в национальной валюте, она определяется разницей между реальными уровнями внутренней и мировой процентных ставок.
Последние 1,5 года - период изменений в ДКП Беларуси. Например, в 2012 году Национальный банк старался сохранить стабильность на валютном и финансовом рынках страны, уменьшение инфляции, поддержка уровня золотовалютных резервов государства. Обменный курс белорусского рубля находился в режиме "управляемого плавания", и его формирование теперь происходит на основе спроса и предложения иностранной валюты на биржевых торгах.
Цель на 2013 год следующая: Национальный банк Беларуси нацелен на сохранение жесткой денежно-кредитной и монетарной политики, рыночных механизмов формирования курса национальной валюты, обеспечить дальнейшее уменьшение инфляции.
Для банков устанавливаются следующие экономические нормативы:
минимальный размер уставного фонда (800 евро для унитарных предприятий, 1600 для обществ с ограниченной ответственностью, 3000 для закрытых акционерных обществ );
минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка (устанавливается для банка в сумме рублевого эквивалента 5 миллионов евро);
нормативы ликвидности(считаются по определенной формуле);
нормативы достаточности капитала (для банков с размером собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро - 10%; для банков с размером собственных средств (капитала) менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро - 11%);
максимальный размер риска на одного клиента
максимальный размер крупных рисков;
максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;
максимальный размер рисков по инсайдерам и связанным с ними лицам;
максимальный размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не входящих в группу A;
норматив участия банка в инвестиционной деятельности;
норматив валютного риска (открытой валютной позиции);
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
максимальный размер собственных вексельных обязательств;
максимальный размер привлеченных средств физических лиц;
норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.
Нормативы минимального размера уставного фонда для вновь создаваемой небанковской кредитно-финансовой организации, нормативы минимального размера собственных средств (капитала), предельного размера не денежной части уставного фонда, участия в инвестиционной деятельности и открытой валютной позиции устанавливаются для небанковских кредитно-финансовых организаций независимо от перечня осуществляемых ими операций.
Нормативы максимального размера привлеченных средств физических лиц и соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском для небанковских кредитно-финансовых организаций не устанавливаются. Остальные нормативы устанавливаются для небанковских кредитно - финансовых организаций, которые осуществляют одну или несколько из следующих банковских операций:
привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (депозиты);
открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц.
Для банков (небанковских кредитно-финансовых организаций), реорганизованных путем разделения или выделения, применяются нормативы, устанавливаемые настоящей Инструкцией для вновь созданных банков (небанковских кредитно-финансовых организаций). Для банков, реорганизованных путем слияния, присоединения или преобразования, применяются нормативы, устанавливаемые настоящей Инструкцией для банков, действующих свыше двух лет после государственной регистрации, за исключением случаев, когда в реорганизации участвуют только банки, с момента государственной регистрации которых прошло менее 2 лет, в которых применяются нормативы, устанавливаемые настоящей Инструкцией для вновь созданных банков.
Особенности применения экономических нормативов для банков, созданных на территории свободных экономических зон Республики Беларусь (далее - СЭЗ), регулируются отдельными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк).
Настоящей Инструкцией устанавливается единая методика оценки выполнения экономических нормативов, установленных для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Контроль за соблюдением банками (небанковскими кредитно-финансовыми организациями) экономических нормативов осуществляется Национальным банком на основании отчетности, представляемой банками (небанковскими кредитно-12 финансовыми организациями) в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка (далее - отчетность), а также в ходе проверок банков (небанковских кредитно-финансовых организаций).
Нормативы минимального размера собственных средств (капитала) для действующего банка (небанковской кредитно-финансовой организации), достаточности капитала, максимального размера привлеченных средств физических лиц, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском, участия банка (небанковской кредитно-финансовой организации) в инвестиционной деятельности, максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) и максимального размера собственных вексельных обязательств банки (небанковские кредитно-финансовые организации) обязаны соблюдать ежемесячно.
Норматив минимального размера уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного)банка (небанковской кредитно-финансовой организации) должен соблюдаться на дату его (ее) государственной регистрации. Контроль за соблюдением банками (небанковскими кредитно-финансовыми организациями) осуществляется Национальным банком на основании учредительных документов.
Норматив предельного размера неденежной части уставного фонда банка (небанковской кредитно-финансовой организации) должен соблюдаться на дату его (ее) государственной регистрации (государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы), а также на дату истечения двух лет после его (ее) государственной регистрации. Контроль за соблюдением банками (небанковскими кредитно-финансовыми организациями) осуществляется Национальным банком на основании учредительных документов банка (небанковской кредитно-финансовой организации). Остальные экономические нормативы банки (небанковские кредитно- финансовые организации) обязаны соблюдать ежедневно. При расчете на внутримесячные даты показателей, характеризующих выполнение экономических нормативов, при определении активов и пассивов банка допускается применение принципа консервативности в отношении активов и пассивов, в суммарном выражении составляющих не более 0,5 процента собственного капитала банка (небанковской кредитно-финансовой организации).
Уполномоченные органы банка (небанковской кредитно-финансовой организации) должны разработать и утвердить локальные нормативные акты по эффективному управлению и контролю за ликвидностью, кредитными, рыночными, операционными рисками, устанавливающие порядок и соответствующие процедуры отслеживания, оценки рисков, контроля за выполнением установленных нормативов, полномочия и другие мероприятия, обеспечивающие управление и ограничение рисков в сочетании с обеспечением прибыльной работы.
Указанные нормативные акты должны содержать системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка (небанковской кредитно-финансовой организации), и механизмы минимизации их негативных последствий.
монетарный экономический зона норматив
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я дал определение понятию «монетарная политика», рассмотрел, привел особенности проведения данного вида политики у нас в стране и показал классификацию основных экономических нормативов Национального банка республики Беларусь.
В наши дни по мере выхода мировой экономики из различных родов кризиса очень важно совершенствовать монетарную политику. Важным условием сбалансированности монетарного режима является присутствие стабильной макроэкономической среды, в которой заложена высокая эффективность производства. Для получения такой благоприятной среды следует модернизировать роль государства в экономической деятельности, особенно ценообразовании и установлении заработной платы.
Для обеспечения хороших условий внешней торговли и поддержания конкурентоспособности курсовая политика должна поддерживать стабильный курс белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют.
Процентная политика же должна быть нацелена на снижение процентных ставок при условии, если достигается финансовая стабильность.
Также банковский сектор должен сохранять устойчивость своего функционирования. Банки должны быть нацелены на снижении рисков и рисков ликвидности; привлекать средства населения на долгосрочную основу; усиливать финансовую структуру.
Работая в условиях мирового финансово-экономического кризиса, Республика Беларусь должна накопить опыт и извлечь для себя уроки, которые позволили бы в будущем избежать аналогичных проблем. Во-первых, необходима диверсификация валют, которые используются в международных экономических и финансовых отношениях. Для Республики Беларусь это валюты стран - основных торговых партнеров. Во-вторых, резервы также необходимо формировать, используя преимущественно валюты стран - торговых партнеров.
Нельзя допускать в международных финансово-экономических отношениях доминирования одной валюты. На внутреннем рынке следует максимально широко использовать национальную валюту.
Следовательно, сделаем вывод о том, что дальнейшее совершенствование ДКП в республике Беларусь будет зависеть от характера развития экономических отношений в нашей стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1). Макроэкономика: учеб. пособие. А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [ и др.] - Минск: БГЭУ, 2007г. - 568c.
2). Статья Ю. Алымова: «Эффективность монетарной политики как условие устойчивого экономического роста» - Минск: Банковский вестник, июнь 2010 г.
). Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. №597 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики на 2011 год».
). Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы - Мн.: «Беларусь», 2006. - с.32-34.
). Макконнелл К.Р., Брю С.Л. - Экономикс: принципы, проблемы, политика. Пер. 16-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 940с.
). Тарасов В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие - Минск: "Мисанта", 2003. - 512 с.