Кредитная система Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитная система Республики Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «Деньги. Кредит. Банки»

Исполнитель: студентка Кислушкина Елизавета Олеговна

Витебск 2012/2013

План

1. Кредитная система Республики Беларусь

. Денежная масса и денежная база

. Задача

Список использованных источников

1. Кредитная система Республики Беларусь

Кредитная система Республики Беларусь. Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих определенные экономические отношения в сфере денежного оборота, кредита.

Структура кредитной системы Республики Беларусь представлена банками и специализированными финансово-кредитными учреждениями (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура кредитной системы Республики Беларусь

Банковская система Беларуси является двухуровневой, в нее входят Национальный банк Республики Беларусь и другие банки. Цели, функции, принципы деятельности банковской системы, правовой статус банков страны определяет Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие с 1 января 2001 г.

Принципами, на которых строится банковская деятельность в республике, являются:

обязательное получение лицензии на осуществление банковских операций;

независимость банков, невмешательство в их деятельность государства (за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве);

разграничение ответственности банков и государства;

обязательность установленных Национальным банком экономических нормативов, направленных на поддержание стабильности и устойчивости банковской системы страны;

обеспечение физическим и юридическим лицам права выбирать банк;

соблюдение банковской тайны по операциям, счетам и депозитам клиентов;

гарантия возврата денежных средств вкладчикам банков.

Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны. Его главные цели, установленные Банковским кодексом, следующие: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля; укрепление и развитие банковской системы страны; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. В кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью Национального банка.

Важнейшими из функций, выполняемых Национальным банком, являются:

разработка и реализация денежно-кредитной политики;

осуществление эмиссии денег;

регулирование денежного обращения и кредитных отношений;

валютное регулирование.

Банк играет роль финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных органов власти, выдает лицензии на осуществление банковских операций, кредитует другие банки, осуществляет надзор за банковской деятельностью, является эмитентом ценных бумаг, хранит золотовалютные резервы страны и управляет ими.

Высшим органом управления центральным банком страны является Правление Национального банка - коллегиальный орган, состоящий из Председателя и 10 членов, которые назначаются на пять лет.

Обычные банки в Республике Беларусь представлены коммерческими организациями. Как правило, это акционерные общества или унитарные предприятия, которые имеют свой устав. Подавляющее большинство банков - универсальные.

Коммерческие банки Беларуси осуществляют, в частности, следующие операции:

привлекают денежные средства физических и юридических лиц во вклады;

размещают привлеченные денежные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открывают и ведут банковские счета физических и юридических лиц.

На 1 апреля 2012 г. банковский сектор экономики включал 31 действующий банк с 237 филиалами. Из них 26 банков являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков - со 100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.

Особенностью банковской системы Республики Беларусь является высокий уровень концентрации банковского капитала: на долю шести крупнейших банков, уполномоченных обслуживать государственные программы (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк»), приходится более 80% собственного капитала банковской системы. Характерно, что 32 банка расположены в Минске и только ОАО «АКБ «Ратон» - в Гомеле. Специализированные кредитно-финансовые организации республики представлены страховыми обществами, финансовыми компаниями, инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями, ломбардами. Согласно Банковскому кодексу, они имеют право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности. Вместе с тем закон не разрешает данным организациям привлекать денежные средства физических и юридических лиц на депозиты, предоставлять привлеченные средства от своего имени и за свой счет в кредит, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. В настоящее время этот уровень денежно-кредитной системы в республике развит крайне слабо и практически не выполняет роли финансового посредника. Национальным банком на сегодняшний день не зарегистрировано ни одной небанковской кредитно-финансовой организации.

Банковский сектор Беларуси должен совершенствоваться. В Концепции развития банковской системы определена основная стратегическая цель - укрепление устойчивости банковской системы, приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграция банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковские системы. Это требует решить следующие задачи: создать эффективную институциональную и функциональную структуру банковской системы; увеличить ресурсную базу банков; оптимизировать структуру активов и пассивов банков; расширить состав и качество банковских услуг, приблизив их к уровню развития европейских банков; повысить капитализацию банков и увеличить их уставные фонды; создать действенный механизм аккумулирования денежных средств населения и предприятий и др.

2. Денежная масса и денежная база

кредитный финансовый денежный экономический

Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот необходимо использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение. Такими величинами являются показатели денежной массы. Денежная масса - это совокупный объем всех покупательных и платежных средств в наличной и безналичной формах, находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц и обслуживающих экономический оборот страны.

На величину денежной массы влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и темпы экономического роста; уровень развития и структура кредитной и банковской систем, финансовых рынков; соотношение наличного и безналичного денежных оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства; скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д.

Определение совокупного объема денежной массы в обращении и ее структуры - достаточно сложная задача, поскольку в условиях обращения неразменных кредитных денег различные виды финансовых активов могут в той или иной степени выполнять различные денежные функции. На практике для целей Мониторинга изменений совокупной денежной массы и ее отдельных составляющих используют специальные показатели - денежные агрегаты. Это показатели объема и структуры денежной массы, которые позволяют дать не только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную характеристику, определить степень ее воздействия на экономическую активность в стране.

В соответствии с международными стандартами в качестве основного критерия выделения различных показателей денежной массы используется ликвидность, под которой понимают скорость конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа и степень затрат на проведение данной операции. Принцип расчета денежных агрегатов заключается в том, что:

каждый последующий денежный агрегат включает предыдущий;

каждый последующий денежный агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (т.е. по мере роста денежных агрегатов их ликвидность уменьшается).

В связи с этим при определении денежной массы часто используют понятия «деньги в узком смысле слова» и «деньги в широком смысле слова».

«Деньги в узком смысле слова» являются наиболее ликвидным компонентом денежной массы. К ним обычно относят наличные деньги и депозиты (вклады) до востребования. В отличие от срочных вкладов депозиты до востребования можно в любое время без всяких ограничений использовать в полной сумме для проведения расчетов и платежей. Вследствие высокой ликвидности «деньги в узком смысле слова» активно участвуют в проведении торговых и других экономических операций. Существует довольно тесная взаимосвязь динамики их объема с уровнем экономической активности в стране.

«Деньги в широком смысле слова» наряду с наличностью и депозитами до востребования включают «потенциальные деньги» - срочные депозиты и сберегательные вклады, ценные бумаги и т.д.

Необходимость определения объема «денег в широком смысле слова» и его регулирования обусловлена развитием финансовых рынков, появлением все большего числа новых финансовых инструментов (например, различных видов ценных бумаг), их растущей взаимозаменяемостью.

В связи с этим на практике прослеживается усиление влияния изменений широких денежных агрегатов на экономические процессы в стране. Количество и состав применяемых денежных агрегатов различается по странам.

Это обусловлено спецификой национальных хозяйств: уровнем развития экономики, финансовых рынков и кредитной системы; особенностями организации денежного обращения, проводимой экономической и денежно-кредитной политикой и другими факторами. В развитых странах обычно используются следующие основные агрегаты:

M1 - обычно включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования (средства на текущих банковских счетах);

М2 - содержит агрегат М, и, как правило, срочные депозиты и сберегательные вклады в коммерческих банках;

М3 - состав этого агрегата в наибольшей степени зависит от уровня развития банковской системы и финансовых рынков различных стран. Наряду с агрегатом М2 в зависимости от страны может включать срочные депозиты в крупных размерах, сберегательные вклады в специальных кредитно-финансовых институтах, депозитные сертификаты крупных коммерческих банков или другие денежные активы. Применяются и более широкие денежные агрегаты. Для обеспечения стабильности национальной денежной единицы центральный банк страны принимает меры, направленные на поддержание необходимой структуры денежной массы, оптимальной в существующих экономических условиях. Относительное равновесие между соотношением различных денежных агрегатов считается достигнутым, если темпы роста агрегатов М2 и М3 превышают темпы роста М1. Денежные агрегаты в Республике Беларусь с учетом уровня развития безналичных расчетов населения, рынка банковских услуг, финансовых рынков и ряда других причин отличаются по своему составу от показателей, применяемых в развитых странах.

Национальный банк Республики Беларусь рассчитывает следующие денежные агрегаты:

Мо (наличные деньги в обороте) - банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц;

М1 - агрегат Мо плюс переводные депозиты, включающие остатки средств юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь - на счетах до востребования в белорусских рублях;

М2 (денежная масса в национальном определении) - агрегат М1 плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами - резидентами Республики Беларусь;

М2* (рублевая денежная масса) - агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь - в белорусских рублях;

М3 (широкая денежная масса) - агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь.

Для оценки платежеспособного спроса выделяют активную денежную массу, рублевую и совокупную. Рублевая активная денежная масса включает наличные деньги в обращении и переводные депозиты в национальной валюте, т.е. равна по величине агрегату М,. Совокупная активная денежная масса наряду с агрегатом М1 содержит депозиты до востребования в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте).

На основе денежных агрегатов можно определить коэффициент монетизации экономики, который показывает уровень обеспечения национального хозяйства денежными средствами. Он рассчитывается как отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту.

В современных условиях на степень обеспеченности экономики деньгами влияют не только величина денежной массы, но и покупательная способность составляющих ее денежных средств. В связи с этим различают номинальную и реальную денежную массу. Номинальная денежная масса рассчитывается на основе сложившегося уровня цен. При определении реальной денежной массы номинальную денежную массу корректируют с учетом темпов инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной. Если темпы инфляции в стране превышают темпы роста денежной массы, то, несмотря на увеличение номинальной денежной массы, реальная денежная масса сокращается. При прочих равных условиях это приведет к нехватке денежных средств для расчетов и платежей.

Денежная база. При проведении денежно-кредитной политики органами денежно-кредитного регулирования используется такой показатель, как денежная база (или деньги центрального банка), который в развитых странах обозначается как Мо. Он не является денежным агрегатом как таковым, но применяется для расчета показателей денежной массы.

В условиях золотого стандарта все обращающиеся национальные деньги были обеспечены золотом, и денежная база равнялась объему имеющихся золотых резервов. В настоящее время, когда в обращении находятся неразменные на золото кредитные деньги, содержание этого понятия изменилось.

Денежная база - это совокупный объем наличных денег и резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в центральном банке. Она включает наличные деньги в обращении, наличные деньги в кассах банков и средства, находящиеся на их корреспондентских и депозитных счетах в центральном банке.


Таблица 1 - Упрощенный баланс центрального банка

Активы

Пассивы

Кредиты коммерческим банкам Кредиты правительств Золотовалютные резервы

Банкноты в обращении Обязательные резервы коммерческих банков Избыточные резервы коммерческих банков


В активе баланса отражено распределение ресурсов центрального банка. Специфика его активных операций заключается в том, что он является кредитором главным образом только для коммерческих банков и правительства. Осуществляя их кредитование, центральный банк тем самым предоставляет кредиты экономике.

Банкноты и резервы коммерческих банков в центральном банке, составляющие денежную базу, являются денежными обязательствами центрального банка и указываются в пассиве его баланса. Одновременно они выступают, как уже отмечалось, в качестве ресурсов центрального банка.

Объем наличных денег в обращении в развитых странах относительно совокупной денежной массы невелик. Но как компонент денежной базы банкноты занимают значительный удельный вес и во многих странах являются основным источником ресурсов центрального банка.

Обязательные резервы - это резервы, которые коммерческие банки держат в центральном банке по его требованию.

Центральный банк обязывает коммерческие банки создавать обязательные резервы главным образом в следующих целях: как страховой резерв, обеспечивающий гарантии вкладчикам банка; в качестве инструмента регулирования центральным банком денежной массы. В настоящее время в развитых странах обязательные резервы составляют небольшую часть в пассивах центральных банков. В ряде стран они официально отменены. Тем не менее в большинстве стран мира обязательные резервы остаются достаточно важным компонентом денежной базы центрального банка.

Избыточные резервы - это резервы, которые коммерческие банки хранят в центральном банке по собственному усмотрению, добровольно, помимо обязательных резервов. Для коммерческих банков они являются активами, которые в любой момент молено использовать для проведения своих операций. Избыточные резервы включают наличные деньги в кассе коммерческого банка, средства на его корреспондентском счете в центральном банке и размещенные в депозиты в центральном банке. Объем избыточных резервов коммерческого банка может изменяться вследствие увеличения притока вкладов, снижения объема выдаваемых кредитов, уменьшения нормы обязательного резервирования, получения кредита центрального банка и т.д. Коммерческий банк сам определяет целесообразный объем избыточных резервов.

Поскольку центральный банк является кредитором для коммерческих банков, он может влиять на уровень их избыточных резервов, ограничивая или увеличивая объемы своих кредитов и изменяя процентные ставки по ним. Показатель «денежная база» получил свое название вследствие того, что входящие в него денежные средства могут использоваться банками в качестве источника для создания дополнительной денежной массы. Поэтому динамика величины денежной базы оказывает значительное влияние на совокупную денежную массу. При возрастании объема денежной базы центрального банка происходит увеличение денежного предложения в стране, и наоборот.

Изменение структуры денежной базы также воздействует на совокупную денежную массу. Например, если при неизменной величине денежной базы центральный банк снизит резервные требования, то уменьшатся обязательные резервы коммерческих банков и возрастут их избыточные резервы. Это приведет к увеличению денежного предложения, так как избыточные резервы являются источниками ресурсов для проведения коммерческими банками активных операций (выдачи кредитов и т.д.), в процессе которых создаются новые депозиты, т.е. безналичная денежная масса. Структура и величина денежной базы оказывают влияние также на величину депозитного и денежного мультипликаторов, которые определяют возможности коммерческих банков в увеличении массы безналичных денег.

3. Задача

Сделать расчет графика лизинговых платежей по приведенной ниже форме, если имеются следующие данные:

1

Контрактная стоимость объекта лизинга, млн. руб.

70

2

Количество лизинговых платежей

10

3

Лизинговая ставка, %

30

4

Периодичность платежей

20 число

5

Амортизация объекта лизинга, %

75

6

Дней в году

360

7

Дней в месяце

30

8

Дата первого платежа (условно)

20.01.2001


Решение

Лизинговые платежи в части инвестиционных расходов арендодателя списываются равными частями в процентах от контрактной стоимости объекта лизинга:

,

где А (%) − амортизация объекта лизинга за период действия договора, %;

К − количество лизинговых платежей.

ЛП, % = 75 / 10 = 7,5

ЛП, млн. руб. = Контрактная стоимость объекта лизинга, млн. руб.* ЛП,% / 100

ЛП, млн. руб. = 70 * 7,5 / 100= 5,25

Доход арендодателя определяется по следующей формуле:

,

гдеПД − лизинговый платеж в части дохода, млн. руб.;

ОД − стоимость основного долга, которая ежемесячно уменьшается на сумму начисленной амортизации, млн. руб.;

ЛС% − лизинговая ставка, %;

Д − количество дней в месяце.

Пд 1= 70 * 30 * 30 / (360*100) = 1,75

Пд 2= 64,75 * 30 * 30 / (360*100) = 1,62

Пд 3= 59,5 * 30 * 30 / (360*100) = 1,49

Пд 4= 54,25 * 30 * 30 / (360*100) = 1,36

Пд 5= 49 * 30 * 30 / (360*100) = 1,23

Пд 6= 43,75 * 30 * 30 / (360*100) = 1,09

Пд 7= 38,5 * 30 * 30 / (360*100) = 0,96

Пд 8= 33,25 * 30 * 30 / (360*100) = 0,83

Пд 9= 28 * 30 * 30 / (360*100) = 0,70

Пд 10= 22,75 * 30 * 30 / (360*100) = 0,57

Сумма НДС, млн. руб. = Всего лизинговых платежей, млн. руб. * Ставка НДС, % / 100

Сумма НДС = 7,00 * 20 / 100 = 1,40

Сумма НДС = 6,87 * 20 / 100 = 1,37

Сумма НДС = 6,74 * 20 / 100 = 1,35

Сумма НДС = 6,61 * 20 / 100 = 1,32

Сумма НДС = 6,48 * 20 / 100 = 1,30

Сумма НДС = 6,34 * 20 / 100 = 1,27

Сумма НДС = 6,08 * 20 / 100 = 1,22

Сумма НДС = 5,95 * 20 / 100 = 1,19

Сумма НДС =5,82 *20 / 100 = 1,16

Расчеты сводим в таблицу.

Стоимость основного долга, млн. руб.

Лизинговые платежи, млн. руб.


Дата платежа

В части инвестиц. расходов арендодателя

Доход арендодателя

Всего

НДС

ИТОГО

70,00

20.янв

5,25

1,75

7,00

1,40

8,40

64,75

20.фев

5,25

1,62

6,87

1,37

8,24

59,50

20.мар

5,25

1,49

6,74

1,35

8,09

54,25

20.апр

5,25

1,36

6,61

1,32

7,93

49,00

20.май

5,25

1,23

6,48

1,30

7,77

43,75

20.июн

5,25

1,09

6,34

1,27

7,61

38,50

20.июл

5,25

0,96

6,21

1,24

7,46

33,25

20.авг

5,25

0,83

6,08

1,22

7,30

28,00

20.сен

0,70

5,95

1,19

7,14

22,75

20.окт

5,25

0,57

5,82

1,16

6,98

17,50


52,50

11,59

64,09

12,82

76,91


Лизинговые платежи составят 64,09 млн. руб. без НДС. НДС 20% − 12,82 млн. руб., всего с НДС − 76,91 млн. руб. Остаточная стоимость объекта лизинга 17,50 млн. руб.

Список использованных источников

1.      Деньги, кредит, банки / Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, Е.И.Кравцов и др.; Под ред. Г.И.Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.

.        Деньги, кредит, банки / Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, О.И.Румянцева [и др.]; под ред. Г.И.Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 444 с.

.        Деньги. Кредит. Банки / Е.Ф.Жуков, Н.М.Зеленкова, Л.Т.Литвиненко / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 703 с.

.        Деньги, кредит, банки / Л.И.Короткевич, И.И.Очкольда. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 160 с.

.        Деньги. Кредит. Банки / Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И.Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2005. - 680 с.

.        Деньги. Кредит. Банки / Сост. и общ. ред. А.М.Плешкуна. - Новополоцк: ПГУ, 2005. - 260 с.

.        Деньги. Кредит. Банки / Сост. Б.Н.Желиба, И.Н.Кохнович. - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - 244 с.

8.      Национальный банк Республики Беларусь [электронный ресурс]: www.nbrb.by.

Похожие работы на - Кредитная система Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!