Кредитная система Республики Беларусь
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Витебский государственный технологический университет»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
курсу: «Деньги. Кредит. Банки»
Исполнитель: студентка
Кислушкина Елизавета Олеговна
Витебск
2012/2013
План
1.
Кредитная система Республики Беларусь
.
Денежная масса и денежная база
.
Задача
Список
использованных источников
1. Кредитная система Республики
Беларусь
Кредитная система Республики
Беларусь. Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений,
обслуживающих определенные экономические отношения в сфере денежного оборота,
кредита.
Структура кредитной системы
Республики Беларусь представлена банками и специализированными
финансово-кредитными учреждениями (рисунок 1).
Рисунок 1 -
Структура кредитной системы Республики Беларусь
Банковская система Беларуси
является двухуровневой, в нее входят Национальный банк Республики Беларусь и
другие банки. Цели, функции, принципы деятельности банковской системы, правовой
статус банков страны определяет Банковский кодекс Республики Беларусь,
вступивший в действие с 1 января 2001 г.
Принципами, на которых строится
банковская деятельность в республике, являются:
обязательное получение лицензии
на осуществление банковских операций;
независимость банков,
невмешательство в их деятельность государства (за исключением случаев,
предусмотренных в законодательстве);
разграничение ответственности
банков и государства;
обязательность установленных
Национальным банком экономических нормативов, направленных на поддержание
стабильности и устойчивости банковской системы страны;
обеспечение физическим и
юридическим лицам права выбирать банк;
соблюдение банковской тайны по
операциям, счетам и депозитам клиентов;
гарантия возврата денежных
средств вкладчикам банков.
Национальный банк Республики
Беларусь является центральным банком страны. Его главные цели, установленные
Банковским кодексом, следующие: защита и обеспечение устойчивости белорусского
рубля; укрепление и развитие банковской системы страны; обеспечение
эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. В
кодексе особо оговаривается, что получение прибыли не является основной целью
Национального банка.
Важнейшими из функций,
выполняемых Национальным банком, являются:
разработка и реализация
денежно-кредитной политики;
осуществление эмиссии денег;
регулирование денежного
обращения и кредитных отношений;
валютное регулирование.
Банк играет роль финансового
агента Правительства Республики Беларусь и местных органов власти, выдает
лицензии на осуществление банковских операций, кредитует другие банки,
осуществляет надзор за банковской деятельностью, является эмитентом ценных
бумаг, хранит золотовалютные резервы страны и управляет ими.
Высшим органом управления
центральным банком страны является Правление Национального банка -
коллегиальный орган, состоящий из Председателя и 10 членов, которые назначаются
на пять лет.
Обычные банки в Республике
Беларусь представлены коммерческими организациями. Как правило, это акционерные
общества или унитарные предприятия, которые имеют свой устав. Подавляющее
большинство банков - универсальные.
Коммерческие банки Беларуси
осуществляют, в частности, следующие операции:
привлекают денежные средства
физических и юридических лиц во вклады;
размещают привлеченные денежные
средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и
срочности;
открывают и ведут банковские
счета физических и юридических лиц.
На 1 апреля 2012 г. банковский
сектор экономики включал 31 действующий банк с 237 филиалами. Из них 26 банков
являются банками с участием иностранного капитала, в том числе 9 банков - со
100-процентным иностранным капиталом, еще у двух банков только по одной акции
принадлежит резидентам Республики Беларусь. На территории Республики Беларусь
находятся 8 представительств иностранных банков России, Украины, Литвы, Латвии,
Германии и Межгосударственного банка.
Особенностью банковской системы
Республики Беларусь является высокий уровень концентрации банковского капитала:
на долю шести крупнейших банков, уполномоченных обслуживать государственные
программы (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк»,
«Приорбанк» ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк»), приходится
более 80% собственного капитала банковской системы. Характерно, что 32 банка
расположены в Минске и только ОАО «АКБ «Ратон» - в Гомеле. Специализированные
кредитно-финансовые организации республики представлены страховыми обществами,
финансовыми компаниями, инвестиционными фондами, лизинговыми компаниями,
ломбардами. Согласно Банковскому кодексу, они имеют право осуществлять
отдельные банковские операции и виды деятельности. Вместе с тем закон не
разрешает данным организациям привлекать денежные средства физических и юридических
лиц на депозиты, предоставлять привлеченные средства от своего имени и за свой
счет в кредит, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.
В настоящее время этот уровень денежно-кредитной системы в республике развит
крайне слабо и практически не выполняет роли финансового посредника.
Национальным банком на сегодняшний день не зарегистрировано ни одной
небанковской кредитно-финансовой организации.
Банковский сектор Беларуси
должен совершенствоваться. В Концепции развития банковской системы определена
основная стратегическая цель - укрепление устойчивости банковской системы,
приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграция банковского сектора
Беларуси в региональную и мировую банковские системы. Это требует решить следующие
задачи: создать эффективную институциональную и функциональную структуру
банковской системы; увеличить ресурсную базу банков; оптимизировать структуру
активов и пассивов банков; расширить состав и качество банковских услуг,
приблизив их к уровню развития европейских банков; повысить капитализацию
банков и увеличить их уставные фонды; создать действенный механизм
аккумулирования денежных средств населения и предприятий и др.
2. Денежная масса и денежная база
кредитный финансовый денежный экономический
Для определения оптимального
количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот необходимо
использовать количественные величины, характеризующие денежное предложение.
Такими величинами являются показатели денежной массы. Денежная масса - это совокупный
объем всех покупательных и платежных средств в наличной и безналичной формах,
находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц и
обслуживающих экономический оборот страны.
На величину денежной массы
влияет множество факторов: объем валового внутреннего продукта и темпы
экономического роста; уровень развития и структура кредитной и банковской
систем, финансовых рынков; соотношение наличного и безналичного денежных
оборотов; денежно-кредитная, валютная и финансовая политика государства;
скорость оборота денег; состояние платежного баланса страны и т.д.
Определение совокупного объема
денежной массы в обращении и ее структуры - достаточно сложная задача,
поскольку в условиях обращения неразменных кредитных денег различные виды финансовых
активов могут в той или иной степени выполнять различные денежные функции. На
практике для целей Мониторинга изменений совокупной денежной массы и ее
отдельных составляющих используют специальные показатели - денежные агрегаты.
Это показатели объема и структуры денежной массы, которые позволяют дать не
только количественную оценку величины денежной массы, но и ее качественную
характеристику, определить степень ее воздействия на экономическую активность в
стране.
В соответствии с международными
стандартами в качестве основного критерия выделения различных показателей
денежной массы используется ликвидность, под которой понимают скорость
конверсии отдельных форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и
платежа и степень затрат на проведение данной операции. Принцип расчета
денежных агрегатов заключается в том, что:
каждый последующий денежный
агрегат включает предыдущий;
каждый последующий денежный
агрегат включает менее ликвидные финансовые активы, чем предыдущий (т.е. по
мере роста денежных агрегатов их ликвидность уменьшается).
В связи с этим при определении
денежной массы часто используют понятия «деньги в узком смысле слова» и «деньги
в широком смысле слова».
«Деньги в узком смысле слова»
являются наиболее ликвидным компонентом денежной массы. К ним обычно относят
наличные деньги и депозиты (вклады) до востребования. В отличие от срочных
вкладов депозиты до востребования можно в любое время без всяких ограничений
использовать в полной сумме для проведения расчетов и платежей. Вследствие высокой
ликвидности «деньги в узком смысле слова» активно участвуют в проведении
торговых и других экономических операций. Существует довольно тесная
взаимосвязь динамики их объема с уровнем экономической активности в стране.
«Деньги в широком смысле слова»
наряду с наличностью и депозитами до востребования включают «потенциальные
деньги» - срочные депозиты и сберегательные вклады, ценные бумаги и т.д.
Необходимость определения
объема «денег в широком смысле слова» и его регулирования обусловлена развитием
финансовых рынков, появлением все большего числа новых финансовых инструментов
(например, различных видов ценных бумаг), их растущей взаимозаменяемостью.
В связи с этим на практике
прослеживается усиление влияния изменений широких денежных агрегатов на экономические
процессы в стране. Количество и состав применяемых денежных агрегатов
различается по странам.
Это обусловлено спецификой
национальных хозяйств: уровнем развития экономики, финансовых рынков и
кредитной системы; особенностями организации денежного обращения, проводимой
экономической и денежно-кредитной политикой и другими факторами. В развитых
странах обычно используются следующие основные агрегаты:
M1
- обычно включает наличные деньги в обращении и депозиты до востребования
(средства на текущих банковских счетах);
М2 - содержит
агрегат М, и, как правило, срочные депозиты и сберегательные вклады в
коммерческих банках;
М3 - состав этого
агрегата в наибольшей степени зависит от уровня развития банковской системы и
финансовых рынков различных стран. Наряду с агрегатом М2 в
зависимости от страны может включать срочные депозиты в крупных размерах,
сберегательные вклады в специальных кредитно-финансовых институтах, депозитные
сертификаты крупных коммерческих банков или другие денежные активы. Применяются
и более широкие денежные агрегаты. Для обеспечения стабильности национальной
денежной единицы центральный банк страны принимает меры, направленные на
поддержание необходимой структуры денежной массы, оптимальной в существующих
экономических условиях. Относительное равновесие между соотношением различных
денежных агрегатов считается достигнутым, если темпы роста агрегатов М2
и М3 превышают темпы роста М1. Денежные агрегаты в
Республике Беларусь с учетом уровня развития безналичных расчетов населения,
рынка банковских услуг, финансовых рынков и ряда других причин отличаются по
своему составу от показателей, применяемых в развитых странах.
Национальный банк Республики
Беларусь рассчитывает следующие денежные агрегаты:
Мо (наличные деньги
в обороте) - банкноты и монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах
юридических лиц;
М1 - агрегат Мо
плюс переводные депозиты, включающие остатки средств юридических и физических
лиц - резидентов Республики Беларусь - на счетах до востребования в белорусских
рублях;
М2 (денежная масса в
национальном определении) - агрегат М1 плюс другие депозиты (срочные
депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами - резидентами
Республики Беларусь;
М2* (рублевая
денежная масса) - агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме
акций) юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь - в
белорусских рублях;
М3 (широкая денежная
масса) - агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в
иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной
валюте и депозиты в драгоценных металлах юридических и физических лиц -
резидентов Республики Беларусь.
Для оценки платежеспособного
спроса выделяют активную денежную массу, рублевую и совокупную. Рублевая
активная денежная масса включает наличные деньги в обращении и переводные
депозиты в национальной валюте, т.е. равна по величине агрегату М,. Совокупная
активная денежная масса наряду с агрегатом М1 содержит депозиты до
востребования в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте).
На основе денежных агрегатов
можно определить коэффициент монетизации экономики, который показывает уровень
обеспечения национального хозяйства денежными средствами. Он рассчитывается как
отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту.
В современных условиях на степень
обеспеченности экономики деньгами влияют не только величина денежной массы, но
и покупательная способность составляющих ее денежных средств. В связи с этим
различают номинальную и реальную денежную массу. Номинальная денежная масса
рассчитывается на основе сложившегося уровня цен. При определении реальной
денежной массы номинальную денежную массу корректируют с учетом темпов
инфляции, поэтому реальная денежная масса меньше номинальной. Если темпы
инфляции в стране превышают темпы роста денежной массы, то, несмотря на
увеличение номинальной денежной массы, реальная денежная масса сокращается. При
прочих равных условиях это приведет к нехватке денежных средств для расчетов и
платежей.
Денежная база. При проведении
денежно-кредитной политики органами денежно-кредитного регулирования
используется такой показатель, как денежная база (или деньги центрального
банка), который в развитых странах обозначается как Мо. Он не
является денежным агрегатом как таковым, но применяется для расчета показателей
денежной массы.
В условиях золотого стандарта
все обращающиеся национальные деньги были обеспечены золотом, и денежная база
равнялась объему имеющихся золотых резервов. В настоящее время, когда в
обращении находятся неразменные на золото кредитные деньги, содержание этого
понятия изменилось.
Денежная база - это совокупный
объем наличных денег и резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в
центральном банке. Она включает наличные деньги в обращении, наличные деньги в
кассах банков и средства, находящиеся на их корреспондентских и депозитных
счетах в центральном банке.
Таблица 1 -
Упрощенный баланс центрального банка
Активы
|
Пассивы
|
Кредиты
коммерческим банкам Кредиты правительств Золотовалютные резервы
|
Банкноты
в обращении Обязательные резервы коммерческих банков Избыточные резервы
коммерческих банков
|
В активе баланса отражено
распределение ресурсов центрального банка. Специфика его активных операций заключается
в том, что он является кредитором главным образом только для коммерческих
банков и правительства. Осуществляя их кредитование, центральный банк тем самым
предоставляет кредиты экономике.
Банкноты и резервы коммерческих
банков в центральном банке, составляющие денежную базу, являются денежными
обязательствами центрального банка и указываются в пассиве его баланса.
Одновременно они выступают, как уже отмечалось, в качестве ресурсов
центрального банка.
Объем наличных денег в
обращении в развитых странах относительно совокупной денежной массы невелик. Но
как компонент денежной базы банкноты занимают значительный удельный вес и во
многих странах являются основным источником ресурсов центрального банка.
Обязательные резервы - это
резервы, которые коммерческие банки держат в центральном банке по его
требованию.
Центральный банк обязывает
коммерческие банки создавать обязательные резервы главным образом в следующих
целях: как страховой резерв, обеспечивающий гарантии вкладчикам банка; в
качестве инструмента регулирования центральным банком денежной массы. В
настоящее время в развитых странах обязательные резервы составляют небольшую
часть в пассивах центральных банков. В ряде стран они официально отменены. Тем
не менее в большинстве стран мира обязательные резервы остаются достаточно
важным компонентом денежной базы центрального банка.
Избыточные резервы - это
резервы, которые коммерческие банки хранят в центральном банке по собственному
усмотрению, добровольно, помимо обязательных резервов. Для коммерческих банков
они являются активами, которые в любой момент молено использовать для
проведения своих операций. Избыточные резервы включают наличные деньги в кассе
коммерческого банка, средства на его корреспондентском счете в центральном
банке и размещенные в депозиты в центральном банке. Объем избыточных резервов
коммерческого банка может изменяться вследствие увеличения притока вкладов,
снижения объема выдаваемых кредитов, уменьшения нормы обязательного
резервирования, получения кредита центрального банка и т.д. Коммерческий банк
сам определяет целесообразный объем избыточных резервов.
Поскольку центральный банк
является кредитором для коммерческих банков, он может влиять на уровень их
избыточных резервов, ограничивая или увеличивая объемы своих кредитов и изменяя
процентные ставки по ним. Показатель «денежная база» получил свое название
вследствие того, что входящие в него денежные средства могут использоваться
банками в качестве источника для создания дополнительной денежной массы.
Поэтому динамика величины денежной базы оказывает значительное влияние на
совокупную денежную массу. При возрастании объема денежной базы центрального
банка происходит увеличение денежного предложения в стране, и наоборот.
Изменение структуры денежной
базы также воздействует на совокупную денежную массу. Например, если при
неизменной величине денежной базы центральный банк снизит резервные требования,
то уменьшатся обязательные резервы коммерческих банков и возрастут их
избыточные резервы. Это приведет к увеличению денежного предложения, так как
избыточные резервы являются источниками ресурсов для проведения коммерческими
банками активных операций (выдачи кредитов и т.д.), в процессе которых
создаются новые депозиты, т.е. безналичная денежная масса. Структура и величина
денежной базы оказывают влияние также на величину депозитного и денежного
мультипликаторов, которые определяют возможности коммерческих банков в
увеличении массы безналичных денег.
3. Задача
Сделать расчет графика лизинговых платежей по
приведенной ниже форме, если имеются следующие данные:
1
|
Контрактная
стоимость объекта лизинга, млн. руб.
|
70
|
2
|
Количество
лизинговых платежей
|
10
|
3
|
Лизинговая
ставка, %
|
30
|
4
|
Периодичность
платежей
|
20
число
|
5
|
Амортизация
объекта лизинга, %
|
75
|
6
|
Дней
в году
|
360
|
7
|
Дней
в месяце
|
30
|
8
|
Дата
первого платежа (условно)
|
20.01.2001
|
Решение
Лизинговые платежи в части инвестиционных
расходов арендодателя списываются равными частями в процентах от контрактной
стоимости объекта лизинга:
,
где А (%) − амортизация
объекта лизинга за период действия договора, %;
К − количество лизинговых
платежей.
ЛП, % = 75 / 10 = 7,5
ЛП, млн. руб. = Контрактная
стоимость объекта лизинга, млн. руб.* ЛП,% / 100
ЛП, млн. руб. = 70 * 7,5 / 100= 5,25
Доход арендодателя
определяется по следующей формуле:
,
гдеПД − лизинговый
платеж в части дохода, млн. руб.;
ОД − стоимость основного
долга, которая ежемесячно уменьшается на сумму начисленной амортизации, млн.
руб.;
ЛС% − лизинговая ставка, %;
Д − количество дней в месяце.
Пд 1= 70 * 30 * 30 / (360*100) =
1,75
Пд 2= 64,75 * 30 * 30 / (360*100) =
1,62
Пд 3= 59,5 * 30 * 30 / (360*100) =
1,49
Пд 4= 54,25 * 30 * 30 / (360*100) =
1,36
Пд 5= 49 * 30 * 30 / (360*100) =
1,23
Пд 6= 43,75 * 30 * 30 / (360*100) =
1,09
Пд 7= 38,5 * 30 * 30 / (360*100) =
0,96
Пд 8= 33,25 * 30 * 30 / (360*100) =
0,83
Пд 9= 28 * 30 * 30 / (360*100) =
0,70
Пд 10= 22,75 * 30 * 30 / (360*100) =
0,57
Сумма НДС, млн. руб. = Всего
лизинговых платежей, млн. руб. * Ставка НДС, % / 100
Сумма НДС = 7,00 * 20 / 100 = 1,40
Сумма НДС = 6,87 * 20 / 100 = 1,37
Сумма НДС = 6,74 * 20 / 100 = 1,35
Сумма НДС = 6,61 * 20 / 100 = 1,32
Сумма НДС = 6,48 * 20 / 100 = 1,30
Сумма НДС = 6,34 * 20 / 100 = 1,27
Сумма НДС = 6,08 * 20 / 100 = 1,22
Сумма НДС = 5,95 * 20 / 100 = 1,19
Сумма НДС =5,82 *20 / 100 = 1,16
Расчеты сводим в таблицу.
Стоимость
основного долга, млн. руб.
|
Лизинговые
платежи, млн. руб.
|
|
Дата
платежа
|
В
части инвестиц. расходов арендодателя
|
Доход
арендодателя
|
Всего
|
НДС
|
ИТОГО
|
70,00
|
20.янв
|
5,25
|
1,75
|
7,00
|
1,40
|
8,40
|
64,75
|
20.фев
|
5,25
|
1,62
|
6,87
|
1,37
|
8,24
|
59,50
|
20.мар
|
5,25
|
1,49
|
6,74
|
1,35
|
8,09
|
54,25
|
20.апр
|
5,25
|
1,36
|
6,61
|
1,32
|
7,93
|
49,00
|
20.май
|
5,25
|
1,23
|
6,48
|
1,30
|
7,77
|
43,75
|
20.июн
|
5,25
|
1,09
|
6,34
|
1,27
|
7,61
|
38,50
|
20.июл
|
5,25
|
0,96
|
6,21
|
1,24
|
7,46
|
33,25
|
20.авг
|
5,25
|
0,83
|
6,08
|
1,22
|
7,30
|
28,00
|
20.сен
|
0,70
|
5,95
|
1,19
|
7,14
|
22,75
|
20.окт
|
5,25
|
0,57
|
5,82
|
1,16
|
6,98
|
17,50
|
|
52,50
|
11,59
|
64,09
|
12,82
|
76,91
|
Лизинговые платежи составят 64,09 млн. руб. без
НДС. НДС 20% − 12,82 млн. руб., всего с НДС − 76,91 млн. руб.
Остаточная стоимость объекта лизинга 17,50 млн. руб.
Список использованных источников
1. Деньги,
кредит, банки / Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, Е.И.Кравцов и др.; Под ред.
Г.И.Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.
. Деньги,
кредит, банки / Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, О.И.Румянцева [и др.]; под ред.
Г.И.Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 444 с.
. Деньги.
Кредит. Банки / Е.Ф.Жуков, Н.М.Зеленкова, Л.Т.Литвиненко / Под ред. проф.
Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 703 с.
. Деньги,
кредит, банки / Л.И.Короткевич, И.И.Очкольда. - Мн.: ТетраСистемс, 2008. - 160
с.
. Деньги.
Кредит. Банки / Под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф.
О.И.Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2005. - 680 с.
. Деньги.
Кредит. Банки / Сост. и общ. ред. А.М.Плешкуна. - Новополоцк: ПГУ, 2005. - 260
с.
. Деньги.
Кредит. Банки / Сост. Б.Н.Желиба, И.Н.Кохнович. - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - 244
с.
8. Национальный
банк Республики Беларусь [электронный ресурс]: www.nbrb.by.