Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь















КУРСОВАЯ РАБОТА

Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

Введение

Денежно-кредитная политика является основным инструментом государства по регулированию экономики в целом. Это система связанных мероприятий, проводимых Центральным банком с целью контролирования денежного обращения.

Главными целями денежно-кредитной политики являются - стабильность уровня цен и совокупного объема производства, полная занятость населения, отсутствие инфляции и экономический рост.

Объектом исследования является денежно-кредитная политика.

Предметом исследования - цели и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Цель данной работы: Выявить основные проблемы и пути дальнейшего развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Ее задачей является нахождение путей обеспечения устойчивости белорусского рубля и его курса по отношению к иностранной валюте, путем совершенствования денежно-кредитной политики и способствованию социально-экономическому развитию, его ускорению.

Сама тема денежно-кредитной политики достаточно разносторонняя и поскольку экономическое положение страны зависит от структуры денежно-кредитной системы, которая постоянно изменяется, то денежно-кредитная политика также нуждается в доработке. Чем эффективнее работа Национального банка, тем удачнее реализуются программы экономического и социального развития. Используя опыт других развитых стран, можно ускорить развитие экономики нашей страны.

В первой главе своей работы я попытаюсь рассмотреть составные элементы денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ее основные цели, а также инструменты ее регулирования. Вторая глава демонстрирует основные типы денежно-кредитной политики. Третья глава посвящена денежно-кредитной политике в современной экономике Республики Беларусь, а также особенностям ее осуществления в нашей стране, основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.

1.Цели и инструменты денежно-кредитной политики

1.1 Понятие денежно-кредитной политики и ее цели

денежный кредитный экономика

Денежно-кредитная политика является основной составляющей экономической политики страны. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных целей и задач, механизмов и инструментов, которые влияют на экономические процессы путем изменения структуры и объема денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика - это комплекс мер стабилизации денежного обращения и кредита, для обеспечения высокого экономического развития воздействием на динамику и уровень инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Базовой целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении единого уровня производства, отличающегося полной занятостью и постоянством цен. В целях стабилизации совокупного объема производства, уровня цен и занятости, денежно-кредитная политика изменяет предложение денег. Сутью денежно-кредитной политики является достижение предельно допустимого равновесия монетарного рынка, т.е. сохранение баланса между объемом денежной массы в обращении и потребностью в деньгах.

Многие экономисты и представители центральных банков разных стран выделяют шесть основных целей направления денежно-кредитной политики:

1)Низкий уровень безработицы;

2)Экономический рост;

3)Стабильность цен;

4)Устойчивость ставки процента;

5)Постоянство на финансовых рынках;

6)Прочность валютного рынка.

Раскрою каждую цель более обширно.

Низкий уровень безработицы

Необходимость высокого уровня занятости, т.е. низкого уровня безработицы конечно бесспорна. Высокий уровень безработицы увеличивает уровень несостоятельности людей: они могут потерять чувство собственного достоинства, если испытывают финансовые затруднения, может увеличиться уровень преступности (однако этот вопрос еще остается спорным). При высокой безработице не только много людей остается без рабочих мест, но и остаются незадействованными ресурсы (неэксплуатируемое оборудование, закрытые фабрики), конечным итогом чего является недопроизводство (снижение ВВП).

Многие думают, что полная занятость достигается тогда, когда нет ни одного неработающего человека, т.е. фактически, когда безработица равна нулю. В таком случае не воспринимается тот факт, например что, фрикционная безработица полезна экономике. Например, рабочий, ищущий лучшую работу, может считаться безработным на период ее поиска.

Чтобы достичь низкого уровня безработицы, нужно пытаться прийти не к нулевому уровню безработицы, а к некому положению выше нуля, которое бы отвечало полной занятости и гарантировало бы соответствие предложения и спроса на труд. Экономисты называют его естественным уровнем безработицы.

Экономический рост

Направленность на неизменный экономический рост тесно сплетена с целью поддержания высокого уровня занятости, потому как при низком уровне безработицы предприятия, по всей видимости, будут реализовывать инвестиции в оборудование, с целью повышения производительности труда и обеспечения экономического роста. И наоборот, производителям не выгодно инвестировать в дополнительные заводы и оборудование, если уровень безработицы высокий и фабрики не заняты. Эти две цели взаимосвязаны, однако, государственная политика специально направлена на поддержание экономического роста стимулированием инвестиционной активности предприятий или процесс формирования сбережений населения, которые предоставляют фирмам средства для инвестирования.

Стабильность цен

В последнее время стало больше внимания уделяться социальным и экономическим издержкам инфляции и проблемам стабильности уровня цен. Она, стабильность цен, полезна тем, что повышение уровня цен (инфляция) вызывает неопределенность в экономике.

Устойчивость ставки процента

Так как колебания процентных ставок также могут вызывать неопределенность в экономике и затруднять планирование будущего, поэтому необходимо поддержание устойчивости ставки процента.

Постоянство на финансовых рынках

Помощь в предупреждении финансовой паники - это один из методов обеспечения постоянства. Поскольку колебания ставки процента формируют неопределенность для финансовых организаций, то и постоянство на финансовых рынках обеспечивается устойчивостью процентной ставки.

Прочность валютного рынка

Проанализируем этот пункт на примере США. В то время как увеличивалась значимость международной деятельности для экономики США, Федерация Резервной системы стала больше уделять внимания курсу доллара, в отношении к другим валютам. Чем больше рост курса доллара, тем менее конкурентоспособной является американская продукция за границей, и наоборот, снижение курса стимулирует инфляцию. Предотвращение значительных колебаний курса доллара облегчает людям и предприятиям планирование будущих приобретений и сбыт за границей. Поэтому регулирование резких колебаний курса на валютных рынках - это важная задача денежно-кредитной политики.

На основе приведенных данных можно сделать вывод, что все цели связаны и зависимы друг от друга и выполняются только при работе каждой из них.

Государство стремится умерить экономические кризисы, удержать рост инфляции путем денежно-кредитного регулирования. Государство, использует кредит для экономического побуждения к капиталовложениям во всевозможные отрасли экономики страны.

Особым учреждением, продвигающим денежную массу, является банк. Руководит банковской системой Центральный банк (ЦБ). Он стабилизирует деятельность коммерческих банков и специальных финансово-кредитных организаций, таких как: страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения и т.д. Первоначально основной функцией центральных банков была реализация эмиссии наличных денег. В настоящий момент к этой функции были добавлены еще две: контролирование денежного обращения в стране и деятельности коммерческих банков, в то время как первоначальная функция постепенно отошла на второй план. Однако это не значит, что деятельность центральных банков по эмиссии наличных денег не должна быть менее продуманной, чем остальные, так как наличные деньги все еще являются основанием, удерживающим оставшуюся денежную массу.

Проводя денежно-кредитную политику, Центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, усиления денежного обращения, равновесия внутренних экономических процессов, путем воздействия на кредитную активность коммерческих банков и направляя и стабилизации расширения или сокращения кредитования экономики. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

Следует отметить, что денежно-кредитная политика реализуется двумя методами воздействия: косвенным (экономическим) и прямым (административным). Разница между ними заключается в том, что Центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

По сути, денежно-кредитная политика воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие продуктивнее действия бюджетно-налоговой (фискальной) политики, поскольку денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на перемены в экономике. На нее влияет политический фактор. У Центрального банка есть возможность, хоть ежедневно делать выбор о покупке или продаже ценных бумаг, воздействуя на ставку процента и денежное предложение. В бюджетно-налоговой политике дело обстоит иначе, так как решение о ее проведении обсуждают и утверждают законодательные органы, поэтому принятие подобных решений может быть отложено из-заполитических факторов.

Помимо центрального банка страны в регулировании денежных потоков со стороны государства принимают участие, прежде всего министерство финансов, основное назначение которого - регулирование немалых денежных средств при создании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций.

1.2 Инструменты денежно-кредитной политики

При всех отличительных особенностях устройства денежно-кредитной политики, в отдельных странах действует общепринятый инструментарий, который использует Центральный банк. Проанализируем основные инструменты денежно-кредитной политики. К ним относятся:

1)Политика обязательных резервов;

2)Изменение ставки рефинансирования (дисконтная политика);

)Операции на открытом рынке;

)Некоторые меры административного регулирования.

Политика обязательных резервов

Обязательные резервные нормы являются, по существу, частью кассовых (денежных) резервов, которые коммерческие банки обязаны неизменно хранить в наличной форме в центральном банке, в виде вкладов или ценных бумагах как гарантию своих обязательств по привлеченным депозитам, полученным займам и кредитам. Основой наличности банков являются вклады их клиентов. Резервные требования - это доля банковских сбережений, которая хранится в Центральном банке на особых счетах и закрепляется законом, они и занимают основное место в политике обязательных резервов.

Чем больше норма обязательных резервов, которую устанавливает Центральный банк, тем меньше средств пускают в ход коммерческие банки для осуществления активных операций. При увеличении нормы уменьшаются излишние резервы банков и денежное предложение.

Понижение резервной нормы центральным банком переводит часть обязательных резервов в избыточные, тем самым, увеличивая возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования, а значит, и предложение денег в стране.

При изменении нормы обязательных резервов, Центральный банк воздействует на динамику предложения денег. При использовании данного инструмента следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объёме резервов, масштабе и структуре кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового равновесия экономики. Поэтому они осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Коммерческие банки обязаны хранить часть своих средств в Центральном банке на беспроцентных счетах, в этом и заключается суть политики обязательных резервов. Центральный банк регулирует условия выдачи кредитов экономике и объем кредитных депозитов с помощью изменения нормы обязательных резервов. На основе используемой методики устанавливаются резервные требования - в процентах, либо к реальному объему кредитных депозитов коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

Изменение нормы резервов воздействует на рентабельность кредитных центров, если увеличить обязательные резервы, то может случится недополучение прибыли. Поэтому, как считает большинство западных экономистов, представленный метод является особо эффективным антиинфляционным средством.

Однако существует и недостаток этого метода, он заключается в том, что отдельные учреждения, по большей части специализированные банки, которые имеют незначительные вклады, становятся в более выгодное положение, нежели коммерческие банки, владеющие внушительными ресурсами.

Резервные изменения - это административный инструмент денежно-кредитной политики. Они всесторонне воздействуют на ликвидность коммерческих банков, масштабы их операций. Поэтому к этому методу прибегают не часто и осторожно, оказывая предпочтение операциям на открытом рынке.

Изменение ставки рефинансирования (дисконтная политика)

Учетная ставка (ставка рефинансирования либо процентная ставка) - это процент, под который Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Иными словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Предлагая разные уровни учетного процента, Центральный банк влияет на спрос и предложение на кредитном рынке, изменяя стоимость выданных кредитов, налаживает уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране.

На случай если Центральный банк повысит ставку рефинансирования, то коммерческие будут стремиться возместить убытки, вызванные ее ростом путем повышения кредитных ставок, предоставляемых заемщикам. Таким образом, изменения учетной ставки непосредственно оказывает воздействие на трансформацию кредитных ставок коммерческим банкам - это является главной целью рассматриваемого метода. К примеру, повышение официальной ставки рефинансирования в период увеличения инфляции может привести к росту ставки процента по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Из всего вышеперечисленного видно, что изменение официальной ставки процента воздействует на кредитную сферу и также означает переход к новой денежно-кредитной политике, что вынуждает коммерческие банки корректировать свою деятельность.

Недостаток этого метода заключается в том, что он касается только коммерческих банков. Метод почти полностью утрачивает свою эффективность, если рефинансирование используется недостаточно, либо не в Центральном банке.

Операции на открытом рынке

Этот метод является наиболее существенным в денежно-кредитном регулировании. Операции производятся Центральным банком страны, сопровождаемые группой крупных банков. Его суть заключается в покупке и продаже ценных бумаг (преимущественно государственных) Центральным банком. Предметом купле-продажи могут являться все виды ценных бумаг, но главное значение придается краткосрочным государственным бумагам.

Рыночные операции Центрального банка с ценными бумагами делятся на прямые и обратные. Прямая операция является простой покупкой либо продажей. Обратная операция является купле-продажей ценных бумаг с непременным выполнением обратной сделки по предварительно установленному курсу. Можно проследить сходство этих операций с операциями рефинансирования под залог ценных бумаг. Центральный банк дает возможность коммерческим банкам отпустить ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основании аукционных (конкурентных) торгов, с обязанностью их обратной продажи через 4-8 недель. Процентные платежи, «набегающие» по этим ценным бумагам во время хранения их в собственности Центрального банка, будут относиться к коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке значительно отличается от двух предыдущих. Основное различие заключается в использовании более гибкого регулирования, потому как объем покупки ценных бумаг и процентная ставка могут меняться ежедневно согласно направлению политики Центрального банка. Коммерческие банки должны пристально следить за своим финансовым положением, не давая возможности ухудшению ликвидности.

Помимо экономических методов регулирования Центральным банком функционирования коммерческих банков, могут применяться в этой области и административные методы воздействия.

Метод кредитного регулирования является количественным сдерживанием предоставленных кредитов. Главными жертвами данной политики являются средние и мелкие предприятия, так как банки склонны к выдаче кредитов в первую очередь своим общепринятым клиентам - крупным фирмам.

Государство содействует понижению деловой активности, добиваясь с помощью указанной политики сдерживания банковской деятельности и сдержанной величины денежной массы.

Центральный банк может ставить различные коэффициенты (нормативы), банки в свою очередь должны их поддерживать на уровне. Сюда относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Центральный банк в праве применить самые жестокие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков, если было нарушено банковское законодательство, правила выполнения банковских операций либо при иных серьезных недостатках в работе коммерческих банков.

Однако применение административного воздействия Центральным банком касательно коммерческих банков не должно быть систематическим, а использоваться только в исключительных мерах.

В сущности, обращая внимание на каждый метод денежно-кредитной политики в отдельности, на его преимущества и недостатки перед другими, важно помнить, что лишь совместное использование всех упомянутых инструментов способствует выработке правильной и грамотной денежно-кредитной политике.

2. Типы денежно-кредитной политики

В зависимости от положения хозяйственной конъюнктуры современная экономическая теория обращает внимание на два базисных типа денежно-кредитной политики: рестрикционный и экспансионистский, в соответствии с которыми и проводится денежно-кредитная политика страны.

Политика кредитной рестрикции:

·должна ужесточать условия и сдерживать объем кредитных операций коммерческих банков;

·повышает уровень ставок процента;

·отличается увеличением налогов.

В ряде случаев данная политика влечет за собой другие меры, ограничивающие инфляцию, а в некоторых случаях нормализирует платежный баланс. Ее могут направить не только на борьбу с инфляцией, но и на смягчение циклических вариаций деловой активности.

Экспансионистская политика связана с:

·увеличением объемов кредитования;

·уменьшение контроля над приростом суммы денег в обращении;

·понижение ставок налога и процента.

Наряду с этим рестрикционная и экспансионистская денежно-кредитные политики обладают тотальным либо селективным настроем. При первом, действия Центрального банка распределяются на все учреждения банковской системы, при втором - на особые кредитные учреждения, группы или некоторые виды банковской деятельности.

Политика «дешевых денег» применяется, когда происходит снижение цен или присутствует безработица в экономике, в таком случае следует повысить предложение денег.

Меры данной политики:

1)Центральный банк обязан выкупить ценные бумаги у населения и коммерческих банков на открытом рынке;

2)Необходимо понизить учетную ставку;

)Нужно увеличить показатели резервных отчислений.

По окончанию проведенных мер должны возрасти избыточные резервы коммерческих банков. Вполне возможно, что предложение денег возрастет, так как избыточные резервы - основа повышения предложения денег коммерческими банками посредством кредитования. Повышение денежного предложение вызовет понижение процентной ставки, что в свою очередь приведет к росту инвестиций и приросту национального продукта. Можно сделать вывод, что задача данной политики - сделать кредит легкодоступным и недорогим, для того чтобы выросли совокупные расходы и занятость.

Политика «дорогих денег» используется в случае, если в экономике возникают излишнее расходы, что приводит к инфляционным процессам. В этом случае Центральный банк стремится уменьшить общие расходы, ограничивая или сокращая предложение денег. Для решения этой проблемы необходимо уменьшить резервы коммерческих банков. Центральный банк вынужден сбывать государственные облигации на открытом рынке с тем, чтобы сократить запасы коммерческих банков; далее нужно поднять резервную норму, что приводит к освобождению коммерческих банков от излишних резервов. Следующей мерой является повышение учетной ставки, путем уменьшения внимания коммерческих банков к возрастанию своих резервов, используя займы у Центрального банка. В результате банки обнаруживают, что их сбережения незначительны и не соответствуют установленной законом резервной норме. В этой ситуации банкам следует сберечь текущие счета, отказавшись от выдачи новых кредитов, вслед за тем как выплачены старые. Благодаря этому сократиться денежное предложение, повысится норма процента, а рост ставки процента уменьшит инвестиции и совокупные расходы, ограничит инфляцию.

Цель политики «дорогих денег» заключается в сдерживании денежного предложения, то есть понижение доступности кредита и повышении издержек, чтобы уменьшить расходы и подавить инфляционное давление.

Эта политика действительно способна уменьшить резервы коммерческих банков до того момента, когда необходимо будет ограничить объем кредитов, что означает ограничение денег.

Политика «дешевых денег» может предоставить коммерческим банкам требуемые резервы, другими словами предоставить кредиты, однако не в силах поручиться, что банки на самом деле предоставят ссуду и предложение денег возрастет. В такой ситуации операции данной политики будут непродуктивными. Это действие называется цикличной асимметрией, притом она может стать серьезной проблемой денежно-кредитного регулирование во время кризиса. В более стабильные циклы повышение избыточных резервов приводит к выдаче дополнительных кредитов и, следовательно, к повышению денежного предложения.

Проанализировав основные виды ДКП, можно сделать вывод, что, осуществляя политику «дорогих денег», правительство ценой уменьшения производства и роста безработицы достигает снижения оборотов инфляции. Политика «дешёвых денег» осуществляется, когда необходимо приостановить снижение производства, содействовать предприятиям, в особенности во время структурных перестроек. В конечном итоге совершается «накачка» экономики деньгами, приводящая к росту инфляции.

3. Особенности осуществления денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. [4, с. 86-93]. В зависимости от успеха выполнения задач и обеспечения баланса, определяется продуктивность действия денежно-кредитной политики. Реализация этих задач предусматривает:

Поэтапный переход, привязанный к корзине иностранных валют, к наиболее эластичному становлению обменного курса в зависимости от поднятия внутренней и внешней сбалансированности экономики для поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и сдерживания инфляционных процессов;

создание золотовалютных резервов, гарантирующих экономическую безопасность страны;

Модернизация системы рефинансирования банков, базирующейся на рыночных положениях формирования цены ресурсов, что даст возможность увеличить эффективность процентной политики и уменьшить процентные риски для банковской системы;

Удерживание ставок процента на положительном уровне, гарантирующем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Вследствие перечисленных действий установится стабильность курса белорусского рубля к корзине валют в коридоре плюс-минус 10 процентов, ставка рефинансирования Национального банка будет снижена до 6 - 8 процентов к концу пятилетия. Предполагается, что к 2015 году прирост индекса потребительских цен не превысит 5 - 6 процентов.

Проведение и разработка денежно-кредитной политики - главные задачи Национального Банка Республики Беларусь (Центральный банк). «Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября предоставляют Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год».

Национальный банк подчиняется Президенту Беларуси и является центральным банковским органом на территории страны. Также осуществляет контроль над деятельностью других банковских институций, расположенных в Беларуси. Основными задачами работы банка является обеспечение устойчивости национальной валюты, надежности и безопасности работы платежной системы, а также развитие банковской системы страны. Среди основных задач банка не значится получение прибыли.

Банк имеет право проводить следующие функции

· Регулировать кредитные, депозитные отношения на территории страны, осуществлять эмиссию денежных знаков;

· Организовывать валютный контроль и регулирование, основываясь на действующее Законодательство;

· Хранить на своих депозитных счетах ценные бумаги государственного значения, а также осуществлять их выпуск и эмиссию;

· Регистрирует и выдает лицензии на функционирование коммерческим и другим банковским структурам;

· Регулирует и устанавливает порядок проведения банковских рассчетов в Беларуси;

· Осуществляет выпуск и продажу драгоценных металлов, а также другие операции в банковской сфере. [2]

Основными целями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011-2015 года будут являться в свою очередь опора обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе и поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, а также доступность финансовых ресурсов для субъектов экономики.

«В Нацбанке рассчитывают, что активное привлечение иностранных ресурсов в банковский сектор Беларуси будет способствовать притоку современных банковских технологий и расширению инвестиционных возможностей банков страны. В Нацбанке считают возможным расширить финансовое посредничество банков за счет операций с акциями, облигациями и другими финансовыми инструментами, а также за счет развития института доверительного управления имуществом». [5]

«За грядущие пять лет банковский сектор Беларуси сможет значительно нарастить свой финансовый потенциал. Согласно прогнозам, объем активов белорусских банков может увеличиться не менее чем в 2,3 раза и достичь 85% к ВВП. В свою очередь требования банков к экономике должны возрасти как минимум в 2,7 раза, а объем банковских услуг - в 3,5 раза.

Кроме того, на заседании правления Нацбанка рассматривались и другие направления деятельности банковской системы страны. Планируется, что за 2011-2015 годы банковский сектор Беларуси по своему развитию приблизится к показателям стран Центральной и Восточной Европы.» [5]
В конце своей работы я бы хотела привести планы Национального Банка Республики Беларусь относительно проведения денежно-кредитной политики в 2011 году.
«1. В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

. Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс / минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, согласно приложению.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.

. Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8 - 10 процентов годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору - 11 - 13 процентов годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках - 9 - 11 процентов годовых.

Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

. В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27 - 29 процентов, широкой денежной массы - 25 - 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. рублей.

Реализация мер денежно-кредитной, бюджетной и экономической политики позволит увеличить коэффициент монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой денежной массе - до 26,7 процента.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь. Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2011 год увеличатся не менее чем на 1,2 млрд. долларов США.

Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях». [3. Глава3]

Прогноз экономической ситуации в 2011 году

«Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составит 109 - 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108 - 109,5 процента, инвестиций в основной капитал - 116 - 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 - 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 - 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 - 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.» [3. Глава3]

В заключение можно отметить, что, реализовывая поставленные цели денежно-кредитной и валютной политики, Национальному банку удается достигнуть определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных установок соблюдается в границах запланированных величин, осуществляются некоторые предприятия по увеличению золотовалютных фондов, платежная система работает нормально. Сложно еще сделать какие-либо выводы об эффективности осуществляемой политики, более того проблемы, поставленные перед банковской системой Республики Беларусь, чрезвычайно непростые и едва ли смогут решиться за один год. Но точно можно сказать, что сложность положения, в котором находится наша экономика, разнообразность и трудность задач, стоящих перед денежно-кредитной политикой, нуждаются в системности и целостности при определении реальных мер экономической политики.

Заключение

В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика»; установила главные цели, инструменты и типы денежно-кредитной политики, привела данные о проведении данной политики в современной экономике Республики Беларусь.

·Согласование денежно-кредитной, социально-экономической и фискальной политики для создания благоприятных условий;

·Совершенствование институциональной и функциональной банковской структуры;

·Надежность, эффективность и безопасность операций платежной системы;

·Развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек;

·Управление финансовыми рисками;

·Развитие и совершенствование правовой базы банковской деятельности.

Разрешение вышеперечисленных проблем создает условия для повышения продуктивности монетарной политики Национального Банка.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь:

·Увеличение роли денежно-кредитной политики в обеспечении внутренней и внешней устойчивости национальной валюты;

·Использование показателей внешней торговли при формировании валютного курса белорусского рубля;

·Увеличение роли показателей наращивания денежного предложения в белорусских рублях;

·Проведение Национальным банком операций на открытом рынке с ценными бумагами Правительства Республики Беларусь и с иностранной валютой, с целью регулирования текущей ликвидности банков;

·Проведение политики снижения норматива резервных требований к привлеченным банками депозитам;

·Увеличение золотовалютных резервов органов денежно-кредитного регулирования в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля;

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятных условий, преодоление негативных явлений и стабилизацию национальной валюты.

Список использованных источников

1.Национальный банк Республики Беларусь, НБРБ - Режим доступа: #"justify">2.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь - Режим доступа: #"justify">3.Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011-2015 года. Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010. - Режим доступа: #"justify">4.Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О. Тихонов // Белорусский экономический журнал. - 2000 - №3. - с. 86-93.

5.Нацбанк: задачи экономического развития напряженные, но достижимые - Режим доступа: #"justify">.Организация деятельности Центрального банка: Учеб. метод. пособие/ И.Н. Тищенко. - Мн.: БГЭУ, 2003 - 39 с.

7.Ясинский Ю.М. Основы Банковского Дела: Учеб. пособие. Мн., 1999. 456 с.

8.Макконнелл К., Брю Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., ИНФРА, 2004, 972 с.

.Бриштелев А. Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь // Банковский вестник. 2004. №31. с. 35-38

10.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник - М.: РАГС, 2005. - 598 с./с. 346-358.

11.Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 2-е изд. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004. - 576 с./с. 479-486.

12.Лобанов А. Денежно-кредитная политика как система // Банковский вестник. 2004. №1. с. 36-39

.Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки Мн., 1997. 346 с.

.Долан Э.Дж. Деньги, банковское дело, денежно-кредитная политика. - М / Спб., 1993. - 348 с./с. 251-262.

.Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков: Учебное пособие для вузов / Пер с англ. Д.В. Виноградова под ред. М.Е. Дорошенко - М.: Аспект Пресс, 1999. - 820 с./с. 407-409.

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в современной экономике Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!