Мировоззрение: историко-философский подход

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировоззрение: историко-философский подход

ВВЕДЕНИЕ

«Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» (А.Швейцер).

Основой человеческого сознания является Мировоззрение. Все знания, которые человек получил в течение жизни, все его убеждения, мысли чувства и настроения, интегрируются в мировоззрение. Иными словами, мировоззрение - это определенные взгляды человека на мир и его место в нем. Каждый человек на земле, вольно или невольно, постоянно сталкивается с мировоззренческими проблемами. Чтобы двигаться дальше он должен знать, как устроен этот мир, есть ли законы, по которым этот мир развивается, кто устанавливает эти законы, смертен ли человек, а может быть он бессмертен. Можно ли узнать о своем предназначении в этом мире, или это знание недоступно для человека? Есть ли истина? Как отличить истину ото лжи и заблуждения?

Актуальность темы мировоззрения не угасла с веками. Даже сегодня, в 21 веке, - веке нанотехнологий (область микроэлектроники, основанная на использовании мини-частиц), веке, когда никого не удивляет очередной выход человека в открытый космос, люди по всему миру продолжают задавать самим себе и друг другу мировоззренческие вопросы, которые нисколько не изменились за тысячелетия.

В данной работе мы рассмотрим тему мировоззрения, выясним связь между мировоззрением и философией, а так же рассмотрим, как происходил переход от одного типа мировоззрения к другому, с течением веков - с исторической точки зрения.

РАЗДЕЛ 1:ПРИРОДА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

.1Философия

В переводе с греческого языка философия обозначает «любовь к мудрости», любомудрие или стремление к мудрости, истине. Гераклит ввел в обращение слово «философ». Этим словом он называл всякого, кто бескорыстно занимался изучением мира вещей. В более поздние периоды философом называли такого человека, который, ища всеобщую истину, направлял на этот поиск все свои жизненные и интеллектуальные силы. Эта всеобщая истина касалась вопросов человеческого жизнеустройства, а так же бытия.

«Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обыденной суете и материальному комфорту». (Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. И перераб. - Симферополь: СОНАТ, 2003. - с 12).

Происхождение философии относят к VII-VI вв. до нашей эры. Колыбелью, возникновения философии считают сразу три древних цивилизации - Индия, Китай и Греция. Уже в те, далекие от нас времена, мудрейших мужей Индии, Китая и Греции волновали не насущные житейские вопросы, а вопросы бытия: происхождение и устройство космоса, кто мы, откуда пришли, куда идем, есть ли кто-то еще, - высшая сила. Для вопросов такого рода есть название - их называют метафизическими.

1.2. Суть мировоззренческих вопросов

Все мировоззренческие вопросы имеют некоторые, объединяющие их особенности. Например, каждый из этих вопросов имеет предельно общее, универсальное содержание. Это означает, что речь в этих вопросах идет не о каких-то маленьких и конкретных явлениях или вещах, а о большом мире, о жизни в целом.

Еще одной особенностью таких вопросов является особенный, категориальный язык, который приходится использовать для рассуждений над этими вопросами. Вот некоторые из этих категорий: время, судьба, космос, предназначение, добро, зло, прощение, свобода, разум.

К особенностям таких вопросов мы также можем отнести практическую важность данных вопросов. Неправильно считать, что поиск ответов на эти вопросы продиктован любознательностью или любопытством исследователя. В действительности, для того, чтобы осуществлять свою практическую жизнедеятельность, каждому человеку необходимо понимать хотя бы смутно, как сказал апостол Павел, в своем послании к жителям Коринфа: «сквозь стекло, гадательно», направление жизни, цель, смысл, ценности.

Даже если мы не размышляем над этими вопросами, мы принимаем на веру результат чьих-то изысканий над метафизическими вопросами.

Каждый человек имеет глубинную потребность в самовыражении и самоопределении. Подобно тому, как человеку со слабым зрением необходимо надеть очки, чтобы увидеть куда он идет, мы одеваем очки мировоззрения, сквозь которые мы «смотрим на мир» и ориентируемся в нем.

Это раскрывает еще одну особенность метафизических вопросов - их мировоззренческая направленность. Именно это вглядывание, обращение к самому себе с метафизическими вопросами и есть начало всякого истинного философствования.

«Выход за пределы сущего совершается в самой основе нашего бытия. Но такой выход и есть метафизика в собственном смысле слова. Тем самым подразумевается: метафизика принадлежит к «природе человека». Она есть ни раздел школьной философии, ни область прихотливых интуиций. Метафизика есть основное событие в человеческом бытии». (М.Хайдеггер. Время и бытие. - М., - 1993,с.26.).

1.3 Мировоззрение

Теперь, начав исследовать, философию и пытаясь найти ответы на метафизические вопросы нам необходимо обратить внимание на то, что же такое мировоззрение.

По словам Радугина, мировоззрением можно назвать совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов в его поведении.

Носителем мировоззрения может быть, как отдельный человек, так и нация, субкультура, группа людей, цивилизация.

Любой вид философии, по сути, представляет собой мировоззрение, но это утверждение не означает то, что всякое мировоззрение является философией. Понятие «философия» уже понятия «мировоззрение». Мировоззрение включает в себя философию. Более того, мы можем сказать, что философия является стрежнем мировоззрения. Философия влияет на то, каким будет мировоззрение. Если философия фашистская, то и мировоззрение будет поддаваться ее влиянию. Например, жизнь человека (определенной расы) тогда будет немного стоить. Если же философия христианская, то мировоззрение отвечает на вопрос ценности человека, что жизнь человека бесценна, так как за нее заплатил высокую цену Сам Господь Бог, отдав Свою жизнь за человека:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Библия. Русский Синодальный Перевод. Евангелие от Иоанна 3:16)

Понятие «мировоззрение» нельзя свести только лишь к понятию философия. В процессе истории формировались и развивались и другие типы мировоззрения: обыденное, религиозное и мифологическое. Существует и другие типы мировоззрения, например художественное или научное, в данной работе мы не будем рассматривать все типы мировоззрения, мы остановимся на основных исторических типах, названных выше, - обыденном, мифологическом, религиозном, философском.

Еще один аспект вопросов мировоззрения и философии - это отражение действительности. Отражение действительности может иметь различную направленность, глубину и восприятие. Один из видов отражения чувственное отражение действительности. Это то, что человек видит, слышит, к чему может прикоснуться рукой и проанализировать то, что он воспринял. Этот вид отражения еще называют мироощущение и миросозерцание. Далее по глубине отражения идут мировосприятие и миропредставление. Во время этого отражения человек размышляет о том, как связанны между собой явления, которые он наблюдает и воспринимает. Процессы и явления уже рассматриваются не по отдельности, а в целом, как единая картина мира. Последний, самый глубинный вид отражения мира - понятийный или категориальный, как мы говорили выше.

Понятийное отражение - это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. (философия под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова, Москва «Культура и спорт» Издательское объединение «ЮНИТИ» 1998 стр. 11-12.)

Именно это отражение, использующее понятия, формирует мировоззрение, которое способно выявить сущность явлений и процессов, а так же закономерности взаимосвязи между ними.

РАЗДЕЛ 2: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

2.1 Обыденное мировоззрение

На мировоззрение людей всегда влияли исторические и социокультурные условия. Это выражалось в разных формах мировоззрения мифологии, религии, философии, науке.

Существует так же деление на два других уровня - вертикальные: обыденный (повседневный) и мыслительный (теоретический). Обыденное мировоззрение является начальным, основополагающим мировоззрением.

«Обыденное мировоззрение занимает особое место в культуре, ибо представляет собой как бы твердую породу первичного слоя, такую реальность духовной жизни людей, которая служит отправной точкой для любого мировоззренческого системотворчества. Первичный, наиболее устойчивый слой мировоззрения основывается на «данностях» культуры и «очевидностях» здравого смысла соответствующей эпохи». (Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. И перераб. - Симферополь: СОНАТ, 2003. - с 31).

Совокупность взглядов, основанных на здравом смысле и повседневном жизненном опыте - это и есть обыденное мировоззрение. Складывается это мировоззрение естественно, в процессе жизни человека. Любой слой общества живет, развивается, уходит в небытие, смотря на мир и поступая, исходя из категорий данного мировоззрения. По-другому это мировоззрение мы можем назвать бытовым. Каким бы «приземленным» ни было это мировоззрение, оно жизненно необходимо. Ни одна мировоззренческая система не может конкурировать с обыденной своей устойчивостью, прочностью и практичностью.

мифологический метафизический религия философский

2.2 Мифологическое мировоззрение

Рассмотрим мифологию - первую исторически сформировавшуюся систему мировоззрения. Мифология - основанная на художественном переживании или на воображении картина мира, система взглядов на мир, его происхождение, на явления природы, а так же на человека и его место в этом мире.

Вот некоторые темы, которые раскрываются в мифах:

1.Тема «Космос»:

·Как произошла и как устроена Вселенная

·Важнейшие явления природы такие как: наводнения, солнечные и лунные затмения, «падающие звезды»

2.Тема «Человек»:

·Происхождение человека

·Место человека и его предназначение

·Смысл жизни и смерти человека

3.Тема «Достижения человека»:

·Добывание огня

·Происхождение ремесел

·Обряды и ритуалы

4.Тема «Эсхатология»

·Вопросы будущего

·Пророчества о «конце мира»

5.Тема «Этика»

·Вопросы чести

·Вопросы долга

·Вопросы нравственности

Широко известны мифы Древнего Египта. Так один из мифов рассказывает о богинях Сохмет и Хатхор: дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая богиня Сохмет - "Могучая" - почиталась как воплощение Ока Уаджет: она олицетворяла силы, заключенные в змее-урее. Грозная, не знающая жалости и сострадания богиня защищает своего великого отца, Владыку Всего Сущего Ра от злых демонов и карает людей за их грехи. Страшен гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны.

Характер другой дочери Ра, богини Хатхор, - полная противоположность характеру злобной львицы Сохмет, - хотя эти две богини отождествлялись. Хатхор - богиня любви, добра, веселья, пляски и музыки, покровительница материнства и воплощение женственности. Она берёт под свою опеку молодых девушек и их женихов, заботится о том, чтобы браки были счастливыми, помогает создать семейный очаг. Хатхор - покровительница беременных - находящихся в "священном состоянии" - женщин и неизменная помощница повитух.

Изображается Хатхор в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. Хатхор подвластны музыка и танцы, поэтому одна из эмблем доброй богини - систр: музыкальный инструмент-трещотка, состоящий из рамки с металлическими подвижными стержнями. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор - её храме в Дендера; и кошка с женским лицом также считалась символом богини и её храма. Бог музыки Айхи (Ихи) - сын Ра и Хатхор.

Любимая дочь бога Солнца часто воплощается в его Око: Хатхор в ипостаси Солнечного Ока стоит на носу Ладьи Вечности и убивает всех врагов, которые встретятся на пути.

Иногда Хатхор выступает в роли богини Запада - Хатхор-Аментёт. Стоя у западных гор, она опускает за горизонт умирающее вечернее Солнце и встречает души усопших у врат потустороннего мира.

Углубившись в исторические исследования, мы увидим, что каждый народ имел свои мифы, открывающие взгляд этого народа на мир. Очень часто мифы были выражены в виде ритуального танца, обряда. Для человека с мифическим мировоззрением миф - не сказка, - это истинная реальность в которой он живет. Интересен так же тот факт, что основной временной период мифа относится к далекому прошлому - «давным-давно», - так начинаются многие предания и мифы. Нельзя соотнести это время с конкретным историческим периодом, это время мифологическое. Оно отделено от «реального», настоящего времени.

«Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица» (Философия: курс лекций. А.А. Радугин. Москва, 1996. 336с., издание 2-е переработанное, дополненное с.17)

Характеристики мифологического сознания. Основными чертами мифологического сознания являются:

.Символизм

.Этиологизм

.Синкретизм

.Прозрачность

.Авторитарность

.Коллективизм

.Утилитарность

Символизм. Какое-либо явление природы или часть природы является символическим представителем другого явления, представляющего культурную значимость для данного племени или рода. Например, гора может символически представлять предка-прародителя.

Этиологизм. Этиологизм (в переводе с греческого означает «причина») выражен интересной особенностью, присущей многим мифам - объяснительной - миф объясняет происхождение какого-либо природного явления или устройство какой-либо вещи. Обычно вместо описания устройства, миф повествует то, как она делалась.

Синкретизм. Синкретизм (слитность, нерасчлененность) - в мифе переплетены картина мира, задатки искусства и религиозных верований.

Прозрачность. Прозрачность - выше мы говорили, что мировоззрение - это «очки», сквозь которые человек смотрит на этот мир. «Мифологические очки» обладают полностью прозрачными (для смотрящего сквозь них) стеклами. Даже если эти стекла приближают, отдаляют или искажают взгляд на мир, человек, смотрящий сквозь них, сами стекла не замечает. Иными словами, все, что повествует миф, человек с мифологическим мировоззрением принимает «на веру», как единственную реальность бытия.

Авторитарность. Авторитарность предполагает то, что в данный миф ничего уже нельзя внести, ничего не изменить, невозможно принять участие в его формировании.

Коллективизм. Коллективизм - миф является продуктом коллективного сознания и ему же принадлежит.

Анимизм. Анимизм - приписывание явлениям природы или вещам человеческого облика, характера, эмоций. Олицетворение и одушевление космоса.

Утилитарность. Утилитарность (практичность) мифологии проявляется в том, что многие мифы имеют практическую ценность. Они рассматривают такие важные вопросы и показывают путь их решения, как например: защита от голода, болезней, приобретение богатств, достижение счастья и успеха, путь выхода из сложных ситуаций.

С течением времени в каждом племени или народности появились профессиональные хранители мифов. Сначала это были старейшины, затем - жрецы, колдуны, шаманы. Появились некие, связанные с мифами, культовые действия. Представления, воплощенные в мифах тесно переплелись с обрядами, стали служить предметом веры. Был сформирован следующий исторический тип мировоззрения - религиозный.

2.3 Религиозное мировоззрение

Религия в переводе с латинского языка означает «благочестие», «набожность». Многие мифы имели в своей конструкции, в качестве элемента, религиозные верования. Однако отдельную, независимую мировоззренческую роль религия стяжает в период формирования национально-государственных религий. Этот период охарактеризован глубокой связью вероисповедания с этническими и политическими отношениями. Наглядно продемонстрировать это можно, рассмотрев, основные мировые и национальные религии.

Мировые и национальные религии.

Основными национальными религиями являются:

·Синтоизм

·Иудаизм

·Индуизм

Основными мировыми религиями являются:

·Христианство

·Буддизм

·Ислам

Религия, как и миф, ищет и дает ответы на вопросы:

·Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека.

·Объяснение природных явлений.

·Поступки, судьба человека.

·Нравственно-этические проблемы.

Кроме ответов на эти вопросы, религия выполняет ряд других задач: она объединяет общество вокруг какой-либо вероисповедальной идеи или ряда идей, делая это общество монолитным; способствует укреплению и распространению культуры; воспитывает человека и прививает нравственность и ценности (честность, порядочность, верность, прощение, любовь к ближнему).

Религия появилась в моменты величайших культурных и социальных потрясений и катаклизмов, выполняя свои задачи, описанные выше, религия сохраняет духовность и традиции культур, в лоне которых она возникла.

Христианство, которое было преобладающим в Западной культуре, в течение многих сотен лет оказало колоссальное влияние на эту культуру, на ее развитие, на философию, науки. До сего времени, даже того не осознавая, люди запада являются носителями культуры, сформированной и пронизанной ценностями христианства.

Библия является самой печатаемой и самой читаемой книгой на Земле. Конструкторы первого печатного станка избрали именно Библию, как ту, которая достойна быть первой печатной книгой. Библия переведена более чем на 300 языков народов мира.

Признание единого бога - монотеизм, является одной из отличительных черт мировых религий.

Еще одна из важнейших особенностей - глубокое духовно-этическое мировосприятие. Например, в христианстве есть такой духовный принцип - возлюбить своих врагов, что не свойственно простой обыденной логике человека. Для всех нас естественно любить друзей, но любить врагов мы не стремимся, тем не менее, христианское религиозное мировоззрение говорит нам о том, что нет в том заслуги, чтобы любить своих друзей, а вот любовь к врагам - это и есть то, чего от нас ожидает Господь.

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Библия. Русский Синодальный Перевод. Евангелие от Матфея 5:43-48)

Многие христиане верят, что Бог никогда не ошибается. Это относится ко всем Его действиям, а также к тому, что Христос, с Его учением, пришел в этот мир в самый подходящий для этого момент.

Время прихода Иисуса Христа было особенно тяжелым для многих народов, - временем Римской экспансии. Несмотря на то, что римляне проявляли много милости к захваченным народам и даже позволяли им поклоняться своим богам, все же это было захватническое иго. Люди облагались непомерными налогами, приходилось отдавать деньги и продукты труда, многие лишились крова и имущества. Законы могли быть изменены в любой момент. Рабство в то время было обычным явлением, человек мог стать рабом по своей воле, продавшись в рабство, чтобы расплатиться с долгами или был захвачен в плен и превращен в раба.

Семитские народы были одними из самых непримиримых захваченных племен, они не желали поклоняться иным богам или подчиняться иным законам. Закон у семитов был дан Богом.

На семитских землях постоянно вспыхивали восстания и происходили волнения, отчего представители римской власти ужесточали отношение к этим народам. Обстановка была напряженной.

И вот приходит Христос, все, кто Его ждал, надеялись, что Он свергнет иго Рима и освободив Свой народ, воссядет на престоле. Он не сделал того, чего ждали от Него люди - Он сделал больше. Он принес прощение, Он научил любить и отдавать свою жизнь за ближнего, показав это на собственном примере.

Он учил, что наше сокровище - это не земные богатства, которые невозможно унести с собой на Небо, наше сокровище - это сокровище доброго сердца.

Все люди для Него были равны, независимо от рода и племени, положения в обществе или от накопленных средств. Даже самых отвергнутых Он называл друзьями. Угнетенные и рабы получили надежду на лучшее будущее. Многие Его последователи перестали бояться смерти и бесстрашно принимали мученическую смерть во время гонений.

«Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие? Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, - вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили. Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». (Библия. Русский Синодальный Перевод. Деяния Святых Апостолов 7:45-60)

Если в миф люди верили неосознанно - просто принимали его как данность, не замечая того, что они верят во что-то, то с религиозным мировоззрением в нашу жизнь пришла совершенно другая вера. Эта вера, как написано в Библии, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Люди научились принимать осознанное решение верить, во что-либо или кого-либо, или нет. Они понимали, во что они верят, почему, и чего им это может стоить. Глубокие перемены приходят в сознание людей. Теперь они размышляют и анализируют.

«Вопреки общепринятому мнению, религиозный человек не должен чуждаться сомнения. Но границы философского сомнения и сомнения верующего - различны. Философ сомневается в самих основах своего существования. Предметом сомнения верующего является не Бог, а его собственное понимание Бога. Еще в IV веке один из Отцов церкви Григорий Нисский говорил: «Если мы поверим, что создали, опираясь на Священное Писание, на опыт святых, целостный образ Бога, то на самом деле мы создали идола и никогда уже не сумеем дознаться до истины Бога Живого, который весь есть динамика и жизнь». (Философия Справочник студента Филологическое общество «СЛОВО» Москва, 2002 стр. 603)

Религия породила осознанную веру и теологию. Теология или богословие (от греческого теос - Бог и логос - учение) помогла систематизировать и обновить мировоззрение так, чтобы они соответствовали изменениям, происходившим в бытовой жизни людей, а так же в области развития культуры и появления новых знаний, наук.

2.4 Философское мировоззрение

Философское мировоззрение появилось во время попыток «светлых» умов решить важнейшие мировоззренческие задачи при помощи мышления, размышляя, выстраивая четкие логические линии, связи и законы. Просто веры было уже мало. Все вокруг нас и даже мы сами должно быть объяснено разумом. Логикой, фактами, законами.

Вопрос отношений человека и божества отошел на второй план. В сознании основной массы людей философия часто представляется некой, далекой от реальной жизни субстанцией. На людей, настроенных мыслить философски смотрят как на отстраненных, «чудиков». Само же философствование предстает при этом, как сложное, неясное, туманное рассуждение, которое очень трудно опровергнуть или доказать его истинность. Однако, каждый человек, который мыслит, и, который хотя бы один раз в жизни задумывался над вопросами бытия, является в какой-то степени философом.

Многие ученые и политики являются философами, только немногие люди знают об этом. Было время, когда философия уже достигла невероятных высот своего развития, однако же, никакой науки тогда еще не существовало.

Исторически доказано, что науки и знания формировались в рамках философии. Постепенно выявились конкретные науки со своими предметами и методами. Например, Аристотель выделил, как отдельные науки: логику - науку о правильном мышлении, психологию - науку о душе, физику - науку о природе, метафизику (философию) - учение о первопричинах, общих началах бытия. Философию, Аристотель называл «госпожой наук».

После были сформированы целые отрасли научного знания - физика, химия, биология, математика и другие. Философию же интересовали исследования ума.

В условиях распада единого мировосприятия человек оказывается в таких обстоятельствах, что, у него появляется возможность выбора своего взгляда на мир. Теперь этот взгляд формируется не на основании того, чему его учили его предки, не на основании общепринятых правилах, принципах, религии. Человек размышляет и сам решает, что для него истина, зачастую эта истина рождается в его голове. Критериями становятся уже не вера или страсть или желания, а доводы разума.

«Философское мировоззрение не претендует на абсолютную истину. Напротив, оно настаивает на относительности любых мироустроительных схем. Философия как бы с самого начала вызывает на себя огонь критики. Но она не боится этого огня, ибо убеждена, что из всех возможных способов построения мировоззрения философский способ наиболее достоверный. Философ подвергает сомнению мировоззренческие истины всех родов - религиозные, мифологические, научные, философские, он выносит их на суд разума, на суд исторического опыта, он вскрывает лежащие в их основе неявные предпосылки и ограничения. Он не хочет выпустить из виду ни одной возможности, ни одной тропинки, ведущей к истине. Он как бы говорит людям: вот перед тобой вся человеческая мудрость, весь многовековой опыт духовных исканий человечества. Думай и выбирай, что тебе представляется наиболее убедительны м. я ни на чем не настаиваю, я только показываю логику реального поиска во всей ее сложности и многомерности. В результате такая истина оказывается полнее, чем скажем, истина научная. Орудием ее отыскания служит принцип философской рациональности» (Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. и перераб. - Симферополь: СОНАТ, 2003. - с 55).

Древняя Греция является родиной классической формы философского мировоззрения. Ответом мыслящих людей на религиозную форму мировоззрения был материализм. Одним из первых материалистов был Фалес. Он высказал передовую мысль, что материальным основанием всего сущего на Земле является вода. Он говорил о материальном единстве мира.

Важнейшим в учении Фалеса было то, что человек у него представлялся, как главный объект любой науки. Так же он внес немаловажный вклад в основание таких наук, как астрономия, математика и физика.

Далее мир увидел идеализм. Пифагор был основоположником идеализма - противоположности материализма. Пифагор утверждал, что количественные отношения являются сущностью вещей.

Результатом философских споров было формирование такого метода исследования объектов, как диалектика - признание единства противоположных сторон и возможности синтеза, объединения в рассуждениях о разнообразии окружающего нас мира и процессов в нем.

Особенности философского мировоззрения:

·Основано на знании (а не на вере либо вымысле). Философское мировоззрение - это теоретический взгляд на мир. Это совокупность знаний и размышлений о человеке, мире и отношении человека к миру.

·Рефлексивно. Философия - это размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире и размышления над собственными размышлениями.

·Логично (имеет внутреннее единство и систему). Философия имеет внутреннее единство и систему. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются логично и упорядоченно.

·Категориально. Опирается на четкие понятия и категории: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т.д.

·Опирается на свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты.

Таким образом, мы можем выделить важнейшую особенность философии, как мировоззренческой формы. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. Философия имеет упорядоченный, систематизированный характер, и выступает в форме знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы увидели, что мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов в его поведении. Понимаем мы это или нет, но каждый раз делая какой-либо, даже очень маленький выбор, мы опираемся на то, во что мы верим, на основании нашего мировоззрения.

Очень часто человек делает выбор на основании своих чувств. Но он даже не догадывается, что за чувствами стоят наши мысли, а мысли тесно переплетены с верованиями. Наши чувства - это только «верхушка айсберга», на глубине, в нашем сердце таится основная масса тела айсберга - наши мысли, знания и верования.

«…каковы мысли в душе его, таков и он…». (Библия. Русский Синодальный Перевод. Притчи 23:7)

По сути своей, любой вид философии, представляет мировоззрение, но не всякое мировоззрение является философией. Понятие «философия» уже понятия «мировоззрение».

Мировоззрение включает в себя философию. Они тесно связанны между собой. Более того, мы можем сказать, что философия является стрежнем мировоззрения. Философия влияет на то, каким будет мировоззрение.

Мы рассмотрели также историческое развитие и изменение мировоззрения. Начиная от самого простого, но при этом и самого практичного мировоззрения - обыденного, мы перешли к мифологическому типу мировоззрения.

На смену мифологическому мировоззрению на арену выходит религиозное мировоззрение. Основным принципом религии является принцип веры. Если в миф люди верили неосознанно - просто принимали его как данность, не замечая того, что они верят во что-то, то с религиозным мировоззрением в нашу жизнь пришла совершенно другая вера, - осознанная.

Философское мировоззрение решало важнейшие мировоззренческие задачи при помощи мышления, размышляя, выстраивая четкие логические линии, связи и законы. Просто веры было уже мало. Все вокруг нас и даже мы сами должно быть объяснено разумом. Логикой, фактами, законами.

В разные исторические эпохи, мифология, религия и философия, как и другие культурные образования, развивались и приобретали различные формы, как на Востоке, так и на Западе.

Есть нечто, что объединяет все эти типы мировоззрения. Сердцевиной каждого из этих мировоззрений является поиск высших ценностей, истинного пути жизни.

В какую бы эпоху человек ни жил, он постоянно нуждается в четких и убедительных для данного времени мировоззренческих ответах. Совокупность таких ответов образует систему убеждений человека.

Фридрих Ницше сказал: «наше назначение распоряжается нами даже и тогда, когда мы его не осознаем; наше будущее дает предписание нашему настоящему».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Культура и этика. М., 1973.С.637.

.Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. Изд.2-е, доп. И перераб. - Симферополь: СОНАТ, 2003. - с 384.

.Библия. Русский Синодальный Перевод.

.М.Хайдеггер. Время и бытие. - М., - 1993,с586.

.Философия: курс лекций. А.А. Радугин. Москва, 1996. 336с., издание 2-е переработанное, дополненное.

.Философия под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова, Москва «Культура и спорт» Издательское объединение «ЮНИТИ» 1998 стр. 513.

.Философия Справочник студента Филологическое общество «СЛОВО» Москва, 2002 стр. 603.

.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - с.608.

Похожие работы на - Мировоззрение: историко-философский подход

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!