Мировоззрение, его типы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировоззрение, его типы













Реферат по теме:

Мировоззрение, его типы

Содержание

Введение

. Философия как мировоззрение

.1 Исторические формы (типы) мировоззрения

.2 Зарождение философского типа мировоззрения

.3 Механизмы обоснования философского типа мировоззрения

.4 Структура и функции мировоззрения

.5 Философское мировоззрение как способ формирования картины мира

. Отличие философии как типа мировоззрения от других мировоззренческих систем

.1 Становление философской рациональности

.2 Философия и духовность

.3 Философия и свободомыслие

Заключение

Список литературы

Введение

Философия имеет предельно общее содержание и стремится к отображению мира в целом, что говорит о ее мировоззренческом характере.

Мировоззрение - совокупность воззрений, принципов, идей, норм и оценок, отражающих мир в целом, человека и его место в этом мире, его отношение к нему.

Мировоззрение имеет два уровня:

миропонимание - отражение мира и человека с помощью понятий, носит рационально-теоретический характер («рацио» - разум, интеллект, мышление).

Мировоззрение может быть не только философским. Историческими формами мировоззрения являются:

мифология,

религия,

философия.

Философское мировоззрение выражено специфическими средствами: категориями, принципами, законами.

Категория - наиболее общее понятие, которое отражает наиболее общие связи, отношения и стороны бытия (материя и сознание, пространство и время, форма и содержание, система - структура - элемент).

Философия как мировоззрение возникла в борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением, как попытка рационально объяснить окружающий мир и человека. Если мифология и религия обращена к человеку, как способному верить, то философия обращена к способности человека мыслить. Философия выполняет функцию теоретического обоснования того типа мировоззрения, которое доминирует в обществе в данную эпоху или у данного народа.

1. Философия как мировоззрение

.1 Исторические формы (типы) мировоззрения

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку ее задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение - развивающееся явление, поэтому оно в своем развитии проходит через определенные типы. Хронологически эти типы следуют друг за другом. Однако в действительности, типы мировоззрения взаимодействуют, взаимодополняют друг друга.

В истории человечества выделяются три основных типа мировоззрения:

мифология;

религия;

философия.

Как сложное духовное явление мировоззрение включает в себя: идеалы, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Мировоззрение - исходный пункт и активный духовный фактор освоения и изменения человеком окружающего мира. Философия как мировоззрение интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников, придает им целостный и завершенный вид.

Мировоззрение существует на двух уровнях:

) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности;

) рациональном - на уровне разума как миропонимание.

Философия как мировоззрение является качественно новым типом. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире, но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы. Это не означает, однако, что философии вообще не свойственно художественно-образное мышление. Поэтическая фантазия ярко выражена в античной философии, тесно связанной с мифологическим воззрением на мир. Но и в более поздних философских учениях строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов. Таким образом, философия - это высший, теоретически оформленный, системно-рациональный уровень мировоззрения.

Основанием этой типологии является знание, составляющее ядро мировоззрения. Поскольку основным способом добывания, хранения и обработки знания является наука, постольку типология мировоззрения осуществляется на своеобразии отношения мировоззрения к науке:

) мифология - донаучное мировоззрение;

) религия - вненаучное мировоззрение;

) философия - научное мировоззрение.

Данная типология весьма условна.

1.2 Зарождение философского типа мировоззрения <#"justify">2. Отличие философии как типа мировоззрения от других мировоззренческих систем

.1 Становление философской рациональности

Период становления философии приходится на особый, осевой момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций. Это было время, когда мировоззренческое знание стало объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями такими, как Египет, порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, философских учений.

Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем. Это была настоящая духовная революция. Речь шла не просто о замене одного мировоззрения другим, а о радикальном изменении самого отношения к мировоззрению как духовному образованию.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство. Возникла новая духовная ситуация - ситуация смысложизненного поиска, свободного выбора и духовного самоопределения.

Основанием для мировоззренческого выбора служит следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т.е. культурно-исторические, психологические и гносеологические основания. Те, кто предпочел опираться на разум, на рациональную аргументацию и стал называться философом. Из всех возможных способов обоснования мировоззрения по-настоящему убедительной и убеждающей философы принимали ситуацию, когда на суд разума выставляются все доводы, все основания и аргументы. Рациональность явилась, таким образом, и отправной точкой, и формой развития философии как феномена культуры.

Философская рациональность как раз и означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, выбора, который уже не был скован грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований. Такими основаниями не могли быть ни веление сердца, ни личные или групповые интересы. В этом контексте единственными основаниями, которые представлялись объективными, были доводы разума.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. От плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем как следствию - такова была логика развития. Все дело в том, что интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Вхождение рациональности в древнегреческую культуру (философию, искусство, науку и др.) породило и такие любопытные явления мыследеятельности, как практика софистов - платных учителей мудрости. Известно, что сама по себе логика может быть использована для оперирования формальными доводами рассудка, когда разум спит. Мыслительная культура становится предметом коммерции, средством обогащения. Софисты стали учить искусству рационально убеждать так, чтобы люди могли воспользоваться приобретенными умениями не в интересах истины, а по соображениям личной выгоды.

2.2 Философия и духовность

Философия как мировоззрение связана с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Задача философии - разбудить разум как орудие бескорыстного поиска истины. Но чтобы разбудить разум, недостаточно только одних навыков логического мышления. Философия должна заняться преобразованием духовного склада человека, пробуждением его совести. Поэтому можно сказать, что для того, чтобы последовательно выстроить философский тип мировоззрения на рациональных основаниях, необходимо было выйти за пределы собственно рациональности к Истине, Благу и Красоте. Философия есть не сама мудрость, а бескорыстное стремление, любовь к ней. Разум как орган объективного мышления необходимо включает в себя не только логическую культуру, но и ценностные установки.

Благо и Красота объединялись в древнегреческой культуре в категорию Прекрасного. Единство же разумного и прекрасного, Логоса и Космоса порождало то, что позднее получило название духовности. Таким образом, духовность, наряду с рациональностью и плюрализмом, является третьим изначальным свойством всякого подлинного философствования.

Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что стремится к познанию истины во имя самой истины, а не для достижения, например, святости. Философия ищет отображение истины не в наглядных и конкретных формах, а в рационально обоснованных понятиях. Но философа нельзя назвать и ученым в собственном смысле этого слова, т.к. выводы, к которым он приходит, являются не только результатом применения определенного рационального метода, но и плодом его философской интуиции, его стремления к прекрасному, его жизненного духовного опыта, склада его личности. Философ в подлинном значении этого понятия в истории культуры всегда являл собой глубокую неповторимую индивидуальность, исторически и социально значимую личность.

Возникновение философского мировоззрения в Древнем мире знаменовало собой рождение нового типа духовности в истории культуры. Мировоззрение начинает ассоциироваться с человеческой мудростью, с бескорыстным поиском правды жизни, подлинности человеческого бытия. Мудрость не в том, чтобы много знать и безапелляционно судить обо всем. Она - в особом типе мышления и особом образе жизни.

мышление мировоззрение философский рациональность

2.3 Философия и свободомыслие

Духовность философии, нацеленная на свободный поиск истины, непосредственно ведет к свободомыслию. В живом потоке исторически развивавшейся мировоззренческой культуры свободомыслие имело несколько сторон, прежде всего социокультурную и моральную.

Социокультурный аспект заключается в том, что в какую бы историческую эпоху ни жил тот или иной философ, он занимается своим профессиональным делом не в культурном вакууме, а будучи погруженным в определенную систему социальных отношений, культурных традиций, религиозных верований и т. п. От философа требуется подлинное бесстрашие мысли, мощный заряд критицизма и самостоятельность творческого поиска, чтобы противостоять давлению господствующих мыслительных «клише» и схем интеллектуальной деятельности.

Наконец, моральная сторона свободомыслия проявляется в том, что философ ищет истину, не приспосабливаясь к существующим социальным, политическим или духовно-практическим установлениям. Свобода мысли - нравственный императив всякого подлинного философствования, отсюда вытекает необходимость личного мужества в отстаивании своих философских убеждений, какую бы цену за это ни пришлось заплатить. Приговоренному к смерти Сократу власти намекали на то, что он может бежать, чтобы спасти свою жизнь, но это означало бы, что философ поставил ценность своей жизни выше философских убеждений. Сократ, как известно, предпочел чашу с ядом. Дж. Бруно за свои убеждения взошел на костер инквизиции. Б. Спиноза всю жизнь был гоним за свободомыслие как в религиозных, так и во всех других мировоззренческих вопросах. Это послужило причиной его смерти в расцвете творческих сил. Здесь показателен такой эпизод. В 1673г. Спинозе была предложена от «его величества короля Франции» пожизненная пенсия, если он посвятит последнему что-либо из своих сочинений. Ответ голландского философа гласил: «Я свои сочинения посвящаю только истине».

Заключение

Основными типами мировоззрения являются следующие: 1) мифология, 2) религия, 3) философия.

Философия представляет собой высший уровень мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью, существует на двух уровнях:

) чувственном;

) рациональном.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: 1) космоцентризм; 2) теоцентризм; 3) антропоцентризм.

Основные черты философского мировоззрения:

Концептуальная обоснованность, т.е. последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами.

Систематичность - философ может высказываться по самым разным поводам, но его конечной целью является построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов.

Универсальность - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер. Она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов, правила игры в своеобразный бисер смыслов.

Критичность - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы, но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.

Философия как мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основывается на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов, но может осуществляться только на основе их чувственного восприятия (своего собственного или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира необходимо рассматривать в единстве и взаимодействии чувственного и рационального уровней.

Список литературы

1. Введение в курс философии: Учебное пособие / Под ред. акад. Файзуллина Ф.С. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 412 с.

. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: СЛОВО, 2003. - 672 с.

. Спиркин А.Г. Философия. - М.: Гардарики, 2009. - 736 с.

. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. и доп. - M.: Юристъ, 2004.- 510 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!