Понятие мировоззрения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ставропольский
технологический институт сервиса
Филиал ЮРГУЭС
Реферат
по дисциплине: Философия
тема: Понятие мировоззрения
Выполнила: Чаплина Галина
Ставрополь
Содержание
Введение. 3
1.
Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира 4
2.
Структура мировоззрения. 7
3.
Типология мировоззрений. 8
3.1.
Особенности обыденного мировоззрения. 9
3.2.
Особенности религиозного мировоззрения. 11
3.3.
Основные особенности философского мировоззрения. 12
Заключение. 13
Литература. 14
МИРОВОЗЗРЕНИЕ –
система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к
окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими
взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не
все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного
вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и
личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального
сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только
личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей
сущности мировоззрение – общественно-политический феномен, возникший с
появлением человеческого общества.
Различают понятия
«мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие»,
«миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная
взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе
с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира – это синтез
знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук
образует естественно-научную картину мира, а общественных –
социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира –
задача всех областей знания.
Картина мира –
это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его
развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности
мировоззрения.
Картина мира
задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями
существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе
реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она
дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми
объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким
образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени –
обусловлена объективными обстоятельствами.
Чем системней,
шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней
жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и
адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее
мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она
называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция
исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет
какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в
том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как
животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому,
кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные
конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в
своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем
поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия,
запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и
составляют методологию в широком смысле.
Человек
утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и
посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и
переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий,
представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание.
Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект
мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция
знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и
эмоционально-ценностного отношения человека к миру.
Мировоззрение у
огромного количества совершенно разных людей имеет множество общих черт в
различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным или антинаучным,
религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда
стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств.
Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами.
Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при
преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в
основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно
гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное
смешение мироощущения с миропониманием.
Будучи отражением
мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную
регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей
картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя
каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие
мировоззрения соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему
содержанию: мировоззрение шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть
мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в
целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
Будучи важной
составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную
структуру.
Мировоззрение
человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни
и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них
самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или
слоев мировоззрения.
Основной
структурообразующий элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед
человеком вместе с началом его сознательной жизни:
- «О сущем» (что значить существовать
и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что
обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает
или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего
избегать);
-«О реализации должного в сущем»
(каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом
мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная
проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее
решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою
очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным группам
мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и
программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит
формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.
Мировоззрение
каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные
особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его воспитанием и
образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток
состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не
только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих
проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и
характер его эмоциональности.
Но мировоззрения
людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды,
широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных
слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам
организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному
авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего
значения логической стройности самих взглядов и т.п.
Наличие общих
черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и
оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу
людей.
В самом общем
виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на
социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторические типы формируются на
различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом,
каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи.
Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический,
или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм
и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто
разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными
способами их решения.
Следует сказать,
что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.
Рассмотрим три
типа мировоззрения более подробно.
Обыденное
(житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в
онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за
счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи
знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения
результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная
особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и
бессистемность.
Только
категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не
формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из
такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого
категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не
только на содержательном, но и на формально-логическом уровне.
При деятельности
такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.
На основе
обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е.
творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью
которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон
достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия
действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта
человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе,
как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы,
общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом
числе взаимосвязей.
Миф - это
наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого
моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей.
Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет
потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу
уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в
прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных
связей над безусловными.
Мифологическое
сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более
системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане.
Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность,
а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет
использования в качестве основной лексической единицы образа.
Религиозное
мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме
теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне
миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На
обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное
(сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют
неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных
вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по
суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о
чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное
мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет
ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая,
богаче красками.
Она намного
критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное
миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение
объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и
гармонизировать любой хаос.
Вера в эту
внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия,
таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой
идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и
судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология,
обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры,
и наличие идеальной сверхсилы – Бога.
Религиозное
мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е.
такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной
субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями
идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью
религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.
Философия может
быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным
мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но
основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по
отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское
мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере
опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой
логической доказательности.
Основные черты
философского мировоззрения:
-
концептуальная
обоснованность;
-
систематичность;
-
универсальность;
-
критичность.
Мировоззрение
есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее
социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую,
научно-теоретическую ориентацию человека.
Мировоззрение –
это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также
принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о
мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых
образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению
действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда
оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека
в правоте своих идей.
Все типы
мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг
вопросов, например, как дух соотносится с материей, что такое человек и каково
его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает
действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое
общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате
обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и
философских знаний.
Мировоззрение
имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на
отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений,
на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую
воспринимается и переживается все окружающее.
1. Васильева Т.С. Основы
философии. – Пермь: Изд-во Томского ун-та, Перм. отд., 1991. – 276 с.
2. Крапивенский С.Э. Социальная
философия. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – 352 с.
3. Краткая философская
энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. – С.201-202.
4. Спиркин А.Г. Основы
философии. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.
5. Философский энциклопедический
словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – С.431-432.