Этнические общности. Нации и национальные отношения. Типы и формы государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,9 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этнические общности. Нации и национальные отношения. Типы и формы государства














Вариант задания № 30

Этнические общности. Нации и национальные отношения. Типы и формы государства

СОДЕРЖАНИЕ

I. Этнические общности. Нации и национальные отношения

.1 Этнические общности

.2 Нации и национальные отношения. Типы и формы государства

.1 Типы государств

.2 Формы управления государством

Список использованных источников

I. Этнические общности. Нации и национальные отношения

.1 Этнические общности

В развитии человеческого сообщества прослеживается определенная закономерность - стремление людей к объединению в общность. Существуют различные виды общностей: групповая, территориальная, профессиональная, этническая, этносоциальная. Две последние имеют к этнополитологии самое непосредственное отношение.

В общем смысле слова общность - совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно, этнические общности возникают исторически, независимо от воли и сознания людей, в результате потребностей общественного производства и общественного развития. Формы таких общностей различны - от первобытного человеческого стада до современной нации. Все они отражают характер и уровень развития производительных сил, общественного производства, особенности форм связей и взаимоотношений в обществе. В рамках такой общности осуществляются все жизненные процессы, это самодостаточная замкнутая общественная система. В сравнении с другими видами объединений такая общность определяется иногда как глобальная.

Каждая глобальная (этническая) общность - это продукт взаимодействия социальных отношений в определенных исторических условиях. Содержание и формы ее изменяются с изменением условий существования. С прогрессом цивилизации общность становится более сложной, внутренне структурированной. Каждая новая этническая общность перерастает рамки предыдущей, включает в себя несколько аналогичных общностей.

Все этнические общности в этнологии принято называть этносом, а процесс формирования этноса - этногенезом. Существуют несколько подходов к пониманию сущности этноса. В нашей стране долгие годы общепринятой была концепция, согласно которой этнос (народ) - прежде всего социальное явление и подчинено законам развития общества. Признание этносов наряду с другими большими социальными группами, населением государств, позволяет при ясном понимании их специфики - распространить на них ряд устойчивых (закономерных) качеств и характеристик, которые свойственны большим социальным группам. К ним можно отнести:

) социально-демографическую самовоспроизводимость. Она обеспечивается биосоциальными механизмами, влияющими на историческую эволюцию крупных социальных систем;

) формирование групповых социальных интересов. Эти интересы определяют групповую солидарность («мы», «наши», «свои»);

) внутреннюю социальную неоднородность: большие социальные группы неизбежно членятся по разным основаниям на страты (слои), разнообразные субгруппы (общины, семьи, круги, мафии и т. п.) и институты. Монолитность же, нерасчлененность подобных групп, напротив, представляет собой иллюзию, впрочем, нередко поддерживаемую заинтересованными силами и включаемую в арсенал современного социального мифотворчества. Из сказанного следует, что общие интересы членов большой социальной группы могут не совпадать (и весьма существенно) с интересами внутригрупповых субобразований;

) участие в той или иной форме в производстве и потреблении культуры. При этом производимая и используемая культура (материальная и духовная, промыслово-самодеятельная и индустриально- профессиональная) приобретает на деле или же только в представлениях членов группы - характер маркера этой группы. Так рождаются представления о «наших городских традициях», «местном колорите», разнообразных культурах и субкультурах;

) осознание людьми, принадлежащими к большой социальной группе, ее реальности и своей принадлежности к ней. Оно происходит по мере формирования и стабилизации группы, под влиянием ее взаимодействий с другими группами того же тина. При этом человеческое сознание не только фиксирует факт существования каждой данной большой социальной группы и принадлежности к ней, но и деятельно способствует ее укреплению, выработке групповых ценностей, символов, культурных феноменов, точек зрения, подходов к жизни и иных стереотипов;

)управляемость и самоуправляемость. Большие социальные группы содержат в себе момент самоорганизации, что обеспечивается наличием в них механизмов передачи информации, выработки и реализации целей; например, осуществляется через разнообразные социальные институты.

Распространение перечисленных характеристик и тенденций больших социальных групп на этносы облегчает понимание закономерностей строения, функционирования и эволюции последних. Действительно, если любым большим социальным группам свойственно формировать свои групповые интересы, то нет оснований думать, будто этносы как разновидность больших социальных групп не обладают этим качеством. Далее, если большим социальным группам присуща внутренняя стратификация, то же самое можно сказать и об этносах. И следует думать, что интересы - культурные, экономические, социальные, политические и иные, с одной стороны, подвержены сильному влиянию внутриэтнической стратификации, а с другой стороны, в значительной мере ее определяют. Если, кроме того, сознание и самосознание больших социальных групп имеет своим источником действительные объекты, то и сознание и самосознание входящих в этнос людей формируется не случайным, произвольным, искусственным или навязанным извне путем, а законосообразно, т. е. под воздействием развития этноса, межэтнических взаимодействий и отображения этих реальностей в восприятии и мышлении. Этносы или, иначе, этнические общности (племена, народности разных типов, нации) - социальные образования, представляющие собой сложившиеся сложные самовоспроизводящиеся социальные системы, уяснение строения, функционирования и эволюции которых является предметом науки этнологии (этнографии, народоведения).

Самосознание, являясь важным признаком любого этноса, закрепляется в самосознании (этнониме), что позволяет ему отличать себя от других, а также язык, народное искусство, обычаи, обряды, нормы поведения, другие элементы, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют этническую культуру.

Все эти признаки формируются в соответствующих условиях - природных, социально-экономических, государственно-правовых на базе общности территории. При таком понимании этнос можно охарактеризовать как совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства.

В отечественной науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности этноса, связывая их с общественно-историческими формациями. В настоящее время эта типология дополняется новыми подходами, но в целом сохраняет свою значимость. Рассмотрим с этих позиций основные виды этноса.

История глобальных этнических общностей начинается с первобытного человеческого стада. Это было сообщество индивидов, равных в правах и обязанностях. Естественные различия - возрастные, половые - не учитывались. В рамках этой общности происходили все жизненные процессы, начиная от размножения и кончая жизнеобеспечением и социализацией потомков. Первобытное человеческое стадо имело свою территорию, на которой велось первобытное хозяйство, свой уклад жизни, свои средство общения самосознание, формы выражения духовных переживаний.

Следующая, более высокая, форма этнической общности - род. В своем развитии она прошла три этапа: тотальный род, материнский род, патриархальный род. На первом этапе род представлял собой замкнутую и самодостаточную систему, т. е. был глобальной общностью. На втором и третьем этапах он уже не был замкнутой системой. С запретом половых контактов между ближайшими родственниками возникла система взаимодействия различных родов как условие воспроизводства первобытного общества. С эпохой родовой организации связано возникновение первых социальных институтов - кровное родство, общие предки, культовый ритуал и др. Утверждаются такие объединяющие факторы, как территория, хозяйственная жизнь, язык.

На основе кровного родства, культурно-языкового единства и общности территории формируется новый тип этнической общности и социальной организации - племя, объединяющее нескольких родов. На ранней стадии у племени отсутствовали какие-либо формы централизованной власти (высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых членов рода или общины), единство племени поддерживалось за счет межобщинных браков и обязанностей взаимопомощи. Территориальные и социальные границы племени не были жестко ограничены, нередко племена не имели и самоназваний. С возникновением более сложной социальной организации (возрастные классы, мужские союзы и т.п.), развитой системы лидерства племя стало приобретать и более четкую организацию. Появляются общие формы культуры и идеологии - самосознание, религиозные верования, этногенетические предания и т. д. Власть все больше сосредоточивается в руках старейшин - наиболее авторитетных представителей старшего поколения, наследственных вождей.

Кровнородственная организация достигает своей последней ступени с созданием надплеменных объединений - союзов племен, в которые объединялись, как правило, сопредельно живущие и родственные по языку племена. Главным побудительным мотивом к созданию союза племен являлось чаще всего стремление устранить племенную междоусобицу, объединить силы для борьбы с другими, не родственными племенами. Впрочем, появление союза племен не означало окончательной ликвидации родовой организации.

Развитие производительных сил, перемещение представителей разных родов и племен в рамках племенных союзов делало, в конечном счете, невозможным осуществление власти по родовой линии.

Кровнородственный принцип стал повсеместно заменяться имущественно-классовым. На смену племенной организации приходит новая форма этнической общности - народ, народность. В зарубежной социологии и политологии понятия «народность» не существует. В бывшем Советском Союзе оно широко использовалось с середины 20-х годов для обозначения этносов, находящихся в стадиальном отношении между племенами и нациями. К народностям в СССР относили обычно этносы численностью до 100 тыс. человек, с небольшим удельным весом, занятые в промышленном производстве, не имевшие государственности в форме союзных или автономных республик. В последние годы этот термин стал выходить из употребления и в республике Беларусь, его заменяют другим общепринятым понятием - «народ». Этому в немалой степени способствовала дискуссия о правомерности выделения народности в качестве исторического типа этноса.

Нельзя сказать, однако, что понятие «народность» совсем уж лишено смысла. Оно вполне приемлемо при характеристике этнических общностей раннеклассовых формаций. В этом смысле народность можно рассматривать как определенную историческую стадию формирования народа (древнерусская народность). Этническое самосознание на такой стадии не было вполне отчетливым, оно часто подменялось региональным (земляческим) самосознанием, а иногда и чувством религиозной принадлежности.

Термин «народ» употребляется в разных смыслах: как собирательное обозначение всего населения страны, как особая исторически сложившаяся многонациональная политико-экономическая и идейно-культурная общность (советский народ), как обозначение всех типов этнических общностей. В последнем случае в силу своей многозначности понятие «народ» заменяется термином «этнос».

Все характеристики народа как этнической общности высокого таксономического уровня являются продуктом эпохи имущественного неравенства, социально-классовых отношений. По мере того как утрачивали свою значимость кровнородственные связи, усиливалась роль таких факторов, как единство территории, общность языка, традиций, обычаев. На этой основе происходило осознание народом собственной сущности по принципу антитезы «мы - они».

Появление народов было обусловлено смешением и консолидацией племенных групп в период сложения ранних государств. Первые народы возникли в районах древнейших цивилизаций - в Египте, Двуречье. В Европе сложение народов, в большинстве своем дающих начало европейским этносам, началось с переселения народов (IV-VII вв.). На территории Республики Беларусь начало формирования народов приходится на конец IX-X вв. Народы складывались из разноязычных и разнокультурных компонентов, часть которых подвергалась ассимиляции и входила в складывающийся этнос в качестве субстрата. Так, например, при образовании древнебелорусского народа в него кроме славянских племен вошли угро-финские и балтские этнические компоненты. По мере складывания народа, усиления связей между его отдельными частями формировался общий язык (другие языки исчезали или превращались в диалекты), территориальная, культурная и хозяйственная общность. Интегрирующим показателем этих процессов было появление нового единого этнонима, под которым этот народ становился известным своим соседям. В дальнейшем часть народов преобразовалась в нации, другие продолжают свое существование в современных обществах в качестве этнических меньшинств.

.2 Нации и национальные отношения

Нация - это высшая форма этнической общности людей, наиболее развитая, исторически устойчивая, объединенная экономическими, территориально-государственными, культурными, психологическими и религиозными признаками.

Некоторые ученые считают, что нация - это согражданство, т. е. люди, живущие в одном государстве.

Принадлежность к той или иной нации называют национальностью.

Национальность определяется не только происхождением, но и воспитанием, культурой и психологией человека.

Существуют 2 тенденции в развитии нации:

. Национальная, которая проявляется в стремлении каждой нации к суверенитету, развитию своей экономики, науки и искусства. Национализм - это доктрина приоритета интересов и ценностей своей нации, идеология и политика, основанная на идеях превосходства и национальной исключительности. Национализм может перерасти в шовинизм и фашизм - агрессивные проявления национализма. Национализм может вести к национальной дискриминации (принижению и ущемлению прав человека).

. Интернациональная - она отражает стремление наций к взаимодействию, взаимообогащению, расширению культурных, экономических, и др. связей.

Обе тенденции взаимосвязаны и способствуют прогрессу человеческих цивилизаций. В мире нет государства, в котором бы жили люди одной нации.

Поэтому очень важным вопросом является национальный вопрос (о взаимоотношениях наций). Существуют понятия титульной, коренной нации и национальных меньшинств (этнических меньшинств, которые являются не только демографическими понятиями, но и несут социальную психологическую нагрузку: ощущают не деноминирующее положение и обладают этнокультурной спецификой). Национальный вопрос является трудноразрешимым, тем более он часто переплетается с религиозным.

Часто национальный вопрос перерастает в национальный конфликт, так например:

а) Ирландия и Великобритания;

б) Баски в Ирландии;

в) Евреи, арабы в Палестине;

г) Югославия;

д) Чечня в России;

ж) Иран, Ирак.

Национальный конфликт возникает - из-за спорной территории; изгнания народа с его территории, отсутствие у нации своего государства; расселения одной нации между разными территориями одного государства; завоевания территории государства другим государством; тяжелой экономической обстановки, для объяснения которой нужно найти виновного между этническим большинством и меньшинством

Национальные конфликты часто перерастают в кровавые войны, порождают терроризм. Поэтому на современном этапе национальный вопрос можно считать глобальной проблемой человечества, следовательно, важнейшей задачей является поиск мирных путей выхода из национально-религиозного кризиса.

Для этого требуется отказаться от национального насилия во всех его формах и признать, что права и свободы личности должны быть обеспечены для всех людей, независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

К признаками нации относятся:

а) единая раса

б) язык

в) религия

г) привычки

д) ценности

ж) солидарность

з) самосознание

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межнациональные отношения - материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:


II. Типы и формы государства

2.1 Типы государств

Типология государств - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Исторический тип государства - это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

Первобытнообщинное - отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;

Рабовладельческое государство - появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;

Феодальное государство - в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;

Буржуазное государство - эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым - пролетариат;

Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество - строй, при котором будет создано, так называемое, общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

Другая теория, подробно изложенная Френсисом Фукуямой в книге «Конец истории и последний человек», утверждает, что конечной точкой социального развития является либеральная демократия западного образца.

Следует отметить, что в 2000-х Фукуяма пересмотрел свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития.

В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).

А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация - это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация - это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

Первый - локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

Второй - особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

Третий этап - современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию «столкновения цивилизаций» в одноимённой книге. Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций - культурных объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и существующих на протяжении тысячелетий.

Этими цивилизациями являются:

) Западная цивилизация

) Исламская цивилизация

) Индуистская цивилизация

) Синская (китайская) цивилизация

) Японская цивилизация

) Латиноамериканская цивилизация

) Православная цивилизация

) Африканская цивилизация

Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.

Трехэтапная схема эволюции государства подразделяется на следующие этапы:

. Раннее государство - это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

. Развитое государство - это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Зрелое государство - это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство;

) государство оказывает содействие и поддержку (материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;

) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями;

) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

) религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы;

) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах;

) религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством;

К не светским государствам могут быть отнесены Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония, Израиль и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии;

) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства;

) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы. Теократическими государствами являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

) атеизм становится официальной государственной идеологией;

) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы - имущества, собственности;

) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются;

) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;

) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская республика, СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например, Албания.

В зависимости от уровня экономического развития государства подразделяются: нация общность государство цивилизация

развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть, развита сырьевая промышленность и т. д.);

индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима государства классифицируются:

а) демократические государства;

б) авторитарные государства;

) тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы выделяют «Авторитаризм» как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только два типа государств: демократические и антидемократические.

2.2 Формы управления государством

Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).

Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности.

Форма государства - это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

Монархия, то есть власть одного лица;

Республика:

Олигархия, то есть власть немногих лиц;

Полиархия, то есть власть большинства; другое название - либеральная демократия.

Джамахирия.

В зависимости от господствующей идеологии государства подразделяются на:

идеологизированные;

деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства - это где официальная идеология отсутствует.

В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию. В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Список используемой литературы

1. Аберкрамби Н. Социологический словарь. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004. - с. 471.

. Антанович Н. А. Политология: конспект лекций.- Мн: ТетраСистемс, 2008.- с. 350

. Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. - М.: ФОРУМ - 453 с.

. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран / Учебное пособие - М.: ФОРУМ, 1999 - 488 с.

. Арутюнян Ю. В. Дробижева Л .М. Сусоколов А. А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998 - с. 380

. Бабосов Е. М. Социология в текстах. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. - Мн.: ТетраСистемс, 2003 - с. 320

. Бабосов Е. М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов.- Мн.: « ТетраСистемс», 2004.- с. 370

. Большой толковый социологический словарь. - М.: Вече, АСТ, 1999. - Т.2. - с. 239.

. Гемнер Э. Нации и национализм. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - с. 400

. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. - М.: ИНФРА-М, 2001. - с. 210.

. Котанджян Г. С.. Этнополитология консенсуса-конфликта. М.: Луч - с. 210

. Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. - М.: Вече, АСТ, 2002. - с. 414

. Социологическая энциклопедия. - М.: БРЭ, 2000. - с. 366

. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - с. 400

Похожие работы на - Этнические общности. Нации и национальные отношения. Типы и формы государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!