Народности образуются на основе смешения племен и племенных союзов и характеризуются возрастанием значения территориальных связей, формированием общего языка на основе племенных диалектов.
С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.
Нация - исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.
2. Нация
.1 История происхождения и становление нации
Этнонация понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен <#"center">2.3 Соотношение понятий "этнос" и "нация"
Чаще всего в обыденной речи понятия этнос и нация употребляют как синонимы, как равнозначные понятия.
Дискуссии вокруг употребления понятий этнос и нация возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы. Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация. Такова, например, позиция Ю.И. Семенова. Он считает, что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.
Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей, таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа менталитет, этнические стереотипы и т.д. Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере.
Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория, на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства. В результате борьбы этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению.
3. Национальность
Национальность - в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность человека к определённой этнической общности <#"center">3.1 Понятие "национальность" в понимании философов
"Национальность - историческая духовная общность людей, связанных между собой единством Веры, духовной и материальной культуры. Ни территория, ни государственная принадлежность, ни кровь и антропологический тип, ни быт, ни даже язык сами по себе не являются признаками, отличающими представителя одной национальности от представителя другой…". (Н. Бердяев)
Существуют две противоположные точки зрения существования национальностей. Одни считают, что национальность - атавизм. Отождествляя себя с той или иной национальностью, человек ограничивает себя рамками этой национальности, а это всего лишь еще одно ограничение свободе мышления и развития. Другие, что она - ценность.
Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности.
3.2 Понятие "национальность" с точки зрения историков
Энтон Д. Смит говорил: "Национальность - это группа людей, имеющая имя, мифы об общих праотцах, общие исторические воспоминания, один или несколько элементов общей культуры, связь с родиной и определенную степень солидарности, по крайней мере, среди элиты".
Одна национальность может состоять из нескольких расовых типов, а чаще всего из их гибридов. Начиная от "Великого переселения народов" и до нашего времени происходило значительное смешение рас и на определенных этапах исторического развития национальность человека определялась в разных странах различным образом.
В гитлеровской Германии национальность определялась исходя из национальной принадлежности предков и биологически - по внешним признакам. В России до начала XX века вопрос об этнической принадлежности человека практически не возникал, хотя в именной ведомости об учениках и в аттестате зрелости были сведения о вероисповедании. С 1850 г. в ведомости появились графа о национальности студентов иностранного происхождения, а в документе административного учета жителей города фигурировали ещё и сведения о евреях. В паспортах графа "национальность" появилась только при советской власти, в рамках борьбы с любой религией. При этом гражданин при получении паспорта делал выбор исходя из национальности своих родителей. В настоящее время уже во многих странах в паспортах национальность не указывается, а только гражданство.
4. Национализм
4.1 История происхождения национализма и его виды
Национализм (фр. <#"justify">нация этнос национализм идеология
Многие исследователи утверждают, что национализм есть идеология и политика, активно использующие в своих целях национальные чувства и эмоции. Снайдер различает четыре типа национализма:
. интегрирующий национализм (1845 - 1871). В этот период национализм представлял собой объединяющую силу, которая способствовала объединению феодально-раздробленных народов (Италия, Германия);
. разъединяющий национализм (1871 - 1890). Успехи национализма в деле объединения Италии и Германии стимулировали борьбу за национальную независимость народов, входящих в Османскую, Австро-Венгерскую и другие империи, что привело к их распаду;
. современный национализм (1945 - н. в.). Новый национализм заявил о себе путем антиколониальных революций. Этот период отмечен распространением национализма в глобальном масштабе.
Хейс выделяет следующие типы национализма:
. якобинский;
. традиционный;
. либеральный;
. интегральный.
. экономический.
Обе классификации ничего не объясняют и только служат подтверждением тому, что национализм есть политика и идеология, использующие национальные чувства для достижения своих целей.
Э.А. Поздняков предлагает расширенную классификацию и выделяет следующие виды:
. национализм этнический - это национализм угнетенного или порабощенного народа, борющегося за свое национальное освобождение;
. национализм державно-государственный - это национализм государственно оформленных народов (наций), стремящихся к проведению в жизнь своих национально-государственных интересов перед лицом таковых же других наций. Нередки случаи, когда большие нации играют роль угнетателей малых народов внутри и вовне. Политика и идеология таких наций получила в политической литературе название великодержавной. В этом случае державно-государственный национализм входит обычно в конфликт с национализмом этническим;
. бытовой национализм - это проявление националистических чувств на уровне личности и малых социальных групп. Он обычно выражается во враждебном отношении к инородцам и представителям других этнических групп.
4.2 Типология национализма
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном <#"center">4.3 Школы национализма
Среди исследований национализма выделяют три ведущие школы: примордиализм, модернизм и этносимволизм.
Примордиализм утверждает, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории и что людям, принадлежащим к одной этнической общности, изначально и навсегда присущ некий набор культурных свойств, обусловливающих их поведение. Целью примордализма является поиск некого "подлинного" этнического фундамента.
С точки зрения модернизма, нации и национализм есть исторические явления, появившиеся на заре индустриальной эры и связанные с усилением государств и развитием капитализма. Согласно этой теории, по мере усиления прямого правления государства над жителями, культура и повседневная жизнь стали всё больше зависеть от страны проживания. Развитие коммуникационных технологий и экономического рынка способствовало возникновению общественных связей между людьми, никогда не общавшимися друг с другом напрямую.
Этносимволизм (перенниализм) отстаивает точку зрения, что корнем национализма является этническая принадлежность. Согласно этой теории, ещё в доиндустриальную эпоху возникло множество этнических сообществ, представлявших собой население с общими элементами культуры, историческими воспоминаниями и мифами <#"center">Заключение
На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.
В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни.
Список использованной литературы
1.Андерсон Б. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D1%82> Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0._%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85_%D0%B8_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0>. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2009. - 320 с.
.Андерсон Б., Бауэр О. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80,_%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE>, Хрох М. и др. Нации и национализм. - М.: Праксис, 2008. - 416 с.
.Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению. М.: Канон+, 2011. - 400 с.
.Баркашев А.П. Азбука русского национализма. М., 2004. - 220с.
.Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 2010. - 320с.
.Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. - М.: Прогресс - культура, 2008. - 128с.
.Строганов В.И. Русский национализм, его сущность, история и задачи. - М., 2007. - 87с.
.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2008. - 508 с.
.Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. - Финансы и статистика, 2009. - 336 с.
.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М. 2006. - 208 с.