Теория и методика социальной работы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория и методика социальной работы

Введение

социальный межличностный клиент

В современных условиях десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − социальные работники.

В данной работе, написанной на тему «Человек в концепции социальной работы» рассматривается роль социальной работника и люди, которые нуждаются в помощи социального работника. То, есть концепция социальной работы предполагает особую философию, принципы и подход к человеческому фактору при оказании социальной помощи.

Специфические принципы социальной работы (соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации и др.).

Содержательные принципы социальной работы - гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

Психолого-педагогические принципы - модальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекательность), доверие.

Методические принципы - дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационные принципы - всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Характеризуя методы социальной работы, можно сказать что их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др., т.е. человек и его взаимоотношения являются определяющими успехов или неудач при оказании социальной работы.

1. Социальная работа как особый вид деятельности. Системный характер социальной работы

.1 Социальная работа как вид деятельности и социальной системы

Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности. Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему. Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов. Это − субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели. Схематически это будет выглядеть так :

Схема 1. Структура системы социальной работы

Всякая схема упрощает суть изучаемого предмета, поэтому не следует придавать ей абсолютного значения. Но она дает наглядное представление о предмете. В этом ее познавательный смысл. Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.

Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.

1.2 Объект и субъект социальной работы

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию − беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании и др.

Названы далеко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов людей − уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детские фонды, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.

1.3 Взаимодействие социального работника и клиента

Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом. В процессе социальной работы используются в основном субъект - субъектные отношения, причем помощь ориентирована на активизацию потенциала самозащиты клиента или носит лишь вспомогательный характер.

. Сущность и особенности взаимодействия социального работника и клиента

Основная цель взаимодействия социального работника и клиента - оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия.

Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Взаимодействие социального работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Этот процесс воздействия в научной терминологии получил название социальной терапии. В отличие от психотерапии она представляет собой конкретные услуги, организуя клиенту поддержку окружения, помогая справиться с социальными конфликтами и проблемами.

Социальная терапия осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, направленных на приведение норм и правил клиента в соответствие с правилами взаимоотношений в обществе. В процессе социально-терапевтического взаимодействия социального работника и клиента важное значение имеет вербальное и невербальное поведение.

В современной психологии невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, так как она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно. Средства невербальной коммуникации содействуют процессу передачи информации в системе «социальный работник - клиент». С одной стороны, чтобы быть понятым и способным оказывать психологическое воздействие на клиента с целью изменения его поведения, социальному работнику необходимо владеть обоими этими средствами общения, уметь кодировать и передавать свои состояния и намерения в жестах, мимике, позах, интонациях. С другой стороны, в ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как его воспринимает клиент, как строить с ним взаимоотношения.

. Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом

Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с обслуживаемым им клиентом стала экспертная оценка, которая, по существу, является социальным диагнозом и предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.

Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальные работники стремятся выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения.

Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Основной задачей социального работника становится получение этой информации и определение средств для ее получения.

Объем и характер искомой информации зависит от специфики социальной помощи, от ее цели, структуры и теоретической ориентации социального работника. При этом очень важно учитывать право клиента на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. Для экспертной оценки (социального диагноза) чаще всего используется беседа с клиентами - их интервьюирование. В ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как строить с ним взаимоотношения и как его воспринимает клиент. Беседы с коллегами, родственниками, людьми из окружения клиента также помогают понять и его ситуацию, и его потребности. Информация, полученная в ходе бесед, используется при обсуждении планов оказания помощи клиенту и его родственникам.

Теоретическое многообразие подходов к проблемам клиентов и стратегии выбора техник и технологий поддержки нуждающихся предполагает использование различных теорий. В их числе важная роль принадлежит когнитивной теории (от лат. cohnitio - знание, познание) терапии. Согласно когнитивной теории, поведение человека определяется его мышлением.

Теория, составляющая основу когнитивной терапии, включает в себя модель промежуточных перемен и феноменологическую модель.

Модель промежуточных перемен предполагает стимуляционно-реактивный подход, при котором познание определяется как промежуточная переменная, подвергающаяся воздействию внешних стимулов и, в свою очередь, влияющая на поведенческую или эмоциональную реакцию человека.

Феноменологическая модель помимо этого принимает во внимание такие свойства познания, как избирательность, способность к интерпретации, которые позволяют не только определить нечто находящееся вовне, но и понять, что оно означает для конкретной личности; соответственно, клиент рассматривается как человек, который активно и сознательно конструирует собственную реальность.

Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. Эмпатия - особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, «вчувствование» в его переживания. Проявлять эмпатию - значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно.

Обычно выделяют два типа эмпатии:

- интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями друг с другом и встречают при этом понимание;

эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не обязательно могут быть выражены словами.

Для установления контакта необходимо присутствие обоих типов эмпатии при условии их равнозначности.

В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.

Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают два его вида:

- нерефлексивное слушание - процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.). Применяется социальным работником в тех случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится вы говориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;

рефлексивное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию. Оно предполагает: открытые и закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; повторение основных мыслей клиента; перефразирование; резюмирование, заключающееся в обобщении основных мыслей клиента и его чувств.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:

- психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

. Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника

Социальная реабилитация (восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде) относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника и клиента. Успешность осуществления социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности, обязательности и добровольности, доступности и др., а также различных уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический и т. д.), каждый из которых должен включать в себя определенный набор методов реабилитации.

Необходимым компонентом взаимодействия социального работника и клиента является планирование индивидуальной поддержки клиента на основе его запросов и психосоциальной проблемы.

Ситуации клиента могут быть трудными, тупиковыми, нежелательными, могут стать препятствиями на пути достижения целей. Если человек или семья решают обратиться за помощью, социальный работник должен выявить взгляд каждого человека на существо его проблемы.

В процессе изучения проблема может оказаться несколько другой, чем представлялась вначале, или может выявиться совокупность психосоциальных проблем клиента, решение которых требует социальной помощи.

Степень участия социального работника в оказании практической и конкретной помощи при решении социальных проблем зависит от сферы деятельности клиента, его профессиональной роли и характера проблемы.

Несомненно, в первую очередь клиент должен использовать собственные возможности. Хотя социальный работник может выступить здесь в роли посредника, но он должен быть очень внимателен, поскольку с такой ролью связан определенный риск, когда вместо того, чтобы способствовать развитию активности клиента, он делает его более пассивным. Но если человек действительно плохо справляется с ситуацией или не способен действовать, то здесь необходим социальный работник, выступающий в качестве «второго я».

Повышение эффективности социально-психологического взаимодействия предполагает использование разнообразных методик социальной работы. В основе методик находится тот или иной оценочный метод или группы методов. Оценочный метод - это способы, приемы, с помощью которых оценивается эффективность социальной работы.

Одним из таких методов является метод оценки эффективности взаимодействия на основе удовлетворения потребностей клиента. В практике социальной работы также используются социологические исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование и др.

Таким образом, взаимодействие социального работника с клиентом - это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого.


К теории и практике социальной работы применяются методы психоанализа, гуманистической психотерапии. Школы и направления социальной работы при объяснении индивидуальных поступков человека, его поведения, эмоциональных реакций и т. д. опираются на концепции и идеи З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Эриксона и других психологов и психиатров. Различные подходы к психологии личности находят отражение в подходах к феномену клиента социальной работы и определяют стратегию взаимоотношений с ним. Особое влияние на подход к клиенту в теории и практике социальной работы оказали психодинамические, гуманистические и системные психологические концепции. Однако в контексте данной курсовой работы рассматриваются поведение клиентов с позиций философии познания,

2.1 Динамика познания «человека, нуждающегося в социальной работе»

Социальная работа в процессе своего становления формирует определенное знание о «человеке-нуждающемся» и его проблемах. Это знание складывается из различных факторов: из практики конкретных людей, их имплицитных концепций; из развития теоретической мысли об обществе, группе, человеке; из научно-исследовательской практики.

Предметный язык социальной работы определенным образом группирует смыслы, понятия, реальные феномены, т.е. дает основания говорить, что процесс формирования понятийного поля осуществляется в определенной структуре и логике .

Теоретизированные подходы реализуются в структурных сценариях, которые, в свою очередь, вырабатываются в процессе развития парадигмы знания через традиции, заимствования, через классику (научные авторитеты, основатели направлений), научные школы.

Структурный сценарий представляет собой понятийно-логический конструкт, определенную модель, в которой интерпретируется тот или иной феноменологический познавательный ряд. Структурные сценарии - это форма донаучного мышления, которая сохранилась от мифологизированного сознания, когда мышление было связано с устойчивыми формами интерпретации, не требующими их верификации на истинность или ложность. Являясь предысторией познания, структурные сценарии органически изменяются в системе научных подходов, в логике предметного языка познания.

Для социальной работы стало традицией рассматривать проблематику клиента на фоне общественных и социально-экономических проблем. В указанных же случаях проблемы, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи связаны с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. В этом отношении как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо-экономический или социо-психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Вот почему жизненный сценарий становится базовым понятием социальной работы при таких подходах к теории и практике помощи и изменяет модус предметной рефлексии.

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного язык (табл.1).

Основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 1

Структурный сценарий

Человек-нуждающийся

Базовые понятия

Конфессиональный

Субъект-спасающийся

Спасение, милосердие, призрение

Социальный

Субъект-страдающий (классовые детерминанты)

Справедливость, гарантии, страхование, бедность, пауперизм

«Медицинский»

Субъект-дезадаптированный

Дез., дев., лечение,диагноз, помощь, вмешательство

Социально-психологический

Субъект-социетальный

Полиструктурный субъект, отношения, интервенция, субъект в ситуации, процесс, оценка


Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в этой связи является вопрос адаптации субъекта к новым формам, способам жизни и социального функционирования в результате «пандемического» воздействия, т. е. воздействия, после которого состояние стресса охватывает достаточно большое количество людей. «Пандемическое» воздействие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих условиях, стали новым проблемным полем теории и практики социальной работы на рубеже веков.

Феноменологический ряд - это явления объективного и субъективного мира, доступные для интерпретации и понимания. Открытие и переосмысление этого ряда вызывает к жизни парные концепции.

Динамика изменения структурных сценариев связана с появлением парных концепций, т.е. восприятием и осмыслением феноменологического ряда в логике своих «субъективных» научных представлений. Парные концепции - это концепции противопоставления типа «субъективизм - объективизм», «материализм - идеализм», «капитализм - социализм» и т.д.

2.2 Антропологические традиции и эмпирическое обоснование социальной работы

Учение о человеке (антропология) является философским введением в теорию социальной работы. В философском подходе нуждаются многие важные темы, связанные со спецификой этой дисциплины: индивидуальное и общественное здоровье и нездоровье, девиантное и деликвентное поведение, способы и нормы социализации, формы социальной адаптации, жизнь, смерть, умирание, личное и общественное бессмертие, самоубийство и так далее. Ибо раскрытие всех этих тем зависит от того, какой ответ дан на вопрос: что такое человек? Каждая отдельная наука, изучающая человеческий мир, лишь фрагментарно высказывается на эту тему. Необходим синтез их данных, что и совершает социальная философия (или философская антропология), не противостоящая конкретным научным дисциплинам, а связывающая их данные в единую картину.

По Фирсову М.В. философская антропология рассматривает человека и его бытийность под углом зрения «действия» и «происшествия», которые выражаются в терминах «активность» и «пассивность».

«Человек-нуждающийся» при этом выступает как пассивный субъект, не имея возможности в силу разных причин принимать активное участие в жизнедеятельности. Эта ситуация может быть обусловлена различными обстоятельствами как личностными и групповыми, так и средовыми, т.е. окружением человека.

Личностное бытие субъекта ориентировано на то, что он находит смысл своей жизни в самоопределении и самоосуществлении. Однако в реализации самоопределения и самоосуществления задействованы различные проявления субъектности человека: человек как homo rationale, человек как природное явление, человек как психосоматическое существо, человек как homo sociale. Каждое проявление субъектности имеет свои диалектические противоречия, что ведет к осложнению жизненных стратегий человека.

Человек-рациональный сталкивается с противоречиями поведения. Его аутентичные решения, соответствующие его нормативным представлениям и стереотипам, могут входить в противоречие с представлениями окружающих, их ценностными нормами, поведенческими стереотипами. Как субъект своего бытия и поведения, человек не может действительно располагать собой9. В этой связи когнитивные процессы могут выступать в качестве стресса. В социальной работе такое поведенческое противоречие связывают с адаптивными кризисами и кризисами развития, когда природа расстройства ограничивает адекватное социальное функционирование клиента.

Человек как природное существо имеет другой модус проблем. В своей личностной конкретности и определенности он осмысляется через материю, физическое тело. Самовыражение, самоосуществление, постижение и самопостижение выражаются посредством тела и его строго индивидуального состояния. «Тело в целостной структуре человека как личности образует фундамент или же подструктуру того, что, по сути, составляет структуру личности»10. Однако тело как средство выражения личности может быть фактором идентичности и групповой принадлежности. При определенных условиях тело выступает разграничительным дискриминационном признаком, например в подходе общественного концепта социальной полезности. Именно этот подход разделил людей на здоровых и инвалидов. Тело выражает определенную норму, позволяющую одним и не дающую другим индивидам интегрироваться и функционировать в обществе. Отсюда общественный концепт инвалидизма включает в себя следующие положения:

• человечество разделено на здоровых людей и людей с ограниченными возможностями;

• здоровые люди способнее людей с ограниченными возможностями;

• здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями11.

Способность - неспособность превращать тело в предмет обмена, использовать его для равноправного участия в общественной и производительной деятельности является одним из оснований, определяющих активность или пассивность личности. Гуманистический смысл социальной работы в том и заключен, чтобы даже в ситуации неравных условий дать возможность каждому человеку для реализации его планов, интегрировать лиц с ограниченными возможностями в основные процессы трудовой и общественной жизнедеятельности.

Человек может быть рассмотрен и как психосоматическое существо. Проблемы телесности, чувственности, духовности в философской антропологии и антропологической психологии рассматриваются, как правило, раздельно. Однако в социальной работе они имеют единый модус основания, связанный с холистическим, т. е. целостным, подходом к личности клиента. Чувственность человека, его соматические реакции, его переживания связаны в практике социальной работы с такими экзистенциальными понятиями, как совесть, вина, ответственность, добро, зло и т.п. Эмотивные реакции человека изменяют не только его концепты коммуникаций, но и жизненные стратегии, нарушают психическое здоровье. Чувства с позитивным или негативным оттенком могут особым образом менять ритм обыденной жизни, вносить в нее не только спокойствие и радость, но и подавленность, и угрызения совести, что ведет к личностному и общественному расстройству. Человек как психосоматическое существо предстает как реальность, которую невозможно понять только рациональными методами. Субъективность, индивидуальность как ценностные факторы, обусловленные человеческим выбором и уникальным опытом в его неповторимости, - таковы философские исходные положения индивидуального подхода в социальной работе. Именно на этих основаниях в практике социальной работы развиваются комплексные подходы к личности клиента как сложному биопсихосоциальному существу.

Человек как существо социальное реализует свою индивидуальность через принадлежность к различным группам. Они представлены различными социальными институтами, в которых разворачивается жизненный сценарий человека. Наличие или отсутствие в нем тех или иных социальных институтов определяет статус человека, его социальное положение. Социальные институты вносят дифференциацию в групповую стратификацию общества, разделяя его на благополучные и неблагополучные (уязвимые) группы населения, по отношению к последним нарушаются общепринятые нормы жизнедеятельности. В этом ключе дихотомия концептуальных построений в социальной работе связана со следующими проблемами:

потребности - желания;

удовлетворение - лишение права;

права - свобода выбора;

справедливость - несправедливость;

солидарность - индивидуализм;

доступ к власти - отсутствие доступа к власти;

ответственность - безответственность;

конфликт - урегулирование конфликта;

автономность - контроль. Эти аспекты выступают в качестве точек континуума, в одной из которых проявляется тема человека-социального в контексте проблемы человек и общество. Социальное бытие человека, возможность - невозможность реализации социальной жизни, феномены и механизмы отчуждения человека от социальной жизни - все это составляет философскую проблематику теории социальной работы. Человек-социальный в концептах социальной работы понимается как уязвимый субъект, представитель определенной уязвимой группы. Проблемное поле данного субъекта осмысляется на макроуровне, в контексте превентивных, оперативных и долгосрочных стратегий профессиональной деятельности. Для каждой группы общая тема, как, например, нищета, имеет самостоятельное значение, несмотря на то, что ее общие аспекты - качество жизни, питание, занятость, жилищные условия, доступ к здравоохранению и медицине - характерны для всех уязвимых групп.

Основное проблемное поле человека-социального в контексте общих тем и групповых проявлений обосновывается в следующем континууме (см. табл. 2,стр.23). Таким образом, тема «человека-нуждающегося» предстает в социальной работе в различных проявлениях и понятийном многообразии, отражая различные уровни ее осмысления, от микро- и мезо-, до макро- и мего-уровней. Это лишний раз показывает сложность научного осмысления человека, который предстает и как реальный индивид со своими конкретными социальными запросами, и как уникальное явление индивидуальных проявлений и типологических особенностей, и как представитель определенного исторического времени и конкретной культуры, и как субъект со специфическими эмотивными проявлениями, отношениями и связями. Однако на каких бы уровнях не был бы сформулирован запрос клиента, теория социальной работы определяет - его положение в системе бытия и общественного мира как «человека-нуждающегося».

Таблица 2

Общие темы

Уязвимые группы

Нищета

Дети

Дискриминация по признаку пола

Женщины

Расизм

Лица пожилого возраста

Религия

Инвалиды

Окружающая среда и развитие

Заключенные, в том числе лица, лишенные свободы перед.


Беженцы


Мигранты


Из этого концепта выстраиваются все техники поддержки, все методы помощи, а также методологические схемы осмысления теорий социальной работы. Основные концепции практических моделей социальной работы в их соотношении с паттернами человека-нуждающегося можно представить в виде таблицы 3. Основные концепции практических моделей социальной работы

Таблица 3

Паттерны «человека-нуждающ.»

Человек как homo rationale

Кризисное вмешательство (Л.Раппопорт, Г.Парад); гештальт-терапия (Ф.Перлз); метод решения проблем (Х.Перлман) и т.д.

Человек как «природное» сущ.

Псих. лечение; телесная терапия; танцевальная терапия и т.д.

Человек как психосомат. Сущ.

Экзистенциальный метод; интегративный метод; кризисно-ориен. Краткос. метод; жизненная модель (К.Гермен) и т.д.

Человек как homo sociale

Развивающая модель (Бостон); развивающий метод( Э.Тропп); функ. метод (Р.Смолет); коммъюните метод (М.Фоллет) и т.д.

2.3 «Человек помогающий» - философские основания альтруистического поведения

Социальный работник в контексте исторического процесса олицетворяет собой культурно-исторический паттерн помогающего субъекта. Помогающий субъект появляется в концептах помощи во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах. Философской основой концепта помощи являются представления о судьбе, предопределении жизненных стратегий человека, развивавшиеся в более древних, чем античные, культурах. Именно там зародились взгляды о таком типе отношений между субъектами, когда одна сторона является активной, определяющей, а другая - пассивной, определяемой. Этот тип отношений будет осмысляться не только через философские и религиозно-этические доктрины, но и развиваться в общественной практике помощи и защиты уязвимых слоев населения, формируя в различные исторические эпохи паттерны помогающих субъектов.

Однако концепт помощи, раскрываясь через многомерное и сложное понятие судьбы, имеет индивидуальную понятийную определенность. С понятием судьбы связан достаточно конкретный круг представлений о человеческом участии, нравственном идеале человеческого поведения в отношении социально уязвимых субъектов, «обделенных судьбой». Именно в этом контексте особое значение приобретает понятие «событие». В различные исторические эпохи оно понимается в своей нравственно-этической определенности. Событие как символ, знак судьбы определяет позиции активных и пассивных субъектов в историческом процессе, определяет нормированное поведение, границы поддержки, паттерн помогающего субъекта.

В античности судьба определяет силу, обладающую высшей властью над человеком, определяющую жизненный путь личности во всей его неповторимости. Только древнегреческие боги, когда они выстраиваются в определенный пантеон с иерархической упорядочностью, становятся носителями определенных функций, предстают в виде своеобразных «социальных сил», определенным образом влияющих на жизненный сценарий человека. Так, в гомеровском эпосе Афина дает наставление Одиссею обнять колени царицы Ареты (чье имя означает «добродетель»), чтобы она помогла ему вернуться домой. Афина же превращает Одиссея в старого нищего, чтобы он не был узнан, она же помогает ему победить женихов. Боги как охраняющие мир отдельного человека и его частную жизнь предстают в качестве различных помощников. Например, Аполлон не только был покровителем изящных искусств, но и охранял посевы, стада, был богом исцеления и отвратителем бед (способствовал осуществлению витальных потребностей человека). Исцеление недугов приписывалось таким богам и богиням, как Асклепий, Исида, Сарапис. Чтобы обеспечить легкие роды, древние греки призывали Артемиду Илифию, Юнону, Луцину.

Герои - полубожественные существа, которые еще более активно вмешиваются в судьбы людей, полиса либо отдельного человека. Они помогают при болезнях и несчастьях, оказывают помощь в битвах и других событиях. Событие при этом воспринимается объектом помощи как нечто неотвратимое, где за изменениями стоят злые силы, проклятия, рок, трансформирующие жизненный путь человека. Всему этому противодействует герой. Он как бы реализует принцип дополнительности, уравновешивает баланс сил, несет позитивное начало. Тем самым в социальной жизни восстанавливается принцип каллогатии, физической и нравственной добродетели. Подвиги Геракла, Прометея, Ясона и других иллюстрируют это положение.

Событие - это механизм, приводящий в действие внутренние установки античного человека, где в качестве «мотивов поведения» помогающих субъектов выступают принципы «подражания лучшим и соперничество»14. Стремление к первенству, желание быть лучшим среди многих, боязнь показаться глупым и смешным - основные ценностные доминанты античности, традиционно определяемые в западной антропологии как «культура стыда». Поэтому первенствовать не только на поле брани, в спорте, но и в социально значимых акциях, затмевая своих предшественников, - вот ценностный смысл филантропической деятельности античного человека. Боги, герои, персонифицированные человеческие идеалы, сублимированные в антропоморфных формах, непременные участники социальной жизни людей. Они субъекты помощи, «участники судьбы», чья филантропическая деятельность осуществляется в мифологемах культуры стыда.

Христианство осмысляет идею судьбы в качественно иных концептах. Человеческое бытие определяет не пространство полиса, как это было в античной цивилизации, а мир Церкви, где «христианин в Церкви Христа живет в благодати Христа». «Культура стыда» сменяется «культурой вины», где на первый план выходит внутренняя система ценностей и оценка поведения «судом совести». Судьба как концепт человеческой жизнедеятельности входит в пространство Высшего Блага наряду с Провидением, милосердием, спасением и другими категориями провиденциального порядка. Отсюда идея судьбы в христианских подходах осмысляется как идея спасения души. «Событие» тождественно «событию», и пассивная личность, социально ущербная, в этой связи имеет свой концепт существования, оправдания и защиты. Событие богатых и бедных, обусловлено их предназначением друг для друга. Мифологема социального мира обосновывает существование помогающего и нуждающегося субъектов исходя из их событийности. Бедные необходимы богатым, чтобы богатые милосердием могли искупить свои грехи, богатые же нужны бедным, чтобы те могли кормиться возле них. И те и другие выступают защитниками друг друга перед Богом, и те и другие во взаимослужении друг другу достойны спасения, эти аксиоматические принципы становятся основой концепции милосердия.

Христианская парадигма поддержки и взаимопомощи вырабатывает определенные «правила спасения», определяет, что следует делать, а что нет. Концепты милосердного поведения становятся основанием акций и поступков «человека-помогающего». Правила и принципы милосердия определяются через серию поступков и деяний, которые могут быть направлены на различные нужды субъекта. При этом различаются два уровня помощи: милости духовные и милости телесные.

Паттерн помогающего субъекта распространялся от добропорядочного христианина ремесленника до богатого сюзерена. Их помощь человеку-нуждающемуся была спонтанна и аффективна, и она не была связана с выяснением истинных мотивов просящих подаяние. Однако институт монашества, основной помогающий субъект, имел свою идеологию поддержки. Культура практического милосердия, культ труда, «святая простота», образованность как основополагающая добродетель являлись главными слагаемыми социального христианского служения. Христианское служение предполагало практическое осуществление заповеди Христа о милосердии, оно выдвигало определенные нормированные требования к действиям и поступкам священников, устанавливало исходные ценностные позиции помогающего субъекта.

В актах христианского милосердия впервые ставится знак равенства не только между бытием человека и небытием, богатством и бедностью, но, самое главное, намечается отход от «коллективной ментальности»18, что порождает формы индивидуальной защиты и поддержки. Осознание собственного «Я», развитие самосознания и личности заложило в «культуре вины» иные парадигмы помощи и поддержки, которые находят свое отражение в парадигме «солидарности».

Философские основания парадигмы, «солидарности» актуализируют концепты бедности и выдвигают новую идею, идею свободы и прав человека. Причем бедность, в отличие от христианского концепта, рассматривается не как «благо», а как несправедливость, как проявление права сильного над слабым. Однако такое событие субъектов противоречило идеалам социального устройства, основанного не на Божественных заповедях, а на принципах свободы, равенства, братства. Философия милосердия уступает место философии альтруизма, где конечной целью морального действия является благо других людей19. Концепт судьбы и справедливости в контексте проблем бедности осмысляется не с фаталистических оснований, а с позиций естественных прав человека, когда индивидуальные права на жизнь и свободу являются главными мотивами помощи и поддержки индивиду. Концепции естественных прав человека, их обоснование и определение первоначально связывают с идеями экономической помощи и солидарности, что находит отражение в деятельности благотворительных организаций. Именно здесь «человек-помогающий» начинает осуществлять свою деятельность не на основе импульса или аффекта, а на основе рациональных принципов общественного блага и социальной полезности. Забота о «человеке-нуждающемся» выдвигает определенные требования, связанные с философией деятельности, включающей в себя не только умения и навыки, но устанавливающей принципы взаимодействия. Принципы взаимодействия «человека-помогающего» с «человеком-нуждающимся» не могут уложиться в христианские каноны милостей духовных и телесных. Ибо даже пассивный субъект, «обделенной судьбой», имеет актуализированное «Я», осложненное ценностными мифами классовой и групповой принадлежности, идентифицирует свою ситуацию в контексте социальных прав, свобод и гарантий. В идеологии поддержки событие отождествляется с ситуацией, оно не несет в себе тот драматизм отношений, который у античного человека был связан с роком, а в христианстве с Провидением. «Событие - ситуация» обретает характер индивидуальной или социальной детерминированности, оно перманентно, а следовательно, «человек-помогающий» имеет возможность не только познавать «судьбу» конкретного человека, но и, облегчая страдания, изменить сложившийся жизненный сценарий. Концепция философии развития - это и есть та новая мифология «человека-помогающего», сформировавшаяся в практике добровольных помощников.

Однако бедность, в частности ее крайняя форма - пауперизм, заставили выступить в качестве субъекта помощи не только добровольных помощников, но и государство. Перед государством встала необходимость не только выступать в качестве помогающего субъекта, но и обосновывать доктрину коллективной заботы и ответственности перед «человеком-нуждающимся». Исходя из концептов той политической системы, которая исторически обусловлена развитием данного общества, либеральные, репрессивные, социалистические, социал-демократические, капиталистические системы по-своему определяют концепты социальной справедливости, законности, гражданские и политические права человека. Социальная политика как стратегия реализации прав человека становится не только концептом, определяющим судьбу отдельного человека, но и основанием альтруистического поведения помогающего субъекта, которым начинает выступать профессионал. Профессионал как новый паттерн «человека-помогающего» осуществляет свою миссию в контексте коллективных действий и индивидуальных акций. Ценности профессии и требования общества являются тем диалектическим противоречием, где формируются новые принципы альтруистического поведения «человека-помогающего».

Парадигма «глобальной солидарности» на рубеже веков утверждается в контексте макроэкологического подхода, в контексте идей справедливого общественного распределения и перераспределения материальных и духовных ресурсов. Философские основания альтруистического поведения «человека-помогающего» определяются в данной парадигме тремя важнейшими факторами: ценностями человека, этикой общественного перераспределения ресурсов, ценностями профессии.

Человек как абсолютная ценность утверждается в принципах человеческого общежития. Принципы гуманистических отношений, связываются с активным неприятием насилия, с противодействием любым формам насилия - физического, психологического, экономического, идеологического20. Эти принципы энергично внедряются в мировое сообщество в качестве экономических, социальных, культурных прав человека. Согласно этим принципам, человек имеет право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, отдых, досуг, социальное обеспечение и социальное страхование, медицинское обслуживание, образование, культурное самовыражение. Эти ценностные установки становятся основой гуманистического отношения к «человеку-нуждающемуся», устанавливают базисные ориентиры интеракций в подходах к «ситуации - судьбе» клиента. Мера профессионального участия «человека-помогающего» определяется степенью нарушения прав и свобод «человека-нуждающегося», индивидуальными представлениями клиента о справедливости, его экзистенциальными ценностями. Именно здесь закладываются ценностные ориентации социетальных и личностных технологий помощи и поддержки21.

Этика общественного перераспределения связывается с представлениями об обеспечении минимального жизненного уровня, ниже которого не должен опускаться ни один член общества. В логике этих подходов формируются представления о верхнем уровне жизни. В противопоставлениях этих концептов зарождаются этические принципы эгалитарного перераспределения. Благосостояние общества, если оно стремится к гуманности и справедливости, требует альтруистических действий для разрешения не только своих потребностей, но и потребностей социально уязвимых групп. В этом отношении система учреждений социальной поддержки является не только вещественным воплощением нравственных императивов общества, но и определенной мерой перераспределения общественных благ и ресурсов. Развитость или неразвитость системы социального обеспечения - показатель гуманности гражданского общества, показатель справедливости распределения. Социальные работники, осуществляя свою деятельность в институтах социальной поддержки, оказывают помощь в социальном функционировании нуждающимся. Они опосредованно участвуют в реализации этических норм жизнедеятельности общества, реализуя его ценностные нормы и установки.

Профессия для «человека-помогающего» выдвигает определенные стандарты профессионального поведения. Оно основано на принятии ценностей и идеалов профессиональной субкультуры, которая учитывает роль и место помогающего субъекта в системе общественных отношений. Она определяет его миссию в гуманизации этих отношений, обосновывает ценностные принципы индивидуального взаимодействия.

Таким образом, альтруистические основания профессии «социальный работник» связаны с социогенетическими факторами развития социальной работы как воплощением общественных потребностей в реципрокации (взаимопомощи) и редистрибуции (справедливом распределении). «Человек-помогающий» не только отвечает общественной потребности и необходимости, но и является определенным фактором развития культуры и цивилизации. В этом отношении ценностные основания культуры и цивилизации являются регулятором профессиональной деятельности социального работника, определяют его альтруистический интерес к человеку, побуждают к реализации блага, личного и общественного благополучия.

Заключение

Обобщая итоги, отметим, что - развитие теории социальной работы как профессиональной области скорее схоже с развитием медицины, чем психологии, в том смысле, что динамика развития была не от теории к практике, а от практикования к попыткам объяснить полученные эффекты. Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шли под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; social casework) и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций. Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего развития, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно является отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданное бурное развитие имеет характер повсеместного образования в этой области в условиях недостаточно развитой системы социальной работы как научно обоснованной практики.

Относительно социальной работы многие десятилетия даже в странах, где существовали уже развитые формы социальной работы, направленные не на локальную сервисную службу, а на самоусиление человека и помощь ему в нахождении собственных ресурсов, в первую очередь психологических, шла дискуссия по поводу того, возможно ли создание собственной теории социальной работы или это практическая область, где необходимы «просто» высокая мотивация и практические навыки помощи страдающим людям.

Сторонники научного подхода в данном вопросе придерживаются взгляда, что в любой практике не существует абсолютно неизменной и единственно адекватной теории, но в основе любой практики, особенно касающейся трансформации социальных и психологических процессов, должна лежать концепция, обобщающая и объясняющая цели и механизмы изменений. Только в этом случае можно говорить о профессиональном развитии данной области практики.

В применении исторического антропологизма, ставящего в центр своего рассмотрения конкретно-историческое существование человеческих индивидов, реализуется гуманизм социальной работы как ее общая идейная (идеологическая) и аксиологическая (ценностно-практическая) установка, обусловленная, в свою очередь, целью и задачами социальной работы.

Практика является профессиональной в той степени, в которой она санкционирована обществом. Получение санкций на практику и обучение в конкретной предметной области подразумевает, что эта область деятельности может продемонстрировать свою интегрированность, предъявить свою теорию и работать в соответствии с ней, развивая свои профессиональные навыки.

В мире и в России накоплен значительный опыт социальной работы. Этот опыт требует осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, совершенствовать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не создаются программы социального развития и не формируется социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии − социальные работники.

Используя свои профессиональные познания, верность Кодексу социального работника, социальные работники оказывают помощь всем нуждающимся в ней, вне зависимости от финансового или социального положения клиента.

Список использованной литературы

1.Доброштан В. М. Теория Социальной работы; Учеб.пособ. - С.-Птб., 2008.

2.Коряковцев А.А. Теория социальной работы: учеб.пособ. - Екатеринбург: изд. РГППУ (Российский государственный профессионально-педагогический университет), 2012.

3.Словарь-справочник по социальной работе / Под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997.

4.Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой. − М., 2000.

5.Фирсов М.В., Студенова Е.Г.Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001.-432с.

Похожие работы на - Теория и методика социальной работы

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!