Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,10 kb
  • Опубликовано:
    2007-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

Лекция. Введение в курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»

План:

1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.

2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.

3. Психосоциальный подход в социальной работе.

Литература:

1. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.

2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

3. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. – 192 с.

Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педаго­гики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социаль­ном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознавае­мыми человеком.

Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проб­леме своего пациента, определить источник его неблагополучия, ко­торый может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, се­мейные и служебные конфликты и т.д.

Совершенно очевидно, что дале­ко не всегда социальный работник способен оказать необходимую помощь и далеко не все проблемы входят в пределы его компетенции, и в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские функции, адре­суя,  к соответствующим специалистам.

К таким проблемам, требующим специальной профессиональной помо­щи  относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена места жительства и т.д.

Таким образом, в идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку насе­ления в различных затруднительных случаях, вызывающих психологи­ческий дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга проблем

1. Цель курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»:

формирование системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности, выработка на этой основе психосоциального мышления применительно к особенностям социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с разными субъектами и группами в различных социальных учреждениях и сферах жизнедеятельности.

Задачи курса:

1)  овладение знаниями, позволяющими грамотно осуществлять психосоциальную деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы, описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению,

2)  выработка навыков и умений психосоциального мышления и психосоциального поведения будущих специалистов, помочь в выработке навыков практической психосоциальной работы с разными группами людей,

3)  овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных ситуациях их использования,

4)  осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед социальным работником,

5)  освоение специфических методов психосоциальной помощи в каждом из типов учреждений, в различных областям социальной работы,

6)  осмысление взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей различных пластов и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического и т.д.,

7)  формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы,

8)  развитие представлений о психологии социальной работы как основе повышения эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости психолого-педагогической подготовки специалиста по социальной работе,

9)  развитие профессионального самосознания будущих специалистов, побуждение к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала.

Место курса в профессиональной подготовке.

Курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» принадлежит к числу специальным дисциплинам - рассчитан на выработку специальных конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной профессиональной компетентности (праксиологических аспектов социальной работы).

Курс принадлежит к числу практико-ориентированных.    Он дополняет, обогащает и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс служит основой в работе с различными категориями населения. Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-педагогического циклов.

2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.

В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная рабо­та». Такой подход полностью согласуется с международной теори­ей и практикой оказания социальной помощи населению. Цен­тральной задачей практической социальной работы считается со­действие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частно­сти, к своему окружению.

Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социаль­ной работой.

Психотерапия осуществляется, как правило, психолога­ми или психиатрами и социальными работниками с допол­нительной терапевтической  подготовкой.  Только  незначи­тельное число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется    много    достаточно    больших    профессиональных групп, которые получают пользу от применения в своей ра­боте отдельных элементов психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти знания опреде­лялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой.

Психосоциальная работа является для многих достаточ­но расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психичес­кого развития и благополучия индивида»

Психосоциальная работа — это направление в социальной ра­боте, которое уделяет особое внима­ние психологическим аспектам трудной жизненной ситуации кли­ента.

Понятие "психосо­циальный", с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психиче­ские проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой сто­роны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которы­ми, в свою очередь, работают параллельно.

В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными.

Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной рабо­той, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образова­ния и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применя­ют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психо­социальной. Сравнить различные рабочие формы психотера­пии и психосоциологии можно на примере их различных це­лей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении си­туации пациента/клиента.

Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:

1. Социальная служба.

2. Психосоциальная работа:

— общественно направленное воздействие;

— индивидуально направленное воздействие.

3. Лечение (воздействие):

— психосоциальное воздействие;

— психотерапия.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Примером социальной службы является посредничество различного вида:

· выплаты социальных пособий;

· предоставле­ние информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;

· помощь в списании долгов;

· как до­биться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.

Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинст­вом клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доми­нировал в системе социальной защиты.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Психосоциальная работа имеет место в большинстве на­правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея­тельности:

· забота о здоровье матери и ребенка,

· детские ясли,

· школы,

· система социальной зашиты, 

· система уголовного исправле­ния,

· воспитание молодежи,

· психиатрия.

· психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.

Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1) Обществен­но направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключа­ется в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отно­шениях, примером ее объекта — группа для родителей в дет­ском здравоохранении.

2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об ин­дивидуально направленном воздействии.

Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по сво­ему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой системати­зации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не явля­ется достижение каких-либо существенных изменений лич­ности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспе­циалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уров­не психосоциальной работы.

Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относят­ся ко второму уровню.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы по­мощь стала актуальной. Социальный работник и клиент при­ходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.


ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия определяется как «воз­действие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».

В психотерапии используется ряд методов:

·   гипноз,

·   поведенческая терапия,

·   психодинамическая терапия,

·   образная терапия,

·   манипуляционный (трансактный) анализ.

В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.

К сожалению, психотерапия в течение длительного вре­мени считалась более «высокой», чем психосоциальное воз­действие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по  психотерапии, покинули  организацию,   где   преимущественно  занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой дея­тельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего  лица.  

Многие ученые и практические работники рассматривают   психотерапию   и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы.

         Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направ­лены на различные группы и отличаются друг от друга рабо­чей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.

3. Психосоциальный подход в социальной работе

Социально-психологическая направленность (личность — об­щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес­сиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове­нию психосоциального подхода. Данный подход обычно связыва­ют с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое влияние на его формирова­ние оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуа­ции», т.е. психосоциальность.

Цель психосоциального подхода — поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистем­ными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются воз­можности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное учас­тие в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в ситуации».

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должно­стных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социаль­ной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как

· оказание граж­данам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;

· помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;

· расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодо­ления имеющихся трудностей;

· помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и фи­зических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

· стимули­рование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

    

Семинар 1. Основные психологические теории и их влияние на психосоциальную практику.

1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.

1.1. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

1.2. Карл Юнг (1875 – 1961).

1.3. Альфред Адлер ( 1870 – 1937).

1.4. Карен Хорни (1885 – 1952).

1.5. Эрих Фромм (1900 – 1980).

1.6. Эрик Эриксон ( 1902 – 1994).

2.   Поведенческий подход в психосоциальной практике

2.1. Эдвард Ли Торндайк (1874 – 1949).

2.2. Иван Петрович Павлов (1849 – 1936).

2.3. Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958).

2.4. Баррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990).

2.5. Альберт Бандура (1925).

3.   Экзистенциально-гуманистические подходы в психосоциальной теории и практике.

3.1. Абрахам Маслоу (1908 – 1970).

3.2. Карл Роджерс (1902 – 1987).

3.3. Виктор Франкл (1905).

3.4. Ролло Мей (1909 – 1994).                      

Похожие работы на - Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!