Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Лекция. Введение в курс «Содержание и методика
психосоциальной деятельности в системе социальной работы»
План:
1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной
деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки
специалистов.
2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в
мировой практике.
3. Психосоциальный подход в социальной работе.
Литература:
1.
Барбру Леннер-Аксельсон,
Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.
2.
Психология социальной
работы / Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
3.
Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю.
Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. –
М., 2002. – 192 с.
Введение
в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально
изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека
и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин,
педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих
дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и
личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными
факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.
Потребность
в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных
ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться
в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который
может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация
после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и
т.д.
Совершенно
очевидно, что далеко не всегда социальный работник способен оказать
необходимую помощь и далеко не все проблемы входят в пределы его компетенции, и
в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские функции, адресуя, к
соответствующим специалистам.
К
таким проблемам, требующим специальной профессиональной помощи относятся,
безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по
сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может
быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и
внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную
дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена места
жительства и т.д.
Таким
образом, в идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую
поддержку населения в различных затруднительных случаях, вызывающих психологический
дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью
социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого
широкого круга проблем
1. Цель курса «Содержание
и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»:
формирование
системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности,
выработка на этой основе психосоциального мышления применительно к особенностям
социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с
разными субъектами и группами в различных социальных учреждениях и сферах жизнедеятельности.
Задачи курса:
1)
овладение знаниями, позволяющими грамотно осуществлять психосоциальную
деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы,
описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению,
2)
выработка навыков и умений психосоциального мышления и психосоциального поведения
будущих специалистов, помочь в выработке навыков практической психосоциальной
работы с разными группами людей,
3)
овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей
и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных
ситуациях их использования,
4)
осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических
проблем, встающих перед социальным работником,
5)
освоение специфических методов психосоциальной помощи в каждом из типов учреждений,
в различных областям социальной работы,
6)
осмысление взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей
различных пластов и аспектов психосоциальной помощи: социального,
психологического и т.д.,
7)
формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе
социальной работы,
8)
развитие представлений о психологии социальной работы как основе повышения
эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости
психолого-педагогической подготовки специалиста по социальной работе,
9)
развитие профессионального самосознания будущих специалистов, побуждение к
самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала.
Место курса в
профессиональной подготовке.
Курс
«Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»
принадлежит к числу специальным дисциплинам - рассчитан на выработку специальных
конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков
психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной
профессиональной компетентности (праксиологических аспектов социальной работы).
Курс
принадлежит к числу практико-ориентированных. Он дополняет, обогащает и
углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной
работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и
ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс
служит основой в работе с различными категориями населения. Курс читается в
тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического,
социологического, социально-педагогического циклов.
2. Понятие, сущность и основные направления
психосоциальной работы в мировой практике.
В
последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта
подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль —
«психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной
теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей
практической социальной работы считается содействие оптимальной адаптации как
отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и,
в частности, к своему окружению.
Психосоциальная
помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между
психотерапией и социальной работой.
Психотерапия
осуществляется, как правило, психологами или психиатрами и социальными
работниками с дополнительной терапевтической подготовкой. Только незначительное
число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не
все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова.
Напротив, имеется много достаточно больших профессиональных групп,
которые получают пользу от применения в своей работе отдельных элементов
психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти
знания определялись в аналитической работе по психотерапии как
«психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по
мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать
различие между психотерапией и социальной работой.
Психосоциальная работа является для многих достаточно
расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное
занятие с ясным пониманием того, какое
значение имеют социальная организация
и формы человеческого общения для психического развития и благополучия
индивида».
Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое
уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации
клиента.
Понятие
"психосоциальный",
с одной стороны, определяет точку зрения на причины
человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют
друг с другом, с другой стороны,
указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.
В
практической работе границы между психотерапией и психосоциальной
работой часто являются подвижными.
Той профессиональной
группой, которая находится на водоразделе
между психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты,
криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто
применяют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют
психотерапию. Поэтому в последние
годы их работу стали называть психосоциальной.
Сравнить различные рабочие формы психотерапии и психосоциологии можно на
примере их различных целей и уровня
притязаний, когда речь идет об изменении ситуации пациента/клиента.
Здесь можно выделить три
направления психосоциальной работы:
1. Социальная служба.
2. Психосоциальная
работа:
— общественно
направленное воздействие;
— индивидуально
направленное воздействие.
3. Лечение
(воздействие):
— психосоциальное
воздействие;
— психотерапия.
СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Примером
социальной службы является посредничество различного вида:
·
выплаты социальных пособий;
·
предоставление
информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;
·
помощь в
списании долгов;
·
как добиться льгот в очереди на детский сад или на
место в больнице.
Содержание
контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и
информации. Личность нуждающегося
в помощи на этом уровне не затрагивается или
затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко
возникают какие-либо особые отношения
друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в
системе социальной защиты.
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
Психосоциальная
работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и
исправительной деятельности:
·
забота о здоровье матери и ребенка,
·
детские ясли,
·
школы,
·
система социальной зашиты,
·
система уголовного исправления,
·
воспитание молодежи,
·
психиатрия.
·
психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической
сфере, как производство.
Психосоциальная
работа включает в себя две различные формы:
1)
Общественно направленное воздействие или профилактическая
психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключается в
просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером
этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях,
примером ее объекта — группа для родителей в детском здравоохранении.
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время
контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии.
Личность
клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи.
Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных
проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также
о советах в различной форме. Беседы не
нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей
клиента. Не происходит вникания в прошлое
индивида. Целью не является
достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект
и мог бы стать терапевтическим, т.е.
лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспециалистами, например, воспитателями или
надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы.
Работа
по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также
преимущественно относятся ко второму уровню.
ОКАЗАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
Работа
по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени
индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или
психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы помощь стала
актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о начале совместного
процесса решения проблемы.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия
определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и методах и
заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц
в вопросе урегулирования чувств, импульсов,
мыслей, отношений и снятия психосоматических
симптомов, которые являются беспокоящими».
В
психотерапии используется ряд методов:
·
гипноз,
·
поведенческая терапия,
·
психодинамическая терапия,
·
образная терапия,
·
манипуляционный (трансактный) анализ.
В
отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в
самом центре.
К
сожалению, психотерапия в течение длительного времени считалась более
«высокой», чем психосоциальное воздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников,
прошедших дополнительную подготовку по
психотерапии, покинули
организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой деятельности. Нет
никаких оснований возвышать одну форму работы
над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.
Многие ученые и
практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное
воздействие как равноценные формы работы.
Психосоциальное
воздействие означает, что прорабатывается как
социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того,
эти формы применяются в различных организациях, направлены на различные группы
и отличаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими
проблемами целевых групп.
3. Психосоциальный подход в социальной работе
Социально-психологическая
направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей
истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению
психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с именами М. Ричмонд
(Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950—1960-е гг. большое
влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем —
работы Дж. Боулби.
В
исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается
необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который
его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний
мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е.
психосоциальность.
Цель психосоциального подхода — поддерживать
равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными
отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе
оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются
потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии
соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие
в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в
ситуации».
В
отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза
психологического и социального прослеживается на всех уровнях — в формулировках
целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и
должностных обязанностях социальных работников, в государственных
образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе.
Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных
документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях
социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как
·
оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи,
в частности осуществление консультирования;
·
помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
·
расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых
средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления
имеющихся трудностей;
·
помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных,
личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
·
стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
Семинар 1. Основные психологические теории и их
влияние на психосоциальную практику.
1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.
1.1.
Зигмунд Фрейд (1856 –
1939).
1.2.
Карл Юнг (1875 – 1961).
1.3.
Альфред Адлер ( 1870 –
1937).
1.4.
Карен Хорни (1885 – 1952).
1.5.
Эрих Фромм (1900 – 1980).
1.6.
Эрик Эриксон ( 1902 –
1994).
2.
Поведенческий подход в
психосоциальной практике
2.1.
Эдвард Ли Торндайк (1874 –
1949).
2.2.
Иван Петрович Павлов (1849
– 1936).
2.3.
Джон Бродес Уотсон (1878 –
1958).
2.4.
Баррес Фредерик Скиннер
(1904 – 1990).
2.5.
Альберт Бандура (1925).
3.
Экзистенциально-гуманистические
подходы в психосоциальной теории и практике.
3.1.
Абрахам Маслоу (1908 –
1970).
3.2.
Карл Роджерс (1902 –
1987).
3.3.
Виктор Франкл (1905).
3.4.
Ролло Мей (1909 – 1994).