Основные принципы и формы проведения групповой психосоциальной работы
Содержание
1. Социальная групповая работа
2. Основные принципы и формы
психосоциальной работы с группой
Список использованных источников
1. Социальная
групповая работа
Социальная групповая
работа — это направление практической деятельности, функции которой
распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от
благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами
социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию
проблем.
Методология и технология
социальной работы с группой базируется на психосоциальных теориях, позволяющих
анализировать интерактивные процессы в межличностном взаимодействии.
Идеология социальной
работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить
трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется
гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в
частности.
Согласно подходу Г. Конопки,
социальная групповая работа — это практический метод социальной работы, который
помогает личностям расширять свое социальное функционирование и, используя
целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными,
групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме. Термин «социальная
групповая работа» предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы
показать специфику и отличие ее от групповой психотерапевтической работы. Если
в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с
социальным функционированием, то в групповой психотерапии — на эмоциональные и
психологические процессы у больных людей.
Для групповой социальной
работы характерно:
-
проблемно-ориентированные
подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники
групповой работы;
-
ориентация
групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных
отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и
фасилитатора;
-
ориентация на
техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях,
ориентированных на работу с патологиями;
-
присвоение и
переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата,
методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических
психологов;
-
создание
индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с
различными случаями.
Социальная групповая
работа включает в себя различные подходы поведенческого обмена, индивидуального
развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем,
социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена
достаточно широко — от группового консультирования до терапевтических подходов.
Группа рассматривается
как система обслуживания клиентов, она представляет собой определенный
континуум, в котором осуществляется процесс интеракций, направленный на решение
проблем клиентов. Групповой континуум состоит из определенных составных частей,
куда входят: организационный процесс, работа по привлечению новых членов
группы, выявление проблем и интересов, заключение контракта, обеспечение
обслуживания в соответствии с условиями агентства и целями группы. Групповой
континуум требует, чтобы социальный работник выполнял определенные нормы и
процедуры. Так как процесс группового развития осуществляется непрерывно,
социальный работник должен обеспечить условия его развития с учетом действий и
вклада отдельных членов группы.
Достижение целостности
группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления
общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации, одна этническая
принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются
межабонентскими связями, которые позволяют группе вместе проходить все стадии
группового развития.
Основной задачей
социального работника является усиление группового и индивидуального
социального функционирования. Это достигается постоянной помощью группе в
принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий.
Социальный работник
помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией — это важно
для продвижения группы на всех стадиях ее развития
В основе групповой работы
социального работника лежат следующие принципы:
1. Признание уникальности
каждого клиента в межгрупповом взаимодействии.
2. Признание широкого
разнообразия групп как видов человеческого сообщества.
3. Принятие индивида с
его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием.
4. Утверждение
целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником.
5. Поддержка и
предоставление полезных контактов всем членам группы.
6. Модификация группового
процесса в контексте изменения групповых задач.
7. Поддержка каждого
члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации
своих потребностей.
8. Предоставление каждому
члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои
индивидуальные проблемы.
9. Создание условий
членам группы для получения нового опыта социальных отношений.
10. Разумное
использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом
взаимодействии.
11. Целенаправленное
использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач.
12. Проявление теплых и
дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.
2. Основные принципы и
формы психосоциальной работы с группой
Психосоциальная работа –
это одно из возможных направлений деятельности социальных работников системы
социальной защиты населения. Лежащая в его основе идея содержит дилемму: «что
важнее – личность или её проблема?» И эта дилемма разрешается в пользу
возвышения личности: «личность важнее проблемы».
Возможны, как минимум,
два подхода к пониманию того, как личность «делает» свои проблемы, каким
образом их воспринимает и разрешает.
Психогенетический подход
к пониманию основных противоречий развития личности и психодинамические
концепции, наиболее применимые в ситуациях помощи клиенту.
Социогенетический подход,
т.е. понимание того, как существующие в социуме, куда включен индивид,
противоречия деформируют образ мышления и жизни личности. В этом случае чаще
эксплуатируются социодинамические концепции помощи.
В психосоциальном
направлении социальной работы приоритет отдаётся первому. Он более оптимистичен
в понимании назначения и возможностей отдельно взятого человека.
Цель психосоциальной
работы усматривается в том, чтобы создавать условия возвращения клиента в его
природосообразную реальность, где начинается его психологическое и социальное
право быть автором своего жизненного сценария и нести полную ответственность за
то, что он в него включает.
Отправной точкой в
психосоциальной работе является оценка и понимание специалистом главного
отношения клиента – отношения к жизни вообще и своему праву на собственную
жизнь в частности: является ли ценность жизни ведущей категорией самосознания
клиента? Признаёт ли он за собой право принимать самостоятельные решения относительно
того, кем и где ему быть, как выглядеть и какие обязательства на себя брать? По
своему ли волеизъявлению он живёт и действует в конкретных отдельно взятых
случаях? Кто, с его точки зрения, несёт ответственность за его жизнь и
благополучие? Кто именно и что именно влияет на его поведение в особо значимых
для его судьбы случаях? Считается ли он сам с правом других людей, когда
вступает в отношения с ними?
Под методом групповой
работы понимается совместная деятельность людей, которые, работая в группах,
состав которых колеблется от 2 до 10 человек, над определенными задачами и
проблемами, самостоятельно направляют свою деятельность, избирают средства
своей работы и устанавливают нормы взаимодействия.
Наиболее важный результат
групповой работы - преобразование внутреннего мира ее участников. Основа этих
преобразований - переосмысление жизненных ценностей. Таким образом, в групповой
работе может осуществляться процесс групповой коррекции (изменение, поправка,
исправление) ценностей.
В настоящее время теоретическими
основаниями психосоциальной работы с группами являются такие школы, как теория
поля, теория социального обмена, психоанализ и общая теория систем.
Общим для всех групповых
теорий является положение об искусственности отделения человека от его окружения.
Это значит, что люди живут, действуют, чувствуют, ищут смысл жизни и добиваются
удовлетворения желаний только в ходе социального взаимодействия, главным
образом в группе.
В рамках теории поля группа
рассматривается как некая общность индивидов, движущаяся к своей цели; силы вне
и внутри данной группы влияют на направление ее движения, способствуя или
препятствуя ему.
Теория социального обмена
представляет собой
приложение некоторых идей бихевиоризма к групповому контексту. Согласно данной
теории люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения и в то же время
предполагая пожертвовать чем-то взамен.
Хотя все теории групп в
той или иной степени опираются на понятие «система», некоторые теоретики
уделяют ему особое внимание, в связи с чем возникла теория социальных систем.
Социальный работник,
ориентированный на работу с личностными ценностями, должен знать, что побудить
членов группы к «выращиванию» ценностей можно, лишь проявляя заинтересованность
в работе, проходя путь коррекции, развития своей личности вместе с остальными
членами группы.
В процессе взаимодействия
социальный работник не должен полностью идентифицироваться с группой. Его
профессиональный долг — сохранять возможность контроля над ситуацией, если она
приобретает деструктивную направленность. Процесс сближения не следует
форсировать - он должен органично проявляться на основе происходящих в группе
процессов. Недопустимы как его искусственное ускорение, так и углубление.
Необходимо помнить о возможном уровне личностного «погружения» и темпах работы.
Поскольку сближение
происходит неравномерно, от социального работника требуются большая
психологическая гибкость, внимание и готовность переключиться на другие режимы
межличностного взаимодействия.
Групповая работа
используется:
1) в исправительных
целях, когда дело касается поведения одного или нескольких членов;
2) для предупреждения
социальных дисфункций (в случае такой опасности);
3) для обеспечения
нормального развития отдельных членов группы, особенно в критические периоды
роста;
4) для утверждения
личности;
5) в целях обучения и
воспитания чувства гражданственности;
б) для осуществления
одной цели или всех этих целей одновременно.
Обычно используют две
основных типологии групп:
1) созданные специально
для работы с их членами и решения внутригрупповых проблем (внутренне
ориентированные);
2) созданные для
достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели (внешне
ориентированные).
Первые группы разделяются на два типа:
а) нацеленные на
нормальное развитие своих членов (группы социализации). В группах социализации цель
социальной работы - помочь индивиду, испытывающему затруднения при выборе целей
социализации, а также способствовать достижению уже выбранной цели (последняя
задача получила название ролевого обучения).
б) группы, цель которых -
исправление отклонений, возникших в ходе предшествовавшей социализации (группы
ресоциализации). Группы ресоциализации также решают две задачи. Они
осуществляют социальный контроль над людьми, недостаточно адаптировавшимися к
требованиям общества и не желающими принять на себя социально приемлемые роли,
а также оказывают помощь в усвоении новых (альтернативных) ролей.
Задача социального
работника заключается:
во-первых, в помощи
членам группы при создании системы взаимопомощи (основная задача),
во-вторых, в умении
понять и использовать характер и содержание групповых процессов для достижения
целей группы,
в-третьих, в умении
помочь в этом членам группы,
в-четвертых, в повышении
способностей членов группы действовать независимо,
в-пятых, в стремлении
осознания членами группы своей общности к моменту прекращения деятельности
группы.
-
это выявление
индивидуальных особенностей личности клиента (личность);
-
это идея прав
человека (право);
-
это концепция
профессионализма (профессионализм, т.е. помощь от силы, проистекающей из
принятия клиента, его образа мышления, образа жизни и уважения к нему, а не от
слабости, когда помощь осуществляется из желания «отдать другому всю душу»,
чтобы он изменился, почувствовал себя счастливым)
-
это концепция
самопомощи (самопомощь).
В основе группового
процесса лежит психосоциальная модель взаимодействия. Она состоит из пяти
основных элементов:
-
группы;
-
членов группы,
имеющих особые нужды;
-
деятельности в группе;
-
взаимодействия
специалиста и группы;
-
регулирования и решения
проблем клиентов.
Достижение сплоченности
группы, реализация принципа «группа как целое» осуществляется путем выявления
общности: общие интересы, сходные трудные жизненные ситуации одна этническая
принадлежность, полоролевая идентификация и т.д. Такие факторы являются
«межабонентскими связями». Они позволяют членам группы вместе проходить все
стадии группового развития.
Основной задачей
специалиста по групповой психосоциальной работе является усиление их группового
и индивидуального социального функционирования. Это достигается постоянной
помощью группе в принятии решений, оценке ситуаций, результатов действий.
Специалист помогает формировать нормы, решать конфликты, управлять ситуацией – это
важно для продвижения группы на всех стадиях ее развития.
Специалист рассматривает
группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях,
действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать,
отклонять, изменять действия ведущего группу. В этой открытой системе
осуществляется процесс интернализации ценностей и действий специалиста и членов
группы, усваиваются методы помощи себе и другим людям.
Методы помощи,
используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования
группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные
нужды и проблемы с проблемами группы.
Идея оказания
психосоциальной помощи в условиях группового взаимодействия реализуется
поэтапно. Г.Конопка выделяет следующие этапы:
1) целенаправленное,
теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным
социальным работником и членами группы;
2) управление групповым
процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3) установление
вербальной коммуникации между членами группы;
4) установление
невербальной коммуникации между членами группы;
5) целенаправленный выбор
и создание членами группы необходимой терапевтической среды.
Основываясь на работах
современных исследователей стадии группового развития можно представить в виде
следующей обобщенной схемы:
1. Стадия ориентации –
клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей,
ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед
неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется
«псевдосплоченность».
2. Стадия власти –
оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление,
может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются
нормы и ценности при непосредственном участии группы.
3. Стадия переговоров –
происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная
сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются
сходные проблемы и эмоциональные переживания.
4. Функциональная стадия –
группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая
друг друга, проявляя искренность и спонтанность – характерные тенденции
группового развития; это стадия принятия решений.
5. Стадия распада группы –
ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению
своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой
деятельности.
Групповой работе способствует:
-
соответствие
состава группы тем задачам, которые она решает;
-
важность задачи
для всех участников;
-
наличие
технологий взаимодействия адекватным групповым нормам и характеру решаемой
задачи;
-
оптимальный
состав и численность группы;
-
грамотное
распределение ролей.
Групповой работе мешает:
-
незначительность
задачи, ради которой создана группа;
-
ограничивающие
членов группы условия ее существования;
-
слабый лидер;
-
неэффективные
способы ведения групповой работы;
-
состав группы, не
подходящий для решения задачи;
-
многолюдность
группы;
-
редкость и
недостаточная продолжительность встреч;
-
надежда на
быстрый и легкий успех;
-
необоснованная
надежда на социального работника.
Важно также то, что
решаемая группой задача должна быть достаточно конкретной, четко
сформулированной, понятной и потенциально разрешимой.
Результаты должны быть
полезными для всех.
Список использованной
литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология:
учебник для высш. учеб. заведений / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2004. -
365 с.
2. Ардашкин, И.Б. Содержание и методика
психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебное пособие /
И.Б.Ардашкин. – Томск: ТПУ, 2004. – 156 с.
3. Котельникова, Н.И. Психосоциальная
работа с женщинами в условиях группового взаимодействия / Н.И.Котельникова,
Н.А.Рыбакова. – Псков, 2003. - 236 с.
4. Рудестам, К. Групповая психотерапия /
К.Рудестам. - М.: Прогресс-Универс, 2003. - 368 с.
5. Рыбакова, Н.А. Из опыта работы
практического психолога: Женские терапевтические группы / Н.А.Рыбакова; Под
ред. Н.Б.Парфёновой // Проблемы психологии здоровья. Сб. н. ст. – Псков. –
2002. - с.157-162.
6. Социальная психология: учебник для
высших учебных заведений / Под ред. А.Л.Журавлева. - М.: изд. «ПЕР СЭ», 2002. -
351 с.
7. Технологии социальной работы: Учебник
/ Под общ. ред. Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 400 с.
8. Фирсов, М.В. Психология социальной
работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб, заведений / М.В.Фирсов, Б.Ю.Шапиро. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002 с. - 192 с.