1230
=; E3=; E3=;
Ускорение точки F с планов ускорений
по формуле:
Для положения 4:
0,7=280 (28 мм)
*1,4=4 (0 мм)
*1,3=206 (21 мм)
Для положения 7:
0,7=857 (86 мм)
*1,4=678 (68 мм)
*1,3=71 (7 мм)
2 .Силовой расчет механизма
Цель расчёта.
Определить, используя исходные
данные силы тяжести звеньев и моменты инерции масс относительно оси, проходящей
через центр масс.
Определить, используя план
ускорений, силы инерции и приложить их к звеньям механизма в соответствующих
точках; определить так же моменты от сил инерции и приложить их к
соответствующим звеньям.
Определить реакции в кинематических
парах структурных групп звеньев 4-5 и 2-3 от действия сил тяжести, сил и
моментов сил инерции, силы полезного сопротивления методом планов сил. Если
какая-либо сила в выбранном масштабе должна изображаться вектором меньше
миллиметра, то его на плане сил можно не показывать.
. Произвести силовой расчет входного
звена. Определить уравновешивающую силу, считая её приложенной к кривошипу
перпендикулярно этому звену. Найти реакцию в кинематической паре "входное
звено - стойка".
. Определить уравновешивающую силу с
помощью рычага Н. Е. Жуковского и сравнить её с величиной и направлением
уравновешивающей силы, найденной по пункту 4, Допустимая погрешность не должна
выходить за пределы 5.. .7%.
.1 Определение уравновешивающей силы
с помощью планов сил
Для кинетостатического исследования
механизма строим его кинематическую схему в 7 положении в масштабе KL = 0,01
м/мм. Строим план скоростей и план ускорений для этого положения механизма.
Определяем силы тяжести звеньев. Они
приложены в центрах масс соответствующих звеньев и направлены вертикально вниз.
Силы инерции звеньев приложены также в центрах масс звеньев и направлены в
стороны, противоположные ускорениям центров масс соответствующих звеньев.
Моменты инерции направлены в стороны, противоположные угловым ускорениям
соответствующих звеньев.
Силы тяжести звеньев:
G2m2g =90*10=900 H; G3 m3g
=70*10=700 H; G4 m4g =50*10=500 H; G5 m5g =30*10=300 H.
|
Силы инерции звеньев:
Р2ин= -m2as2=90*(42мм*10)=37800 H;
Р3ин= -m2as3=70*(39мм*10)=27300 H;
Р4ин= -m2as4=50*(119мм*10)=59500 H;
Р5ин= -m2af=30*(124мм*10)=37200 H.
Моменты инерции:
М2ин=-ε2Js2=457*31=14167 Hм;
М3ин=-ε2Js2=193*18=3474
Hм;
М3ин=-ε2Js2=77*44=3388
Hм.
В точке F приложена сила полезного
сопротивления Pnc. Она направлена противоположно скорости точки F.= Yp * Kp = 9
мм * 50 H/м = 450 H; Р5ин = + Pnc - G5 = 37200 +4 50 - 300 = 37350 H.- ордината
с графика изменения силы полезного сопротивления, (мм). -масштабный коэффициент
графика изменения силы полезного сопротивления, (Н/мм).
Силовой расчет начинается с наиболее
удаленной от входного звена группы Ассура т.е. производится в порядке, обратном
кинематическому расчету и заключается в последовательном рассмотрении условий
равновесия ( по принципу Д' Аламбера) всех входящих в механизм структурных
групп.
.1.1 Группа звенев 4-5
Эта группа для рассматриваемого
механизма является наиболее удаленной от начального механизма. Выделяем эту
группу отдельно, вычерчивая ее в масштабе KL = 0,01 м/мм.
С соблюдением заданного положения.
Рассмотрим силы, действующие на эту группу. В точке F действуют силы ↑↓; ↑↓, G5. В точке S4 действуют силы G5, .К звену 4 приложен момент .
Освобожденные связи заменяем
реакциями. В точке F со стороны звена 0 на звено 5 действует реакция . Со стороны звена 2 действует
реакция
Для определения реакции составим уравнение суммы моментов
всех сил относительно точки F для звена 4.
∑MF(4)=0;
h4KL-G4hG4KL--*EF*KL=0
==2840 H;
Для определении реакций R05,R24
составим векторное уравнение равновесия всех сил для 4, 5 звеньев. Эти реакции
определяются при помощи плана сил. В этом векторном уравнении подчеркнем силы,
известные по модулю и направлению, двумя чертами, а известные только по
направлению -одной чертой.
В векторном уравнении сначала
записываем значения сил в Ньютонах, затем ниже в миллиметрах (как будет на
плане сил). Масштабный коэффициент плана сил КР = 1000 Н/мм.
\∑P(4,5)=0; ++++++=0;
=2840 H; (3мм);
++=37350 H; (37мм);
=500 H; (0мм);
=59500 H; (60мм)
- горизонтальная ось.
Построение плана сил начинаем с
проведения линии действия вектора и на ней в произвольном месте
намечаем точку - полюс плана сил. Из полюса плана сил строим по порядку силы,
геометрически складывая их:
-), .
Из конца отрезка плана сил .проводим линию действия вектора. Пересечение линий действия дает
точку - начало вектора и конец вектора .
Равенство нулю правой части
векторного уравнения говорит о том, что силовой многоугольник должен быть
замкнутым.
С плана сил находим:
=95*Kp=95*1000H/мм=95000 H;
=13мм*Kp=13*1000 H/мм =13000 H.
Для определения точки приложения
реакции составим уравнение:
∑MF(5)=0; h5=hG5=hnc=0→hR05=0
Т.е реакция приложена в точке F.
Определяем реакцию 4 звена на 5
звено.
∑P(5)=0; ++++=0; → =40мм*Kp=40000= H;
Переходим к рассмотрению второй
группы Ассура.
.1.2 Группа звеньев 2-3.
При этом реакция =-
Определяем тангенциальные реакции.
∑Mc(3)=0;
- h3 KL+ hG3 KL++*CD KL=0;
==3268 H;
∑Mc(2)=0; -hR42 KL-h2 KL-+ hG2 KL+*BC* KL=0;
==149958 H;
Определяем оставшиеся реакции.
Кр=3000 H/м
∑P(2,3)=0; ++++++++=0;
=149958 H; (50мм);
=95000 H; (31мм);
=900 H; (0мм);
=700 H; (0мм);
=37800 H; (12мм);
=27900 H; (9мм);
=3268 H; (1мм);
=100мм* Kp=300000 H;
=68мм* Kp=204000 H;
Определим реакцию2-го звена на 3-е
звено.
∑P(3)=0; +++=0→=53мм* Kp=159000 H;
Переходим к рассмотрению начального
механизма.
.1.3 Начальный механизм.
Со стороны звена 2 на кривошип
действует реакция =-. В точке B приложена
уравновешивающая сила Pур перпендикулярно звену AB. В точке A приложена сила
тяжести кривошипа . Для определения Pур составим
уравнение суммы моментов всех сил относительно точки A для звена 1.
∑MA(1)=0→ Pур*AB=+; Pур==192000 H;
Для определения реакции стойки на
кривошип составим векторное уравнение суммы
сил для 1 звена. Kp=3000 H/мм
∑P(1)=0→++ Pур+ =0;
=300000 H; (0мм);
=0;ур=192000 H; (64мм);
=76мм* Kp=228000 H.
Переходим к построению рычага
Жуковского.
.2. Определение уравновешивающей
силы методом жесткого рычага Жуковского
Масштабный коэффициент рычага
ыч==0,011 м/мм;
Повернем план скоростей на 90° в
сторону, противоположную угловой скорости вращения входного звена. Перенесем
все внешние силы, действующие на механизм, параллельно самим себе, на рычаг
Жуковского в те точки, которые соответствуют точкам приложения сил на схеме
механизма. Моменты инерции заменяем парами сил:
Составим уравнение моментов всех
внешних сил относительно точки
Р-
полюса рычага Жуковского.
(+-)*Pf+ h4- h3+ h2-G2hG2+ G3hG3- G4hG4-*+-
-*=0;
189725 H;
Погрешность :
δ=*100%=*100%=1,2%;
3.Проектирование зубчатой передачи
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:
Число зубьев малого колеса z 1 = 12
(малое колесо)
Число зубьев большого колеса z2 = 24
(большое колесо)
Модуль т = 6 мм.
Определяем диаметры делительных
окружностей:
=
m z1=6*12=72 (252 мм Радиус на чертеже)= m z2=6*24=144 (504 мм Радиус на
чертеже)
Диаметры
основных окружностей:
db1=d1
cosα0=72cos20o=67,66
(237 мм Радиус на чертеже)b 2= d2 cosα0=72cos20o=135,31 (473 мм
Радиус на чертеже)
α0 - угол
профиля нормального исходного контура.
Окружной
делительный шаг Р =π*m =π*6=18,84
Основной
нормальный шаг Р b= Р*cosα0=18,84cos20о=17,70
Коэффициенты
смещения . Так как z 1+ z2 > 36, то
=-X2=1,008
- 0,056 z 1=1,008-0,056*12=0,336
Смещение
исходного контура X1m=2,016; X2=-2,016
Высоты
делительных ножек зубьев:
f1=
( 1,25-X1 ) m = (1,25-0,336)*6= 5,484= (1,25-X2 ) m = (1,25+0,336)*6= 9,516
Окружные
толщины зубьев по делительным окружностям:
=( π /2 + 2X1tgα0)m = (π
/2+2*0,336tg20o)*6=10,88 (76 мм Радиус на чертеже) =( π /2 - 2 X2 tgα0) m = (π
/2-2*0,336tg20o)*6=7,95 (56 мм Радиус на чертеже)
Хорды,
соответствующие шагам:
=d1sin(180/z1)=
72 sin(180/12)=18,63(130 мм Радиус на чертеже)
b2=d2sin(180/z2)= 144 sin (180/24)= 18,79(132 мм Радиус на чертеже)
Определяем
угол зацепления α.
Так
как z 1+ z2 > 36, то
α=
α0=20о
Диаметры
начальных окружностей :
dW1=d1cos α0/
cos α=
d1= d2cos α0/
cos α
= d2
Межосевое
расстояние в неисправленном зацеплении:
=
(d1+d2)/2= 108
Межосевое
расстояние в исправленном зацеплении:
aw=(dW1
+ dW2)/2= 108
Приращение
межосевого расстояния: Δa w= aw - а
= О
Полная высота зуба:
=
hf1+Δaw+hf2-0,25m=5,484+0+9,516-0,25*6=13,5;
где
0,25 m - радиальный зазор;
Высоты
делительных головок зубьев:
=
h-hf1=13,5-5,484=8,016=h-hf2=13,5-9,516=3,984
Диаметры
окружностей вершин зубьев:
=
d1+2ha1=72+2*8,016=88,03(308 мм Радиус на чертеже)= d2 + 2ha2=
144+2*3,984=151,97 (532 мм Радиус на чертеже)
Диаметры
окружностей впадин зубьев .
=
d 1 -2 h f1=72-2*5,484=61,03 (213 мм Радиус на
чертеже)=d2-2hf2=144-2*9,516=124,97 (437 мм Радиус на чертеже)
Коэффициент
перекрытия по аналитической формуле:
ε =
С
чертежа ε
=;
Масштаб
чертежа зубчатого зацепления М = 7.
Проверяем
условие отсутствия подрезания ножек зубьев:
,336
= X1≥1-
,336
= X2≥1-
Проверка
на заострение зубьев:
;
Графики
удельного скольжения:
Масштаб
графиков
Отмечаем
на чертеже точки O1 и O2 ,зная значение межосевого расстояния. Проводим из
точек O1 и O2 радиусы всех окружностей. Радиусы начальных окружностей касаются
в точке Р - полюсе зацепления. Проводим линию зацепления. Она проходит через
полюс Р и касается основных окружностей в точках N1 и N2 .Для каждого из
зубчатых колес строим эвольвенты - по половинке зуба. Затем, зная толщины
зубьев по делительным окружностям и хорды, соответствующие шагам по делительным
окружностям, достраиваем чертеж.
После
этого строим пятна контакта и изображаем графики удельного скольжения.
4.Динамическое
исследование механизма методом Мерцалова
Для
вычисления приведенного к кривошипу момента силы полезного сопротивления
используем формулу:
Сила
полезного сопротивления
- ордината с графика изменения силы
полезного сопротивления, (мм);
-масштабный коэффициент графика
изменения силы полезного сопротивления, (Н/мм).
Угловая
скорость ротора эл/двигателя
КПД
механизма η
== 0,97*
- КПД Зубчатой передачи;
- КПД Подшипников;
- КПД Муфты;
- КПД Рычажного механизма.
Таблица
для построения первого графика (левого верхнего) - приведенного момента
сопротивления.
Табл.5.
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
9
|
15
|
28
|
48
|
48
|
48
|
48
|
9
|
9
|
9
|
9
|
9
|
|
450
|
750
|
1400
|
2400
|
2400
|
2400
|
2400
|
450
|
450
|
450
|
450
|
450
|
|
0
|
7,5
|
16,5
|
28,5
|
30
|
15
|
1,8
|
20
|
30
|
24
|
16,5
|
7,2
|
|
0
|
257
|
1056
|
3127
|
3292
|
1646
|
198
|
411
|
617
|
493
|
339
|
148
|
|
0
|
5
|
21
|
62
|
66
|
33
|
4
|
8
|
12
|
10
|
7
|
3
|
Масштабные коэффициенты графиков:
Км= ;
Кφ=
- расстояние по оси X на графиках,
соответствующее одному обороту кривошипа.
Передаточное отношение u = /=1000/250=4;= kт=H kМ kφ=150*50*0,026=195
Hм/мм
H - полюсное расстояние для
графического интегрирования.
Диаграмма ∑А,Т(φ) (вторая
слева сверху) строится графическим
интегрированием первого графика с полюсным расстоянием Н при
смещении горизонтальной оси первого графика на расстояние Ум
вниз. ,
Ордината Ум = ∑/12=
- значения из таблицы 5 (последняя
строка).
Масштабный коэффициент КJ = 2 Кт /;
Момент Мд = Умkм=19мм*50 Hм/мм = 950
Hм;
Мощность электродвигателя Nдв=Mд*ω2эд/=15200Вт;
Мощность электродвигателя Nдв=15
кВт;
;эд= .
Условие динамического приведения
масс :
Тпр=ТЭд+Тпм+ Т1+Т2+Т3+ Т4+Т5
Тпр = 0,5J np ∑ - кинетическая энергия приведенной
массы;
Тэд = 0,5J эд эд - кинетическая энергия ротора
электродвигателя;
Тпм = 0,5J пм - кинетическая энергия
передаточного механизма; пм = 0,5 J эд - момент инерции подвижных масс
передаточного механизма;
Т1 = 0,5J S1 - кинетическая энергия кривошипа;=
0,5(Js2 +m2 - кинетическая энергия шатуна;
Т3= 0,5(Js3 m3) - кинетическая энергия кулисы;
Т4= 0,5(Js4 кинетическая энергия шатуна;
Т5 = 0,5m5 - кинетическая энергия ползуна.
Преобразуем выражение:
m3=18+70*0,72=52 кг*м2;
Подставляя выражения кинетических
энергий в исходное условие приведения масс, после преобразования получим
Первые три слагаемых приведенного
момента инерции за цикл работы механизма не меняют своей величины, т.е.
остаются постоянными, а остальные - являются переменными величинами т.е.
=
В выражение для J1 дополнительно
входит момент инерции массы маховика JMAX, устанавливаемого на оси начального
звена и предназначенного для уменьшения колебаний угловой скорости начального
звена.впоследствии подлежит определению.
Определяем значения для графика в
правом верхнем углу.
Это одновременно график для момента
инерции в масштабе KJ и для кинетической
энергии TII в масштабе K т для переменных величин.
Диаграмма TI=∑A+Tнач-TII (левая нижняя)
получается вычитаем из значений диаграммы TI=∑A+Tнач значения диаграммы
TII,JII(φ)
в
правом верхнем углу листа формата А1для каждого положения механизма.
С диаграммы TI=∑A+Tнач-TII определяем
небольшой перепад кинетической инергии (разность между наибольшей и наименьшей
величинами ординат графика).
Δ=240мм*Кт=240мм*195(Hм/мм)=46800 Hм;
Тогда момент инерции JI Определяем
по формуле:
Момент инерции массы маховика:
=
Кривая TI=∑A+Tнач-TII также
представляет собой диаграмму Δ(φ1) колебаний угловой скорости
кривошипа в масштабе К.
Графическим дифференцированием
диаграммы Δ(φ1) получаем
диаграмму ε(φ1) углового
ускорения начального звена с полюсным расстоянием в нижнем правом углу листа
формата А1 .
Масштабные коэффициенты :
Определяем размеры и массу маховика:
Масса маховика:
=
Список используемой литературы
1.Теория
механизмов и машин. Под ред. К.В. Фролова. М., Высшая школа, 1987, 496 с.
2.Артоболевский
И.И. Теория механизмов и машин. М., Наука, 1975 г.,
640
с.
.Безвесельный
Е.С. Курсовое проектирование по теории
механизмов и машин. Харьков, ХГУ, 1960 г., 523 с.
Злобин
Б.А. Примеры использования метода плана скоростей и ускорений для механизмов со
структурными группами Ассура. Пенза, ППИ, 1993 г., 80 с.
Злобин
Б.А. Силовой расчет механизмов. Пенза, ППИ, 1991 г., 103 с.
Надежкин
В.К., Корнилаева Л.П. и др. Курсовое проектирование по теории механизмов и
машин. Методические указания. Пенза, ПГУ, 1999 г., 93 с.
Левитская
О.Н. ,Левитский Н.И. Курс теории механизмов и машин. Москва. Машиностроение,
1985 г. 279 с.
Баранов
Г.Г. Курс теории механизмов и машин. Москва. Машиностроение, 1975 г. 280 с.
Репин
А.С, Волков В.В. Задания и методические указания к контрольным работам и
курсовому проекту по курсу «ТММ». Пенза, ППМ, 1988 г., 58 с.
Попов
А.С. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. М., Высшая школа,
1986 г., 295 с.
Похожие работы на - Проектирование механизма маховика
|