Социальная геронтология

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная геронтология

Кафедра теории и технологии социальной работы











Наименование дисциплины Социальная геронтология

Вариант «№10»












Новосибирск 2014 г

План

Задание А. Дайте ответ на вопросы

Здоровье и биологические ритмы

Профилактика старения

Проблемы долголетия

Стратегии толерантного отношения к старости

Задание Б. Дайте объяснение

Глобальное постарение, депрессия, здоровье, качество жизни, ограничение жизнедеятельности, психическое здоровье, ресоциализация, ресурсы здоровья, сенсорные нарушения, соматическое здоровье, социальное здоровье, социальная недостаточность

Задание А. Дайте ответ на вопросы

Здоровье и биологические ритмы

Биологические ритмы и их классификации

Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов , от коротких - на молекулярном уровне - с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек . Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.

Повторяемость процессов - один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.

Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом.

Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

Выделим следующие важные достижения биоритмологии:

. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы - от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.

. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.

. Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.

. Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе - человека - одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем

5. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.

. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.

Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека.

Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками.

С понятием «ритма» связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. В переводе с греческого слово «ритм», «ритмос» означает соразмерность, стройность. Ритмическими называются такие явления природы, которые периодически повторяются. Это движение небесных тел, смена времен года, дня и ночи, периодичность приливов и отливов. А также чередование максимумов и минимумов солнечной активности.

Различные физические явления отличаются периодическим, волнообразным характером. К их числу можно отнести электромагнитные волны, звук и т.д. В жизни примером служит изменение атомного веса элементов, отражающее последовательное чередование химических свойств материи.

Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам.

Из всех ритмических воздействий, поступающих из Космоса на Землю, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде солнечных вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, сказываются на погоде. В результате возникающих на Солнце вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума.

Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, показали, что во время наибольшей активности Солнца возникает резкое ухудшение состояние больных, страдающих гипертонической болезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период времени происходят нарушения функционального состояния ЦНС, возникают спазмы кровеносных сосудов.

Французские ученые Г. Сардау и Г. Валло установили, что момент прохождения пятен через центральный меридиан Солнца в 84% случаев совпадает с внезапными смертями, инфарктами, инсультами и другими осложнениями.

Ритм - это универсальное свойство живых систем. Процессы роста и развития организма имеют ритмический характер. Ритмическим изменениям могут быть подвержены различные показатели структур биологических объектов: ориентация молекул, третичная молекулярная структура, тип кристаллизации, форма роста, концентрация ионов и т.д.

Установлена зависимость суточной периодики, присущей растениям, от фазы их развития. В коре молодых побегов яблони был выявлен суточный ритм содержания биологически активного вещества флоридзина, характеристики которого менялись соответственно фазам цветения, интенсивного роста побегов и т. д. Одно из наиболее интересных проявлений биологического измерения времени - суточная периодичность открывания и закрывания цветков и растений. Каждое растение "засыпает" и "просыпается" в строго определенное время суток.

Существуют ритмические изменения чувствительности организма к повреждающим факторам внешней среды. В опытах на животных было установлено, что чувствительность к химическим и лучевым поражениям колеблется в течение суток очень заметно: при одной и той же дозе смертность мышей в зависимости от времени суток варьировала от 0 до 10 %

Важнейшим внешним фактором, влияющим на ритмы организма, является фотопериодичность. У высших животных предполагается существование двух способов фотопериодической регуляции биологических ритмов: через органы зрения и далее через ритм двигательной активности организма и путем экстрасенсорного восприятия света. Существует несколько концепций эндогенного регулирования биологических ритмов: генетическая регуляция, регуляция с участием клеточных мембран. Большинство ученых склоняются к мнению о полигенном контроле над ритмами. Известно, что в регуляции биологических ритмов принимают участие не только ядро, но и цитоплазма клетки.

Согласно теории биоритмов, они делятся на три типа и, сумев понять каждый из них, мы сможем влиять на свой организм.

Ультрадианные ритмы - периоды короче, чем 20 часов, наиболее распространенный пример: регулярное короткое сердцебиение.

Циркадианные (околосуточные) ритмы - наиболее изученный класс ритмов, они имеют продолжительность от 20 до 28 часов и включают в себя выработку гормонов, колебание температуры тела и сон. Большинство циркадианных ритмов контролируются биологическими часами, которые называются «супрахиазматическое ядро» (СХЯ), представляющее собой структуру головного мозга размером с булавочную головку.

Производство гормона мелатонина приостанавливается благодаря воздействию СХЯ. Пониженный уровень мелатонина вызывает пробуждение через шишковидную железу ( небольшая железа, расположенная между полушариями мозга, вырабатывающая сератонин), которая реагирует на свет (после получения сообщения от СХЯ)

Выброс мелатонина носит циклический характер, и наше самочувствие и деятельность во многом зависят от его увеличения или уменьшения. Расстройство биоритмов в связи с перелётом через несколько часовых поясов в большей степени является результатом нарушения циркадианных ритмов и зависит от вырабатываемого в определённый период мелатонина.

Инфрадианные ритмы - выходят за рамки 28 часов и включают в себя менструальный цикл.

Центральное место среди ритмических процессов занимает циркадианный ритм, имеющий наибольшее значение для организма. Понятие циркадианного (околосуточного) ритма ввел в 1959 году Халберг. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа, протекает в константных условиях и принадлежит к свободно текущим ритмам. Это ритмы с не навязанным внешними условиями периодом. Они врожденные, эндогенные, т.е. обусловлены свойствами самого организма. Период циркадианных ритмов длится у растений 23-28 часов, у животных 23-25 часов. Поскольку организмы обычно находятся в среде с циклическими изменениями ее условий, то ритмы организмов затягиваются этими изменениями и становятся суточными.

Циркадианные ритмы обнаружены у всех представителей животного царства и на всех уровнях организации - от клеточного давления до межличностных отношений. В многочисленных опытах на животных установлено наличие циркадианных ритмов двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыхания, кровяного давления и диуреза. Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. В этом ритме содержание и активность десятков веществ в различных тканях и органах тела, в крови, моче, поте, слюне, интенсивность обменных процессов, энергетическое и пластическое обеспечение клеток, тканей и органов. Этому же циркадианному ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего к настоящему времени у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадианную ритмику.

Биоритмы организма - суточные, месячные, годовые - практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Важнейшие биоритмы могут быть зафиксированы в хронограммах. Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и другие показатели, которые можно определить только при помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасности заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма, избежать срывов в его работе.

Самую напряженную работу надо делать в те часы, когда главнейшие системы организма функционируют с максимальной интенсивностью. Если человек "голубь", то пик работоспособности приходится на три часа дня. Если "жаворонок" - то время наибольшей активности организма падает на полдень. "Совам" рекомендуется самую напряженную работу выполнять в 5-6 часов вечера.

Влияние биологических ритмов на физическую работоспособность человека

Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологичеких ритмов на трудоспособность человека.

Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно циркадианным не отличаются жесткой стабильностью периода. Эти ритмы обусловлены вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна - это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме меняется работоспособность человека осенью она наибольшая. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости.

Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека.

Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это так называемый сидерический месяц - 27 1/3 дня - период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня - синодический месяц - время от одного новолуния до другого. Все месячные циклы так или иначе связаны с ритмом половой активности. При этом, околомесячные циклы, затрагивающие весь организм обуславливают большую устойчивость женского организма, так как колебательный режим у особей женского пола тренирует их физиологические системы и функции, делает их более устойчивыми.

Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света. Это важно знать и учитывать гипертоникам и гипотоникам. Итак, гипертоникам надо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам - новолуния, когда кровь отливает к ногам. На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе, для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз.

Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе, в соответствии, с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма.

В недельных ритмах подчеркнуто выражен социальный (экзогенный) компонент - недельный ритм работы и отдыха, в соответствии с которым изменяются функциональные отправления нашего организма.

Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает.

Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других.

Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и борьба с ним - это борьба человека с его же собственными, но еще не познанными законами.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник - день конфликтов, инфарктов и инсультов;

б) дни активных действий - вторник, среда, четверг;

в) пятница - день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.

Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам . Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении организма происходит взаимодействие главных органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа. Причем максимальная активность органов длится около двух часов. Именно в это время органы человека лучше поддаются лечебному воздействию.

Ниже приводится время максимальной активности человека в его суточном биоритме :

печень - с 1 до 3 часов ночи;

легкие - с 3 до 5 часов утра;

толстая кишка - с 5 до 7 часов утра;

селезенка и поджелудочная железа - с 9 до 11 часов утра;

сердце - с 11 до 13 часов дня;

тонкая кишка - с 13 до 15 часов дня;

мочевой пузырь - с 15 до 17 часов дня;

почки - с 17 до 19 часов вечера;

органы кровообращения, половые органы - с 19 до 21 часов вечера;

органы теплообразования - с 21 до 23 часов ночи;

желчный пузырь - с 23 до 1 часу ночи.

Значение суточных ритмов можно использовать для усиления, а также для снижения доз лекарственных препаратов, так как в период активности органов максимально усваиваются даже небольшие дозировки. Кроме того, необходимо очень внимательно относится к своему здоровью во время рабочего дня, в соответствии с биологической максимальной активность органа, подверженного какому-либо заболеванию, стараться избегать в это время стрессов и чрезмерных нагрузок.

Кроме того, как уже отмечалось выше, стремительно развивающаяся наука биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: "жаворонки", "совы" и "голуби". Характерные признаки "жаворонка": максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию, неуверенность в себе, наличие психологических проблем. "Жаворонок" - интроверт: замкнут на самом себе.

По характеру жаворонки - консерваторы.. Перемена режима работы или стиля жизни протекает для них мучительно, но жаворонки весьма категоричны и уж если на что-то решились - своих решений не меняют. Часто жаворонки бывают тиранами, педантичными и прямолинейными. Тем не менее, жаворонки в деловой среде всегда весьма уважаемы именно за эти качества, плюс за пунктуальность и невиданную работоспособность в течение дня.

У "жаворонков" с пробуждением проблем нет. Только проснувшись, они уже готовы засесть за работу или устроить генеральную уборку. Они склонны с утра включать телевизор, лезть под холодный душ и бегать по улицам. Все это тонизирует и без того подготовленный к ранней деятельности организм. Просыпаются они резко, без помощи будильника, и отправляются на работу, не накачивая себя кофе.

"Совы" заметно отличаются от "жаворонков". Пики работоспособности у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Эти люди легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам - людям, у которых интересы направлены во внешний мир. "Совы" более стрессостойки, хотя и в равных условиях обременены большим букетом болезней.

Настоящих сов не так уж и много - всего примерно 40% всего населения нашего государства. Совы живут по внутренне обусловленным, эндогенным ритмам. Совам, действительно, лучше ложиться спать попозже, так как в начале ночи у них самый плодотворный период. В правом полушарии в это время у них возникает очаг возбуждения, что способствует творчеству.

К сожалению, биоритм у сов такой, что практически никаким способом нельзя подвигнуть их на напряженные действия в разгар рабочего дня.

"Голубями" специалисты называют людей , у которых биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы.

Соответственно, физическая нагрузка во время зарядки «голубей» должна быть несколько меньше, чем у «жаворонков», но больше, чем у «сов».

Наиболее простым и в то же время достаточно эффективным способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки.

Знание собственного физического биоритма ( продолжительность 23 дня ) должно быть особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме - профессионально (массажист, танцор, строитель и т. д.) или, например, в спорте. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма . Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается.

Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей , чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного.

Интеллектуальный ритм ( продолжительность 33 дня) прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле "присутствия духа". Учителя, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют "маятник" этого биоритма . Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.

Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм.

Критические дни имеют особое значение для каждого биоритма . Они отмечают критическое время, которое может длиться несколько часов, иногда целые сутки или даже больше. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния. Кстати, критические точки эмоционального ритма обычно приходятся на тот день недели, когда вы родились.

Влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают энергии. Все три биоритма связаны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т. д.). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален.

Профилактика старения


Новейшие теории старения связывают его развитие с возникновением случайных мутаций и накоплением так называемых генетических "ошибок", которые ведут к изменению свойств клеток и в конечном итоге к деградации организма.

На рисунке - влияние рентгеновского облучения (4500 р) на продолжительность жизни дрозофил (по Б. Стрелеру, 1964): по оси ординат - показатель смертности в логарифмическом масштабе, точками обозначены контрольные, треугольниками - облученные дрозофилы.

Однако даже такой мутагенный агент, как рентгеновское облучение, не ускорял старение и смерть. К тому же генетические нарушения могли бы привести к старческому "вырождению" клеток лишь при условии достаточной частоты мутаций и отсутствию их коррекции. Вместе с тем если принять частоту мутаций соматических клеток равной таковой у половых, то в результате накопления летальных локусов к 60-летнему возрасту число "выродившихся" клеток достигнет всего лишь четырех на миллион. Явно этого недостаточно, чтобы объяснить фактические темпы старения. С другой стороны, тканевые механизмы, регулирующие развитие клеточных популяций, как известно, весьма чувствительны к цитологическим характеристикам последних. Молчаливое предположение о неспособности механизмов регуляции генетического аппарата адекватно реагировать на изменение этих характеристик не имеет каких-либо фактических доказательств.

Подводя итоги рассмотрению существующих теорий старения и смерти, приходится признать, что их слабой стороной является недооценка или игнорирование самого главного общего свойства живого - способности к целесообразному саморегулированию, которое вполне может компенсировать все возникающие во времени структурные или функциональные нарушения, в том числе и генетического управления. Почему же старение и смерть роковым образом сопровождают жизнь?

На этот вопрос обычно отвечают исходя из наиболее общего диалектического определения отношения жизни и смерти, которое дал Ф. Энгельс (1874): "Жить - значит умирать". Действительно, не вызывает сомнений, что смерть, являясь противоположностью жизни, вместе с тем неизбежно порождается ею. Но как это происходит, какие именно свойства и проявления жизни порождают свою противоположность - смерть?
 Здесь следует напомнить, как Ф. Энгельс (1877), определяя сущность жизни в виде формы существования белковых тел, подчеркивал, что "...этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении...". Определение жизни Энгельса выдвигает в качестве первичного признака жизни именно те качества самоорганизации и самовосстановления, которые лежат в основе всех свойств биокибернетической системы. Поэтому попытки якобы философского обоснования тезиса о старении как о невосстанавливаемости каких-либо звеньев жизненного обмена веществ неправомерны.

Таким образом, в самой сущности жизни как непрерывном самообновлении еще нет условий, определяющих изменение этих процессов в сторону возрастной деградации. Отсюда следует, что появление этих условий связано с дальнейшим развитием возникшей жизни, в закономерных противоречиях которого и следует искать причины старения и смерти.

Одно из основных противоречий, возникающих при развитии жизни, заключается в непрерывно нарастающем разрыве между стабильностью форм ее саморегуляции и изменчивостью внешней среды. Кроме того, потенциальные возможности безграничного роста ограничиваются ресурсами непосредственного окружения. Поэтому первым шагом в эволюции органического мира с неизбежностью должно быть возникновение механизмов смены форм жизни и самоограничения роста живых систем. Обе эти задачи были решены путем преобразования непрерывного потока жизни в дискретные циклы, вначале путем деления простейших особей с реорганизацией их генетического аппарата, а затем полной замены родительского организма потомством. Тем самым бесконечная продолжительность "постоянного самовосстановления" превращается в бесконечную смену конечных циклов индивидуального существования, и жизненный цикл каждого индивидуума завершается активным саморазрушением. Следует подчеркнуть, что в отличие от распространенных теорий старения и смерти, усматривающих их причины в пассивном несовершенстве жизни; здесь речь идет об активном дополнительном регуляторном механизме, который на определенном этапе онтогенеза вступает в борьбу с механизмами обеспечения жизни и прерывает ее течение.
 Жизнь несет смерть не в первичном своем принципе самоорганизации, а во вторичных законах эволюционного развития. Индивидуальное старение означает не слабость саморегуляции организма, успешно противостоящую мощным внешним воздействиям, а силу саморегуляции вида, которая в состоянии "взорвать изнутри" эту ультрастабильную биокибернетическую систему.

Такой взгляд требует принципиально иного подхода к проявлениям старения, которые должны рассматриваться не как пассивные следствия несовершенства организации жизни, а как активные действия механизмов более общего ее регулирования. В этом смысле именно смерть, как это не парадоксально, явилась одним из первых эволюционных приобретений приспособительного значения. Нет ничего удивительного в том, что приспособление, полезное для вида, может быть вредным и даже гибельным для индивидуума. Достаточно вспомнить о материнском инстинкте, заставляющем самок широкого круга животных жертвовать жизнью ради спасения потомства, или миграции лососевых, достигающих нерестилища ценой смертельного истощения. В общебиологическом плане индивидуальная смерть становится необходимым условием прогресса вида.
 Как известно, новые свойства организмов, приобретаемые в ходе приспособительной эволюции, реализуются в виде его активных функций. Например, приспособление к гетеротрофному питанию создало функцию пищеварения, приспособление к неблагоприятным условиям путем изменения среды обитания обусловило появление функции передвижения. Подобным образом приспособление к прогрессивному развитию вида привело к возникновению не только общеизвестной функции размножения, но и ее дополнения - пока еще малоизученной функции деструкции, организмов родительских особей, сыгравших свою биологическую роль продолжателей рода. Таким образом, с эволюционной точки зрения, старение и смерть представляют собой активные деструктивные функции организма, проявление биологически целесообразной для вида, хотя и "отрицательной" для индивидуума саморегуляции

Закономерное включение в действие функции саморазрушения именно после того, как завершается функция размножения, является общим правилом, которое можно иллюстрировать множеством примеров. Яркой иллюстрацией из жизни растений может служить мексиканская агава, которая живет десятки лет, пока не зацветет. Тогда она приносит плод и гибнет. Среди животных особенно наглядные примеры дают насекомые: вся жизнь крылатой поденки длится несколько часов, в течение которых она взлетает, спаривается в воздухе и после откладки яиц погибает. Скоропостижное старение и смерть, наступающие у бабочек Fumea crassiorella вскоре после оплодотворения и откладки яиц, можно задержать при индивидуальном содержании, предотвращающем спаривание

Общеизвестно, что в жизни человека период старения наступает вслед за периодом расцвета половой деятельности. Именно после 40-50 лет появляются в облике и поведении человека постепенно нарастающие признаки приближающейся старости. Все исследования в области геронтологии приводят к совпадающим результатам, что именно начиная с этого возраста развиваются деструктивные изменения в органах на физико-химическом, клеточном и тканевом уровнях, падает эффективность вегетативных функций, снижается физическая сила и умственные способности человека. Может быть эффекты "омоложения", достигаемые с помощью половых гормонов (Steinach, 1920), цитотоксической сыворотки (А. А. Богомолец, 1938), недостаточного питания (В. Н. Никитин, 1958) помимо их общего стимулирующего действия, в какой-то мере связаны и с отсрочкой развития функции саморазрушения.

Взгляд на cтарение и смерть, как проявления активной функции саморазрушения, ставит вопрос о физиологическом механизме реализации этой функции. Возникновение этой функции в донервную эпоху эволюции говорит о ее гуморальной природе, а тесная связь с репродуктивной деятельностью организма может направить поиски в сторону гонадотропных гормонов. Однако эндрокринные факторы выступают в этом случае не как причина, а как один из исполнительных механизмов разрушения тканей.

Геронтолог В.В. Фролькис определял старость как время сокращения приспособительных возможностей организма. Однако в предложенной им более 30 лет назад адаптационно-регуляторной теории старения он не только констатировал факт снижения приспособительных возможностей организма, но и свидетельствовал о появлении новых компенсаторных возможностей организма. Именно на пути анализа фундаментальных механизмов старения В.В. Фролькису удалось доказать, что наряду с процессами старения существуют и процессы антистарения, или витаукт (от лат. вита - жизнь, ауктум - увеличивать). Процессы витаукта - это механизмы саморегуляции, которые противостоят разрушительным тенденциям и направлены на стабилизацию жизнедеятельности организма и увеличение продолжительности его жизни.

В возрастных изменениях, по мнению В.В. Фролькиса, особое значение имеют сдвиги на уровне регуляции работы генов, в которых заключен код построения белков, а также на уровне нервной и гормональной регуляции гомеостаза. Первичные механизмы старения связаны с нарушением генной регуляции. Чрезвычайно важно то, что изменение генной регуляции может привести к активации репрессированных, ранее «молчавших» генов.

Сотрудники лаборатории В.В. Фролькиса провели опыты, давшие парадоксальный результат. Вещества, блокировавшие определенную группу генов, которые, очевидно, отвечают за синтез «белков старения», приводили к довольно значительному увеличению продолжительности жизни. На основе этих исследований был сделан следующий вывод: если удастся выделить такой ген и контролировать его работу, то продолжительность жизни клетки резко возрастет. Исследователи предположили, что наряду с «белками старения», существуют «белки антистарения». Они стабилизируют мембрану клетки, защищают некоторые другие белки от разрушающего влияния, предупреждают клетку о гибели.

Проявления процесса антистарения удалось обнаружить на разных уровнях жизнедеятельности организма, причем одни механизмы направлены на создание более надежных, менее разрушаемых систем, а другие - на компенсацию, ликвидацию последствий старения. Часть механизмов антистарения закреплена наследственно. В качестве примеров можно привести систему «репарации» генетического аппарата (восстановление молекулы ДНК от повреждений) и систему обезвреживания так называемых свободных радикалов, повреждающих белки, нуклеиновые кислоты, мембраны клеток.

Антистарение потому и является витауктом, что не только противодействует старению, но и приводит к новым формам функциональной организации, способствующим увеличению адаптационных возможностей организма. К наиболее важным адаптивным механизмам относится активация ряда ферментов и повышение чувствительности рецепторов к гормонам при ослаблении функции некоторых желез внутренней секреции (в частности, гормонов щитовидной железы, участвующих в эмоциональном статусе человека). Последнее явление имеет довольно широкое распространение. Благодаря ему повышается чувствительность организма ко многим физиологически активным веществам, лекарственным препаратам и др.

В.В. Фролькис выдвинул гипотезу о существовании стресс-возраст-синдрома, основу которой составляет представление о стрессе, разработанное Г. Селье. Как известно, Г. Селье полагал, что без стресса невозможна нормальная жизнедеятельность организма, а полная свобода от стрессов равносильна смерти. В.В. Фролькис обратил внимание на то, что многие проявления старения сходны с изменениями, возникающими у взрослых при стрессе. К ним можно отнести изменение баланса положительных и отрицательных эмоций, неравномерное изменение возбудимости различных структур лимбической системы и гипоталамуса, изменение соотношения тонуса симпатических и парасимпатических влияний, ослабление нервного контроля и т.д. При стресс-возраст-синдроме часть воздействий имеет приспособительное значение, однако многие другие могут стать причиной повреждения и болезней. Если в молодом возрасте стрессовая ситуация мобилизует приспособительные возможности организма, то в пожилом возрасте на фоне уже имеющегося стресс-возраст-синдрома дополнительные стрессы приводят к стойкому повышению артериального давления, инфаркту, инсульту и т.п.

Человеческую жизнь В.В. Фролькис разделил на три этапа, между которыми нет резких переходов:

онтогенез - в его классическом понимании как период роста и становления репродуктивной способности;

мезогенез - относительно стабильный период баланса процессов старения и антистарения (витаукта); продление периода мезогенеза привело бы к оптимальному изменению не только продолжительности, но и качества жизни;

геронтогенез - период преобладания процессов старения над витауктом, период неуклонного снижения жизнеспособности, приспособительных возможностей организма.

На этой основе В.В. Фролькис предложил следующую биологическую формулу индивидуального развития организма на протяжении жизни: этагенез (от греч. этас - возраст) = онтогенез + мезогенез + геронтогенез.

Проблемы долголетия

Другой известный геронтолог - Н.Ф. Шахматов рассматривал старение как результат возрастно-деструктивных изменений в высших отделах центральной нервной системы. Он стремился показать, что, хотя старение - это закономерный процесс возрастных изменений в органах и системах, он имеет ярко выраженный индивидуальный характер. Место и время возникновения, преимущественное распространение, скорость прогрессирования данного процесса определяют не только продолжительность жизни, но и различные формы и варианты старения.

Важной особенностью психической жизни в период старения является то, что психические процессы протекают в условиях физической инволюции, более или менее резко выраженного физического снижения, упадка. Фактор физического здоровья, физической активности занимает важное место среди основных факторов, обусловливающих социальный и психический статус пожилого человека, и значение его тем выше, чем старше возраст.

Физическое неблагополучие - важная причина неудовлетворенности жизнью в старости. Частыми следствиями этого бывают оскудение чувств, очерствение, прогрессирующая утрата интереса к окружающему, изменение отношений с близкими людьми. Н.Ф. Шахматов стремился показать неразрывную связь биологической и психологической сторон старения. Он настаивал на том, что благоприятные формы психического старения характеризуются гармоничным снижением физических и психических функций (при качественной сохранности их функционирования), что сопровождается согласием с самим собой, с естественным ходом событий, в том числе с неминуемостью завершения собственной жизни.

Н.Ф. Шахматов проанализировал жизненную позицию пожилых людей, которые считали свое старение удачным, успешным, благоприятным и даже счастливым. Для нее характерна отчетливая ориентировка пожилых людей на настоящее. Такие люди не обнаруживают какой-либо проекции на прошедшее, у них также нет и устойчивых планов деятельной жизни на будущее. Сегодняшнее старческое существование принимается ими без каких-либо оговорок и без планов изменить что-то в лучшую сторону. Подобная мыслительная работа приводит к выработке новой, созерцательной, спокойной и самодостаточной жизненной позиции. Окружающая жизнь, сегодняшнее состояние здоровья, физические недуги, быт воспринимаются терпимо, такими, какие они есть. Появляются новые интересы, ранее не свойственные данному человеку. Среди них особо выделяются обращение к природе, наклонность к стихосложению, желание бескорыстно быть полезным окружающим, в первую очередь больным и слабым. Иногда в этом возрасте впервые появляется любовь к животным. Устойчивая мыслительная работа отражает стремление переосмыслить свой жизненный опыт, прошлую деятельность с позиции старого человека. Успехи в накоплении знаний, почетные должности и звания теряют прошлую привлекательность и кажутся малозначащими. Материальные ценности, приобретенные в течение жизни, также оказываются несущественными. Становление новой жизненной позиции, иных мотивационных установок и интересов согласуется с характером психофизиологических изменений в процессе старения.

С точки зрения современных антропологов и геронтологов, для характеристики темпа старения, типа его течения важно определение биологического возраста. Понятие «биологический возраст» обозначает стадию физического развития человеческого организма. На начальных этапах онтогенеза это уровень морфофункционального созревания на фоне популяционного стандарта. В периоде увядания он определяется как совокупность показателей состояния индивида по сравнению с соответствующими показателями здоровых людей того же возраста, данной эпохи, народности, географических и экономических условий. Расхождение между хронологическим и биологическим возрастами позволяет оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида.

Во второй половине жизни люди одного хронологического возраста особенно сильно различаются по своему биологическому возрасту. При сравнении разных возрастных групп самая высокая межиндивидуальная вариативность по показателям биологического возраста отмечается у долгожителей.

Поиск биологических критериев старения - одна из основных задач геронтологии. На сегодняшний день нет окончательного решения вопроса об оптимальном способе определения биологического возраста. Дискуссионным остается вопрос о том, что следует использовать: большое число не связанных между собой изменений или же отдельные, наиболее информативные показатели, такие, например, как костный возраст (состояние кистевых костей), анатомический возраст и т.п. Самый острый вопрос связан с определением моментов перехода от зрелости к старости, от ранней - к поздней старости, поскольку эти процессы имеют постепенный и длительный характер при общем неуклонном непрерывно-поступательном движении.

В психологии, как и в биологии, критерии завершения, исчерпывания периода зрелости и перехода к старости четко не определены. Решение этого вопроса во многом связано с дискуссией по поводу специфических жизненных задач переходного периода от зрелости к старости.

Размышления психологов о процессах, происходящих при старении, можно объединить в две большие группы. Одна группа ученых анализирует период старения на основе принципа компенсации, другая - разрабатывает идеи о возможности выхода психики человека на качественно новый уровень развития личности.

Экспериментальные данные и теоретические размышления многих авторов еще больше заостряют вопросы о том, каковы же механизмы функционирования психики в пожилом возрасте; в чем состоят нормативные и индивидуальные особенности старения, происходит ли развитие психики в этом возрасте.

До сих пор нет единства мнений относительно понятия «онтогенез» и возможности его использования для пожилого возраста. Как известно, термин «онтогенез» был предложен Э. Геккелем в 1866 г. применительно к периоду эмбриогенеза. Среди представителей естественных наук уже довольно давно утвердилось представление об онтогенезе как индивидуальном развитии организма от момента его зачатия до смерти. Однако геронтолог В. Фролькис на основании концепции витаукта предложил новую возрастную классификацию, где онтогенез относится лишь к периоду от рождения до окончания полового созревания.

В психологии до сих пор одни авторы считают, что онтогенез - это период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни. Другие - рассматривают его как процесс становления и формирования личности (индивидуальной психики, индивидуального сознания), включающий только периоды детского и юношеского развития. Разногласия в решении этого вопроса возникают из-за неопределенности в понимании развития и его критериев.

По мнению Н.К. Корсаковой, если рассматривать онтогенез как появление в психике, то можно говорить о позднем возрасте как о стадии онтогенеза. Теоретические представления и экспериментальные исследования фиксируют изменения психики в пожилом возрасте, но остается неясным, возникает ли при этом то, чего не было раньше, в других возрастах, - новое качество, которое свойственно только этому возрасту.

Стратегии толерантного отношения к старости.

«Параллельно» с обширным материалом, накопленным геронтологической наукой и близкими к ней отраслями знания, в общественном сознании существует масса как позитивных, так и негативных стереотипов, связанных со старением и старостью и далеко не всегда имеющих под собой реальную основу. Эти стереотипы, обусловленные незнанием многообразия механизмов и стратегий адаптации в поздние периоды жизни человека, мешают воспринимать пожилых людей дифференцированно, как индивидуумов с действительно существующими между ними различиями и могут приводить к негативным последствиям как для пожилых людей, так и для молодого поколения, то есть для общества в целом. биологический ритм долголетие старение

Стереотипы отношения к старости, определяющие во многом стратегии адаптации к возрасту, обусловливаются многими факторами, в том числе культурно-историческими особенностями развития общества. Такой выбор в значительной степени определяется, например, национальной традицией отношения к старости. В расширенных семьях на Востоке существуют такие отношения, которые требуют от пожилых людей участия, интеграции, готовности к общению и дают ощущение надежности, обеспечивают эмоциональное тепло и защищенность. В странах Запада старость часто воспринимается негативно, и общество, отторгая пожилых людей от участия в производительной жизни, лишает их многих социальных прав, а также социального интереса к ним и участия.

Большое значение влияния социального стереотипа старости на выбор стратегии адаптации к возрастному фактору в старости отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев. Они пишут, что в современном обществе получил распространение образ стариков как бесполезных и обременяющих общество людей. Такие стереотипы отрицательно влияют на самочувствие пожилых людей.

Ощущение себя как ненужных людей, как обузы для своих детей - психологическая основа общественной и профессиональной пассивности пенсионеров. Быстрые инволюционные процессы, обнаруживающиеся у людей в ранний постпенсионный период, - результат их неспособности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Данное влияние приводит к негативным изменениям в еще совсем недавно активных и здоровых людях.

Такие стереотипы приходят в противоречие с объективным медицинским и психологическим статусом пожилых людей. Психологические исследования показывают, что большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал. В настоящее время люди, вышедшие на пенсию, отстаивают свои права на активную жизнь в обществе, могут осваивать и новые профессии, совершенствоваться в сфере своего привычного дела. Некоторые из них желают получить новейшие знания в области своей или смежной профессии.

Проблема взаимосвязи социального стереотипа старости и личного выбора стратегии старения представлена в работе Л. И. Анцыферовой. Она выделяет два личностных типа старости, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладания с трудностями, отношением к миру и себе, удовлетворенностью жизнью. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. Они, как правило, заранее готовятся к этому событию, ведут поиск новых путей включения в общественную жизнь, планируют будущее свободное время, предвидят негативные состояния и события в период отставки. Люди, планирующие свою жизнь на пенсии, нередко воспринимают отставку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Под влиянием переживания свободы у человека выявляются новые способности, реализующиеся в увлекательных занятиях. У многих старых людей выход на пенсию связан со стремлением передать профессиональный опыт ученикам. Они испытывают тягу к воспитанию нового поколения, наставничеству. Занятие другим интересным делом, установление новых дружеских связей, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью и увеличивают ее продолжительность.

Позитивные и негативные стереотипы старости

Позитивные стереотипы

1. Большинство старых людей бедны 2. Большинство стариков не могут свести концы с концами из-за инфляции 3. У большинства старых людей есть жилищные проблемы 4. Старые люди, как правило, слабые и больные 5. Старики не являются политической силой и нуждаются в защите 6. Большинство старых людей плохо справляются с работой; работоспособность, продуктивность, мотивация, способность воспринимать новшества и творческая активность у них ниже, чем у молодых работников. Вероятность несчастных случаев у пожилых рабочих выше, чем у остальных 7. Старые люди медленнее соображают и у них хуже память; ниже способность к обучению 8. Старые люди часто интеллектуально ригидны и догматичны. Большинство стариков закоснели в своих привычках и не способны их менять 9. Большинство старых людей живут в социальной изоляции и страдают от одиночества. Большинство стариков содержатся в домах престарелых

1. Старики относятся к довольно зажиточной категории населения. Работающие члены общества щедро обеспечивают их пенсиями и пособиями 2. Старики являются потенциальной политической силой. Они голосуют и принимают участие в политической жизни. Они едины и их много 3. Старики легко сходятся с людьми. Они добры и приветливы 4. Большинство старых людей отличается зрелостью, жизненным опытом и мудростью. Они интересные люди 5. Большинство старых людей умеют слушать и особенно терпеливы по отношению к детям 6. Большинство старых людей отличаются добротой и щедростью по отношению к своим детям и внукам

Картина поведения представителей второго типа людей, вышедших на пенсию, иная. Вместе с отходом от профессиональной деятельности у них развивается пассивное отношение к жизни, они отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижаются показатели тестов интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тягостное чувство ненужности. Эта драматическая ситуация - типичный пример потери личностной идентичности и неспособности человека построить новую систему идентификации.

Интересную типологию стратегий адаптации к старению предлагает М. Ермолаева. Обобщив достаточно неоднородную информацию о различных аспектах старения, содержащуюся в работах Г. С. Абрамовой, Р. М. Грановской, Н. Ф. Шахматова, Э. Эриксона, а также данные собственных исследований, автор выдвигает предположение, что ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека, поддержание и развитие его социальных связей, либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания физических, физиологических и психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность. В литературе наиболее полно описан второй вариант старения, при котором возрастные изменения проявляются в качественно своеобразной перестройке организма с сохранением особых приспособительных функций на фоне общего их спада. Эта стратегия адаптации предполагает постепенную перестройку основных жизненно важных процессов и в целом структуры регуляции функций в целях обеспечения сохранности индивида, поддержания или увеличения продолжительности жизни. Данная стратегия создает возможность превращения «открытой» системы индивида в систему «замкнутую».

Относительная замкнутость в психологическом плане контура регуляции в старости проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, «заострении» некоторых личностных черт, а также в нивелировании индивидуальных качеств личности. Во многом эти личностные изменения обусловлены замкнутостью интересов старого человека на самом себе. Как отмечают многие авторы, неспособность пожилого человека что-либо делать для других вызывает у него чувство неполноценности, углубляемое раздражительностью и желанием спрятаться, чему способствует неосознаваемое чувство зависти и вины, которое впоследствии оборачивается равнодушием к окружающим.

Очевидно, что в случае стратегии адаптации к старости по принципу «замкнутого контура» этот возраст нельзя считать возрастом развития. Возможна, однако, альтернативная стратегия адаптации, когда пожилой человек стремится сохранить себя как личность, что связано с поддержанием и развитием его связей с обществом. В этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать концептуализацию, систематизацию и передачу опыта. Другими словами, позитивная революция в старости возможна в том случае, если пожилой человек найдет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других деле и вложит в это частицу своей индивидуальности, своей души. Тиражирование своего опыта, плодов своей жизненной мудрости делает пожилого человека значимым для общества, хотя бы с его собственной точки зрения, и тем самым обеспечивает сохранность и его связей с обществом, и самого чувства социальной причастности. Спектр таких социально значимых видов деятельности может быть самым широким: продолжение профессиональной деятельности, писание мемуаров, воспитание внуков и учеников, преподавание и многие другие дела, к которым всегда тянулась душа. Здесь главный момент - творчество, которое позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить ее продолжительность. Именно этот вид ведущей деятельности обеспечивает в старости внутреннюю интегрированность, необходимые социальные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, позволяет поддерживать преимущественно хорошие и теплые отношения с окружающими.

Обзор изменения личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. В типологии Ф. Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяются три типа стариков и старости: первый - старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; второй - старик-экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, имеют место расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т. д.); третий - интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т. п.

И. С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и так далее, живут полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости характеризуется тем, что пенсионеры занимаются делами, на которые раньше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, путешествиями и т. п. То есть для этого типа старения также характерны хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя. Третий тип (это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип - это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Наряду с выделенными благополучными типами старости И. С. Кон описывает и отрицательные типы развития: это агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действительные и мнимые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

Многие интересные находки и идеи описаны в работе американских исследователей С. Рейхард, Ф. Ливсон и П. Петерсена «Старение и личность: Изучение восьмидесяти семи пожилых мужчин». Кластерный анализ личностных характеристик хорошо приспособленных и плохо приспособленных пожилых людей выявил пять разных «типов» личности или, точнее, пять разных способов «прийти к соглашению» с проблемами старости. Типология стратегий приспособления к старости, предложенная названными исследователями, более известна в отечественной геронтопсихологии под авторством Д. Б. Бромлея, в работе которого («Психология старения») она была представлена в наиболее полном варианте. Данная типология включает в себя конструктивную, зависимую, оборонительную, враждебную стратегии и стратегию отвращения к себе. Внутри каждой из пяти стратегий приспособления есть индивидуальные различия. Авторы предполагают, что менее приспособленные пожилые люди были дезадаптированы в течение всей своей жизни. Так как стратегии приспособления к старости - это, как правило, вариации основной линии, которая характеризовала поведение человека на протяжении многих лет. Эти данные получены биографическим методом исследования.

К. Рощак представил типологию старения, основываясь на экспериментальном изучении потребностной сферы пожилых людей и дополнительных исследованиях (анкеты, интервью, анализ биографических данных, экспертной оценки, наблюдений) в домах-интернатах.

Несмотря на очевидные различия в выборках испытуемых (участники-добровольцы, часть из которых продолжают профессиональную деятельность, граждане США, с одной стороны, и обитатели российских домов-интернатов -с другой), описываемые типы старения в работах Д. Б. Бромлея и К. Рощака содержательно очень близки.

Сравнительный анализ представленных типологий старения показывает, что общей детерминантой выбора пожилым человеком конструктивной или неконструктивной стратегии старения является его отношение к этому процессу, которое складывается не только в поздние периоды онтогенеза, когда старость является свершившимся фактом, но и на более ранних этапах жизненного пути.

Различные формы поведения пожилых людей в однотипных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Перед каждым человеком встает вопрос о выработке толерантного отношения к собственной старости, как, впрочем, и к своему возрасту вообще. По данным отечественных геронтологов, ни хорошее здоровье, ни сохранение деятельного образа жизни, ни высокий социальный статус, ни дружная семья не являются залогом и гарантией осознания старости как благоприятного периода жизни. При наличии этих признаков - и в отдельности, и вместе взятых -пожилой человек может считать себя ущербным и абсолютно не принимать свое старение. И, наоборот, при отсутствии названных условий пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом и в состоянии увидеть положительные стороны своего бытия, испытывая удовлетворение . Как отмечает Н. Ф. Шахматов, отношение к собственному старению - активный элемент психической жизни. В формировании этого чувства определяющими являются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признания естественности ощущений физического нездоровья. На последующих этапах старения отношение к новым изменениям в физическом статусе находится уже под воздействием сформировавшейся новой жизненной позиции, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от него самого. Принятие собственной старости есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, согласие с естественным ходом событий и, наконец, согласие с неминуемостью завершения собственной жизни. Геронтологическая психология занимается как негативными возрастными изменениями, так и поиском психологических характеристик или даже определенного типа структуры личности, позволяющих адекватно адаптироваться, увеличивающих продолжительность жизни и наполняющих ее позитивным содержанием.

В плане знаний о личности пожилого человека, его мотивации, эмоциональных отношениях, самооценке и содержании Я-образа в этом периоде жизни пока больше неизвестности, чем ясных концепций и теорий. Усилия исследователей в настоящее время направлены на описание и изучение субъективной реальности человека, а также на разработку средств ее измерения и осмысления психодиагностических методов, адекватных исследовательским задачам. Можно с уверенностью констатировать, что существует неудовлетворительная ситуация в отношении методик, предназначенных для изучения пожилых людей, особенно в области измерения субъектных характеристик и их детерминант.

Наиболее распространенной среди исследователей является описательная концепция диссоциации, представленная Пьером Жане в 1889 году, которая отражает недостаточность интегрированности сознания, или геронтологические изменения возраста. Предполагается, что диссоциативные расстройства могут проявляться и как изменение нормальных интенсивных функций идентичности, памяти и сознания. Принято считать, что диссоциация -это вид психической изоляции и отчуждения, осуществляемый индивидом, когда невозможна физическая изоляция. Нарастающий интерес к данному феномену породил методические подходы, которые позволяют измерять некоторые диссоциативные симптомы и переживания. Среди них такие, как перцептивная меняющаяся шкала (PAS) Сандерса (1986), опросник переживаний диссоциации (QED) Райли 919880, шкала диссоциативных переживаний (DES) Бернштайна и Патнам (1926), диссоциативный опросник (ДИС-В), модифицированный для болгарских условий .

Наше исследование, проводимое в русле концепции субъектной активности человека, направлено на поиск характеристик личности, определяющих формирование отношения к различным феноменам и ситуациям, в том числе к собственному старению.

Цель экспериментальной части нашей работы связана с определением и формированием готовности к возрастно-временным изменениям как предпосылки толерантности, позволяющей человеку адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и к самому себе.

Анализ различных психологических направлений и подходов (Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, С. К. Визев, Л. И. Анцыферова и др.) позволил выделить основные теоретические положения в понимании процессов старения. Наиболее важными из них являются: концепция гетерохронности зрелости (физической, гражданской, умственной, профессиональной и др.); положение о несводимости гетерохронности процессов старения только к генотипическим и вообще биологическим причинам, ее социальной детерминированности; тезис о необходимости исследования процесса старения в контексте жизненного пути человека как истории формирования личности в определенном обществе (современник определенной эпохи, сверстник определенного поколения).

При всей кажущейся разработанности проблемы старости и старения отсутствуют описания системной характеристики, учитывающей влияние как субъективных, так и средовых факторов.

По данным теоретического анализа, детерминанты толерантного отношения к собственному старению и выбора продуктивных стратегий адаптации отражаются в понятии готовности к освоению возрастно-временных изменений.

Учитывая основные подходы к пониманию готовности к деятельности, представленные в работах отечественных исследователей мы понимаем под готовностью к освоению возрастно-временных изменений интегра-тивное психическое образование, определяющее осознание личностью факта собственного старения, толерантное отношение к нему и проявляющееся в активном поиске продуктивных стратегий адаптации к этому процессу.

Модель готовности к освоению возрастно-временных изменений включает в себя четыре компонента - физиологический, социальный, личностно-психологический, профессиональный - в соответствии с основными аспектами старения, которые реализуются на трех уровнях - когнитивном (осознание и понимание происходящих возрастных изменений, знание способов их преодоления и освоения), аффективном (переживание эмоционального отношения к происходящим изменениям), мотивационном (активный поиск и использование продуктивных стратегий адаптации к возрастным изменениям).

Для определения сформированности готовности к освоению возрастно-временных изменений нами был разработан опросник, позволяющий диагностировать готовность к физическим, социальным, личностно-психологическим и профессиональным изменениям на когнитивном, аффективном и мотивационном уровнях (приложение). В работе использовался также диссоциативный опросник ДИС-В. В исследовании принимали участие пожилые мужчины и женщины в возрасте от 65 до 82 лет, проживающие в Екатеринбурге в семьях совместно с близкими родственниками, работавшие в прошлом учителями, врачами, инженерами. Данные, полученные с помощью диссоциативного опросника, свидетельствуют о том, что в целом большинство испытуемых сохраняют целостный и адекватный образ Я, прежде всего в отношениях гражданско-политиче-ском и профессиональном, а затем в возрастном и тендерном: низкую степень нарушения идентичности продемонстрировали 67 % испытуемых, среднюю - 18 %, высокую - 15 %.

Потеря контроля в отношении поведения, мыслей и чувств, импульсивность поведения в высокой степени представлены у 29 % мужчин и лишь у 19 % женщин. В целом по данному показателю обследуемые распределились следующим образом: низкая потеря контроля - 32 % испытуемых, средняя - 44 %, высокая - 24 %.

Полученные результаты позволили нам сделать вывод, что у обследуемых в целом не наблюдаются диссоциативные расстройства и, следовательно, существует определенный механизм адекватного реагирования на собственный возраст. Предположив, что одним из условий является готовность к старению, мы попытались определить уровень ее сформированности.

Полученные данные отражают компонентную структуру готовности и свидетельствуют о преобладании социального (34 %) и физиологического (28 %) компонентов. Менее выражены личностно-психологический (16 %) и профессиональный (22 %) компоненты. Пожилые люди достаточно хорошо осознают происходящие с ними возрастные изменения, поскольку в результатах преобладает когнитивный уровень готовности (48 %); несколько в меньшей степени они готовы искать стратегии адаптации к происходящим изменениям (мотивационный уровень - 30 %) и, к сожалению, гораздо реже демонстрируют толерантное отношение к старению, которое проявляется в несформированности аффективного уровня (22 %).

Анализ полученных данных подтверждает компонентно-уровневый характер готовности, а различия в проявлении позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования данного феномена и разработки индивидуальных стратегий адаптации, детерминированных толерантным отношением к возрасту не только на поздних этапах, но и в течение жизни. Для доказательства последнего нами было проведено исследование сформированности готовности к освоению возрасту на молодежной выборке.

Результаты исследования готовности к освоению возрастно-временных изменений на молодежной выборке (средний возраст -18,3 года) показывают, что выделенные компоненты готовности (физиологический, социальный, личностно-психологический и профессиональный) развиты примерно в равной степени, что подтверждает недифференцированность готовности к старению в ранних возрастах. Тем не менее можно отметить незначительное преобладание готовности к освоению физиологических и профессиональных изменений по сравнению с социальными и личностно-психологическими. При этом готовность реализуется главным образом на аффективном и мотивационном уровнях. Это означает, что молодежь достаточно смутно представляет себе ожидающие в старости изменения (обнаружен очень низкий когнитивный уровень), но готова толерантно относиться к ним как к неизбежным явлениям и искать способы адаптации.

Более детальный анализ соотношения структурных элементов готовности свидетельствует, что лучше всего молодые люди осознают неизбежность в будущем физиологических и профессиональных изменений, чем социальных и личностно-психологиче-ских, то есть очевидными для них являются так называемые «внешние» приметы старения, а сопровождающие их личностные изменения пока не являются актуальными. Наиболее толерантное отношение демонстрируется к профессиональным проявлениям старения, а наиболее болезненное - к физиологическим. Соответственно наблюдается наибольшая готовность искать стратегии адаптации к физиологическим изменениям и наименьшая - к профессиональным. Налицо возрастные особенности готовности к освоению возрастно-временных изменений: физиологические изменения, внешние признаки старения вызывают негативное отношение и готовность им активно противостоять, а утрата профессиональной деятельности (в которую участники исследования еще не включены) воспринимается спокойно, без особых переживаний.

Таким образом, анализ стереотипов и стратегий отношения к старению, а также полученные эмпирические данные позволяют говорить о возможности и необходимости формирования готовности к освоению возрастно-временных изменений, которая является основанием толерантности к старению.

Задание Б. Дайте объяснение

Глобальное постарение - население планеты стремительно стареет

Известно, что старению населения способствовало несколько факторов: урбанизация, низкая рождаемость, развитие медицины. К концу первого десятилетия XXI века старение стало основной демографической проблемой мира - он никогда не был настолько стар. Такая ужасающая статистика вырисовывается потому, что количество стариков растет из-за низкой рождаемости. Люди стареют, а новых появляется все меньше. Вот еще один статистический пример: особенно в развитых странах одновременно со старением увеличивается доля бездетных женщин. В 2006 году около 20% женщин в возрасте 40-44 лет в США не имели собственных детей. В 2005 году бездетность в Австрии и Италии среди женщин в возрасте до 65 лет достигала 15%. В России доля бездетных женщин увеличивается, хотя, по данным переписи населения 2002 года, она не превышала 10% от всех женщин. Низкая рождаемость может оказаться продолжительной. Например, лидер по низкой рождаемости сегодня - это Россия и Япония: 1,4 и 1,2 рождений на одну женщину соответственно. Отметим, что для сохранения баланса и поддержания демографического роста этот показатель в идеале должен равняться 2,15 на одну женщину (т.е. 100 женщин должны родить 215 детей).

Интенсивное развитие медицины в последние годы значительно сократило статистику смертности. Только за 1900-1950 гг. ожидаемая продолжительность жизни во многих западных странах выросла за счет развития медицины на 20 лет. Во второй половине ХХ века аналогичный процесс произошел и в Азии.

Депрессия - это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия - наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети - женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет[1]. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %[2]. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и бо́льшая частота суицидов.

Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Охрана здоровья человека (здравоохранение) - одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем - виды, факторы, способы изменения.

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья - 10 октября.

Качество жизни - понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками. Оно является более широким, чем материальная обеспеченность (уровень жизни), и включает также такие объективные и субъективные факторы, как состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, питание, бытовой комфорт, социальное окружение, удовлетворённость культурных и духовных потребностей, психологический комфорт и т. п.

Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию, социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений.

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается всё бо́льшим вниманием к нематериальным аспектам качества жизни при обеспеченности таковыми. В то же время многие не могут конкурировать на должном уровне по разным причинам, что даёт сдвиг социума в сторону сословного общества.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.

Понятие используется в медико-социальной экспертизе, на его основе производится экспертная оценка инвалидности - установление группы инвалидности.

Психическое здоровье - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Ресоциализация - аспект реабилитации, означает восстановление прерванных или укрепление ослабленных психическим расстройством и связанных с ним обстоятельств социальных связей индивида.

Ресурсы здоровья - это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону. Повышение ресурсов здоровья обеспечивается всеми мерами здорового образа жизни (питание, физические нагрузки и т.д.).

Сенсорные нарушения - К сенсорным нарушениям относятся нарушения вкуса, слуха, обоняния.

Нарушения обоняния могут проявиться полным отсутствием обоняния, когда человек совсем не различает никаких запахов - чаще всего вследствие того, что слизистая оболочка носа распухает, производит слишком много слизи, и запах не может добраться до тех отделов носа, где человек его ощущает. Частичное отсутствие обоняния - человек различает часть запахов, но не все. Специфическое нарушение обоняния - различается только один запах из множества разных. Также может снизиться чувствительность ко всем запахам, потеряется их острота. Часто люди воспринимают какие-либо запахи извращенно, т.е. не в том виде, в котором они на самом деле есть. Реже бывает повышение чувствительности ко всем запахам (чаще всего оно встречается при физиологическом состоянии - беременности). Полное отсутствие обоняния лечению не поддается. Частичное отсутствие вылечить можно, но если этого не сделать - отсутствие обоняния станет полным.

Нарушения вкуса включают сухость во рту, из-за чего затруднена оценка вкуса какого-либо вещества, т.к. возникает недостаток слюны. Полная или частичная невозможность различить какой-либо вкус бывает из-за поражения слизистой оболочки рта и языка. Может несколько снизится чувствительность ко всем вкусовым веществам, вкусовые ощущения извратятся - при этом частично поражаются нервы. Если не обращать внимания на эти симптомы, то частичное отсутствие вкуса станет полным. Полное отсутствие лечению не подлежит.

Нарушения слуха возникают из-за имеющихся в ушах «серных пробок», инородных тел. Иногда может возникнуть разрыв барабанной перепонки (при травме, отите), повредятся специальные косточки, которые проводят звуки в ухо. Из-за травм нарушение слуха прогрессирует и становится необратимым. Частичное нарушение успешно поддается лечению, чаще всего без последствий.

Соматическое здоровье - это физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей.

Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека, включающая в себя базовые потребности (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.).

Социальное здоровье - состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек - существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать:

Нравственность индивида - совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья , а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности»

Выбранные для собственного руководства идеальные ценности - позитивные и негативные - в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:

осознавать свободу воли или свободу выбора;

испытывать чувство любви;

осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

осознавать различия между добром и злом;

способность к самооценке;

осознавать качества собственной воли;

испытывать чувство веры;

осознавать присущее ему чувство стыда;

способность к прогнозированию событий и оценок;

способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;

способность понимания красоты и стремление к ней;

способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

способность удивляться;

способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

чувство смешного, чувство юмора;

способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

способность испытывать горе (свое и чужое);

способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Социальная адаптация ( от лат. adaptatio -приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации - взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.

Социализация (лат. socialis - общественный)- это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация - это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно - под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации - это

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе ( социализированность);

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время - способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации - конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка - важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.

Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества - пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты.

Список используемой литературы

Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов н / Д., 1998.

Гершкович Б. Поздний возраст и стратегии его освоения

Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. - М., 2001.

Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М., 2001.

Социальная геронтология. Словарь-справочник / Авт.-сост. Н. Ф. Басов. - М., 2000.

Социальная работа: теория и практика. - М., 2002.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М., 2003.

Похожие работы на - Социальная геронтология

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!