Разработка урока по генетической геронтологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,67 Мб
  • Опубликовано:
    2015-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка урока по генетической геронтологии

Содержание

Введение

Глава I. Стандарты ФГОС в области геронтологии

1.1 Понятие геронтологии. Место генетического аспекта геронтологии в общеобразовательном стандарте 

1.2 Сравнение школьных общеобразовательных программ в области цитологической и генетической геронтологии 

1.3 Формирование ключевых компетенций бакалавров и магистров биологии в области цитологической и генетической геронтологии

Глава II. Разработка урока по генетической геронтологии

2.1 Методика организация занятия по теме «Генетическая геронтология»

2.2 План-конспект планируемого занятия, методические особенности проведения занятия по теме генетическая геронтология для учащихся 10 класса СОШ

2.3 Критерии оценки по итогам занятия         

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

общеобразовательный школьный урок геронтология

Актуальность исследования. Вопрос изучения геронтологии в современной демографической ситуации - не прихоть, а насущная необходимость. Как известно демографические индексы старения населения неуклонно повышаются, равно как и показатель смертности, а количество вновь родившихся детей падает, что вызывает неизбежное старение и вымирание наций. Вопрос о генетических механизмах старения в современной геронтологии изучен достаточно подробно, однако сама генетическая геронтология - удел немногих специалистов, между тем, основам генетики старения уделено внимание еще в школьной программе, в программе обучения магистров и бакалавров биологии и медицины.

Однако, на наш взгляд, освещение вопросов геронтологии в современной средней и высшей школе за пределами изучения дисциплины «Геронтология» развито недостаточно. В современной действительности студенты и школьники должны лучше представлять себе механизмы клеточного старения и основы их генетического механизма, чтобы понимать, почему и как стареет человек.

Вопрос более подробного изучения генетической геронтологии интересен еще и тем, что школьникам и будущим специалистам не приходится напрямую иметь дело и строить представление о том, каковы последствия старения на организменном уровне, что подстегивает исследовательский интерес в области генетики и вызывает у обучающихся желание разбираться в данном вопросе.

Объект исследования: генетическая геронтология

Предмет исследования: место геронтологии в современном общеобразовательном стандарте

Цель исследования: изучить генетические аспекты геронтологии и определить место генетического аспекта геронтологии в общеобразовательном стандарте.

Для этого мы выполним следующие задачи исследования:

Определим понятие геронтологии и очертим место генетического аспекта геронтологии в общеобразовательном стандарте

Сравним школьные общеобразовательные программы в области цитологической и генетической геронтологии

Опишем формирование ключевых компетенций учащихся средней школы, бакалавров и магистров биологии и медицины в области цитологической и генетической геронтологии

Рассмотрим методику организация занятия по теме «Генетическая геронтология» в СОШ

Разработать план-конспект планируемого занятия, методические особенности проведения занятия для 10 класса общеобразовательной школы в рамках изучения курса биологии в программе изучения цитологии и генетики

Разработать критерии оценки по итогам занятия.

Теоретическая база исследования. Вопросами изучения генетического аспекта геронтологии в отечественной и зарубежной науке занимались такие специалисты, как И. Мечников, В. Ружичка, В.В. Алпатов и О.К. Настюкова и др.

Вопрос изучения места геронтологии в общеобразовательном стандарте на данный момент практически не изучен, среди тех немногих авторов, которые занимались методическими разработками обучения геронтологии в школе и ВУЗе, можно привести в пример Т. Журавлеву, Г. Котельникова, Г. Медведеву, О. Сурнину и др.

Практическая значимость исследования. Вопрос изучения генетической геронтологии в общеобразовательном стандарте не был последовательно изучен до настоящего момента. Наше исследование призвано подчеркнуть важность подчеркивания изучения основ генетической геронтологии в рамках общего курса биологии для формирования компетентности учащихся в области изучения старения человека.

Структура работы. Исследование состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим понятие геронтологии, основные ее концепции, место геронтологии в общей биологии в СОШ и ВУЗах, а также процесс формирования ключевых компетенций бакалавров и магистров биологии в области цитологической и генетической геронтологии. Во второй главе мы разработаем практическое занятие по генетике старения для учеников 10х классов СОШ. Цели, задачи, актуальность, предмет, объект, структура и значимость работы описаны во введении, основные выводы сделаны в заключении. Общий объем основной работы 41 страница. К работе имеются приложения.

Глава I. Стандарты ФГОС в области геронтологии

1.1 Понятие геронтологии. Место генетического аспекта геронтологии в общеобразовательном стандарте

Современная демографическая ситуация обусловлена снижением рождаемости, а также значимыми экономическими и социальными событиями, которые были характерны для России и Европы в XX веке. Постепенное увеличение продолжительности жизни вкупе со снижением уровня рождаемости (так, с начала прошлого века средняя продолжительность жизни в России увеличилась до 70 лет, а в Европе - до 71 года), которое объясняется изобретением антибиотиков, снижением количества инфекционных заболеваний, снижением уровня детской смертности. Это обусловило развитие науки о старении - геронтологии.

Развитие геронтологии осуществляется в нескольких направлениях. Первоначально старение изучал Гиппократ и Аристотель, которые сформулировали основополагающие принципы теории геронтологии. Гален и Авиценна при изучении геронтологии главными факторами, сохраняющими здоровье и способствующими долголетию, считали диету физические упражнения, теплые ванны и массаж.

Начало XX века ознаменовалось разработкой первых теорий старения человеческого организма.

Одной из первых теорий принято считать теорию И. Мечникова, сформулированную в 1908 году, который полагал, что старение - суть результат интоксикации организма продуктами метаболизма кишечной флоры и продуктов переработки самого организма (токсины бактерий и мочевая кислота организма соответственно).

В Чехии исследователь В. Ружичка предположил, что в основе старения лежит процесс превращения золей в гели, процесс конденсации протоплазмы.

В советские времена такие ученые, как В.В. Алпатов и О.К. Настюкова выдвинули теорию снижения ферментативной активности, что и обуславливает старение организма.

Современное понимание геронтологии подразумевает изучение механизмов, принципов, физиологии и органических проявлений старения начиная с генетического и цитологического уровня, и заканчивая организменным уровнем. Особое внимание уделяется роли процессов нервной регуляции, что детально изучается в области гериатрии - науки об изучении особенностей возрастного развития, течения и профилактики болезней у людей старшего возраста.

Постепенное увеличение возраста населения провоцирует загрузку ЛПУ людьми старшего возраста со специфическими для возрастной категории заболеваниями, такими, как гипертония, ИБС, артрит и другие заболевания, в связи с чем в современной практической медицине в каждом разделе в настоящий момент наблюдается дифференциация каждого направления клинических дисциплин не только на педиатрическую и взрослую, но на педиатрическую, взрослую и гериатрическую части. Особенно ярко это можно видеть в кардиологии, хирургии, терапии, психиатрии, и ряде других клинических направлений.

Сейчас мы видим отражение того, что в 2000х годах был демографический взрыв - количество детей 10-14 лет приближается по количеству к работоспособному населению, но сейчас, в связи с прошедшими кризисами и общей нестабильной ситуацией, мы видим не очень значительное преобладание молодежи над стареющим населением.

Также, если проанализировать демографическую пирамиду, мы видим значительное превышение женской части населения в возрасте 75-79 лет и 80+, это отражение последствий Великой Отечественной войны. Также мы можем видеть прогиб в возрасте 30-34 года - самом работоспособном возрасте. Высокая смертность на пике работоспособного возраста связана с увеличением темпа жизни, увеличением нагрузки, стрессами.

В современных условиях исследователи прогнозируют возможность увеличения возраста до 100 и даже 120 лет. Главная проблема старения населения - ее глобальность, старение охватывает практически все развитые страны. Пожилые люди становятся отдельной демографической, социальной и медико-биологической категорией, требующей специального подхода к решению своих проблем.

В Вене ООН провела собрание по поводу вопросов старения в 1982 году, в итоге которого была выработана единая международная программа по разработке национальных программ по улучшению здоровья и качества жизни людей пожилого и старческого возраста. По классификации ВОЗ как правило, выделяют следующую периодизацию возрастов:

-74 года - пожилой возраст у мужчин

-74 года - пожилой возраст у женщин

-90 лет - старческий возраст у мужчин и женщин

более 90 лет - долгожители.

Процесс старения представляет собой гетерохронный и гетеротопный процесс, то есть процесс, протекающий неоднородно во времени и тканях организма, который протекает не только на уровне организма в целом, но и на уровне цитологии и генетики.

Одним из основных механизмов нарушений при старении на клеточно-генетическом уровне является нарушение репликативного цикла, связанного с понижением активности ДНК-полимеразы: при процессе репликации происходит обрыв цепи на теломере, в связи с чем цепь ДНК при репликации постепенно укорачивается при инициации каждого митоза, что ведет к изменениям в синтезе РНК и белков разных классов, изменению нормального режима функционирования клетки и в итоге к ее гибели.

Метаболизм клетки под влиянием укорочения репликативной цепи и процесса накапливания его продуктов, в частности, свободных радикалов, приводит к постепенной деградации клеточных органоидов - лизосом, митохондрий, что, в свою очередь, обуславливает ошибки работы клетки и ее постепенный регресс и гибель. Считается, что структура, ответственная за старение клетки - это центриоль, доказательством этой теории принято считать неподверженность процессу старения раковых клеток, клеток растений, половых клеток, где центриоль либо отсутствует, либо подверглась трансформации.

В. Скулачев утверждает, что клетка запрограммирована на старение и смерть, этот процесс носит название апоптоза, но также на гибель запрограммирован и сам организм, что носит название феноптоза. Организованная смерть биологически крайне важна для выживания не только самого вида, но и популяции в целом, поскольку часто механизм апоптоза и феноптоза активируется при воздействии стрессовых и патогенных факторов на организм, со смертью которого распространение этих факторов может дальше не происходить (как пример - гибель человека при генерализированном сепсисе, когда организм гибнет от переизбытка токсинов патогенных микроорганизмов, «унося» их с собой). Выбраковка организмов в итоге апоптоза и феноптоза - нормальный эволюционный процесс, который не пускает в развитие вида организмы с нарушенной программой ДНК.

В современной школе генетическая геронтология практически не подвергается рассмотрению. Вопросу генетической геронтологии в современных школах уделено 2-4 академических часа из программы 11 класса по генетике и цитологии.

Несколько лучше обстоит дело в ВУЗах, в процессе курса медицинской генетики с основами геронтологии будущие бакалавры приобретают возможность изучить основы генетики старения.

.2 Сравнение школьных общеобразовательных программ в области цитологической и генетической геронтологии

Первоочередными задачами геронтологии являются изучение молекулярно-генетических механизмов старения, возрастных изменений регулирования генетического аппарата, выяснение физико-химических и структурных преобразований в нуклеиновых кислотах стареющего организма, связи между возрастными изменениями биосинтеза белка и функциями клеток; изучение механизмов нейрогуморальной регуляции обмена и функций организма, приспособительных возможностей организма в процессе старения; комплексное изучение особенностей старения человека и на основе его результатов разработка мер, направленных на повышение работоспособности и увеличение продолжительности трудовой деятельности пожилых людей; поиск путей замедления темпа старения и увеличения продолжительности жизни.

При изучении проблем безопасности жизнедеятельности человека в современной геронтологии главной становится точка зрения, что первичные причины старения имеют молекулярную природу. В частности свидетельством тому является последний конгресс Международной ассоциации биомедицинской геронтологии, где большинство докладов было отведено свободно-радикальной теории старения. Исходя из таких представлений можно создавать достаточно полные теории старения и понимать как в принципе можно бороться с ним.

В дальнейшем исследования в этом направлении приведут как к увеличению точности и непротиворечивости теорий старения, так и к внедрению в клиническую практику эффективных методов противодействия ему. Вместе с тем, технический прогресс привел к тому, что в настоящее время человечество находится на пороге достижения возможности свободного манипулирования с отдельными атомами и молекулами. Анализ развития этих тенденций, ведущих к «овладению» молекулярным уровнем организации живой материи, позволяет предположить, что через несколько десятилетий подходы к лечению старения претерпят коренные, революционные изменения и, в конечном счете, их развитие приведет к решению проблемы старения.

В программе обучения школьников общеобразовательной системы по вопросу генетики и геронтологии мы можем видеть следующие темы, затрагиваемые в процессе изучения:

Генетика и соционика. Понятие о социуме. Генетическое единство рас. Генетическая обусловленность правшей, левшей, особенности ассиметрии мозга. Век акселератов. Генетика на службе геронтологии. Близнецы - исключение их правил. Диагноз - гениальность.

В программе обучения бакалавров по вопросу «Медицинская генетика с основами геронтологии» мы можем видеть следующие темы, затрагиваемые в процессе изучения:

Геронтология как наука об особенностях старения живых организмов и причинах, ведущих к смерти. Снижение и потери способности к самообновлению и восстановлению, характерных для первой половины жизни. Включение процессов «саморазрушения» организма. История возникновения и развития геронтологии. Основные возрастные периодизации старения организма. Влияние старения на функции сердечно-сосудистой системы, нервной и нервно-мышечной систем. Эндокринная система и старение. Мозговое кровообращение в старости и факторы, ускоряющие возрастную инволюцию данной функции.

Основные разделы медико-генетической геронтологии:

профилактика повреждения генов: общественная (социальная), индивидуальная

диагностика повреждения генов: прямая, косвенная

лечение последствий повреждения генов: генотерапия, терапия генов, терапия генами, коррекция продукта гена, коррекция морфологического или биохимического дефекта, вызванного патологическим геном

В постдипломной программе обучения по вопросу «Геронтология и гериатрия» мы можем видеть следующие темы, затрагиваемые в процессе изучения: фундаментальная геронтология; медико-социальные аспекты геронтологии, некоторые аспекты иммуногенетики.

Проблема происхождения народов, наций и рас. Концепция Гумилева об этногенезе. Основные биологические различия мужчины и женщины. Продолжительность жизни человека. Современные методы продления жизни. Геронтология и проблема старения. Проблема бессмертия и возможные способы ее решения. Критерии здоровья и болезни в современной медицине.


1.3 Формирование ключевых компетенций бакалавров и магистров биологии в области цитологической и генетической геронтологии

В настоящее время практикующие педагоги и научные деятели инновационного образования ведут речь о таких понятиях как «компетентность» и «компетенция». Эти понятия включают в себя, по мнению исследователей, такие аспекты, как формирование у специалистов неких ключевых компетенций - то есть не просто обладание необходимыми знаниями и умениями, но способности действовать в непривычных ситуациях, на практике, при непредвиденных обстоятельствах.

Т.е. мы можем видеть реальную проблему, формирующуюся как требование наличия у любого специалиста этих компетенций. В итоге мы приходим к вопросу об инновационности образования, поскольку имеющийся стандарт образования работает скорее экстенсивно, т.е. повышает количество знаний, а требуется подход интенсивный, т.е. повышающий качество умения полученные знания нестандартно применять в экстренной ситуации. Таким образом мы можем говорить о необходимости выработки качественного нового стандарта образования, в который будет включен тот комплекс ключевых компетенций, который должен включать в себя всесторонние знания и умения, начиная от базовых гуманитарных и технических знаний до начальных умений анализа и нахождения решения разного рода проблем, используя абсолютно разные знания из разных дисциплин (междисциплинарный подход), умение добывать информацию с помощью технических средства и от людей (информационная и коммуникационная компетенции), а также должен формировать готовность к нестандартным ситуациям и командной работе. Таковые стандарты разработаны и утверждены в документе в «Национальной доктрине образования» (утверждена Правительством РФ 05.10.2000 г.) и «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации», раздел «Модернизация образования» (Постановление Правительства РФ от 30.06.2000 г.). Эти документы действовали до 2010 г., сейчас действует новый Закон об образовании и Распоряжение Правительства России от 14 августа 2013 г. № 1426-р об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.

Конечно, мы не можем не отметить крайнюю необходимость в такой инновации как введение компетентностного подхода в образовании, т.к. современная потребность в кадрах подразумевает не только компетентного работника, что вполне способны обеспечить учебные заведения, но людей, владеющих ключевыми компетенциями, классификации и содержание которых мы рассмотрим ниже. И понятно, что предпочтение при приеме на работу будут отдавать работникам с обобщенными умениями решать проблемы в разных профессиональных и жизненных сферах, а не выпускнику с разрозненным набором знаний. Поэтому компетентностный подход в настоящее время - необходимая альтернатива привычному образованию. Проблема в том, что в нашей действительности внедрение такого подхода достаточно проблематична в силу ряда причин. Во-первых, сам подход недостаточно еще определен и разработан, в частности, до сих пор точно не определены поля терминов «компетентность» и «компетенция». Некоторые исследователи говорят, что компетенция синонимична умению, а посему новый подход - лишь переиначивание старых проблем на новый лад, другие утверждают, что умения и компетенции - совершенно разные понятия, а кто-то говорит, что они родственны, но компетенция шире, чем умение, и включает в себя ряд умений. Т.е. желающие воплотить в жизнь компетентностный подход обладают разнонаправленностью интересов и возможностей для его воплощения, но никак не могут определить нечто единое. Поэтому пока для государства важнее сам факт наличия диплома, для организаций - необходимый для работы набор ключевых компетенция, для выпускников - престижность ВУЗа и его диплома и возможности для повышения квалификации (т.е. предоставление фирмой условий для получения тех же ключевых компетенций).

Соответственно внедрение компетентностного подхода в образовании необходимо, но требует предварительно большого объема диагностических процедур.

Итак, мы выяснили, что компетентность - это общая готовность специалиста к работе, а компетенция - это способность к такой работе. Соответственно, уточнив понятия, мы будем оперировать понятием компетенции.

Согласно рассмотренному компетентностному подходу мы можем определить и понятие информационно-аналитической компетенции. У разных авторов разные классификации ключевых компетенций.

Так, А.В. Хуторской, который вывел классификацию компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, определяет информационную компетенцию как «способность при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формировать в себе умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее».

Болотов В., ссылаясь на И.А. Зимнюю, классифицируя ключевые компетенции «на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова)» не выделяет отдельно математические навыки, базовые навыки в естественных науках и технике, а относит их к числу компетенций, относящихся к деятельности человека.

Помимо разработок отечественных педагогов, следует рассмотреть еще и понятие ключевой компетенции, которое было выведено и определено Европейским союзом в его Программе развития образования.

Если учесть их классификацию, которая основана на развитии самостоятельности и способности к самоорганизации; умении отстаивать свои права; готовности к сотрудничеству развитие способности к созидательной деятельности; формировании терпимости к чужому мнению, умении вести диалог, находить содержательные компромиссы, то мы увидим, что базовые навыки в естественных науках здесь имеют вид навыков в области естественных наук и включают в себя умение и способность использовать в повседневной жизни элементарные навыки вычислений, использовать знания и практические навыки в области науки и техники для решения практических задач.

Итак, рассмотрев понятие естественно-научной компетенции с точки зрения компетентностного подхода, и позиции как отечественных исследователей, так и зарубежного подхода, мы можем сказать, что естественно-научная компетенция - это способность, которая в наш век становится с каждым днем все более и более важной.

В свою очередь, такая компетентность - это постоянная готовность к ситуации, при которой возникнет надобность в актуализации данной компетенции.

Мы видим, что естественно-научная компетенция - крайне нужная и актуальная в современности способность и качество, но возникает вопрос - каким образом достичь их адекватного формирования и развития у школьников, которые должны будут приспосабливаться к высшему образованию, которое уже вошло в эру специализации по геронтологическим аспектам, в отличие от школ. Школьники - это будущие профессионалы своего дела, которые должны быть компетентны в любом вопросе, в том числе и в генетическом, и геронтологическом ключе. Вот тут и вступает в силу понятие технологий обучения, особенностям которых мы посвятим следующую главу.

Глава II. Разработка урока по генетической геронтологии

2.1 Методика организация занятия по теме «Генетическая геронтология»

Подготовка преподавателю к организации занятия по генетической геронтологии как в ВУЗе, так и в СОШ имеет сходные этапы.

.Первый этап подготовки занятия - это обзор планирования всего курса по данному предмету, выделение темы и планирование занятия. Те часы, которые посвящены генетической геронтологии, строятся по принципу изучения теории, организации практического занятия и итоговому контролю по теме.

. Второй этап - это изучение методической литературы по вопросу, который будет изучаться на практическом занятии. Для СОШ это изучение основного учебника биологии, а также чтение специальной литературы по курсу геронтологии и ее генетического аспекта, изучение не только основных учебных пособий по геронтологии, которых в принципе немного (это такие авторы, как Г. Котельников, В. Альперович, В Ярыгин и другие), так и статьи в соответствующих изданиях, к примеру, изучение издания «Психология старости и старения».

. Третий этап - это подготовка материала к собственно занятию, которое планируется для проведения, рефлексия собственного уровня преподавания и уровня развития учеников, соотношение его с уровнем и качеством планируемого к подаче материала, разработка методики преподавания данного материала.

. Четвертый этап - подготовка методических пособий, таблиц, рисунков, слайдов, картин к занятию, подбор и проверка оборудования, подбор фильмов и презентаций, отработка практического эксперимента, если необходимо.

. Пятый этап - разработка плана урока. При осуществлении данного этапа планируется учет таких аспектов обучения, как:

учет индивидуальности и общности учащихся - успеваемость учащихся, их индивидуальные особенности, степень развитости познавательного интереса учащихся к данному предмету, степень умения работы с инструментарием, темп работы;

учет собственных индивидуальных качеств - стиля преподавания, качества преподнесения учебного материала, стиль подачи материала, технические умения по обращению с техническим обеспечением занятия, умение управлять познавательным интересом учащихся и другие аспекты;

учет основных принципов ведения занятий - общие и частные технологии обучения, выбор методов и методик ведения занятий, собственная психологическая подготовка.

Как правило, в условиях нехватки времени все занятия являются смешанными, включают в себя как теоретический аспект, так и практические элементы - изучение препарата стареющей клетки под микроскопом, изучение слайдов электронной микроскопии, черчение репликативного цикла и проектирование его нарушений в процессе старения, нахождение признаков старения и другие практические навыки.

Основные функции таких занятий следующие:

усвоение, понимание, обобщение теоретических знаний, закрепление, систематизация полученных теоретических знаний на практике

формирование умения применять полученные навыки на практике

развитие таких интеллектуальных умений как анализ, синтез, индукция, дедукция и др. во взаимосвязи с практической деятельностью;

выработка профессионально значимых качеств (ответственность, креативность, инициативность, точность, самостоятельность и др.)

формирование ключевых компетенций будущих специалистов в области генетической геронтологии.

Основными задачами таких занятий можно назвать следующие:

теоретический анализ новых данных;

усвоение полученных знаний, умение анализировать полученные данныен;

экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений;

ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований;

отработка практических умений и начальных навыков в применении, эксплуатации и ремонте техники.

Дидактическая цель занятий - формирование у учащихся теоретических и практических профессиональных компетенций в области генетической геронтологии, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.

В ходе занятий учащиеся овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.

При выборе темы занятия по дисциплине «генетическая геронтология» преподаватель должен руководствоваться перечнем и уровнем сложности теоретических знаний, которыми обладает на данный момент учащийся, профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины, а также развитием межпредметных взаимосвязей и первичных исследовательских навыков, которые позволят учащимся делить наблюдения, находить зависимости, сравнивать явления, анализировать их и т.п. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту. Анализ Государственных требований и содержания учебной дисциплины позволяет выявить умения, овладение которыми возможно в ходе изучения учебного материала.

Организация занятия по генетической геронтологии в основном сводится к следующему:

выбор темы и цели работы;

получение теоретических знаний по новой дисциплине;

актуализация теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой лабораторно-практической деятельности;

разработка алгоритма проведения эксперимента или другой лабораторно-практической деятельности;

инструктаж по технике безопасности (по необходимости);

ознакомление со способами фиксации полученных результатов;

непосредственное проведение экспериментов или лабораторно-практических работ;

обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков и т.д.);

подведение итогов занятия.

С увеличением количества и качества знаний занятия могут становиться все более и более самостоятельными по отношению деятельности учащихся. Занятия также можно использовать как одну из форм оценивания результатов обучения. Занятия должны сопровождаться методическими указаниями, которые должны содержать в себе тему, цель занятия, требуемое оборудование, задание/задания, методику выполнения работы, указаниями по составлению отчетности, критериями оценивания учащихся.

Основные этапы планирования урока, подготовки к нему учителя и написание методического плана урока

разработка системы уроков по теме или разделу;

определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;

выделение главного материала, который учащийся должен понять и запомнить на уроке;

формирование учебных задач урока;

разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;

нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;

планирование всех действий педагога и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

подбор дидактических средств урока (кино-и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

проверка оборудования и технических средств обучения;

планирование записей и зарисовок на доске педагогом и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся и ее направленности на развитие их самостоятельности;

приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на занятии и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;

составление списка учащихся, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;

продумывание форм итогового контроля по итогам занятия и/или цикла занятий;

планирование внеаудиторной работы по данной теме;

запись плана и хода занятия в соответствии с требованиями.

.2 План-конспект планируемого занятия, методические особенности проведения занятия по теме генетическая геронтология для учащихся 10 класса СОШ

Проведение занятия: специально подготовленная аудитория для биологического цикла занятий школьников профильного и непрофильного обучения.

Цели занятия:

. Образовательные цели занятия:

анализ основных механизмов старения на цитологическом и генетическом уровнях;

проектирование последствий старения клеток на организменный уровень;

обучение школьников основным принципам онтогенетических законом развития и функционирования организма человека.

. Воспитательные цели занятия:

формирование и воспитание познавательного интереса учащихся относительно проблемы старения;

формирование и воспитание познавательного интереса учащихся относительно проблемы сохранения здоровья и продления жизни человека путем профилактики основных последствий старения на организменном уровне;

формирование умения актуализировать теоретические навыки в процессе коммуникации между собой и с преподавателем;

формирование познавательного и научно-исследовательского интереса учащихся к данному аспекту биологии посредством создании ситуации успешного ответа и повышения самооценки учащихся.

. Развивающие цели занятия:

развивать понятийно-логическое мышление - умение дифференцировать основную и побочную информацию, актуализировать причинно-следственные связи, применять принципы дедукции, индукции и логики в процессе изучения нового материала;

формировать прогрессивные тенденции в сфере познавательных умений учащихся - формировать умение к самостоятельной формулировке и озвучиванию основных тезисов текущего теоретического материала;

формировать познавательно-исследовательские интересы и навыки путем применения дополнительной литературы, применения научного инструментария (использование микроскопа)

продолжить развивать учебно-организационные навыки и умение - учащиеся должны уметь организовать себя на выполнение поставленной задачи, должны осуществлять саморефлексию и самоконтроль собственной учебной деятельности.

Методическое и инструментальное обеспечение занятия:

фрагмент кинофильма BBC «Тело человека. Старение»

цветная модель молекулы ДНК

схема апоптоза клетки (см Приложение 1)

организация посева колонии бактерий на питательную среду (МПА)

рассмотрение колонии на фиксированном препарате

схема жизненного цикла дрозофилы при воздействии разных условий жизни (три световых цикла)

анкета «Вероятная продолжительность жизни»

таблицы «Старение органов» - «Органы пищеварения», «Органы дыхания», «Нервная система», «Органы кровообращения»

методические рекомендации по продолжительности жизни.

Введение. Начало урока. Приветствие, проверка присутствия учащихся на занятии, вводная схема занятия:

минут - работа в паре (актуализация знаний о старении)

минут - объяснение смысла старения и генетики старения

минут подготовка к практическому занятию - совместный эксперимент по посеву колонии E.Coli на МПА, рассмотрение схемы апоптоза, анализ влияния старения на основные организменные системы, рассмотрение таблицы схемы жизненного цикла дрозофил.

минут итоговая оценка занятия. Актуализация жизненного опыта.

Сегодня ученые считают, что человек может прожить не 70-80 лет, а 100-120 лет, и даже больше. Как сказал И. Мечников, «продление жизни должно идти об руку с сохранением сил и способностей к труду».

Чтобы разработать эффективные меры преодоления старения, нужно знать, какие изменения, происходящие в организме с возрастом, постепенно приводят его к одряхлению. Познание механизмов этих изменений будет способствовать тому, что мы научимся замедлять, а может быть, и предотвращать или даже обращать вспять процессы старения. Сегодня мы с вами попытаемся разобраться в процессах, возникающих изменений на различных уровнях биологической организации: от молекулы до организма. А затем познакомимся с механизмами восстановления нарушающихся функций. Только таким образом нам удастся понять не только причины дегенерации, но и способы восстановления нарушенных процессов.

. Актуализация опыта учащихся:

А теперь разбейтесь на пары, нарисуйте у себя в тетради таблицу следующего вида:

Что я знаю о старении

Что я хочу узнать о старении

Что я узнал





заполните первые две колонки, обменяйтесь тетрадями и мнениями путем обсуждения ваших знаний в паре, обсудите уровень собственных знаний о старении.

По мере хода занятия заполните левую колонку таблицы.. Осмысление теоретической информации.

Учащиеся конкретизируют свои знания о старении путем сообщения их педагогу, основные факты о старении записываются на доске

Педагог и учащиеся совместно формируют и рисуют из полученных фактор структурно-логическую схему

Совместная работа приводит в формулированию и высказыванию тезисов о старении учащимися.. Чтение с пометками учащихся:

«V» или «!» - «знаю» - известная информация,

«+» - новая информация,

«-» - думал иначе,

«?» - непонятно

. Учащиеся читают предложенный текст и на полях делают пометки (текст см Приложение 2).

. Учащимся предлагается продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально. Они заполняют две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».

. Учащимся предлагает обсудить данные, записанные во второй колонке в ходе самостоятельной работы. Вместе с учащимися на доске заполняется вторая колонка таблицы «Узнал новое», рассматривают таблицы по системам организма.

. Учащимся предлагается обсудить данные, записанные ими самостоятельно в третью колонку таблицы «Хочу узнать».

«Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?»

Дается установка на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросу по поводу новой информации. Если возникнут затруднения, попробуем разобраться вместе».этап. Эксперимент.

Проводится посев микроорганизмов на заранее подготовленную среду МПА в чашке Петри, попутно объясняется технология посева и принципы фиксации препаратов, которое будет проводиться на следующем занятии.этап. Рефлексия

. Творческая форма рефлексии - Синквейн

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Старость.

Седая, беззубая.

Ухудшается зрение и слух.

Все процессы в организме замедляются.

Осень жизни.

- Какая работа вам понравилась, где было трудно работать, почему?этап. Домашнее задание (на выбор)

. Составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся).

. Создайте буклет, публикацию, газету, фотоколлаж на тему «Секреты долголетия», «Секреты молодости», «Рецепты долголетия в моей семье» .. Итоговая оценка урока

В ходе итогового контроля предполагается провести смешанный вид контроля с использованием поточного метода и карточек.. Саморефлексия педагога по итогам занятия.

.3 Критерии оценки по итогам занятия

Критерии оценки представляют собой описание того, что должен демонстрировать учащийся по окончанию процесса обучения. Эти критерии должны снабжаться методами оценивания, которые должны адекватно отражать соотношение результатов обучения с его целью.

Как указывают П. Самородский и В. Симоненко, методики оценивания используются для установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии.

Соотношение полученных на основании примененных методик оценивания результатов и тех результатов, которые базируются на целях процесса обучения, дают возможность выявить зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами; определить зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени, усилий; сравнить эффективности нескольких вариантов; доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях; обнаружить причинные связи.

Структура деятельности по оцениванию состоит из трёх иерархических операций - измерение - оценивание - принятие решения:

измерение представляет действие по оцениванию путём наблюдаемых количественных характеристик (счёт, цифры, статистические данные, и т. д.) или путём краткого описания наблюдаемого явления; при этом важно помнить, что оценка с количественной точки зрения - это не абсолют, а символическое суждение.

оценивание представляет действие по анализу изучаемых явлений (по проведённым измерениям) на основании специальных педагогических или профессиональных качественных характеристик, независимо от применяемых инструментов при измерении в рамках определённого метода или стратегии; оценка для учащегося - это мера отражения достижения учеником определенных результатов обучения в сравнении с установленными результатами.

решение представляет операцию по оцениванию, которая дополняет оценивание школьной оценкой, характеристикой, решением, рекомендацией и т. д., имеющими педагогическую или профессиональную прогнозируемую ценность.

Критерии оценки для каждого результата обучения в соответствии с поставленными целями обуславливают выбор методики оценивания, вида учебной деятельности, организацию учебного процесса, технологии обучения как обеспечивающие в полной мере достижение этого результата. При этом каждый планируемый результат должен обладать как минимум одним критерием оценки, но и не более чем 3-4.

Различают три вида оценивания.

Диагностическое оценивание (Diagnostic Assessment) определяет способности и подготовленность к изучению программы, а также возможные учебные проблемы. Оно часто проводится в течение учебного процесса для контроля понимания и усвоения учебного материала отдельными учащимися. Основная функция диагностического оценивания - корректирующая.

Текущее оценивание (Formative Assessment) призвано обеспечить своевременную обратную связь, способствовать улучшению учебного процесса. Оно помогает выявить отклонения от запланированной программы в ходе учебного процесса и принять оперативные решения по коррекции процесса освоения учебного материала.

Итоговое оценивание (Summative Assessment) предназначено для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый в учебе уровень знаний, определить степень сформированности навыков и умений по завершению определенного этапа обучения.

Все материалы, касающиеся критериев, методов и средств оценки достижения результатов обучения, должны содержаться в рабочей программе модуля (дисциплины), наряду с описанием содержания, видов учебных занятий, образовательных технологий и собственно результатов обучения.

Контроль результатов обучения может иметь формы индивидуального контроля, группового контроля и фронтального контроля.

К методикам устного контроля относятся следующие:

индивидуальный устный контроль

фронтальный устный контроль

устный зачет

устный экзамен

Индивидуальный устный контроль как методика контроля профессиональных знаний, умений и навыков дает весьма широкие перспективы по оцениванию студента с индивидуальной точки зрения. Этот вид устного контроля позволяет преподавателю с учетом индивидуальных психических и психологических особенностей учащегося выявить уровень его профессиональной подготовленности на основе грамотности постановки ответа, корректном использовании терминологии, оперирования понятиями и т.п.

Однако этот тип контроля ставит перед преподавателем ряд методических трудностей:

общая потеря внимания учащихся при концентрации внимания на одном учащемся;

длительный подбор содержания вопросов, сложность их постановки;

потеря общего учебного времени в ущерб всей группе.

Поэтому, если преподаватель выбирает форму индивидуального устного опроса, он должен заранее наметить себе тех учащихся, которых он подвергнет контролю, а также заранее сформировать список вопросов и примерные результаты, которые он должен получить в итоге применения данного метода.

Фронтальный опрос, в отличие от индивидуального, подразумевает опрос большей части группы учащихся. Особенностью такого вида опроса являются короткие вопросы, которые актуализируют базовые и специфические знания, понятия, готовность студентов к усвоению нового материала. Фронтальный опрос устанавливает факт знания или пробелов в знаниях, проверяет степень понимания учебного материала, выявляет и устраняет причины непонимания и незнания учебного материала.

Здесь преподавателю стоит сформировать список вопросов таким образом, чтобы каждый вопрос выявлял один из базовых постулатов учебного материала и своей постановкой выявлял причину возможного затруднения при ответе. К каждому вопросу стоит продумать наводящие вопросы, которые локализуют причину затруднений и выявят степень незнания или непонимания материала.

Устный зачет - это комбинированный вид контроля, которая проводится после окончания блока тем. Зачет характеризуется знанием даты и содержания контроля, перечня методической литературы и примерных практических заданий, которые будут представлены студентам при оценивании уровня знаний, умений и навыков. Как правило, зачет проводится с совмещением элементов индивидуального, группового и фронтального форм контроля.

Устный экзамен как вид контроля представляет собой итоговую проверку знаний по учебному материалу программы по данной дисциплине. Этот контроль используется как заключительный акт оценивания результатов обучения, который выявляет конечную эффективность процесса обучения данной дисциплине. Неудовлетворительная оценка при итоговом контроле будет подразумевать не только некомпетентность учащегося в данном вопросе, но и недостатки преподавателя, и учебной программы, которые стоит подвергнуть анализу и коррекции.

К комбинированным методам контроля можно отнести те виды контроля, которые сочетают в себе элементы письменного, устного и практического контроля. Это т.н. уплотненный контроль.

Уплотненный индивидуальный и фронтальный контроль - этот вид комбинированной проверки подразумевает вовлеченность всего коллектива студентов в проверку знаний, умений и навыков. Такой контроль может проводиться, например, в виде карточек с вопросами, которые получает каждый ученик, но во время его ответа при возникновении затруднений любой другой ученик должен быть готов ответить на вопрос отвечающего или уточняющий вопрос преподавателя; либо, например, учащимся можно предоставить различные задания и сгруппировать таким образом, чтобы внести при опросе соревновательный элемент, который сгладит стрессовую ситуацию проверки знаний. Этот вид контроля характеризуется широким охватом аудитории, достаточно глубокой оценкой знаний всей группы, возможностью применения разных типов заданий - как устных или письменных, так и машинных средств контроля, и возможностью проверки сформированности практических навыков.

Итак, можно сказать, что контроль результатов обучения - достаточно сложный элемент образовательного процесса, который обладает своим методическим и методологическим аппаратом и является обязательным элементом обучения.

Заключение

Итак, в ходе работы мы достигли цели исследования: изучили генетические аспекты геронтологии и определили место генетического аспекта геронтологии в общеобразовательном стандарте.

Для этого мы выполнили следующие задачи исследования: определили понятие геронтологии и очертим место генетического аспекта геронтологии в общеобразовательном стандарте, сравнили школьные общеобразовательные программы в области цитологической и генетической геронтологии, описали формирование ключевых компетенций учащихся средней школы, бакалавров и магистров биологии и медицины в области цитологической и генетической геронтологии, рассмотрели методику организация занятия по теме «Генетическая геронтология» в СОШ, разработали план-конспект планируемого занятия, методические особенности проведения занятия для 10 класса общеобразовательной школы в рамках изучения курса биологии в программе изучения цитологии и генетики, разработали критерии оценки по итогам занятияю

По итогам исследования мы пришли к следующим выводам.

Современное понимание геронтологии подразумевает изучение механизмов, принципов, физиологии и органических проявлений старения начиная с генетического и цитологического уровня, и заканчивая организменным уровнем.

Процесс старения представляет собой гетерохронный и гетеротопный процесс, то есть процесс, протекающий неоднородно во времени и тканях организма, который протекает не только на уровне организма в целом, но и на уровне цитологии и генетики.

В современной школе генетическая геронтология практически не подвергается рассмотрению. Вопросу генетической геронтологии в современных школах уделено 2-4 академических часа из программы 11 класса по генетике и цитологии.

Несколько лучше обстоит дело в ВУЗах, в процессе курса медицинской генетики с основами геронтологии будущие бакалавры приобретают возможность изучить основы генетики старения.

Сравнение школьных и ВУЗовских общеобразовательных программ в области цитологической и генетической геронтологии дало нам понять, что вопросу генетической         геронтологии уделяется в данный момент катастрофически мало места.

В настоящее время практикующие педагоги и научные деятели инновационного образования ведут речь о таких понятиях как «компетентность» и «компетенция»: компетентность - это общая готовность специалиста к работе, а компетенция - это способность к такой работе. Естественно-научная компетенция - крайне нужная и актуальная в современности способность и качество

Подготовка преподавателю к организации занятия по генетической геронтологии как в ВУЗе, так и в СОШ имеет сходные этапы. Как правило, в условиях нехватки времени все занятия являются смешанными, включают в себя как теоретический аспект, так и практические элементы. Такие занятия могут носить элементы репродуктивных, продуктивных и творческих задач, однако необходимо найти такое их оптимальное сочетание, при котором учащимся будет необходимо использовать весь потенциал интеллекта на данном этапе обучения. Форма обучения занятий может быть фронтальной, групповой или индивидуальной, время проведения занятий не должно быть менее 2х академических часов для студентов ВУЗов, и не менее 1 академического часа для учащихся СОШ, проведение занятий должно включать в себя специально подготовленные аудитории и сопутствующее оборудование и методическое обеспечение занятия.

Уплотненный индивидуальный и фронтальный контроль - этот вид комбинированной проверки подразумевает вовлеченность всего коллектива студентов в проверку знаний, умений и навыков. Такой контроль может проводиться, например, в виде карточек с вопросами, которые получает каждый ученик, но во время его ответа при возникновении затруднений любой другой ученик должен быть готов ответить на вопрос отвечающего или уточняющий вопрос преподавателя; либо, например, учащимся можно предоставить различные задания и сгруппировать таким образом, чтобы внести при опросе соревновательный элемент, который сгладит стрессовую ситуацию проверки знаний. Этот вид контроля характеризуется широким охватом аудитории, достаточно глубокой оценкой знаний всей группы, возможностью применения разных типов заданий - как устных или письменных, так и машинных средств контроля, и возможностью проверки сформированности практических навыков.

Итак, можно сказать, что контроль результатов обучения - достаточно сложный элемент образовательного процесса, который обладает своим методическим и методологическим аппаратом и является обязательным элементом обучения.

Список литературы

Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов н / Д., 1998. - 480 с.

Анисимов В. Н. Можно ли получить однозначный ответ на вопрос: существует ли программа старения? // Рос. хим. журн. - 2009. - Т. 53. - № 3. - С. 10-19.

Анисимов В. Н. Эволюция концепций в геронтологии. - М.: Эскулап, 1999. - 130 с.

Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сери­ков // Педагогика. - 2003. - № 10, с. 8-14.

Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

Виленский М., Образцов П., Уман Н. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 192 с.

Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 88 с.

Журавлева Т.П. Основы гериатрии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2003 - 271с.

Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериатрия: Учебник. - Самара: Самарский Дом печати, 2007. - 800с.

Кукушин В. С. Дидактика (теория обучения) : учеб. пособие. - М.: МарТ, 2003. - 368 с.

Манских В. Н. Пути гибели клетки и их биологическое значение // Цитология. - 2007. - Т. 49. - № 11. - С. 909-915.

Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. - Воронеж, 2000 - 95с.

Мечников И. И. Этюды оптимизма. - Париж, 1907 - С. 22-29

Москалев А.А. Старение и гены. - СПб.: Наука, 2008. - 360 с.

Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 608 с.

Писарев А. В. Образ пожилых в современной России // СОЦИС. - 2004.-№ 4. - с.51-56.

Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод пособие/Авт. сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО РГППУ, 2010. - 72 с.

Руководство по геронтологии и гериатрии: Клиническая гериатрия / Под редакцией В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003 - 523с.

Самоукин, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукин. - М.: ЭКМОС, 2009. - 352 с.

Северин Ф. Ф., Скулачёв В. П. Запрограммированная клеточная смерть как мишень для борьбы со старением организма // Успехи геронтологии. - 2009. - Т. 22. - № 1. - С. 37-48.

Солодникова И. В. К проблеме развития личности на этапах жизненного пути // Психология зрелости и старения. - 2008. - №4. - С. 86-102.

Сурнина О.Е. Геронтология (медико-биологический и психологический аспекты): учеб. пособие/ Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО "Росс.гос. проф.-пед. ун-т". - 2009. - 234 с

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: #"790434.files/image001.gif">

Приложение 2

Старение организма - учебный текст

Текст для учащихся: тема «Старение организма»

Старение закономерный разрушительный процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптивных возможностей и повышающий вероятность смерти.

Геронтология - наука, изучающая явления старения живых организмов, в том числе и человека.

Старение развивается: гетерохронно - с различной скоростью в разных клетках, тканях и органах и гетеротопно - неодинаковые качественные изменения происходят в разных структурах и частях тела. Старение протекает на всех уровнях организации: от молекулярно-генетического до организменного.

В соматических клетках необратимые нарушения происходят в структуре ДНК: при каждой репликации из-за особенностей работы ферментов репликации (ДНК - полимеразы) недореплицируются концы хромосом - теломеры. В конце концов в результате постоянного укорочения хромосом при каждом митозе, недорепликация захватывает области генома, существенные для выживания клеток, что и приводит к гибели клеток и старению организмов. Изменения происходят в передачи генетической информации, что ведет к изменениям в синтезе РНК и белков разных классов. Наблюдаются нарушения в образовании, транспорте и использовании энергии.

Старение организма обусловлено снижением митотической активности клеток, уменьшением числа митохондрий, разрушением лизосом, изменением электрических свойств мембран, деградацией и гибелью части клеток. Ряд ученых считает, что старение обусловлено повреждением макромолекул клеток под действием собственных свободных радикалов, которые в норме образуются в качестве побочных продуктов метаболизма в каждой клетке.

Причины старения является ослабление функций основных физиологических систем организма (нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и т.д.), снижение нервного контроля над деятельностью всех систем органов, изменение реактивности организма к действию гормонов, нарушения на этапе поступления информации в нервные центры и др. Старость - это физиологическое состояние, для которого характерно постепенное угасание всех жизненных функций организма.

Число гипотез о природе старения весьма велико - десятки или сотни.

Старение - результат повреждения генетического аппарата в ходе онтогенеза: нарушение его регуляции, появление и накопление ошибок в системе хранения и реализации генетической информации, что ведет к необратимым изменениям в организме на всех его уровнях организации. Эти гипотезы исходят из предположения о недостаточности саморегуляции. Причины старения усматриваются в различных функциональных или структурных «утратах» и «ошибках».

Соматические клетки животных претерпевают строго определенное количество делений. Структурой определяющей четкое и безукоснительное распределение всех соматических клеток, наступление возрастных изменений и смерти от старости, является центриоль. Неподвержены смерти от старости половые, раковые и трансформированные клетки животных и клетки высших растений. В клетках высших растений центриоль отсутствует, в раковых и трансформированных клетках животных центриоли видоизменены.

Апоптоз - запрограммированная гибель клеток. По мнению академика В.П. Скулачева, в природе царит «самурайский закон», который можно сформулировать так: «Лучше умереть, чем ошибиться». Процесс самоуничтожения, по словам академика Скулачева, происходит очень аккуратно. Клетка постепенно расщепляет себя на составляющие части. Aпоптоз происходит для клетки безболезненно.

Феноптоз - запрограмированное самоубийство организма. У многих видов все существование направлено на то, чтобы размножиться, дать жизнь новому поколению, а самому умереть.

Биологический смысл феноптоза в том, что смерть одной особи спасает от гибели всю популяцию и вид в целом. Например: включение программы самоуничтожения при септическом шоке у человека. В этом случае в крови оказываются граммотрицательные бактерии, которые имеют дополнительную стенку, из-за чего с ними сложно бороться организму. Когда этих бактерий очень много, сигнал оказывается настолько мощным, что мобилизуются специальные механизмы апоптоза жизненно важных органов. В результате человек погибает. В такой организованной смерти есть положительный момент. Прежде всего для окружающих, поскольку со смертью больного страшная инфекция больше не будет распространяться. 

Ученые пришли к выводу, что функция старения - это функция защиты популяции и даже вида.

В конечном итоге из сообщества убираются старые индивидуумы, у которых уже есть риск нарушения в геноме и программе, записанной на ДНК... Выбраковывать организмы с нарушенной программой ДНК и призвано старение за счет включения механизма самоубийства.

Рецепты молодости

Может ли человек обходиться без пищи, воды и кислорода? Какое-то время может, хотя они для него жизненно необходимы. Если по каким-либо причинам нормальный обмен с окружающей средой затруднен, в действие вступают механизмы, высвобождающие внутренние резервы организма, заложенные в нем природой. Это наш запас прочности. С возрастом резервные возможности снижаются. Но оказывается, их можно тренировать. Применяемые в основном безлекарственные методы лечения, система тренировок, может укрепить здоровье и противостоять старению. В пример долговечности часто приводят крестьянина Фому Парра. Он был в тяжелой работе до 130 лет и умер в Лондоне в возрасте 152 лет 9 месяцев. Вскрытие Парра было сделано знаменитым Гарвеем и не обнаружило никаких органических повреждений. Даже реберные хрящи его не окостенели, сохранив упругость, как у молодых людей. Лишь мозг был плотен и упруг при положении, так как пересекающие его борозды затвердели и высохли на всем протяжении.

Дозированное голодание.

Известный с древних времен метод восстановления организма - временный добровольный отказ от пищи. Цель такого голодания - переход на внутреннее питание, то есть на использование резервов организма. Это возможно только при условии полного исключения любой пищи. Даже сок, выпитый в период голодания, мешает переходу на внутреннее питание, поскольку блокирует механизмы расходования резервов. Разрешается лишь вода, причем как можно более чистая. Результаты исследований показывают, что при непродолжительной голодании организм способен полностью обеспечить свои потребности за счет собственных запасов.

Сколько дней и как часто рекомендуется голодать? Известный американский натуропат Поль Брэгг писал: «Каждую неделю я провожу 24 или 36 часовое голодание. Кроме того, голодаю по 7-10 дней четыре раза в год. Следуя этому графику в отличной форме, не испытываю усталости, всегда бодр и активен, и умственно и физически.» Этот необыкновенный человек погиб в 95 лет, занимаясь… серфингом. По заключению патологоанатомов, его органы и сосуды были в отличном состоянии.

Сухое голодание.

При сухом голодании в организм не поступает не только пища, но и вода. Как известно, наш организм на 70% состоит из воды. В основном ее запас восполняется той жидкостью, которую мы пьем. Но около 400 мл воды в сутки образуется в самом организме за счет окисления жиров. При сухом голодании количество этой метаболической воды значительно увеличивается, за счет чего потребности организма какое-то время удовлетворяются. Как доказано физиологами, в состоянии покоя при комфортной температуре человек может не пить до 10 дней. Но и это не предел. Во время землетрясения в Мехико в 1985 году под обломками был найден мальчик, которому удалось прожить без еды и питья 13 суток.

При сухом голодании организм расходует запасы жира. Что бы представить себе, как это происходит, вспомните верблюда: он может брести по пустыне без еды и питья до тех пор, пока не иссякнет весь запас жира, накопленный в горбе. На «горб» - это излишки жира, липомы, атеросклеротические бляшки на стенках сосудов. По некоторым данным, эффект оздоровления при сухом голодании в 2-3 раза выше, чем при обычном голодании.

Респираторная система

При недостатке кислорода возникает гипоксия - кислородное голодание. Полное отсутствие кислорода ведет к необратимым изменениям в организме и его гибели. Чтобы не допускать этого, организм защищен мощной антигипоксической системой. При кратковременной гипоксии сердце начинает биться чаще и мощнее, перекачивая больше крови: из селезенки (кровяного депо организма) поступает резервное количество крови: расширяются сосуды жизненно важных органов мозга, сердца, легких, наиболее чувствительных к недостатку кислорода: повышается уровень гормонов коры надпочечников. При длительной гипоксии увеличивается масса легочной ткани, образуются новые капилляры во всех органах и тканях, увеличивается количество эритроцитов, повышается содержание миоглобина (резерва кислорода в мышцах), активизируется бескислородный энергоообмен, усиливается выработка гормонов, повышается общий энергетический уровень.

Для процесса старения характерны как раз противоположные изменения: энергетический уровень организма снижается, кровоснабжение органов и тканей ухудшается, гормонов производится все меньше. Поэтому тренировка антигипоксической системы - один из действенных методов омоложения организма.

Для этой цели проще всего использовать дыхательную гимнастику с понижением вентиляцией легких. Это всевозможные упражнения с задержкой на вдохе, выдохе, с замедлением выдоха. Все они эффективны, поскольку обеспечивают временную гипоксию и тренируют антигипоксическую систему. В качестве примера можно привести дыхательное упражнение индийских йогов «кевала кумбхака», что означает «абсолютно спокойная пауза». Надо максимально расслабить мышцы и задерживать дыхание так долго, так это возможно. Упражнение повторяется несколько раз в день.

Менее доступный, но более эффективный тренинг антигипоксической системы - экзогенная гипоксия. Возникает она при длительном (не менее 3-4 недель) пребывания в условиях высокогорья.

Опорно-мышечная система и старение

Мышечная система. Функция мышц - сокращение. При его отсутствии мышечные волокна слабеют и уменьшаются в объеме, происходит атрофия. Мышцы составляют основную часть массы тела и чтобы сохранить их здоровыми, надо регулярно напрягать каждую мышцу. Ходите, бегайте, плавайте, танцуйте, занимайтесь на тренажерах. Двигаться можно больше или меньше, но определенный минимальный объем движений, при котором напряжена каждая мышца, должен выполняться регулярно. Это основа здоровья не только опорно-двигательного аппарата, но и всего организма.

Энерготренинг Генераторами энергии в организме являются митохондрии - веретенообразные микрочастицы клетки, которые преобразуют химическую энергию пищи в биопотенциалы. Тренировка любой функции организма тренирует и механизмы ее энергетического обеспечения.

Прекрасный метод стимуляции энергообмена - массаж, при котором резко возрастает количество подвижных электрических зарядов за счет раздражения контактных рецепторов.

Нервная система и старение.

Информационное голодание. Естественное периодическое информационное голодание - сон. Но во время сна мозг не бездействует. В фазе так называемого быстрого сна активность нервных клеток большинства отделов головного мозга может достигать уровня бодрствования. Как считает большинство ученых - сомнологов, в это время происходит обработка, использование и сохранение внешней информации. Человек спит, а мозг продолжает решать проблемы, привлекая накопленный опыт. Благодаря этой его способности во время сна было сделано немало открытий.

Продлить молодость помогает спокойный сон. В Германии проживает Яков Циперович, который после пробуждения из летаргического сна перестал стареть и в 52 года выглядит на 20. В 1958 году снотворными на 3 месяца была усыплена дряхлая 15-летняя болонка. По пробуждении у нее повысился тонус мускулатуры, начала расти шерсть, восстановился половой инстинкт. Собака прожила еще 6 лет и была убита обезьяной шимпанзе.

Следовательно, один из важных резервов долголетия - полноценный сон, норма которого у всех разная. Признак нормального и достаточного сна - хорошее самочувствие и бодрое настроение после пробуждения.

Психотренинг. Для того чтобы стать долгожителем, необходимо обладать устойчивой психикой. Существует множество методов психотренинга, помогающих противостоять стрессам, а значит, и болезням и старению. Один из самых простых и в то же время эффективных - метод Куэ. Засыпая и пробуждаясь, повторяйте мысленно позитивную формулу самовнушения. Она должна быть короткой и ясной. Например: «Я молод, весел, здоров». В моменты между сном и бодрствованием сила самовнушения особенно велика, и организм охотно подчиняется ей.

Интеллектуальный тренинг. Работа большей части мозга не подвластна нашей воле, но есть такая его часть, которую можно и нужно тренировать. Это кора головного мозга, которой мы обязаны своим интеллектом. Миллиарды нервных клеток, функцией которых является обработка и хранение информации, должны регулярно работать. В организме строго соблюдается принцип: «кто не работает, тот не ест». Не работающие органы переводятся на голодный паек - доступ крови к ним ограничивается, и они получают меньше кислорода и питательных веществ. Постепенно начинается процесс атрофии.

Без сохранения интеллекта долгожительство теряет всякий смысл. Если не загружать мозг работой, то его функция постепенно ослабевают и дело может дойти до старческого слабоумия. Чтобы этого не произошло, становитесь «вечным студентом»: постоянно перерабатывайте новую информацию, учитесь всему, что способно вас заинтересовать. Это может быть освоение компьютера или искусство составления букетов, изучение иностранных языков или запоминание стихов. Главное не делать длительных перерывов в интеллектуальной деятельности.

Похожие работы на - Разработка урока по генетической геронтологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!