Теоретические и правовые аспекты определения таможенной стоимости

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,71 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теоретические и правовые аспекты определения таможенной стоимости

Введение

Определение таможенной стоимости - одна из важнейших проблем, возникающих у участников ВЭД в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности. Главная причина этого состоит в том, что таможенная стоимость товаров является основой для исчисления таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Среди документов Всемирной таможенной организации особое место занимает Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ (Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле). Основным правилом Кодекса о таможенной стоимости ВТО установлено, что общим принципом и наиболее часто применяющимся методом определения таможенной стоимости является определение ее на основании продажной цены, а другие методы определения таможенной стоимости могут применяться только тогда, когда отсутствует либо сделка, либо одна из предпосылок применения основного метода.

Однако, как показывает практика, большинство споров физических лиц с таможенными органами возникает в случаях, когда уровень таможенной стоимости, заявляемой при декларировании, оказывается ниже контрольного уровня цен, имеющегося в таможне.

Фактор достоверности и точности ценовой информации на оформляемые в таможне товары тем более важен, что без его соблюдения дорогие «брендовые» товары могут оформляться по заниженной таможенной стоимости, в результате чего таможенные платежи будут взиматься не в полной мере, а в бюджет государства поступят не все денежные средства.

Целью данной работы является выявление проблем определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, и путей их решения.

Исходя из цели были поставлены следующие задачи:

.рассмотрение понятия и сущности таможенной стоимости;

.изучение нормативно-правовой базы регулирования таможенной стоимости;

.исследование влияния различных факторов на таможенную стоимость;

.выявление проблем определения таможенной стоимости и путей их решения.

Методологической основой работы стали таможенное законодательство и иные правовые акты, содержащие нормы таможенного права; монографии, учебные пособия и публикации по истории и настоящей практике таможенного дела; нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС); источники периодической литературы.

1. Теоретические и правовые аспекты определения таможенной стоимости

.1 Таможенная стоимость: понятие и сущность

Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» и используемая для целей:

обложения товара пошлиной;

внешнеэкономической и таможенной статистики;

применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации».

Согласно ТК ТС (ст. 75):

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики.

Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках». В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей» (ст. VII ГАТТ) .

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.

.2 Нормативно-правовая база регулирования таможенной стоимости

В настоящее время структуру правовой базы по таможенной стоимости можно представить в следующем виде:

законодательные акты Российской Федерации - Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», Таможенный кодекс Таможенного союза, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости;

указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации прямо или косвенно затрагивающие вопросы таможенной стоимости;

нормативные и ненормативные акты Минфина России по вопросам определения таможенной стоимости;

нормативные и ненормативные акты ФТС России, приказы ФТС России, распоряжения и письма ФТС России по таможенной стоимости;

организационно-распорядительные, информационные и иные правовые акты по таможенной стоимости РТУ и таможен (в пределах их компетенции);

межведомственные нормативные акты, прямо или косвенно связанные с вопросами таможенной стоимости.

Отдельным блоком идут документы судебных органов по таможенной стоимости, например, такие как постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Центральное место в правовой системе по таможенной стоимости занимает Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», заложивший правовые основы определения таможенной стоимости и тем самым сформировавший исходные предпосылки контроля таможенной стоимости ввозимых товаров, которые в своей основе соответствуют международному праву - Соглашению по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) «Оценка товаров в таможенных целях», а также включающий ряд принципиальных положений в части контроля таможенной стоимости, полномочий таможенного органа и декларанта.

Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 №5003-1 был принят в 1993 году и его положения по таможенной стоимости (раздел III и раздел IV) просуществовали в неизменном виде до 1 июля 2006 г. В настоящее время Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» действует в редакции ФЗ Российской Федерации «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 08.11.2005 №144-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 и статьей 14 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» Правительству Российской Федерации законодателем предоставлены полномочия по разработке:

правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений этого Закона в целях обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации. Тем самым предусмотрены соответствующие документы, разрабатываемые Всемирной таможенной организацией (WCO) по вопросам таможенной стоимости (консультативные заключения, комментарии, пояснительные примечания и т.д.):

порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу Российской Федерации;

порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

По перечисленным вопросам издано постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

Кроме этого, статьей 14 Закона «О таможенном тарифе» определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации.

Не менее важное место в структуре нормативно-правовой базы по таможенной стоимости занимает Таможенный кодекс Таможенного союза. Нормы кодекса «встраивают» методологию определения таможенной стоимости в процедуру декларирования товаров и таможенного контроля. ТК (в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона «О таможенном тарифе») устанавливает особенности определения таможенной стоимости применительно к отдельным таможенным режимам.

Наряду с нормами Таможенного кодекса они могут быть установлены и другими нормами, например, как это сделано в настоящее время Федеральным законом от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Основными нормативно-правовыми актами, которыми руководствуются таможенные органы при осуществлении контроля таможенной стоимости, являются решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» и Соглашение Таможенного союза от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

1.3 Основные методы определения таможенной стоимости товаров

таможенный стоимость правовой внешнеэкономический

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

. Статья 4,5 Соглашения (метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

. Статья 6 Соглашения (метода по стоимости сделки с идентичными товарами).

. Статья 7 Соглашения (метода по стоимости сделки с однородными товарами).

. Статья 8 Соглашения (метода вычитания).

. Статья 9 Соглашения (метода сложения).

. Статья 10 Соглашения (резервного метода).

Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Первоосновой таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.

Если таможенная стоимость не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, то в таком случае последовательно применяются метод по стоимости сделки с идентичными товарами и метод по стоимости сделки с однородными товарами.

Если не удалось определить стоимость сделки с идентичными товарами, используется метод по стоимости сделки с однородными товарами, при этом процедура его применения идентична предыдущему методу.

Если таможенная стоимость товаров не была последовательно установлена всеми перечисленными выше методами, то в таком случае последовательно применяются метод вычитания и метод сложения, при этом декларанту предоставляется право выбрать очередность их применения .

В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в результате последовательного применения всех указанных методов, то в этом случае применяется резервный метод, характеризующийся гибкостью подхода.

2. Факторы, влияющие на таможенную стоимость

Таможенная стоимость является базой, расчетной основой для исчисления таможенных пошлин и налогов. От ее величины напрямую зависит величина сборов, наполняемость государственного бюджета. Для России это направление является приоритетным. На настоящий момент существуют проблемы формирования таможенной стоимости, которые можно условно разделить на случайные и умышленные, создаваемые специально. Случайные проблемы связаны с полным отсутствием или наличием искаженной ценовой информации, умышленные создаются с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. Поэтому, на мой взгляд, анализ влияния различных факторов (стоимости сделки, базисных условий поставки, расходов по доставке товаров, сезонности сделки и др.) на таможенную стоимость имеет большое значение.

Внешнеторговая сделка купли-продажи товара совершается в форме договора, который называется контрактом.

Контракт содержит следующие разделы:

. реквизиты и преамбула; предмет контракта;

. цена и общая сумма контракта;

. качество товара;

. срок и дата поставки;

. условия платежа и формы расчетов;

. сдача-приемка товара;

. гарантии, претензии по количеству и качеству;

. упаковка и маркировка товара;

. отгрузка товара;

. санкции за просрочки в выполнении обязательств;

. страхование;

. форс-мажор;

. арбитраж;

. прочие условия;

. юридические адреса сторон;

. приложения.

Рассмотрим влияние отдельных разделов контракта на стоимость сделки.

В разделе «Предмет контракта» указывается то, по поводу чего стороны вступают в отношения: наименование товара, его характеристики, количество. На практике в него также включается базисное условие поставки.

В разделе «Цена и общая сумма контракта» цена формулируется в зависимости от принятых экспортером и импортером обязательств по доставке и страхованию товаров в пути в соответствии с международными правилами по толкованию коммерческих терминов «Инкотермс-2010».

Цена товара (продукции) является важнейшей его характеристикой и существенным условием сделки. Цена (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте (договоре) и является исходной базой (основой) для определения таможенной стоимости товара. При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единицы измерения товара, уровень цены, базисные условия поставки (базис цены), валюта цены, способ фиксации цены, наличие скидок и / или условия платежа.

Порядок определения единицы измерения товара зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена:

за определенную количественную единицу (или за определенное число единиц) товара, указанную в обычно при меняемых в торговле данным товаром единицах измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплектов и т.д.) или в счетных единицах (сотня, дюжина);

за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

за весовую единицу в зависимости от колебаний фактического веса содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер массы (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку, за комплект.

В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен:

а) твердая (устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия);

б) подвижная (цена, зафиксированная при заключении контракта, которая может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится);

в) скользящая (цена, исчисляемая в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период исполнения контракта);

г) с последующей фиксацией (устанавливается в процессе исполнения контракта).

Наиболее часто в контрактах согласовывается твердая цена, которая не подлежит изменению в процессе реализации сделки и устанавливается при подписании контракта. При заключении долгосрочных контрактов на сырьевые и продовольственные товары нередко применяются подвижные цены.

При заключении долгосрочных контрактов применяются скользящие цены. В интересах импортера в контракт вносятся некоторые ограничительные условия, в частности, устанавливается предел, в рамках которого пересмотр цены не производится, а также так называемый «лимит скольжения», то есть предел возможного изменения цены.

Определение валюты цены является очень важным условием контракта, так как есть сильные, устойчивые валюты со стабильной покупательной способностью, мало изменяемые во времени по своему содержанию, и слабые валюты, курс которых соответственно колеблется. Поэтому от выбора валюты цены зависит риск валютных потерь, то есть возможность не получить эквивалент стоимости, предусмотренный в момент предложения цены и подписания контракта.

Уровень цены товара является основным вопросом внешнеторговой сделки. Контрактная цена должна основываться на уровне мировой цены (по которой осуществляются крупные экспортно-импортные операции).

Нередко при осуществлении внешнеторговых операций продавец предоставляет покупателю скидки, что оказывает влияние на формирование стоимости.

В настоящее время насчитывается свыше 40 видов всевозможных коммерческих скидок:

а) общая (простая) скидка, предоставляемая с прейскурантной или справочной цены товара, может составлять 20-30% при сделках на стандартные виды машин и оборудования и 2-5% при поставках промышленного сырья;

б) скидка за оборот (бонусная), устанавливается по определенной шкале в зависимости от достигнутого оборота в течение согласованного сторонами срока (обычно одного года). По некоторым видам оборудования бонусная скидка достигает 15-30%, по сырьевым и сельскохозяйственным товарам она исчисляется, как правило, несколькими процентами с оборота;

в) скидка за количество или серийность при условии покупки заранее определенного, увеличивающегося количества товара;

г) скидка на условия платежа. Устанавливается в зависимости от условий, при которых осуществляется платеж (авансовые платежи, платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платежи в смешанной форме и т.д.). При покупке товара за наличный расчет скидка дается в размере 2-3%;

д) дилерские скидки, предоставляемые производителями своим постоянным агентам и другим посредникам по сбыту. Могут составлять в среднем 15-25% от розничной цены;

е) специальные скидки на пробные партии товара и заказы;

ж) сезонные скидки, за приобретение товара вне активного сезона его продажи;

з) скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара, в счет приобретения у нее же нового. Может составлять 20-30% прейскурантной цены;

и) экспортная скидка, предоставляется продавцами при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка.

Рассмотрим примеры:

) импортируется товар, цена которого составляет 100 000 $. Продавец предоставляет скидку с цены за количество в размере 25% (25 000 $). Покупателю выставлен счет на сумму 75 000 $. Для признания этой скидки таможенными органами необходимо, чтобы размер скидки соответствовал общепринятому в данной отрасли промышленности и документально было подтверждено, что эта цена за единицу проданного товара зависит от количества проданных единиц.

) импортируется товар, цена которого составляет 100 000 $. Согласно условиям контракта, если оплата за товар производится в течение двух недель после получения товара, то предоставляется скидка - 3%, четырех недель - 2% и более четырех недель - скидка не предоставляется. Если к моменту таможенного, оформления покупателем уже произведена оплата за поставленный товар в сумме 97 000 $, то эта сумма берется в основу определения таможенной стоимости.

Таким образом, если по условиям контракта была предусмотрена скидка с фактурной цены и к моменту таможенного оформления счет оплачен с учетом такой скидки, то в основу определения таможенной стоимости принимается фактически уплаченная сумма (т.е. скидка учитывается). Таможенный орган при необходимости может затребовать банковские документы, подтверждающие данный платеж, а покупатель обязан предоставить таможенному органу платежно-расчетные документы, подтверждающие оплаченную им в действительности сумму (цена нетто).

В разделе «Условия платежа и формы расчетов» устанавливается вид платежа или способ расчетов. Расчет может производится за наличные, с рассрочкой платежа либо авансом.

В разделе «Страхование» определяются обязанности продавца и покупателя по страхованию груза; длительность и объем страховой гарантии; условия страхования. При этом часто делается ссылка на базисные условия, определяющие обязанности сторон по страхованию. Длительность страховой гарантии, устанавливаемая в контракте, определяется тем, на какой срок с момента отгрузки товара с завода поставщика до момента доставки его на склад покупателя распространяется гарантия.

В разделе «Базисные условия поставки» определяются обязанности покупателя по доставке товара и момент перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели товара. В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс-2010» .

Все торговые термины делятся на четыре группы:

Группа С - основной фрахт оплачен, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в попечение перевозчика;

Группа D - прибытие, т.е. продавец заключает договор перевозки и предоставляет товар в распоряжение покупателя в согласованном месте назначения с оплатой или без оплаты пошлины.

Группа Е - отправление, т.е. продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя на своем предприятии;

Группа F - основной фрахт не оплачен, т.е. продавец предоставляет товар в попечение первого перевозчика, указанного покупателем и им зафрахтованного;

В счете на поставленный товар указывается фактурная цена. Таким образом, в зависимости от базиса поставки фактурная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочные расходы, страхование, экспортно-импортные пошлины и иные сборы.

В зависимости от базисных условий поставки таможенная стоимость варьируется от себестоимости товара, до стоимости товара, которая включает в себя все дополнительные расходы, включая ввозную таможенную пошлину.

Сведения о таможенной стоимости декларант указывает в ГТД. При этом ему необходимо представить в таможенный орган, помимо ГТД, заполненную декларацию таможенной стоимости.

Рассмотрим примеры внесения сведений в декларацию таможенной стоимости (формы ДТС-1 и ДТС-2) при применении различных методов определения таможенной стоимости:

Пример 1. Внесение сведений в форму ДТС-1 при использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.

Заключен договор купли-продажи между российской фирмой «А» (покупатель) и итальянской фирмой «В» (продавец) на поставку в Российскую Федерацию партии обуви (туфли женские кожаные) в количестве 1 000 пар по цене 70 евро за пару на общую сумму 70 000 евро на условиях FCA-Милан (Италия). Условие платежа по договору купли-продажи - 100% предоплата за 15 дней до поставки товара. Покупателем заключены договоры на доставку товара авиатранспортом из г. Милана в г. Москву и автомобильным транспортом из г. Москвы в г. Тверь. К таможенному оформлению представлены следующие документы:

) договор купли-продажи от 19.12.2002 №314-9 на приобретение партии обуви на сумму 70 000 евро;

) счет-фактура от 15.04.2003 №235/73-20 на сумму 70 000 евро, выставленный продавцом покупателю на оплату товара, поставленного по договору купли-продажи от 19.12.2002 №314-9;

) договор перевозки груза авиатранспортом Милан-Москва от 08.03.2003 №2570-0803;

) счет-фактура от 20.04.2003 №040-0803 на оплату доставки товара авиатранспортом из г. Милана в г. Москву на сумму 2 000 евро, выставленный перевозчиком;

) договор перевозки груза автотранспортом Москва-Тверь от 12.03.2003 №110-1203;

) счет-фактура от 22.04.2003 №052-2204 на оплату доставки товара из г. Москвы в г. Тверь на сумму 9 500 руб., выставленный перевозчиком;

) страховой полис на сумму 77 000 евро, страховая премия составила 140 евро;

) копия платежного поручения и выписка с лицевого счета, заверенная руководителем и главным бухгалтером предприятия, подтверждающие перевод денежных средств на оплату товара с лицевого счета покупателя на счет продавца;

) упаковочные листы;

) сертификаты качества, соответствия;

) авианакладная.

Из представленных документов следует, что ограничения по применению 1-го метода отсутствуют. Факт взаимозависимости между продавцом и покупателем не установлен.

Основой для расчета таможенной стоимости являются данные, приведенные в договоре купли-продажи и счете-фактуре (инвойсе).

В соответствии с Законом в таможенную стоимость должны быть включены расходы на страхование товара и расходы по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, в данном случае до г. Москвы, так как при авиаперевозках местом ввоза является аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет совершает посадку и где производится разгрузка товара. Необходимость иных дополнительных начислений к цене сделки, предусмотренных ст. 19 Закона, из представленных документов не выявлена. Расходы по доставке товара от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения не подлежат включению в цену сделки при определении таможенной стоимости. Следовательно, сумма 9 500 руб. (оплата перевозки груза из г. Москвы в г. Тверь) в таможенную стоимость не включается.

Пример 2. Внесение сведений в форму ДТС-2 при применении резервного метода определения таможенной стоимости.

Между российской организацией «А» и германской фирмой «В» заключен договор подряда на выполнение фирмой «В» строительных работ на территории Российской Федерации. Для проведения строительных работ фирма «В» ввозит на 6 месяцев на таможенную территорию Российской Федерации колесный погрузчик Volvo L90D 1999 года выпуска. Вес колесного погрузчика - 15,13 тонн, производитель двигателя - Volvo, тип двигателя - TD 63 КВЕ, мощность двигателя - 113 киловатт, объем двигателя - 250 кубических сантиметров. Колесный погрузчик доставляется железнодорожным транспортом. Условия поставки - DDU-Москва. Получатель колесного погрузчика на территории Российской Федерации - фирма «С», являющаяся субподрядчиком фирмы «В». К таможенному оформлению декларантом представлены следующие документы:

) договор подряда от 15.04.2003 №112-4 на выполнение строительных работ, заключенный российской организацией «А» и германской фирмой «В»;

) технический паспорт №56-DF и техническая документация на колесный погрузчик;

) договор перевозки от 21.05.2003 №12-09, заключенный фирмой «В» с перевозчиком на доставку товара из Мюнхена в Москву на сумму 1 200 евро;

) счет-фактура от 04.06.2003 №32-09, выставленный перевозчиком фирме «В» на сумму 1 200 евро за оказание услуг по доставке товара;

) страховой полис от 29.05.2003 №08-9.

Цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар, договором подряда не устанавливается, так как ввозимый товар не предназначен для продажи на территории Российской Федерации. В связи с этим 1-й метод для определения таможенной стоимости применяться не может. Информация об идентичных или однородных товарах, на основе цены сделки с которыми могла бы быть определена таможенная стоимость ввозимого колесного погрузчика, отсутствует. Сведения о реализации товара на внутреннем рынке Российской Федерации отсутствуют. Следовательно, методы 2 - 4 применяться не могут. Учитывая, что ввозимый товар является бывшим в употреблении, применение метода на основе сложения стоимости не представляется возможным (данный метод предусматривает использование для определения таможенной стоимости сведений о себестоимости товара, предоставляемых производителем).

В рамках рассматриваемого метода допускается подход к определению таможенной стоимости на основе данных нейтральных источников информации, содержащих сведения о ценах, по которым товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров.

Для расчета таможенной стоимости может использоваться информация, представленная в каталоге «Baumaschinen» №1/2003 издательства Eurotax Schwacke. Согласно каталогу стоимость колесного погрузчика указанной марки и модели с аналогичными техническими характеристиками 1999 г. выпуска составляет 49 900 евро и может приниматься за основу определения таможенной стоимости. Согласно каталогу установленная норма наработки для колесного погрузчика с указанными характеристиками составляет 1 000 часов. Наработка ввозимого колесного погрузчика, как указано в технической документации, составила 1 400 часов. За каждые 100 часов, отработанных сверх нормы, цена, указанная в каталоге, уменьшается в соответствии с установленным коэффициентом. Для колесного погрузчика указанной марки и модели такой коэффициент составляет 0,9%. В связи с этим при определении таможенной стоимости необходимо произвести соответствующую корректировку цены, принятой за основу для расчета.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что на формирование таможенной стоимости влияние оказывает множество факторов: стоимость сделки, базисные условия, торговые скидки, порядок и формы расчетов, страхование грузов, объем и ассортиментная структура поставки и другие разделы контракта.

3. Проблемы определения таможенной стоимости импортируемых товаров и пути их решения

В федеральном бюджете РФ значительная доля доходной части формируется за счет таможенных пошлин и налогов, для расчета которых базой является таможенная стоимость. От ее величины напрямую зависит величина сборов, наполняемость государственного бюджета.

Проблемы определения таможенной стоимости товара особо остро стоят в настоящее время в Российской Федерации: это конфликт интересов вполне естественный, ибо бизнесу нужно заявить как можно низкую стоимость и, соответственно, заплатить меньше таможенных платежей в бюджет.

Проблема принятия таможенной стоимости по стоимости сделки перед таможенными органами чаще всего возникает из-за некачественного ее обоснования, т.е. недостаточности представленных документов, недостоверности заявленных в них сведений. Возникает эта ситуация отчасти из-за неинформированности участников ВЭД, отчасти из-за их желания намеренно ввести таможенные органы в заблуждение по вопросам фактической стоимости товаров и тем самым уменьшить сумму подлежащих уплате таможенных платежей.

При проведении мониторинга цен за аналогичные периоды разных лет таможенные органы получили на первый взгляд ужасающую картину, которая выразилась в колоссальной разнице в ценах на одни и те же товары, неверном представлении о сильном занижении таможенной стоимости и недоборе таможенных платежей.

К проблемам формирования таможенной стоимости, создаваемым умышленно, нужно отнести те, которые создаются с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.

К таким следует отнести: создание контрагентами, находящимися в разных странах, но заинтересованными в совершении сделки, двойного пакета документов. Принципиальная разница данных документов при одинаковых реквизитах заключается только в величине стоимости и условиях поставки. Как показывает практика, наиболее часто при таможенном оформлении заявляются условия поставки группы С или D «Инкотермс-2010», предусматривающие включение в цену сделки затрат по доставке товара до места назначения. При данных условиях контракта российская таможенная служба не вправе в момент таможенного оформления требовать предоставления договоров на перевозку и страхование, т.к. они как бы заключались иностранным лицом, а в соответствии с международными нормами ни одна из сторон не вправе требовать у нерезидента доступа к его документации.

В другом случае участником ВЭД при пересечении границы предоставляются заранее приготовленные подложные документы, указанная стоимость которых в несколько раз ниже реальной. Данные, указанные в этих документах, заверяются таможенными органами при пересечении границы и на первый взгляд не должны вызывать сомнений в подлинности.

Трудности также возникают с количественным определением товара. Порой документы содержат противоречащую информацию на этот счет. Истинное количество товаров определяется посредством таможенного досмотра, но тогда документы, представленные к таможенному оформлению, не могут служить подтверждением заявленной таможенной стоимости.

Вопрос о количестве товара возникает и тогда, когда по одному и тому же внешнеторговому контракту товар на территорию РФ ввозится различными товарными партиями. Таможенным органам не всегда представляется возможным идентифицировать поставки по конкретному договору купли-продажи. Не все документы, имеющиеся в наличии у декларанта, могут приниматься таможенными органами в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Нередко это обусловлено недостаточностью содержащихся в них сведений.

В качестве одного из вариантов решения данных проблем может рассматриваться внедрение технологии таможенного оформления в пункте транзита товаров по процедуре МДП, которая способна обеспечить, во-первых, внедрение в таможенные органы современных информационных технологий и поддерживающих их программных средств, в частности, комплексных автоматизированных систем оформления и контроля; во-вторых, создание системы «сквозного» контроля за товарами, перемещаемыми авиационным, морским и железнодорожным транспортом. Также одним из вариантов решения проблем оценки таможенной стоимости может быть обеспечение доступа должностных лиц, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и контроль, к информационным ресурсам, без потери актуальности данной информации. И, наконец, создание системы полноценного контроля в условиях упрощения таможенных процедур, обеспечение всемирного расширения практики института таможенного аудита. Это позволит заметно улучшить как процесс таможенного оформления и контроля, так и технологию обработки информации в таможне; осуществлять наблюдение руководством таможенных органов за ходом процессов таможенного оформления, а также ограничить личное общение участника ВЭД и таможенного инспектора в целях нейтрализации субъективного фактора при принятии решений должностными лицами таможенных органов и организовать совмещение этапов таможенного оформления, что сократит время на производство таможенного контроля.

Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости.

Проблемы включения роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров после присоединения России к ВТО. Существуют два условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров: роялти относится к ввозимым товарам и является ли уплата роялти условием для продажи ввозимых товаров. Если хотя бы одно из них не соблюдается, они не должны включаться в таможенную стоимость. К сожалению, таможни и суды зачастую «закрывают глаза» на это правило, когда одно условие очевидно соблюдается, а по другому есть вопросы. Поскольку Россия вступила в ВТО, теперь нормативная база ВТО является для нас обязательной, включая Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994 г. Соответственно, в спорах с таможней декларант может ссылаться на положения этого соглашения напрямую, а также примечания к соответствующим статьям, которые также имеют обязательный характер.

Таким образом, следует искать компромисс в построении принципов механизма взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что безусловно даст возможности расширения реализации основных принципов исчисления базы налогообложения ввозимых товаров.

Заключение

В соответствии с целями работы и поставленными задачами были сделаны следующие выводы:

. Правовая база, регламентирующая определение и контроль таможенной стоимости, достаточно широка и представлена следующими нормативно-правовыми источниками: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский и налоговый кодексы Российской Федерации, указы президента, нормативные и ненормативные акты Минфина и ФТС России, приказы, распоряжения и письма ФТС России по таможенной стоимости. Но ключевое место, по-прежнему, отдается Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» и документам судебных органов по таможенной стоимости.

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации» определяет объект обложения и налоговую базу для целей исчисления таможенных пошлин и налогов.

Соглашением Таможенного союза от 25.01.2008 г. определены методы определения таможенной стоимости ввозимых на единую таможенную территорию товаров, которые применяются декларантом путем заполнения декларации таможенной стоимости.

ТК ТС, Федеральные законы, постановления Правительства, приказы ГТК и ФТС России определяют порядок определения и контроля таможенной стоимости, а также распределение полномочий при контроле таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

. Приказ ФТС №536 от 25.04.2007 г. «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» устанавливает документы и сведения для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости.

При недостаточности предоставленных документов, перечисленных в приказе ФТС №536 от 25.04.2007 г., или обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на недостоверность указанных в них сведений, по письменному запросу таможенного органа декларант обязан представить документы, перечисленные статьями 64 и 69 Таможенного кодекса ТС.

Существенную роль при определении таможенной стоимости товаров играют базисные условия поставки. Каждое из условий поставки предусматривает предоставление таможенному органу определенного набора документов (коммерческих, транспортных, финансовых), необходимых для определения таможенной стоимости.

. Основными факторами, влияющими на таможенную стоимость товаров, являются цена сделки, объем и ассортиментная структура поставки, цена, базисные условия, торговые скидки, порядок и форма расчетов, страхование груза. Оценка этих факторов заключается в систематизации, количественном и качественном рассмотрении всех основных параметров, от которых может зависеть таможенная стоимость товара.

В настоящее время остро стоит проблема определения таможенной стоимости. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние полгода принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара.

Создание информационных баз данных контроля таможенной стоимости, целевая и комплексная проверка участников ВЭД, устранение утечки валютной выручки - вот некоторые пути совершенствования оценки таможенной стоимости товаров.

Список использованных источников

1.Федеральный Закон от 21.05.1993 №5003-1 «О Таможенном тарифе».

.Федеральный Закон РФ от 08.11.2005 №144-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе».

.ФЗ от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

.Постановление Правительства от 13.08.2006 №500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».

.Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

.Соглашение Комиссии Таможенного союза от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

.Письмо ГТК России от 31.03.2003 №01-06/13615 «О направлении Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994».

.Таможенная стоимость: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Бондарь, В.А. Шамахов. - М.: Софт Издат, 2007. - 429 с.

.Бондарь Л. Информационное обеспечение контроля и определения таможенной стоимости - актуальный вопрос настоящего времени // Таможенное обозрение. - 2008.- №8. - С. 7-8.

.Базарова, А. Материалы, полученные по внешнеторговому контракту / А. Базарова // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2010. №4.

.Косов, А. Проблемы роялти / А. Косов // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2013. №1.

.ИНКОТЕРМС 2010 [электронный ресурс] // URL: http://www.tamognia.ru/incoterms/

Похожие работы на - Теоретические и правовые аспекты определения таможенной стоимости

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!