Современная таможенная политика России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    190,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная таможенная политика России

Содержание

Введение

Глава 1: Понятие и сущность таможенно - тарифного регулирования

.1 Понятие, функции и задачи таможенно - тарифного регулирования

.2 Таможенный тариф как элемент таможенно - тарифного регулирования. Типы, элементы, функции

Глава 2: Современная таможенная политика России

.1 Фискальная и регулирующая функция таможенно - тарифного механизма на современном этапе

.2 Значение таможенно - тарифного регулирования для развития современной международной торговли

.3 Таможенная политика как часть общегосударственной политики России

.4 Проблемы и стратегия развития таможенной политики РФ 2012-2013гг

.5 Таможенно - тарифная политика РФ как члена ВТО

Заключение

Список используемой литературы

таможенное тарифное регулирование торговля

         Введение

Целями данной курсовой работы является изучение и решение следующих задач:

.Изучение сути таможенно - тарифного регулирования и таможенных органов (понятие, функции, цели и задачи);

. Проанализировать таможенно - тарифную политику России;

. Изучить систему таможенно - тарифного регулирования;

. Проблемы и пути решения таможенно - тарифного регулирования;

Объектом исследования является процесс таможенно - тарифного регулирования.

Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью. В условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно - тарифного регулирования, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Вмешиваясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формирование новых международных отношений.

Глава 1: Понятие и сущность таможенно - тарифного регулирования

.1 Понятие, функции и задачи таможенно - тарифного регулирования

Таможенно - тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.

Таможня РФ входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России и непосредственным руководством РТУ РФ, которому она подчинена. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно - тарифного регулирования могут быть:

1) Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей <#"698764.files/image001.gif">

Соотношение фискальной и протекционистской направленности развития тарифной системы регулирования внешнеэкономической деятельности является особого рода показателем уровня экономического развития страны.

.2 Значение таможенно - тарифного регулирования для развития современной международной торговли

Все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно - тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д. За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно - тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно - тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования. Несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно - тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений. Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю. Таможенно - тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами. Таможенно - тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%). Большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.

Проведенные исследования показывают, что средняя адвалорная ставка ЕТТ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана составляет 6,54%, что меньше чем средняя адвалорная ставка российского тарифа на 4,4%. Несмотря на незначительное уменьшение средней ставки тарифа, бюджетные последствия такого изменения тарифа весьма существенны. Расчеты показывают, что вклад ставок таможенного тарифа в платежи составляет всего 44% от платежей 2008 г. В финансовых поступлениях бюджет России может потерять до 9 млрд. долл. США (по сравнению с доходами от импортных таможенных пошлин, полученных в 2008 г.). Такая ситуация возникает в первую очередь из-за значительного снижения средней величины адвалорных ставок разд. XVI - от 6,9% до 0,94% и разд. XVII - от 10,86% до 2,3%. Между тем, если оставить средние ставки разд. XVI и XVII прежними, как в российском тарифе, то собираемость платежей составит около 90%.

.3 Таможенная политика как часть общегосударственной политики России

Таможенная политика - часть внешнеторговой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты. Таможенная политика - система мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Цель таможенной политики в среднесрочной перспективе - повышение глобальной конкурентоспособности российской экономики за счет эффективного применения инструментов таможенно - тарифного и нетарифного регулирования. К субъектам таможенной политики относятся законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика. В таможенной политике необходимо различать идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие. Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью ее внутренних компонент, а также взаимодействием и сбалансированностью ее отношений с внешней средой. С точки зрения реализационного подхода в таможенной политике выделяют следующие основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную. Правовая составляющая: обретение, удержание и использование государственной власти в сфере регулирования ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы. Однако многие из действующих ныне законов содержат правовые нормы непрямого действия. Это включает механизм ведомственного нормотворчества. Многие конкретные стороны таможенного, валютного, налогового регулирования внешней торговли определяются путем издания ведомственных инструкций, приказов, чем обуславливается запутанность, неразбериха. Реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления - коррупцию. Таможенный тариф должен быть экономически обоснованным, сбалансированным, стабильным и эффективным инструментом защиты экономических интересов России: необходим также четкий механизм доведения всех изменений ставок пошлин до потребителей. Организационная (институциональная) характеристика таможенной политики проявляется через госучреждения, институты, в которых она разрабатывается, определяется, реализуется через запретительно-разрешительные или ограничительные системы по трансграничному перемещению товаров, транспорта, людей. Экономическая компонента (составляющая) связана с обеспечением реализации внешней и внутренней экономической политики, через протекционизм, свободу торговли преференции и другие средства таможенного регулирования. Психоэтическая компонента (составляющая) - разработанная система сценариев, определяющих характер конфликтно-консенсусных шагов, маневров, уступок и т.д. при разрешении противоречий. Технико-технологическая составляющая таможенной политики - установленные процедуры таможенного контроля, таможенного оформления, сбора таможенных платежей.

2.4 Проблемы и стратегия развития таможенной политики РФ 2012-2013 гг.

На данный момент таможенная политика нашей страны развивается во многом в традиционном русле, в связи, с чем можно констатировать определенный недоучет этих проблем и вызовов. Ключевой проблемой таможенной политики России в настоящее время, является правильный выбор ее фундаментальных приоритетов. Государственное регулирование должно привести к оптимальным результатам в таком выборе. Необходима предельная концентрация политической воли и материальных ресурсов на ряде направлений, где у России имеются серьезные научно - технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках.

В 2012 году основные задачи и приоритеты таможенно - тарифной политики было определяться задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно - тарифное регулирование восстановило свою регулирующую функцию, существенно снизило фискальную составляющую, способствовало созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста. В 2012-2013 годах необходимо было перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет отдавался импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

Оценивая уровень разработанности таможенной политики Российской Федерации в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, в частности в сфере внешней торговли. За последние десять лет, следует отметить, что ее направленность и ориентация, а также механизмы и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения "выжать" максимум денег для наполнения федерального бюджета. Без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и физический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные "ворота", а за рубежом оседают значительные валютные средства от экспорта.

Для эффективной реализации инструментов таможенно - тарифной политики необходима реализация следующих мер таможенного администрирования:

осуществления таможенного контроля на основе системы анализа и управления рисками (при разработке профилей рисков необходимо учитывать конъюнктуру мировых цен с целью актуализации ценовой информации во избежание необоснованного взимания повышенных таможенных пошлин и платежей).

внедрения обязательного предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах.

Стимулирование применения таможенных режимов: продление сроков переработки товаров свыше двух лет в производствах с длительным циклом, а также определение перечня товаров, в отношении которых допускается применение таможенного режима переработки для внутреннего потребления.

Совершенствование процедуры определения и контроля таможенной стоимости (в том числе и на этапе после выпуска товаров), а также принципов установления размера сборов, за таможенное оформление товаров исходя из реальных затрат.

.5 Таможенно - тарифная политика РФ как члена ВТО

Более двадцати лет Россия пытается вступить во Всемирную торговую организацию. Переговоры вел сначала СССР, а потом Россия. 22 августа 2012 года Россия официально стала 156-й страной-членом ВТО - вступил в силу протокол о присоединении РФ к этой организации, подведший черту под 20-летним марафоном переговорного процесса. Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. С 1 сентября 2005 года им является француз Паскаль Лами, бывший торговый комиссар ЕС. Приобретения, которые получила Россия от присоединения к ВТО, заключаются в следующем. Это выход в унифицированное пространство, базирующееся на нескольких десятках соглашений и других документов ВТО. Россия получила возможность оказывать влияние на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии со своими национальными интересами. Вступление способствовало внедрению во все сферы нашей экономики современных методов менеджмента, международных стандартов в широком смысле, создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны, формирование общероссийского рынка, привлечение иностранного предпринимательского капитала.

Присоединение России к ВТО неизбежно привело и к некоторым потерям:

защита многих российских отраслей, находящихся сегодня в кризисном состоянии, стала, затруднена в случае значительного облегчения доступа на российский рынок иностранных товаров и услуг;

снижение импортных пошлин оказалось весьма серьезным ударом по федеральному бюджету.

членство в ВТО огранило свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт;

Россия с 23 августа снизила только так называемые "антикризисные" пошлины, которые были повышены на некоторые товары с 2009 года. Например, речь идет о понижении импортных пошлин на новые легковые автомобили с 30% до 25% с момента присоединения к ВТО (далее по ним предусматривается постепенное снижение в течение семи лет до 15%). Средневзвешенный импортный тариф в РФ в 2008-2010 годах составлял в среднем 10,3%, в том числе 15,6% по сельхозтоварам и 9,4% - по промышленным. В течение переходных периодов пошлины будут снижаться, и в результате средневзвешенный импортный тариф упадет примерно до 7,1%, в том числе до 11,3% по сельхозтоварам и 6,4% - по промышленным товарам. Таким образом, в целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного, согласованного на переговорах, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров. В части сельскохозяйственных товаров и продовольствия снижение составит порядка 4,4 процентного пункта. Вступление в ВТО не заставляет правительство РФ отказываться от регулирования цен на услуги естественных монополий. Есть только одно ограничение - цены на природный газ для внутренних промышленных потребителей должны формироваться таким образом, чтобы приносить прибыль газовым компаниям (а это итак происходит уже несколько последних лет). Что касается социальной сферы, то государство может устанавливать тарифы на любом уровне, не обращая внимания на рентабельность продаж товара населению. Самая очевидная выгода от присоединения к ВТО касается потребителей - это возможное снижение стоимости жизни за счет уменьшения торговых барьеров. В результате могут подешеветь не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты. Подешеветь, к примеру, по оценке Минэкономразвития, могут рыба, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, шоколад, цветы, качественные вина и крепкие напитки, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили. Среди производителей первыми преимущества от присоединения к ВТО получат экспортоориентированные предприятия. Прежде всего, в металлургии, химической промышленности, энергетике, за счет снятия барьеров для доступа российских товаров на рынки членов ВТО, потери от которых, по оценкам, составляют более $2 млрд. В то же время, согласно анализу Минэкономразвития, вступление РФ в ВТО приведет к автоматической  <javascript://>отмене лишь 4 из 96 ограничительных мер, действующих в отношении поставок из России в странах-членах этой организации. Как ожидается, автоматически будут отменены ограничения в торговле российской сталью в Евросоюзе, в торговле российской алкогольной продукцией (включая пиво) в Киргизии, ограничения по осуществлению спутниковых услуг в США и страховых услуг на Украине. Чтобы отменить другие ограничительные меры в отношении продукции из РФ, необходимо будет провести консультации, а в ряде случаев возможны и судебные разбирательства в рамках ВТО. Первые итоги вступления России в ВТО и его возможные негативные последствия можно будет оценивать не раньше следующего года, заявил на брифинге по итогам заседания правительства глава Минсельхоза Николай Федоров.

Большое значение имеет таможенно-тарифная политика, которая призвана обеспечить регулирование внешнеэкономической деятельности путем применения таможенных пошлин. Должен быть сформирован такой таможенный тариф, который стал бы интегрированной частью налоговой системы государства, способной адекватно выполнять регулятивную, протекционистскую и фискальную функции. Основными ориентирами работы с тарифом на импортные товары:

) Повышение степени эффективности таможенного тарифа за счет его дифференциации по степени обработки товаров с учетом нынешней и оптимальной структуры российской экономики

) Привлечение инвестиций в отдельные отрасли промышленности за счет установления достаточно высоких ввозных таможенных пошлин на переходный период на импортные товары, являющиеся аналогами продукции, производимой этими отраслями.

) Сохранение необходимого уровня тарифных мер защиты неконкурентоспособных отраслей.

) Поэтапная либерализация ввоза товаров тех отраслей, которые находятся в стадии модернизации.

) Либерализация тарифа на импортные товары, аналоги которых в России не производятся или производятся в недостаточном количестве и которые необходимы для модернизации экономики и снижения экономических издержек.

Заключение

Исследование таможенного тарифа как одного из инструментов государственного регулирования показало, что, несмотря на разнообразие мер государственного воздействия на финансово-экономическую сферу общества, таможенно - тарифный механизм продолжает играть исключительную роль для современного российского государства. Все это происходит по причине особенной экономической природы такого налога как таможенная пошлина, которая заключается в четком совмещении фискальной и регулирующей функции. Истинное значение таможенно - тарифного регулирование заключается в том, что бы создать экономический рост внутри страны. С уверенностью можно утверждать, что как чрезмерно фискально-протекционистская направленность таможенного тарифа, так и полное отсутствие последнего, не позволяет создать условия для развития производства внутри страны. Соответственно для России на современном этапе необходим переход к реализации регулирующей функции, которая станет основным инструментом адресного протекционизма экономики.

Для постепенного преобразования таможенно - тарифного регулирования в механизм для создания условий экономического роста в настоящий момент созрело ряд предпосылок. Во-первых, по причине благоприятной конъюнктуры на мировых рынках государственный бюджет находится в состоянии профицита, что создает возможность незначительного снижения налогового бремени. Во-вторых, существует потенциал использования, не реализованного в полной мере механизма тарифной эскалации. В-третьих, возможно компенсировать упущенную выгоду от постепенного открытия импортного рынка, не производимого в стране технологического оборудования и сырья за счет обложения вывоза сырьевой продукции высокодоходными экспортно-ориентированными производствами.

Для постепенного преобразования таможенно - тарифного регулирования в механизм для создания условий экономического роста в настоящий момент созрело ряд предпосылок. Комплекс предлагаемых в работе мер по совершенствованию механизма тарифного регулирования, основанный на выявленном потенциале развития, должен способствовать повышению эффективности государственного регулирования, и ориентирован на создание условий для развития экономики страны.

Список используемой литературы.

Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. ¾ М. СПАРК 2005, с.123.

Таможенное право России: Учебник. / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., Юрист, 2008, с.169.

Таможенное право России: Учебник. / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., Юрист, 2008, с. 171.

Е.Ф. Прокушев., Внешнеэкономическая деятельность: учебник - Спб., Дашков и Ко, 2011г., с.500

Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике: проблемы и перспективы. Монография. М., РИО РТА. 1997, С.200

«О таможенном тарифе». Закон РФ от 16.04.1993 г., раздел III, ст.8

Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М. 2003, с.156

Учебник «Внешнеэкономическая деятельность: Сущность и основы организации ВЭД в России» автор книги Андреева Р.С, Арустамов Э.А. год издания 2010 издательство Интерэксперт .ISBN - с.378

Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. / Под общ. Ред. Ю.Ф.Азарова.- М.,Норма-Инфра-М, 2009, с. 157.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!