Экономический потенциал таможенной территории России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,42 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономический потенциал таможенной территории России

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра мировой экономики





КУРСОВАЯ РАБОТА

«Экономический потенциал таможенной территории России»














Тула 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала

.1 История, цели и методы осуществления таможенной политики

.2 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка

Глава 2. Таможенная политика в России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов

.1 Таможенная статистика России

.2 Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики страны

.1 Применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

.2 Основные направления таможенно-тарифной политики

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Современная ситуация наглядно свидетельствуют о том, что для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности социума - политической, экономической, культурной и др. - необходима глубоко осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реализациям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и внешнеполитической деятельности.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями, использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Целью работы является изучение таможенной политики России в области защиты национальных интересов отраслей, межотраслевых комплексов и экономических районов.

Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:

.Изучить таможенную политику, цели и методы ее осуществления;

.Рассмотреть нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка;

.Изучить таможенную статистику России;

.Рассмотреть валютное регулирование внешнеэкономической деятельности;

.Изучить применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;

.Выделить основные направления таможенно-тарифной политики.

Методической основой к написанию контрольно-курсовой работы были выбраны отечественные статьи и учебные пособия на тему таможенная политика; публикация в Интернете - статья про основные направления таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Таможенная политика как составляющая таможенного дела и экономического потенциала

.1 История, цели и методы осуществления таможенной политики

Зарождение таможенного дела, как утверждают историки, относится к глубокой древности. На территории России это произошло во 2-3 веках до н.э., то есть в период появления древних государств, в которых экономика достигла такого уровня развития, когда происходит разделение труда внутри них и в межгосударственном масштабе. Рост производительности труда приводит к появлению излишков производимого. На этой основе происходит обмен товаров, а затем и купля - продажа. Появляется особый слой людей - купцы, которые специализируются не в области производства товаров, а занимаются их продажей. Объективно возникают и определенные сборы за перевоз товаров и проезд по территории, за место продажи и т.д. Но это еще не были таможенные сборы, а лишь налог, который шел на пополнение казны города или государства, то есть представлял собой фискальный сбор.

Формирование таможенной политики России происходило, с одной стороны на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, различных подходов к определению видов таможенной пошлины, в условиях усложнения товарной номенклатуры, проявления различных форм "таможенных войн". В течении XVIII - XIX вв. Развитие таможенного дела России носило циклический характер, когда смена царствующих особ порой резко отражалась на изменении подходов в регулировании внешней торговли - от жесткого протекционизма, до разумного фритредерства. [1, c.98]

Для понимания сути таможенного регулирования экономических интересов государства необходимо рассматривать две точки зрения на таможенную политику. С общей экономической стратегии государства существует два основных вида таможенной политики:

. Политика защиты отечественного производителя (протекционизм) - направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление режима поощрения экспорта и ограничения, а в некоторых случаях и запрещения импорта. Данная политика, путем введения таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров в другие государства и запрещением ввоза подобных товаров из других стран, способствует ускорению развития национальной промышленности и защищает ее от конкуренции извне.

. Политика свободной торговли иностранными товарами (фритредерство) - направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимальных ограничений на импорт.

Протекционизм, являясь средством защиты национальной экономики и составной частью таможенного дела, имеет свою альтернативу - это так называемую вторую точку зрения - фритредерство, то есть свободную торговлю. Эти две противоположные части единого целого тесно связаны с таможенным делом, с экономикой и, в конечном счете, с финансами. Таможенное дело, с одной стороны, влияет на внешнюю политику и на решение политических вопросов, а с другой, внешняя и внутренняя политика влияет на таможенное дело.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Таможенные органы и другие учреждения таможенной службы являются неотъемлемой составной частью системы государственных органов исполнительной власти.

Если посмотреть на всю историю развития таможенных органов, причем не только России, но и других стран, то мы увидим, что в основе деятельности таможенных органов лежит администрирование в области сбора налогов при перемещении товаров через границу, т.е. в основе лежит не что иное, как экономический механизм регулирования внешнеторговой деятельности.

Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

.2 Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите внутреннего рынка

Нормативная база внешней торговли позволяет применять весь спектр нетарифных ограничений, принятых в мировой практике. Однако не все они реально применяются в России.

В соответствии с законом о таможенном тарифе в целях защиты экономических интересов России к ввозным товарам могут применяться особые виды пошлин:

специальные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

компенсационные пошлины.

Особые виды пошлин применяются в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям таких же или подобных товаров в результате недобросовестной конкуренции (занижения цен, субсидии экспортерами и т.д.).

Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России. Применение особых видов пошлин требует специального расследования и решения правительства по каждому конкретному случаю.

Однако антидемпинговые расследования и антидемпинговые пошлины пока практически не применяются, хотя по ряду товаров имеются основания для их осуществления и создана соответствующая нормативная база.

В настоящее время гораздо шире применяется лицензирование ввоза и вывоза отдельных групп товаров. Применение этой категории нетарифных ограничений имеет тенденцию к расширению. Лицензирование применяется к следующим группам товаров.

. Военные товары, работы и услуги военно-технического характера и товары двойного назначения, а также ядерные материалы и технологии. Выдача лицензий осуществляется в порядке, определенном Президентом и Правительством. Фактически торговля большинством товаров этой группы является государственной монополией и осуществляется государственными унитарными предприятиями «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии».

. В том же порядке выдаются лицензии на ввоз и вывоз валютных ценностей (в их состав входят драгоценные металлы, их руды, лом и отходы, драгоценные камни, жемчуг и янтарь), а также наркотические и психотропные вещества и яды.

. Специфические товары, вывоз которых требует лицензий природоохранных ведомств: дикие животные и дикорастущие растения, лекарственное сырье растительного и животного происхождения: информация о недрах.

. Ввоз специфических товаров по лицензии природоохранных ведомств: химические средства защиты растений и промышленные отходы.

В рамках валютного контроля и в целях увеличения валютных резервов Центробанка действует обязательная продажа 75% валютной выручки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке и введена практика импортных депозитов.

Нетарифные ограничения включают, и ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей. Среди них:

сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;

установление конкретных пунктов пропуска для отдельных товаров (автомобили, куриные окорока), ввозимых в Россию, а также транзитных товаров;

установление особого порядка оформления подакцизных товаров;

создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (например, вывоза природных алмазов, бриллиантов, изумрудов, драгоценных металлов в слитках и в виде ювелирных изделий и продукции промышленного назначения);

прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров. [1, c.110]


.1 Таможенная статистика России

таможенный политика тарифный внешний

По данным таможенной статистики в 2010 году, внешнеторговый оборот России составил 625,4 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья - 534,1 млрд.долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ - 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 167,5 млрд.долларов США, что на 33,2 млрд., долларов США больше, чем 2009 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 139,4 млрд. долларов США (рост на 30,1 млрд.долларов США), со странами СНГ - 28,1 млрд. долл. США (рост на 3,1 млрд.долларов США).

Экспорт России в 2010 году составил 396,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 336,7 млрд.долларов США (рост на 32,1%), в страны СНГ - 59,7 млрд.долларов США (рост на 27,4%).

Увеличение стоимостного объема экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом было обусловлено как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 119,8%, а индекс физического объема экспорта - 110,0%.

Основу российского экспорта в 2010 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 70,8% (в 2009 году - 69,6%). По сравнению с 2009 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 34,4%.

Импорт России в 2010 году составил 229,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 36,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 197,4 млрд.долларов США (рост на 35,6%), из стран СНГ - 31,6 млрд.долларов США (рост на 44,8%).

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2010 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2009 году - 50,4%). На страны СНГ в 2010 году приходилось 14,6% российского товарооборота (в 2009 году -14,6%), на страны ЕврАзЭС - 7,8% (8,7%), на страны АТЭС - 23,3% (20,7%).

Основными торговыми партнерами России в 2010 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 59,3 млрд.долларов США (150,3% к 2009 году), Нидерланды - 58,4 млрд.долл. США (146,0%), Германия - 51,8 млрд.долл. США (129,7%), Италия - 37,3 млрд.долл. США (113,2%), Турция - 25,2 млрд.долл. США (128,8%), США - 23,6 млрд.долл. США (128,8%), Япония -23,1 млрд.долл. США (159,4%), Франция - 22,6 млрд.долл. США (131,5%), Польша - 20,8 млрд.долл. США (124,2%), Республика Корея-17,7 млрд.долл. США (168,0%).[8, c.14-15]

.2 Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности

Одной из главных целей экономической политики России является создание конкурентоспособной экономики, что диктует необходимость перехода с инвестиционной на инновационную ступень развития. В свою очередь создания нового конкурентоспособного продукта предполагает принятие комплекса мер в части либерализации внешнеэкономической деятельности, в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами законодательных, административных, экономических, и организационных мер, направленных на:

-создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля;

-установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;

-установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;

-обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;

-регламентацию международных расчетов;

-поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;

-обеспечение желательно (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.

Либерализация валютного регулирования подразумевает, прежде всего, уменьшение и смягчение валютных ограничений, действующих в государстве. В свою очередь степень жесткости и широта распространения валютного контроля на валютные операции зависит от наличия и качественного состава этих валютных ограничений.

Валютный контроль может рассматриваться не только как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; не только как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов, но и как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

В этом последнем качестве валютный контроль является важным стимулятором либо дестимулятором внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности.

Интеграционный вектор российской политики в СНГ и ЕврАзЭС полностью отвечает стратегической цели модернизации и диверсификации отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Выгода интеграции будут все ощутимее по мере структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, стимулирующих производственную кооперацию и внутриотраслевую торговлю. А процессы модернизации получат дополнительный импульс благодаря свободному перемещению товаров, капиталов и рабочей силы в регионе СНГ и ЕврАзЭС.

Попытки формирования в масштабе СНГ единого экономического пространства, единой платежной системы и таможенного союза в 90-е годы прошлого века были незрелыми и поспешными. Процесс реального формирования общего рынка капитала на постсоветском пространстве можно отсчитывать от Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 год).

В развитие этого договора Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 22 июня 2005г. № 220 принята Концепция сотрудничества государства - членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, провозглашающая целями согласованной валютной политики:

-достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного платежа;

-согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют;

-создание интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС;

-формирование платежно-расчетной системы с использованием национальных валют;

-переход на международные стандарты финансовой отчетности.

Глава 3. Основные направления таможенно-тарифной политики страны

.1 Применения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности

В условиях присоединения России к ВТО и создания единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС важнейшим направлением совершенствования государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенно-тарифное регулирование.

При разработке комплекса мер таможенно-тарифной защиты необходимо руководствоваться принципом первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации, а также критериями применения таможенно-тарифных мер регулирования на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации.

Определяющим документом в выявлении приоритетных направлений развития является Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В Концепции определены следующие основные направления повышения национальной конкурентоспособности:

-развитие высокотехнологичных отраслей;

-развитие базовых отраслей промышленности;

-развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре;

-развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики;

-развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов.

В рамках высокотехнологичных отраслей выделены следующие:

авиационная промышленность и двигателестроение;

ракетно-космическая промышленность;

судостроительная промышленность;

атомный энергопромышленный комплекс;

радиоэлектронная промышленность;

информационно-коммуникационные технологии.

В рамках приоритетных направлений внешнеэкономической политики выделено обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере и выход на рынки таких товаров как:

высокотехнологичные товары и услуги;

ядерные технологии;

авиатехника;

судостроение;

космические услуги и космические аппараты;

программное обеспечение.

С целью развития высокотехнологичных, наукоемких производств, производств, необходимых для поддержания на приемлемом уровне национальной безопасности, меры таможенно-тарифного регулирования должны иметь стратегический характер, т.е. иметь долговременный характер, направленный на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Построение долгосрочного плана применения таможенно-тарифных мер регулирования возможно на основе критериев, учитывающих целый ряд факторов, влияющих на состояние, конкурентоспособность, долгосрочное развитие приоритетных отраслей.

Критерии применения таможенно-тарифных мер регулирования на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации:

. Определение уровня конкурентоспособности отрасли.

. Текущий уровень государственной поддержки отрасли.

. Наличие стратегических планов государства по поддержке данной отрасли в будущем,

. Наличие и текущее состояние производственной базы отрасли.

. Наличие собственных научных разработок в сфере функционирований отрасли.

. Наличие научных разработок в сфере функционирования отрасли в мировом масштабе.

. Наличие кадрового потенциала отрасли, достаточное количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов в данной отрасли.

. Значение для обеспечения национальной безопасности государства.

. Стратегическая значимость отрасли.

. Дефицитность товаров отрасли.

Учитывать указанные критерии при разработке мер необходимо комплексно. Он основывается на применении следующих принципов:

-системности государственного регулирования импорта и контроля за его осуществлением;

-защиты отечественных производителей и отечественных потребителей;

-исключения неоправданного вмешательство государств и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

-выбора мер таможенного регулирования импорта, необходимых для обеспечения эффективного достижения цели.

.2 Основные направления таможенно-тарифной политики

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений.

Во-первых, необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

Во-вторых, предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. Необходимо вести дело к тому, чтобы ведущая роль России в таможенном союзе подкреплялась конкретными результатами в отношении соблюдения экономических и торгово-политических интересов российской стороны. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.

Повышение отдачи от участия России в таможенном союзе делает актуальным формирование системы предотвращения потерь и рисков, связанных с адаптацией к новым, пока еще несовершенным условиям функционирования ТС (включая возможное увеличение транзакционных издержек для отдельных российских участников внешнеэкономической деятельности, ущемление интересов некоторых групп отечественных товаропроизводителей, межбюджетный перелив финансовых средств, «перетекание» внешнеторговых потоков в страны с меньшими таможенными издержками).

В-третьих, новые задачи российской экономики вызывают необходимость более тесно интегрировать таможенно-тарифную политику в процессы диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественный производственный комплекс. Это требует, помимо усиления структурной и стимулирующей функций таможенно-тарифной политики, ее согласования и тесной увязки с приоритетами промышленной политики.

С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период должна усилиться стимулирующая функция таможенно-тарифной политики, направленная на создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, развитие производственно-технологической кооперации, расширение экономически эффективного доступа к новым технологиям, машинам, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей. В целях привлечения иностранных инвестиций необходимо обеспечить существенное снижение издержек, возникающих по причине обременительных таможенных и административных процедур, при получении международных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике должна повыситься роль таможенно-тарифных мер в реализации селективной промышленной и структурной политики: достаточная степень тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, постепенное открытие рынков по мере их становления, сегментирования и роста конкурентоспособности отечественных производств в целях сохранения конкурентной среды. Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

В 2012-2013 годах направления таможенно-тарифной политики будут определяться задачами содействия дальнейшему поступательному развитию российской экономики и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, в случае присоединения стран-членов таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование будет подчиняться обязательствам первого этапа имплементационного периода и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно реально повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить экспорт.

Сохранятся вывозные таможенные пошлины в отношении узкого круга товаров, прежде всего топливно-энергетической группы, а также в отношении необработанного леса, лома и отходов черных и цветных металлов, цветных металлов в случае высокого уровня мировых цен.

Инструменты таможенно-тарифной политики в отношении нефтяного комплекса будут формироваться как составная часть государственной политики в области добычи и переработки нефти и газа, и обусловливаться задачами стимулирования развития нефтеперерабатывающих мощностей, повышения глубины переработки нефти, обеспечения технологического развития отрасли, а также фискальными интересами.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать ряд выводов:

Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера, систематически и целенаправленно осуществляемых специально уполномоченными органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных внутри- и внешнеполитических интересов общества и государства посредством таможенного дела.

Эффективная таможенная политика обязана стать важным фактором, определяющим степень привлекательности государства для иностранного капитала. Ведь значительная доля этих средств реализуется путем ввоза технического оборудования, сырья и материалов на таможенную территорию страны. Поэтому создание условий, обеспечивающих максимально возможное привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику, является еще одним из приоритетов таможенной политики.

Разумеется, в этой сфере не все зависит от таможенных органов. Для оперативного привлечения капиталовложений из-за рубежа в реальный сектор экономики необходимо, во-первых, ускорить принятие законодательных актов, определяющих порядок установления и применения так называемых поощрительных пошлин, которые будут использоваться в отношении товаров инвестиционного назначения, ввозимых на таможенную территорию РФ в рамках соответствующих инвестиционных соглашений. Во-вторых, важнейшим условием проведения государством активной таможенной политики является наличие должного нормативно-правового обеспечения внешнеэкономической деятельности. Успех во многом зависит и от эффективных таможенных технологий, способных максимально облегчить условия легальной торговли, обеспечить соответствующий уровень контроля за перемещением товаров. Стремление к международному согласованию и упрощению таможенных процедур, коммерческой документации и информационных требований в целом, включая стандарты и протоколы обмена электронными данными, позволит сопоставить импортные и экспортные характеристики, а, в конечном счете, повысит их достоверность и надежность при передаче через таможенную границу.

В современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как:

открытое обсуждение основных направлений таможенной политики РФ;

учет законных интересов всех участников таможенной сферы деятельности; осуществление полноценной административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере.

Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что:

особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан;

таможенная политика должна быть сферой, прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

таможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними.

Список используемой литературы

1. Вахрин П.И. Таможенное право Российской Федерации: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2010.-278 с.

. Ионичева В. Интеллектуальная собственность: таможенный аспект// Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2011.- № 6.- С. 27-29.

. Понаморенко В.Е. Особенности валютного регулирования внешнеэкономической деятельности в Таможенном союзе: правовой аспект//

Таможенное дело.-2011.-№11.-С. 16-22

. Саличкина А.Ю. Применение мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на основе принципа первоочередной поддержки приоритетных направлений развития Российской Федерации// Таможенное дело.- 2012.- № 1.- С. 5-7.

. Сокольникова О. Полезный опыт. // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2011.- № 6.- С. 31-33.

.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)// "Собрание законодательства РФ", 13.12.2010, N 50, ст. 6615

. Таможенное право России/ под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010-238 c.

. Цифры и факты. Материалы подготовлены сотрудниками управления таможенной статистики и анализа ФТС России. // Таможня.- 2011.- № 5.

. Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: #"justify">. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.

Похожие работы на - Экономический потенциал таможенной территории России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!