Таможенная политика РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Таможенная политика РФ

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной системе страны. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.

В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства.

Современная ситуация наглядно свидетельствуют о том, что для достижения успехов в любой сфере жизнедеятельности социума - политической, экономической, культурной и др. - необходима глубоко осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся одновременно в условиях как продолжения преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реалиям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических связей и внешнеполитической деятельности.

Глава 1. Стратегия развития таможенной политики РФ

1.1Понятие «Таможенная политика»

Таможенная политика - это комплекс государственных мер по регулированию внешнеторгового обмена путем установления порядка перемещения через таможенную границу. Применительно к экспорту и импорту в мире существует два вида таможенной политики - это свободная торговля (фритредерство) и протекционизм.

В теории и практике нет конкретного ответа на вопрос о допустимой степени регулирования внешней торговли. Когда в 16-18 веках таможенная политика стран базировалась на меркантилистическом подходе, государства придерживались политики протекционизма. Утверждалось, что каждая нации заинтересована в увеличении своего экспорта и всячески должна сдерживать импорт, а сторонники этой теории предлагали всяческое ограничение импорта посредством протекционизма.

Однако к концу 18 в. меркантилизм сменила политика фритредерства («free trade» в переводе с английского языка означает «свободная торговля»), смысл которой в невмешательстве во внешнюю торговлю. Основоположником её принципов является классик мировой экономики Адам Смит. Он считал труд источником богатства страны и утверждал необходимость повышения его эффективности, путем стимулирования разделения труда, необходимым условием для развития которого, и является свобода торговли. Смит писал: «Благоразумие каждого семейства в том, чтобы не изготавливать дома предметы, производство которых обходится дороже, нежели при покупке их на стороне. Так, например, портной ведь не станет шить сапоги для себя сам, а купит их у сапожника. Точно так же и сапожник не попытается шить для себя одежду, а обратится за услугой к портному». [3]

Свобода торговли - это основной принцип в теории и практике внешнеэкономической деятельности государствах рыночной экономики. Согласно ей странам следует специализироваться в той области, в которой они имеют преимущества экономического, природного или иного характера. Например, Япония или США одни из лидеров в производстве высокотехнологических товаров: автомобилестроение, производство бытовой техники. А страны третьего мира более перспективны в сфере текстильной, кожевенной промышленности. Массовое производство определенного вида продукции в различных странах дает возможность повышения ее качества при наименьших затратах, а это, в свою очередь, выгодно потребителям. Кроме этого специализация стран создает предпосылки для увеличения конкуренции. В результате происходит экономическое развитие всех стран, вовлеченных в глобальное разделение труда.

Таможенная политика, основанная на защитных мерах в большинстве случаев вредна для национальной экономики, особенно при длительном применении, так как уничтожает дух конкуренции, и снижает побудительные мотивы к созданию качественной продукции. Немаловажно и то, что - использование протекционизма рано или поздно спровоцирует другие государства на введение ответных мер. Эти взаимные действия приведут к торговым войнам, и в результате пострадают обе стороны.

Использование системы протекционизма дает нужный результат в таких случаях как: [5]

создание отечественным предприятиям благоприятных условий для утверждения на рынке и развития производства, особенно когда речь идет о молодых отраслях экономики;

когда таможенные тарифы - один из основных источников пополнения бюджета страны;

если производство конкретной продукции являет собой предмет национального престижа;

с целью формирования запасов продукции для благосостояния страны в будущем.

Таким образом, при определении таможенной политики странам следует найти оптимальное соотношение в области применения свободной торговли и протекционизма.

И, наконец, действовавший порядок исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено термином "таможенные доходы", в результате чего организации, импортирующие товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических связей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуется разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.

1.2 Приоритеты таможенно-тарифного регулирования в период 2012-2013

В 2011 году возрасла роль таможенно-тарифного регулирования как фактора посткризисного восстановления и качественных преобразований в экономике России.

Так, в условиях наращивания потенциала устойчивого экономического развития одним из основных приоритетов таможенно-тарифной политики в 2011 г. стало содействие инновационному прорыву и модернизации российской экономики. В 2011 году планировалось перейти к корректировке ставок ввозных таможенных пошлин с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики, направлений развития тех секторов промышленности и АПК, которые позволят в перспективе повысить качество экономического роста. Реализация этого важнейшего приоритета предполагает необходимость решения, прежде всего таможенно-тарифными методами, следующих задач: [8]

обеспечение доступа к использованию передового иностранного оборудования и технологий. Решение этой задачи осуществляться путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования, комплектующих, готовых изделий производственного назначения, способствующих повышению технического и технологического уровня отечественного производства и не имеющих аналогов в Российской Федерации;

привлечение иностранного капитала в высокотехнологичные сектора. Решение данной задачи будет осуществляться путем повышения степени эскалации таможенного тарифа и снижения/обнуления ввозных пошлин на комплектующие, необходимые для переноса производства современных конкурентоспособных готовых изделий на территорию России, в том числе в целях формирования новых экспортных плацдармов;

совершенствование и придание комплексного характера системе поддержки экспорта, в первую очередь высокотехнологичных товаров. Решение этой задачи потребует применения как имеющихся таможенно-тарифных, финансовых и организационно-экономических инструментов содействия развитию экспорта товаров с высокой степенью переработки, так и нахождения новых форм и методов стимулирования экспортноориентированных производств и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. На основе конкурентных преимуществ, создаваемых инструментами поддержки, необходимо обеспечить решение задач по диверсификации отечественного экспорта, расширению его ассортимента за счет наукоемких, инновационных продуктов;

стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний. В 2011 году в рамках реализации Страновых планов действий на новый уровень должна была поднята работа по программированию отраслевых, кластерных проектов международного сотрудничества в сферах, в которых имеется обоюдная заинтересованность России и стран-партнеров.

Приоритеты инновационного развития России требуют комплексного, целевого использования инструментов таможенно-тарифной политики в направлении создания условий для интеграции отечественной экономики в глобальное инновационное пространство, более интенсивного, в том числе на конкурентной основе, взаимодействия с внешними рынками высокотехнологичной, инновационной продукции. Таможенно-тарифная политика должна стать одним из ключевых факторов обеспечения конкурентных преимуществ российского инновационного бизнеса на мировом рынке.

В целях содействия эффективной реализации таможенно-тарифной политики приоритетными являются следующие направления таможенного администрирования:

. Совершенствование таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, предусматривающее:

сокращение срока выдачи разрешения на выпуск товаров, объема представляемой информации и документов в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц;

переход на систему электронного декларирования, исключающую необходимость подачи таможенных документов на бумажных носителях;

сокращение в таможенном законодательстве коррупциогенных норм, а также норм, требующих издания ведомственных нормативных актов.

. Установление процедур упрощенного оформления не облагаемых экспортными пошлинами и несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования, материалов, сырья и комплектующих для производственных нужд, предусматривающее расширение механизмов финансовых гарантий, в том числе исключающих необходимость подтверждения таможенной стоимости при экспорте не облагаемой экспортными пошлинами высокотехнологичной продукции.

. Переход на применение порядка возмещения НДС по экспортным сделкам исключительно на информационной основе ФТС России и ФНС России, исключающего необходимость представления экспортерами и транспортными организациями для этих целей в ФНС России бумажных носителей.

.Совершенствование таможенного администрирования при применении таможенных процедур переработки и свободной таможенной зоны. Другим, не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2013 году останется повышение конкурентоспособности российских производителей, защита их экономических интересов на внутреннем и внешних рынках.

В этих целях будет осуществляться: [3]

дальнейшее совершенствование структуры ЕТТ и усиление его регулирующей роли при одновременном сохранении фискальной функции таможенно-тарифного регулирования при наличии экономической целесообразности.

разработка при осуществлении крупномасштабных экономических проектов долгосрочных графиков изменения пошлин, целевым образом привязанных к реализации отраслевых стратегий повышения конкурентоспособности, освоения новых продуктов и видов деятельности;

сочетание применения инструментов таможенно-тарифной и нетарифной политики, что создаст возможности для комплексной защиты национальных экономических интересов во внешней торговле;

обеспечение стабильности и прозрачности регулирующей среды во внешней торговле в соответствии с мировой практикой и нормами ВТО, что должно создать элементы предсказуемости для экономических операторов и инвесторов. Уровень ставок ЕТТ, процедуры таможенного администрирования должны обеспечивать соблюдение государственных интересов во внешнеэкономической сфере и одновременно быть необременительными для участников ВЭД;

активное использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины, пошлины на основе ценовых диапазонов, тарифные квоты). Применение этих мер будет системно увязано с мерами государственной политики в области сельского хозяйства на основе постоянного мониторинга производства и торговли важнейшими видами сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в целях обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, недопущения резких колебаний цен, в том числе сезонного характера;

совершенствование системы тарифных преференций таможенного союза. С 1 января 2010 г. вошли в действие Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утвержденные Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130. Рассмотрение Комиссией таможенного союза в 2012-2013 годах предложений по корректировке указанных перечней будет учитывать перечень стран Всемирного банка, не классифицируемых как страны с высоким уровнем дохода, а также перечень наименее развитых стран ООН;

рационализация системы таможенных льгот, в том числе сокращение числа льгот, искажающих регулятивную функцию таможенного тарифа. Это потребует проведения дальнейшей корректировки нормативной правовой базы в этой области в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в направлении унификации льгот и четкой регламентации случаев их применения. Работа по дальнейшей рационализации системы таможенных льгот будет осуществляться в 2013 году на основе анализа практики их использования участниками внешнеэкономической деятельности в предшествующие периоды в каждой из стран;

совершенствование правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств. В 2013 г. будет продолжена работа по оптимизации Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, в том числе предстоит сформировать единую позицию государств-участников таможенного союза на переговорах по данному вопросу в рамках СНГ;

усиление функций мониторинга во внешнеэкономической сфере, связанное с растущими рисками внешней среды и быстро расширяющимся вовлечением России в процессы международного обмена, что, наряду с очевидными преимуществами, может нанести при развитии кризисных явлений и высокой волатильности рынков серьезный ущерб отечественной экономике. Новые, масштабные задачи, стоящие перед российской экономикой, требуют эффективного применения данного инструмента, позволяющего на основе комплексного оперативного анализа вырабатывать планы превентивных мер таможенно-тарифного регулирования, находить эффективные схемы включения российских экономических операторов в систему мирохозяйственных связей.

Не менее важным приоритетом таможенно-тарифной политики в 2013 году будет являться совершенствование механизмов установления экспортных пошлин в целях сбалансирования фискального и конкурентного эффектов, чтобы меры, принимаемые в этой области, не привели к снижению ценовой конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках и, как следствие, потере рынков сбыта. Будут приняты меры по совершенствованию механизма установления экспортных пошлин в отношении нефтепродуктов. Комплексного изучения потребует вопрос выравнивания ставок вывозных таможенных пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.

В целом комплексная увязка таможенно-тарифных мер стимулирования экспорта с другими важнейшими инструментами рационализации экспортной деятельности (финансовыми, организационными, информационными, торгово-политическими, политико - дипломатическими и пр.) должна стать в 2013 году основой экспортной политики. В 2012-2013 годах направления и приоритеты таможенно-тарифной политики будут определяться задачами содействия дальнейшему поступательному развитию российской экономики и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, в случае присоединения стран-членов таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование будет подчиняться обязательствам первого этапа имплементационного периода и поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики. Приоритет будет отдаваться импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно реально повысить конкурентоспособность отечественной продукции и увеличить экспорт. Сохранятся вывозные таможенные пошлины в отношении узкого круга товаров, прежде всего топливно-энергетической группы, а также в отношении необработанного леса, лома и отходов черных и цветных металлов, цветных металлов в случае высокого уровня мировых цен.

Конкретные меры таможенно-тарифной политики будут тесно интегрированы в отраслевые программы и стратегии модернизации и повышения конкурентоспособности. Будет в полном объеме реализована концепция «зеленого коридора» для инновационной продукции, что обеспечит существенное улучшение условий внешнеэкономической деятельности для российских инновационных компаний.

Глава 2. Вступление России в ВТО: Таможенный аспект экономической безопасности

2.1Вступление России в ВТО

ВТО - одна из трех международных (наднациональных) структур, которые были созданы после второй мировой войны по инициативе мировой олигархии правительствами западных стран, прежде всего США и Великобритании. Две другие структуры - Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Указанные три организации, по замыслу мировой олигархии, должны были формировать послевоенный «новый мировой порядок» в направлении постепенного продвижения к созданию мирового правительства. Прекрасно понимая замыслы мировой олигархии, руководство СССР отказалось от членства во всех трех организациях (хотя нас достаточно активно туда затягивали).

Первоначально ВТО называлась Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ). Организация была призвана регулировать таможенные тарифы (преимущественно импортные) в направлении постепенного их снижения и либерализации международной торговли в интересах крупнейших транснациональных организаций. Примерно первые 40-50 лет своего существования (с момента создания в 1947 г.) ГАТТ в основном занималось «разборками» по поводу раздела рынков в группе экономически развитых стран. После развала стран социалистического лагеря приоритеты ГАТТ были изменены: ТНК стали использовать организацию для раздела богатого «трофея» в виде рынков бывших социалистических стран и уничтожения их национальных предприятий как своих конкурентов. В 1995 году ГАТТ было преобразовано в ВТО. Переговоры о присоединении России к организации начались еще в 1993 году. Сегодня в ВТО состоит 153 страны, организация контролирует 97% мировой торговли. [6]

О последствиях вступления России в ВТО уже говорилось и писалось много. Можно подробно говорить о последствиях для отдельных секторов, отраслей и производств экономики, для разных регионов, для разных социальных групп населения. Но попробуем обрисовать картину крупными «мазками».

Совершенно непонятно, о каком развитии рыночных отношений и развитии добросовестной конкуренции может идти речь в условиях, когда отечественные товаропроизводители и международные гиганты поставлены в заведомо неравные стартовые условия. Однако, это заявляется чуть ли ни основной целью вступления России в ВТО.

Итак, разберемся, что необходимо для проведения модернизации экономики?

Во-первых, длинные дешевые кредиты.

Для сравнения: стоимость кредитов для отечественных промышленных компаний в 4-5 раз превышает уровень в США, ЕС и Китае (3-5% у конкурентов против 18-25% в России). При этом потребность в кредитных заемах у отечественных предприятий на порядок выше - базовая инфраструктура находится в аварийном состоянии (износ свыше 85%), морально устаревшие производственные и управленческие технологии (в лучшем случае первой половины 1980-х годов). [8]

Во-вторых, различный уровень господдержки.

Только через инструменты экспортно-импортных кредитов и гарантий, государственного страхования рисков, льготного налогообложения, субсидирования процентных ставок, нетарифных мер ограничения импорта (технические регламенты, фитосанитарный контроль, маркировка, требования к экологичности и т.д.) и продвижения экспорта ежегодно корпорации США, ЕС и Японии получают поддержку в размере 2,5-3,5% ВВП, что эквивалентно 1-1,2 трлн. долл. только в этих 3 странах.

А размер скрытой государственной поддержки отечественной промышленности и аграрного комплекса (экспортно-импортные кредиты, страхование внешнеторговых сделок, предоставление гарантий в рамках внешнеторговых операций, тарифные и нетарифные ограничения и т.д.) не дотягивает и до 0,1% ВВП.

Уже сегодня подавляющая часть секторов отечественной экономики, не связанных с распродажей невосполнимого минерального сырья, финансовыми спекуляциями с нефтедолларами и распилом бюджетных денег на «олимпийских стройках», в принципе неконкурентоспособны на глобальном рынке и рухнут под натиском продукции транснациональных корпораций им банков. Совершенно непонятно, о каком развитии рыночных отношений, и развитии добросовестной конкуренции может идти речь в условиях, когда отечественные товаропроизводители и международные гиганты поставлены в заведомо неравные стартовые условия. В экономической науке это называется не развитием добросовестной конкуренции, а финансово-экономической колонизацией и оккупацией страны со стороны глобальных финансово-промышленных монополий и транснационального капитала.

В-третьих, финансирование науки и новых технологий

Уровень финансирования науки и экономики в России составляет 1,2 и 3,3% ВВП соответственно, в то время как в США, ЕС, Японии и Китае - от 3-3,5 и 10-12%.

Неудивительно, что масштабы выпуска продукции отраслей обрабатывающей промышленности в настоящий момент на 16% ниже отметок 1990г., производство в наукоймких и высокотехнологичных отраслях только по официальным данным на 35-50% ниже отметок 21-летней давности, тогда как в инвестиционном машиностроении, станкостроении, приборостроении, ракетно-космической и авиационной промышленности физические объёмы выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости в 10-30 раз ниже отметок 1990г. [9]

Сложно не согласиться с видными российскими экономистами и бизнесменами (академиками В. Катасоновым, М.Делягиным, Ю.Болдыревым, М.Хазиным, М.Ершовым и т.д.) относительно того, что при сохранении нынешнего курса на разрушение системы образования, дебилизацию населения, коммерциализацию бюджетной сферы, примитивизацию производства и уничтожение остатков наукоёмких производств России уготована судьба сырьевого придатка и рынка сбыта для глобальных ТНК.

Особенно эти шансы становятся призрачными и откровенно нереализуемыми в свете навязанного российским властям со стороны международной финансовой олигархии и транснациональных банков присоединения России к ВТО, которое приведёт к окончательному уничтожение остатков наукоёмких производств, разрушению промышленности высоких переделов, отказу от адресной поддержки обрабатывающей промышленности и превращению России в сырьевую колонию и финансовый придаток глобальных монополий.

О последствиях вступления России в ВТО уже говорилось и писалось много.

Первая группа последствий - уничтожение российской обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Это произойдет из-за отмены или значительного снижения импортных пошлин, в результате чего на российский рынок придут транснациональные корпорации с дешевой продукцией, произведенной с помощью рабской рабочей силы стран «третьего» мира. Дополнительный удар будет нанесен российским предприятиям из-за запрета ВТО на государственную поддержку предприятий в виде субсидий, налоговых льгот, дотаций, льготных цен и т.д. Наконец, третий удар будет нанесен по предприятиям вследствие повышения цен на топливо и энергию, транспортных тарифов до уровня мировых (таково правило ВТО). Для российской экономики это особенно критично, т.к. в нашей промышленности традиционно преобладают энергоемкие производства. По подсчетам отечественных экономистов, вступление России в ВТО грозит закрытием 40 тысяч предприятий. Особенно пострадает агропромышленный комплекс: растениеводство, животноводство, пищевая промышленность. Из отраслей обрабатывающей промышленности под ударом окажутся: автомобильная, авиационная, производство медицинской техники, фармацевтическая, электроника, шинная, текстильная и другие отрасли с высокой степенью добавленной стоимости. Всякого рода «наукограды» типы Сколково будут выглядеть диким анахронизмом на фоне полной деиндустриализации страны. [7]

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, лишь 10% российских предприятий готовы работать по правилам ВТО. Это, безусловно, предприятия добывающей промышленности. До недавнего времени считалось, что в эту группу «заинтересованных» предприятий входят также компании металлургии и химической промышленности (крупнотоннажная химия). Однако, в последнее время у металлургов и химиков энтузиазма по поводу ожидаемых «дивидендов» от участия в ВТО поубавилось.

Вторая группа последствий - полное обнищание и вымирание значительной части населения

Это произойдет в результате массового закрытия предприятий и резкого увеличения безработицы. По некоторым оценкам российских экспертов, вступление России в ВТО приведет к росту безработицы на 30 млн. человек (сокращение рабочих мест на 40%). Будет уничтожено 460 моногородов, жизнь которых зависит от одного предприятия.

Дополнительный удар будет нанесен по населению в результате повышения тарифов на энергию и услуги жилищно-коммунального сектора. Многие города и поселки, особенно в северных широтах, будут брошены на произвол судьбы. Будут ликвидированы почти все социальные программы из-за резкого сокращения поступлений налогов в федеральный бюджет. Бизнес откажется от остатков своих обязательств в социальной сфере как снижающих его конкурентоспособность. Начнется отток остатков квалифицированной рабочей силы за пределы России.

Для того чтобы выдерживать конкуренцию со стороны иностранных компаний остающимся «на плаву» российским предприятиям придется понижать заработную плату даже по сравнению с нынешним невысоким уровнем. Российскому наемному работнику придется конкурировать напрямую с китайским или индийским работниками, которые довольствуются заработной платой не выше 50 долларов в месяц. Наводнение российского рынка некачественным импортным продовольствием (в том числе генетически модифицированными продуктами) резко ухудшит и без того слабое здоровье наших граждан.

Ликвидация отечественного сельского хозяйства будет означать полную зависимость России от мировых рынков продовольствия. Ситуация с производством сельскохозяйственной продукции в мире с каждым годом становится все более угрожающей - усиливается глобальный дефицит продуктов питания. Даже если у России будут достаточные валютные средства (что маловероятно), она может оказаться в положении, когда не сможет закупать на мировых рынках продовольствия в достаточных количествах.

Болезни, холод и голод резко ускорят вымирание населения России. Будет реализован план мировой олигархии, согласно которому в стране, где вся экономика будет заниматься лишь обслуживанием «трубы», численность населения должна сократиться в 3 - 4 раза. ВТО по заказу мировой олигархии сделает с Россией в короткие сроки то, что в свое время не удалось сделать Гитлеру с Советским Союзом.

Третья группа последствий - утрата Россией остатков национального суверенитета

Согласно правилам ВТО, данная организация может вмешиваться в процесс принятия законов страной-членом. Если принимаемые законы, например, направлены на защиту окружающей среды или защиту здоровья населения, они могут быть отменены ВТО как «ограничивающие конкуренцию». Фактически речь идет о подчинении законодательной власти в России ВТО, за вывеской которой скрываются транснациональные корпорации.

Согласно правилам ВТО, компании стран-участниц могут возбуждать иски против нарушителей принципов «справедливой» конкуренции. Западный бизнес, опираясь на большую армию своих юристов, поднаторел в таких исках. Это мощное «юридическое» оружие. Наши «оппоненты» могут посредством таких исков оспаривать не только действия тех или иных российских компаний, но также российских властей (исполнительная, законодательная, судебная власти). Далеко за примерами ходить не надо. США подали в ВТО жалобу на Китай за то, что власти Китая ввели ограничения на экспорт редкоземельных металлов, исходя из соображений охраны природных ресурсов и защиты окружающей среды. Фактически американцы через ВТО желают напрямую диктовать Китаю, сколько ему добывать редкоземельных металлов. Нетрудно догадаться, что с помощью «юридического» оружия Запад будет через голову «наших» марионеточных властей определять условия добычи наших природных ресурсов.

Кроме того, страна с экономикой, обслуживающей «трубу», будет лишена своего военно-промышленного комплекса (ВПК). А говорить в условиях нынешней военной гегемонии США о независимости России без собственной оборонной промышленности наивно. Бюджетных средств не будет хватать на закупку даже импортного вооружения.

Наконец, следует иметь в виду, что важнейшим условием суверенитета страны является наличие у нее национальной банковской системы. Приход в Россию транснациональных банков (ТНБ) будет означать смерть национальной банковской системы. ТНБ будут управлять эффективно всеми экономическими процессами в стране через регулирование объемов, цены и сроков выдаваемых кредитов, определять трансграничные потоки капитала. Банк России, который и сейчас имеет признаки филиала ФРС США, окончательно выродится в банальный «валютной обменник», не способный управлять экономикой. [8]

После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и снижения ввозных пошлин по тысячам позиций, промышленники и сельхозтоваропроизводители все больше говорят о заведомо неравных условия конкуренции в рамках членства России в ВТО. Сельхозпроизводители отмечают, что еще за полгода до вступления в ВТО, банки стали менее охотно давать кредиты, опасаясь, что новое производство в условиях конкуренции в ВТО, обречено на провал.

Сам банковский сектор вступил в ВТО на одних из самых привилегированных условиях. «Российские переговорщики в вопросах финансового сектора заняли очень жесткую позицию, и Россия пошла на минимальное количество уступок», - рассказал Александр Хандруев, Первый вице-президент Ассоциации регионов банков России. «Мы ограничили долю иностранного капитала до 50% и добились того, что не будут открываться филиалы иностранных банков», - пояснил эксперт.

Таким образом, на текущий момент ситуация с банковской системой России осталась в тех же рамках. «Вступление России в ВТО для банковского сектора останется незамеченным», - отметил Хандруев.

«Сохранение запрета на открытие филиалов в России - это очень много, это принципиальный вопрос», - считает экономист Михаил Делягин. Эксперт объяснил, что «если западный банк открывает в России дочернее предприятие, то «дочка» живет по российским законам и это пророссийский банк, просто у него иностранный владелец. Если же здесь работает филиал западного банка, то этот филиал является частью этого западного банка, и движение капитала внутри одного и того же банка может быть любым». По мнению Делягина, открытие филиалов иностранных банков достаточно опасно для национальной экономики. И это хорошо видно на примере банковской системы, например, Латвии, Эстонии, которые лишились суверенитета. таможенный тарифный политика безопасность

Но с дочерними банками также могут быть проблемы, например, их можно обанкротить. «В 2001 году в Аргентине банк обанкротил свою «дочку», сказав, что я не хочу платить за ошибки аргентинского правительства», - привел показательные пример Михаил Делягин.

Экономист находит долю общей квоты на участие иностранного капитала в 50% в совокупном банковском капитале непозволительно большой. «Мы на паритетных условиях с нашими пускаем зарубежные банки, которые заведомо сильнее российских. Для отечественной банковской системы, особенно для региональных банков, это плохо», - отметил Делягин. Дело в том, что западные банки, во-первых, предоставляют более широкий набор услуг, во-вторых, обладают лучшим сервисом и большими финансовыми возможностями. Если Вы обслуживаетесь в филиале западного банка, Вы можете получить кредит от головного банка. Речь идет о кредите на международных условиях, т.е. под низкий процент, на безумно большую сумму. Банк с внутрироссийским регулированием такой кредит Вам дать не может. «К концу 90-х иностранные банки при всех жестких ограничениях (12% квота участия нерезидентов в совокупном уставном капитале российских банков) перетащили к себе очень большую часть наших лучших клиентов. Соответственно российские банки оказались в очень тяжелом положении, потому что им приходилось работать с плохими клиентами», - резюмирует Делягин. [7]

Путин говорит, что после вступления России в ВТО, необходимо поддержать отечественную промышленность. Но дело в том, что такой поддержки не создано. Это очень серьезный разговор, почему не создано. Я затрону только маленький фрагмент этой проблемы, связанной с тем, что наш товаропроизводитель не может получить более-менее приличных кредитов в нашей стране, поэтому он вынужден обращаться к иностранным кредиторам. Это к вопросу о господдержке. Кто поддерживает, тот и музыку заказывает, иными словами, зарубежные транснациональные банки уже давно держат за горло наших производителей.

Если идут какие-то бюджетные деньги, то они, как правило, застревают в банках, которые являются каналом продвижения этих денег. Там они каким-то образом прокручиваются, распиливается. Поэтому вся наша господдержка сводится к распилу.

При вступлении России в ВТО всякая конкуренция исчезнет, потому что появятся гиганты, с которыми состязаться будет невозможно. В свое время Рокфеллер-старший говорил: «Конкуренция - это грех». Не думайте, что он выступал за свободный рынок, за поддержку товаропроизводителя, нет, он имел в виду то, что надо уничтожить конкурентов, и тогда монополия будет господствовать.

После вступления России в ВТО остатки сельского хозяйства будут уничтожены, потому что есть мощнейшие транснациональные корпорации, занимающиеся сельским хозяйством. Может быть, останутся в России какие-то товаропроизводители, но они полностью перейдут под контроль транснациональных корпораций. Рассмотрим пример с Украиной. На Украине за 3 года с момента ее вступления в ВТО экономика была разрушена, в том числе сельское хозяйство, за исключением одного сегмента - производства семечек подсолнечника. Этот товар оказался конкурентоспособным. Украина прочно заняла нишу - производить семечки для всего мира. Остатки продовольственной независимости Украины ликвидированы, поэтому в любой момент страну можно поставить на колени, перекрыв поставки продовольствия. На Западе сельское хозяйство развивают не потому, что оно выгодно, а потому, что это элемент национальной безопасности.

Выгодополучателями ВТО являются ее учредители, а, как известно, учредителями ВТО являются западные страны, которые разрабатывали инструменты для продвижения интересов своих монополий на мировом рынке. Создавая эту организацию, они прекрасно понимали, для чего она нужна, а остальных просто втягивают, кого пинками, кого уговорами.

Несколько лет назад вышла книга «Исповедь экономического убийцы» Перкинса, в которой описана технология втягивания стран в организации, типа ВТО и МВФ. Это бандитские методы. Первый метод: это когда чиновники международных организаций едут договариваться, обещают золотые горы, на переговорах, естественно, присутствует коррупция. Если не срабатывает, то вступает второй метод наступления, когда уже действуют спецслужбы. А если не помогает и этот метод, то тогда начинают действовать вооруженные силы. На примере Ливии прослеживаются все три этапа вторжения противника в эту страну. «Исповедь экономического убийцы» - это не художественное произведение, а признания человека, который много лет работал рядом с международными организациями.

Я знаю только одну страну, которая получила определенный выигрыш от вступления в ВТО, уже после того как был создан этот клуб богатых стран. Речь идет о Китае. Но надо понимать, что Китай - это не Россия. Китай специализируется на промышленной продукции, тогда как Россия специализируется на сырье. Никак не могу понять, зачем нам вступление в ВТО, если у нас одно сырье? У нас фактически монокультурная экономика, которая полностью ориентирована на внешний рынок. Что касается Китая, то мировая закулиса изначально рассматривала Китай как экономическую территорию, на которой планируется создавать производство товаров с использованием дешевой рабочей силы. Некоторые думают, что китайцы очень мудрые, что именно они задумали индустриализацию. Нет, с моей точки зрения, это входило в планы мировой финансовой олигархии. Чем этот процесс закончится, сказать трудно. У Китая, наверняка, возникнут серьезные проблемы, но на данный момент Китай пользуется теми условиями, который он выторговал до вступления в ВТО. Там были вполне реальные уступки.

Мною был проведен анализ всех аргументов в пользу вступления России в ВТО, которые были задействованы лоббистами ВТО в последние годы. Среди них я нашел всего лишь один конкретный аргумент. Один! Этот аргумент неоднократно озвучивался В.В. Путиным. Речь идет о потерях, которые несут российские экспортеры на зарубежных рынках от ограничений, которые выставляются другими государствами. Так вот эти потери оцениваются в 2,5 млрд. долл. в год. Речь идет о потерях двух отраслей - металлургической и химической (производство удобрений). Думаю, что эта цифре можно доверять. Во-первых, потому, что ею оперировал президент страны. Во-вторых, потому, что ее активно использовали представители указанных отраслей. В-третьих, никто ее ни разу не оспаривал - ни в России, ни за рубежом. Соответственно, можно ожидать, что вступление России в ВТО приведет к нашему выигрышу в размере 2,5 млрд. долл.

Вот и поговорим по поводу этого конкретного выигрыша. Никто не спорит: 2,5 млрд. долл. нам не помешают. На эти деньги, например, каждый год можно было бы создавать по десять хорошо оборудованных медицинских центров. Или увеличить на 1000-1500 рублей в месяц пенсию нашим старикам. Но это, конечно, мечты. Потому что любой «финансовый выигрыш» наших экспортеров тут же уходит в оффшоры. Поэтому ни нашей медицине, ни нашим пенсионерам от этого «финансового выигрыша» вряд ли что перепадет. Но сейчас давайте на время абстрагируемся от двух неприятных вопросов: а) каков будет наш «финансовый проигрыш» от вступления в ВТО; б) как будет использован «финансовый выигрыш» в размере 2,5 млрд. долл. И подумаем: нет ли более простых и понятных способов получить вожделенные 2,5 млрд. долл.?

Для этого следует провести инвентаризацию реальных финансовых потерь, которые постоянно, из года в год несет наша экономика и наше общество. Для полной инвентаризации наших «финансовых дыр» потребуется целое исследование объемом в книгу. Пожелаем, чтобы этим занялись: Счетная палата, Минфин (Федеральная службы финансово-бюджетного надзора), Федеральная служба финансового мониторинга, Прокуратура, другие государственные ведомства и организации, выполняющие функции финансового контроля. И не только занялись, но и обнародовали результаты своих изысканий.

В России сложилась уникальная ситуация, при которой наукоёмкие производства высоких переделов, связанные с развитие научно-технического потенциала страны и повышением конкурентоспособности экономики, облагаются одинаковыми налогами с добывающими отраслями. При нынешней опоре бюджета на НДС в качестве основного источника доходов, который больнее всего бьёт именно по наукоёмким и высокотехнологичным производствам с высокой долей добавленной стоимости, вообще нельзя говорить ни о каком развитии производств современного технологического уклада. В среднем, налоговая нагрузка на наукоёмкие обрабатывающие производства в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель в Китае, Индии, Бразилии и большинстве других развивающихся экономиках.

При этом Россия является, пожалуй, единственной крупной экономикой в мире и группе G-20, в которой де-факто существует регрессивная шакала налогообложения доходов населения. Для 70% населения с доходами ниже 20 тыс. рублей совокупная налоговая нагрузка на фонд оплаты труда превышает 43% (13% - НДФЛ, 30% - социальные платежи), тогда как реальная нагрузка на сырьевых олигархов, коррумпированных чиновников и 10% населения, выстроившихся в экономику трубы, она варьируется в диапазоне 5-10%. С учётом ежегодного многомиллиардного вывоза капитала в оффшорные юрисдикции и активное использование дивидендных схем для минимизации налоговой нагрузки, реальный налоговый пресс на 60% бедного населения России в 5-10 раз превышает нагрузку для 10% самых богатых граждан. Другими словами, Россия стала страной, в которой бедные платят за богатых, тогда как официальный разрыв в уровне доходов 10% бедных и богатых превышает 16 раз, а с учётом доходов от предпринимательской деятельности достигает 60-70 раз. [3]

Ни одна из вышеперечисленных проблем российской экономики не будет не только решена после вступления в ВТО, но будет значительно усугублена из-за снятия таможенно-тарифной защиты отечественных товаропроизводителей и целенаправленного отказа властей от возможности повышения общей защищённости отечественной экономики и в особенности наукоёмких производств высоких переделов прямо накануне новой фазы глобальной рецессии.

В связи с этим, рецепты модернизации отечественной экономики и выхода России из системы неэквивалентного внешнеэкономического обмена (в рамках которого страна теряет порядка 12% ВВП или 60% федерального бюджета ежегодно) просты.

А самое главное - экономика живой организм, и обладает инстинктом самосохранения. Когда мы вступим в ВТО, мы лишимся возможности защищать свой рынок цивилизованным образом, при помощи тарифов и квот. Раз так, экономика будет защищать себя нецивилизованным образом: соответствующие барьеры будут воздвигаться при помощи периодических девальваций и усиления коррупции. Словом, присоединение России к ВТО в немодернизированном состоянии не дает никаких выгод.

Чтобы реальный сектор заработал на уровне не ниже западного, необходимо снизить уровень налоговой нагрузки предприятий, ввести в действие механизмы государственной поддержки несырьевых секторов экономики, не запрещенные ВТО, обеспечить доступность долгосрочных дешевых кредитных ресурсов, повысить уровень расходов государства на НИОКР в 2-2,5 раза, заморозить тарифы естественных монополий для промышленных предприятий и в целом перейти к активной стимулирующей денежно-кредитной, налогово-бюджетной, валютно-финансовой, промышленной и научно-технической политике.

Только в этом случае наша экономика сможет противостоять кризисам финансовых рынков и обвалам нефтяных цен.

2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

В результате начавшегося перехода таможенной службы России на международные принципы осуществления таможенной политики процесс государственного таможенного регулирования и контроля постепенно смещается в сферу государственного таможенного сервиса. И этот процесс, после принятия в 2003 г. принципиально нового, прошедшего экспертизу ВТО, Таможенного кодекса РФ, набирает ускорение. В соответствие с концепцией развития таможенных органов и федеральной целевой программой строятся современные пункты пропуска на границе России, совершенствуется организационная структура таможенных учреждений, растет финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности. Поступательно внедряется система электронного декларирования, все большее количество таможен переходят к принципу таможенного оформления в режиме «одного окна», расширяется количество добросовестных участников ВЭД, пользующихся процедурами предварительного уведомления, а также декларирования в упрощенной форме. Существенно сокращены сроки фактического досмотра и оформления товаров и транспортных средств во внутренних таможнях (до одних суток), постепенно уменьшаются «очереди» автотранспорта на государственных границах России. С 2007 г. в стране введена новая современная европейская система декларирования в виде единого административного документа ГТД.

Вместе с тем, в этот период серьезному реформированию были подвергнуты правоохранительные структуры таможенных органов, существенно изменились их роль и место в системе обеспечения экономической безопасности России. Проведенный анализ оперативной обстановки выявил новые угрозы и риски, содержание которых поставило перед правоохранительными органами страны более сложные задачи по обеспечению экономической безопасности, организации борьбы с таможенной преступностью.

Таможенные пошлины играют важную роль в формировании бюджета Российской Федерации. Так, доля доходов от поступлений в федеральный бюджет в кризисном 2008 году практически достигла 35 процентов. В таблице 1 показано, насколько велико влияние пошлин на доходную часть бюджета и какова их роль в ВВП страны. [4]

Хорошо известным фактом в профессиональной среде, является то, что импортные пошлины в России дают более скромный вклад в «корзину» государственных доходов, чем экспортные. Львиную долю всех поступлений от экспортных пошлин в России составляют вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и природный газ. Это обстоятельство еще раз возвращает нас к пониманию того факта, насколько нежелательным для страны был бы отказ от них при присоединении к ВТО. Такая картина, при которой доля доходов, поступающих в бюджет по каналам таможенной службы, составляет около

трети, впрочем, нехарактерна для стран с развитой экономикой. Между тем, Россия присоединялась к ВТО именно в статусе развитого государства.

Оценивая возможные последствия изменений тарифного регулирования для экономики России следует отметить, что принятые на себя Россией обязательства устанавливают лишь верхние предельные значения соответствующих показателей. В какой мере приближаться к этим пределам - зависит только от нашей страны. Применительно к другим аспектам, таким как введение компенсационных и антидемпинговых пошлин, ВТО отнюдь не обязывает своих членов применять эти инструменты торговой политики. Соглашения лишь предоставляют определенные возможности, степень использования которых зависит от умения и желания участников организации.

Таблица 1. Роль таможенных пошлин в формировании бюджета Российской Федерации

годыТаможенные пошлины Импортные пошлины Экспортные пошлиныДоля в доходах федерального бюджетаДоля в ВВПДоля в доходах федерального бюджетаДоля в ВВПДоля в доходах федерального бюджетаДоля в ВВП200519,4 3,56,61,212,82,3200626,1 4,67,51,318,63,3200731,9 6,66,21,325,75,3200834,4 7,75,71,328,76,4200934,9 6,77,71,527,25,2201030,9 5,88,11,522,84,3201128,7 5,28,61,620,13,6

Представляется целесообразным кратко остановиться на базисных правилах членства в ВТО. Так, в соответствии с установленными принципами страны-члены организации взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. Основные правила содержатся в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

По мнению экспертов Европейского Союза, жизнеспособность системы ВТО доказывает не только факт вхождения в нее всех крупных торговых наций, но и существенными экономическими выгодами. Среди которых, снижение протекционистских барьеров для свободного товарообмена, что положительно влияет на социально-экономическую ситуацию в странах-членах организации, а также на жизненно-важные интересы граждан, посредством понижения стоимости жизни.

С точки зрения специалистов МЭРТ России снижение торговых барьеров приведет к удешевлению не только готовых импортируемых товаров и услуг на российском рынке, но и позволит отечественной продукции, в производстве которой используются импортные компоненты, быть конкурентноспособной.

Помимо уменьшения стоимости импортной продукции, расширится ассортимент выпускаемых российских товаров и услуг, которые ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование также дешевеют. Таким образом, импортная конкуренция стимулирует эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, например, с мобильной связью в России. Увеличение экспорта отечественной продукции в свою очередь повышает доходы производителей, налоговые поступления в бюджет.

Проводимая в России политика протекционизма, направленная, прежде всего на поддержку отечественного производителя, как нам представляется, не может решить основных экономических проблем ускоренного развития страны. Напротив, высокие торговые барьеры вызывают в ряде отраслей снижение эффективности производства и качества отечественной продукции. В условиях государственного ограничения импорта происходит неизбежное повышение цен на нее, что негативно отражается на объемах продаж, и в конечном итоге сказывается на благосостоянии населения в целом.[4]

Отмеченная экспертами неэффективность государственного управления на этапе проведения социально-экономических реформ в России ведут к низкой конкурентноспособности, не эффективной производительности труда и снижению темпов экономического роста, что объективно сказывается на уровне жизни абсолютного большинства населения страны. Вместе с тем, тяжелое бремя налогов и таможенных платежей сохраняют для недобросовестных участников ВЭД высокую привлекательность «черных» и «серых» схем ведения теневого бизнеса в России, вынуждая его «бросаться» в стихию контрабанды и недостоверного декларирования.

В свою очередь, как мы установили, в силу этих и иных причин в стране неуклонно растет уровень экономической преступности, а вместе с ней расходы на содержание и численность правоохранительных органов. В тоже время, очевидно, что даже повышение эффективности их деятельности в разы не приведет к разрешению сложившегося в постсоветский период конфликта интересов и социально-экономических противоречий государства и общества.

Вот почему, в числе положительных факторов нашего будущего членства в ВТО может стать устранение, сдерживающих эффективное развитие национального бизнеса многочисленных правовых и административных препятствий, запретов и ограничений, том числе, искусственно созданных неблагоприятных экономических условий хозяйствования. В числе других факторов, влияющих на положительную динамику развития страны, можно выделить создание адекватной системы таможенного-тарифного и валютного регулирования, таможенного контроля. Принятие управленческих решений, связанных с существенным снижением таможенных ставок на ввоз технологического оборудования и товаров, не производимых на территории России, реформой таможенной системы направленной на упрощение таможенных процедур и создание благоприятных условий для расширения экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. В этой связи повышение открытости экономики России в рамках будущего членства в ВТО можно рассматривать как мощные стимулы к диверсификации структуры экономики и привлечения в нее зарубежных инвестиций.

Вместе с тем, оценивая положительные стороны присоединения России к ВТО, необходимо объективно и всесторонне проанализировать, а при необходимости спрогнозировать возможные негативные последствия для экономики, социальной и правовой сферы страны. На основе научного анализа разработать и предложить обществу систему государственных мер (политических, экономических, социальных, информационных, организационных, правоохранительных и иных) по «безболезненному», по возможности, вхождению России в эту международную организацию и ее максимально мягкой адаптации к возможным негативным последствиям.

Остановимся подробнее на содержании возможных правоохранительных мер, связанных с нейтрализацией и управлением возможными угрозами и рисками экономической безопасности в процессе переходного периода вхождения России в ВТО.

В условиях, продолжаюшегося процесса либерализации таможенного дела и рынка околотаможенных услуг, с учетом действия неблагоприятных факторов: открытости государственных границ, высокого уровня преступности, по мнению автора, особую опасность могут представлять поспешные политические решения и уступки, принятые под давлением международных экспертов ВТО об ускоренном выполнении обязательств российской стороной, в том числе по демонтажу и коренному реформированию, сложившихся в России систем организации таможенного контроля и правоохранительной деятельности

В этой связи, нужна концептуально разработанная и согласованная модель поэтапного перехода таможенных органов к новым эффективным формам и методам государственного контроля. По нашему мнению, вектор его развития будет смещаться в направлении создания и развертывания системы т.н. таможенного постаудита, а также управляемого процесса реформирования деятельности таможенных органов.

Представляется, что в прогнозируемых изменениях экономической обстановки, связанной с вступлением России в ВТО, критериями их оценки будет их способность решать следующие приоритетные задачи:

поддержание на должном уровне и повышение эффективности системы правоохранительных и оперативно-розыскных мер по противодействию контрабанде, иным таможенным преступлениям;

дальнейшее совершенствование деятельности информационно-аналитических подразделений таможенных органов по добыванию, накоплению, анализу, обобщению и прогнозированию оперативной обстановки. Активное участие в предупреждении угроз и вызовов экономической безопасности страны путем выявления новых криминальных схем и способов совершения контрабанды, недостоверного декларирования, других таможенных преступлений и правонарушений, а также в формировании новых профилей риска и защищенных таможенных технологий;

создание общенациональной доступной системы надежного и результативного взаимодействия оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов России и зарубежных государств (борьба с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом);

внесение поправок в Федеральные законы, направленных на предоставление таможенным органам права ведения предварительного следствия по уголовным делам о таможенных преступлениях и др.

Представляется очевидным, что в условиях вступления в ВТО таможенная политика России, связанная с отказом от массового использования жестких административных мер, а также мер тарифного и нетарифного регулирования, создания режима таможенного сервиса в формах упрощения таможенных процедур приведет к созданию, требуемых правилами ВТО, благоприятных экономических, правовых и организационных условий для национального и международного бизнеса. Однако указанные меры не могут и не должны проходить в условиях отказа или существенного снижения в ближайшей перспективе уровня государственного таможенного и правоохранительного контроля.

Приведенный анализ тенденций таможенной политики показывает, что в условиях вступления России в ВТО возникает объективная потребность в научном осмыслении и прогнозе вероятного развития процессов и явлений в сфере экономики и таможенного дела, а также всего комплекса проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности страны.

Заключение

Вынесенная в тему курсовой проблема, несмотря на свою актуальность, в настоящее время в теоретическом плане пока мало исследована. Как известно, в условиях процесса распада СССР и появления в 90-е г. ХХ в. на политической карте нового государства - Российской Федерации, страна вступила в затяжную полосу системного кризиса, обусловленного революционной сменой общественно-экономической формации. В этот период создание и становление таможенной службы России проходило в условиях сложной, напряженной и динамичной оперативной обстановки. Противоречивый процесс формирования российской государственности, негативные последствия политического и социально-экономического кризисов, развала предшествующей правоохранительной и судебной системы российский и зарубежный преступный мир максимально использовал в своих противоправных экономических интересах.

В этот период в России в условиях стремительного роста преступности четко обозначилась одна из главных внутренних угроз экономической безопасности - сращивание криминальных структур с банками, организациями, учреждениями и фирмами различных форм собственности, а также с представителями высших и местных органов государственной власти и управления, в том числе правоохранительными. Организованные преступные группы (ОПГ) активно способствовали развалу и последующему разделу промышленного и сельскохозяйственного производства, рынков сбыта, пытались взять под контроль экспорт сырьевых ресурсов и вооружений, импорт продовольствия, подакцизных товаров. Значительный ущерб был нанесен стране в финансово-экономической сфере: в зарубежные банки и оффшорные зоны были незаконно выведены, по оценкам экспертов, более сотни млрд. долл. США. Ажиотажное, практически мало управляемое развитие внешнеэкономических связей России в условиях неразвитости таможенного и налогового законодательства привело в первой половине 90-х гг. к формированию полукриминальной коммерческой околотаможенной инфраструктуры и рынка таможенных, логистических и транспортных услуг, созданию разветвленных международных и внутренних контрабандных каналов.

Во второй половине 90-х годов государству в основном удалось справиться со сложившейся ситуацией: были приняты основы таможенного законодательства, создан ведомственный механизм правового и организационного обеспечения таможенного дела в России. Существенно возросли до 42 % направляемые в доходную часть бюджета страны таможенные платежи. Достигнут определенный прогресс в борьбе правоохранительных органов с таможенными преступлениями. Начало активному процессу интеграции РФ в мировое экономическое хозяйство положили глубокие качественные изменения во внешней и внутренней политике страны в 2001-2007 гг., которые в целом оказали положительное влияние на мировое сообщество и упрочили доверие ведущих зарубежных государств и международных институтов к политическому курсу, проводимому Россией.

Наиболее значимыми макро показателями развития российского государства в этот период стали: выход из перманентного кризиса и стабилизация политико-экономической ситуации, рост ВВП и приток иностранных инвестиций, создание крупных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, снижение уровня инфляции, досрочное погашение основных внешних долгов, укрепление национальной денежной единицы.

Последовательное присоединение России к общепризнанным базисным международным конвенциям, коренная реорганизация таможенной системы страны, в том числе модернизация и кодификация внешне-торгового законодательства, внедрение в практику современных таможенных технологий обусловили прогресс длительных переговоров по вступлению России в ВТО. Достигнуты принципиальные договоренности, предусматривающие особый компромиссный вариант поэтапного вступления России в эту крупнейшую международную экономическую организацию в 2008 -2009 гг.

На этом фоне в условиях дальнейшего развития процессов глобализации и складывающего миропорядка таможенная служба России все в большей степени ориентирована на реализацию в таможенной политике общепринятых и закрепленных в международных конвенциях принципов и норм администрирования. В этой связи основными приоритетными направлениями совершенствования деятельности таможенных органов стали: внедрение в практику общепринятых принципов «содействия торговле», «гармонизации», «транспарентности» таможенных процедур, «рамочных стандартов безопасности» ВТО, системы управления рисками и повышение эффективности таможенного менеджмента.

Список литературы

2.Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2009 г.

3.Делягин М. Вступление в ВТО кончится для России революцией [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://ykolineage.ucoz.ru/publ/mikhail_deljagin_vstuplenie_v_vto_konchitsja_dlja_rossii_revoljuciej/1-1-0-34>

.Делягин М. Что будет с ипотекой и кредитными ставками в ВТО? [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://delyagin.ru/citation/38509.html>

.Делягин М. ВТО: еще одна агрессия против России [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://delyagin.ru/news/3529.html>

.Катасонов В.Ю., О ВТО, или о реальных и мнимых дырах российской экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.kislorod-books.ru/journal/politika/stati/o-vto-ili-o-realnyh-i-mnimyh-dyrah-rossijskoj-ekonomiki-.html>

.Катасонов В.Ю., ПУТИН ОБЕИМИ РУКАМИ ЗА ВТО [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://pbs990.livejournal.com/87717.html>

.Катасонов В.Ю,. ВТО и Россия: о природных ресурсах и преступных сообществах [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00122443.htm>

.Катасонов В.Ю., председатель Русского экономического общества о спектакле под названием: «ВТО - наше всё» [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://kprf.ru/crisis/edros/107583.html>


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!