Традиционный
урок
|
Личностно-ориентированный
урок
|
Обучает
всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков.
|
Способствует
эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личного опыта.
|
Распределяет
учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного
выполнения заданий.
|
Предлагает
учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет учащихся
к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.
|
Старается
заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам
учитель.
|
Стремится
выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию
учебного материала.
|
Предполагает
дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися
|
Ведет
индивидуальную работу с каждым учащимся
|
Осуществляет
планирование деятельности учащихся в определенном русле.
|
Оценивает
результаты работы учащихся, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.
|
Поощряет
учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять
допущенные ошибки.
|
Определяет
правила поведения в классе и следит за их выполнением.
|
Учит
учащихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их
выполнение.
|
Разрешает
возникающие конфликты между учащимися: поощряет правых и наказывает виновных.
|
Побуждает
учащихся обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать
пути их решения.
|
Личностно-ориентированное обучение основывается
на понятии того, что личность представляет собой совокупность всех ее
психических свойств, составляющих ее индивидуальность.
Поэтому целью личностно-ориентированного
образования становится создание условий для полноценного развития следующих
функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать,
оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование самосознания
(образа “Я”); ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за
всё”); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от
других факторов).
У небольшого числа преподавателей можно
наблюдать такой подход практически на каждом уроке. Тщательно спланированный и
продуманный конкретно под особенности каждой группы урок, помогает каждому
учащемуся проявить активность на доступном ему уровне. Именно такой урок дал на
конкурсе «Педагогическая надежда» молодой преподаватель Кадыров Д.С. сумев
привлечь в работу по повторению значений терминов даже членов комиссии
конкурса, которые с удовольствием искали нужный термин по представленному
преподавателем объяснению его значения.
Наиболее исследовано применение ЛОО в современной
школе, оно отражается в трудах таких ученых, как Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова,
Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской. Все исследователи предлагают использование
индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности
каждого ученика.
В своей книге «Технология
личностно-ориентированного образования» И.С. Якиманская предлагает свою
концепцию ЛОО для преобразования существующей образовательной системы. Обращает
внимание на важность использование субъектного опыта учащегося в образовательных
целях. Субъектный опыт - опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его
познания и самопознания, социализации, саморазвития, самореализации. Приводит
примеры документации: карты индивидуального развития, характеристики и справки
об индивидуальных особенностях учащегося, результаты наблюдений.
В области профессионального образования
исследования личностно-ориентированного подхода чаще всего встречается в
практических работах преподавателей. Но и преподаватели профессионального
образования, и исследователи современной школы уделяют в своих работах основное
внимание: моделям концепции, использованию образовательных технологий,
особенностям ЛОО, перечислению качеств, которыми должен обладать педагог и
ценностям которым он должен придерживаться.
«Однако личностный подход еще не стал
доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным
подходом». И большинство наших преподавателей заинтересованных в
более эффективной передаче знаний и не очень заинтересованных, но попадающих
под влияние модных тенденций в образовании используют в своей работе
инновационные педагогические технологии, пользуются современными терминами. Но…
используют их чаще всего бессистемно и на привычном уровне мышления - дать
знания, умения, навыки.
. Модель устоявшегося мышления формирования
навыков
Это устоявшееся мышление основано на
представлении о знании, как наивысшей ценности. В то время как во многих
исследованиях «высказано мнение о том, что в долгосрочной перспективе
эмоциональный интеллект является более значимым фактором успешного общения,
взаимоотношений и лидерства, чем ментальный». Значит и в образовании на первое
место выходит установление определенных взаимоотношений в процессе обучения
преподавателя с учащимся, умение учиться самому, а не его знания, умения,
навыки.
А преподаватели по привычке работают над
умственным интеллектом, формируя знания, и умения, которые должны перерасти в
навыки. Представление об учащемся, как «объекте» получения знаний незаметно превращает
его в существо, которого нужно побуждать к действию и контролировать.
Это порождает неосознанное использование моделей
контроля индустриальной эпохи, которые сводят применение элементов
личностно-ориентированного обучения к нулю. Эпоха работника интеллектуального
труда предъявляет к преподавателям требования научиться новому образу мышления,
освоить новые технологии обучения не на фрагментарном, а на естественном уровне
применения.
Процесс освоения преподавателями инновационных
технологий движется, а с формированием нового образа мышления у большинства
преподавателей возникают проблемы. Мы знакомимся с требованиями
личностно-ориентированного обучения; знаем, что необходимо опираться на
субъективный опыт ученика, а так же учитывать индивидуальную избирательность
ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала; знаем, что важно
изучать личность ученика, выявляя его психофизиологические особенности,
интересы, жизненные ценности, личные потребности и т.д. Мы знаем о важности
оценки не только итоговых знаний, но и усилий учащегося.
Знаем, но не понимаем, т.к. знать, но не
использовать, значит не понимать. И в результате нам некогда использовать такой
обширный арсенал методов, т.к. наша жизнь наполнена и другими важными для нас
вещами. Нам некогда выстраивать отношения с учащимися, но именно отношения в
эпоху интеллектуального работника выходят на первый план, образуя основу нового
мышления. Именно отношения, возникающие с учащимся, и выстраиваемые педагогом
помогают на современном этапе, учитывая его индивидуальные особенности,
организовать процесс получение знаний и формирование умений самим учащимся для
образования необходимых навыков.
3. Модель нового мышления формирования навыков
Для того, чтобы каждый учащийся обрел свободу
мышления и свой «голос» важно опираться в обучении по отношению к учащемуся на
парадигму целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека
как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности учащегося,
как целого человека - жить (тело), любить (сердце), учиться (разум), оставить
наследие (дух). А для этого поступать с ним по справедливости (тело),
обращаться с ним хорошо (сердце), использовать его творчески (разум), чтобы
учащийся понял, в чем состоит его служение человеческим потребностям на основе
принципов (дух).
Парадигма целого человека
А для такого развития учащегося у каждого
преподавателя должно быть сформировано новое мышление по отношению к себе на основе
парадигмы целого человека имеющего не только тело и разум (парадигма человека
как существа), но и сердце и дух, нужно удовлетворить четыре потребности
преподавателя, как целого человека - жить, любить, учиться, оставить наследие.
А для этого администрации учебного учреждения должна поступать с ним по
справедливости, обращаться с ним хорошо, использовать его творчески, чтобы
преподаватель понял, что его служение обществу в организации обучения каждого
учащегося на основе личностно-ориентированного обучения должно опирать на
принципы и осознание своей миссии. Поэтому новое мышление важно сформировать не
только у преподавателей, но у большинства современных людей.
Вот тогда и произойдет прорыв в образовании и в
эпохе работников интеллектуального труда производительность по сравнению с
эпохой индустриализации поднимется выше в 50 раз.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Личностно
ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. - Ростов - на - Дону,
1997.
. Каримов И.А. Все наши
устремления и программы - во имя дальнейшего развития Родины и повышения
благосостояния народа. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании
правительства по итогам социально-экономического развития страны в 2010 году и
важнейшим приоритетам на 2011 год./ Народное слово, № 16 (5153) от 22.01.2011г.
. Кови Ст.Р. Восьмой навык:
От эффективности к величию/Стивен Р. Кови; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес
Букс, 2007.
. Психолого-педагогический
словарь/ Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: «Соврем. Слово», 2006.
. Якиманская И.С. Технология
личностно-ориентированного образования. - М: «Сентябрь», 2000 г.