Конструкция выходного вала редуктора

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    247,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конструкция выходного вала редуктора

Техническое задание

Рассчитать и спроектировать узел выходного вала редуктора привода галтовочного барабана для снятия заусенцев после штамповки по схеме, показанной на рисунке и данным, приведенным в таблице согласно варианту.

Привод не реверсивный. Нагрузка близка к постоянной. Ресурс работы редуктора 25000 час.


Введение

Привод состоит из электродвигателя, ременной передачи, редуктора и муфты. Вращение от электродвигателя через ременную передачу и редуктор передается галтовочному барабану.

Данный привод обеспечивает согласование частоты вращения электродвигателя и ведущего вала галтовочного барабана. Редуктор и ременная передача дают выигрыш во вращательном моменте и уменьшают частоту вращения.

В курсовом проекте рассчитывается и разрабатывается конструкция выходного вала редуктора.

1. Кинематический расчет привода

Требуемая мощность привода от галтовочного барабана, кВт


где Тг.б. - вращающий момент на барабане, Н×м;

nг.б. - частота вращения барабана, об/мин.

Коэффициент полезного действия привода [1,2]

h = hрем×h3пк×ηм·ηзп = 0,96· 0,993 · 0,97· 0,98 = 0,9,

где ηрем = 0,96; - кпд ременной передачи,

ηпк = 0,99; - кпд пары подшипников качения,

ηм = 0.97; - кпд муфты;

ηзп = 0,98; -кпд зубчатой передачи.

Требуемая мощность электродвигателя, кВт

Ртр = Рг.б./η = 2,68/0,9 = 2,97.

По таблице 18.36 [1] принимаем электродвигатель серии 4А марки 90L2/2840, имеющий мощность Рэл = 3,0 кВт и частоту вращения nэл = 2840 об/мин.

Передаточное отношение привода

 = iрем·iред = nэл/nг.б. = 2840/160 = 17,75.

Принимаем передаточное отношение редуктора iред = 3,5, тогда

iрем = i/iред =17,55/3,5 = 5.

Дальнейший расчет ведем по мощности, развиваемой электродвигателем.

Вращающий момент, развиваемый электродвигателем

Тэл = 9550·Рэл /nэл =9550·3/2840 = 10,1 Н·м.

Момент на выходном конце вала редуктора, Н·м

Т = Тэл iрем·iред×h2пк×ηм·ηзп =10,1·5·3,5·0,98·0,97·0,992 = 164,67.

Момент на зубчатом колесе ведомого вала, Н·м

Т2 = Тэл·iрем·iред×hпк×ηм·ηзп = 10,1·5·3,5·0,98·0,97·0,99 = 166,34.

. Выбор материала, термической обработки, определение допускаемых контактных напряжений и напряжений изгиба

По таблице 2.1 [1] принимаем для шестерни сталь 45, средней твердостью 270НВ, термическая обработка - улучшение. Для зубчатого колеса принимаем сталь 40, средней твердостью 200НВ, термическая обработка - улучшение.

По техническому заданию режим работы привода - постоянный, поэтому коэффициенты долговечности КHL при расчете по контактным напряжениям и КFL при расчете по изгибу принимаем равными единице.

По таблице 2.2 [1] определяем допускаемые контактные напряжения и допускаемые напряжения изгиба:

1,8·270 + 67 = 553 МПа;

1,8·200 + 67 = 427 МПа;


. Расчет зубчатой передачи

Проектный расчет


где = 43 - коэффициент для косозубой передачи,

- коэффициент концентрации нагрузки, при скорости V<15 м/с и Н<350НВ зубья прирабатываются, поэтому КНb=1,0 (стр.15[2]);

fва - коэффициент ширины венца, принято fва=0,37 при симметричном расположении колес относительно опор (стр.15[2]).

По таблице 19.1[2] принимаем стандартное значение межосевого расстояния =125мм.

Модуль передачи

m = (0,01…0,02) = (0,01…0,02)125 = 1,25…2,5мм.

Принимаем стандартное значение модуля из первого ряда m=2мм (стр.16[2]).

Суммарное число зубьев передачи

zS =2/m=2·125/2=125.

Числа зубьев z1 шестерни и z2 колеса

z1 = zS/(u+1) = 125/(3,5+1) = 28;2 = zS - z1 = 125 - 28 = 97.

Фактическое передаточное число

ф = z2/ z1 = 97/28 = 3,5.

Отклонение от требуемого значения


что лежит в допускаемом пределе.

Фактическое межосевое расстояние

.

Основные геометрические параметры шестерни и колеса:

·   делительные диаметры


- диаметры окружностей вершин


·   диаметры окружностей впадин



Проверочный расчет

Расчетные контактные напряжения

= 452,37 МПа,


где коэффициент распределения нагрузки между зубьями, для косозубой передачи

 - коэффициент динамической нагрузки, для косозубой передачи при твердости ≤350НВ КНV=1,2 (стр.20 [2]);

КНb - коэффициент концентрации нагрузки, принимаем по таблице 2.3 [1] в зависимости от fd = b2/d1 = 47/56 = 0,8 и симметричном расположении колес твердостью ≤350НВ.

Проверка зубьев по напряжениям изгиба.

Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни и колеса:

sF2=KFa·Yb·KFb·KFV·YF2·Ft/(b2·m)=0,9·1·1·1,2·3,61·1714,84/(47·2)= 71,13МПа;

sF1= sF2· YF1/ YF2 = 71,13·3,88/3,61 = 76,45МПа,

где KFa = 0,9; Yb = 1 - для косозубых передач;

KFb = 1 при V<м/с и Н<350НВ (стр.19 [2]);

YF1=3,88 и YF2=3,61- коэффициенты формы зуба по таблице 2.5 [2]

Условия прочности по контактным напряжениям sН≤ [s]Н и по напряжениям изгиба sF≤ [s]F выполняются, значит спроектированная передача будет работоспособна.

Определим усилия в зацеплении:

Ft = 1714,84 H - окружная сила;

Fr = Ft·tg20º = 1714,84×0,364 = 624,2H - радиальная сила;

FM = 125∙11,92 = 1489,81Н - консольная нагрузка от муфты.

. Расчет тихоходного вала

Проектный расчет

Диаметр выходного конца вала при расчете по пониженным допускаемым напряжениям


По таблице 7.1 [1] принимаем стандартное окончание вала по ГОСТ 1208-66: d=28мм и длину консольной части вала L=42мм.

По таблице 7.2 [1] принимаем высоту буртика t>2f =2·2 = 4мм.

Получаем диаметр под манжету и подшипник dп = d+4f = 28+4·2 = 36мм. Принимаем стандартное значение dп=dманж=32мм.

Диаметр вала под ступицей колеса принимаем dст=36мм.

Линейные размеры вала получаем при конструировании узла выходного вала.

Проверочный расчет

Рассчитываем выходной вал под ступицей колеса и в месте установки подшипника в опоре В.

Расчетная схема вала представлена на рисунке 1.

Реакции опор:

вертикальная плоскость YOZ

ΣMA=0; - RВу·(a+b) + Fr·a = 0;

ΣMB=0; RAy·(a+b) - Fr·b = 0;

·

горизонтальная плоскость XOZ

ΣMA=0; Ft·a - RBх·(a+b) + FM·(a+b+c) = 0;

ΣMB=0; RAx·(a+b) - Ft·b + FM·с = 0;


Суммарное значение реакций опор


Изгибающие моменты:

вертикальная плоскость

ΣMA=0; MD= RAy·a =315,82·41,5 = 13106,53H·мм;

- горизонтальная плоскость

ΣMA=0; MD= RAx·a = 267,46·41,5 = 11099,59H·мм;

MB= FM·с =1489,81·64 =95347,84Н·мм.

Суммарные значения изгибающих моментов

МВ = 95347,84 Н·мм.

Проверяем запас прочности в сечении, проходящем через точку D, где действуют изгибающий момент МD = 17175,04 Н·мм и вращающий момент Т =166,34 Н·м = 166340Н∙мм.

Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза.

Принимаем для вала сталь 35 твердостью 163…192НВ с пределами выносливости s-1=235Мпа и τ-1=110МПа.

Амплитудные напряжения в опасном сечении

sa=sиD/W=18989,6/0,1d3=17175,04/0,1·363=3,68МПа;

τa=0,5τK=T/2WK=T/2·0,2d3=166340/2·0,2·363=8,91МПа,

где W=0,1d3 - осевой момент сопротивления сечения;

WK=0,2d3 - полярный момент сопротивления сечения.

Пределы выносливости (s-1)D и (τ-1)D вала в рассматриваемом сечении

(s-1)D = s-1/(Кs)D = 235/1,88 = 124,78МПа;

-1)D = τ-1/τ)D = 110/1,4 = 77,6МПа.

В этих формулах значения эффективных коэффициентов концентрации приняты по таблицам 7.15 и 7.16 [1]; значение KF коэффициента влияния шероховатости принято по таблице 7.11 [1]; значение KV коэффициента влияния поверхностного упрочнения принято по таблице 7.12 [1].

Запас прочности в сечении В


где Ss и Sτ - коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям, определяемые по формулам [2]:

Проверяем запас прочности вала в сечении, проходящем через точку В, где установлен подшипник.

Концентрация напряжений здесь обусловлена напресовкой на вал подшипника. В сечении действуют изгибающий момент МВ=95347,84МПа и вращающий момент Т=142050МПа. Диаметр вала под подшипником dП=30мм.

Амплитудные напряжения цикла:

sa = М/W = М/0,1d3 = 95347,84/0,1·323 = 29,1МПа;

τa = T/2WK = 142050/2·0,2·323 = 10,84МПа.

Пределы выносливости вала

(s-1)D = s-1/(Ks)D = 235/1,13 = 206,87МПа;

-1)D = τ-1/(Ks)D = 110/1,2 = 90,75МПа,

где коэффициенты концентрации напряжений

s)D =

τ)D =

Запас прочности сечения


где коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям определяем по формулам:


Таким образом, прочность вала в опасном сечении обеспечена.

5. Подбор подшипников качения выходного вала на заданный ресурс

привод редуктор подшипник вал

По таблице 18.28 [1] принимаем предварительно подшипники №306, которые имеют соответственно динамическую и статическую грузоподъемности Сr=22кН и Сr=15,1кН.

Расчет ведем по наиболее нагруженной опоре В.

Эквивалентная нагрузка

РrB= V·FVB·Кб·КТ= 1·3351,17∙1·1=3351,17 Н,

где V - коэффициент вращения, при вращающемся внутреннем кольце V=1; Кб=1 - коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки по таблице 6.3 [1]; КТ=1 - температурный коэффициент при t < 100ºС.

Долговечность принятого подшипника


где n = n2 = 190об/мин; - частота вращения вала, на котором установлен подшипник; m=3; - показатель степени для шарикоподшипников.

Так как расчетная долговечность больше требуемой по техническому заданию, то подшипник пригоден для работы.

. Расчет шпоночных соединений тихоходного вала

На консольном участке вала устанавливаем шпонку со скругленными торцами bхh = 8x7 мм.

Определяем необходимую (расчетную) длину шпонки, приняв допускаемые напряжения смятия [σ]СМ=135МПа:


Длина шпонки l = lp + b =26+8=34мм, принимаем стандартную длину l=36мм. По таблице 18.19 [1] принимаем в зависимости от диаметра вала сечение шпонки bхh = 10х8мм.

Определяем расчетную длину шпонки при допускаемом напряжении [σ]СМ=135МПа:


Длина шпонки l=lр + b = 13,7 + 10 = 23,7 мм.

По таблице 18.19 [1] принимаем стандартную длину шпонки l=28мм.

. Выбор смазочных материалов

По таблице 8.1 [1] для контактных напряжений 600 МПа и окружной скорости меньше 2 м/с требуется вязкость масла 34·10-6м2/с.

Такую вязкость имеет индустриальное масло И-30А.

Список литературы

1.       Решетов Д.Н. Детали машин. - М.: Машиностроение, 1974.- 656 с.

2.      Кудрявцев В.Н. Детали машин. - Л.: Машиностроение, 1980. - 464 с.

3.      Устюгов И.И. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1981. - 399 с.

4.      Ковалев Н.А. Прикладная механика. - М.: Высшая школа, 1982. - 400 с.

5.      Иосилевич Г.Б. и др. Прикладная механика. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с.

6.      Куклин Н.Г., Куклина Г.С. Детали машин. - М.: Высшая школа, 1987. - 383 с.

7.      Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. - М.: Машиностроение, 1988. - 416 с.

8.      Дунаев И.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование. - М.: Высшая школа, 1990. - 399 с.

9.      Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. - М.: Высшая школа, 1991. - 432 с.

10.    Степин П.А. Сопротивление материалов. - М.: Высшая школа, 1979. - 312 с.

. Методические указания с заданиями к курсовому проекту по деталям машин для студентов не машиностроительных специальностей. - Уфа, изд.БГУ, 2003 - 36 с. Составители: Райский В.В., Калимгулов А.Р.

. Зубчатые и червячные передачи. Расчеты на прочность. Методические указания к курсовым и дипломным проектам. - Уфа, изд. БашГУ, 2005 - 40 с.

Похожие работы на - Конструкция выходного вала редуктора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!