История возникновения институтов семьи

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История возникновения институтов семьи

Введение

Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи - наиболее развитая отрасль социологического знания. Институт семьи всегда являлся одной из главных вопросов, которые изучает социология, так как институт семьи в социологии играет в истории человечества ведущую роль.

Как нам известно - семья это ячейка общества, малая социальная группа. Через семью сменяется поколение и продолжается род. Именно семье принадлежит исключительная роль в воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передачи опыта, набравшегося предыдущими поколениями. Взаимодействуя со всеми сферами общественной жизнедеятельности (экономика, политика, право, духовная культура), семья изменяется и развивается, прежде всего, под влиянием общественно-экономического процесса. В то же время ее развитие обладает относительной самостоятельностью.

Характер такого сложного социального явления, как семья определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и трансформируется вместе с обществом, оставаясь при этом его постоянным элементом. В настоящее время изменения социокультурной среды резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, происходит разрушение основ традиционной семьи. В современной России появляются новые формы семейно-брачных отношений, которые отвечают новым социальным, политическим и экономическим потребностям российского трансформирующегося общества. Это, собственно, и является актуальностью данной работы.

Цель работы: изучение семьи и брака, как общественных институтов.

Задачи:

рассмотреть историю семьи и ее эволюцию в традиционном обществе.

рассмотреть сущность понятий института семьи и брака, в том числе типы брака и функции семьи.

1. История возникновения институтов семьи

Семья - одно из старейших социальных образований в истории человечества. С неолитической революцией связан переворот, произошедший во всех сферах человечества (7-3 тыс. до н. э.), переход от охоты и рыболовства к собирательству, земледелию, металлургии, металлообработке.

Социальная организация в обществах характеризовалась семейной общиной (малой локальной группой, кланом). Базой семейной общины являлись родственные отношения, объединяющие, как правило, несколько поколений. Эту организацию определяют как родовой строй. В таком обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Брачно-семейные отношения простирались от моногамных до гаремных форм семей.

Неолитическая революция приводит первобытное общество к финальному рубежу - социальному расслоению общества, появлению классов, зарождению государства, права. Поселения общинников превращаются из родовой общины в соседскую общину. При этом, семья, как социальный институт, сохраняется, хотя ее сущность видоизменяется по мере постепенного перерастания первобытного общества из раннеклассового государства в рабовладельческое и феодальное. Если раньше начала были направлены на гармонию человека и природы, на его воспроизводство, как биологического вида, то теперь настал «демографический взрыв», необходимы для существования и расцвета цивилизации. На смену практики выборности и сменяемости вождей приходит практика присвоения должностей и передаче их по наследству своим потомкам. Происходит узурпация государственной власти наиболее сильным экономическим классом и превращение его в политический господствующий класс. В обществе в целом и в семье отношения между мужчинами и женщинами стали строиться по формуле «власть - подчинение». Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почётного положения, закабалена и превращена в рабу его желаний, в простое «орудие деторождения». В дальнейшем под влиянием многих факторов в структуре семьи и в формах ее функционирования появился целый ряд различий господства мужа над женой, характерный и для некоторых цивилизаций на сегодняшний день.

В 19-20 вв. выяснилось, что в истории человечества были общества, где мужчина и женщина были равны, но при этом полностью игнорировалась возможность существования обществ, построенных не по модели господства, а по модели партнёрства.

В 60-е года 20 века стала формироваться новая теория культурной революции. По этой теории: первоначальным направлением культурного развития на Земле было обретение партнёрства, но после периода хаоса направление культурной эволюции человечества было повернуто вспять. Поклонение животворящим и питающим силам вселенной было прервано, люди стали поклоняться «убийственной силе клинка», более всего способной установить или навязать отношения господства.

Проблема семьи, как социального института стала интересовать общественное мнение развитых стран лишь на рубеже 19-20 вв. Толчок в этом направлении дала Французская революция, провозгласив свободу собственности среди всех прав и свобод человека, декларация прав человека и гражданина, а вслед за ней Гражданский кодекс Наполеона. Семейное имущество теперь было сосредоточено в руках главы семьи, которым был объявлен муж. Теперь он решал: работать ли жене по найму, становился собственником заработанных ею денег и распределял их.

Английское общее право рассматривало брак, как особый вид контракта, где права и обязанности сторон определялись не ими самими, а закреплялись государством. В основу были положены идеологические стереотипы о половых ролях, выполняемые мужем и женой в браке. В результате в США была взята на вооружение колонистская концепция семейного права, по которой муж и жена - некоторое правовое единство. Так как муж нес ответственность за жену, он мог ее и наказывать, корректировать ее действия. Муж оплачивал долги жены до брака и содержал ее. Иными словами женщина, все равно, оказывалась зависимой от мужчины и создавалась видимость ее недееспособности.

В царской России семейное право складывалось под воздействием «Домостроя». Согласно ему выдвигалось требование: «жена да убоится мужа своего». Мужья имели право подвергать наказанию непослушных жен. Революция освободила граждан России от национального гнета, сословного неравенства. Ликвидировала она и институты главы семьи. В 1917 году были изданы: Декрет о гражданском браке, о детях, о ведении книг и о расторжении брака. Произошла отмена законов, ставивших женщину в неравноправное положение с мужчиной, в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, при выборе места жительства.

К началу 20 века принимаются законы, уберегавшие имущество жены и дающие право женщинам самим распоряжаться своими доходами, нести по ним ответственность, быть наравне с мужем попечителем своих детей, а также иметь по отношению к ним равную с мужем власть, права и ответственность.

В 20 веке в США и в других странах общего права брак стал рассматриваться, как контракт равноправных граждан. За мужем закреплялась обязанность добывать средства, за женой - ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. Количество работающих по найму женщин увеличивалось, и обязанность мужа содержать семью стала трансформироваться в общественном сознании в признание за ним роли основного кормильца семьи. В 20 вв. на севере Европы стали появляться семьи с работающими весь рабочий день кормильцами (мужем и женой) и с детьми, которые ходили в детские учреждения. Однако при всех условиях такого рода трансформации ущемлялись интересы женщин, так как, работая наёмно, женщина должна была дома выполнять объём работ, не очень отличающийся от объёма, который выполнял её муж на работе.

В целом после 2-ой Мировой войны структура семьи перетерпела весьма существенные изменения. Появились семьи, в которых люди жили и без регистрации брака, в Скандинавских странах законодательно стали признаваться однополые супружеские союзы, в Алжире и Египте царит моногамия. В Юго-Восточной Азии личные права мужчин и женщин (семейные проблемы) отнесены к компетенции религиозных общин, что противоречит большинству конституций стран этого региона. Аналогичная ситуация возникла и в Африке.

Раньше думали, что семьи развивающегося мира будут приближаться к западному образцу, а получилось, что в развитых странах эволюция семьи сближалась с нормами развивающихся стран. Например, отсрочка браков при широком распространении сожительства (до или вместо законного брака), высокие показатели нестабильности браков, а также социальная легализованность нестабильных отношений между мужчиной и женщиной - краткосрочных браков. Изложенные выше процессы поставили мировое сообщество перед необходимостью выработки приемлемой с международно-правовой точки зрения и отражающей национальные интересы и ценности семейной политики. В наиболее общем плане есть основания считать, что такая семейная политика должна носить многоцелевой характер, то есть быть рассчитанной одновременно и на укрепление семейных ценностей, и на улучшение экономического положения нуждающихся семей, и на облегчение сочетания профессиональных и семейных обязанностей обоих супругов, и на стабилизацию или повышение рождаемости. На принципе учета всех этих целей была построена Конвенция ООН 1979 года «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины».

2. Институты семьи, их формы, типы и функции

Для лучшего понимания семьи, как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями личности в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрепоколенные (дед, бабка, старший, младший) и так далее.

Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также воспитание детей и поддержание существования членов семьи.

Семья как социальный институт выделяется из всей системы существующих в обществе институтов. Тяжело найти другой социальный институт, в рамках которого удовлетворялось бы такое число общезначимых и повседневных потребностей. Семья выступает основным носителем культурных образцов, передаваемых по наследству, в ней человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Семьи бывают нескольких форм. Преобладающей формой является нуклеарная семья, то есть супружеская. Её основу составляют муж и жена, связанные брачными отношениями и их дети, которые от них зависят. Вторая форма семьи - родственная семья. Она основана не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого количества родственников. Именно поэтому ее зачастую называют расширенной семьей. Но в последнее время наблюдается разрушение родственных связей, в связи, с чем нуклеарные семьи превосходят по своей численности родственные.

Также бывают семьи, которые имеют общее домашнее хозяйство и общих детей, но которые не оформлены юридически. В последнее время в развитых странах превалируют семьи, которые не регистрируют брак.

Неполные семьи - семьи, где отсутствует один их родителей или где дети живут без родителей вообще, а с бабушками и дедушками.

Институт семьи различен в каждом обществе и отражает специфику этого общества. Но, не смотря на разницу между обществами, всем им присуща одинаковая черта. Если сравнивать человеческий мир с животным миром, то можно смело сказать, что дети нуждаются в опеке родителей в рамках гораздо большего времени, чем животные. Порой этот этап зависимости ребёнка от родителей растягивается до восемнадцати лет. В этот период он нуждается в материальной и социальной поддержке взрослых.

В социологии выделяют три основных типа семьи:

. Традиционная (патриархальная) семья. В этом понятии укладывается существование под одой крыше минимум трёх поколений, и главная роль отводится самому старшему члену семьи мужского пола. Для такой семьи характерна зависимость женщины от мужчины, распределение ролей следующим образом (мужчина - кормилец, жена - хозяйка), признание безусловного приоритета мужчины.

Нетрадиционная семья. В этом типе семьи мужчина опять же лидер и семейные обязанности разграничены, но не подкреплены экономическими основаниями. Этот тип семьи социологи считают эксплуататорским, поскольку женщина получает равные права с мужчиной на общественный труд, но получает право на домашний труд. Занятия по дому считаются её обязанностями.

Эгалитарная семья - семья равных. Для такой семьи присуще равномерное распределение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозависимость супругов в решении бытовых проблем, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, эмоциональная насыщенность отношений.

Жизнедеятельность семьи как социального института завязана на выполнении определенных функций.

С.С. Фролов рассматривает такие функции семьи, как:

Репродуктивная функция - одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и к социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно не одобряются. Поэтому появление ребёнка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.

Функция сексуального регулирования - семья главный институт, через который общество упорядочивает, управляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом как нигде наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).

Функция социализации - несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, несомненно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования, как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребёнок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах другие модели поведения.

Функция эмоционального удовлетворения - к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных говорит о том, что самые серьезные преступления и другие негативные отклонения чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, кто был воспитан в детских домах без любви матери и отца. Они в гораздо большей степени подвержены болезням, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств, близким людям является необходимым жизненным элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

Статусная функция - каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего такие важные статусы, как национальность, место в городской или сельской культуре и другие. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляют ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и зачастую определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может меняться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.

Экономическая функция - ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае, если у него возникают экономические трудности. Эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организации жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В «сфере домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются необходимые предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма ухода от них. За годы экономических реформ в нашей стране активизировалась собственно экономическая составляющая этой функции семьи. У этой активизации две стороны: первая - возрастание значимости финансового обеспечения семьи, вторая - появление и рост числа семейных предприятий в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности (то есть превращение части семей из потребительских ячеек общества еще и в производственные).

3. Институт брака, его формы

Брак, образно говоря, является воротами в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, ещё и социальной организацией.

Брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви, называется гражданским браком. Иногда гражданским называют нерегистрируемый брак. Такой брак государство приравнивает к сожительству, т. е. к длительной и случайной половой связи. Нерегистрируемый брак, в случае его распада или смерти одного из супругов, создает юридические трудности при решении вопросов наследования и раздела имущества. Жертвенными фигурами при нерегистрируемом браке часто оказываются дети. Как отмечают социологи, число семей, предпочитающих не регистрировать свой брак, имеет тенденцию к увеличению.

Существуют такие виды брака, как эндогамия и экзогамия. При эндогамии партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы. Причем чужой группой может быть не только чужой род, племя или клан, но и социальный класс, раса, нация и так далее. Представители высших социальных слоев нередко стараются не выдавать своих дочерей или сыновей за людей более низших социальных групп или сословий. Принадлежность к другой расе или нации также может служить препятствием к заключению брака. Мононациональный и внутриклассовый брак надо считать разновидностью эндогамии.

Критерием выделения неравного брака выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Неравным называют брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной женщины, аристократки и плебея. Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак. Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака

Покупной брак предполагает внесение платы за будущую супругу. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь. Позднее появляется такая форма покупного брака, как выкупной брак. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или родителей было уже недостаточно, требовалось заключение договора (контракта), где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Насильственная выдача замуж малолетних девочек называется детским браком. Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания - откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: умыкание (похищение) невесты; умыкание (похищение) жениха. Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

В особую группу выделяют ранние браки. Они заключаются между молодыми людьми моложе 18 лет. Для того, чтобы молодым разрешили сочетаться законным браком, у них должна быть серьезная причина - беременность либо совместная жизнь. В России каждый год в брачный союз вступают около 84,4 тысяч юных граждан. Как правило, эти браки распадаются также стремительно, как и заключаются. Вероятность развода между лицами в возрасте до двадцати лет в два раза выше, чем при вступлении в брак после этого возраста. Меньшая стабильность ранних браков связана с проблемами детей, появляющихся в ранние годы, экономическими сложностями и отсутствием полного представления о желаемом партнере, которое окончательно складывается, в среднем, к 25 годам.

Брак по расчёту - противоположность браку по любви. В нем отсутствует главное - чувство любви. Основным стимулом является получение материальной выгоды, разного рода социальных благ одним из супругов за счет другого. Разновидностью брака по расчету можно считать международные браки. Многие граждане хотели бы переселиться за границу и жить в более цивилизованной стране. Таким каналом иммиграцией служит брак с иностранцем или иностранкой. Сегодня просматривается тенденция увеличения количества международных браков. Русские женщины выходят замуж за иностранцев чаще, чем наши мужчины женятся на иностранках. Нередко такие браки заканчиваются разводами, но цель - выехать за рубеж - в этом случае бывает достигнутой.

Брак по сговору, брак по любви, брак по расчёту, брак по рекомендации посредников. Посредники - друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах Востока, в частности в Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников - 37,5 %, по знакомству друзей - 24,1 %, по личному знакомству - 12,7 %, прочих браков - 1,6 %.

Гостевой брак. Этот термин пришёл из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.

Брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относятся вопросы о владении имуществом, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

семья брак расторжение институт

Заключение

В современном обществе наблюдается процесс ослабление семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи заменились ролевыми. При ролевых ролях подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами, стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны оно способствовало росту самосознания женщин, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и к увеличению уровня смертности. Следовательно, на сегодняшний день существует острая проблема институтов семьи и брака. Для решения этой проблемы недостаточно создания более благоприятных условий и предоставления большего числа благ семьям со стороны государства. Эти проблемы, скорее всего, можно решить переменой сознания людей, участвующих в институтах семьи и брака.

Список литературы

1. Андреева И.С., Гулыга А.В. Семья: Книга для чтения. - М.: Алгоритм, 2005 г. - 591 с.

. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Элементарный курс. - М.: Гардарики, 2002 г. - 414 с.

. Семенов Ю.И., Происхождение брака и семьи, Изд. 2, доп. - М.: Красанд, 2010 г. - 312 с.

Похожие работы на - История возникновения институтов семьи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!