Информационные системы и технологии таможенных органов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационные системы и технологии таможенных органов

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа направлена на исследование Информационных систем, технологий и ресурсов в Таможенных органах, нововведения, которые привносят информационные технологии в осуществление Таможенной деятельности.

Актуальность работы обусловлена высокой ролью Информационных систем, технологий, в связи с их частым использованием в Таможенных операциях, которые способствуют развитию и упрощению ведения внешнеэкономической деятельности.

Цель работы: изучить Информационные системы и информационные технологии таможенных органов, рассмотреть цели и задачи таможенных операций, которые применяют информационные системы и технологии, выявить влияние Информационных систем и технологий на Внешнеэкономическую деятельность и сотрудничество, а также рассмотреть совершенствование информационных систем и информационных технологий в Таможенном деле.

Работа состоит из 43 страниц, содержащая 3 раздела. В первом разделе раскрываются понятие информационных систем, информационных технологий и средства их обеспечения, а так же Таможенные операции, совершаемые с помощью информационных систем и информационных технологий. Во втором разделе рассматриваются Информационные ресурсы Таможенных органов. В главе разъясняется понятие Информационных ресурсов, а так же анализируется функционирование информационных систем в Таможенных органа, а так же описывается защита информационных систем в Таможенных органах, методы и способы защиты информации, Концепция информационной безопасности. В третьем разделе предлагается к рассмотрению совершенствование информационных систем в Таможенном деле, возможные пути развития информационных систем и технологий, а так же Концепции развития таможенных органов Республики Беларусь.

К основным используемым литературным источникам, которые использовались в данной курсовой работе, относятся книги таких авторов, как Бекяшев К.А, Моисеев Е.Г., Ершов А.Д., Афонин П.Н., а также статьи из периодических изданий, нормативные акты, учебные пособия и электронные ресурсы.

Теоретические основы функционирования информационных систем в Таможенных органах

1.1 Понятие информационных систем, информационных технологий и средства их обеспечения

Современную стадию развития человечества можно в полной мере назвать информационной. Возможности по влиянию на процессы, происходящие в экономике, в политике, государственном управлении, определяются уже не только наличием или отсутствием тех или иных полномочий, но и, прежде всего, обладанием актуальной, достоверной и полной информацией, а также возможностями по ее быстрой и качественной обработке (сбору, поиску и сообщению).

Конечно, во все времена значения и влияния на общество было больше у того, кто больше знал. Однако за последнее столетие произошли существенные изменения в информационной сфере. С одной стороны, объемы информации увеличились многократно и упростились возможности фиксации этой информации на материальных носителях, с другой, снизилось качество зафиксированной на материальных носителях информации.

Для управления этими процессами все активнее развиваются информационные технологии, то есть процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Совокупность информационных технологий, обеспечивающих обработку информации, и самой этой информации, содержащихся в базах данных (информационных ресурсов), называется информационной системой [1].

Развитие информационных систем и информационных технологий рассматривается в современном мире как один из ключевых элементов технологической модернизации.

Таможенная деятельность неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Эффективность регулирования и управления торговыми отношениями всегда определялась качеством технологий обмена, обработки, учета и накопления экономической информации.

Понятие информации является чрезвычайно емким и широко распространенным, особенно в настоящее время, когда информатика, информационные технологии, компьютеры сопровождают человека чуть ли не с рождения.

Сам термин «информация» происходит от латинского слова information -разъяснение, осведомление, изложение. В широком смысле информация - это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектами хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную задачу.

Информация - важнейший стратегический ресурс. Информационное поле внешнеэкономической деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки.

Под технологией в широком смысле понимают науку о производстве материальных благ, включающую три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный - орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный - кадры и их организацию. В более узком промышленном смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом труда в целях получения конечного результата.

Под информационной технологией понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Особенность информационных технологий состоит в том, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиям труда - средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами.

Понятие информационной технологии неотделимо от среды, в которой она реализована, т.е. от технической и программной среды. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий.

Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:

создание средств накопления больших объемов информации на машинных носителях;

создание различных средств связи, таких как радио- и телевизионная связь, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь, позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;

создание компьютера, особенно персонального, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

Автоматизированные информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно - технического прогресса общества [2].

С помощью автоматизированного анализа потоков информации значительно облегчается осуществление таможенного контроля, кроме того, результаты анализа служат для повышения оперативности в принятии решений и для пополнения баз данных. Важнейшей перспективной задачей для совершенствования управления новыми таможенными технологиями является построение информационных систем управления, основа которых - регулярная оперативная и безбумажная технология обмена информацией по таможенной деятельности, включая обмен со сторонними организациями. На этой основе строится вся иерархическая пирамида нормативно - справочной информации, позволяющая централизованно, на уровне ГТК или таможен республики, изменять в режиме реального времени данные по основным параметрам и критериям таможенно - тарифного, нетарифного регулирования и экспортного контроля. Информационно - справочная подсистема должна иметь возможность управлять процессом рассылки таможенных нормативных актов и контролировать их исполнение, а также своевременно информировать сотрудников таможенных органов об изменениях в законодательстве.

Право создавать информационные технологии, комплексы программно-технических средств, информационные системы и сети для обслуживания собственной деятельности и оказания информационных услуг потребителям принадлежит органам государственной власти, юридическим и физическим лицам.

Информационные системы, содержащие данные о юридических и физических лицах, создаются органами государственной власти или уполномоченными на то государственными организациями. Допускается создание таких систем субъектами негосударственных форм собственности при разрешении органа, уполномоченного Президентом Республики Беларусь.

Создание межгосударственных информационных систем на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами и соглашениями.

Органы государственной власти, юридические и физические лица имеют право создавать локальные (принадлежащие субъекту правоотношений в сфере информатизации), межотраслевые и межгосударственные информационные сети и (или) входить в них со своими информационными системами.

Порядок включения в такие сети и правила обмена информацией в них устанавливаются их собственниками или уполномоченными ими лицами на основании действующего законодательства, международных соглашений, договоров.

Определенные виды информационных технологий и комплексов программно-технических средств, информационных систем и сетей, имеющих общехозяйственное и оборонное применение, могут быть отнесены к категориям, имеющим государственное значение. Они являются собственностью государства и не могут находиться в собственности отдельных юридических и физических лиц. Их перечень, а также порядок разработки и использования определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Право собственности на информационные технологии, комплексы программно-технических средств, информационные системы и сети защищается законодательством Республики Беларусь, если они зарегистрированы в государственном органе, уполномоченном Президентом Республики Беларусь. Обязательной регистрации подлежат объекты информатизации, имеющие государственное значение. Порядок регистрации устанавливается Кабинетом Министров Республики Беларусь [3].

Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию.

Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация обладает свойством относительности. При оценке информации различают различные аспекты: синтаксический, семантический и прагматический [2].

Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.

Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза [4].

Основной задачей информационных таможенных технологий является управление информацией внутри таможенной системы в интересах повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности при максимальном выявлении осуществляемых ими нарушений таможенных правил. Магистральным направлением развития современных отечественных и зарубежных информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления риском. Применение систем управления таможенными рисками требует широкомасштабной открытой интеграции информационных систем таможни с информационными системами других министерств и ведомств, с силовыми структурами других стран.

Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии [2].

Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств - членов Таможенного союза.

Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выдачу пользователю документированной информации.

Основными принципами информатизации являются:

общедоступность документированной информации, не отнесенной в установленном порядке к категории документированной информации с ограниченным доступом;

оперативность, полнота и точность предоставляемой пользователю документированной информации;

участие государства в формировании информационных ресурсов и обеспечение соответствия этих ресурсов задачам информатизации;

предоставление пользователю документированной информации на государственном языке Республики Беларусь или на языке, обусловленном договором субъектов правоотношений в сфере информатизации;

защита прав собственности на объекты права собственности в сфере информатизации.

Содержанием государственной политики в сфере информатизации является создание органами государственной власти Республики Беларусь необходимых правовых, экономических, организационных и других условий, содействующих развитию информатизации, защищающих права и интересы граждан и государства при ее осуществлении.

Государство в лице своих органов:

организует формирование и использование информационных ресурсов республики, оказывает государственную поддержку информатизации, принимает меры к повышению качества документированной информации и информационных услуг;

стимулирует создание современных информационных технологий, информационных систем и сетей, обеспечивает развитие коммуникационных систем;

создает условия для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;

осуществляет регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику;

устанавливает полномочия государственных органов по вопросам информатизации.

Полномочия органов государственной власти по реализации государственной политики в сфере информатизации определяются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105 "Об основах государственной научно-технической политики" и другими законодательными актами Республики Беларусь. Статья 5. Объекты права собственности в сфере информатизации.

Объектами права собственности в сфере информатизации выступают:

- документированная информация;

информационные ресурсы;

информационные технологии;

комплексы программно-технических средств;

информационные системы и сети.

Их собственниками могут быть государство, юридические и физические лица.

Право собственности возникает при:

создании объектов информатизации за свой счет;

заключении договора на их создание или приобретение и договора, предусматривающего условия перехода права собственности другому субъекту.

Право собственности физических лиц на объекты информатизации возникает также при получении их в наследство на законных основаниях. Право авторства и право собственности на объекты информатизации может принадлежать разным лицам. Право авторства регулируется специальным законодательством.

Государственные органы, физические и юридические лица вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией в соответствии с настоящим Законом ТС и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданам Республики Беларусь возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, в порядке, установленном настоящим Законом ТС и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Для многих стран, в том числе и для Республики Беларусь, таможенные платежи являются одной из важнейших статей дохода национального бюджета. Гарантировать полноту сбора таможенных платежей можно только в условиях наличия автоматизированной системы сбора, учета и контроля уплаты таможенных платежей, так как в современной ситуации ручная обработка данных практически невозможна.

На государственном уровне накапливаемые в автоматизированной информационной системе таможенных органов данные о внешней торговле (и не только республики, но и о транзите через территорию республики) являются источником информации для анализа и прогнозирования. Практически невозможно было бы вручную обработать в каком-либо министерстве или ведомстве сотни тысяч деклараций для составления элементарнейшего отчета. Данные, накапливаемые в информационной системе таможенных органов Республики Беларусь, в настоящее время являются источником данных для статистики внешней торговли Республики Беларусь, составления торгового баланса республики и т. д.

Описывая все преимущества внедрения информационных технологий в деятельность таможни, нельзя забывать самое главное: информационная система таможенных органов должна обеспечивать качество этих данных - полноту, достоверность и актуальность [5].

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь в целях совершенствования таможенного дела разрабатывает, создает и использует информационные системы и информационные технологии, в том числе основанные на электронных способах обмена информацией, а также средства их обеспечения на основе технических нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, в соответствии с настоящим Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые иными лицами для представления таможенным органам электронным способом документов и сведений, предусмотренных настоящим Кодексом, должны отвечать требованиям, установленным Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Использование таких информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения допускается только после проверки их соответствия установленным требованиям. Проверка осуществляется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь или уполномоченным им таможенным органом. [17]

1.2 Таможенные операции, совершаемые с использованием информационных систем и информационных технологий

Интеграционные процессы, наблюдающиеся в современном международном обмене, потребовали незамедлительной реакции со стороны таможенных служб, в том числе Республики Беларусь. Создание новых концепций в таможенном деле тесно связано с переходом от информационных систем таможен к Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов. Это проявляется, с одной стороны, в возникновении нового типа таможенных органов - «таможня для участников ВЭД», а с другой - в усилении взаимодействия таможенных служб не только в национальном таможенном пространстве, но и в информационном пространстве стран таможенных союзов, а также в рамках региональных экономических союзов [6; с. 160].

Основная цель создания ЕАИС - резко повысить эффективность работы таможенных органов путем широкого применения автоматизированных информационных таможенных технологий, базирующихся на современных программно-технических средствах, и построить единую, распределенную по всей таможенной территории сеть [6; с. 84].

Информационное обеспечение управления в интегрированной таможенной системе программные комплексы ЕАИС должны отражать основные направления деятельности таможенных органов и составлять содержание функциональных АРМов, что, в конечном счете, определило назначение ЕАИС:

обеспечение подразделений ГТК РБ и правительственных органов данными таможенной статистики внешней торговли;

совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами;

автоматизация оформления всех типов таможенных документов;

повышение эффективности таможенного контроля;

информационная поддержка и обобщение данных по взиманию и контролю начисления таможенных платежей, борьбе с контрабандой грузов и другим основным таможенным операциям.

На современном этапе развития интеграционных процессов формирование ЕАИС должно строиться на современных принципах:

Комплексная достаточность, то есть удовлетворение информационных потребностей внешних и внутренних пользователей системы. В соответствии с данным принципом информация, генерируемая системой, должна охватывать все основные направления интегрированной таможенной деятельности.

Наглядность представления информации о таможенной деятельности, получаемой в виде интегрированных таблиц, графиков, отражающих динамику запрашиваемых показателей с целью анализа для принятия деловых решений и регулирования, а также для выявления складывающихся тенденций и закономерностей.

Постоянное хранение в архиве базы данных информации по таможенной статистике, учету и регистрации участников ВЭД в течение всего срока эксплуатации системы, выдача необходимых данных за любой период времени.

Предоставление пользователям максимума «сервисных» возможностей при обращении к информационному фонду или базе данных ЕАИС.

Открытость системы, то есть возможность наращивания как числа пользователей, так и числа решаемых задач и получения в качестве результата различных сводных форм документов табличного вида и их модификаций [6; с. 86].

Комплексная автоматизированная система на уровне таможни и таможенного поста должна выполнять в автоматическом режиме многие функции управления, контроля и учета деятельности этих органов. Особо важно, чтобы эта система обеспечивала:

неразрывную связь процессов оформления грузов с взиманием таможенных платежей;

оперативность поступления денежных средств в бюджет за счет ускорения процесса оформления грузов и полноты взимания таможенных платежей;

унификацию процесса совершения операций по выпуску товаров;

контроль за деятельностью сотрудников таможенных органов и полный контроль за перемещением грузов через таможенную границу;

информативность при принятии управленческих решений [6; с. 81].

Управление ЕАИС таможенных органов характеризуется, прежде всего, наличием мощного информационного обмена и проблематичностью в принятии решений. Это обусловлено, во-первых, проявлением синергетических эффектов, характерных для сложных социально - экономических систем, а во-вторых, слабой изученностью процессов самоорганизации и управления контрольно-регулирующих систем международного обмена. Причем главная проблема связана с формализацией процесса начальной организации автоматизированной информационной системы, перехода от случайно формирующихся цепей (типа импортер таможенный перевозчик декларант таможня банк экспортер) к устойчивым интегрированным системам. Вторая, не менее важная проблема касается внутреннего управления в таких интегрированных системах, особенно с участием специализированных отделов, выполняющих предварительные и основные таможенные операции. Эта проблема тесно связана с управлением синхронизацией работы таможенных модулей с учетом изменяющейся внешней среды.

Важное место в решении этих проблем отводится созданию информационно-модульного подхода в организации автоматизированных информационных систем. Управление такими системами строится на оперативном анализе информационных потоков, поступающих от модулей. Подключение внешних информационных комплексов к любому уровню интегрированной системы осуществляется через специально выделенные коммуникационные серверы.

В процессе прохождения информационных потоков, например, в виде таможенных платежей в реальном времени система должна поддерживать электронные взаимодействия декларанта с банком, используя подсистему «банк - клиент». Кроме того, система, поддерживая электронные взаимодействия таможни с банком, должна обеспечивать передачу платежных поручений клиентов таможни, а также поручений на перечисления средств в бюджет и банковских выписок.

Данный процесс предполагает, с одной стороны, унификацию и единство таможенных документов, а с другой - наличие в сфере международного обмена достаточного для свободного выбора количества модулей или других объектов таможенной инфраструктуры, института уполномоченных представителей с комплексными функциональными возможностями и подписанными условиями в соответствии с меморандумом взаимопонимания [6; с. 161].

При разработке и внедрении автоматизированных информационных систем должен быть предусмотрен комплекс информационных модулей, служащих для поддержки и обеспечения функционирования и администрирования таможенных операций.

В соответствии с представленной схемой информационно - модульная концепция осуществляется путем внедрения в систему готовых, технически и функционально оптимизированных модулей на основе имеющихся интерфейсов подключения и анализа эффективности их применения. Информационные модули таможни можно представить в виде схемы.

По-видимому, целесообразно строить современную информационную архитектуру таможенной системы на базе следующих информационных групп модулей:

группа целевых модулей, основанных на утвержденной в новой редакции Киотской конвенции (1999 г.) базовых и обязательных таможенных операций (например, классификация и кодирование товаров, определение страны происхождения товаров или таможенной стоимости и др.);

группа вспомогательных модулей, которые создают благоприятные условия для упрощения и ускорения совершения таможенных операций (например, управление персоналом, управление материально - техническим обеспечением, управление документооборотом и т. д.);

группа обеспечивающих модулей, без наличия которых невозможно начинать или осуществлять базовые таможенные операции (например, таможенное декларирование товаров, помещение товаров под таможенную процедуру, выпуск товаров, защита информации и т. д.);

группа интегрирующих модулей, с помощью которых происходит интеграция с внутренней и внешней средой (ввод/вывод данных, предварительный контроль информации, мониторинг совершения таможенных операций, таможенная логистика и т. д.) [6; с. 44-45].

В качестве необходимых требований по формированию информационных модулей можно считать следующие:

осуществлять последовательную логическую детализацию алгоритма выполнения таможенных операций до степени решений, позволяющих записать их на языке программирования;

на каждом этапе детализации принятия таможенных решений сохранять взаимно однозначное соответствие между алгоритмом и реализующей его программой;

контролировать результаты каждого этапа детализации, подтверждая корректность проведенной детализации [6; с. 109-110].

Реализация автоматизированных информационных систем практически невозможна без анализа внешних информационных потоков и организации информационного обеспечения на базе информационно - модульной концепции управления таможенными операциями, которая ориентирована: на гармонизацию и унификацию таможенного дела; на автоматизированные информационные системы управления таможенной деятельности; на модульную интеграцию с другими системами, участвующими в регулировании ВЭД; на упрощение и ускорение таможенных процедур, связанных как с внутренней, так и с внешнеэкономической средами. Принципы, заложенные в «высокоскоростном» бизнесе в области международного обмена, требуют переосмысления отношения к информации и информационным потокам. Именно в автоматизированных информационных системах должны находить свое воплощение бесконтактные электронно - информационные таможни и новая электронная инфраструктура.

Сетевая модель автоматизированной информационной системы строится в соответствии с иерархией управления и подчиненности таможенных органов. Это позволяет реализовывать информационно - модульные принципы на любом из уровней иерархии и допускать делегирование функций подсистемы на нижние уровни. Администратор автоматизированной информационной системы может просматривать протоколы выполнения операций, которые содержат информацию о том где, когда и кем была выполнена соответствующая операция и с какими параметрами. Для передачи и приема информации с сервера на сервер в системе имеются возможности конфигурации процесса обмена и формулирования гибких условий приема и передачи информации.

В результате управление всей ЕАИС с технологией клиент/сервер может быть реализовано на самом верху иерархии или же распределено между администраторами различных уровней.

Таким образом, создание ЕАИС резко повысит эффективность работы таможенных органов за счет широкой интеграции в международном обмене на базе применения автоматизированных ИТТ, базирующихся на информационно-модульном принципе и современных программно-технических средствах. Структура ЕАИС, несомненно, должна соответствовать действующей организационной структуре таможенных органов, основные компоненты которой обеспечивают автоматизацию существующих органов управления. Но, вместе с тем, она должна модернизироваться и структурироваться в сторону интеграции с новыми международными таможенными технологиями, таможенным сервисом и становиться «таможней для клиентов» [5].

Важным фактором обеспечения эффективной деятельности таможенной службы любого из государств мира является использование средств автоматизации таможенных технологий. Помимо повышения эффективности организации таможенного дела, использование таможенными органами информационных технологий создает благоприятные условия и для участников международной торговли. Интеграция с информационными системами банков, торговых партнеров и т.п. ускоряет продвижение товаров между странами, создает условия для развития транзита, повышает уровень таможенного контроля.

В современных условиях для эффективной работы таможенной системы в целом таможенные операции должны иметь мощную информационную поддержку в виде грамотно построенной информационной системы обеспечения. Очевидно, что этого можно достичь при создании адекватной по своим функциональным признакам системы информационных модулей. Очевидно, что без активного использования автоматизированных информационных систем задача унификации таможенных процедур на всей территории Таможенного союза трудно решаема.

В настоящее время весьма актуальной становится разработка теории и методологии совершенствования таможенной системы на базе информационного обеспечения. Основным направлением в решении данной проблемы являются разработка и внедрение автоматизированных информационных систем таможенной деятельности.

Методология построения системы информационного обеспечения должна отвечать основным правилам и требованиям:

единство информационно-управляющего процесса;

принцип системного подхода;

полнота таможенного администрирования;

принцип информационного моделирования;

принцип безбумажной технологии;

интерактивный диалог;

информационная защищенность.

Таким образом, необходимо стремиться к созданию комплекса программных средств и модулей управления, направленных на достижение оптимизации и комплексной достаточности в целевых, вспомогательных и обеспечивающих модулях информационной системы таможенных органов. Итогом такой деятельности должна стать Единая автоматизированная информационная система таможенных органов Республики Беларусь, унифицированная с аналогичными системами стран - партнеров [5].

В настоящий момент таможенные операции неразрывно связаны с использованием информационных систем и информационных технологи. Такое взаимодействие обеспечивает сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД, связанных с таможенным оформлением товаров, предотвращает коррупцию (исключается личный контакт должностного лица таможенного органа и участников ВЭД) и др.

Таможенные операции по таможенному декларированию и выпуску товаров, являются одними из наиболее часто используемых таможенными органами в связи с современным развитием международной торговли, а так же тенденцией к интеграции национальных экономик в региональные группы.

Таможенное декларирование - важнейший элемент таможенного регулирования, касающихся правил пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу. Под таможенным декларированием понимается сообщение таможенному органу участниками ВЭД необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, о тех таможенных процедурах, которые применяются к данным объектам, а также иных сведений.

Декларирование призвано выполнять несколько основных функций:

обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;

носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

В соответствии с законодательством Таможенного союза на данный момент существует только две формы декларирования - письменная и электронная. Так в соответствии со статьей 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации.

Основной формой декларирования товаров является письменная форма декларирования. При письменной форме используется письменная таможенная декларация.

Таможенная декларация является основополагающим документом, в котором заявляются точные сведения о товарах и транспортных средствах, о таможенной процедуре, в соответствии с которой эти товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу или приобретают новый статус во внешнеторговом обороте. По своему правовому значению она многофункциональна и используется в целях налогообложения, идентификации и контроля.

В соответствии со статьей 4 ТК ТС таможенная декларация это документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Электронное декларирование осуществляется путем:

представления электронных документов и их описи, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации.

Транзитная декларация должна содержать сведения, предусмотренные статьей 182 ТмК ТС.

ТД состоит из основного и добавочных листов. Добавочные листы используются в дополнение к основному листу, если в одной ТД заявляются сведения о двух и более товарах.

В одной ТД могут быть заявлены сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии. При этом как одна товарная партия рассматриваются товары, перевозимые от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу

Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого, сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных органов с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений, как уполномоченному должностному лицу ТО, так и декларанту. Она хорошо сочетается с такой таможенной технологией, как предварительная подача декларации. Электронная декларация может быть передана по каналам связи из любого региона страны [18].

Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду:

ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств;

увеличить товарооборот; снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;

ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;

уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств-членов таможенного союза;

- лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 <http://belmatics.belhost.by/kodex/29.html> настоящего Кодекса - международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза;

в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию, коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

При соблюдении декларантом порядка и условий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, должностным лицом таможенного органа осуществляется выпуск товаров.

Выпуск товаров оформляется путем проставления в графе «М. П.» раздела "Для служебных отметок" всех экземпляров основного и дополнительного формуляров декларации оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа, осуществившего такой выпуск. Центральным таможенным органом могут быть предусмотрены дополнительные отметки, свидетельствующие о выпуске товаров для личного пользования.

При несоблюдении декларантом условий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.

Порядок использования автоматизированных информационных систем при совершении должностными лицами таможенных операций определяется законодательством государства - члена таможенного союза [17].

Обобщив информацию, представленную в первом разделе, можно сделать вывод, что развитие информационных систем и информационных технологий рассматривается в современном мире как один из ключевых элементов технологической модернизации. Таможенная деятельность всегда была неразделимо связана с возникновением, развитием и регулированием торговли. Понятие информационной технологии неотделимо от среды, в которой она реализована, т.е. от технической и программной среды. С помощью автоматизированного анализа потоков информации значительно облегчается осуществление таможенного контроля. Так же можно сделать вывод, что на современном этапе развития интеграционных процессов формирование ЕАИС должно строиться на современных принципах. А также что в современных условиях для эффективной работы таможенной системы в целом таможенные операции должны иметь информационную поддержку в виде грамотно построенной информационной системы обеспечения. Необходимо стремиться к созданию комплекса программных средств и модулей управления, направленных на достижение оптимизации и комплексной достаточности в целевых, вспомогательных и обеспечивающих модулях информационной системы таможенных органов. Итогом такой деятельности должна стать Единая автоматизированная информационная система таможенных органов Республики Беларусь, унифицированная с аналогичными системами стран-партнеров. Стоит отметить и то, что в настоящее время все белорусские таможни уже подключены к высокоскоростным цифровым каналам связи, активно ведутся работы по модернизации телекоммуникационной сети пунктов таможенного оформления. В предстоящие годы развитие информационных таможенных технологий станет приоритетным направлением в работе Государственного таможенного комитета.

. Анализ функционирования информационных систем в Таможенных органах

.1 Информационные ресурсы Таможенных органов

Управление организацией должно быть направлено на постоянное совершенствование системы совершенствование системы управления, предполагающее выявление, предупреждение и устранение причин возможных или возникающих несоответствий, т.е. отклонений результатов от установленных требований. Эффективная система управления гарантирует качество результатов. Под результатом понимают изделие, разработку, работу или услугу. Применительно к таможенным органам под результатом понимается таможенная услуга. Таможенная деятельность - это своеобразная государственная услуга участникам ВЭД.

Конечно же, эффективность таможенной деятельности зависит от большого числа факторов, среди которых и информационное обеспечение управления. В предыдущих главах была подробно описана важность информации для эффективного управления. Сбор, накопление, преобразование и использование информации целесообразно проводить в рамках некоторой относительно самостоятельной системы, которую и определим как систему информационно-технического обеспечения.

Система ИТО таможенной деятельности представляет собой организационно-упорядоченную совокупность нормативно-методических средств, информационных ресурсов, информационных и информационно-управляющих технологий автоматизации информационных процессов и процессов принятия решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности.

В состав ИТО входят: нормативно-правовое обеспечение, комплекс технических и программных средств, методическое обеспечение (совокупность взаимосвязанных методов, моделей, способов, правил и методик формализованного информационного описания таможенных объектов и процессов, а также формирования знаний для принятия решений), структурированная информация и знания о таможенных объектах и процессах, а также алгоритмы преобразования информации, знаний и подготовки управленческих решений [7].

Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения, имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными [8].

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные.

Состав государственных информационных ресурсов, порядок их формирования, а также пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками информационных ресурсов[3].

Информационные ресурсы, имеющие государственное значение, должны обрабатываться только в системах, обеспеченных защитой, необходимый уровень которой подтвержден сертификатом соответствия. Технические и программные средства защиты информационных ресурсов также должны подлежать обязательной сертификации. При принятии решения об использовании тех или иных устройств защиты информации необходимо основываться на специфике применяемого оборудования, типе передаваемой информации и степени ее секретности (конфиденциальности). При этом в обязательном порядке должна проводиться предварительная опытная эксплуатация в конкретных условиях на конкретном оборудовании.

В целях осуществления таможенного контроля, таможенные органы наделены правом сбора информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, либо предпринимательскую деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии со ст.106 ТК ТС. <http://customsexpert.ru/spravochnik/codex/statya-106-sbor-tamozhenni.htm>

К таким сведениям могут относиться:

сведения об учредителях организации;

о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя;

о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;

об открытых банковских счетах;

о деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности <http://customsexpert.ru/practicum/legal-entity/kommercheskie-operatsii.htm>;

о местонахождении организации;

о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика;

о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

в отношении физических лиц - о персональных данных граждан (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, адрес места жительства, идентификационный номер налогоплательщика (если имеется), а также о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу) [9].

Таможенные органы, контролирующие международные грузопотоки и управляющие ими, способствуют социально-экономическому развитию государства путем защиты внешней торговли от факторов, способных нанести ущерб экономике.

В целях обеспечения современного уровня таможенной службы Республики Беларусь, соответствующего лучшим международным стандартам, необходимо постоянно модернизировать единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. В настоящее время создана и функционирует Национальная автоматизированная система электронного декларирования.

Услуги по электронному декларированию предоставляются участникам внешнеэкономической деятельности по всей территории страны. Более 80 процентов поставок экспортных товаров и более 7 процентов импортных поставок оформляется в виде электронных документов, временно вывозимых товаров - 90 процентов.

В рамках Таможенного союза создается единая система и единая база данных выданных лицензий. Создана основа для расширения информационного взаимодействия, в том числе между министерствами и организациями, выдающими разрешения на перемещение товаров через таможенную границу, ограниченных к такому перемещению. Реализуется Рекомендация Европейской экономической комиссии ООН № 33 по повышению эффективности обмена информацией между участниками международной торговли и правительственными учреждениями (реализация принципа «одно окно» при таможенном декларировании).

В перспективе предусматривается реализация в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь принципа «одна остановка», также основанного на организации информационного взаимодействия между контрольными службами пункта пропуска между собой и участниками внешней торговли, в настоящее время трансформировавшегося в принцип «интегрированное управление границей». ГТК приступил к реализации этого принципа через разработку и внедрение Автоматизированной системы управления процессами контроля в автодорожном пункте пропуска. Внедрение этой системы показало, что необходимо организовывать информационный обмен между контрольными службами не только на локальном уровне, но и на уровне центральных аппаратов контрольных служб, а также обмен информацией между таможенной службой и грузоперевозчиками, импортерами и экспортерами.

Создана информационная система учета движения таможенных платежей, предназначенная для автоматизированного формирования и ведения лицевых счетов субъектов ВЭД, расчета и анализа таможенной задолженности, контроля своевременности и полноты зачисления в бюджет государства сумм платежей, взимаемых таможенными органами.

Образование Таможенного союза, вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза требует от таможенных органов Республики Беларусь развивать свои информационные технологии с учетом необходимости организации информационного взаимодействия с таможенными органами Казахстана и России, с Евразийской экономической комиссией.

С учетом роста транзитных потоков необходимо ускорить модернизацию информационных систем в целях их гармонизации с информационными системами таможенных служб государств - членов Европейского союза. Опыт внедрения электронного декларирования показал, что следует развивать информационные системы также в сторону максимально широкого предоставления электронных услуг участникам международной торговли.

Основной целью подпрограммы является реализация государственной информационной политики, содействующей развитию международной торговли как составной части экономики Республики Беларусь и обеспечению конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, развитию направления по предоставлению электронных услуг участникам международной торговли как белорусским, так и иностранным.

Задачи подпрограммы:

развитие ИКИ таможенных органов, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей таможенных органов для быстрого и беспристрастного принятия решений по торговой сделке, государственных органов управления и участников международной торговли (для резидентов Республики Беларусь - участников ВЭД) для прогнозирования результатов торговли, их оценки;

развитие системы информационной безопасности, обеспечивающей правовое и безопасное использование ИКТ;

обеспечение доступности участникам международной торговли информационных услуг на основе ИКТ путем создания специализированного портала;

повышение качества таможенного регулирования и совершенствование таможенного администрирования на основе применения усовершенствованной системы анализа и управления рисками;

совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления путем интеграции информационных ресурсов таможенных органов в единый ГИР и обеспечения к этим ресурсам регламентированного и безопасного доступа;

развитие и совершенствование НАСЭД в направлении создания Национальной автоматизированной системы таможенного декларирования, обеспечивающей участникам международной торговли возможность представлять таможенным органам информацию в виде электронных таможенных документов и электронной предварительной информации;

обеспечение интеграции с информационными ресурсами банковской системы и государственных органов, регулирующих международную торговлю;

содействие внедрению в практику ведения международной торговли участниками ВЭД электронных коммерческих документов международного образца в целях создания необходимых условий для организации таможенного декларирования и таможенного контроля по принципу «одного окна». [3]

Подводя итоги вышесказанного можно сказать, что управление организацией постоянно должно быть направлено на совершенствование системы управления, предполагающее выявление, предупреждение и устранение причин возможных или возникающих несоответствий. Информационные ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства таможенного союза, являются открытыми и общедоступными для личного использования. Также стоит выделить, что существует тенденция к созданию собственных транспортных систем в рамках различных информационных таможенных технологий. Концепция проекта "Электронная таможня" направлена на расширение взаимодействия с участниками международной торговли, создание благоприятных условий для ведения организациями и предприятиями внешнеэкономической деятельности. Все это призвано улучшить социальное и информационное обслуживание граждан, ускорить и упростить таможенные процедуры таможенного контроля. Будут внедряться общепринятые мировые стандарты безопасной торговли, повысится качество таможенного регулирования и администрирования в целом.

.2 Защита информационных систем в Таможенных органах

В то время как информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Информационная безопасность - все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, подотчетности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:

.Конфиденциальность - состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;

.Доступность - избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Документы верхнего уровня Политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях - для внешнего и внутреннего использования.

К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организацию информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны.

В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.

Таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.

Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов таможенного союза. Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии.

Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза.

Уровень защиты информации, обеспечиваемый программным техническим средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

Обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Таможенные органы участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств-членов таможенного союза [11].

Защита информации - это комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение целостности (неизменности), конфиденциальности, доступности и сохранности информации.

Законом об информации определены цели, требования, меры по защите информации, лица, ответственные за организацию защиты информации.

Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинить вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.

Законом об информации отдельно закреплены особенности порядка принятия мер по защите персональных данных от разглашения. Так, например, такие меры должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Кроме того, определено, что вышеназванные меры должны приниматься до уничтожения персональных данных, либо до их обезличивания, либо до получения согласия физического лица, к которому эти данные относятся, на их разглашение [12].

Целями защиты информации являются:

обеспечение национальной безопасности, суверенитета Республики Беларусь;

сохранение информации о частной жизни физических лиц и неразглашение персональных данных, содержащихся в информационных системах;

обеспечение прав субъектов информационных отношений при создании, использовании и эксплуатации информационных систем и информационных сетей, использовании информационных технологий, а также формировании и использовании информационных ресурсов;

недопущение неправомерного доступа, уничтожения, модификации (изменения), копирования, распространения и (или) предоставления информации, а также иных неправомерных действий.

Защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинять вред ее обладателю, пользователю или иному лицу.

Требования по защите общедоступной информации могут устанавливаться только в целях недопущения ее уничтожения, модификации (изменения), блокирования правомерного доступа к ней.

К правовым мерам по защите информации относятся заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых упорядочиваются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий.

К организационным мерам по защите информации относятся обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации.

К техническим (программно - техническим) мерам по защите информации относятся меры по использованию средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.

Государственные органы и юридические лица, осуществляющие обработку информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, определяют соответствующие структурные подразделения или должностных лиц, ответственных за обеспечение защиты информации.

Защита информации организуется:

в отношении общедоступной информации лицом, осуществляющим распространение и (или) предоставление такой информации;

в отношении информации, распространение и (или) предоставлению которой ограничено, собственником или оператором информационной системы, содержащей такую информацию, либо обладателем информации, если такая информация не содержится в информационных системах.

иными лицами в случаях, определенных законодательными актами Республики Беларусь(В соответствии со статьей 318 Таможенного Кодекса Республики Беларусь «О взаимодействии таможенных органов с иными государственными органами»).

Ответственность за совершение административных правонарушений в области информации предусмотрена глава 22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности предусмотрена глава 31 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Концепция информационной безопасности таможенных органов Республики Беларусь утверждена решением Коллегии Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г.

Концепция определяет систему взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности в автоматизированных информационных системах, составляющих Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов Республики Беларусь, а также в таможенных органах ТС.

Концепция представляет собой систематизированное изложение целей и задач защиты, основных принципов построения, организационных, технологических аспектов обеспечения информационной безопасности таможенных органов.

Концепция учитывает современное состояние и ближайшие перспективы развития информационных таможенных технологий, цели, задачи и правовые основы их создания, эксплуатации и режимы функционирования, а так же результаты анализа угроз безопасности для информационных ресурсов таможенных органов [13].

Основные положения и требования Концепции распространяются на все структурные подразделения таможенных органов Республики Беларусь, в которых осуществляется автоматизированная обработка информации, а также на подразделения, осуществляющие сопровождение, обслуживание и обеспечение нормального функционирования ЕАИС.

Концепция является методологической основой для:

формирования и проведения единой политики в области обеспечения безопасности информации в ЕАИС;

принятия управленческих решений и разработки практических мер по воплощению политики безопасности информации и выработки комплекса согласованных мер нормативно - правового, технологического и организационно-технического характера, направленных на выявление, отражение и ликвидацию последствий реализации различных видов угроз безопасности информации;

координации деятельности структурных подразделений при проведении работ по созданию, развитию и эксплуатации ЕАИС с соблюдением требовании обеспечения безопасности информации;

разработки предложений по совершенствованию правового, нормативного, методического, технического и организационного обеспечения безопасности информации ЕАИС.

Концепция не регламентирует вопросы организации охраны помещений и обеспечения сохранности и физической целостности компонентов ЕАИС, защиты от стихийных бедствий, сбоев в системе энергоснабжения, а также меры по обеспечению личной безопасности должностных лиц. Однако предполагает построение системы информационной безопасности на тех же концептуальных основах, что и система безопасности таможенных органов Республики Беларусь в целом (имущественная, физическая и т.д.). Это позволяет не только принципиально, но и практически сопрягать их, оптимизируя затраты на построение такой системы.

Объектами защиты в системе обеспечения информационной безопасности таможенных органов Республики Беларусь являются:

информационные ресурсы с ограниченным доступом составляющие коммерческую, банковскую тайну, иные чувствительные по отношению к случайным и несанкционированным воздействиям и нарушению их безопасности информационные ресурсы, в том числе открытая (общедоступная) информация, представленные в виде документов и массивов информации, независимо от формы и вида их представления;

процессы обработки информации в ЕАИС - информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно - технический персонал разработчиков и пользователей системы и ее обслуживающий персонал;

информационная инфраструктура, включающая системы обработки и анализа информации, технические и программные средства ее обработки, передачи и отображения, в том числе каналы информационного обмена и телекоммуникации, системы и средства защиты информации, объекты и помещения, в которых размещены чувствительные компоненты ЕАИС;

собственно ЕАИС таможенных органов как объект информатизации.

Для достижения целей защиты информации, обеспечения информационной безопасности и противодействию угрозам система защиты и безопасности ЕАИС должна обеспечивать эффективное решение следующих задач:

защита от вмешательства в процесс функционирования ЕАИС посторонних лиц (возможность использования автоматизированной системы и доступ к ее ресурсам только зарегистрированных в установленном порядке пользователей - сотрудников структурных подразделений таможенных органов Республики Беларусь);

разграничение доступа зарегистрированных пользователей к аппаратным, программным и информационным ресурсам ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь (возможность доступа только к тем ресурсам и выполнения только тех операций с ними, которые необходимы конкретным пользователям ЕАИС для выполнения своих служебных обязанностей), т.е. защита правомерного доступа к:

информации, циркулирующей в АС

средствам вычислительной техники АС

аппаратным, программным и криптографическим средствам защиты, используемым в ЕАИС;

регистрация действий пользователей при использовании защищаемых ресурсов ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь в системных журналах и периодический контроль корректности действий пользователей системы путем анализа содержимого этих журналов специалистами подразделений безопасности;

контроль целостности (обеспечение неизменности) среды исполнения программ и ее восстановление в случае нарушения;

защита от несанкционированной модификации и контроль целостности используемых в ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь программных средств, а также защиту системы от внедрения несанкционированных программ, включая компьютерные вирусы;

защита информации ограниченного распространения от утечки по техническим каналам при ее обработке, хранении и передаче по каналам связи;

защита информации ограниченного распространения, хранимой, обрабатываемой и передаваемой по каналам связи, от несанкционированного разглашения или искажения;

обеспечение аутентификации пользователей, участвующих в информационном обмене (подтверждение подлинности отправителя и получателя информации);

обеспечение живучести криптографических средств защиты информации при компрометации части ключевой системы;

своевременное выявление источников угроз безопасности информации, причин и условий, способствующих нанесению ущерба заинтересованным субъектам информационных отношений, создание механизма оперативного реагирования на угрозы безопасности информации и негативные тенденции;

создание условий для минимизации и локализации наносимого ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц, ослабление негативного влияния и ликвидация последствий нарушения безопасности информации [13 С.362-383].

В заключении можно выделить, что таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения, обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, защите подлежит информация, неправомерные действия в отношении которой могут причинять вред ее обладателю, пользователю или иному лицу. Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

. Совершенствование информационных систем в Таможенном деле

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Активное включение Республики Беларусь в мировую внешнеэкономическую систему, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение новых информационных технологий привели к тому, что в последние годы таможенная система подверглась значительным изменениям, став более сложной, многомерной и интеллектуальной. Таможенная служба Беларуси вносит значительный вклад в доходную часть бюджета страны.

Появление информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, обусловило коренные изменения в характере деятельности таможенной службы, потребовало совершенствования таможенно-логистических, таможенно-расчетных операций, системы управления рисками, которые стали бы реально действующим современным инструментом государственного регулирования внешней торговли.

Развитие таможенной системы в современном понимании должно основываться на глобальном сотрудничестве таможенных органов, стратегическом партнерстве с участниками ВЭД, таможенными перевозчиками, таможенными представителями, уполномоченными экономическими операторами, владельцами таможенных складов и экспертными организациями. Это сотрудничество должно охватывать широкий спектр предметных областей не только в технологиях и объектах обмена, но и в сфере совершенствования структуры управления, в области автоматизации и информационного обеспечения таможенных операций и управленческих решений, подготовки специалистов в области таможенного дела. Сегодня становится ясным, что интеграция в области таможенного дела является фактом, обусловленным состоянием международного обмена, и требует серьезного изучения для выработки конкретных практических рекомендаций и методик для управления этим процессом.

изучение современных проблем и тенденций развития таможенной системы;

исследование места, роли и эволюции информационного обеспечения в таможенной системе;

системный переход в анализе законодательно-правовых основ информационного обеспечения, задач и функций управления, информационных потоков и иерархий в таможенной системе;

разработка макро- и микромоделей информационного обеспечения в таможенной системе;

разработка методологии построения АИС;

разработка информационно-таможенной технологии управления;

создание эффективных АРМ для сотрудников таможенных органов;

разработка основ информационного обеспечения интегрированных таможенных систем.

Реализация вышеперечисленных направлений неразрывно связана с основными практическими задачами, при приоритетности в разработках современных методик и моделей.

К ним, прежде всего, относятся:

унификация и стандартизация ИТТ в таможенной системе;

использование новых автоматизированных ИТ в таможенной деятельности;

совершенствование действующих программных средств и подсистем;

внедрение таможенно-расчетного центра на базе ИТ;

информационное обеспечение при использовании метода анализа риска.

Также в настоящее время назрела необходимость кардинальной модернизации существующих технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, приведения этих технологий в соответствие с растущим объемом и многообразием ВЭД, адаптации к постоянно изменяющимся условиям и задачам внешней и внутренней политики Республики Беларусь, к правилам, стандартам и процедурам, принятым в международной практике, к переходу от экстенсивного к интенсивному развитию таможенной службы. Изменились условия работы всех контрольных служб, приоритетные ориентиры развития, возникли новые задачи, требующие перестройки всей системы управления работой таможенных органов Беларуси. [7, с.22-23]

Одним из основных путей модернизации этих технологий является широкомасштабная автоматизация процедур таможенного оформления и контроля, пограничного контроля, совершенствование управления деятельностью таможенных органов на базе эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий [19].

В Концепции развития таможенных органов Республики Беларусь должен быть определен ряд приоритетных задач, которые должны быть решены с целью определения наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами: таможенный информационный автоматизация

повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в белорусскую экономику, поступлений доходов в государственный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;

совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;

укрепление взаимодействия с зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

Для реализации указанных задач, в особенности при совершенствовании таможенного администрирования, Концепция развития таможенных органов предусматривает максимально широкое использование информационных технологий, в частности:

внедрение новых информационно - технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Республики Беларусь;

создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Республики Беларусь;

создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;

совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами

усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Республики Беларусь (осуществление контроля на основе методов аудита) [15 С. 95-99].

В настоящее время в государствах - членах Таможенного союза и Единого экономического пространства проводится работа по созданию национальных «Единых окон» с учетом опыта Всемирной таможенной организации и рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН.

Необходимо усовершенствовать существующую систему управления рисков. Дифференциация участников - это основное направление развития в управлении рисками в ближайшие годы. Дифференциация участников ВЭД позволит отделить добропорядочных участников от потенциальных нарушителей, сократив контрольные операции в отношении первой категории лиц вплоть до заявительного принципа и при этом усиливая до необходимой степени контроль в отношении второй группы. Причем необходимо отметить, что так называемый системный подход к категорированию участников ВЭД при осуществлении таможенного контроля в настоящее время активно развивается во всем мире. Его внедрение признается одной из целей развития таможенных служб государств-членов Евросоюза, США, Японии и других стран.

Кроме того, необходимо создать наиболее благоприятные условия для пересечения границы. Внедрять принцип «двух служб на границе». Не только распространить процедуру предварительного информирования на железнодорожный, морской и авиатранспорт, но и создать условия, способствующие преимущественному использованию предварительного таможенного декларирования товаров вместо обязательного предварительного информирования.

И основной проблемой для дальнейшего развития в сфере таможенного регулирования является информационное взаимодействие. При этом необходимо выделять 3 уровня информационного взаимодействия:

-й уровень - информационное взаимодействие между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами. Необходимо за счет внедрения передовых технологий взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными органами сократить среднее время выпуска ввозимых товаров с применением предварительных таможенных деклараций, а так же сократить среднее время вывозимых товаров.

-й уровень - межведомственное информационное взаимодействие на национальном уровне, то есть информационное взаимодействие между органами государственной власти одного государства при совершении таможенных операций на территории одного государства - члена Таможенного союза. В настоящее время в каждом государстве это информационное взаимодействие осуществляется по-разному, но в любом случае пока не на том уровне, который необходим для качественного скачка в сфере таможенного регулирования.

-й уровень - межведомственное информационное взаимодействие на наднациональным уровне, то есть информационное взаимодействие между органами государственной власти разных государств при совершении таможенных операций на территории нескольких государств - членов Таможенного союза. С этой целью планируется создание Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

В заключение можно сделать вывод, что основные усилия Евразийской экономической комиссии и таможенных органов государств - членов Таможенного союза и обязательно совместные с участниками внешнеэкономической деятельности должны быть направлены на:

развитие и совершенствование нормативной базы Таможенного союза и приведение в соответствие с нею национальных законодательств государств - членов Таможенного союза. Необходимо максимально исключить отсылочные нормы и национальные особенности в деятельности таможенных органов;

формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза на базе Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли;

стандартизацию и унификацию реализации таможенных процедур с использованием информационно - программных средств на уровне национальных сегментов информационных систем.

Таким образом, Евразийская экономическая комиссия видит цели и задачи своей работы, осознает угрозы, которые могут возникнуть в случае принятия, или непринятия, или несвоевременного принятия тех или иных решений.

Заключение

Подведя итоги данной курсовой работы, отметим, что в последние годы значительно возросла роль информационных систем и технологий, также возросло количество таможенных операций, использующих информационные системы и технологии.

Современную стадию развития человечества можно в полной мере назвать информационной. Развитие информационных систем и информационных технологий рассматривается в современном мире как один из ключевых элементов технологической модернизации

Понятие информации является чрезвычайно емким и широко распространенным, особенно в настоящее время, когда информатика, информационные технологии, компьютеры сопровождают человека чуть ли не с рождения.

С помощью автоматизированного анализа потоков информации значительно облегчается осуществление таможенного контроля, кроме того, результаты анализа служат для повышения оперативности в принятии решений и для пополнения баз данных.

В предстоящие годы развитие информационных таможенных технологий станет приоритетным направлением в работе Государственного таможенного комитета.

Интеграционные процессы, наблюдающиеся в современном международном обмене, потребовали адекватной корпоративной реакции со стороны таможенных служб, в том числе Республики Беларусь. Создание новых концепций в таможенном деле тесно связано с переходом от информационных систем таможен к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов.

При разработке и внедрении автоматизированных информационных систем должен быть предусмотрен комплекс информационных модулей, служащих для поддержки и обеспечения функционирования и администрирования таможенных операций.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Активное включение Республики Беларусь в мировую внешнеэкономическую систему, рост объемов регулирования внешнеторговых операций, широкое внедрение новых информационных технологий привели к тому, что в последние годы таможенная система подверглась значительным изменениям, став более сложной, многомерной и интеллектуальной.

Заметной тенденцией стало и заключение соглашений между странами о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора. Значительное число таких соглашений заключено Европейским союзом со своими основными торговыми партнерами.

Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность пунктов пропуска на государственной границе. Интерес к повышению качества процесса таможенного оформления и контроля обоюден - в этом заинтересованы и таможенные органы, и участники внешнеэкономической деятельности.

Список использованных источников

1 Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами // Таможенный брокер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.brokert.ru/>/ - Дата доступа: 28.10.2013

Информационные таможенные технологии. //Учебные работы и другие документы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://works.doklad.ru/>- Дата доступа: 29.10.2013

Об информации, информатизации и защите информации. // Национальный правовой интернет - портал РБ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.pravo.by/> - Дата доступа: 29.10.2013

4 Информационные системы и технологии//Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.tsouz.ru/> - Дата доступа: 29.04.2013

Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://topreferat.znate.ru/> - Дата доступа: 29.10.2013

Ершов А.Д., Копанева, П.С. - Информационное обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов. - СПб.: Знание, 2002 - С. 44-45, 81-86, 109-110, 160-161.

Анализ информационного обеспечения управления таможенной деятельностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://revolution.allbest.ru/> - Дата доступа: 01.11.2013

Информационные ресурсы таможенных органов // Глас-Логистик, Транспортно экспедиционная компания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.glas.by/> - Дата доступа: 01.11.2013

Использование информационных ресурсов. Эксплуатация технических средств // Таможенный эксперт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://customsexpert.ru/> - Дата доступа: 02.10.2013

Управление информационными ресурсами таможенных органов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.ronl.ru/> - Дата доступа: 03.05.2013

Защита информации в информационных технологиях. Обеспечение информационной безопасности в таможенных органах.. [Электронный ресурс]. - Режим достпа: <http://bib.convdocs.org/> - Дата доступа: 03.10.2013

Закон Республики Беларусь об информации, информатизации и защите информации // Комплексные системы безопасности и защиты информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.beltim.by/> - Дата доступа: 03.10.2013

Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. - Таможенное Право / К.А. Бекяшев - СПб «ТК Велби», 2008 - С.362-383.

Развитие информационных таможенных технологий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru - Дата доступа: 05.10.2013

Афонин П.Н., Сальников И. А. Информационное обеспечение в таможенных органах: Учебник - СПб: Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2006 - С. 95-99.

К вопросам о внедрении принципа «Единого окна» и совершенствовании информационных таможенных технологий в ТС / Альта Софт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alta.ru/ - Дата доступа: 05.10.2013

Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами / Бел МАТИКС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.belmatics.belhost.by/> / - Дата доступа: 14.10.2013

Костак Р. Транзит под контролем электроники / Костак Р. - СПб «Таможня», 2005 - С.22-23.

Похожие работы на - Информационные системы и технологии таможенных органов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!