Межгосударственный
контроль
|
Внутригосударственный
контроль
|
|
Государственный
Контроль
|
Аудит
|
Контроль
собственников
|
Международные
валютно-финансовые организации
|
Центральный
банк страны
|
Аудит
внешний (аудитор, аудиторская организация)
|
Собрание
акционеров
|
Международные
аудиторские организации
|
Специальные
органы надзора
|
Аудит
внутренний (служба аудита банка)
|
Совет
(правление) банка
|
|
Смешанная
система
|
|
Ревизионная
комиссия и другие органы внутрибанковского контроля
|
Примечание - Источник: собственная разработка
Международный контроль и надзор
осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств,
практикующих координацию денежно кредитной, валютной и финансовой политики с
помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций.
Международные органы надзора стремятся к тому, чтобы содействовать прочности и
стабильности международной банковской системы. Надзор за банками должен быть
согласованным, что позволит применять его к банкам различных стран.
Неразвитость банковской системы в стране может угрожать финансовой
стабильности, как этой страны, так и мировой экономики. С этой целью
осуществляются многочисленные контакты с органами надзора во всех странах [6, c.
375-376].
Базельский комитет по
банковскому регулированию выполняет функции международного методологического
центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран,
разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, используемые
большинством государств мира.
Эффективная система банковского надзора
предполагает, что каждый орган, осуществляющий надзор за банковской
деятельностью, должен иметь четко сформулированные задачи и обязанности. Каждый
такой орган должен располагать оперативной самостоятельностью и соответствующей
материальной базой. Необходима также адекватная юридическая база банковского
надзора, включающая регулирование процедуры получения разрешения на банковскую
деятельность и последующий надзор за ней; полномочия на выявление соответствия
деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства, а также
аспекты безопасности и устойчивости банков, правовую защиту субъектов надзора.
Органы банковского надзора должны иметь в своем
распоряжении адекватные инструменты для того, чтобы время от времени вносить
коррективы в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным
требованиям, когда нарушаются правила регулирования банковской деятельности или
создается угроза интересам вкладчиков любым другим путем. При экстремальных
обстоятельствах органы надзора должны иметь возможность аннулировать лицензию
на осуществление банковской деятельности или рекомендовать это сделать соответствующей
инстанции.
Необходимы также механизмы обмена информацией
между надзорными органами и обеспечения конфиденциальности такой информации
[18, с. 234].
То есть в целом, органы банковского надзора
должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться
по мере возможности того, чтобы банки квалифицированно управляли принимаемыми
рисками.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что с развитием финансовой системы происходит
трансформация подходов к организации банковского надзора. Однако основная
задача банковского надзора как элемента государственного регулирования остаётся
неизменной - поддержание стабильности функционирования банковской системы в
целом.
Глава 2. Анализ организации банковского надзора в
Республике Беларусь
.1 Организация банковского надзора в Республике
Беларусь
Основным законодательным актом, регулирующим
банковскую деятельность в республике, является Банковский кодекс Республики
Беларусь, определяющий полномочия Национального банка в сфере банковского
надзора.
В соответствии с Банковским Кодексом Республики
Беларусь, главными целями банковского надзора являются поддержание стабильности
банковской системы и защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.
Стратегической задачей банковского надзора
является недопущение системных банковских кризисов. К основным задачам также
относятся:
- обеспечение должного контроля за
допуском в банковскую систему добросовестных, финансово устойчивых и обладающих
надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией
высшего руководства банков;
- формирование банками эффективных
систем корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
- установление пруденциальных
ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности
капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих
экономическую ситуацию в стране;
- осуществление эффективного текущего
надзора за деятельностью банков как путем анализа представляемой отчетности,
так и посредством инспекционных проверок банков;
- своевременный вывод с рынка банков,
положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств
банков для банковской системы и кредиторов [13].
Банковским кодексом Республики Беларусь
закреплены права и полномочия Национального банка в области пруденциального
регулирования деятельности банков и надзора за ней, а также в области
осуществления надзора за деятельностью банковских групп, банковских холдингов
на консолидированной основе.
В ходе надзорной деятельности Национальный банк
реализует функции государственного органа, регламентирующего институциональный
и операционный характер отечественной банковской системы. Для этого он
осуществляет свои лицензионные и регистрационные полномочия [17, ст. 166].
Банк начинает свою деятельность
с момента своей государственной регистрации и получения лицензии на
осуществление банковской деятельности.
Решение о государственной
регистрации банка или об отказе в его регистрации может быть принято в срок, не
превышающий двух месяцев со дня представления документов, необходимых для
государственной регистрации банка.
Национальный банк на основании решения о
государственной регистрации банка в течение пяти рабочих дней со дня внесения в
Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей записи о государственной регистрации банка выдает:
1
свидетельство
о государственной регистрации банка;
2
документы,
подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной
статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь, а также в организациях, осуществляющих
обязательное страхование [8].
Государственная регистрация
банка не допускается, если:
- для государственной регистрации
создаваемого банка представлены не все необходимые документы;
- в документах, представленных для
государственной регистрации создаваемого банка, выявлены недостоверные
сведения;
- устав банка и (или) иные документы,
представленные для его государственной регистрации, не соответствуют
законодательству Республики Беларусь;
- на момент проведения государственной
регистрации уставный фонд банка не сформирован в полном объеме;
- установлены факты использования при
формировании уставного фонда банка денежных средств или иного имущества, не
являющихся собственными средствами учредителей банка, и (или) доходов,
полученных преступным путем;
- банк, создаваемый в результате
реорганизации, не соответствует лицензионным требованиям, установленным
настоящим Кодексом;
- хотя бы один из учредителей банка
или один из его предполагаемых бенефициарных собственников, который станет
таковым в отношении не менее пяти процентов акций банка:
- имеет непогашенную или неснятую
судимость за совершение преступления против собственности и порядка
осуществления экономической деятельности;
- является общественным объединением,
преследующим политические цели;
- не соответствует требованиям,
установленным Национальным банком [2].
Учредители банка вправе обратиться в
Национальный банк за получением лицензии на осуществление банковской
деятельности одновременно с ходатайством о государственной регистрации банка
при условии выполнения лицензионных требований, установленных Банковским
Кодексом. При наличии оснований для отказа в выдаче лицензии на осуществление
банковской деятельности Национальный банк осуществляет государственную
регистрацию банка без выдачи такой лицензии.
Лицензии, выданные Национальным
банком, учитываются в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности
[8].
Одним из важнейших инструментов
надзорной деятельности является система обязательных экономических нормативов.
Они используются Национальным банком Республики Беларусь для регулирования
безопасного поведения коммерческих банков на финансовом рынке. Обязательные
экономические нормативы доводятся до банков и должны ими неукоснительно
выполняться. Национальный банк ведёт надзор за их выполнением, проводит
контрольные проверки в банках по их соблюдению. Контроль соблюдения банками
экономических нормативов осуществляется на основании отчетности, представляемой
банками в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка, а
также в ходе проверок банков [5, c.143-145].
Национальный банк Республики Беларусь вправе на
основе мотивированного суждения о деятельности банка изменять для этого банка
отдельные нормативы безопасного функционирования. Центральный банк должен информировать
банки о предстоящем изменении нормативов безопасного функционирования и методик
расчёта не позднее, чем за один месяц до введения их в действие [14, с. 240].
Также в целях выполнения надзорных функций
Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом
положении и деловой репутации учредителей, акционеров и иных бенефициарных
собственников банка, НКФО в случае владения или приобретения ими пяти и более
процентов акций банка. Полученная в порядке банковского надзора информация не
подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными
актами Республики Беларусь.
Национальный банк в целях выявления ситуаций,
угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, осуществляет анализ деятельности
банков. В случае выявления таких ситуаций Национальный банк вправе применить
меры воздействия, предусмотренные Банковским кодексом.
Для повышения эффективности деятельности банков
Национальным банком разработаны требования и рекомендации по организации
корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в банках,
НКФО, банковских группах и банковских холдингах.
Помимо надзора за деятельностью банков на
индивидуальной и консолидированной основе Национальный банк в рамках
макропруденциального надзора осуществляет мониторинг рисков банковского сектора
в целом, проводит оценку влияния экономических и денежно-кредитных факторов на
его стабильность в целях содействия надежному и безопасному функционированию
банковского сектора, снижения вероятности возникновения системных банковских
кризисов, содействия обеспечению макроэкономической стабильности. В частности,
Национальным банком обеспечивается подготовка и публикация ежегодного
аналитического обозрения "Финансовая стабильность в Республике
Беларусь".
Реализация функций надзорного
органа в Национальном банке возложена на Главное управление банковского надзора
и соответствующие подразделения территориальных Главных управлений
Национального банка.
Коллегиальные решения по отдельным вопросам
банковского надзора принимаются соответствующими органами Национального банка.
Правлением Национального банка в частности
утверждаются нормативные правовые акты в области банковского надзора,
принимаются решения о государственной регистрации, реорганизации и ликвидации
банков, о выдаче специальных разрешений (лицензий) на осуществление банковской
деятельности, регулировании деятельности банков по ее безопасному и ликвидному
осуществлению, а также определяются порядок формирования резервов банков и
порядок применения к банкам мер воздействия.
Действующий в Национальном банке на постоянной
основе Комитет по обеспечению стабильности банковской системы, председателем
которого является Председатель Правления Национального банка, обеспечивает
выработку оптимальных управленческих решений по актуальным вопросам банковского
надзора. К его задачам помимо прочего относятся проведение оперативного
мониторинга выполнения банками экономических нормативов, установленных
Национальным банком, Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики
Беларусь, выработка необходимых мер реагирования, рассмотрение результатов
текущего банковского надзора и принятие мер по повышению его эффективности.
Решения Комитета по обеспечению стабильности банковской системы являются
обязательными для исполнения структурными подразделениями Национального банка.
Комиссия по оценке финансовой устойчивости
банковской системы, возглавляемая первым заместителем Председателя Правления
Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора, осуществляет
рассмотрение методологических и методических подходов к анализу состояния
банковского сектора и разработке систем раннего предупреждения кризисных
явлений в банковском секторе, а также ключевых тенденций в экономике и
денежно-кредитной сфере и их значимости для обеспечения финансовой устойчивости
банков [13].
В целях обсуждения различных вопросов и
тенденций, касающихся финансовой стабильности, выработки мер, направленных на
ее поддержание, а также координации информационного взаимодействия заключен
Меморандум о взаимопонимании между Национальным банком Республики Беларусь,
Министерством финансов, Министерством экономики и Агентством по
гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц в
сфере обеспечения финансовой стабильности. Руководящими принципами Меморандума
являются четкое разделение ответственности между подписавшими его сторонами в
сфере обеспечения финансовой стабильности, определение сфер и ситуаций
пересечения компетенций, организация эффективного межведомственного обмена
информацией, а также координация работы на основе создания постоянно
действующего консультативного органа - межведомственного Комитета по финансовой
стабильности, который состоит из руководителей высшего уровня участников
Меморандума и возглавляется Председателем Правления Национального банка.
Национальный банк также является членом Группы
банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE), в состав
которой входят органы банковского надзора 22 государств. Основными целями
Группы банковских надзорщиков стран Центральной и Восточной Европы являются
поддержание тесного сотрудничества между надзорными органами стран ЦВЕ;
оказание помощи в проведении исследований, выполнении образовательных программ
и осуществлении других мероприятий, связанных с функциями своих членов;
обеспечение возможности обмена опытом в области методологии и практики
банковского надзора и иной актуальной информацией [17, c. 79].
В соответствии с рекомендациями Базельского
комитета по банковскому надзору, Национальный банк проводит активную работу по
заключению двусторонних соглашений с органами банковского надзора других
государств. Данные соглашения ориентированы на обмен информацией в таких
сферах, как создание и лицензирование деятельности трансграничных учреждений,
надзор за текущей деятельностью трансграничных учреждений, проведение проверок,
принятие решения о выдаче разрешения на приобретение акций кредитной
организации в целях эффективного выполнения функций органами банковского
надзора и стабильного функционирования банковских систем. В настоящее время
Национальным банком подписано 16 двусторонних соглашений в области
трансграничного банковского надзора.
Также следует отметить, что, согласно внешней
экспертной оценке соответствия законодательства Республики Беларусь в области банковского
надзора и практики его применения основным принципам, в сентябре 2008 г. в
рамках программы FSAP существующая организация инспекционного надзора в
Республике Беларусь признана соответствующей основным принципам.
.2 Анализ работы Национального банка по
осуществлению банковского надзора
В соответствии со ст. 71 БК Республики Беларусь
банк может создаваться в форме акционерного общества. На сегодняшний день все
банки Республики Беларусь образованы в форме акционерного общества. Так УП
"Иностранный банк "Москва-Минск" и ЧУП "Евробанк" были
реорганизованы в ОАО "Банк Москва-Минск" и ЗАО "Евробанк"
24.10.2007 и 09.09.2009 соответственно.
На начало 2012 года в Республике Беларусь было
зарегистрирован 31 банк. Из них лицензию на привлечение денежных средств
физических лиц имели 26 банков, куплю-продажу драгоценных металлов имели право
осуществлять 11 банков, драгоценных камней - 7 банков.
ОАО "ДЖЕМ-БАНК" было зарегистрировано
в Беларуси в 1991 году. Но в связи с неудовлетворительным финансовым положением,
которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными
кредиторами, у банка были приостановлены, а затем и отозваны все лицензии.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь 11 мая 2007 г. признал ОАО
"ДЖЕМ-БАНК" банкротом и в отношении него открыл ликвидационное
производство. Управляющим по делу о банкротстве банка был назначен Национальный
банк Республики Беларусь. На начало ликвидационного производства обязательства
обанкротившегося кредитно-финансового учреждения перед кредиторами составляли в
эквиваленте 49,6 млрд. рублей. В результате проведенной работы комиссии были
полностью удовлетворены требования физических лиц по возвращению их средств,
размещенных в этом банке во вкладах (депозитах). Требования юридических лиц
удовлетворены частично в связи с недостаточностью имущества должника. Согласно
постановлению от 30 марта 2011 г. № 110 принятого Правлением Национального
банка ОАО «ДЖЕМ- БАНК» было исключено из Единого государственного регистра
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [7].
февраля 2012 года Национальный банк выдал
лицензию на осуществление банковской деятельности ЗАО Банк инвестиционных
технологий».
Национальным банком Республики
Беларусь в июне 2012 года была проведена внеплановая тематическая проверка ЗАО
«Кредэксбанк» по фактам, изложенным в заявлении Министерства финансов США от 22
мая 2012 г. в отношении данного банка. По результатам проверки установлено, что
все упомянутые в заявлении Минфина США финансовые операции
клиентов-нерезидентов, осуществленные ЗАО "Кредэксбанк" в 2008-2010
годах, проводились через российские и западноевропейские банки с уведомлением в
соответствии с действующим законодательством органов финансового мониторинга.
Не нашли фактического
подтверждения и иные утверждения Минфина США, содержащие обвинения ЗАО
"Кредэксбанк" в возможной причастности к осуществлению
"непрозрачных" финансовых операций.
При этом в ходе проведенной проверки было еще
раз подтверждено, что Правила и процедуры внутреннего контроля в ЗАО
"Кредэксбанк" по предотвращению легализации доходов, полученных
преступным путем, и финансирования террористической деятельности в основном
соответствуют как требованиям законодательства Республики Беларусь, так и
стандартам ФАТФ (FATF - Financial Action Task Force on Money Laundering -
межправительственная организация, устанавливающая стандарты и разрабатывающая
политику в области борьбы с "отмыванием" денег и финансированием
терроризма) [13].
Тем не менее, в целях минимизации рисков
появления в дальнейшем в отношении белорусских банков информации, способной
нанести существенный вред их деловой репутации, Национальный банк Республики
Беларусь намеревался инициировать подготовку проекта нормативного правового
акта, дающего право белорусским банкам разрывать отношения с сомнительными
клиентами, сотрудничество с которыми может привести к нежелательным
последствиям.
Всего в 2012 году специалистами Национального
банка была проведена 21 проверка банков и их структурных подразделений по
различным аспектам банковской деятельности.
Правлением Национального банка Республики
Беларусь принято решение (постановление от 30.07.2013 № 454) о приостановлении
до 01.02.2014 действия специального разрешения закрытого акционерного общества
"Банк торговый капитал" (ЗАО "ТК Банк") на осуществление банковской
деятельности в части осуществления следующих банковских операций:
привлечение денежных средств физических и
юридических лиц во вклады (депозиты);
выдача банковских гарантий;
доверительное управление денежными средствами по
договору доверительного управления денежными средствами;
выпуск в обращение банковских платёжных
карточек;
выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение
денежных средств во вклады и размещение их на счета;
финансирование под уступку денежного требования
(факторинг).
Данное решение принято к ЗАО "ТК Банк"
из-за сложившегося в нем финансового положения, которое может повлечь угрозу
стабильности банковской системы Республики Беларусь, интересам вкладчиков и
иных кредиторов банка.
"Франсабанк" ОАО на
основании статьи 95 Банковского кодекса Республики Беларусь расширены
лицензионные полномочия. Общество получило право на проведение банковских
операций по открытию и ведению счетов в драгоценных металлах, по привлечению и
размещению драгоценных металлов во вклады (депозиты), а также по купле-продаже
драгоценных металлов в случаях, предусмотренных законодательством Республики
Беларусь (постановление Правления Национального банка от 21.01.2013 № 47).
14 июня 2013 г. закрытое акционерное общество
"Альфа-Банк Финанс" реорганизовано путем присоединения к закрытому
акционерному обществу "Альфа-Банк" [13].
Таким образом, по состоянию на 25.10.2013 года
на рынке банковских услуг Республики Беларусь функционирует 31 банк (4 -
государственных, 22 - с иностранным капиталом, 5 - частных). Из них лицензию на
привлечение денежных средств физических лиц имеют 25 банков. Куплю-продажу
драгоценных металлов имеют право осуществлять 12 банков, драгоценных камней - 7
банков. Сведения о банках, действующих на территории Республики Беларусь, и их
филиалах указаны в Приложении В.
В современных системах оценочных показателей
деятельности коммерческих банков особое внимание уделяется показателю
достаточности собственного капитала.
Необходимость увеличения уставных фондов,
собственного капитала банков исключительно актуальна для коммерческих банков
Республики Беларусь. Динамика зарегистрированного уставного фонда представлена
на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Динамика изменения
зарегистрированного уставного фонда, млрд. руб.
Анализ приведённых данных показывает, что
величина уставного фонда на 01.09.2013 по сравнению с 01.01.2011 года
увеличилась на 17985,4 млрд. рублей или на 149,6% и составила 30008,5 млрд.
рублей. Увеличение уставного фонда банков в 2012 году связано с тем, что было
принято решение Национального банка о повышении минимального размера уставного
фонда. Данное решение было принято с тем, чтобы повысить требования к
инвесторам, желающим создавать или участвовать в создании банков на территории
Республики Беларусь, усилить их ответственность за качество осуществления
банковской деятельности. В целом по банковской системе величина
зарегистрированного уставного фонда соответствует нормативному значению.
Однако, когда в мае 2011 года произошла девальвация, пересчёт уставных фондов
банков, не работающих с физическими лицами, показал, что у них он оставляет
1,42 - 4,92 млн. евро (соответствовало 16 банков из 31). Таким образом, банки
столкнулись с необходимостью пополнения уставного фонда.
Что же касается достаточности нормативного
капитала, то данный показатель выполняется по всей банковской системе (Рисунок
2.2)
Рисунок 2.2 - Динамика изменения нормативного
капитала, млрд. руб.
Примечание - Источник: собственная разработка на
базе источника [4]
По сравнению с 01.01.2011 года величина
нормативного капитала на 01.09.2013 увеличилась на 186,5% и составила 50518,5
млрд. рублей. На увеличение нормативного капитала оказало влияние увеличение
зарегистрированного уставного, резервного фонда, фонда переоценки и других
фондов. Увеличение государством в декабре 2011 г. вкладов в уставные фонды
принадлежащих ему крупнейших банков привело к значительному увеличению
нормативного капитала банковского сектора по итогам 2011 г. - на 112,2%.
Фактически из-за девальвации 2011 года 15 банков, работающих со средствами
физических лиц, из 24 должны были перестать работать на белорусском рынке
(капитал составлял 7,87 - 21,98 при нормативе 25 млн. евро). В целях создания
благоприятных условий по наращиванию нормативного капитала Национальным банком
принято решение о неприменении до 1 января 2016 г. мер надзорного реагирования
за нарушение нормативов ограничения валютного риска в части превышения длинных
позиций в пределах размеров денежных вкладов акционеров, внесённых в уставный
фонд соответствующего банка в свободно конвертируемой валюте с 13 мая 2011 г.
(1 полугодие 2013)
Большое значение в анализе надежности банков
принадлежит нормативам ликвидности. При нарушении коммерческими банками
нормативов ликвидности Национальный банк Республики Беларусь увеличивает размер
отчислений в фонд обязательных резервов. Рассмотрим динамику изменения
нормативов ликвидности (Рисунки 2.3, 2.4, 2.5, 2.6).
Рисунок 2.3 - Динамика изменения краткосрочной
ликвидности, %
Рисунок 2.4 - Динамика изменения мгновенной
ликвидности, %
Примечание - Источник: собственная разработка на
базе источника [4]
Из рисунка видно, что показатели данного норматива
также подвержены колебанию. На это указывает то обстоятельство, что разница
между самым высоким уровнем показателя на 01.02.2011 и самым низким на
01.09.2012 составила 285,85%. На 01.09.2013 мгновенная ликвидность составила
261,09%. По сравнению с 01.09.2012 значение данного показателя увеличилось на
21,6%.
Рисунок 2.5 - Динамика изменения текущей
ликвидности, %
Примечание - Источник: собственная разработка на
базе источника [4]
Показатель текущей ликвидности на 01.09.2013
года превышает нормативное значение почти в 2 раза и составляет 131,84%. По
сравнению с 01.09.2012 года значение данного показателя уменьшилось на 11,8%.
Рисунок 2.6 - Динамика изменения соотношения
ликвидных и суммарных активов, %
Примечание - Источник: собственная разработка на
базе источника [4]
За рассматриваемый период наблюдается тенденция
к снижению показателя соотношения ликвидных и суммарных активов. Так, значение
данного показателя на 01.09.2013 уменьшилось по сравнению с 01.01.2011 на 6,3%
и составило 27,37%, в то время как нормативное значение установлено на уровне
20%. Уменьшение данного показателя связано с уменьшением доли ликвидных активов
в общей сумме активов банков.
Показатели ликвидности банковского сектора в
2011 году сохраняли высокие значения, намного превышая установленные для
отдельного банка нормативы. Более интенсивный приток в банки долгосрочных
средств по сравнению с предоставлением долгосрочных кредитов способствовал
снижению уровня подверженности банковского сектора риску ликвидности.
Показатели ликвидности банковского сектора в
2012 году несколько снизились, но при этом соответствовали установленным
нормативам. Преимущественно это связанно с предоставлением долгосрочных
кредитов при недостаточности соответствующих по срокам ресурсов.
Основной причиной снижения показателей
ликвидности в июле 2013 года стал отток рублёвых депозитов, вызванный
ускорением обесценения белорусского рубля к доллару США. В результате, для
снижения давления на белорусский рубль Национальный банк ужесточил монетарную
политику, повысив процентные ставки по операциям поддержания ликвидности, а
также не удовлетворял спрос всех банков на ликвидность, стимулируя их повышать
ставки по рублёвым депозитам.
Также в практике банков Республики Беларусь
активно используется такой норматив, как максимальный размер риска на одного
заемщика. Заметна даже тенденция к его ужесточению. Обусловлено это
значительным размером невозвращенных ранее выданных кредитов. Ограничение риска
на одного заемщика, включая взаимосвязанных заемщиков, устанавливается для
уменьшения вероятных убытков банков в случаях, когда вложенные в рискованные
операции средства не возвращаются вовремя и в полном размере.
Проанализировав отдельные показатели деятельности
банков можно сделать вывод, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в
Республике Беларусь, банковская система достаточно стабильна и надежна. В
частности, по некоторым банкам существуют проблемы с показателем нормативного
капитала, следует отметить в целом низкий уровень корпоративного управления и
управления рисками в банках, что обусловлено отсутствием достаточного
практического опыта в этой области, несовершенством и низкой эффективностью
действующей в Республике Беларусь системы организации финансирования
приоритетных государственных программ, необходим достаточно квалифицированный
рабочий персонал и управляющих, но по заявлению органов государственного
управления и регулирования данные проблемы являются критическими и в скором
времени будут решены. В целом система банковского регулирования в Беларуси
является достаточно жесткой и эффективной, о чем свидетельствуют
соответствующие показатели развития банковской системы, а также тот факт, что
уровень устойчивости банковского сектора к середине 2013 года характеризовался
как достаточный для противостояния в краткосрочном периоде возможному
воздействию негативных событий.
Глава 3. Перспективы развития системы
банковского надзора в Республике Беларусь
В Республике Беларусь сложилась система
банковского надзора, в целом соответствующая мировым стандартам. Она включает
регистрацию и лицензирование банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций, осуществление дистанционного надзора на основании отчетности,
надзора на местах в виде инспекционных проверок, применение соответствующих мер
надзорного реагирования к банкам в случае нарушения ими банковского
законодательства, ухудшения их финансового состояния, реорганизации и
ликвидации банков, а также макропруденциальный надзор, предусматривающий
мониторинг состояния банковского сектора в целом [3, c.
13].
В то же время, белорусская банковская система
характеризуется высокой концентрацией, низким уровнем ликвидности и высоким
уровнем кредитных рисков преимущественно в связи с несовершенством и низкой
эффективностью действующей в Республике Беларусь системы организации
финансирования приоритетных государственных программ. На уровне отдельных
банков следует отметить в целом низкий уровень корпоративного управления и
управления рисками в банках, что обусловлено отсутствием достаточного
практического опыта в этой области, недостаточным осознанием собственниками и
руководством банков важности управления рисками.
В связи с этим совершенствование
законодательства, регулирующего банковскую деятельность и надзор, направлено на
укрепление устойчивости банковской системы, обеспечение ее интеграции в мировую
банковскую и финансовую системы, исключение возможности системных кризисов,
повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и
вкладчиков, создание равных условий для устойчивого динамичного развития банков
на базе единых рыночных начал в развитии экономики страны и использование
преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в
банковской системе.
Для дальнейшего повышения
эффективности банковского надзора необходимо также планомерно осуществлять
совершенствование банковского надзора комплексно на всех его этапах.
Основными направлениями
развития банковского надзора в до 2015 годах станут:
) повышение независимости
принятия решений в рамках банковского надзора от иных функций государственного
регулирования и контроля по мере возрастания роли рыночных механизмов в
деятельности банков с преобладающей долей государства в уставных фондах;
) дальнейшее внедрение
риск-ориентированного надзора посредством:
— повышения роли
мотивированного суждения специалистов Национального банка при оценке структуры
собственности, качества управления, качества и достаточности капитала, уровня
рисков, финансового состояния и перспектив функционирования банков при
применении мер надзорного реагирования путем конкретизации принципов и
критериев вынесения мотивированного суждения в нормативных правовых актах
Национального банка, регламентирующих порядок осуществления банковского надзора
по означенным направлениям;
— разработки норм и
рекомендаций в части совершенствования корпоративного управления в банках,
систем внутреннего контроля и управления рисками, процедур управления
различными видами банковских рисков, осуществления стресс-тестирования;
— оптимизации
пруденциальной отчетности, максимального ее приближения к внутрибанковской
управленческой отчетности, позволяющей осуществлять не только количественный,
но и качественный анализ параметров рисков и управления ими;
— совершенствования
системы раннего предупреждения проблемных ситуаций в банках;
3) повышение требований к
допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в
процессе своего функционирования, в том числе:
— требований к
учредителям (акционерам), конечным бенифициарным собственникам и структуре
собственности;
— требований к источникам
формирования уставного фонда, нормативного капитала;
— квалификационных
требований и (или) требований к деловой репутации, предъявляемых к членам
совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного
органа банка, небанковской кредитно-финансовой организации, руководителям и
главным бухгалтерам банка, небанковской кредитно финансовой организации, их
заместителям;
— требований к бизнес-планам
создаваемых банков, включая порядок их составления и оценку;
4) совершенствование
консолидированного надзора за деятельностью банковских групп и банковских
холдингов путем повышения:
— требований к
организации корпоративного управления в таких группах и холдингах, в том числе
к управлению рисками и организации внутреннего контроля;
— внимания к деятельности
связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на
деятельность, риски и финансовое состояние банков;
— эффективности мер
воздействия, применяемых в рамках консолидированного надзора;
5) совершенствование
трансграничного надзора путем:
— координации
деятельности надзорных органов стран, в которых белорусские банки имеют свои
подразделения и (или) размещают значительные средства, а также обмена
информацией между ними;
— расширения
взаимоотношений с органами надзора стран, чей капитал присутствует в банковском
секторе Республики Беларусь, либо стран - основных торговых партнеров
Республики Беларусь;
6) совершенствование действующей
системы морального и материального стимулирования специалистов банковского
надзора;
) повышение эффективности
организации процессов банковского надзора на основе развития информационных
технологий [19].
Для повышения устойчивости банковского сектора
сформирована система основанных на мировом опыте и рекомендованных Базельским
комитетом по банковскому надзору пруденциальных требований к банкам, которая
включает следующие основные требования:
— достаточности капитала для покрытия
основных рисков банковской деятельности (кредитного, рыночного, операционного);
— управления ликвидностью банка и
ограничения риска ликвидности, включая согласование требований и обязательств
банка по срокам размещения и привлечения, а также требования к структуре
активов банка по уровню ликвидности;
— ограничения крупных кредитных рисков,
включая ограничения риска на одного клиента, группу взаимосвязанных клиентов,
на одного связанного с банком клиента (инсайдера) и связанных с ним лиц, а
также ограничения общей суммы рисков на всех инсайдеров и общей суммы крупных
рисков;
— создания резервов на покрытие возможных
убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе;
— наличия системы управления рисками,
организации деятельности внутреннего контроля и внутреннего аудита;
— раскрытия банками информации для
участников рынка. Для повышения эффективности деятельности банков Национальным
банком разрабатываются рекомендации по организации управления отдельными
рисками, внутреннего контроля и аудита, корпоративного управления в банках
[13].
В банковской системе Республики Беларусь
большинство принципов в той или иной мере выполняется. Неполное выполнение
относится главным образом к принципам, касающимся независимости органа
банковского надзора и его обеспеченности необходимыми ресурсами, а также
осуществления надзора на консолидированной основе.
В целях достижения более
полного соответствия Базельским принципам в 2012 году были внесены изменения в
Банковский кодекс Республики Беларусь, основной целью которых являлось
формирование правовой среды, позволяющей Национальному банку осуществлять
риск-ориентированный надзор за банками. Указанные изменения в Банковский кодекс
вступили в действие в январе 2013 года и в области банковского надзора включают
четыре основных направления:
первое - совершенствование
структуры и механизма банковского надзора;
второе - совершенствование
процедур государственной регистрации банков и лицензирования банковской
деятельности;
третье - повышение качества
корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля;
четвертое - совершенствование
системы мер надзорного реагирования.
У Национального банка появились правовые
основания и механизмы применения мотивированного суждения. Кроме того,
Банковский кодекс закрепил за Национальным банком новую функцию - мониторинг
финансовой стабильности, основной целью которого является выявление и оценка
угроз стабильной работе банковского сектора и уязвимых мест финансовой системы
[12].
Главным ориентиром дальнейшего совершенствования
банковского надзора остаётся использование международных стандартов и лучшей
мировой практики в данной области. В связи с этим, стремясь поддерживать на
высоком уровне стабильность белорусской банковской системы, Национальный банк
принял решение о внедрении стандартов Базель III
в
Республике Беларусь и разработал поэтапный план мероприятий на 2012 - 2015 гг.
В соответствии с этим планом
постановлением Правления Национального банка от 24 сентября 2012 г. № 493
утверждена Методика расчёта показателей капитала, левереджа и ликвидности,
предусмотренных международными стандартами Базель III,
которую рекомендуется банкам применять параллельно с методикой расчёта
нормативов безопасного функционирования. (Малыхина)
Начиная с III
квартала 2013 г., Национальный банк планирует запрашивать у банков расчёты
показателей на ежеквартальной основе вплоть до середины 2014 года с целью
мониторинга их значений, а также для последующей доработки методики расчёта
показателей и отладки информационной технологии представления форм расчёта.
На этот год запланировано также утверждение
методики применения инструментов мониторинга риска ликвидности, а также расчета
контрциклического буфера.
В течение 2015 года планируется
ежеквартальное представление банками тестовой отчётности, на основании
мониторинга в которой будут определены количественные значения пруденциальных
требований, а также осуществлена доработка информационной технологии
представления отчётности, программного обеспечения для приёма и обработки
отчётности от банков с целью перехода на ежемесячную отчётность.
С января 2016 г. предусмотрено
установление следующих пруденциальных требований (нормативов) безопасного
функционирования для банков Республики Беларусь:
норматив достаточности
основного капитала 1 уровня;
норматив достаточности капитала
1 уровня;
- норматив достаточности
нормативного капитала (с учётом консервационного и контрциклического буфера);
- норматив левереджа;
норматив покрытия ликвидности;
норматив чистого стабильного
фондирования [15].
Минимальные значения стандартов, определённые Базельским
комитетом, приведены в приложении Г.
В то же время Национальный банк намерен гибко
подходить к внедрению новых подходов, и в случае выявления в ходе мониторинга
существенных затруднений с выполнением новых пруденциальных требований могут
быть оперативно рассмотрены вопросы о пересмотре сроков внедрения Базель III
в целом либо в части отдельных нормативов.
Следует отметить, что процесс внедрения и
мониторинга стандартов Базель III
в любой стране подразумевает участие в нём как регулятора, так и банков. В
связи с этим эффективность внедрения новых стандартов в Республике Беларусь,
направленных на укрепление банковского сектора, напрямую зависит от понимания
их важности руководителями белорусских банков, от которых ожидается обеспечение
данного процесса необходимыми человеческими ресурсами и программно-техническими
средствами.
Заключение
На основе приведённого анализа
можно сделать вывод о том, что для благополучного развития общества одним из
необходимых условий является развитие экономики. А это невозможно без развитой
и стабильной банковской системы, так как банки играют огромную роль в
экономической жизни общества. Без соответствующего надзора не может быть
надежной и стабильной банковской системы.
Основным подразделением
Национального банка, осуществляющим банковский надзор, является Главное
управление банковского надзора, которое анализирует основные процессы,
протекающие в банковской системе страны. Организация банковского надзора
основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных
банковских комитетов.
Для успешного применения
банковского надзора необходимо теоретическое знание, что же представляет собой
банковский надзор, для чего он необходим, его основные цели и задачи, на какие
виды он подразделяется, какие государственные органы выполняют функции
банковского надзора. Для органов банковского надзора необходима стандартная
банковская отчетность не только при осуществлении финансовой оценки деятельности
отдельных банковских клиентов.
Национальный банк устанавливает
и контролирует выполнение необходимых требований для регистрации банков и
выполнения ими различных банковских операций. Для поддержания стабильности в
банковской системе он установил Правила регулирования деятельности банков и
небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии, с которыми для
коммерческих банков предусматривается и контролируется выполнение экономических
нормативов, в том числе нормативов достаточности капитала, ликвидности,
ограничения крупных рисков и ряда других.
Несмотря на то, что банковская
система Республики Беларусь в условиях рыночных отношений относительно молодая,
у нас в стране, как и в большинстве развивающихся стран мира, при разработке
методов банковского надзора используют как результаты своих научных
исследований, так и опыт зарубежных стран, рекомендации международных
организаций. От качества проводимого банковского надзора во многом зависит
своевременность вскрытия нарушений в организации банковской деятельности, и,
следовательно, возможность предупреждения различного рода злоупотреблений,
недостач и растрат.
Изменяющееся экономическое
положение в стране влечет за собой развитие банковской системы. Для развития
банковской системы необходимо разрабатывать пути совершенствования и развития
банковского надзора. Особым направлением совершенствования надзора в Беларуси
должно стать внедрение в надзорный процесс новых международных стандартов
Базель III. Второе
направление - совершенствование банковского надзора комплексно на всех его
этапах. Основными этапами являются:
. Государственная регистрация
банков и лицензирование банковской деятельности (контроль за качеством
допускаемых на банковский рынок капитала и управленческих кадров).
. Текущий надзор (включая
документальный надзор и инспектирование на местах).
. Вывод с рынка
неплатежеспособных банков (отзыв лицензий на осуществление банковских операций,
подача исков в суд о возбуждении дел о банкротстве банков).
Соблюдение рамок эффективного
банковского надзора обеспечит формирование национальной системы банковского
надзора. Отметить, что надзор банков находится в постоянном развитии и
совершенствовании. Это значит, что банковская система Республики Беларусь
укрепляется и развивается.
Список использованных
источников
банк надзор беларусь финансовый
1. Basel
Committee on Banking Supervision. International regulatory framework for banks
(Basel III) [Electronic resource]. - Mode of access:
http://www.bis.org/bcbs/basel3.htm. Date of access: 20.10.2013.
2. Банковский
кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 25 окт. 2000 г., № 441-З:
принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 12 окт. 2000
г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 июля 2012 г. // Консультант Плюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр
правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск.
. Банковский
надзор и аудит: Практикум. - Учеб. Пособие/ М.С. Шидловская. - Мн.: Выш.шк.,
2003 - 318 с.
. Бюллетень
банковской статистики./ Национальный банк Республики Беларусь [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/bulletin/
- Режим доступа: 17.10.2013
. Денежно-кредитная
политика: курс лекций для студентов и магистрантов/ В.Н. Усоский. - Пинск:
ПолесГУ, 2010. - 190с.
. Деньги,
кредит, банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под
ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 527 с.
. Жарковская
Е., Арденс И., Банковское дело: Курс лекций. - М.: ИКФ Омега-Л, 2002. - 399 с.
. Инструкция
о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций и лицензировании банковской деятельности: Постановление Правления
Национального банка Республики Беларусь от 7 декабря 2012 г. № 640 //
Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/BankSuperVision/.
Дата доступа: 10.10.2013
. Инструкция
о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от
28 сентября 2006 г. № 137 (с учетом изменений от 20.03.2013 №163)//
Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,
Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - - Режим доступа: http://www.nbrb.by/Legislation/BankSuperVision/.
Дата доступа: 10.10.2013
. Малыхина,
С.И. Мониторинг новых стандартов Базель III
/ C.И. Малыхина//
Банкоўскі веснік. - 2013. - №. - С. 19 - 23.
. Малыхина,
С.И. Новые стандарты капитала и ликвидности Базель III
- перспективы внедрения / С.И. Малыхина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businessman-consultant.blogspot.com/2012/07/iii.html.
- Дата доступа: 22.10.2013.
. Маманович,
П.А. Финансовый рынок Республики Беларусь - актуальные вопросы / П.А. Маманович
// Система жилстройсбережения в Казахстане - 10 лет. Итоги и перспективы
развития: конференция, Астана, 19 - 20 сентября 2013г.
. Национальный
банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.nbrb.by/
- Дата доступа: 04.10.2013.
. Организация
деятельности центрального банка: учеб. Пособие / С.С Ткачук, О.И. Румянцева,
И.Н. Тищенко [и др.]; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. - Минск: БГЭУ,
2006. - 295 с.
. Письмо
Национального банка Республики Беларусь от 18.10.2012 №23 - 14/79 “О методике
расчёта показателей капитала, левереджа и ликвидности Базель III”
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/system/Basel_III/L23_14_79_2012.pdf.
- Дата доступа: 15.10.2013.
. Полозов,
А. Основные принципы Базельского соглашения / А. Полозов [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.polozov.nemi-ekb.ru/index.php
- Дата доступа: 25.10.2013.
. Регулирование
деятельности банков: банковский надзор: учебное пособие/ Л.М. Рыкова. - Минск:
Современная школа, 2009. - 240 с.
. Стародубцева
Е.Б. Основы банковского дела: Учебник - М.:ФОРУМ: ИНФА - М, 2006. - 256 с.
. Стратегия
развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011-2015 годы:
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 03.03.2011,
№73 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/banksectordev10-15.pdf
- Дата доступа: 16.10.2013.