Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,87 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций












БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Оглавление

Введение

. Понятие банковского регулирования и банковского надзора

. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В данной курсовой работе будет подробно рассмотрена тема банковского регулирования, будут освещены как теоретические, так и практические аспекты надзора за деятельностью кредитных организаций.

Тема курсовой работы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами и акционерами. Поэтому государство в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивость каждого банка и всей банковской системы. Особенности правовых основ функционирования, обуславливают наличие у банка колоссальных прав по регулированию банковских отношений (вплоть до прекращения деятельности и ликвидации банков) и требуют от него высокого профессионализма и ответственности в принятии управленческих решений. Все это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что тема банковского регулирования чрезвычайно актуальна на настоящий момент.

Основной функцией Банка России в соответствии с российским законодательством является обеспечение устойчивости рубля. Однако профессор Тосунян Г.А., анализируя зарубежное законодательство, приходит к обоснованному выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране. Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля деятельности кредитных организаций. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Целью написания курсовой работы является изучить и раскрыть понятие банковского регулирования и надзора, понятие контроля, их соотношение, сходства и различия. Также планируется подробно изучить функцию Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций.

В процессе исследовании будут рассмотрены вопросы:

. Понятие банковского регулирования и надзора. Теоретические аспекты.

. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование из деятельности.

Для достижения поставленной цели, в работе будут использованы Федеральные законы, нормативные акты, акты Банка России, учебная и периодическая литература, официальный сайт Центрального банка.

1. Понятие банковского регулирования и банковского надзора

Банковская деятельность как совокупность банковских операций и услуг весьма разнообразна. В среднем коммерческий банк осуществляет до 200 операций. Такая дифференциация и разнообразие операций и услуг приводят не только к снижению риска всей деятельности банка, но и к уменьшению доходности. Но главной целью банковской деятельности является получение прибыли, следовательно, банк не может идти на проведение рискованных операций, результатом чего часто становится снижение платежеспособности банков, а иногда и банкротство. Неустойчивость банковской системы приводит к большим потерям, что связано с высокой социально-экономической значимостью коммерческих банков и требует регулирования со стороны государства и подробных теоретических и научных исследований.

Все банковские системы мира реализуют две схемы банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. В первом случае надзорные функции выполняет только центральный банк страны. Во втором - надзорные функции наряду с центральным банком выполняет еще специально созданный для этого орган. Вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка. Таким образом, в теории банковского права приведены четыре модели банковского регулирования.

Первая модель исторически доминирующая основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности. Эта модель действует не только в развивающихся странах, но и в государствах со зрелой рыночной экономикой, например, в Испании, Греции, Португалии.

Вторая модель является «смешанной» и представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Например, довольно сложна структурно банковская система США.

Третья модель характеризуется тем, что регулирование осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при опосредованном участии центрального банка. К их числу относятся Канада и Великобритания.

Четвертая модель объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг, который представляет собой единый орган по нормативному регулированию, контролю и надзору во всех секторах финансового рынка. Функции надзора отделены от центральных банков.

Российское законодательство отдает предпочтение первой модели. Центральный банк Российской Федерации является единственным органом банковского регулирования и надзора за банковской деятельностью. В то же время следует помнить, что контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций обладают и другие органы, например, Министерство финансов Российской Федерации, в рамках своих полномочий, определенных законом. Однако функции этих органов не являются в полной степени «банковско-надзорными». В рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.

Одним из важнейших принципов организации и функционирования банковской системы, осуществления банковской деятельности является принцип государственного регулирования. Банковское регулирование - это одно из направлений деятельности государства в банковской сфере, разновидность управляющего воздействия на участников банковских правоотношений. Сам термин «банковское регулирование» трактуется в литературе неоднозначно. В широком смысле «банковское регулирование» объединяет все государственные и негосударственные формы управляющего воздействия на банковскую систему. Здесь подразумевается деятельность органов государства и о деятельности кредитных организаций, союзов и ассоциаций, оказывающих самостоятельное влияние не только на собственных клиентов, но и на стабильность банковской системы в целом. В пределах своей компетенции регулирующее воздействие оказывают Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Банк России. Сами же кредитные организации могут оказывать влияние и на своих клиентов. Например, банки устанавливают лимиты остатка наличных денежных средств в кассах обслуживаемых ими организаций, осуществляют безакцептное списание денежных средств, проводят мероприятия по предотвращению легализации денег, полученных незаконным путем. Подобные отношения регулируются, как правило, не только на законодательном уровне, но и в договорном порядке между банками и клиентами. В то же время, несмотря на элементы частноправового регулирования, подобная деятельность носит публично-правовой характер, направлена в первую очередь на обеспечение интересов государства и общества, а соответствующие права и обязанности кредитных организаций основаны на законах и подзаконных актах, принятых органами государства.

Таким образом, банковская деятельность в широком смысле - это общее понятие, которое сочетает в себе несколько направлений прямого и косвенного (опосредованного) регулирующего воздействия со стороны государства и негосударственных организаций на банковскую систему и банковскую деятельность в Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, закладывающими основы правоотношений по договорам займа и кредита, банковского вклада, банковского счета и отношений, складывающихся в связи с осуществлением расчетов, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне. Закреплен принцип независимости Банка России от других государственных органов при осуществлении своей основной функции - защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Понятие «банковская деятельность» рассматривается кроме того с учетом содержания действующего законодательства и в узком смысле. Направления, виды, субъекты и объекты банковского регулирования закреплены в главе 10 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации». Согласно закону, Центральный банк является органом банковского регулирования в Российской Федерации, обеспечивает исполнение банковского законодательства и регулирует банковскую деятельность на подзаконном уровне. Таким образом, при узкой трактовки термина, субъектом банковского регулирования является Банк России, а объектами - кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, осуществляющие в Российской Федерации банковскую деятельность. В дальнейшем в работе понятие «банковское регулирование» будет рассматриваться именно в узком смысле.

Цель банковского регулирования - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Однако законодательство умалчивает о содержании целей, ограничиваясь только их провозглашением. Также не уточняется, о каких именно вкладчиках и кредиторах идет речь. В теории к ним относят как физических, так и юридических лиц.

Исходя из изложенной информации, можно сделать вывод о том, что банковское регулирование в узком смысле - это одна из функций Центрального банка, направленная на упорядочение деятельности кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов.

К целям банковского регулирования соответственно относятся:

) Обеспечить соблюдение государственных, общественных и частных интересов в процессе предпринимательской деятельности кредитных организаций.

) Обеспечить непрерывность денежного обращения, эффективность платежей и расчетов между субъектами экономического оборота.

Проанализировав существующее банковское законодательство можно выделить основные направления банковского регулирования:

) Регулирование порядка осуществления банковской деятельности.

) Координация, регулирование и лицензирование организации расчетных систем в Российской Федерации, установление правил, форм и сроков безналичных расчетов.

) Установление государственных стандартов, предъявляемых к кредитным организациям.

) Осуществление денежно-кредитного регулирования.

) Установление порядка ведения кассовых операций, бухгалтерского учета, составление и представления бухгалтерской отчетности для организаций, включенных в банковскую систему. Следует отметить, что в настоящее время принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете», вступающий в силу в 2013 году. Наблюдаются некоторые изменения в законодательстве, возможно, будет затронута и данная сфера.

) Установление порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций.

) Регистрационно-лицензионная деятельность.

) Установление порядка осуществления банковского контроля и надзора.

Реализация всех направлений банковского регулирования в комплексе способствует созданию единых государственных стандартов в банковской системе.

Направления (виды) банковского регулирования можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от правовой формы их подразделяют на:

) Нормативно-правовое направление.

) Индивидуально-правовое направление.

) Договорное направление.

Банковское регулирование может осуществляться как в интересах обеспечения внутренней экономической политики, например, стимулирование укрепления национальной валюты, приток инвестиций, так и в интересах внешней, например, ограничение оттока капитала из страны.

Классифицировать виды банковского регулирования возможно также на:

) Организационные направления, способствующие созданию, регистрации, лицензированию кредитных организаций.

) Функциональные, связанные с регулированием банковских операций, функционированием платежно-расчетных систем.

) Направленные на создание государственных стандартов, обеспечивающих устойчивость банковской системы и кредитных организаций.

Если в качестве основания определить метод, применяемый в процессе банковского регулирования, то следует выделить:

) Административное (императивное) направление.

) Гражданско-правовое направление.

В основе банковского регулирования лежит императивный метод, основанный на отношениях власти и подчинения. Это в первую очередь связано с тем, что в основе банковского регулирования лежат цели, связанные с обеспечением государственных и общественных интересов, но возможно и применение косвенных, договорных, гражданско-правовых методов государственного регулирования, которые должны способствовать укреплению банковской системы и повышению устойчивости национальной валюты.

Методы банковского регулирования можно разбить на прямой, то есть экономико-административный, и косвенный, то есть сугубо экономический. К числу экономических, например, относится установление процентных ставок. А лимитирование уровня процентных ставок по кредитам - это административный метод. Различают, кроме того, общие и селективные способы осуществления кредитно-денежной политики центральных банков. Общие касаются всего кредитного рынка в целом, а селективные направлены на конкретные виды кредита. К числу наиболее популярных общих методов в мировой практике относят учетную (дисконтную политику, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов банков.

Основу регулирования банковской деятельности составляют инструменты денежной политики: процентные ставки, операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва для коммерческих банков, валютная политика, прямые количественные ограничения для кредитных организаций, установление ориентиров роста денежной массы.

Инструменты банковского регулирования - это тесно связанные с целевыми ориентирами показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России, величина которых может быть быстро скорректирована. Все инструменты, применяемые Банком России в своей деятельности, имеют критерии эффективности. Это такие критерии как гибкость (возможность маневра в процессе применения инструмента), возвратность (возможность проведения обратной операции), скорость, соответствие получаемых результатов поставленным целям. Выбор приоритета государства для того или иного инструмента, их результативность отражают направленность деятельности государства на экономическую ситуацию в стране. Эффективность регулирования не находится, к сожалению, в прямой зависимости от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования не способствует снижению ставок по кредитам. Поэтому можно прийти к выводу о косвенном влиянии денежно-кредитной политики на социально-экономическое положение страны.

В настоящий момент согласно статье 35 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации» основными инструментами являются:

  1. Процентные ставки по операциям Банка России.
  2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).
  3. Операции на открытом рынке.
  4. Рефинансирование кредитных организаций.
  5. Валютные интервенции.
  6. Установление ориентиров роста денежной массы.
  7. Прямые количественные ограничения.
  8. Эмиссия облигаций от своего имени.

Среди отличительных признаков банковского регулирования можно назвать невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением особых случаем, предусмотренных федеральными законами. На законодательном уровне также закреплен принцип равного отношения государства ко всем кредитным организациям. В то же время у Банка России есть право устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. Вместе с тем, без установления в законодательстве объективных экономических и юридических оснований индивидуальной дифференциации государственных стандартов для кредитных организаций, ее эффективность с точки зрения целей и принципов банковского регулирования вызывает сомнение. Все это усиливает фактор личного усмотрения в процессе банковского регулирования, нарушает принцип равенства субъектов предпринимательской деятельности.

Значительное место в системе банковского регулирования отведено валютному регулированию как инструменту денежно-кредитной политики. Однако на практике валютное регулирование имеет такое широкое содержание, что само по себе обособилось в самостоятельное комплексное направление государственного регулирования. В силу обширности этого понятия, оно не будет подробно раскрываться в данном исследовании, так как заслуживает быть центром полноценной и отдельной работы.

Вопрос о соотношении понятий «регулирование», «контроль» и «надзор» подробно исследован Ю.М. Козловым, который акцентирует внимание на том, что если ранее государственное управление исходило из необходимости постоянного и непосредственного вмешательства аппарата управления в жизнь объекта, сейчас главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их обособлением. Первоначально необходимо разграничить понятия «контроль» и «надзор». Контроль, который может быть как внутренним, так и внешним, предполагает возможность прямого вмешательство в хозяйственную деятельность подконтрольного объекта. А надзор в общих словах можно охарактеризовать как внешнее наблюдение.

Функция банковского регулирования тесно связана с функцией банковского надзора. Но надзор заключается главным образом в мониторинге соблюдения кредитными организациями (поднадзорными субъектами) требований закона и нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации. Банковское регулирование же предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. Надзор и регулирование объединены общей целью и направлены на поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Единственное нормативное указание, способствующее разрешению данного вопроса, содержится в статье 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации», где указано, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Под оперативной деятельностью кредитных организаций понимается систематическое осуществление ими операций и сделок, имеющих предпринимательский характер. Таким образом, невозможность прямого вмешательства в оперативную деятельность свидетельствует об отсутствии прямого ярко выраженного контроля со стороны банка, который выражается в основном в возможности применять меры государственного принуждения за нарушение банковского законодательства. Так, применение Банком России таких мер создает для кредитной организации такую ситуацию, при которой она становится обязанной ее реализовывать на практике, то есть оказывается перед фактом необходимости кардинально изменять свою деятельность. Функция же банковского надзора реализуется в полной мере.

На основании изложенного выше, функцию банковского надзора имеет смысл считать элементом более крупной функции банковского регулирования. Таким образом, надзор за соблюдением кредитными организациями требований банковского законодательства, в том числе принятие мер по приостановлению или прекращению проведения небезопасной или неосновательной политики, рассматривается как один из способов государственного регулирования банковской деятельности наряду с лицензированием, установлением правил осуществления банковских операций и некоторыми иными мерами.

Сущность банковского надзора состоит в «проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России».

Братко А.Г. выделяет следующие разновидности банковского надзора:

2.Дистанционный (документальный) надзор, то есть наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основании запрашиваемых документов.

Главной стратегической целью банковского надзора является своевременное реагирование на нарушения и негативные тенденции в деятельности банков для нормализации, упрочнения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как для каждого из них, так и для банковской системы в целом. Хотя в литературе встречается мнение, что цели банковского надзора не имеют самостоятельного значения и подчинены целям регулирования банковской системы. Значение же банковского надзора заключается в том, что он используется для управления рисками в банковской системе. Согласно Письму Центрального банка Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 70-Т «О типичных банковских рисках» под банковским риском понимается «присущая банковской деятельности возможность понесения кредитной организацией потерь и ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами и (или) внешними факторами». Наиболее типичными банковскими рисками согласно письму являются: кредитные, рыночные, фондовые, валютные, процентные, операционные, правовые и другие риски.

В литературе к принципам банковского надзора относят:

. Универсальность и обязательность. Все без исключения кредитные организации и банки являются поднадзорными субъектами, их согласие на надзор и выполнение требований надзорных инстанций является необходимой предпосылкой для выдачи лицензии.

. Сочетание превентивного и последующего контроля. При этом превентивный контроль предполагает проверки, как на стадии создания банка, так и в дальнейшем, когда банк уже функционирует, предупреждение появления и накопления негативных явлений или тенденций.

. Единство требований государственных органов надзора означает, что ко всем поднадзорным субъектам должны предъявляться одинаковые требования в пределах выполнения ими одних и тех же видов деятельности, операций. Если закон допускает возможность дифференциации требований, то должны соблюдаться правила такой дифференциации.

. Единство количественного и качественного аспектов надзора.

. Достоверность данных и полная ответственность за их качество и конфиденциальность. Ответственность должна быть законодательно закреплена.

. Обязательность закрепления законных требований всех органов надзора.

. Консолидированный характер надзора, то есть надзор за финансовым положением всех звеньев банковской системы на основе учета операций и сделок всех подразделений.

. Сочетание государственного, независимого аудиторского и общественного контроля.

. Открытость для широкой общественности.

Объектом банковского надзора является та часть банковской системы и банковской деятельности, которая поднадзорна Банку России. В Российской Федерации предусмотрен только надзор за кредитными организациями, то есть объектом является только нижний уровень банковской системы. В других странах существует перекрестный контроль над функционированием банковской системы.

Банковское регулирование, также как и банковский надзор реализуются в виде соответствующих правовых решений. Они принимаются государственным органом, на который государство возложило такие функции, могут иметь государственно-властный или гражданско-правовой характер, но в любом случае выражают государственную волю и носят регулирующий характер. Порядок принятия решений и их форма законодательно регламентированы.

Банковское регулирование может осуществляться в следующих формах:

1)Издание нормативных правовых актов.

2)Издание индивидуальных актов. Например, в процессе регистрации и лицензирования банковской деятельности.

)Заключение договоров гражданско-правового характера. Эта форма применяется в процессе регулирования неадминистративными экономическими методами.

На основании данной главы можно сделать некоторые выводы. Банковское регулирование это система мер, с помощью которых государство через центральный банк занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях это регулирование практически сводится к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не несли потери, не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам роста производства, занятости и экономике в целом. Центральный банк как банк представляет собой кредитно-денежный институт, осуществляющий, в том числе, функции банковского регулирования. Оставаясь по своей природе банком, он имеет определенные особенности, ограничивающие его от других видов банков. На микроуровне, предоставляя услуги коммерческим банкам и другим экономическим субъектам, центральный банк своей деятельности в большей степени смещается в сторону обслуживания макроуровня денежных отношений. Основой его деятельности становится реализация общенациональных и общественных интересов в сфере регулирования наличного и безналичного денежного оборота. Все это позволяет определить основным субъектом банковского регулирования Центральный банк как общественный кредитно-денежный институт, регулирующий денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. В следующей главе будет подробно рассмотрена на практическом уровне взаимодействие Банка России и кредитных организаций.

банк россия контроль надзор

2. Надзор Банка России за деятельностью кредитных организаций и регулирование их деятельности

Кредитная организация - «юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции». Признаки кредитной организации приведенны в статье:

. Кредитная организация является самостоятельным юридическим лицом.

. Кредитная организация - это коммерческая организация, ее деятельность регулируется всеми нормативными актами, которые регулируют предпринимательскую деятельность.

. Кредитная организация наделена специальной правоспособностью.

Кредитные организации модно подразделить на банки и небанковские кредитные организации. Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности определенные банковские операции. Отличительным критерием банка от иных кредитных организаций является наличие лицензии на привлечение денежных средств от физических лиц. Небанковской кредитной организацией признается организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций устанавливаются Банком России. Таким образом, банки и небанковские кредитные организации различаются сочетанием тех банковских операций, которые они вправе осуществлять в качестве основного предмета своей деятельности. Но и банки, и небанковские кредитные организации обладают всеми признаками кредитной организации, перечисленные в законе, поэтому в полной мере являются объектами банковского надзора и регулирования. Особенности такого регулирования подробно рассмотрены ниже.

В соответствии с законодательством Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банковских и кредитных организаций. Следует отметить, что Банк России регулирует не только деятельность банков, но и небанковских кредитных организаций. Регулирующие и надзорные функции Банк России осуществляет через свои органы, департаменты, структурные подразделения. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров.

Как уже было обозначено выше, банковское регулирование - это более широкое понятие, которое включает в себя осуществление банковского надзора.

Банк России осуществляет банковское регулирование по следующим направлениям:

. Установление обязательных правил и нормативов.

. Регистрация кредитных организаций, выдача и отзыв лицензий.

. Контроль за приобретением юридическими и физическими лицами долей в уставном капитале кредитных организаций.

. Проведение проверок, применение санкций к кредитным организациям.

. Осуществление анализа деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков, стабильности банковской системы в целом.

К непосредственно регулирующим функциям относятся установление обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил поведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. Банк также вправе устанавливать для участников банковской группы порядок предоставления информации об их деятельности, необходимой для составления консолидированной отчетности. Кроме того, здесь же устанавливаются требования к кандидатам на должности членов советов директоров, исполнительных органов, главных бухгалтеров, заместителей главных бухгалтеров кредитных организаций, а также к кандидатам на должности руководителей, главных бухгалтеров и их заместителей филиалов кредитных организаций.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает обязательные нормативы:

. Предельный размер имущественных вкладов в уставной капитал кредитной организации, перечень видов вносимого имущества.

. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу заемщиков.

. Максимальный размер крупных кредитных рисков.

. Нормативы ликвидности организации.

. Нормативы достаточности капитала.

. Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков.

. Минимальный размер резервов, создаваемых под риски.

. Нормативы использования капитала кредитной организации для приобретения акций других юридических лиц.

. Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительства, предоставляемых кредитной организацией своим акционерам.

Банк России может устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета в зависимости от вида кредитной организации. О предстоящем изменении нормативов должно быть официально объявлено не позднее, чем за один месяц до их введения в действие. Бывают ситуации, когда кредитные организации оспаривают установленные Банком России нормативы, но судебная практика складывается не в их пользу.

В компетенцию Банка России входит принятие решения о государственной регистрации кредитных организаций, ведение Книги государственной регистрации кредитных организаций, выдача лицензий на осуществление банковских операций, приостановление их действия, отзыв. Под регистрацией понимается соответствующая запись уполномоченного государственного органа о создании юридического лица и включении его в государственный реестр специализированных организаций, имеющих право на получение лицензии на осуществление банковских операций. В данном случае решение о регистрации принимается Банком России, а внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами на основании решения Банка России. Акт регистрации придает законность будущей банковской деятельности кредитных организаций и позволяет вести учет, осуществлять банковский надзор и контроль над их деятельностью. Кроме того, организация получает статус юридического лица с момента регистрации в Банке России. Одного факта регистрации еще недостаточно для осуществления банковских операций. Соответствующее право появляется только после получения лицензии на ведение банковских операций от Банка России. Все выдаваемые лицензии можно подразделить на:

1.Лицензии для вновь созданных кредитных организаций.

2.Лицензии для уже действующих организаций, выдаваемые в случае расширения ими своих полномочий.

Отозвать лицензию можно только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии устанавливается нормативными актами Банка. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, за исключением оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается. В организацию, у которой отозвана лицензия, может быть назначен уполномоченный представитель Банка в целях защиты интересов вкладчиков. Его деятельность прекращается с момента создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражного управляющего. Банки часто пытаются обжаловать решения Банка России об отзыве у них лицензии, но попытки в большинстве своем остаются безуспешными. Примером может служить Определение кассационной коллегии Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № КАС07-595 (Д).

Таким образом, регистрационно-лицензионные и надзорные функции Банка России - это самостоятельные направления государственной регулирующей деятельность Банка.

Кроме регулирующих, Банк России выполняет и чисто надзорные функции. Предметами банковского надзора являются выполнение кредитной организацией финансовых нормативов, соблюдение законодательства и банковских правил кредитной организацией, проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности. В первой главе рассмотрены классификации и сделан вывод о разделении банковского надзора на дистанционный и контактный.

В рамках дистанционного надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснения поученной информации.

Поступившая от юридических лиц информация не подлежит разглашению без согласия этой организации, за исключением случаем, предусмотренных законом.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций или предоставления информации, не предусмотренной федеральными законами, не связанной с банковским обслуживанием.

Банк не имеет право устанавливать прямые или косвенные ограничения на проведение операций с клиентами кредитных организаций, а также не вправе обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.

Совершение крупных экономических сделок кредитных организаций требует предварительного согласия Банка России.

В рамках осуществления своих надзорных функций Банк России вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников кредитной организации, а также устанавливать требования к финансовому положению приобретателей акций кредитной организации. В случае выявления неудовлетворительного финансового положения, Банк России может отказать в даче согласия на приобретение акций кредитной организации.

В процессе контактного надзора осуществляется инспектирование кредитных организаций. Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк получил информацию о реальном положении кредитной организации. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы, во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, что позволит сделать вывод о том, какое влияние она оказывает на другие кредитные организации. Среди объектов инспектирования следует выделить саму кредитную организацию и системные связи кредитных организаций. В каждом из объектов можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: правовые отношения, финансовые отношения, бухгалтерский учет и отчетность.

Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка». Для осуществления своих функций Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции, предусмотренные законом. Проверки кредитных организаций и их филиалов проводятся Банком России для осуществления своих функций в области банковского надзора, регулирования и контроля, имеют главной целью определить непосредственно на месте реальное финансовое состояние данной кредитной организации и ее филиалов, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение кредитными организациями и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.

Указанные проверки не выполняют задач и не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности кредитных организаций и их филиалов, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами для сбора доказательств по находящимся в их производстве уголовным, административным, гражданским и иным делам.

Проверки проводятся в соответствии с Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 25 августа 2003 года № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации».

Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.

Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров.

Банк не вправе проводить более одной проверки кредитных организаций и их филиалов по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период. При этом проверке подвергаются только последние пять календарных лет деятельности кредитных организаций, предшествующие году проверки. Повторные проверки возможны, но по основаниям, перечисленным законом:

1)если проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

2)по мотивированному решению Совета директоров.

Проверки, проводимые Банком России, могут быть плановые, внеплановые, комплексные, тематические. Внеплановые проверки осуществляются по указанию Председателя Банка России или его заместителей, руководителя территориального учреждения Банка России. На практике проверки могут быть инициированы многими руководителями структурных подразделений, которые получают информацию о финансовом и правовом положении банка от подчиненных им подразделений. Комплексные проверки предполагают проверку достоверности отчетов, соответствия выполняемых операций законодательству, соблюдения кредитной организацией обязательных экономических нормативов. Комплексные проверки организаций, имеющих филиалы, осуществляются на консолидированной основе, проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах. Тематические проверки осуществляются по отдельным направлениям деятельности кредитной организации или ее филиалов.

Банк России взаимодействует с кредитными организациями, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, предоставляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. По запросам кредитных организаций Банк обязан в письменной форме давать отчет по вопросам, отнесенным к его компетенции. В целях взаимодействия с кредитными организациями могут создаваться с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

По результатам проверки составляется акт, в котором отражаются все нарушения и недостатки, если они имеются. При комплексной проверке составляется общий сводный акт, включающий сведения обо всех инспектируемых организациях и филиалах. Акт проверки должен быть предоставлен для ознакомления руководителю поднадзорной организации.

Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно с учетом характера допущенных нарушений, причин, обусловивших возникновение нарушений. общего финансового положения организации, положения кредитной организации на федеральном региональном рынке банковских услуг.

В целом схема инспектирования кредитных организаций может быть представлена в следующем виде:

К сожалению, практика такова, что банковское инспектирование ограничивается главным образом проверкой самой кредитной организации, не затрагивая системные связи кредитных организаций.

В процессе банковского надзора применяются и неадминистративные инструменты государственного воздействия. К их числу относятся такие инструменты как валютные интервенции, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, выпуск облигаций Банком России.

Схема 1. Инспектирование кредитных организаций

Инспектирование кредитных организаций↓Планирование проверок↓Принятие решений о проверке и их документальное оформление↓Решение организационных вопросов, связанных с выходом инспекционных групп в кредитные организации↓Изучение инспекционной группой предоставленных документов кредитной организации↓Подготовка проекта акта поверки↓Изучение проекта акта в функциональных подразделениях Банка России↓Доработка акта проверки↓Принятие решения по акту↓Направление акта проверки руководству Банка России (территориального учреждения)↓Ознакомление руководителей кредитной организации с актом проверки↓Подписание акта проверки руководством кредитной организации




















Несмотря на то, что данные инструменты реализуются в гражданско-правовой сфере, их содержание, цели и задачи имеют публично-правовое значение. К наиболее важным инструментам относится рефинансирование (кредитование, учет и переучет векселей). Законом предусмотрены и другие инструменты денежно-кредитной политики.

Постепенно по аналогии с зарубежной практикой в Российской Федерации предпринимаются новые шаги на пути укрепления банковского надзора. В 2003 году было опубликовано письмо Центрального банка Российской Федерации «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций». Эксперимент изначально проводился на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Куратор кредитной организации - служащий Банка России, в компетенцию которого входит осуществление надзора (построение процесса надзора) в территориальном учреждении Банка России за одной или несколькими кредитными организациями. Наработанные в ходе эксперимента формы и приемы надзора, позволяющие оперативно, детально и комплексно оценить деятельность кредитных организаций, позволили в 2007 году принять «Положение о кураторах кредитных организаций».

В ходе исполнения своих обязанностей куратор производит оценку достоверности отчетности закрепленной за ним кредитной организации, осуществляет оценку экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, выявляет нарушения (недостатки), оценивает перспективы деятельности, готовит предложения о режиме надзора за закрепленной за ним кредитной организацией, а также разрабатывает проект программы надзора за данной кредитной организацией, готовит и представляет своему непосредственному руководителю заключение (аналитическую записку), содержащее (содержащую) краткий анализ экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, предложения по оценке ее экономического положения, выбору режима надзора. Эффективность от использования института предполагается, но точнее можно будет сказать позже.

По мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие куратор готовит развернутое заключение (развернутую аналитическую записку) об экономическом положении закрепленной за ним кредитной организации, в том числе о состоянии капитала, качестве активов, доходности, ликвидности, качестве управления (включая оценки систем управления рисками и внутреннего контроля, управления стратегическим риском), прозрачности структуры собственности, а также о существенных событиях, произошедших в деятельности закрепленной за ним кредитной организации за анализируемый период, краткосрочных и среднесрочных перспективах ее деятельности с учетом тенденций и прогнозов ее развития.

Но не стоит считать, что надзорные функции Банка ущемляют интересы кредитных организаций. Банковский надзор необходим и самим банкам. Это важный элемент обеспечения доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор полезен и тем, кто выступает в качестве кредитора на межбанковском рынке.

Следует отдельно отметить, что Банк не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает такие обязательства на себя, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации добровольно принимают на себя такие обязательства. То есть, несмотря на то, что Банк регулирует деятельность кредитных организаций, которые в свою очередь ему поднадзорны, это совершенно самостоятельные субъекты хозяйственного права, не отвечающие по обязательствам друг друга.

Таким образом, обобщив все изложенное в настоящей главе, можно сделать вывод о том, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. За последние несколько лет Банк России заметно активизировал свою деятельность по реализации надзорных полномочий. Центробанк приступил к публикации ежегодных отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора в Российской Федерации. Проделана большая работа по приведению нормативно-правовой базы в соответствии с целями и принципами риск-ориентированного банковского надзора. Вместе с тем надзорные процедуры Банка России все еще имеют направления для совершенствования. Сложившаяся система пруденциального надзора по ряду моментов вызывает критические замечания российских банков. Так, одной из главных проблем является соответствие нормативных актов Банка России федеральным законам. Смежной проблемой является и «нормотворчество» Банка в виде «писем», что нарушает единообразие форм нормативных актов и применения права. Проблема отчетности кредитных организаций проявляется в избыточности форм отчетности. Тем самым надзор ложится «грузом» на кредитные организации, отвлекая их финансовые и людские ресурсы. Широко обсуждается и создание в России макрорегулятора на рынке финансовых услуг с передачей ему функций и полномочий банковского надзора, что также представляется не совсем оправданным, поскольку базируется на опыте зарубежных стран. Было бы большой ошибкой в данном случае механически использовать опыт отдельно взятой страны. Каждая страна идет к модели регулирования финансовых рынков своим путем, и было бы опасно в качестве шаблона брать какой-либо из существующих вариантов. Но в целом можно отметить положительную динамику в развитии системы банковского регулирования и надзора и надежду на дальнейшее положительное и эффективное совершенствование.

Заключение

В процессе написания курсовой работы были определены понятие банковского регулирования, надзора и контроля, их отличительные особенности и сходные черты. Было определено назначение Центрального Банка Российской Федерации, его функции, установлено, каким образом осуществляется надзор за деятельность кредитных организаций.

По результатам проведенных исследований сделаны следующие выводы.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может для них устанавливать обязательные нормативы.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций. Для осуществления своих функций он проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции к нарушителям.

Таким образом, Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулированиям и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. Основополагающая цель деятельности Банка России - поддержание стабильности национальной экономики либо политической стабильности в стране Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Список использованных источников и литературы

1.Конституция Российской Федерации Принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос.газ. - 21 января 2009. - №7.

2.О банках и банковской деятельности: Федер. Закон Рос. Федерации № 395-1 ФЗ от 02.12.1990 // Рос. газ. - 10 февраля 1996. - №27.

3.О центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федер. Закон Рос. Федерации от 10.07.2002 года № 86-ФЗ // Рос. газ. - 13 июля 2002. - № 127.

.О бухгалтерском учете: Федер. Закон Рос. Федерации № 402-ФЗ от 06.12.2011 // Рос.газ. - 9 декабря 2011 г. - №278.

.Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций: Письмо Центрального банка Российской Федерации от31 января 2003 года №04-15-3/371 // Вестник Банка России. - 5 февраля 2003 года. - №7.

.О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: Инструкция Центрального Банка Российской Федерации от 2 апреля 2010 года № 135-И // Вестник Банка России. - 30 апреля 2010. - №23.

.Об организации инспекционной деятельности Центрального банка: Инструкция Банка России № 108-И от 1 января 2003 г. // Вестник Банка России. - 9 декабря 2003 г. - № 67.

.О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации: Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 25 августа 2003 г. №105-И // Вестник банка России. - 9 декабря 2003 г. - №67.

.О Комитете банковского надзора Банка России: Положение Банка России от 10 августа 2004 г., протокол № 21 // Вестник Банка России. - 25 августа 2004 г. - №51.

.О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации: Положение Банка России от 5 января 1998 г. №14-П // Вестник Банка России. - 12 января 1998 г. №1.

.О кураторах кредитных организаций: Положение Банка России от 7 сентября 2007 г. №310-П // Вестник Банка России. - 10 октября 2007 г. - №57.

.О типичных банковских рисках: Указание оперативного характера Центрального банка Российской Федерации от 23 июня 2004г. № 70-Т // Вестник Банка России. - 30 июня 2004г. - №38.

.Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 4.5 Инструкции Банка Росси от 16 января 2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков»: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. № ГКПИ07-1024 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2009. - февраль. - №5.

.Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. № ГКПИ07 - 1024, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим п. 4.5 Инструкции Банка России от 16 января 2004 г. № 110-И «Об обязательных нормативах банков»: Определение кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2008 г. № КАС07-721 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2009. - февраль. - №5.

.О признании недействующими п. 3, 6 Указания Банка России от 16 июля 2004 г. № 1477-У «О порядке признания утратившей силу имеющееся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов»: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2008 г. № ГКПИ07-862 // СПС «Консультант Плюс», - 2011 (Официально документ опубликован не был).

.Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2008 г. № ГКПИ07-862 о признании недействующими п. 3, 6 Указания Банка России от 16 июля 2004 г. № 1477-У «О порядке признания утратившей силу имеющееся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов»: Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 № КАС07-595 (Д) // СПС «Консультант Плюс», - 2011 (Официально документ опубликован не был).

.Алехин. А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Зерцало., 1996. 540 с.

.Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в Российской Федерации // Банковское право. - 2007. - № 3. - С. 10-14.

.Бабичева Ю.А. Банковское дело: справочное пособие / Ю.А. Бабичева М.: Экономика., 1993. - 400 с.

.Банковское право. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие // Авторский коллектив Allpravo. - 2007г.

.Борисов А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону № 395-1 ФЗ от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» / А.Н. Борисов. - М.: Издательство Деловой Двор., 2007.

.Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы // Деньги и кредит. - 2002. - № 8.

.Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А.Г. Братко - М. - 2007. - 784 с.

.Букато Ю.М., Львов В.Г. Банки и банковские операции в России. 2-ое издание., перераб. и доп. / Ред. М.Х. Лапидус. - М.: Финансы и статистика., 2001. - 368 с.

.Вишневская Е.В. Банковское право / Е.В. Вишневская. - М.: Издательство МИЭМП., 2010. - 150 с.

.Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. Издание 2-ое / А.А. Вишневский. - М.: Статут., 2004. - 334 с.

.Гейвандов Я.А. Банковское регулирование в Российской Федерации. Особенная часть. В 2 т. Учебник / Я.А. Гейвандов. - М.: Юристъ, 2001, - т. 1. - С. 281-331.

.Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия / Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, -1997. - 115 с.

29.Голикова Ю.С., Хохленкова М.А. Банковский надзор как неотъемлимая функция Центрального банка // Электрон. версия печат. публ. URL: http://www.bankcollege.ru <http://www.bankcollege.ru>

.Голубев С.А. Банк России и конституционный контроль // эж-ЮРИСТ - № 42. - октябрь 2004г.

.Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1. / Л.Г. Ефимова. - М.: Статут., 2010. - 402 с.

.Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика. - № 3, 4. - 2005.

.Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник / Е.П. Жарковская. - М.: Омега - Л, - 2005. - 452 с.

.Казакбиева Л.Т. Банковский надзор как финансово-правовая категория // Финансовое право. - 2004. - №5.

.Костерина Т.Н. Банковское дело / Т.Н. Костерина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - 2002. - 176 с.

.Медведев Н.Н. Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России // Финансы и кредит. - 2005. - № 23.

.Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? (Актуальная тема) // Деньги и кредит. - 2007. - № 4. - С. 7-19.

.Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Спарк, 2002. - 670 с.

.Неретин М.С. Понятие и правовые основы банковского надзора в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2008. - №5. - С. 49-51.

.Парамонова Т.В. Банк России: взгляд в будущее / Т.В. Парамонова // Экономика и жизнь. - 2000. - № 9.

.Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. - 2001. - №5. - С. 12-18.

.Симановский А.Ю. К вопросу о повышении эффективности банковского надзора // Деньги и кредит. - 2002. - №9. - С. 3-7.

.Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».- М.: Дело, - 2003. - 495 с.

.Финансовое право / Под ред. М.М. Расолова М.: Юнити-Дана, Закон и право, - 2001 - 444 с.

.Фетисов Г.Г., Лаврушин О.И., Мамонова И.Д. Организация деятельности центрального банка / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова. - Москва: Кнорус, - 2008. - 430 с.

Похожие работы на - Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!