Валютное регулирование и валютный контроль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    239,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютное регулирование и валютный контроль

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА

Кафедра: «Финансы»








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Банковское дело»

На тему: «Валютное регулирование и валютный контроль»








Алматы - 2012

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемым элементом экономических систем различных стран является валютный рынок. В том или ином виде он существует в каждой стране. Здесь и совершаются самые разнообразные валютные операции.

На валютном рынке действует огромное количество субъектов - от банков до частных лиц, но именно на межбанковский (оптовый) рынок приходится большая часть валютных сделок. При этом в одних странах право осуществления валютных операций предоставлено всем коммерческим банкам, а в других - только определенной группе кредитных учреждений.

Однако следует отметить, что в странах экономически менее развитых, к коим относится Казахстан, все же основная часть валютных операций совершается в так называемом розничном секторе валютного рынка: между коммерческим банком и его клиентом в данной стране.

Роль банков в осуществлении операций с валютой значительна. Так доминируя в качестве посредников в международных расчетах, банки освобождают других участников внешнеэкономических связей от необходимости торговать иностранной валютой напрямую между собой, снижают риск их деятельности. С ростом мирового товарного оборота и производства возрастает объем текущих валютных операций, и именно банки занимаются их обслуживанием.

Помимо всего в настоящее время все более возрастает роль коммерческого банка в РК, как органа и агента валютного контроля, как посредника и исполнителя валютных операций, как субъекта валютного рынка. Однако методология организации и проведения валютных операций и организации валютного регулирования проработана в недостаточной степени.

Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. в своем Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года отметил, что Программа индустриально-инновационного развития РК остается главным ориентиром модернизации экономики. К 2020 году Казахстан должен достигнуть роста в перерабатывающих отраслях, который будет превышать или достигнет уровня добывающих отраслей [1]. Развитие несырьевого сектора непосредственным образом связано с проблемой неэквивалентного обмена и с осуществлением валютной политики нашим государством.

С этих позиций предлагаемая к рассмотрению проблема развития механизма валютного регулирования и его влияние на развитие национальной экономики безусловно является актуальной и ее исследование имеет важное значение.

Целью исследования является рассмотрение теоретических и практических основ проведения валютного регулирования казахстанских банков.

Применение системного подхода к исследованию темы определяет следующие задачи исследования:

рассмотреть теоретические аспекты валютного регулирования и валютного контроля;

применить зарубежный опыт регулирования валютных отношений;

провести анализ динамики развития валютного рынка Республики Казахстан;

уточнить пути совершенствования институциональных аспектов деятельности банков второго уровня на валютном рынке Республики Казахстан;

Объектом исследования в данной работе являются банки второго уровня РК.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических и финансовых отношений, связанных с проведением валютного регулирования банков второго уровня.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

.1 Валютное регулирование деятельности казахстанских банков второго уровня

Согласно Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относятся:

операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, а также использование валютных ценностей в качестве платежного средства;

ввоз, пересылка и перевод в Республику Казахстан, а также вывоз, пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных ценностей, национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал которых выражен в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами [2].

К валютным ценностям соответственно относятся: - иностранная валюта; - ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте; - не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; - аффинированное золото в слитках; - национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами; - не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами [3].

Валютные операции между резидентами запрещены. Исключение составляют операций, одной из сторон которых выступают Национальный Банк Республики Казахстан и (или) Министерство финансов Республики Казахстан. К ним относятся операций с валютными ценностями, относимых к банковским операциям и иным операциям, которые вправе осуществлять уполномоченные банки и уполномоченные организации в соответствии с выданной им лицензией и (или) законодательными актами Республики Казахстан. Кроме того, на территории РК запрещены оплаты банковских услуг по проведению валютных операций, а также оплаты неустойки (штрафов, пеней) по договорам, предусматривающим оказание банковских услуг в иностранной валюте; операций, связанных с приобретением, продажей, выплатой вознаграждения и (или) погашением ценных бумаг, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте; операций по покупке и продаже аффинированного золота в слитках; платежей и переводов денег по договорам комиссии, связанным с осуществлением экспорта (импорта), при использовании переводных аккредитивов в качестве формы оплаты; передачи векселей, выраженных в иностранной валюте, в качестве исполнения денежных обязательств; операций, связанных с расчетами при реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках; оплаты расходов, связанных с командированием работников за пределы Республики Казахстан; безвозмездных переводов денег или безвозмездной передачи валютных ценностей физическими лицами физическим лицам, а также юридическим лицам, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительной деятельности; внесения банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц; операций, связанных с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет в случаях, предусмотренных законодательством РК.

Между резидентами и нерезидентами могут совершаться определенные валютные операции:

Резиденты вправе совершать сделки с нерезидентами в национальной и (или) иностранной валюте по соглашению сторон в соответствии с валютным законодательством Республики Казахстан.

Резиденты вправе выпускать по операциям с нерезидентами векселя, выраженные в иностранной валюте.

Нерезиденты вправе без ограничений получать и переводить дивиденды, вознаграждение и иные доходы, полученные по вкладам (депозитам), ценным бумагам, заемным и иным валютным операциям с резидентами, осуществленным в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Если в отношении валютных операций не установлены режимы валютного регулирования, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан, который вправе установить режим уведомления.

Платежи и переводы денег по валютным операциям резидентов и нерезидентов осуществляются через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением:

платежей и переводов денег физических лиц, а также платежей и переводов денег в их пользу в национальной валюте на территории Республики Казахстан;

переводов денег физических лиц, осуществляемых без открытия банковского счета в уполномоченных банках;

расчетов при реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках;

платежей между физическими лицами и уполномоченными банками или уполномоченными организациями, осуществляемых через их обменные пункты;

выплаты юридическими лицами-резидентами заработной платы работникам-нерезидентам, а также юридическими лицами-нерезидентами заработной платы работникам - резидентам и нерезидентам в иностранной валюте;

платежей между физическими лицами и юридическими лицами-нерезидентами, осуществляющими свою деятельность под таможенным контролем на таможенной территории Республики Казахстан в аэропортах, портах и пограничных переходах, открытых для международного сообщения;

платежей между юридическими лицами - резидентами и нерезидентами, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Казахстан, в национальной валюте в пределах суммы, установленной законодательством РК о платежах и переводах денег;

платежей посредством выдачи (передачи) чека, векселя;

платежей и переводов денег по операциям с нерезидентами, осуществляемых через счета в иностранных банках, открытые резидентами, а также платежей и переводов денег через корреспондентские счета уполномоченных банков в иностранных банках;

переводов денег со счетов нерезидентов в иностранных банках, осуществляемых ими в счет исполнения обязательств резидента, в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан [4].

Физические лица - резиденты и нерезиденты в пределах установленной суммы вправе осуществлять без открытия счета в уполномоченных банках: - безвозмездные переводы денег на территории Республики Казахстан, из Республики Казахстан и в Республику Казахстан (налоговые, лицензионные платежи, штрафы, переводы сумм наследства, алиментов, грантов и другие); - иные переводы денег из Республики Казахстан, не связанные с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности и в отношении которых в соответствии с настоящим Законом не определено требование лицензирования оформления паспорта сделки, регистрации, уведомления [4].

Что касается покупки и продажи иностранной валюты, то уполномоченные банки, имеющие право на организацию обменных операций с иностранной валютой в соответствии с выданной им лицензией или правом, предоставленным законами Республики Казахстан, вправе продавать и покупать иностранную валюту как в Республике Казахстан, так и за рубежом.

1.2 Контроль иностранной валюты

Продажа и покупка иностранной валюты в Республике Казахстан производятся резидентами и нерезидентами исключительно у уполномоченных банков, имеющих право на организацию обменных операций с иностранной валютой, через обменные пункты таких уполномоченных банков, а также обменные пункты уполномоченных организаций в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан [5]. Резиденты и нерезиденты вправе покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений по целям и без представления валютного договора и (или) иных документов, во исполнение которых совершаются операции покупки и продажи иностранной валюты. Физические лица - резиденты и нерезиденты при покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, превышающую эквивалент 10 (десяти) тысяч долларов США, должны предъявить документ, удостоверяющий личность. Юридические лица-резиденты, за исключением уполномоченных банков и уполномоченных организаций, при оформлении заявки на покупку иностранной валюты через уполномоченный банк указывают цель, с которой приобретается иностранная валюта. Юридические лица-нерезиденты при оформлении заявки на покупку или продажу иностранной валюты за национальную валюту через уполномоченный банк указывают цель приобретения или продажи иностранной валюты. Приобретенная юридическими лицами иностранная валюта может быть использована на иные, чем указанные в заявке цели. Указание целей покупки и продажи иностранной валюты носит исключительно статистический характер и не ограничивает юридических лиц в использовании приобретенной валюты на другие, не запрещенные законодательством цели. В целях осуществления статистического мониторинга за ситуацией на внутреннем валютном рынке предлагается следующий перечень целей, который должен быть использован юридическими лицами при оформлении заявления на покупку (для резидентов и нерезидентов) и продажу (для нерезидентов) иностранной валюты уполномоченному банку:

осуществление платежей за товары и услуги;

предоставление/выдача займа;

выполнение обязательств по полученным займам;

проведение расчетов по операциям с ценными бумагами;

последующее проведение обменных операций;

размещение на срочных вкладах на срок более 3 месяцев;

прочие цели [6].

Ввоз и вывоз, пересылка валютных ценностей, наличной национальной валюты, ценных бумаг и платежных документов, номинал и (или) стоимость которых выражены в национальной валюте, не имеющих номинала ценных бумаг, выпущенных резидентами, определяется согласно закону тем, что физические лица - резиденты и нерезиденты вправе вывозить из Республики Казахстан наличную иностранную валюту в размере, не превышающем эквивалента десяти тысяч долларов США, без представления документов, подтверждающих происхождение вывозимой наличной иностранной валюты.

При вывозе наличной иностранной валюты из Республики Казахстан физическими лицами - резидентами и нерезидентами в размере, превышающем эквивалент десяти тысяч долларов США, необходимо представление в таможенные органы Республики Казахстан документов, подтверждающих легальность их происхождения, на сумму, превышающую эквивалент десяти тысяч долларов США.

Ввоз и вывоз из Республики Казахстан физическими лицами - резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты в размере, превышающем эквивалент трех тысяч долларов США, и наличной национальной валюты в размере, превышающем эквивалент трех тысяч долларов США, подлежат обязательному декларированию таможенному органу Республики Казахстан путем подачи таможенной декларации на всю сумму ввозимой или вывозимой наличной иностранной и (или) национальной валюты.

Ввоз и вывоз из Республики Казахстан платежных документов (векселей, чеков, в том числе дорожных), номинальная стоимость (номинал) которых выражена в национальной и иностранной валюте, не подлежат письменному декларированию и осуществляются без ограничений.

Резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Республики Казахстан, обязаны предоставлять органам валютного регулирования и контроля и агентам валютного контроля отчетность, информацию и документы по проводимым ими валютным операциям в целях исполнения требований, установленных Законом.

При совершении валютных операций банк придерживается определенного порядка. Проведение платежей и переводов денег по валютным операциям осуществляется в следующем порядке [5].

В целях уточнения обстоятельств сделки и классификации операции и ее участников юридические лица-резиденты и нерезиденты также представляют по требованию уполномоченных банков учредительные документы. В случае непредставления резидентом (нерезидентом) документов и сведений, требуемых в соответствии с настоящим пунктом, уполномоченным банком платежи и (или) переводы денег по валютным операциям не проводятся. Представление валютного договора обязательно для платежей и (или) переводов денег по валютным операциям, в отношении которых определены требования регистрации, уведомления или оформления паспорта сделки.

При проведении платежа и (или) перевода денег по банковским счетам резидентов и нерезидентов в сумме, не превышающей эквивалента десяти тысяч долларов США, представление валютного договора не требуется в следующих случаях:

платеж и (или) перевод денег осуществляется нерезидентом;

платеж и (или) перевод денег осуществляется резидентом и резидент - отправитель (получатель) денег указал в поручении (заявлении) на перевод денег (на получение денег), что данный платеж и (или) перевод денег не связан с осуществлением валютных операций, требующих получения регистрационного свидетельства, свидетельства об уведомлении или оформления паспорта сделки.

Ответственность за предоставление недостоверных данных, отраженных в поручении (заявлении) на перевод денег (на получение денег), возлагается на отправителя (получателя) денег. Если валюта платежа и (или) перевода отличается от доллара США, эквивалент суммы платежа и (или) перевода рассчитывается с использованием рыночного курса обмена валют на день проведения операции. При проведении резидентом платежей и (или) переводов денег по валютным операциям, по которым требуются регистрационное свидетельство и (или) свидетельство об уведомлении, резидент представляет в уполномоченный банк оригиналы и копии таких документов. После их сверки, копии остаются в уполномоченном банке, а оригиналы возвращаются резиденту. В случаях, предусмотренных Правилами осуществления валютных операций, вместо оригинала регистрационного свидетельства (свидетельства об уведомлении) допускается представление копии регистрационного свидетельства (свидетельства об уведомлении), засвидетельствованной нотариально или заверенной Национальным Банком [5]. В случае отсутствия у резидента свидетельства об уведомлении уполномоченный банк проводит операцию, извещая резидента в любой форме о необходимости его получения. При этом уполномоченный банк ежемесячно до 20 числа месяца (включительно), следующего за отчетным периодом, представляет в центральный аппарат Национального Банка отчет об операциях, проведенных по поручениям (в пользу) резидентов при отсутствии у них свидетельств об уведомлении.

При поступлении в пользу резидента денег, полученных в результате проведения валютной операции, по которой требуется регистрационное свидетельство, уполномоченный банк извещает резидента о необходимости представления регистрационного свидетельства и зачисляет поступившие деньги на банковский счет резидента только после представления им указанного документа. Платежи и (или) переводы денег по валютным операциям резидентов (нерезидентов) с использованием платежных карточек, выпущенных уполномоченным банком, осуществляются без предварительного представления в уполномоченный банк документов. Если Правилами не предусмотрено иное, указанные документы предоставляются по запросу уполномоченного банка или Национального Банка.

В случае проведения юридическим лицом-резидентом платежа и (или) перевода денег по валютной операции с использованием корпоративной платежной карточки, сумма которого превысила эквивалент десяти тысяч долларов США, юридическое лицо-резидент представляет в уполномоченный банк валютный договор. Указанный документ представляется юридическим лицом-резидентом в течение тридцати рабочих дней со дня проведения вышеуказанной операции [7]. Если валюта платежа и (или) перевода отличается от доллара США, эквивалент суммы платежа и (или) перевода рассчитывается с использованием рыночного курса обмена валют на день проведения операции. Ответственность за предоставление недостоверных данных, отраженных в поручении (заявлении) на перевод денег (на получение денег), возлагается на отправителя (получателя) денег. Положения данного пункта не распространяются на платежи и (или) переводы денег по банковским счетам физических лиц, осуществляемые с использованием платежной карточки уполномоченного банка. Если валюта платежа и (или) перевода либо снятия денег отличается от доллара США, эквивалент суммы платежа и (или) перевода рассчитывается с использованием рыночного курса обмена валют на день проведения операции. Платежи и (или) переводы денег по валютным операциям, проводимые третьим лицом-резидентом через уполномоченные банки в счет исполнения обязательств резидентов и нерезидентов, допускаются при условии представления договора, определяющего характер взаимных обязательств между третьим лицом-резидентом и лицом, за которое осуществляется платеж и (или) перевод денег, если это не следует из валютного договора, на основании которого осуществляются такие платежи и (или) переводы денег [5].

Платежи и (или) переводы денег по валютным операциям резидентов со счетов нерезидентов в иностранных банках, осуществляемые в счет исполнения обязательств резидентов, допускаются в случаях:

) зачисления финансового займа, полученного резидентом от нерезидента на счета третьих лиц;

) оказания финансовых услуг на рынке ценных бумаг резиденту нерезидентом, имеющим право на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по законодательству государства, где он зарегистрирован;

) оказания нерезидентом резиденту услуг по договору поручения [5].

Покупка и продажа иностранной валюты производится в банком в следующем порядке. Резиденты и нерезиденты могут покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке без ограничений по целям и без представления валютного договора и (или) иных документов, во исполнение которых совершаются операции покупки и продажи иностранной валюты. При оформлении заявки на покупку иностранной валюты через уполномоченный банк юридические лица-резиденты, за исключением уполномоченных банков и уполномоченных организаций, указывают цель, с которой приобретается иностранная валюта. При оформлении заявки на покупку или продажу иностранной валюты за национальную валюту через уполномоченный банк юридические лица-нерезиденты указывают цель приобретения или продажи иностранной валюты. Приобретенная юридическими лицами иностранная валюта может быть использована на иные, чем указанные в заявке цели.

Снятие либо зачисление и использование наличной иностранной валюты осуществляется в следующем порядке. Физические лица снимают наличную иностранную валюту со своих банковских счетов в уполномоченных банках без ограничений по целям снятия. Наличная иностранная валюта с банковских счетов юридических лиц в уполномоченных банках может быть снята на цели осуществления платежей физическим лицам [5]. Юридические лица при снятии наличной иностранной валюты со своих банковских счетов для целей осуществления платежей физическим лицам, представляют в уполномоченный банк документы, на основании которых производится выплата заработной платы либо выплата командировочных расходов и которые подтверждают, что данная сумма наличной иностранной валюты снимается исключительно для этих целей. Неиспользованная часть ранее снятой юридическими лицами наличной иностранной валюты на оплату расходов, связанных с командированием работников за пределы Республики Казахстан, подлежит обязательному зачислению юридическим лицом на свои банковские счета в уполномоченных банках в течение десяти рабочих дней со дня окончания срока командирования работников [8].

Данные нормы не распространяются на дипломатические и приравненные к ним представительства, консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в Республике Казахстан. НБ РК осуществляет регистрацию валютных операций, при наличии следующих условий:

сумма валютной операции, предусматривающей поступление имущества (средств) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (средств) нерезиденту, превышает эквивалент пятисот тысяч долларов США;

сумма валютной операции, предусматривающей перевод средств (передачу имущества) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (средств) нерезидентом, превышает эквивалент ста тысяч долларов США [5].

Таким образом, банк является основным субъектом валютного рынка, так как на его долю приходится большая часть валютных операций выполняемых на рынке. Банк непосредственным образом влияет на состояние экономики в стране, так как является основным финансовым институтом и посредником при выполнении всех торговых, инвестиционных операций корпоративных клиентов, а так же услуг, предоставляемых простому населению. К примеру, устанавливаемые банком обменные курсы напрямую влияют на платежный баланс страны.

2. МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ

.1 Основные направления валютного регулирование Национального Банка Республики Казахстан

Механизм валютного регулирования, как одна из превентивных мер государства против экономических кризисов, возник с момента приобретения республикой суверенитета и не теряет свою актуальность до сих пор. Это обусловлено тем, что она сохраняет риски, связанные с формированием и развитием валютного рынка, присущие государствам с переходной структурой экономики. Учитывая тот факт, что валютные рынки стран СНГ имеют неодинаковые темпы развития и различные подходы к регулированию валютных отношений, финансовый рынок страны пока подвержен воздействию различных негативных факторов. Если же рассматривать механизм валютного регулирования непосредственно в Казахстане, то его действие не дает того необходимого эффекта защиты [9].

Согласно Закону РК «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного регулирования является содействие государственной политике по достижению устойчивого экономического роста и обеспечению экономической безопасности.

Задачами валютного регулирования являются:

) установление порядка обращения валютных ценностей в Республике Казахстан;

) создание условий для дальнейшей интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;

) обеспечение информационной базы по валютным операциям и потокам капитала.

Национальный Банк Республики Казахстан как основной орган валютного регулирования устанавливает:

порядок и требования к осуществлению деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой;

порядок осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, в том числе режимы валютного регулирования:

порядок осуществления мониторинга валютных операций нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан (валютный мониторинг);

формы учета и отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией [7].

Национальный Банк Республики Казахстан выдает лицензию на осуществление деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой уполномоченным организациям, устанавливает порядок осуществления и квалификационные требования к деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой, а также порядок регистрации (открытия) обменных пунктов.

Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет регистрацию валютных операций, которая осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты представления резидентом полного пакета документов.

Валютный мониторинг осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан в целях оценки устойчивости платежного баланса Республики Казахстан. Основными задачами валютного мониторинга являются:

) создание информационной базы по валютным операциям, осуществляемым объектами валютного мониторинга;

) совершенствование статистики, анализа и прогноза платежного баланса, внешнего долга и международной инвестиционной позиции Республики Казахстан.

Объектами валютного мониторинга являются филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующие на территории Республики Казахстан более одного года.

Репатриация национальной и иностранной валюты заключается в зачислении на банковские счета в уполномоченных банках:

выручки в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг);

национальной и иностранной валюты, переведенной резидентом в пользу нерезидента для осуществления расчетов по импорту товаров (работ, услуг), в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом [7].

Резидент обязан обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты в срок репатриации. Сроком репатриации является период времени, рассчитываемый резидентом исходя из условий исполнения обязательств сторонами по валютному договору и в порядке, установленном нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан.

Как видим согласно валютному законодательству Казахстана, валютное регулирование Национального Банка действительно должно обеспечивать содействие экономическому росту и защиту от негативных факторов. Однако на деле механизм валютного регулирования далек от совершенства и своих основных задач не выполняет. Ярким примером тому является допущение неэквивалентного обмена товарами и услугами Казахстана с иными государствами.

Неэквивалентный обмен - это принцип, лежащий в основе формирования современной мировой экспансионистской структуры в условиях либерализации национальных экономик и глобализации мировой экономики. Идея неэквивалентного обмена в экономике впервые была выдвинута меркантилистами.       Первыми         меркантилистами-практиками       были мореплаватели - открыватели новых земель, практиковавшие обмен дешевых вещей на золото туземцев. Меркантилисты впервые поставили вопрос о сущности неэквивалентной торговли, при которой выигрывает один и теряет другой, но при этом остается довольным обменом, ведь покупатель получал желаемый товар. Показательно, что поздняя буржуазная политэкономия отмела построения меркантилистов и их призывы, хотя на деле экономическая система развитых капиталистических государств взяла этот метод на вооружение. Правило «чтобы разбогатеть самим, надо озаботиться экономическим ослаблением других стран, действующих и потенциальных конкурентов» находит весомое подтверждение в современной практике взаимодействия национальных экономических систем [11].

Инновационные отрасли экономики являются дорогостоящими, поэтому для их развития необходимы концентрированные финансовые ресурсы. Концентрацию ресурсов развитые страны осуществляют за счет конкурентов: импорт сырьевых ресурсов с низкой добавленной стоимостью, их переработка в готовую продукцию и дальнейший ее экспорт в сырьевые страны. При этом они всячески (и в первую очередь за счет инвестиций) поощряют развивающиеся страны поступать с точностью до наоборот. Данный неэквивалентный обмен непосредственным образом касается и валютных операций, а именно обменных операций с иностранной валютой.

Но для начала рассмотрим подробнее, каким образом организуется неэквивалентный обмен в Казахстане.

Наиболее популярным сырьем, экспортируемым из Казахстана, является нефть. К примеру, в начале 2010 года мировая цена на нефть составляла 87 долларов США за баррель. Казахстанская же нефть продавалась по цене 15 долларов за баррель. Экспорт нефти на 2010 год составил около 73 миллионов тонн и посредством несложных математических операций можно вычислить, что Казахстан получил 1,095 миллиардов долларов США. Однако продавая по мировым ценам, Казахстан получил бы соответственно 6,351 миллиардов долларов США. Результат на лицо - Казахстан оказался в проигрыше на 5,256 миллиардов долларов, что составляет 0,024% ВВП страны за 2010 год. Такая же ситуация наблюдается и с экспортом хрома, а как мы знаем на долю Казахстана приходится 33% мирового экспорта, газового конденсата, угля и так далее.

Однако проблему неэквивалентного обмена следует рассмотреть со стороны потерь, которые Казахстан несет вследствие применяемой на данный момент политики установления валютного курса. Наиболее распространенной иностранной валютой используемой Казахстаном при покупке и продаже товаров и услуг является доллар США, то есть она является базовой валютой.

Процесс долларизации экономики вполне характерен для развивающихся стран и активизировался во время экономических трудностей в постсоветских странах на заре их независимости. Доллар начинает конкурировать с национальной валютой, когда та не вызывает доверия [12].

2.2 Анализ валютного рынка Казахстана

Ежемесячный прирост чистых продаж наличной иностранной валюты в прошедшем году составил 30-150 миллионов долларов, где доля доллара составила 80%. Пик квартального чистого спроса на протяжении всей истории развития валютного рынка республики наблюдался в 3-м квартале 2007 года, главным образом из-за ажиотажного спроса в августе. Чистая покупка населением в этом месяце составила около 1,8 миллиарда долларов, что продемонстрировано на рисунке 8 по причине временных проблем, связанных с декларированием ввезенной в республику иностранной валюты [15].

Рисунок 1 - Чистые продажи наличной иностранной валюты в 2009-2010 гг.

При этом официальный курс доллара США представлял собой следующую динамику (рисунок 2) [16].

То есть в среднем на 2009 год курс доллара по отношению к тенге составлял 147,50 тенге за доллар, на 2010 год - 147,35, на 2011 - 146,58 тенге за доллар. Соответственно курс тенге по отношению к доллару составил на 2009-2011 года около 0,00683 долларов, то есть меньше 1 цента.

Согласно общепризнанным методологическим принципам курс национальной валюты должен устанавливаться в результате сложения спроса и предложения на валюту на рынке, либо в результате отношения цен на товары потребительской корзины в национальной и иностранной валютах [17].

=Р1/Р2 (1),

где r - валютный курс;

Р1 и Р2- уровни цен в рассматриваемых странах .

Однако в Казахстане данный процесс, как и другие процессы, происходящие на валютном рынке, контролируется уполномоченным органом государства - Национальным Банком. Национальный Банк изначально устанавливает заниженный курс тенге, не только по отношению к доллару, но и к другим основным иностранным валютам. Однако «на бумаге» все показатели сходятся и соответствуют друг другу. Благодаря такой политике импортеры нашего сырья имеют возможность по заниженным курсам скупать его и оставаться в выигрыше, помимо заниженного курса они получают и заниженные цены на сырье, устанавливаемые соответствующими органами. Устанавливая такой курс национальной валюты, Национальный Банк оказывает огромную услугу зарубежным партнерам, а Казахстан в это время несет потери как со стороны экспорта - потеря дохода от заниженных цен на сырье, так и со стороны импорта - закупка готовой продукции, изготовленной из данного сырья по завышенным ценам, в чем и проявляется суть неэквивалентного обмена.

Рисунок 2 - Изменение официального курса доллара США за 2009-2011 гг.

Применяемая политика установления данного курса национальной валюты иллюстрирует и ситуацию с производительностью труда. Ведь чем выше производительность труда, тем выше и крепче курс национальной валюты. Соответственно в Казахстане производительность труда низкая, по сравнению с США, Европой и рядом других стран скупающих у нас сырье. Почему же в Казахстане производительность труда, к примеру, в сельском хозяйстве составляет около 3 тысяч долларов на одного занятого в год, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 50-70 тысяч долларов, в машиностроении этот показатель составляет около 15 тысяч долларов США, у зарубежных конкурентов - 90 тысяч долларов. Потому что в стране в принципе не развито производство, и она является добывающей, экономика основывается на экспорте сырья, что является единственным источником прибыли для государства. На данный момент это является глобальной проблемой для Казахстана, так как все понимают, что сырье когда-нибудь закончится, и что же делать стране, когда единственный источник сырья иссякнет [18].

Экспорт сырья по заниженным ценам по сравнению с мировыми лишь «подливает масла в огонь», ведь в обратном случае Казахстан мог бы получать колоссальный доход, который мог бы быть направлен на развитие производства. Заниженные цены на сырье, заниженный курс тенге и недополучение дохода государством от экспорта также просматривается в оффшорных схемах, используемых в экспорте казахстанского сырья. Оффшорные схемы являются одним из основных факторов невозможности экономического развития республики. У государства не остается свободных денег, чтобы финансировать свое развитие, и поэтому Казахстан вынужден занимать у многих большие суммы.

Другими словами, пока большая часть сырья: нефть, металлы, пшеница, продается по заниженным ценам оффшорным компаниям, о развитии суверенного Казахстана можно забыть. А мечту на развитие надо закопать в фундамент особняков торговцев нашим сырьем на Лазурном берегу и в Лондоне, чтобы она не будоражила умы патриотов.

В целом, участие оффшорных компаний в частном и государственном бизнесе Республики Казахстан разделяется на две основные группы:

а) владение активами через оффшорные зоны для защиты активов;

б) проведение торгово-финансовых операций через оффшорные зоны для снижения налоговой нагрузки.

Оффшоры - это зоны со сниженным налогообложением, которые обеспечивают следующие основные задачи:

анонимность владельцев;

уход от налогообложения в Казахстане;

секретность сделок купли-продажи [19].

Казахстанские бизнесмены среднего уровня используют оффшоры в основном как защиту от рейдерства, незаконных поборов и других негативных явлений со стороны госорганов РК и конкурентов.

В свою очередь, продажа сырья, многие финансовые операции идут через оффшор, чтобы избежать казахстанского налогообложения. Схема следующая. Компании, добывающие сырье в РК, открывают в безналоговых зонах фирмы-партнеры. Как правило, оффшорные компании зарегистрированы на топ-менеджеров, акционеров или родственников акционеров добывающего предприятия. Потом казахстанская фирма за полцены продает сырье своей же оффшорной дочерней компании, поэтому налоги платит с цены экспорта в оффшор. Потом такая компания уже продает сырье по рыночным ценам реальным покупателям. Сырье при этом географически идет от добывающей фирмы к конечному покупателю, а оффшорная фирма лишь оформляет на себя документы в промежуточной фазе, без его физического перемещения.

Чаще всего используются BVI, голландские оффшоры, Джебель Али (оффшорную зону Дубай), Швейцария (не оффшор, но предоставляет налоговые послабления для фирм, имеющих там офис, но работающих вне страны) [19].

Сырье, которое экспортируется из Казахстана подобным образом, это нефть, металлы, пшеница. Из-за оффшорных схем продажи сырья - экономика Казахстана недополучает миллиарды долларов ежегодно. В структуре практически всех добывающих компаний Казахстана, даже в национальных компаниях, есть оффшорные структуры. Если в конце 90-ых факт продажи казахстанского сырья по заниженным ценам был известен только в узких кругах, то сейчас оффшорные компании используются многими финансово-промышленные группировками. Чтобы ничего не платить государству и держать население на черте бедности для облегчения эксплуатации. Кстати, печальный факт, но самые низкие зарплаты и высокая смертность обычны на предприятиях, которыми владеют граждане Казахстана. Семьи погибших шахтеров и нефтяников с грустью читают списки самых богатых людей планеты. Оффшор сам по себе не опасен. Опасно то, что наше сырье продается не нашими компаниями и львиная доля прибылей оседает в заграничных банках.

Таким образом, проблема неэквивалентного обмена, которая проявляется в различных аспектах экономики и в том числе в проведении валютных операций, во многом затрудняет развитие производства в Казахстане, усиление конкурентоспособности, увеличение производительности труда, укрепление национальной валюты и соответственно снижение цен на товары и услуги в стране, повышение уровня жизни населения, препятствует развитию валютного, фондового и других финансовых рынков. Данная проблема должна быть решена, иначе Казахстану грозит полная зависимость от ряда наиболее развитых стран, сотрудничающих с нами лишь пока у нас есть сырье. Когда же сырье закончится, а это рано или поздно случится, экономика Казахстана может оказаться в плачевном состоянии и находится на одном уровне с наибеднейшими странами мира.

3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.1 Валютный рынок зарубежных стран

Неотъемлемым элементом экономических систем различных стран является валютный рынок. В том или ином виде он существует в каждой стране. Здесь и совершаются самые разнообразные валютные операции. На валютном рынке действует огромное количество субъектов: от банков до частных лиц, но именно на межбанковский (оптовый) рынок приходится большая часть валютных сделок. При этом, в одних странах право осуществления валютных операций предоставлено всем коммерческим банкам (например, в США), а в других - только определенной группе кредитных учреждений (например, в Японии, Франции).

Однако следует отметить, что в странах экономически менее развитых все же основная часть валютных операций совершается в так называемом розничном секторе валютного рынка: между коммерческим банком и его клиентом в данной стране. Роль банков в осуществлении операций с валютой значительна. Так доминируя в качестве посредников в международных расчетах, банки освобождают других участников внешнеэкономических связей от необходимости торговать иностранной валютой напрямую между собой, снижают риск их деятельности. С ростом мирового товарного оборота и производства возрастает объем текущих валютных операций, и именно банки занимаются их обслуживанием (а в некоторых странах и операций капитального характера) [13].

Все коммерческие банки, осуществляющие валютные операции, в том или ином виде имеют в своих организационных структурах валютные отделы. В международных банках, обслуживающих валютные операции крупных корпораций, валютные отделы включают дилеров, экономистов-аналитиков, менеджеров. Дилеры осуществляют операции по купле-продаже валют. Экономисты-аналитики прогнозируют движение валютных курсов, производят оценку валютного риска и способов защиты от него. Менеджеры разрабатывают и осуществляют валютную политику. На различных этапах экономического развития в той или иной степени к введению валютных ограничений прибегали практически все государства мира.

В настоящее время контроль за валютными операциями в странах Западной Европы практически сводится к их учету. Рассмотрим международный опыт проведения валютных операций, а также осуществления валютного регулирования и контроля на примере стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн), Турции, Сирии, Ирландии и Италии.

Характерной чертой банковской системы Саудовской Аравии является хорошо отлаженный форвардный рынок, что позволяет покрывать валютные риски до 12 месяцев. Также и в Кувейте самым распространенным средством для защиты от валютных рисков в государственном и коммерческом секторах страны является заключение сделок на международных валютных форвардных рынках. В отличие от Кувейта в Бахрейне форвардного покрытия против валютных рисков в госсекторе не существует. А срочные валютные операции коммерческих банков контролируются ВМА через их открытую валютную позицию. В стране функционирует валютная биржа. Отличительной особенностью стран является то, что здесь практически отсутствует валютный контроль (Кувейт) либо действуют лишь некоторые ограничения (Саудовская Аравия, Бахрейн). Хотя органом валютного контроля в Бахрейне и выступает ВМА, но самого валютного законодательства здесь нет.

В рассматриваемых странах Персидского залива налоги или субсидии на покупку или продажу иностранной валюты отсутствуют. Ограничений на использование иностранной валюты не существует (за исключением валюты Израиля), туристам разрешено свободно ввозить и вывозить банкноты и монеты соответствующей страны. В Саудовской Аравии не существует контроля за экспортными поступлениями. Экспортные лицензии отсутствуют. Не требуются и импортные лицензии, валюта для оплаты ввозимых из-за границы товаров приобретается без ограничений.

Отсутствуют экспортные лицензии и в Кувейте (кроме оружия и военного снаряжения, а также экспорт некоторых товаров может быть запрещен во время чрезвычайных ситуаций или в случае угрозы их нехватки). Доходы от экспорта должны быть репатриированы или задекларированы, и они могут свободно размещаться независимо от валюты. Для импорта требуется лицензия. Импортные поставки свободно оплачиваются за счет любых разрешенных источников поступления средств. В Бахрейне экспортно-импортные лицензии отсутствуют (исключение составляют алкогольные напитки и военное снаряжение). Однако экспортеры и импортеры обязаны быть зарегистрированы в коммерческом реестре Министерства торговли и сельского хозяйства (МСА) и быть членом Торгово-промышленной палаты Бахрейна. Отсутствуют какие-либо требования к экспортным и реэкспортным поступлениям. Для оплаты импорта валюта может быть свободно приобретена на валютном рынке.

В Кувейте нерезиденты могут свободно открывать счета в кувейтских динарах и иностранных валютах. Операции по таким счетам осуществляются без ограничений. В Бахрейне имеются различия между счетами резидентов и нерезидентов. Оффшорным банкам запрещено открывать резидентские счета. В странах Персидского залива не существует также и валютного контроля за проведением операций (как резидентами, так и нерезидентами), связанных с движением капитала [14]. Однако в Саудовской Аравии Валютное Агентство должно дать согласие своим иностранным банкам-корреспондентам, прежде чем они предоставят кредиты в валюте Саудовской Аравии. Национальные банки страны должны получать одобрение Валютного Агентства, прежде чем привлекать иностранные банки для участия в совместных банковских операциях в риялах как внутри самой Саудовской Аравии, так и за ее пределами. Одобрение Валютного Агентства требуется также для национальных банков страны при проведении банковских операций в риялах за границей и операций с инвалютой для нерезидентов.

В Кувейте, как резидентам, так и нерезидентам разрешено свободно перемещать капиталы (в любой валюте) как в страну, так и за границу. В Бахрейне доход от иностранных инвестиций может быть свободно переведен за границу. Для банков установлены особые правила в отношении выплат дивидендов и перевода прибылей. Иностранные банки, имеющие лицензию, могут осуществлять операции с нерезидентами. Достаточной либеральностью в указанных странах отличаются и операции с драгоценными металлами.

Рассмотрим опыт Турции и Сирии. Коммерческие банки свободно устанавливают валютные курсы в соответствии с условиями рынка. Данные о самом низком и самом высоком курсе в обязательном порядке ежедневно сообщаются Центральному банку. Курсы иностранных валют, объявляемые ЦБ в 15 часов каждого делового дня, устанавливаются с учетом состояния международного и местного рынков. Эти курсы в основном носят справочный характер.

Коммерческие банки могут заключать форвардные сделки в пределах лимитов, устанавливаемых Центральным банком. В соответствии с международной практикой курсы срочных сделок свободно устанавливаются между банками и их клиентами. Банки также заключают сделки на условиях "своп" с Центральным банком на каждый квартал сроком до одного года. Валютно-торговый контроль находится в ведении Премьер-министра, которому подчинен Субсекритариат казначейства. Непосредственный контроль осуществляет Центральный банк. Субсекретариат казначейства уполномочивает коммерческие банки проводить валютные операции за собственный счет. Ряд коммерческих сделок с Польшей, Россией, другими странами бывшего СССР осуществляется через специальные счета в долларах США. Расчеты с остальными государствами производятся в свободно конверитуемой валюте (СКВ). Нерезиденты имеют право открывать счета в инвалюте и турецких лирах в уполномоченных коммерческих банках и по своему усмотрению распоряжаться средствами с таких счетов [13].

Экспорт включает в себя экспорт, подлежащий регистрации, а также «свободный экспорт». Импорт лицензируется полностью. Импортная лицензия дает право на осуществление валютных платежей. Платежи за импорт производятся с открытых аккредитивов, по предъявлении документов или товаров, или с помощью акцептного кредита, или путем предоплаты. Импортные платежи могут производиться с валютных депозитных счетов, открытых в банках. Резиденты имеют право получать инвалюту от нерезидентов по сделкам, заключенным в Турции. Без ограничений используется инвалюта, полученная резидентами в оплату услуг, которые они предоставили нерезидентам, как в Турции, так и за рубежом. По таким операциям резиденты сами могут без ограничений осуществлять платежи нерезидентам. Банкам разрешено продавать инвалюту резидентам и нерезидентам без ограничений. Что касается операций, связанных с движением капитала, то нерезиденты могут свободно переводить за границу выручку от реализации в Турции своей недвижимости. Перевод доходов от ценных бумаг и выручка от их продажи производится через банки и специальные финансовые организации. Прибыль, дивиденды и выручка от продажи и ликвидации иностранного капитала могут быть переведены за границу, но об этом должен быть поставлен в известность Центральный банк Турции.

В отличие от предыдущих примеров осуществление валютных операций в Сирии имеет свои особенности. Только Центральный банк и Коммерческий банк Сирии имеют право осуществлять валютные операции. В Сирии функционирует рынок «экспортной выручки», на котором устанавливается курс, применяемый к ряду товаров, закупаемых на иностранную валюту, полученную от экспорта. Экспортеры, которые не используют полностью свою выручку на закупку импортных товаров, могут продавать ее на этом рынке импортерам. Государственный валютный комитет уполномочен определять валюты, которые могут быть получены за экспорт. Выручка за экспорт установлена в СКВ. Данное правило не распространяется на импортные платежи. Без согласования с Центральным банком коммерческий банк Сирии принимает предоплату экспорта сирийских товаров резидентами и нерезидентами. Коммерческий банк Сирии открывает аккредитивы и акцептует тратты без предварительного одобрения при условии выполнения определенных требований. На счета нерезидентов в сирийских фунтах вносится выручка в иностранной валюте, проданная уполномоченным банкам, а также другие поступления. С этих счетов списываются суммы в оплату за экспорт из Сирии в страну владельца счета и для расходов в самой Сирии. В Коммерческом банке Сирии нерезидентам открываются счета в СКВ, куда зачисляются денежные средства, поступившие из-за границы. Остатки по таким счетам могут быть проданы местным банкам, без ограничений переведены за границу или использованы на оплату разрешенного импорта. Нерезидентам, временно находящимся в Сирии могут быть открыты и временные счета, однако эти счета нельзя использовать для получения денежных средств в расчетных валютах. Нет ограничений на расходование средств как в самой Сирии, так их перевод за границу.

Рассмотрим опыт европейских государств на примере Ирландии и Италии. В Ирландии также как и в предыдущих странах не существует налогов или субсидий на покупку или продажу иностранной валюты, туристы могут свободно ввозить и вывозить любое количество иностранной валюты. Нет предписаний об использовании иностранной валюты в международных расчетах. В Ирландии отсутствует валютный контроль. Действует система уполномоченных банков. Резидентам разрешено держать в стране любые по сроку депозиты в иностранной валюте. Система экспортных и импортных лицензий действует по ограниченному кругу товаров. Экспортная валютная выручка должна быть предложена для продажи одному из уполномоченных банков. Ввоз и вывоз капитала резидентами и нерезидентами свободен от валютного контроля и ограничений. Резидентам разрешено использовать срочный валютный рынок для защиты от рисков финансовых потерь при совершении международных операций, не относящихся к торговле товарами.

В Италии также существует система уполномоченных банков. Уполномоченные банки имеют право совершать сделки спот и форвард в любой валюте. Налоги и субсидии при купле-продаже валют не применяются. Резиденты могут осуществлять валютные сделки (наличные, срочные, опционы) как с уполномоченными банками, так и с иностранными партнерами. Резиденты могут свободно осуществлять валютные операции либо через уполномоченные банки, либо напрямую: путем выставления требований на внешние счета, реальной доставки средств платежа в Италию или за рубеж, зачетом встречных денежных поступлений и платежей. Нерезидентам разрешено иметь счета в уполномоченных банках в иностранной валюте, средства по которым могут свободно зачисляться или списываться по требованию держателей [13].

Таким образом, различные страны мира в результате глобализации были интегрированы в мировую экономику, благодаря чему у них появился и стал развиваться валютный рынок, и соответственно проводиться различные валютные операции. В каждой стране есть свои характерные черты проведения данных операций, однако одно остается неизменным - значимость национальной валюты, максимально возможное укрепление ее курса, ведь как бы страны не были интегрированы в мировую экономику о внутренней экономике, забывать не стоит, и курс национальной валюты является зеркалом, отражающим эффективность развития национальной экономики страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате вышеизложенного научного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

Были рассмотрены проблемы механизма валютного регулирования и проведения валютного контроля коммерческими банками, а так же влияния данных процессов на развитие национальной экономики.

Рассмотрев зарубежный опыт проведения валютных операций, был сделан вывод о том, что в каждой стране есть свои характерные черты проведения данных операций, однако одно остается неизменным - проведение валютных операций должно положительным образом сказываться на развитии национальной экономики, а национальная валюта не должна утрачивать своей значимости.

Гибкая структура валютного контроля и отработанная технология в области организации и методологии совершения банком валютных операций позволяет банку качественно и объективно решать вопросы внедрения и продвижения новых видов банковских продуктов на валютный рынок, также способствует полному охвату совершаемых операций системой контроля.

В результате рассмотрения теоретических и практических основ проведения валютных операций и валютного регулирования выяснилось, что основной проблемой Казахстана в данной сфере является неправильная политика установления курса национальной валюты, заниженный курс тенге является индикатором политики неэквивалентного обмена.

По-нашему мнению, в ходе совершенствования механизма регулирования валютных отношений Казахстан получит возможность производить необходимую продукцию у себя, тем самым уменьшив импорт и увеличив экспорт, что позволит искоренить тот неэквивалентный обмен, который существует сейчас. Помимо этого, в Казахстане повысится производительность труда, укрепится курс национальной валюты, снизятся цены на отечественные продукты, повысится в целом уровень жизни населения, а так же обеспечится экономический рост. В результате укрепления тенге, повысится доверие к национальной валюте, и интенсивнее будет происходить развитие финансовых рынков, в особенности валютного рынка, фондового рынка; повысится эффективность проведения валютных операций и увеличится прибыль, получаемая от их совершения соответствующими организациями, а именно банками.

Таким образом, проблема неэквивалентного обмена, которая проявляется в различных аспектах экономики и в том числе в проведении валютных операций, во многом затрудняет развитие производства в Казахстане, усиление конкурентоспособности, увеличение производительности труда, укрепление национальной валюты и соответственно снижение цен на товары и услуги в стране, повышение уровня жизни населения, препятствует развитию валютного, фондового и других финансовых рынков. Данная проблема должна быть решена, иначе Казахстану грозит полная зависимость от ряда наиболее развитых стран, сотрудничающих с нами лишь пока у нас есть сырье. Когда же сырье закончится, а это рано или поздно случится, экономика Казахстана может оказаться в плачевном состоянии и находится на одном уровне с наибеднейшими странами мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. Астана, 2012 г., 11 с.

.        Наговицин А.Г. Валютная политика. М., 2005 г., 265 с.

.        Миклашевская Н.А. Холопов А.В. Международная экономика. М., 2005 г., 191 с.

.        Закон РК «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2011 года). Астана, 2011 г., 50 с.

.        Челекпаев А. Долларизация и ее последствия. Финансы Казахстана. Алматы, 2010 г., 79 с.

.        Шапталов Б.Н. Экономическая экспансия. Теория и практика обретения национального богатства. М.: Экономика, 2008 г., 270 с.

.        Иода Е.В., Унанян И.Р. Основы организации деятельности коммерческого банка. М., 2008 г., 354 с.

.        Челекпаев А. Долларизация и ее последствия. Финансы Казахстана. Алматы, 2010 г., 79 с.

.        Шмырева А.Л., Кудайберген К.К. Особенности валютного регулирования и контроля в отдельных странах. Банки Казахстана. Алматы, 2009 г., 45 с.

.        Щеголева Н.Г. Валютные операции M., 2005 г., 580 c.

.        Шапталов Б.Н. Экономическая экспансия. Теория и практика обретения национального богатства. М.: Экономика, 2008 г., 270 с.

.        Челекпаев А. Долларизация и ее последствия. Финансы Казахстана. Алматы, 2010 г., 79 с.

.        Пебро М. Международные валютно-финансовые отношения. М., 2007г., 390 с.

.        Ильясов С.М., Бацына С.Ю. Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики региона. Деньги и кредит. М., 2008 г., 57 с.

.        Интернет-портал об обменных пунктах www.kurs.kz

.        Статистический бюллетень. Национальный Банк Республики Казахстан. Алматы, декабрь 2011 г., 174 с.

.        Булатов А.С. Экономика. М., 2008 г., 831 с.

.        Моисеев С. Доллар шагает по планете. М., 2005 г., 58 с.

.        Чанышев В. Как выгодно Родину продать или Оффшорный тупик экономики. КазТАГ. Алматы, сентябрь, 2010., 5 с.

Похожие работы на - Валютное регулирование и валютный контроль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!