Взаимодействие религии и политики в новом обществе Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимодействие религии и политики в новом обществе Республики Беларусь

Содержание

1. Политическая и правовая реализация принципа свободы совести в РБ

. Проблема толерантности и религиозного фактора в государственной общественной политике Республики Беларусь

. Механизм взаимодействия политики и религии в динамике нового общества

Литература

1. Политическая и правовая реализация принципа свободы совести в РБ

Политико-правовой механизм - это осуществляемая государством правовая и организационная деятельность, реализуемая с помощью комплекса мер организационного, материально-технического, социально-политического и иного характера, направленных на создание условий для успешной реализации норм, содержащихся в Конституции Республики Беларусь.

Элементами механизма реализации свободы совести являются следующие: нормативная основа, регламентирующая общественные отношения в сфере свободы совести и способы реализации данной свободы в белорусском обществе и государстве. Эти группы элементов взаимодействуют друг с другом через промежуточные звенья: общественные отношения, юридические факты, правоприменительные акты, в том числе и охранительные; акты реализации прав и обязанностей. Данные звенья также можно рассматривать в качестве элементов механизма реализации свободы совести.

Элементы, составляющие нормативную основу, определяют статическое содержание изучаемого механизма, которое тесно связано с динамической стороной механизма реализации свободы совести. Данная сторона представлена стадиями реализации данной свободы: стадия создания политико-правовой основы для регламентации общественных отношений в сфере свободы совести, стадия индивидуализации и конкретизации прав и обязанностей в сфере свободы совести, реализация прав и обязанностей в конкретных общественных отношениях в сфере свободы совести.

Основным условием функционирования политико-правового механизма являются гарантии, предоставленные государством, при этом особое значение здесь приобретают политико-правовые гарантии реализации свободы совести, которые представляют собой систему средств и способов защиты свободы совести.

Основными элементами данной системы являются такие гарантии, как равенство всех индивидов и их религиозных организаций перед законом независимо от их отношения к религии; отделение религиозных и атеистических организаций от государства; светский характер системы государственного образования; тайна исповеди и др.

Принципы политико-правового обеспечения свободы совести в Республике Беларусь можно классифицировать по двум основаниям: по характеру субъектов и по сфере общественных отношений, в которой реализуется данная свободы. По первому основанию дифференцированы принципы реализации свободы совести верующими индивидами и их религиозными организациями (принцип веротерпимости; принцип добросовестного прозелитизма и т.д.), а также принципы деятельности государства в сфере обеспечения свободы совести (принцип невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных организаций, принцип взаимодействия государства с религиозными организациями и т.д.). По второму основанию классификации выделены принципы обеспечения свободы совести в сфере экономических отношений (например, принцип целевого использования собственности религиозных организаций), в сфере государственной службы (например, принцип недопущения использования должностных полномочий в интересах религиозных организаций), в сфере образования (например, принцип добровольности религиозного обучения детей), в сфере трудового права (например принцип конфиденциальности религиозной принадлежности работника); принципы обеспечения вероисповедных отношений в Вооруженных Силах Республики Беларусь (например, принцип частного порядка осуществления вероисповедных потребностей военнослужащими).

Общая оценка существующей тенденции реализации принципа свободы совести - отличие правоприменительной практики от того, что заявлено в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Конституционное право граждан на свободу совести порой сводится к свободе вероисповедания, то есть широкое, объемное понятие подменяется узким одномерным; размываются такие конституционные принципы, как отделение религиозных организаций от государства, равенство религий и религиозных организаций перед законом; равенство прав верующих и неверующих; проявляется деформация основных идей и положений концепции светского государства. Вопрос о праве человека на свободу совести все чаще относится не к сфере частной жизни граждан, а к области публично-правовых отношений, общественно-политических интересов. Это ведет к политизации деятельности различных религиозных организаций, к подмене интересов верующего гражданина интересами конфессиональной бюрократии.

Некоторые несовершенства белорусского законодательства, динамично и не всегда предсказуемо складывающиеся государственно-конфессиональные отношения порождают ряд проблем в функционировании политико-правового механизма реализации свободы совести в современной Беларуси. Это, прежде всего, неурегулированное законодательством тесное взаимодействие государственных структур: органов власти, учреждений образования, армии, правоохранительных органов с традиционными для Беларуси конфессиями.

Одной из особенностей реализации свободы совести в современной Беларуси является сотрудничество Белорусской православной церкви (БПЦ) с государственными учреждениями образования. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует отметить, что государство в должной мере не регулирует и не контролирует его. Основной причиной отсутствия эффективных форм контроля является недостаточно разработанная нормативно-правовая база в сфере организации религиозного обучения в государственных учреждениях образования. Нам представляется, что необходимы четкие процедуры и условия, установленные законодательством, для осуществления действенного контроля добровольности введения религиозных факультативов, учета мнения детей и их родителей, а также гарантированность права обжаловать в суде незаконные действия администрации учреждения образования и религиозных организаций.

Важнейшим направлением государственно-конфессиональных отношений, порождающим многочисленные проблемы, является попытка священников различных конфессий взаимодействовать с такими важнейшими государственными структурами, как Вооруженные Силы Республики Беларусь и правоохранительные органы. На современном этапе развития Беларуси единая вера не может стать объединяющим началом в армии и правоохранительных органах, в качестве консолидирующего фактора необходимо использовать тщательно продуманную и грамотно организованную работу с кадрами силовых структур, построенную на воспитании патриотизма, но на исключительно светских принципах.

Проблемы реализации свободы совести в современной Беларуси тесно связаны с понятием религиозной безопасности, угрозу которой в наибольшей степени представляют: религиозный экстремизм и деятельность деструктивных религиозных организаций. Появление и распространение в Беларуси данных негативных явлений, представляющих серьезную опасность не только конституционному строю, но и всему мировому порядку стало возможным вследствие системного кризиса, возникшего при переходе к рыночной экономике. Смена духовнонравственных ориентиров, переоценка традиционных ценностей стали благодатной почвой для увеличения числа деструктивных религиозных организаций.

К настоящему времени слабо проработана теоретическая и правовая основа для выработки взвешенных научно-обоснованных критериев оценки влияния деятельности религиозных организаций на безопасность государства и установления таких запретительных норм, которые не умаляли бы права и свободы человека и гражданина и не препятствовали реализации принципа свободы совести.

Существуют проблемы, еще требующие своего изучения. Прежде всего, они связаны с анализом современной религиозной ситуации и выявлением существующих тенденций и перспектив для дальнейшей реализации этого политико-правового принципа важного с точки зрения прав человека и государственно-конфессиональных отношений.

2. Проблема толерантности и религиозного фактора в государственной общественной политике Республики Беларусь

Главная цель конфессиональной политики в Республике Беларусь - это содействие сохранению стабильной межконфессиональной ситуации без религиозной конфронтации, обеспечение государственно-конфессионального и межконфессионального диалогов. Примером планового государственно-конфессионального взаимодействия является соглашение о сотрудничестве Белорусской православной церкви (БПЦ) и государства в политической, экономической и духовной и социальной сферах, подписанное в 2003 г. [1]. Аналогичное соглашение в настоящее время готовится с Римо-католической церковью; оно будет подписано на основе межгосударственного соглашения с Ватиканом.

В государственно-конфессиональных отношениях доминирует тенденция к осуществлению реального диалога: при Уполномоченном по делам религий и национальностей создан и эффективно действует Консультативный межконфессиональный совет. Указом Главы государства от 01.12.2005 г. все религиозные организации освобождены от обложения земельным налогом и налогом на недвижимость, а Указом от 26.03.2007 г. № 137 религиозные организации, строящие культовые здания, освобождены от уплаты земельного налога.

В последние годы в связи с возрастанием гражданской активности в стране отмечается и активизация религиозных организаций. По данным аналитического проекта «Индекс гражданского общества», волонтерская работа, которая является показателем развитости третьего сектора, является не слишком популярной в белорусском обществе, однако среди невысоких показателей сегментов гражданского общества выделяются 10% респондентов, которые занимаются волонтерством по инициативе и под руководством религиозных организаций [2].

Активизация третьего сектора (НГО и религиозных организаций) привела к разработке проекта «Дорожной карты» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточное партнерство «Право на свободу религии и убеждений» в рамках тематической платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность» [3]. Модель «Дорожной карты» представляет собой программу совместной деятельности гражданского общества, в том числе религиозных организаций, и государства для обеспечения так называемых «религиозных свобод» (англоязычный термин, синоним прав в области свободы совести и вероисповедания). Данный документ имеет большое значение не только внутри страны, но и для ее международного имиджа, т.к. в основе критериев и индикаторов выполнения «дорожной карты» лежат международные стандарты обеспечения религиозных свобод. Важной особенностью подобных программ является их выполнение на основе партнерства государства и субъектов гражданского общества. Субъектами гражданского общества в данной методологической схеме признаются не только легализованные (зарегистрированные) организации, но и гражданские инициативы, экспертные сообщества.

Прецедент совместного проектирования «Дорожной карты» по международным стандартам сделал возможным новое для Беларуси явление - общественно-конфессиональные отношения и общественную политику как сферу полноценного партнерства государства и гражданского общества. В проекте была отмечена важность и необходимость конструктивного государственно-конфессионального диалога в целях активизации потенциала религиозных организаций и создания условий для реализации права на свободу религии и убеждений, созидания толерантных отношений. Исключительно важным признано приведение национального законодательства о свободе совести, религиозной деятельности и религиозных организациях в соответствие с международными стандартами.

В «Дорожной карте» была дана оценка состоянию свободы религии и убеждений в Беларуси в актуальный момент на основе экспертных оценок и докладов неправительственных организаций, в том числе международных, и были выделены следующие основные проблемы в сфере свободы религии и убеждений в Беларуси, которые по большому счету касаются проявлений религиозного фактора в системе социально-политических отношений:

Отсутствие эффективной системы партнерства между государством, большинством религиозных организаций, экспертными сообществами (правозащитными, научными), общественностью в широком смысле. В результате государственная конфессиональная политика является непрозрачной для акторов гражданского общества, отсутствуют механизмы ее корректировки ими.

Общественные комиссии по контролю за соблюдением прав граждан в области свободы совести и вероисповедания, созданные при государственных и местных органах власти, работают недостаточно эффективно. Отсутствует законодательная база функционирования этих комиссий, экспертных советов и прочих структур гражданского общества, способных выступать партнерами государства в проведении конфессиональной политики, а также оказывать влияние на корректировку конфессиональной политики в целях демократии.

Недостаток правовой грамотности граждан (как верующих, так и неверующих), в особенности педагогов в учреждениях образования; невостребованность информации о международных стандартах обеспечения свободы совести и религии; полное отсутствие данной информации в образовательном и воспитательном пространстве; отсутствие квалифицированных специалистов (юристов, педагогов, психологов), имеющих опыт работы в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания, особенно в регионах Беларуси.

Одной их важнейших задач государственно-общественной-конфессиональной политики должно стать воспитание навыков толерантного поведения. Воспитание терпимости (толерантности) и недискриминации должно происходить в различных сферах, включая семью, общество, религиозные общины, политические партии и масс-медиа. Обучение в школе в особенности подходит для убеждения в том, что ценности, поддерживающие права человека, углубляют и укрепляют культуру веротерпимости и прав человека. В этих целях проект «Дорожной карты» предполагает:

создание и внедрение в системе образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников государственных, правоохранительных, судебных органов учебных курсов, посвященных свободе религии и убеждений в контексте прав человека;

внедрение в систему учебно-воспитательной работы европейского опыта преподавания религиоведения (теологии) в государственных школах на основе «Толедских принципов» ОБСЕ (2007 г.), подчиненных идее недискриминации по религиозному признаку и полному соблюдению прав в области свободы совести и вероисповедания;

продвижение идей толерантности: публикации и программы в СМИ с привлечением представителей различных конфессий, создание и распространение соответствующих учебных и просветительских материалов в учреждениях образования, государственных органах.

Таким образом, в настоящее время происходит изменение привычных трендов «государственно-конфессиональные отношения» и «межконфессиональные отношения», их преобразование в многосторонние общественные-государственные-конфессиональные отношения. Особенностями нового тренда являются: а) политика партнерства и максимально полной координации и взаимодействия всех субъектов; б) имплементация в национальное законодательство и правоприменительную практику международных стандартов обеспечения свободы совести и вероисповедания; в) тесное взаимодействие и корреляция национальных процессов проявлений религиозного фактора с консолидационными европейскими, вовлечение религиозного фактора в правовые рамки; г) формирование навыков толерантного поведения, что особенно важно в гетерогенном этноконфессиональном пространстве.

Религиозный фактор в современной культуре не только не теряет своего влияния в современной социально-политической жизни, но еще более его упрочивает путем актуализации новых социальных проектов.

Современный перечень социальных моделей конфессиональных организаций представляет собой своеобразную «линейку» от крайних форм социального традиционализма (старообрядцы) до самых современных проектов протестантских организаций (молодежная активность, популяризация здорового образа жизни и пр.).

Вопреки утверждениям об отмирании религиозности по мере технологического развития общества, современные религиозные организации демонстрируют новые формы социальной активности, активно лоббируют свои интересы в сфере политики.

Это реалии, которые необходимо учитывать при выстраивании отношений государства, общества и конфессиональных организаций, при аналитической работе в этой сфере.

3. Механизм взаимодействия политики и религии в динамике нового общества

Демократические трансформации, затронувшие всю совокупность общественных отношений в Республике Молдова в конце прошлого столетия, существенным образом изменили положение религии в жизни нашей страны. Значимость религиозных ценностей для общественного сознания, стремительно возросшая в самом начале перемен в связи с предельной политизацией «религиозного вопроса», выдвинула религию на роль духовного лидера общества, призванного символизировать его приверженность демократическому пути развития.

«Особое» отношение государства к Православной Церкви, укоренившееся в современной молдавской политике, объясняется целым рядом причин. Прежде всего, это связано с тем, что начавшиеся в конце прошлого столетия демократические трансформации приобрели в Молдове характер движения за культурно-национальное возрождение края. Требование возврата к «вере предков», глубоко укорененной в культуре молдавского народа, заняло в этом движении авангардные позиции. Поэтому православие, ставшее, по сути, знаменем национальноосвободительного движения в Молдове, с самого начала перемен было «взято на вооружение» практически всеми политическими формированиями страны, включая Партию Коммунистов. В этой связи 90-е годы ХХ столетия вошли в историю государственно-церковных отношений как время кардинальных перемен, приведших не только к социальной реабилитации традиционной мажоритарной церкви, но и к выдвижению православия «де факто» на роль официальной государственной идеологии.

Интерес нынешних политиков к Православной Церкви в значительной мере обусловлен тем высоким рейтингом доверия, которым указанная религиозная организация пользуется в молдавском обществе на протяжении последних 20 лет. Это единственная общественная структура, которой доверяют около 80% населения страны [3].

Православная Церковь уже традиционно пользуется наибольшим доверием со стороны населения Республики Молдова практически независимо от меняющегося политического и социально-экономического контекста [4, с. 149]. В этой связи, понятно, что апелляция к православию может выступать весьма плодотворным аргументом в современной политической игре, поскольку позволяет политическим силам достаточно эффективно решать столь остро стоящую в условиях выборной политической системы проблему легитимации власти. Кроме того, православное вероисповедание представляется сегодня значимым для подавляющего большинства населения Молдовы (последователями православия в настоящее время признают себя от 90% до 95% населения страны) [5, с. 349], что может служить мощным консолидирующим фактором в контексте социально-политических трансформаций, чреватых социальными расколами и обострением противостояний.

В условиях, когда между политическими партиями идет ожесточенная борьба за «свой» электорат, апелляция к традиционным религиозным ценностям позволяет политикам рассчитывать хоть на часть того социального престижа, которым обладает сегодня Православная Церковь, в надежде обрести как можно большую поддержку со стороны православного электората. Поэтому неслучайно в период предвыборных кампаний, сопряженных с обострением политической конкуренции, религиозный компонент политической жизни общества существенно усиливается. Понятно, что в этих условиях Православной Церкви очень сложно сохранять необходимую для успешного отправления своей миссии дистанцию с миром политики и не быть втянутой в ожесточенные политические баталии и игры, которые могут быть чреваты неблагоприятными последствиями для самой религиозной структуры.

Подобные «игры» в начале 1990-х гг. уже привели к внутрицерковному расколу в Православной Церкви и образованию в Республике Молдова двух ортодоксальных структур: Митрополии Молдовы и Митрополии Бессарабии, первая из которых находится под юрисдикцией Русской Православной Церкви, вторая - Румынской Церкви. Что же касается современных политических оппонентов, наперебой стремящихся заручиться поддержкой духовенства в контексте обостряющейся электоральной конкуренции, то они способны нанести лишь вред тому высокому социальному престижу церкви, которым она сегодня пользуется.

«Заинтересованное» отношение политиков к традиционной конфессии носит, вместе с тем, весьма избирательный характер. Так, если в период пребывания у власти партии коммунистов Митрополии Молдовы в значительном объеме выделялись денежные средства из бюджета страны на восстановление старых и строительство новых храмов, между молдавскими представителями власти и церковными иерархами Русской Православной Церкви, а также Митрополии Молдовы шел взаимный обмен высокими наградами, действовавший в то время президент страны демонстрировал свою личную заинтересованность в укреплении позиций православия в Молдове, то по отношению к Митрополии Бессарабии, напротив, царило полное неприятие со стороны государственных структур, граничившее, по существу, с дискриминацией по религиозному признаку. Однако, когда к власти пришли силы либерально-демократической ориентации, ситуация существенно изменилась и ответственные лица страны (в лице премьер-министра В. Филата) стали обвинять Митрополию Молдовы в политической ангажированности.

Понятно, что предвзятое отношение властей к различных религиозным структурам коренится не в религиозных мотивах, а во взаимном неприятии политических оппонентов, благоволящих к тем или иным религиозным объединениям. Данная ситуация хорошо демонстрирует те взаимоотношения, которые складываются в нашей стране между главными политическими оппонентами, основной характеристикой которых является конфронтационность, нежелание идти на компромисс ради стабилизации общественной ситуации, неумение находить консенсус.

Современный альянс, возникший между молдавскими властями и мажоритарной Церковью, трактуется как социальное партнерство, общая цель которого - социальное благо. Действительно, сегодняшняя жизнь дает немало примеров того, как традиционные церкви различных стран, используя свои специфические механизмы воздействия на общество, способствуют реализации определенной государственной политики. Вместе с тем, подобный альянс таит в себе и немалую опасность для стабильности общественной жизни, особенно в тех случаях, когда некоторые политические партии, особенно рьяно апеллирующие к традиционному вероисповеданию, пытаются, по существу, его «приватизировать». Как свидетельствует не только далекая история, но и современная мировая практика, использование религиозного фактора в политической борьбе может иметь самые удручающие и коварные последствия, подобные нынешнему всплеску терроризма. Втягивание под религиозным предлогом больших масс фанатично настроенных людей в решение возникающих социально-политических конфликтов способно оказывать мощное дестабилизирующее воздействие на всю ткань общественной жизни. Ответственным политикам всегда следует помнить об этом, не эксплуатируя религиозный фактор всякий раз, когда необходимо любой ценой добиться реализации каких бы то ни было политических интересов.

Литература

политика религия общество

1.Cibotaru V. Atitudini fata de Biserica, autoidentificarea confesionala §i perceptia unor valori in opinia publica din Republica Moldova // Religie §i democratie оп Moldova. - Maribor-Chi§inau, 2005.

2.Tverdohleb E. Rolul comunitatilor religioase оп dezvoltarea relatilor interetnice оп Republica Moldova: real- izari §i probleme // Religie §i democratie оп Moldova. - Maribor-Chi§inau, 2005.

3.Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12.06.2003 // Минские Епархиальные Ведомости. - 2003. - № 2. - С. 33-34.

.Индекс гражданского общества в республике Беларусь. Проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: civilsociety.blog.tut.by. - Дата доступа: 15.11.2010.

.Кутузова Н. Проект «Дорожной карты» для продвижения Беларуси в рамках инициативы Восточное партнерство «Право на свободу религии и убеждений» в рамках тематической платформы «Демократия, права человека, надлежащее управление и стабильность» / Н. Кутузова, Д. Шавцова // Материалы консорциума «Евробеларусь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eurobelarus.info. - Дата доступа: 01.12.2010.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. В редакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004 года. - Минск, 2005.

.О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях». Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 123.2/886.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!