Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Институт государственного управления
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по административному праву Республики Беларусь на тему:
Административно-правовое регулирование деятельности религиозных организаций в
Республике Беларусь
Студентка II курса Касьянчик А.И.
ГУП-1
Руководитель Тагунов Д.Е.
Минск-2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Религиозные организации:
понятие, признаки, виды
2. Органы государственного управления, регулирующие
деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих
деятельность религиозных организаций
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
2.3 Отдел по делам религий
2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при Уполномоченном
по делам религий и национальностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общественно-политическое и
социально-экономическое развитие Республики Беларусь после распада СССР
повлекло за собой коренные изменения в государственном и политическом
устройстве страны, оказало существенное влияние на состояние отношений между
государством и церковью. На смену антагонистическим отношениям между этими
двумя институтами пришла политика конструктивного диалога и взаимной поддержки.
Новая религиозная ситуация,
сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени и обусловленная ростом
религиозности населения, предусматривает значительную демократизацию курса
конфессиональной политики Республики Беларусь. С одной стороны наблюдается укрепление
конфессиональной структуры, а с другой - происходит появление в исторически
сформировавшемся конфессиональном пространстве новых субъектов, не укорененных
в Республике Беларусь, но претендующих на лидерство в духовной сфере. Как
результат, религиозная жизнь в Республики Беларусь в последнее время
развивается достаточно противоречиво.
В обществе начало все более укрепляться
осознание необходимости совершенствования системы государственного управления в
сфере государственно-конфессиональных отношений и изменений законодательства о
свободе вероисповеданий и религиозных организациях в сторону более эффективного
сотрудничества государства с исторически традиционными конфессиями и создания
эффективного механизма регулирования деятельности религиозных организаций в
Республике Беларусь.
Целью данной работы является
изучение механизма административно-правового регулирования деятельности
религиозных организаций в Республике Беларусь, анализ его эффективности и поиск
новых путей его функционирования.
1. Религиозные организации: понятие,
признаки, виды
Для современной религиозной
ситуации в Республике Беларусь характерно неоднородность конфессиональной
сферы, многообразие религиозных организаций. Новая религиозная ситуация,
сложившаяся в Республики Беларусь к настоящему времени обусловлена ростом
религиозности населения и значительной демократизацией курса конфессиональной
политики Республики Беларусь. [6, c.82-83]
Религиозные организации являются специфическим
институтом гражданского общества, поскольку их деятельность воздействует на
формирование ценностных ориентаций личности - с одной стороны, а с другой - они
являются своеобразным посредником во взаимодействии государства и личности.[1, c.228]
В научной литературе
религиозную организацию определяют как объединение последователей той или иной
религии, возникающее на основе общности верований и обрядов, традиций и
обычаев, сообщество людей со схожими ценностными ориентациями, которые
совместно реализуют общую жизненную программу. Функции религиозных организаций состоит
в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой
деятельности, обеспечении устойчивости и целостности данного объединения [18,
c. 88 - 89].
Особенностями религиозных
организаций являются устойчивость даже при анонимном членстве в них,
отсутствуем процедуры оформления членства. Большинство из них относится к так
называемым внешнеорганизованным сообществам: они создаются по инициативе
граждан, нередко у них имеется своеобразное штатное расписание, определяющее
структуру и иерархию. Почти все они имеют внутреннюю организацию, определяемую
схожими ценностями, стереотипами мышления и поведения,
личностно-психологическими отношениями. В религиозной организации, как и в
любой другой, довольно четко различаются управляющие и управляемые подсистемы,
формальная и неформальная иерархия. Сохранение ее внутренней структуры
обеспечивается руководством, нормами соответствующего религиозного права к
религиозной морали.
Эффективность функционирования
религиозной организации обусловлена теми же факторами, что и эффективность
любого другого подобного светского образования: внутренней структурой, типом
руководства, компетентностью руководителей, внешними и внутренними
взаимоотношениями. Определенный отпечаток на функционирование религиозной организации
накладывает конфессиональная принадлежность, местные традиции, конкретные
исторические обстоятельства [21, с. 38-42].
Обеспечение
юридического равенства религий перед законом с одновременным учетом их
культурно-исторической неравнозначности создает правовые основы сотрудничества
государства с традиционными христианскими конфессиями. В то же время это
позволяет ограничить экспансию деструктивных религиозных организаций,
появившихся на территории постсоветских государств
[10, с. 228].
Из данного
принципа вытекает классификация религиозных организаций по степени их
исторической принадлежности к данному государству.
Традиционные конфессии - это религиозные
объединения, исторически связанные с народом, проживающим на конкретной
территории, и повлиявшие на становление и развитие его государственности. В Республике Беларусь такими религиозными
организациями являются Белорусская православная церковь, Римско-католическая
церковь, Греко-римская церковь, иудаизм, мусульманство.
Вероисповедания, обладающие
признаками религии, но не являющиеся традиционными для конкретной страны и не
признанные в установленном законодателем порядке деструктивными, являются
нетрадиционными. В Республике Беларусь такими
организациями являются различные формы протестантизма, бахаисты, кришнаиты.
Деструктивными являются такие
общественные и религиозные организации и сообщества, деятельность которых
признана наносящей вред нравственности, психическому здоровью народа или
безопасности государства. Деструктивные вероучения и деятельность деструктивных
религиозных организаций запрещаются законом [16, с. 14 - 15].
Под деструктивным культом понимается организация
(как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах
авторитаризма и иерархической форме управления. Результатом может быть
разрушение личности и переориентация направленности и волевых качеств на
дегуманизацию человека. Согласно целому ряду источников в Беларуси в настоящее
время действует несколько религиозных организаций, признающихся деструктивными.
[20, с. 17].
Деструктивная организация (секта) (от лат. secta
- «школа, учение») - один из типов религиозной организации, которая
обособляется исследователями рядом с церковью и деноминацией. Обычно секта
возникает в качестве оппозиционного течения к тому или другому религиозному
направлению или как протест определенной социальной группы [11, с. 296].
Некоторые авторы выделяют такой тип религиозной
организации как деноминация (лат. donominatio - “наделение специальным именем”)
- промежуточный тип религиозной организации между сектой и церковью, имеющей
черты как первой, так и второй. Это религиозное объединение в стадии
становления. Возникновение деноминации связано не столько с оппозиционными
тенденциями, сколько с установлением религиозного плюрализма [7,с. 48].
Обобщая вышеизложенные
исследования, необходимо отметить, что новая религиозная ситуация в Республике
Беларусь обусловлена ростом влияния религиозных организаций на белорусское
общество. В Республике Беларусь существуют различные религиозные организации со
своей иерархической структурой, функциями и задачами. Часто смешивается
юридический и культурно-исторический аспекты принципа равенства религий. Однако
Республике Беларусь ближе понимание, согласно которому культурно-формирующая
роль различных религий не может быть одинаковой.
Необходимо различать
религиозные организации по степени их исторической принадлежности к данному
государству: традиционные конфессии, нетрадиционные и деструктивные.
2. Органы государственного управления, регулирующие
деятельность религиозных организаций
2.1 Общая характеристика органов, регулирующих
деятельность религиозных организаций
В настоящее время сложившаяся система
управленческих органов преемственно сохраняет организационные черты советской
модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. [9, с. 54]
На рубеже 90-х годов XX века после реорганизации
СССР в Беларуси перестало действовать союзное законодательство в области
религиозных культов, были утрачены полномочия органов, занимающихся
регулированием конфессиональной ситуации. В первые годы политики отказа от
доминирующего положения атеизма в республике была установлена
либерально-демократическая модель государственно-церковных отношений,
базирующаяся на соответствующей нормативно-правовой базе. [17,c.121]
В связи с упразднением института уполномоченных
Совета по делам религий при Совете Министров СССР было принято постановление
Совета Министров Белорусской ССР от 16 августа 1991 г. № 318 “О создании в
республике государственных органов по делам религий”, в соответствии с которым
был создан Совет по делам религий при Совете Министров БССР. Исполкомам
областных Советов народных депутатов было рекомендовано создать временные
структурные подразделения для осуществления функций, предусмотренных
законодательством о свободе совести и религиозных организациях, укомплектовав
их работниками института уполномоченных Совета по делам религий при Совете
Министров СССР по областям.
В январе 1997 года Совет по делам религий при
Совете Министров Республики Беларусь был упразднен и вместо него создан
Государственный Комитет по делам религий и национальностей Республики Беларусь.
Тем самым был повышен статус республиканского органа, регулирующего
конфессиональную сферу и его функции распространены на сферу национальных
отношений. Расширились функции органов по делам религий в областях и г. Минске.
В рамках осуществления в 2001 году реформы
органов государственного управления Указом Президента Республики Беларусь от 27
ноября 2001 г. №707 “О Комитете по делам религий и национальностей при Совете
Министров Республики Беларусь” создан Комитет по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь, являющийся
правопреемником Государственного Комитета по делам религий и национальностей
Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 утверждено Положение о Комитете по делам
религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь,
определяющее основные задачи, функции и права Комитета.
В силу изменившейся ситуации 31 октября 2002
года были приняты изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17
декабря 1992 г. “О свободе вероисповеданий и религиозных организациях”. В новой
редакции Закон Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных
организациях” значительно расширил сферу компетенции органов по делам религий и
национальностей в осуществлении их деятельности. [5,c.34]
В соответствии со статьей 10 указанного Закона
Президентом Республики Беларусь образуется республиканский орган
государственного управления по делам религий, который осуществляет контроль за
исполнением законодательства Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях, рассматривает и решает вопросы,
возникающие в сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.
В настоящее время в республике в рамках
оптимизации системы органов государственного управления осуществляется
дальнейшее совершенствование структуры органов по делам религий и
национальностей.
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006
г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена должность
Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная Правительству
Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан аппарат на базе
Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики
Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном
по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее
Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и
национальностей, который назначается на должность и освобождается от должности
Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики
Беларусь, осуществляет функции органа государственного управления и подчиняется
Правительству.
Тем самым было осуществлено дальнейшее повышение
значения органа, занимающегося регулированием этноконфессиональных отношений.
Соответствующая работа по реорганизации
структуры была проведена на местах. В конце 2001 года областные и Минский
городской исполнительный комитеты собственными решениями утвердили свои
структурные подразделения, к числу которых относятся органы по делам религий и
национальностей.
В большинстве областей республики созданы Советы
по делам религий и национальностей облисполкомов, в Минском облисполкоме и
Минском горисполкоме - отделы по делам религий и национальностей, в Брестском
облисполкоме Совет первоначально был создан в составе управления информации,
затем он также стал подразделением облисполкома.
2.2 Уполномоченный по делам религий и национальностей
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая
2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» учреждена
должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, подчиненная
Правительству Республики Беларусь, а для обеспечения его деятельности создан
аппарат на базе Комитета по делам религий и национальностей при Совете
Министров Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 15 июля 2006 г. № 891 «Об утверждении Положения об Уполномоченном
по делам религий и национальностей и его аппарате» утверждено соответствующее
Положение. В соответствии с ним, Уполномоченный по делам религий и
национальностей (далее - Уполномоченный), который назначается на должность и
освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению
Совета Министров Республики Беларусь, осуществляет функции органа
государственного управления и подчиняется Правительству.
Уполномоченный по делам религий и
национальностей в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики
Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и вышеупомянутым
Положением.
В соответствии с указанным Положением основными
задачами Уполномоченного по делам религий и национальностей и его аппарата в
религиозной сфере являются:
1. участие в разработке и реализации
государственной этноконфессиональной политики;
2. обеспечение прав граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания, защиты их прав и интересов независимо от
отношения к религии и религиозной принадлежности, а также права на свободу
объединения в религиозные организации;
3. подготовка предложений по
урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и
общественных объединений граждан, относящихся к национальным меньшинствам,
требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров
Республики Беларусь;
4. контроль деятельности религиозных
организаций в части исполнения ими законодательства Республики Беларусь о
свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также их
уставов;
5. рассмотрение вопросов, возникающих в
сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;
6. в пределах своей компетенции участие в
разработке, организации исполнения и контроль за соблюдением актов
законодательства Республики Беларусь;
7. внесение предложений по
совершенствованию законодательства на основе обобщения практики его применения;
8. оказание по просьбе религиозных
организаций содействия в достижении ими договоренностей с государственными
органами, содействие в укреплении взаимопонимания и терпимости между
религиозными организациями различных вероисповеданий;
9. исследование и прогнозирование
религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений;
Указанное Положение определило, что
Уполномоченный по делам религий и национальностей и его аппарат в соответствии
с возложенными задачами:
участвует по поручению Совета Министров в
разработке проектов актов законодательства в соответствии со своей компетенцией
и вносит их на рассмотрение в Совет министров Республики Беларусь;
определяет механизмы реализации актов
законодательства, относящихся к его компетенции;
дает местным Советам депутатов, исполнительным и
распорядительным органам методические рекомендации и консультации по вопросам
исполнения и применения законодательства Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях;
получает от республиканских органов
государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов
сведения о соблюдении законодательства Республики Беларусь о свободе совести,
вероисповедания и религиозных организациях;
участвует в обеспечении соблюдения
законодательства и исполнения международных договоров Республики Беларусь в
области свободы совести и вероисповедания, вносит предложения по
совершенствованию и дальнейшему развитию законодательства в соответствии с
международными стандартами и общепризнанными принципами международного права в
сфере своей компетенции;
организует научные исследования, совместно с
заинтересованными анализирует состояние и динамику этноконфессиональных
процессов и межконфессиональных отношений;
изучает зарубежный опыт;
готовит прогнозы развития этноконфессиональной
ситуации на ближайшую и долгосрочную перспективу;
разрабатывает практические рекомендации в сфере
этноконфессиональных отношений;
содействует деятельности образовательных и
научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки,
повышения квалификации кадров религиоведов;
содействует деятельности образовательных и
научно-исследовательских учреждений по вопросам подготовки, переподготовки,
повышения квалификации кадров религиоведов;
обеспечивает проведение государственной
религиоведческой экспертизы религиозной литературы, поступающей в библиотечные
фонды, религиозной литературы и иных печатных, аудио- и видеоматериалов,
ввозимых в Республику Беларусь;
осуществляет государственную регистрацию
религиозных объединений, монастырей и монашеских общин, религиозных братств и
сестричеств, религиозных миссий и духовных учебных заведений;
выносит письменные предупреждения религиозным
объединениям, монастырям, монашеским общинам, религиозным братствам и
сестричествам, религиозным миссиям и духовным учебным заведениям в случае
нарушения ими законодательства Республики Беларусь либо осуществления
деятельности, противоречащей уставам этих организаций, а также принимает иные
меры по устранению выявленных нарушений;
обращается в суд с заявлением о ликвидации
религиозной организации в случае нарушения ею законодательства либо
осуществления деятельности, противоречащей ее уставу;
дает заключения по вопросам согласования мест размещения
земельных участков для строительства культовых строений;
принимает участие в рассмотрении
государственными органами проблем, связанных с деятельностью религиозных
организаций;
по просьбе религиозных организаций оказывает
необходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции других
государственных органов.
Уполномоченный и его аппарат в соответствии с
Положением, имеют довольно широкие права:
взаимодействовать с республиканскими органами
государственного управления, местными исполнительными и распорядительными
органами, религиозными организациями, общественными объединениями, средствами
массовой информации, иными юридическими, а также физическими лицами;
направлять в установленном порядке информацию,
предложения в Совет Министров Республики Беларусь;
давать разъяснения и заключения по видам и
формам религиозной деятельности по запросам государственных органов;
вносить предложения об отмене принятых
республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными
и распорядительными органами, религиозными организациями постановлений и иных
решений, противоречащих законодательству в сферах свободы совести,
вероисповедания, а также ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц,
виновных в нарушении законодательства;
запрашивать и получать в установленном порядке
государственные статистические отчеты, а также иные сведения, справки и
материалы у органов государственного управления, религиозных организаций об
исполнении и применении законодательства по вопросам, относящимся к их
компетенции;
сотрудничать в установленном порядке с
соответствующими органами и организациями других государств и международными
организациями, вести переговоры и подписывать международные договоры в
соответствии с национальным законодательством;
выступать государственным заказчиком по
республиканским целевым программам, научным исследованиям, создавать временные
творческие и научные коллективы;
проводить в установленном порядке конференции,
семинары, совещания, выставки, фестивали и иные массовые акции и мероприятия;
осуществлять в установленном законодательством
порядке информационно-издательскую деятельность, учреждать свои средства
массовой информации.
Уполномоченный и его аппарат осуществляют свою
деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного
управления, а также с местными исполнительными и распорядительными органами
Республики Беларусь. Руководители структурных подразделений по делам религий и
национальностей облисполкомов и Минского горисполкома назначаются исполкомами
на должность и освобождаются от должности по согласованию с Уполномоченным.
Заместитель Уполномоченного назначается на
должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь.
Уполномоченный:
руководит деятельностью аппарата, в пределах
своей компетенции самостоятельно принимает решения и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на аппарат задач и осуществление им
своих функций;
распределяет обязанности и устанавливает степень
ответственности заместителя и руководителей структурных подразделений
центрального аппарата за реализацию направлений его деятельности;
утверждает структуру и штатное расписание
центрального аппарата Комитета в пределах установленных численности, фонда
оплаты труда и средств на его содержание;
утверждает положения о структурных
подразделениях и должностные обязанности работников центрального аппарата,
положения и уставы организаций и учреждений, подчиненных Уполномоченному;
в установленном порядке распоряжается средствами
и имуществом органа, открывает счета в банках, заключает договоры;
в соответствии с законодательством назначает на
должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и
руководителей подчиненных учреждений и организаций;
в пределах своей компетенции подписывает
постановления и издает приказы.
При Уполномоченном образуется коллегия в составе
Уполномоченного (председатель коллегии) и его заместителя по должности. В ее
состав по решению Совета Министров Республики Беларусь могут входить другие
руководящие работники аппарата Уполномоченного, а также работники иных
государственных организаций.
Численность коллегии утверждается Советом
Министров Республики Беларусь. Решения коллегии, касающиеся внутриотраслевой
деятельности Уполномоченного, проводятся в жизнь приказами Уполномоченного.
В случае возникновения разногласий между
Уполномоченным и членами коллегии при принятии решений Уполномоченный проводит
в жизнь свое решение, информируя об этом Совет Министров Республики Беларусь.
Члены коллегии также имеют право сообщать свое мнение в Совет Министров
Республики Беларусь.
При Уполномоченном могут создаваться экспертные
и консультативные советы из числа работников центрального аппарата
Уполномоченного, представителей других республиканских органов государственного
управления, организаций, научных и образовательных учреждений, общественных и
религиозных объединений для выработки рекомендаций по соответствующим
направлениям деятельности Уполномоченного. Персональный состав экспертных и
консультативных советов и положения о них утверждаются Уполномоченным.
Уполномоченный имеет печать и бланки с
изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим
наименованием, расчетные счета в банке.
2.3 Отдел по делам религий
Отдел по делам религий является структурным подразделением
в аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей. Руководит
отделом Начальник отдела. Его штатная численность составляет пять человек.
Основными задачами, которые выполняет отдел в
процессе осуществления своей деятельности, являются:
1. подготовка предложений по
урегулированию вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций и
требующих решения Президента Республики Беларусь или Совета Министров
Республики Беларусь;
2. проверка и контроль деятельности
религиозных организаций в части исполнения ими законодательства Республики
Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а также
их уставов;
3. рассмотрение вопросов, возникающих в
сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций;
4. содействие гармоничному духовному
развитию граждан Республики Беларусь, сохранению и углублению традиций
взаимотерпимости всех религиозных конфессий страны;
5. исследование и прогнозирование
религиозной ситуации, динамики и тенденций межконфессиональных отношений,
предотвращение проявлений религиозной исключительности и неуважительного
отношения к религиозным чувствам;
6. участие в разработке, организации
исполнения и контроля за соблюдением актов законодательства Республики Беларусь
и государственных программ в религиозной сфере;
7. обобщение практики применения
законодательства, а также внесение предложений по его совершенствованию;
8. обеспечение конституционных гарантий
свободы совести, условий и возможностей исповедовать религию, иметь доступные
места богослужений, объединению в религиозные организации и деятельности этих
организаций;
9. содействие участию религиозных
организаций в международных религиозных движениях, форумах, деловых контактах с
международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями;
10. международное сотрудничество по
вопросам, относящимся к религиозной сфере.
11. изучение и анализ конфессиональной
ситуации, процессов и явлений, происходящих в религиозной среде и национальных
общностях, предотвращение проявлений религиозного превосходства и
неуважительного отношения к религиозным чувствам граждан;
12. оказание помощи областным и местным
исполнительным и распорядительным органам в осуществлении контроля за
соблюдением и применением законодательства Республики Беларусь, регулирующего
сферу конфессиональных отношений;
13. подготовка предложений для принятия
решений по вопросам государственно-церковных отношений.
В соответствии с возложенными задачами отдел по
делам религий:
· участвует в осуществлении контроля
за соблюдением законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу
конфессиональных отношений, священнослужителями, религиозными организациями, а
также исполнительными и распорядительными органами, должностными лицами,
общественными организациями, гражданами;
· организует работу по рассмотрению
идей духовного единения, веротерпимости, уважения к истории, культуре,
традициям совместного проживания;
· оказывает по просьбе религиозных
организаций необходимую помощь в решении вопросов, относящихся к компетенции
областных и местных исполнительных и распорядительных органов;
· готовит и вносит на рассмотрение
Уполномоченного материалы о регистрации уставов религиозных общин;
· обеспечивает Уполномоченного,
Совет Министров, Администрацию Президента Республики
Беларусь информационно-аналитическими материалами по вопросам, связанным с
деятельностью религиозных организаций;
· оказывает
консультативно-методическую помощь работникам областных, местных исполнительных
и распорядительных органов по вопросам, относящимся к компетенции отдела;
· проводит работу по разъяснению
верующим, священнослужителям, а также гражданам требований законодательства
Республики Беларусь, регулирующего сферу конфессиональных отношений;
· обобщение и распространение опыта
работы комиссий, содействие контролю за исполнением законодательства о свободе
вероисповеданий и религиозных организациях при областных, районных и городских
исполнительных комитетах;
· ведет учет религиозных организаций,
культовых зданий;
· рассматривает обращения граждан;
· решает в пределах своей компетенции
иные вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций.
Начальник и другие работники отдела по делам
религий Уполномоченного по делам религий назначается на должность Уполномоченным
по делам религий и национальностей.
Начальник отдела:
· осуществляет общее руководство
отделом в соответствии с Положением об отделе по делам религий;
· организовывает работу штатных единиц
отдела по всем направлениям деятельности в соответствии со стоящими задачами;
· организовывает и контролирует работу
по составлению перспективного и текущего планов работы отдела и комиссий
содействия контролю за исполнением законодательства о свободе вероисповеданий и
религиозных организациях при областных, городских и районных исполкомах
области;
· обеспечивает подготовку материалов
для рассмотрения на заседаниях аппарата Уполномоченного;
· анализирует и прогнозирует ситуацию
в конфессиональной сфере в области;
· при необходимости готовит
предложения по обеспечению стабильности ситуацию в конфессиональной сфере и
представляет их руководству;
· обеспечивает контроль за исполнением
в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу
конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и
иными учреждениями, должностными лицами, гражданами;
· осуществляет контроль за работой
религиозных учебных заведений, воскресных школ, а также оздоровительных
лагерей, создаваемых религиозными объединениями в соответствии с
законодательством Республики Беларусь;
· организует профилактическую работу
по упреждению возникновения и преодолению влияния деструктивных,
псевдорелигиозных и незарегистрированных религиозных групп;
· принимает участие в организации
социологических и других научных исследований по проблемам конфессиональных
отношений;
· осуществляет координацию
взаимодействия отдела с другими подразделениями Уполномоченного, иными органами
государственной управления, связь с судебными и правоохранительными органами,
прокуратурой по вопросам исполнения законодательства Республики Беларусь,
регулирующего сферу конфессиональных отношений в области;
· обеспечивает взаимодействие со
средствами массовой информации по освещению деятельности отдела;
· лично рассматривает всю поступающую
корреспонденцию, письма, жалобы, заявления граждан и направляет их для
исполнения;
· осуществляет консультативную
деятельность, ведет личный прием граждан;
· обеспечивает повышение уровня
компетентности штатных работников и актива, регулирующих конфессиональные
отношения;
· обеспечивает контроль за исполнением
штатными работниками отдела должностных обязанностей, исполнительной и трудовой
дисциплины;
· готовит и представляет руководству
предложения о поощрении работников отдела за добросовестное и качественное
исполнение должностных обязанностей;
· создает условия для исполнения
работниками отдела должностных обязанностей и при необходимости ходатайствует
перед руководителем об их улучшении.
Как уже отмечалось ранее, помимо начальника в
состав отдела входят также 2 консультанта, главный специалист и специалист 1
категории, которые назначаются на должность Уполномоченным по делам религий и
национальностей.
Консультанты:
· регистрируют уставы религиозных
организаций;
· осуществляют контроль за исполнением
в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу
конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и
иными учреждениями, должностными лицами, гражданами;
· подготавливают материалы для
заседаний и координируют деятельность Экспертного совета;
· участвуют в заседаниях Экспертного
совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей;
· дают экспертную оценку деятельности
религиозных организаций, консультируют по другим вопросам, касающимся свободы
совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций.
· ведут учет иностранных
священнослужителей и монашествующих лиц, приглашаемых религиозными
объединениями и центрами из-за рубежа в Республику Беларусь;
· осуществляют
работу во взаимодействии межрайонной паспортно-визовой службой при УВД;
· участвуют
в профилактической работе по недопущению появления и преодолению влияния
деструктивных, псевдорелигиозных и незарегистрированных религиозных групп;
· принимают
участие в подготовке материалов, выносимых на заседаниях Уполномоченного;
· осуществляют
консультативно-методическую деятельность;
· участвуют
в осуществлении контроля за распределением гуманитарной помощи, получаемой
религиозными организациями;
· ведут
учет религиозных организаций, кадров священнослужителей и монашествующих,
культовых зданий;
· координируют работу комиссий
содействия контролю за исполнением законодательства Республики Беларусь о
свободе вероисповеданий и религиозных организациях при областных, городских,
районных исполнительных комитетах.
Главный специалист:
· осуществляет контроль за исполнением
в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу
конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и
иными учреждениями, должностными лицами, гражданами;
· ведет учет иностранных
священнослужителей и монашествующих лиц, приглашаемых религиозными
объединениями и центрами из-за рубежа в Республику Беларусь;
· осуществляет работу во
взаимодействии межрайонной паспортно-визовой службой при УВД;
· участвует в профилактической работе
по недопущению появления и преодолению влияния деструктивных, псевдорелигиозных
и незарегистрированных религиозных групп;
· принимает участие в подготовке
материалов, выносимых на заседаниях Уполномоченного;
· осуществляет консультативно-методическую
деятельность;
· участвует в осуществлении контроля
за распределением гуманитарной помощи, получаемой религиозными организациями;
· ведет учет религиозных организаций,
кадров священнослужителей и монашествующих, культовых зданий;
· координирует работу комиссий
содействия контролю за исполнением законодательства Республики Беларусь о
свободе вероисповеданий и религиозных организациях при областных, городских,
районных исполнительных комитетах.
Специалист 1 категории:
· ведет вопросы делопроизводства в
отделе;
· осуществляет
консультативно-методическую деятельность;
· заведует архивом, библиотекой и
видеотекой;
· по поручению руководства выполняет
другую работу в пределах полномочий.
В целом, на отдел возложена работа
по координации деятельности государственных органов в конфессиональной сфере, анализу
и прогнозу ситуацию в конфессиональной сфере в области осуществляет регистрацию
религиозных организаций. Сотрудники отдела осуществляют контроль за исполнением
в области законодательства Республики Беларусь, регулирующего сферу
конфессиональных отношений, религиозными организациями, государственными и
иными учреждениями, должностными лицами, гражданами, рассматривают вопросы,
касающиеся деятельности религиозных организаций, обращения граждан и
организаций.
2.4 Назначение и функции Экспертного Совета при
Уполномоченном по делам религий и национальностей
Экспертный совет при Уполномоченном по делам
религий и национальностей (далее - совет) является экспертным органом. Он был
создан для подготовки заключений и рекомендаций по недопущению деятельности
организаций, их органов и представителей, деятельность которых противоречит
Конституции и иному законодательству Республики Беларусь.
Совет в своей деятельности руководствуется
Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики
Беларусь и Положением об экспертном совете при Комитете по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.
Персональный состав совета формируется из
представителей государственных органов, ученых и специалистов, обладающих
глубокими профессиональными знаниями и опытом работы в области реализации прав
граждан на свободу вероисповеданий и сфере взаимоотношений государства и
религиозных организаций, и утверждается приказом Уполномоченным по делам
религий и национальностей. Изменение персонального состава совета производится
путем голосования большинством голосов членов совета и утверждается
Уполномоченным.
Основными задачами совета являются:
проведение религиоведческой экспертизы и
подготовка по ее результатам экспертных заключений на предмет соответствия
законодательству Республики Беларусь уставов, вероучений, соответствующих им
практик и деятельности религиозных организаций при прохождении государственной
регистрации уставов в случаях, если религиозные организации не имеют
подтверждения о вхождении в религиозное объединение, зарегистрировавшее свой
устав в установленном законодательством порядке на территории Республики
Беларусь;
проведение экспертизы документов и материалов в
области реализации прав граждан на свободу вероисповеданий и сфере
взаимоотношений государства и религиозных организаций и составление по ее
результатам экспертных заключений по запросам государственных органов и судов,
а также по инициативе совета;
определение характера вероучений и
соответствующих им практик проходящих государственную регистрацию уставов
религиозных организаций на основании представленных на экспертизу учредительных
документов и материалов, характеризующих их деятельность;
проверка и оценка достоверности сведений,
содержащихся в учредительных документах, основах вероучения и иных материалах,
представленных на экспертизу при прохождении государственной регистрации
уставов религиозных организаций;
разработка рекомендаций и разъяснение иных
вопросов, возникающих при прохождении государственной регистрации уставов
религиозных организаций и регистрации общественных объединений в случаях,
требующих специальных научных познаний;
внесение в установленном порядке предложений по
недопущению деятельности организаций, их органов и представителей, деятельность
которых противоречит Конституции Республики Беларусь;
проведение экспертизы и подготовка по ее
результатам экспертных заключений на предмет соответствия законодательству
Республики Беларусь литературы религиозного содержания;
изучение деятельности организаций и групп,
занимающихся религиозной деятельностью, на предмет ее соответствия
законодательству Республики Беларусь;
подготовка рекомендаций по иным вопросам,
возникающим в области реализации прав граждан на свободу вероисповеданий и
сфере взаимоотношений государства и религиозных организаций.
Председатель совета избирается большинством
голосов членов совета из состава совета и назначается приказом Уполномоченного.
Он также представляет совет в государственных и иных организациях и
учреждениях, руководит деятельностью совета и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на совет задач и осуществление
советом своих функций. Председатель совета организует выполнение возложенных на
совет задач и осуществление советом своих функций.
Заместитель председателя совета избирается
большинством голосов членов совета из состава совета и назначается приказом
Уполномоченного. Он исполняет обязанности председателя совета в его отсутствие.
Секретарь совета назначается приказом
Уполномоченного из состава сотрудников аппарата Уполномоченного является членом
совета. Он проводит организационно-методическую работу по подготовке к
проведению экспертизы, готовит по поручению экспертов запросы на предоставление
дополнительных материалов, необходимых для проведения экспертизы, и ведет
протокольные записи заседаний совета. Он информирует заинтересованные органы о
результатах проведения экспертизы.
руководствоваться в своей деятельности нормами
действующего законодательства Положением об Экспертном совете;
проводить всесторонний и объективный анализ всех
документов, представленных на экспертизу;
соблюдать установленные сроки проведения
экспертизы;
представлять обоснованное экспертное заключение
по рассматриваемым документам;
способствовать выполнению возложенных на совет
задач и осуществлению советом своих функций.
Члены совета в соответствии с возложенными на
них задачами имеют право:
запрашивать и получать от государственных
органов, общественных и религиозных организаций информацию и материалы по
вопросам, находящимся в сфере компетенции совета;
посещать в установленном порядке государственные
учреждения и предприятия, общественные, религиозные и иные организации и
проводимые ими мероприятия в целях ознакомления с документами, материалами,
информацией, относящимися к сфере компетенции совета;
заявлять ходатайства о принятии мер по
обеспечению их безопасности, членов их семей, близких родственников и иных лиц,
которых они обоснованно считают близкими, а также по охране имущества;
сохранять анонимность до утверждения на
заседании совета подготовленных ими экспертных заключений;
выступать с инициативой рассмотрения вопросов,
находящихся в сфере компетенции совета;
отказаться от проведения экспертизы, если по
обоснованным причинам они не в состоянии дать объективное и квалифицированное
заключение.
Совет в случае необходимости, учитывая мнение
Уполномоченного может привлекать в установленном порядке к своей работе научные
учреждения, отдельных ученых и специалистов.
Порядок работы совета определяет председатель
совета по согласованию с членами совета. Заседания совета проводятся не реже
чем один раз в квартал и считаются правомочными, если на них присутствует не
менее половины его членов.
Финансовое и организационно-техническое
обеспечение деятельности совета производится Уполномоченным. Совет имеет право
привлекать для решения поставленных перед ним задач внебюджетные финансовые
средства и материально-технические ресурсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенных
исследований можно сделать следующие выводы, новая религиозная ситуация в
Республике Беларусь обусловлена ростом влияния религиозных организаций на
белорусское общество. В Республике Беларусь существуют различные религиозные
организации со своей иерархической структурой, функциями и задачами.
В настоящее время сложившаяся система
управленческих органов преемственно сохраняет организационные черты советской
модели, отличаясь от нее характером управленческих функций. Если в период
советской атеистической истории основной функцией органов регулирования
государственно-церковных отношений являлись контрольная и регулирующая, то в
современный период, при сохранении последних, большое значение приобретают
организационная, информационно-аналитическая, прогнозирующая и координирующая
функции.
Административно-правовое регулирование
деятельности религиозных организаций в Республике Беларусь осуществляется
органами государственного управления, как республиканского, так и местного
масштаба.
Деятельность данных органов регламентируется
Конституцией Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами
Республики Беларусь.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакун А. Приоритеты религиозной
политики белорусского государства // Человек, психология, экономика, право,
управление: проблемы и перспективы: Материалы VIII
Международной научной конференции магистрантов и студентов (г. Минск, 23 апреля
2005 г.) / Ред. кол. Г.А Хацкевич и др. - Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - С. 228.
2. Бакун А.С. Религиозные организации и
государство:направления взаимодействия// Теоретико-методологические и
прикладные аспекты государственного управления в Республике Беларусь и за
рубежом// XI
Республиканская студенческая науч.-практическая конф. (Минск, 29 ноября
2006г.): тезисы докладов/ под общ.ред. И.И. Ганчеренка, С.В. Хожемпо, А.В.
Солтановича. - Мн. Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 203с.
3. Вопросы Комитета по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь ПостановлениеСовета
Министров Республики Беларусь от 6 февраля 2002 г. № 164 // Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 19, 5/9914.
4. Вопросы комитета по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь: Постановление совета
Министров Республики Беларусь 6 июня 2002 г., № 167. С изм. и доп. 15 января
2003 г., № 31 // Национальный реестр
правовых
актов
Республики Беларусь. - 2002. - № 19. - 5/9914.; 2003. - № 8. - 5/11806.
5. Земляков Л. Болезни роста
//
Беларуская думка. - 2002. - №3. - С. 110-115.
6. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в
Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования: Научное издание.
Мн.:РИВШ БГУ, 2001. 208с.
7. Землякоў
Л.Я., Карпухiна I.А.
Рэспублiка Беларусь як
свецкая дзяржава: палiтыка-прававыя
аспекты// Проблемы управления №3 2006г., с 17-25.
8. Конституция Республики Беларусь от 15
марта 1994 г.: С изм. и доп. Принята
на респ. референдуме 24 ноября 1996 г. С изм. респ.
референдума 17 октября 2004 г. // НРПА Республики Беларусь. 1999. №1, 1/0.
9. Котляров И.В. Республика Беларусь в
конфессиональном измерении / И.В. Котляров, Л.Е. Земляков. - Мн.: Издательство
МИУ, 2004. - 231с.
10. Кудренок Д.А., Василевицкий В.В.
Психологические особенности адептов религиозных групп деструктивной
направленности в Беларуси, в контексте уровня социального контроля //
Сацыяльна-педагагiчная работа.
- 2005. - №1. - С. 17 - 20.
11. Москаленко И., Адливанкин И. Новые
движение или новое нашествие? // Беларуская думка.. - 2004. - № 5. С. - 120
-126.
12. О Комитете по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь: Указ Президента
Республики Беларусь от 27 ноября 2001 г. № 707 // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2001 г., № 112, 1/ 3270.
13. О Комитете по делам религий и
национальностей при Совете Министров Республики Беларусь: Указ Президента
Республики Беларусь 27 июля 2001 г., № 707 // Национальный реестр
правовых
актов
Республики Беларусь. - 2001. - № 112. - 1/3270.
14. О порядке введения в действие Закона
Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»:
Постановление Верховного Совета Республики Беларусь 17 декабря 1992 г. N
2055-ХII //Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1993 г., N 2, ст.19.
15. О свободе совести и религиозных
организациях: Закон Республики Беларусь, 17 декабря 1992 г. № 134 (в ред.
Закона от 31 октября 2002 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики
Беларусь. -1993.- №2, - Ст.18; НРПА Республики Беларусь. - 2002. - № 123,
2/886.
16. Рэлiгiя
i царква на Беларусi:
Энцыкл. давед. / Рэдкал.: Г.П. Пашкоў i
iнш.; Маст. А.А.
Глекаў. - Мн., БелЭн, 2001. - 368с.:iл.
17. Сотрудничество государства и Белорусской
православной церкви в РеспубликеБеларусь: Сб. документов / Под. общ. ред. А.В.
Бройко; Сост. А.И. Алешко, А.С. Каменов, С.Г. Мовсесян, М.В. Цвилик. Мн.: Центр
православного просвещения преподобной Ефросии Полоцкой, 2004. -165с.
18. Христианство в Беларуси: история и
современность / Т.П. Короткая, А.И. Осипов, В.А. Теплова. - Мн.: МНО, 2000. -
72 с.
19. Шуклин В.З. Право граждан на свободу
совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. -
2003. - № 12 (36). - С. 58 - 62.
20. Шыпценка С. Новыя рэлiгiйныя
рухi // Беларускi
гiстарычны часопiс.
- 2004. - № 5 (58). - С. 28-32.
21. Янушевич И. Государственно-церковные
отношения в Республике Беларусь: уроки истории (1917-2002 гг.) // Гiсторыя:
праблемы выкладання. - 2003. - №3. - С. 28-36.