Место и роль СМИ в политике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль СМИ в политике

Введение

СМИ являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той иной форме воспроизводят их. Сопряжение СМИ и политики становится значимым фактором протекания и развития политического процесса, участия в нём граждан, порождает измерение самой политики. Активная роль СМИ в политике связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Исходным моментом этого процесса являются изготовление и отбор распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получают агенты политики, во многом зависят их последующие действия. Иметь важную информацию значит иметь власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Множество функций, выполняемых СМИ позволяет сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического PR.

Целью данной работы является определить место и роль СМИ в политике, выполняя следующие задачи:

дать понятие СМИ;

определить политические функции СМИ;

рассмотреть правила отбора материала СМИ;

определить значение фактора манипуляции в политике;

рассмотреть на практике роль СМИ в деятельности государственной думы.

Понятие о СМИ

Средства массовой информации - это организационно-технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Необходимо подчеркнуть, что многие особенности массовых средств информационных связей исторически обусловлены развитием культуры и социальных отношений в условиях рыночного производства на базе индустриального прогресса. Эти условия создавали объективные предпосылки для превращения информации в продукт купли-продажи в формах дешевого и популярного товара, наделённого тремя основными функциями:

развлекательность;

распространение новостей о текущих событиях;

рекламирование новинок торговли и услуг.

Благодаря этому процессу, начавшемуся на Западе в XIX веке, в XX столетии информационные средства связи, рассчитанные на массовую аудиторию, органически связываются с различными экономическими структурами индустриального развития общества. Качественные сдвиги развертывании этого процесса отмечаются во второй половине XX века, когда в атмосфере электронно-компьютерной революции происходит концентрация и монополизация информационных средств, обретающих значение движущих факторов развития и функционирования массовой культуры общества и приобретающих глобальные масштабы. Некоторые исследователи видят в этом путь к планетарной демократизации общественных отношений, но им возражают противники монополии информационных средств. Они полагают, что сосредоточение информационного капитала в лоне крупного частного бизнеса, принося ему огромные доходы, противоречит общественной природе информационных связей. Кроме того, многие современные критики процессов информационной глобализации подчеркивают, что неконтролируемая коммерциализация СМИ приводит к формированию устойчивой тенденции консьюмеризма, т. е. потребительской психологии массовой территории под воздействием навязчивого рекламирования новых товаров и культа вещизма

К современным средствам массовой информации, как правило, относят:

прессу (газеты, журналы, книги)

радио;

телевидение;

кинематограф;

Интернет;

звукозаписи и видеозаписи;

видеотекст и телетекст;

рекламные щиты и панели;

домашние видеоцентры.

Всем этим средствам присущи объединяющие их качества - обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, корпоративный характер производства и распространения информации (ист. № 1).

Еще в начале 60-х гг. канадский социолог М. Маклюэн не без некоторого преувеличения утверждал, что средство передачи само по себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения каждая система массовой коммуникации имеет свои специфические особенности. Не все СМИ объединяет способность к прямой связи с общественностью, как бы минуя традиционные институты связи, такие как церковь, школа, семья, политические партии и организации и т.д. Как раз эта способность и используется, будь то рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар, или политическим деятелем, политической партией и т.д., для мобилизации массовой поддержки своей программы.

В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Первоначально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае, газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически нейтральными. Значение имело и то, что газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию. Предоставляя также материалы развлекательного характера и местные новости, они приучили людей рассматривать себя частью более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.

В 70 - 80-е гг. телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации.

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и, прежде всего радио и телевидение (ист. №2).

Политические функции СМИ

политика манипулирование общественный мнение

Политические функции СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. А. Швидунова называет следующие из них.

Информационная функция

Информационная функция является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Далеко не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.

Образовательная функция

Образовательная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Функция социализации

Функция социализации. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Функция критики

Функцию критики в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Контрольная функция

Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

Артикуляция и интеграция

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Круг политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют такие функции СМИ, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная - обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественного мнения.

Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного видения политической реальности.

Следовательно, можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в области политического влияния (ист. № 3).

Правила отбора материалов в СМИ

Один из важнейших каналов политического влияния СМК - определение тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется ими не только в зависимости от пристрастий и интересов их владельцев и руководителей, но и под влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в современном рыночном обществе, в котором внимание публики - главный критерий успеха СМК и условие выживания большинства из них.

Для того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа при выборе тем своих публикаций и передач обычно руководствуются рядом следующих общих принципов:

приоритетностью (действительной или мнимой) и привлекательностью темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т. п.;

неординарностью фактов. Это означает, что кризисные и другие экстремальные события: голод, войны, необычайно жестокие преступления и так далее доминируют над явлениями повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного характера и сенсационным фактам;

новизной фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т. д.;

политическим успехом. Согласно этому принципу, в передачи и статьи в первую очередь попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте - типичное явление для СМИ в рыночном обществе;

высоким общественным статусом действующих лиц. Чем выше, статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, министры обороны, первосвященники и т. д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

Следование СМИ правилам, ориентированным лишь на победу в конкурентной борьбе, обуславливает их склонность к поверхностному освещению политических событий в погоне за сенсациями и известностью. Широко распространенные среди них принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности.

СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношение к политике в целом.

Политическое влияние СМИ осуществляется через влияние на разум и чувства человека. В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых, коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью, информации и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся здесь типу менталитета и политической культуры людей. Она предполагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды.

Однако и здесь различные политические силы широко применяют методы эмоционального воздействия для пропаганды своих идей и ценностей. Слово и зрительный образ обладают большой силой эмоционального влияния на личность, которое может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются руководители СМИ, обильно насыщая передачи эмоциональным содержанием (ист. № 4).

Информационное манипулирование: значение фактора манипуляции в политике

Известны различные определения манипуляции. Ср. следующие лексикографические дефиниции: манипуляция - 1)' движение рук, связанное с выполнением определенной задачи, напр. при управлении каким-л. устройством'; 2) 'демонстрирование фокусов, основанное преимущественно на ловкости рук, умение отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто' (ист. №6, с. 3), 3) 'махинация, мошенническая проделка' (ист. № 7, с. 300). Вероятно, на основе двух последних значений (одно из которых является к тому же метафорическим, что, наверное, облегчило его переход в иные сферы использования) развилось несколько иное - как специального термина социальных наук: "манипуляция - (соц. и соц.-псих.) 'система способов идеол. и дух.-псих. воздействия с помощью средств массовой коммуникации на массы с целью их подчинения бурж. ценностям и образу жизни, насаждения потребит. психологии, антикоммунистич. идеологии' (ист. № 8, с. 755). Этот термин, очевидно, призван был служить отрицательно-оценочным обозначением явления, присущего враждебным социальным процессам и тем СМИ, которые их обеспечивают. Ср.: "…В условиях буржуазного общества главной функцией массовой коммуникации является социальная манипуляция общественным сознанием, адаптация населения к стандартам и канонам буржуазного образа жизни…" (ист. № 9, с. 8).

Впоследствии появились и более нейтрализованные определения: "Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент" (ист. № 10, с. 60).

Отметив, что слово манипуляция имеет отрицательную окраску ("им мы обозначаем то воздействие, которым недовольны, которое побудило нас сделать такие поступки, что мы остались в проигрыше, а то и в дураках"), С.Г. Кара-Мурза описывает его этимологию и семантические эволюции, приведшие к такому результату: современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка…"; изданный в 1969 г. в Нью-Йорке "Современный словарь социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характера поведения, которое он от них ожидает" (ист. № 11, с. 15). Одним из важных этапов в развитии метафорического употребления слова было, по мнению психологов, искусство артистов, фокусников-манипуляторов, которые способны добиваться эффекта своего выступления, используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя таким образом иллюзии восприятия. К главным, родовым признакам манипуляции относят следующие: 1) это вид духовного, психологического воздействия, мишенью которого являются психологические структуры личности; 2) это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции; 3) это воздействие требует от манипулятора значительного мастерства и знаний; 4) это отношение к людям, сознанием которых манипулируют, не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам(ист. № 11, с. 16-17).

Демократизация общества, рост информационной активности и потребления вызвали к жизни новое определение информационных технологий как средств управления общественным сознанием. К таким средствам относятся избирательные технологии, рекламные технологии, нейро-лингвистическое программирование, политические и другие технологии в социальной сфере.

Рекламная и политическая информация по большей части доставляется потребителю «бесплатно», ее изготовление и доставку оплачивают заказчики, заинтересованные в формировании спроса на определенные товары и идеи. Потребитель расплачивается потом, когда покупает рекламируемые товары или способствует реализации рекламируемых идей.

Средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором и слушает радио примерно 4 часа ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы с помощью звука и видеоряда квалифицированные специалисты по нейро-лингвистическому программированию сформировали в сознании части зрителей и слушателей представления, нужные заказчикам, даже если эти представления противоречат реальности. Прямо противоположные представления о реальности формируются у потребителей информации в так называемых информационных войнах, которые склоняют общественное мнение на ту или иную сторону.

Эффективность информационного манипулирования определяется процентом субъектов, поддавшихся внушению. Современная техника опросов позволяет приближенно оценить этот процент, который, конечно, зависит от нескольких факторов - искусства программистов, интенсивности и продолжительности рекламы, характера внушаемой информации, психологического состояния и общей информированности адресатов, а также количества используемых альтернативных источников информации. Интерактивные телефонные опросы российских зрителей и слушателей, звонящих на станции, показывают, что нужные представления удается внушить довольно высокому проценту участников. Называются цифры от 50 до 75%. Более корректные социологические опросы, в которых пропорционально представлены все слои населения, дают меньший процент лиц, поддающихся внушению: до 30-40% всего взрослого населения. Примерно таков же процент лиц, поддающихся внушению в медицинских экспериментах с лечением лекарствами-«пустышками».

Блестящий эксперимент по информационному внушению был проведен одной московской радиостанцией, которая после многократного повторения сообщения о сложностях с бензином в Петербурге задала своим слушателям вопрос: «Нужно ли поставлять горючее в Югославию?» При этом не было никакого упоминания мнений профессиональных экспертов о причинах сложностей с горючим и информации о потере экспортных доходов России в случае срыва поставок в Югославию. В итоге 75% людей, позвонивших на станцию, дали отрицательный ответ.

Поскольку технологии манипулирования целенаправленно и успешно воздействуют на значительную часть потребителей информации, монопольное владение генераторами информации в демократических обществах вполне заменяет прежние недемократические методы управления. Возникает проблема собственников и управляющих СМИ как менеджеров общественного мнения.

Если цели этих менеджеров и общества не совпадают, то, с одной стороны, среди потребителей информации неизбежны информационный стресс по причине обманутых ожиданий и кризис доверия к информации, а с другой стороны, искаженные представления начинают тормозить нормальную эволюционную адаптацию общества к глобальным изменениям. В результате нормальное эволюционное развитие замещается катаклизмами, подобными катаклизму 1991 года в СССР.

Решение проблемы организации и редактирования информационных потоков в обществе массового информационного потребления, возможно, является одним из ключевых моментов для глобального развития. Вопреки знаменитой парадигме Ф. Фукуямы, что «история закончена», социальные конфликты и катаклизмы переносятся в информационную сферу как верхушку айсберга современных систем государственного управления (ист. № 5).

Наверное, можно выделить некоторые сферы профессиональной деятельности, где квалифицированное владение приемами манипуляции играет решающую роль в достижении успеха. К таковым возможно отнести, напр., управление различными по количеству и объединяющему их признаку коллективами; образование и культуру (прежде всего т.н. шоу-бизнес); юриспруденцию и журналистику; рекламное дело и связи с общественностью; прикладную социологию и психологию; религию, политическую агитацию и пропаганду, а также некоторые др.

По-видимому, особенно значим фактор манипуляции в политике: здесь последствия успешных манипулятивных операций оказываются наиболее крупными и долговременными. "Новые политические условия привели к изменению методов коммуникативного воздействия, но политика - это всегда борьба за власть, а в этой борьбе победителем обычно становится тот, кто способен создать в сознании адресата необходимую манипулятору картину мира. Напр., опытный политик не будет призывать к сокращению социальных программ для малоимущих, он будет говорить только о "снижении налогов". Однако хорошо известно, за счет каких средств обычно финансируется помощь малообеспеченным гражданам" и т.п. (ист. 12, с. 19).

Практическая часть

Роль общественного мнения, формируемого СМИ, в деятельности государственной думы.

Полтора десятилетия деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), как одной из палат парламента Российской Федерации, сопряжены с накоплением позитивного опыта российского парламентаризма, заметным переосознанием характера, условий и масштабности задач, решаемых депутатским корпусом на этапе укрепления российской государственности. Весьма значимую роль в деятельности Государственной Думы по созданию правового поля, регулированию общественных отношений, формированию основ гражданского общества, развитию демократических институтов в интересах формирования социально-ориентированной рыночной экономики с начала нового ХХI века играет общественное мнение, формируемое СМИ (ист. № 13).

Освоение современных технологий влияния общественного мнения на деятельность Государственной Думы способствует повышению уровня концептуального осмысления законотворческого процесса, созданию правового поля для нормального функционирования общества, обеспечению политической и экономической стабильности, оптимизации деятельности главного законодательного органа российского государства. Учёт общественного мнения важен также для определения взаимообусловленности депутатского корпуса с институтами гражданского общества, легитимизации и социального восприятия населением страны политических, социальных и экономических новаций. Роль общественного мнения становится определяющим фактором развития российского общества, степени признания и формирования отношения к принимаемым законам. Усиление этой роли, как и углубление научного знания о сущности и содержании общественного мнения, в условиях поиска путей выхода из политического, экономического и социального кризиса, представляет актуальную для теории и управленческой практики проблему.

Депутаты парламента с самого начала деятельности Государственной Думы (январь 1994 г.), ставшей наряду с Советом Федерации законной правопреемницей высших законодательных органов нашего Отечества, - четырёх дооктябрьских Дум и Советов России разных времён, руководствуются принципом исторической преемственности и выполняют законотворческую работу, учитывая положения законов, принятых ранее Верховным Советом Российской Федерации.

Известно, что многие из принятых и действовавших законов являлись базовыми в различных отраслях законодательства и были нацелены на конструктивное преобразование сложившейся правовой системы. Поэтому вполне обоснованным представляется ситуация, при которой отдельные правовые акты, разработанные и принятые Государственной Думой, по своей сути и содержанию представляют собой изменения и дополнения к существующему законодательству. Тем самым, Государственная Дума обеспечивает преемственность в развитии правовой системы нашей страны, а общественное мнение, как социальная система с обратной связью, способствует усилению глобальной системы взаимодействия «власть-общество». При этом в качестве субъекта общественного мнения выступают общности различного уровня - от населения страны и ее регионов до отдельных поселенческих общностей.

Депутатский корпус занят сейчас решением весьма сложной задачи заполнения правовых пробелов, которые возникли в условиях реформирования общественно-политической системы России, в том числе, информационной политики. В середине 90-х гг. парламентарии пришли к убеждению о приоритетном значении принятия федеральных конституционных законов, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В качестве одной из важнейших задач Думы была избрана разработка новых законов в базовых отраслях законодательства.

Будучи полномочными представителями своих избирателей, политических партий и общественных объединений, депутаты выступают с законодательными инициативами, реализация которых обусловлена остротой социальных и экономических проблем. За 15-летний период деятельности Государственной Думы рассмотрены тысячи законопроектов. Многие из этих документов впоследствии стали законами, заняв надлежащее место в правовой системе Российской Федерации. Так, только в 2008 году Государственная Дума приняла 4 федеральных конституционных закона, 253 федеральных закона и 1323 постановления. При этом важным явилось участие общественности в законотворческом процессе путем проведения выборов и референдумов, позволяющих установить общественный контроль деятельности государственных органов законодательной власти.

Однако в первые годы работы Государственной Думы сформировалось нелестное общественное мнение о её деятельности, которое выразил в радиообращения к народу страны в октябре 1997 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин: «Последнее время Думу в народе не жалуют. Посмотрите опросы общественного мнения. Да, большинство людей убеждено: России парламент необходим. Он - фундамент демократического общества. Но народ прекрасно понимает, как работает эта Дума. Люди видят: депутаты больше заняты политическими интригами, а не заботой о благе России и россиян. Господа депутаты, давайте лучше заниматься делом. Терпение людей, терпение Президента - не беспредельно. Дума должна работать на Россию. Слишком дорогое удовольствие для народа - оплачивать вашу безответственность. Пора бы депутатам это, наконец, понять» (ист. <#"justify">1.Серватинский В.В. - к.э.н., доцент. Управление общественными отношениями: учебное пособие, 2-е изд. перераб. и доп. - Красноярск: КИЭ Санкт-Петербургской АУ и Э (НОУ ВПО), 2006.-141с.

2.Гаджиев К.С. Политическая наука: учебное пособие, 2004 г. <http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-preferences---00031-001-1-0windowsZz-1251-00&a=d&cl=CL1>

.Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий: учебное пособие, 2006 год.

.СМИ и политика, Реснянская .Л <javascript:%20location.href%20=%20'/cgi-bin/act.cgi?what=add_kart&id=1792148&gotop='%20+%20escape(location.href);>.: Учеб. пособие для студентов вузов. - Аспект-Пресс, 2007. - 256 с.

.В. Бритков, С. Дубовский. Информационные технологии в национальном мировом развитии. - Общественные науки и современность. №1, 2000.

.Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета (Буржуазное общество: культура и идеология). - Под общей редакцией А.Н. Яковлева. - М., 1974.

.Словарь иностранных слов. Изд.7-е. М., 1979.

.Советский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 1983

.Ножин Е.А. Проблема определения массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.

.Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.

.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

.Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политическом интердискурсе. Екатеринбург, 2006.

.Акаёмов Пётр Иванович - начальник отдела Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

.Ельцин Б.Н. Радиообращение Президента РФ. Российская газета.1997. 4 октября.

.Официальный сайт В.В. Путина. Выступление на первом заседании Государственной Думе четвёртого созыва. 2003. 29 декабря.

.Газета «Российские вести». 1997. 14 октября.

.«Независимая газета». 1997. 14 октября.

.Система средств массовой информации в России. Под редакцией Я.Н. Засурского. - М., Изд-во МГУ, 1984. Стр. 25-26.

.Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». См. М.А. Федотов Кузьмин В. Вести от Дмитрия Медведева. Российская газета. 2009. 16 февраля.

.Селезнёв Г.Н. Вся власть закону. Журнал «Россия и современный мир». 1997. №1. С. 10.

Похожие работы на - Место и роль СМИ в политике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!