Роль СМИ в политической системе государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,92 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль СМИ в политической системе государства

Содержание

Введение

Глава I. Общая характеристика СМИ как элемента политической системы

.1 История становления и развития правового статуса СМИ

.2 Права и свободы граждан, реализуемые посредством СМИ

Глава II. Роль СМИ в политической системе государства

.1 Правовой статус СМИ

.2 Значение СМИ в политической системе общества

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В конце двадцатого века человечество вступило в эпоху развитых информационных технологий, а постиндустриальное общество начало свою трансформацию в информационное. В таком обществе главной ценностью является информация, независимо от формы ее представления.

Несомненно, информация всегда являла собой ценность; но именно сейчас, когда человек способен получить доступ к знаниям со всего света не вставая из-за стола, она получает особо значимый статус.

Сегодня информационные потоки сменяют другие со скоростью, еще двадцать лет назад казавшейся немыслимой. Такая быстрая циркуляция сведений способствует, прежде всего, консолидации разрозненных социальных групп в единое целое, созданию глобального информационного пространства.

Не в последнюю очередь этому способствует возросшее влияние СМИ. На сегодняшний день, средства массовой информации являются основным поставщиком сведений об окружающем мире для большинства населения. Не без их помощи человек формирует правовое, практическое, и политическое сознание.

Такое влияние подразумевает огромную ответственность. Недаром В.И.Ленин утверждал, что революционное восстание начинается с захвата почты и телеграфа. Ведь тот, кто владеет информацией, способен влиять непосредственно на человеческие умонастроения, влияя тем самым и на отношения общества и власти, на международные отношения, на развитие государства.

Выбор для курсовой работы темы «Конституционно правовой статус и место СМИ в политическом процессе» обусловлен исключительной важностью положения СМИ для развития общества и государства.

Объектом данного исследования являются конституционно-правовой статус средств массовой информации, а также их место в политической жизни государства, СМИ выступают и предметом исследования.

Целью курсовой работы является комплексное исследование правового статуса СМИ на современном этапе и анализ их роли в политическом процессе.

Поставленная цель достигается с помощью определения задач:

рассмотрение роли СМИ в политической жизни страны;

выяснение его исторических предпосылок;

рассмотрение правового регулирования государством деятельности СМИ;

Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения опыта и научных материалов.

Глава I. Общая характеристика СМИ как элемента политической системы

.1 История появления и изменения конституционно правового статуса СМИ и их места в политическом процессе

Для рассмотрения такого вопроса, как место СМИ в политической процессе и их конституционно-правовой статус, важно отметить, что СМИ самим своим появлением обязаны политике, точнее государству (властной инициативе) и являлись одним из инструментов правления.

Первые известные нам печатные издания появились в 5 в. до н.э. в Риме. А сходство с современными приобрели в 1 в до н. э. при Юлии Цезаре. Например, "События дня" - информационный правительственный бюллетень, ежедневно выходивший в печать и бесплатно распространявшийся среди населения. Подобные издания имелись и в Азии. Несмотря на все это СМИ как таковых еще не существует, на этом этапе их развития только появляются первые протогазетные явления.

К следующему этапу их развития относят период с 1 в. н. э. по 15 в. н. э. Это было время широкого распространения рукописных изданий. Реляции, куранты, ревю - все это разновидности «летучих листков», рукописных информационных изданий, широкое распространение получивших в средние века и эпоху возрождения. Нередко они содержали рекламную информацию, сведения политические, о природных бедствиях и т.д. Это был шаг вперед по сравнению с античностью, но своих полных возможностей «летучие листки» не реализовали. И не могли, в эпоху средневековья не место было любому инакомыслию, а все попытки критики существующего строя карались церковью и государством. В эту эпоху развитие массовых коммуникаций было подчинено развитию экономики и объяснялось, в первую очередь, необходимостью оперативно получать информации о поступлении товаров, ценах, рынках сбыта и т.п.

Изобретение в Германии в 1450 году Иоганном Гутенбергом печатного пресса, позволявшего создавать множества копий текста и изображений, не прибегая к услугам переписчиков, дало мощный толчок становлению СМИ. Процесс их развития бурно продолжался в 15-17 веках.

В 18 веке началось развитие журналистики как одного из общественных институтов. Этот процесс длился до начала 20-го века. Именно тогда стало меняться их место в политическом процессе, из «гласа государя» они превращались в рупор инакомыслящих. В это время начинают преобладать издания, информация в которых носила больше просветительский, нежели новостной, характер. Журналистика этого периода старавшаяся донести до читателя идеалы нравственности, патриотизма и гуманности, стала в оппозицию с абсолютизмом, что привело к изменению ее конституционно-правового статуса, ужесточению правового регулирования. Широко распространилось издание печатных прокламаций, призывов, запрещенной революционной и научной литературы. Это было время больших перемен в мировой истории и СМИ шли с ними в ногу.

Следующий значительный этап в истории СМИ приходится на двадцатый век. Его первая половина ознаменована возникновением во власти авторитарных тенденций. СМИ используется авторитарными, коммунистическими и фашистскими режимами в как рычаг власти, а порой и как отдельный властный орган.

Вторая половина 20-го века была отмечена появлением электронных средств коммуникации, переход СМИ к новому, цифровому формату. В наше время, время повсеместного распространения сетей интернет, появления мобильных средств коммуникаций, время, лозунг которого «Любая информация в любом месте и в любое время!» СМИ закрепились и влияют на различные сферы жизни общества. СМИ стали более доступными и открытыми, более независимыми, что позволяет им оказывать все большее влияние на политический процесс.

В наше время много говорится о формировании такого общественного института, как «общегуманистическая журналистика». Под эти термином принято понимать СМИ, считающие своим призванием выражать общественное мнение, объективно отражать факты нашей действительности, а не принудительно воздействовать на общество, навязывая чьи-либо идеалы. То есть, как следует из названия, защищать не чьи-то конкретные, а интересы всего человечества, что возможно только при определенном уровне либерализма их правового статуса. Стоит отметить, что подобная журналистика еще мало распространена, наиболее подходит под это определение современная западная журналистика.

Хотя, в действительности это не так близко к истине, как хотелось бы. Стоит вспомнить хотя бы реакцию американских и многих европейских СМИ на вооруженный конфликт в Южной Осетии 2008 года. Вопреки мнению об объективности, западные СМИ предпочли или намеренно искажать факты, или пользоваться непроверенной информацией. Велась самая настоящая информационная война, где Россию преподносилась как агрессор, а настоящий зачинщик конфликта - Грузия, как обороняющаяся сторона. Не думаю, что после подобного можно говорить о полностью сформировавшейся в «цивилизованном мире» общегуманистической журналистике. Когда-нибудь, но не сейчас.

На современном этапе развития российских СМИ идет формирование новой журналистики, и этому процессу далеко до конца. Сегодняшние СМИ являют собой синтез элементов советской печати (неявная цензура, пропаганда и т.д.) и современной, «общегуманистической» западной журналистики (плюрализм мнений, объективность и т.д). Появилась масса печатных изданий совершенно разной направленности, отличных по форме и содержанию. По данным на 2010 год 90 % зарегистрированных российских СМИ - негосударственные.

Любая политическая партия так же вправе иметь собственный «рупор» для общения с народом, этим массовые коммуникации напрямую. Влияют на политический процесс в обществе. Этим правом активно пользуются как партии, так и различные общественные объединения. Даже у СМИ, относящих себя к независимым, не может не быть политических предпочтений, которые они, пусть скрытно, но отстаивают. А этом, возможно, и состоит главная проблема сегодняшних СМИ, которые в силу своей ангажированности намеренно искажают факты в чью либо пользу.

Так же современную российскую журналистику характеризует регионализация. Этот процесс проявляется в стремлении к независимости некоторых субъектов федерации и, как следствие, преобладающим влиянием местных СМИ над общероссийскими.

Присутствует на медиарынке страны и тенденция к коммерциализации. Появляются новые виды телевизионных и радиопрограмм, которые имеют финансовую независимость. Наряду с положительными, это явление имеет и негативные последствия (бесконтрольность, взяточничество, снижение качества продукции).

Затронула Россию и общемировая тенденция развития интернет-журналистики, в связи с чем некоторые аналитики предвещают скорое вымирание привычных нам медиаструктур. Но до этого еще далеко, а пока процесс становления отечественных СМИ продолжается. И остается только надеяться, что преодолев ряд серьезных проблем, новые российские СМИ, полностью сформировавшись, явят миру лицо подлинно общегуманистических средств коммуникаций и послужат во благо страны и ее граждан.

1.2 Права и свободы граждан, реализуемые посредством СМИ

политический правовой журналистика

С тех пор, как государство потеряло монополию на использование СМИ, они, кроме защиты интересов власть предержащих, стали средством реализации гражданами политических прав.

К ним относятся: право на свободу мысли и слова, право на информацию, право на манифестацию, на объединение. Рассмотри те из них, что соотносятся с темой курсовой.

Право на свободу слова - это одно из гражданских прав и свобод, закрепленных в конституции в статье 29:

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Согласно Конституции гражданин Российской Федерации вправе высказывать свои мысли и отстаивать убеждения не опасаясь притеснений со стороны государственных органов.

Этот принцип лежит в основе взаимодействия индивида с социумом, что совершенно необходимо для нормального функционирования общества. А в условиях цензуры, при наличии навязчивой идеологии это невозможно, также как и невозможны свобода творчества, выбора, прессы.

Но даже в демократическом обществе свобода слова не безгранична. Свобода не подразумевает бесконтрольность и безответственность и регулируется рядом законов и правовых норм.

Право гражданина на информацию регулирует статья 29 п.4 Конституции: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Наилучшим средством реализации этого права являются средства массовой информации. Каждый гражданин вправе получать через СМИ правдивые сведения о деятельности властных структур, общественных организаций и должностных лиц, общественных организаций и должностных лиц. СМИ в свою очередь получают эти сведения по запросу в указанные органы или с помощью проведения пресс-конференций, а также другие способов. Об этом говориться в законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Согласно ему, доступ к государственной информации осуществляется гражданами свободно, без основания своих требований. Только так возможно осуществить право граждан на общественный контроль над деятельностью органов власти и муниципальных образований субъектов, общественных организаций и других объединений. Но наличие этих прав не гарантирует отсутствие проблем. Одна из основных - соблюдение вышеуказанных прав государством, что бывает отнюдь не всегда. Контролируя соблюдение этих прав, государство в силах влиять на оценку общественностью политических событий, что, несомненно, важно для политиков и дает повод для злоупотребления полномочиями контроля. Это явление широко распространено в странах с нарастающими тенденциями к авторитаризму или тоталитаризму, где возможность реализации гражданами своих прав сведена к минимуму.

Глава II. Роль СМИ в политической системе государства

Согласно Федеральному закону «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 под средством массовой информации понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием»

Британский политический деятель Томас Бабингтон назвал прессу «четвертой» (после исполнительной, законодательной и судебной) ветвью власти. Сейчас к ним можно отнести еще теле -, радио - и интернет - коммуникации. Метафора прижилась, не в последнюю очередь благодаря самой прессе. Некоторые эксперты в связи с развитием информационного общества спешат даже назвать четвертую власть первой.

С такой оценкой можно поспорить. СМИ были созданы по властной инициативе как один из инструментов управления. Мы видим это на примерах из истории древнего Китая, Рима, России. СМИ по своей природе не в состоянии претендовать ни на место самостоятельной ветви власти, ни даже на место самостоятельной политической системы общества. Ведь обособлены они лишь с точки зрения их организационного оформления. СМИ - орудие в руках различных политических, общественных и других сил, а именно эти силы и являются компонентами политических систем. Таким образом, ввиду особого общественного влияния, СМИ можно назвать общественным институтом, имеющим большое влияние на политику.

.1 Правовой статус СМИ

Статьей 29 Конституции РФ «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Но свобода не означает бесконтрольность. Контроль над деятельностью СМИ осуществляет государство с помощью правового регулирования, то есть закрепления определенных общественно-правовых отношений проводимое с помощью права и некоторых юридических средств. Основной формой такого регулирования являются законы о СМИ. Они делятся на национальные, региональные и международные.

К последним принадлежат: Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека, закрепляющие основные права и свободы для каждого, в том числе и право свободного выражения мнений.

Пункты, касающиеся СМИ, в данных правовых актах основаны на различных концепциях свободы прессы. Декларация прав человек использовала для этого американскую концепцию, в которой согласно первой поправке в конституцию провозглашается свобода печати. А Европейская конвенция допускает применения к прессе некоторых ограничений, в частности ей установлено, что человек имеет право на защиту от СМИ.

Помимо международных законодательных актов, в каждой отдельно взятой стране есть свои, национальные законы, касающиеся деятельности массовых коммуникаций. В России основным таким законом является Закон РФ «О средствах массовой информации», регулирующий деятельность СМИ в рамках конституционно установленных прав и свобод.

Прежде всего, конституцией устанавливается свобода мысли и слова, запрещается антигуманная пропаганда и цензура (ст. 29), утверждается принцип идеологического многообразия (ст. 13), неприкосновенности частной жизни (ст. 23 и 24) и свободы творчества (ст. 44).

А так как правовая регуляция деятельности СМИ не может выходить за рамки конституционных установлений, можно заключить, что свобода является основным принципом регулирования в сфере СМИ. Это предполагает беспрепятственную деятельность в поиске, производстве, получении и распространении информации; в учреждении и распоряжении новыми СМИ; в приготовлении и хранении разного рода оборудования для производства и распространения производимой СМИ продукции. Все это осуществимо, пока не противоречит ограничениям, установленным в демократическом обществе или Федеральным законом.

Рассмотрим существующие в мире концепции свободы прессы, характеризующие ту или иную страну по степени регулирования ее государством.

.Американская модель. Согласно первой поправке к Конституции США, СМИ независимы и ни Правительство, ни конгресс США не имеют на них влияния. Еще эта концепция характеризуется североатлантической моделью существования массовых коммуникаций, когда на смену представления о СМИ как о средстве распространения информации приходит представление о них как об экономическом предприятии.

.Английская модель. Несмотря на кажущуюся близость с американской, она имеет такую характерную особенность, как возможность влияния на СМИ Парламента страны. Парламентом создаются специальные, контролирующие деятельность СМИ, комиссии. Всего их четыре: комиссия по жалобам на радио, прессу, рекламу и комиссия по независимому телевидению. Они имеют право, в рамках установленных законом, ограничивать деятельность СМИ. Комиссия по телевидению, например, способна выписать нарушившему закон телеканалу крупный штраф.

.Французская модель. Согласно журналистика регламентируется законодательством, а влиять на нее в праве и Парламент страны, и Правительство.

.Немецкая модель. В результате борьбы с большой ролью государства в воздействии на прессу и цензурой в Германии сформировалась сильная политическая пресса. Правовое регулирование СМИ происходит здесь на основании конституции, а также на решениях конституционных судов земель, законов федеральных земель и нормах международного права. То есть СМИ свободны, но несут ответственность за несоблюдение установленных норм. Из-за исторически сложившейся в стране раздробленности, каждая из земель Германии имеет свой закон о прессе.

Некоторые специалисты по-иному трактуют концепции. Они выделяют три исторически сложившиеся правовые концепции свободы СМИ:

. Концепция полной свободы печати. Возникла в Европе XVIII века как ответ революционных сил на монархический абсолютизм. Лозунг свободы печати в странах Европы, выдвигался против авторитарной политики государства в сфере СМИ, в действительности требовалась свобода в выражении идей и взглядов.

3. Концепция ответственной свободы. Очевидно, что даже при соблюдении основных принципов свободы массовой информации для защиты общества от злоупотребления свободой и преступлений в этой сфере необходимо ее правовое регулирование со стороны государства путем регламентирования рамок этой свободы. Во многих странах мира (США, Германия и т.д.) явно или косвенно эта концепция практикуется. А в современных международных нормативно-правовых актах свобода и ответственность-ограниченность успешно соединяются.

Президентом Российской Федерации в ноябре 1995 года была одобрена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Документом подчеркивается необходимость преодоление Россией государственного монополизма на открытые информационные ресурсы. Только так, по мнению составителей документа, возможна экономическая и информационная интеграция России в мировое информационное пространство.

Но спустя некоторое время, с приходом к власти новых политических сил ситуация в отношении правового регулирования несколько изменилась. Доктриной информационной безопасности Российской Федерации в регламентации отношений СМИ с властью упор делается не на плюрализм и открытость, а на защиту национальных информационных интересов. То есть на огромном рынке российских СМИ, защищающие разнообразные позиции и отстаивающие различные политические интересы, государством планируется задать некое направление для печати, отражающее нужды всего общества в целом.

Так почему же при регламентируемой свободе слова и печати государство считает возможным так или иначе вмешиваться в деятельность прессы? Для этого существует множество оснований, вот основные из них:

. Предотвращение злоупотребления свободой массовой информации. Под злоупотреблением нужно понимать не только лишь совершение уголовно-наказуемых действий, но и в разного рода антисоциальной пропаганде (пропаганда наркотических средств и т.д.), воздействию на подсознание человека (эффект 25-го кадра, скрытая реклама и т.д.). Правонарушения, субъектом которых стали сотрудники (редакция) или основатель СМИ не относятся к таким злоупотреблениям, не относится к ним и нарушения в области рекламы (их регулирует законодательство о рекламе). Не считается злоупотреблением и иные не относящиеся к названным правонарушения, такие как клевета, оскорбление и др.

. Предотвращение уголовных деяний в сфере СМИ. К ним относятся: клевета; призывы к захвату власти; насильственное изменение конституционного строя и государственной целостности; разжигания национальной, классовой, социальной и религиозной розни; пропаганда войны, порнографии, культ насилия; разглашение сведений составляющих специально охраняемую законом тайну.

. Для ограничения влияния СМИ на государственную политику. В демократическом государстве эти законы призваны огораживать граждан от ложной информации, направленной на защиту личных интересов заказчика подобных публикаций в СМИ. Таким заказчиком может выступать как отдельный человек, так и политическая партия. Но часто подобное регулирование используется государством для защиты своих, а не общества в целом, интересов.

Одна из важнейших сегодняшних проблем связанная со СМИ это развитие интернет - журналистики. Интернет - массовая коммуникация, которая до сих пор меньше других регулируется законодательно, но уже созданы подвижки его перехода под все более жесткий контроль государства. Примером может послужить Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Среди пользователей той самой сети интернет, закон называют не иначе как «О цензуре в интернете».

Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд изменений, сделавших возможным фильтрацию сайтов в интернете по составленному «черному списку» и блокирование запрещенных интернет ресурсов. Опять же, принятие закона связывают с заботой о психике несовершеннолетних, что похвально. Почему же тогда закон вызвал такую бурю негодования со стороны интернет - сообщества и не только.

Вот как комментируется принятие закона на страницах информационно - правовой системы Guardmag.com: «Неоспоримый плюс данного закона является, в сущности, и целью его принятия: ограждение детей от порнографии, наркотиков и насилия в сети Интернет.

Однако и отрицательные моменты присутствуют. Например, закон абсолютно не решает проблемы агрессивной рекламы, которая также влияет на психику детей. Закон позволяет злоумышленникам (например, сайтам-конкурентам) легко приводить к блокировке любые сайты, наполняемые пользователями и имеющими слабую модерацию (контроль). В частности, в этот разряд попадают все известные социальные сети, новостные сайты и «народные энциклопедии» типа Wikipedia.орг. На этих сайтах каждый может разместить запрещенные материалы, а затем написать жалобу в госорган, который и заблокирует сайт».

Чем можно оправдать принятие настолько недоработанного проекта? Ведь он открывает возможность закрытия многих интернет - ресурсов с помощью умышленного размещения на них запрещенных материалов. Учитывая небывалую скорость принятия закона, становится сложно поверить, что государство не предполагает, таким образом, введения скрытой цензуры.

И не ясно, что из этого является правдой. Желает ли власть защитить этим законом общественный порядок или с его помощью отстаиваются чьи-то частные интересы? Контроль, конечно, необходим, но как уберечь СМИ от принятия властью бесполезных или несправедливых законов? В этом и заключается главная проблема системы правового регулирования - злоупотребление этим правом.

2.2 Значение СМИ в политической системе общества

Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения. Так же мы знаем, что СМИ лишь инструмент в руках различных сил, и лишь отражают политические интересы разных социальных групп:

.Государственные - действуют в интересах государства и принадлежат ему. Финансируются тоже за счет государства и находятся под его прямым контролем;

.Общественные - пользуются финансированием со стороны общества и работают ради его блага. Такие СМИ не выражают частных точек зрения, ни партийных, ни отдельных личностей, а стремятся выразить точку зрения общества в целом.

.Частные - СМИ, которые издаются и финансируются из частных источников в их же, как правило, интересах. К частным относится и такая группа, как Аппозиционные СМИ, которые выступают в роли оппонента существующей власти. Коммерческие СМИ так же входят в эту группу, основная задача таких средств коммуникаций - извлечение прибыли с помощь рекламной деятельности.

.Также существуют группы мелких СМИ, отражающих более узкие интересы (гражданские, профессиональные, муниципальные и т.д.).

В законе РФ «О средствах массовой информации» говорится: «Ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Однако и при подобном позиционировании СМИ часто используются для достижения противоправных целей, или частных целей, не совпадающих с общественными. Подобная деятельность свойственна как частным, так и государственным СМИ. Но по характеру темы курсовой нас больше интересуют государственные и то, как государство способно влиять на частные и общественные СМИ.

СМИ - большая общественная сила и серьезное орудие в руках власти. Вот только это их положение напрямую зависит от характера общественно-государственного устройства, в котором они действуют:

.В тоталитарном обществе без разделения власти на ветви (СССР, КНР) СМИ полностью монополизированы государством, они представляют собой государственные организации, находящиеся на его содержании, призванные выполнять идеологический заказ и управлять общественным сознанием. Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет: пропаганду официальной идеологии, воспитание масс в духе соответствующих режимных установок, критику противников режима.

.В демократическом обществе со свободными рыночными отношениями, при развитой правовой культуре гражданского общества СМИ, выступающие в роли мощного орудия власти, должны быть рассредоточены среди различных политических и общественных сил. Эти силы действуют как в интересах общества (общественные СМИ), так и в интересах политических группировок (например, оппозиция). В такой ситуации нельзя допускать «перекосов», то есть чрезмерного влияния какой-либо политической силы над остальными в сфере СМИ. Должна использоваться система сдержек и противовесов, подобно тому, как она служит системе разделения властей для большего их подконтрольности обществу.

Печать, радио, телевидение могут выражать интересы государства, партии, социальной группы, политического лидера, крупных финансовых и экономических систем, всего общества. Иными словами, служить каждому, а не отдельным лицам и организациям. К сожалению, часто это не так. Власть, в обход законов, может оказывать на СМИ влияние различными способами, как-то: путем экономических санкций (налоги, субсидии), с политической помощью рекламы (искажение информации в целях получения общественной поддержки). В тоталитарных и авторитарных государствах к этим мерам воздействия можно добавить еще и административный метод, при котором неисполнение властных предписаний строго наказывается. Также власть может контролировать доступ к информации путем правового регулирования и манипулирования информационным потоком.

Но, тем не менее, наличие в стране государственных СМИ необходимо, ведь без этого государство не сможет исполнять ряд своих прямых обязанностей, например, по опубликованию законодательных актов. Для соблюдения принципа равенства между органами власти необходимо, чтоб каждая их ветвь имела возможность доступа к массовым коммуникациям.

Наравне с государственными,, в правовом государстве обязательно наличие не связанных с правительством СМИ. Они призваны в определенной мере сдерживать государственное влияние на мнении общественности, выступать в роли «зеркала» отражающем недостатки нынешнего режима. Ведь получение достоверной и своевременной информации дает обществу возможность адекватно реагировать на изменения в политических ситуациях, принимать правильные политические решения.

Что характерно, сосредоточения неподвластных представительной власти СМИ в руках одной политической силы тоже недопустимо. Здесь принцип политического плюрализма вступает во взаимодействие с плюрализмом информационным. Чтоб СМИ функционировали удовлетворительно, необходима их раздельность и самостоятельность.

Одна из основных проблем, связанных со СМИ, состоит в том, чтобы защитить основную массу населения, как правило, с низким уровнем политической грамотности, от «монополии над умами» государственной идеологии, пропаганды крупных финансово-промышленных монополистов; обобщая, оградить от попыток выдвинуть мнение меньшинства - элиты за общественное. СМИ в состоянии это сделать, при условии их политической нейтральности и экономической независимости, только тогда они могут удовлетворить потребность общества в достоверной информации. Такие СМИ называются «общественными» или «публичными», «некоммерческими». Управление подобными СМИ отдано на усмотрение им самим, применяется самоуправление. На их содержание идут налоги на радио и телевидение, собираемые телерадиокомпаниями самостоятельно.

В результате влияние государства минимально. В его праве конституировать и закрыть публично-правовые телерадиокомпании, но до тех пор, пока они функционируют, вмешательство недопустимо. Только таким образом возможно выполнение неотъемлемой задачи любого демократического государства - построения гражданского общества.

Гражданское общество - это система взаимодействующих институтов и организаций, которая независима от прямого вмешательства публичной власти и выступает в роли выразителя требований и мнений общества к государственной власти. Именно гражданское общество наблюдает за соблюдением политической властью прав и свобод граждан, регулирует общественные процессы и противоречия. Развитие этой системы - важная ступень в построении истинно правового государства (каким номинально является и Российская Федерация в согласии с ее Конституцией).

СМИ (негосударственные) также являются субъектом гражданского общества, как его элемент они в силах осуществляют следующие задачи:

.Представлять весь спектр существующих в обществе мнений по какой-либо проблеме.

.Способствуют формированию сильного общественного мнения, развивают политическое и правовое общественное сознание.

.Помогает развить человеку его культурный потенциал.

Сложно переоценить роль СМИ в современном обществе. Главная их задача - расширение политического сознания общественности. СМИ первыми доносят до жителей той или иной страны информацию о происходящих в ней и мире социально-политических конфликтах, позволяют обществу выработать определенную защитную линию поведения от грозящей опасности, помогают донесению до власти желаний масс.

СМИ влияют на развитие государства, его политику осуществляя ряд функций, отвечающих интересам различных групп. К этим функциям относятся:

.Образовательная функция. С помощью этой функции массовые коммуникации передают, полученные из различных источников, знания массовой аудитории, формируя ее политическое сознание.

.Функция политической социализации. Функция социализации предполагает интеграцию индивида в мир политики, усвоение им определенных политических норм и образов-шаблонов поведения.

.Критика. Эта функция отвечает как интересам различных оппозиционно настроенных сил, так и правительственных организаций. Объекты этой функции так же различны, критике подвержены политические субъекты и политические решения, и курс государственной политики, и даже сами СМИ.

.Функция контроля (осуждение). СМИ, осуществляя эту функцию, высказывают общественное мнение, отражая реальное отношение общества к тому или иному событию.

.Артикуляционная и интеграционная функции. Функция, смежная с предыдущей. Она способна оказывать влияние на государственную политику с помощью артикуляции, то есть высказывания общественных интересов; интеграции политических субъектов, то есть объединения различных общественно-политических групп, выражения их интересов, поиск ими единомышленников.

.Информационная функция - без сомнений важнейшая функция средств массовой информации. Ее целью является получение и обнародование наиболее важных для человека сведений. На основе полученных сведений у человека формируется мнение о том, чем занято правительство, партии и другие политические группы, а также о положении дел в экономической и других отраслях.

Очевидно, что СМИ прямо влияют на получаемую гражданами, политиками в том числе, информацию. Количество и достоверность этой информации зависит от того как и с какими целями, в чьих интересах происходит отбор и интерпретация предоставляемой ими информации.

От выполнения СМИ своих функций и обязанностей, зависит восприятие и формирование гражданами в связи с ним своего отношения к политике и политических действий, понимание гражданами своего места в происходящих общественно-политических процессах.

Из этого можно заключить, что СМИ способны оказывать влияние на политику государства, его развитие помощью дестабилизирующего или наоборот воздействия на мысли и чувства граждан.

Заключение

В ходе работы был проведен комплексный анализ множества аспектов взаимодействия и взаимовлияния СМИ и публичной власти.

Рассмотрены такие вопросы, как: наличие исторических предпосылок становления СМИ, разновидности механизмов взаимодействия СМИ с обществом и государством, изучение влияния СМИ на политические процессы, что позволило сделать следующие выводы:

. Взаимовлияние СМИ и власти началось с момента появления первых газет. Со временем ситуация изменилась и СМИ стали орудием в руках различных общественных и политических объединений.

. Также было установлено, что определение СМИ как четвертой власти неверно. Сама история СМИ это история использования их различными силами для различных целей.

.Сделан вывод о том, что правовое регулирование государством деятельности СМИ так или иначе происходит в любом государстве с помощью создания нормативно-правовой базы. Основная проблема такого регулирования - злоупотребление правовым контролем.

. Сделан вывод о необходимости обеспечения развития в стране информационного плюрализма и общественных СМИ, действующих в интересах всего общества, а не отдельных его групп.

Обобщая, желателен переход от нынешней российской модели свободы СМИ к концепции, при которой массовые информационные коммуникации будут экономически независимы и максимально отдалены от влияния внешних сил (в том числе и государства). Ведь без свободы прессы (слова) государство демократическим себя называть не вправе.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. 21.1.2009.

2.Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 02.07.2013) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // Российская газета. N 32, 08.02.1992.

3.Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета. 17.06.2011.

4.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000, № Пр-1895)// Российская газета. 28.09.00 г. N 187.

Литература:

1.История развития СМИ//www.picma.ru:URL: http://www.picma.ru/novosti/20--2012-2/2334-2012-10-20-01-08-34.html (2013. 29 ноя.)

.Вооруженный конфликт в Южной Осетии// http://history-of-wars.ru: URL: http://history-of-wars.ru/war_hrono/351-vooruzhennyj-konflikt-v-yuzhnoj-osetii.html (2013. 29 ноя.)

.Лезвина В. Являются ли СМИ четвертой властью?// www.stapravda.ru:

URL:http://www.stapravda.ru/20110419/yavlyayutsya_li_smi_chetvertoy_vlastyu_52718.html (2013. 30 ноя.)

.Цуладзе А. Роль СМИ в демократических и авторитарных режимах// www.dzyalosh.ru:URL:www.dzyalosh.ru/01-comm/statii/culadze-02/pol.html (2013. 17 ноября)

.Закон о цензуре в Интернете: плюсы и минусы//http://guardmag.com: URL: http://guardmag.com/articles/show/id/230 (2013.17 ноября)

6.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 1998. - 204 с.

.Конецкая А. Социология коммуникации. Гл. X// http://sbiblio.com: URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/koneckaja_sociologija/04.aspx (2013. 17 ноября)

.Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учебное пособие. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Юристъ, 2010. - 228 с.

Похожие работы на - Роль СМИ в политической системе государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!