Туристический бизнес и его законы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Туристический бизнес и его законы

1. Международные и российские организации в сфере туризма и гостеприимства

Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих повышению эффективности этой сферы международных экономических отношений. Около 70 международных организаций различного профиля и статуса занимаются проблемами развития международного туризма. Среди них можно выделить:

qспециализированные организации в системе ООН;

qорганизации в системе ООН, занимающиеся отдельными вопросами международного туризма;

qнеправительственные специализированные организации по международному туризму;

qрегиональные и национальные организации по туризму [2, с. 293].

Самой известной специализированной организацией в системе ООН является Всемирная туристская организация (World Tourism Organisation, WTO), которая была основана в 1975 году. Её особый статус в системе Объединённых Наций основывается на Соглашении о сотрудничестве и взаимоотношениях между Всемирной туристкой организацией (ВТО) и Ассамблеей Объединённых Наций, одобренном Экономическим и социальным советом (ЭКОСОС) в 1977 г. В соответствии с этим документом ВТО является международной организацией межправительственного характера, основная цель которой - содействие развитию туризма. В 2003 г. ВТО получила статус специализированного учреждения ООН.

ВТО, штаб-квартира которой находится в Мадриде, в настоящее время является единственной межправительственной организацией, деятельность которой охватывает все аспекты туризма. Её создание означало признание не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма. Официальными языками ВТО являются английский, французский, испанский и русский.

Цели, характер, организационная структура и функции ВТО определены её Уставом, который был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма, ежегодно проводимый под определенным девизом [2, 293].

Деятельность ВТО охватывает следующие направления:

qсотрудничество и развитие: консультации и помощь правительствам по широкому кругу вопросов туризма. Организация выступает в роли международного центра по координации сотрудничества в области международного туризма, расширяя возможности отдельных стран участвовать в международном рынке туристских услуг, и тем самым вносит вклад в экономику каждой из них;

qразвитие человеческих ресурсов: разработка международных стандартов, методик образования и профессиональной подготовки в области туризма, организация курсов повышения квалификации для преподавателей и инструкторов, краткосрочных заочных курсов, расширение сети центров образования и подготовки кадров;

qокружающая среда и планирование: экологически устойчивое развитие туризма, практическое решение экологических проблем, участие в научных форумах и семинарах;

qкачество развития туризма: содействие решению комплекса взаимосвязанных вопросов (либерализация, здравоохранение и безопасность), касающихся услуг в сфере туризма, устранение барьеров, стандартизация требований к визовым, пограничным, таможенным и другим формальностям;

qстатистика и макроэкономический анализ: ВТО является основным центром сбора, анализа и распространения данных по туризму из более чем 180 стран и территорий. Исследования, которые включают в себя изучение статистики в области транснационального туризма, разработку новых методов оценки и прогнозирования, направлены на повышение объективности измерения экономического значения туризма [2, c. 295-296].

ВТО приняла ряд деклараций и документов по вопросам туризма, среди которых особое значение имеют: Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.); Гаагская декларация по туризму (1989 г.); Глобальный кодекс этики туризма (1999 г.); Хартия туризма и Кодекс туриста (1985 г.); Осакская декларация по туризму (1994 г.); Осакская декларация тысячелетия (2002 г.).

Под эгидой ВТО разработана методология подготовки планов туристского развития как на национальном, так и на межрегиональном уровне. На ее основе предложена методика, используемая в различных странах при разработке программ развития туризма.

В рамках Программы развития ООН Всемирной туристкой организацией осуществляется финансирование различных проектов помощи развивающимся странам.

К числу организаций ООН, занимающихся отдельными вопросами международного туризма, относятся:

qКонференция ООН по туризму и путешествиям, впервые проведенная в 1963 г. в Риме;

qОрганизация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

qМеждународная организация труда (МОТ);

qКонференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

qрегиональные экономические комиссии ООН.

Большую роль в развитии международного туризма играют неправительственные специализированные организации.

Прежде всего необходимо отметить Всемирную федерацию ассоциаций туристских агентств (FUAAV), объединяющую около 80 национальных ассоциаций и более 1400 индивидуальных членов. Федерация создана в 1966 г. с целью защиты профессиональных интересов туристских агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.

Развитием и обеспечением безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок занимается Международная организация гражданской авиации (IСАО), учрежденная Чикагской конвенцией в 1944 г. и работающая под эгидой ООН. Организация, членами которой являются более 180 стран, ставит перед собой следующие цели:

qобеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной гражданской авиации во всем мире;

qподдерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;

qподдерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов, различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;

qкак можно лучше выполнять основные требования пассажиров к авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;

qпоощрять экономические меры по предотвращению необоснованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран;

qубедиться в том, что права стран - участниц ICAO полностью соблюдаются и что каждая страна имеет реальную возможность владеть и управлять международной авиакомпанией;

qизбегать дискриминации между странами - членами ICAO;

qпропагандировать безопасность полетов;

qспособствовать развитию международной гражданской авиации [2, c. 297].

Координацию действий мировых авиакомпаний, направленных на обеспечение безопасности и повышение эффективности воздушных перевозок, осуществляет Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA), основанная в 1919 г. и реорганизованная в 1945 г. IАТА представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция - упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Ассоциация содействует перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж и др. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему.

Членами IATA являются более 260 авиакомпаний, совершающих международные полеты. На их долю приходится около 95% международного регулярного сообщения.

Деятельностью в области делового туризма занимается Международная ассоциация делового туризма - International Business Travel Association (IBTA), основанная в 1974 г. Она объединяет 13 национальных ассоциаций из стран Европы, Северной Америки и Австралии. При этом членами являются не только сами национальные ассоциации делового туризма Австрии, Австралии, Великобритании, Дании, Франции, Финляндии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и США, но и их члены. Помимо национальных ассоциаций членство в 1ВТА открыто и для поставщиков услуг делового туризма: авиакомпаний, железнодорожных перевозчиков, гостиниц, автотранспортных компаний, туроператоров, карточных платежных систем, глобальных систем бронирования, специализированной прессы, обладающих высокой профессиональной репутацией. Благодаря этому была создана инфраструктура, насчитывающая более 4000 организаций - как поставщиков, так и потребителей услуг сферы делового туризма во всем мире.

В Европе среди региональных организаций следует отметить Европейскую миссию путешествий (1948 г.), объединяющую 21 страну. Ее работу поддерживает Европейский союз, который рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение. Цель комиссии состоит:

qв благоприятствовании кооперированию международного туризма в Европе;

qв проведении исследований;

qв обмене информацией при проектировании развития туризма и маркетинговых схем;

qв продвижении туристского продукта в других странах Европы и европейского туристского продукта в странах мира, особенно в Северной Америке и Японии [2, c. 300].

Кроме того, в Европе существуют Европейская организация рекреации и отдыха (1972 г.), Европейская ассоциация пешеходного туризма (1969 г.), Международная федерация неправительственных ассоциаций по охране культурного наследия и природных памятников в Европе (1963 г.), Федерация ассоциаций скандинавских туристских агентств (1939 г.) и др.

Для развития, продвижения и содействия развитию туризма в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 1951 г. образована Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association - РАТА), представляющая 34 страны. Работа, проводимая этой организацией, направлена на продвижение туризма посредством программ по исследованиям, развитию, образованию и маркетингу. РА ТА заработала репутацию лучшего исполнителя среди подобных международных организаций.

К числу объединений Американского региона относятся: Международная федерация путешествий и автоклубов, Конференция туристских организаций Латинской Америки, Карибская ассоциация по туризму и др.

Существуют объединения Африканского (Африканская туристская ассоциация, Организация по развитию туризма в Африке и др.) и Арабского регионов (Арабский туристский союз, Арабская федерация ассоциаций туристских агентств и др.).

Крупнейшая в мире ассоциация предприятий туристской индустрии - североамериканская American Society of Travel Agents (АSTA), основанная в 1931 г. и объединяющая более 26 тыс. членов: турагентств, туроператоров, отелей, круизных и автопрокатных компаний и т.п. Членами альянса первоначально стали 60 компаний, поставивших цель совместно отстаивать свои интересы на туристском рынке. Впервые объединение активно проявило себя в 1946 г., когда выступило с жесткой критикой решения IATA о снижении до 5% комиссии от продажи авиабилетов.

Одна из наиболее авторитетных европейских национальных туристских ассоциаций - британская Association of British Travel Agents (ABTA), основанная в 1950 г. Самая главная задача ABTA - защита интересов членов организации и формирование своеобразной марки качества британской туристкой индустрии. Ассоциация быстро завоевала авторитет, так как внедрила в практику финансовую защиту поставщиков туристских услуг и туристов. Она осуществляется в виде банковских гарантий и страхового фонда, поддерживаемого членами ABTA.

Крупной национальной туристской ассоциацией является немецкая Deutscher Reisebüro und Reiseveranstalter Verband (DRV), образованная в 1950 г. и объединяющая более 5000 участников. В качестве ассоциированных членов в объединение входят отели, авиаперевозчики и национальные туристские бюро.

Активностью отличается японская ассоциация Japan Association of Travel Agents (JATA), основанная в 1959 г. Помимо информационной поддержки своих членов и туристов, пропаганды въездного и внутреннего туризма, ассоциация берет на себя целый ряд функций, в том числе в сфере контроля туристского рынка. Например, активно отслеживаются и пресекаются случаи предоставления некачественных услуг (использование неквалифицированных гидов, туристских автобусов, не имеющих лицензий, и т.п.), периодически проводятся проверки квалификации сотрудников агентств. Самое пристальное внимание уделяется защите интересов туристов. JATA выпускает специальную литературу, проводит консультации и семинары для клиентов туристских фирм, знакомит их с туристским законодательством и правами потребителей. Кроме того, ассоциацией разработана система денежных компенсаций для удовлетворения претензий туристов. Для этой цели члены JATA ежегодно вносят в специальный фонд сумму в размере 1% от планируемого оборота.

Таким образом, существует достаточно большое количество организаций и объединений, призванных способствовать развитию туризма. Многообразие целей, задач и видов деятельности этих организаций свидетельствует о необходимость комплексного решения большинства проблем в области туризма на международном уровне.

2. Туроперейтинг и гостиничный бизнес: схемы сотрудничества

Одним из ведущих направлений деятельности туроператора являются установление и поддержание взаимоотношений со средствами размещения. Предоставляемые им услуги (основные - проживание, питание и ряд дополнительных) являются турообразующими, а также имеют наибольшую (наряду с перевозкой) долю в общей стоимости туристского продукта. В связи с этим выбранная туроператором стратегия сотрудничества средствами размещения существенно определяет возможности формирования, продвижения и реализации конкурентоспособного туристского продукта [2, c. 229].

Сложилась многолетняя практика договорных отношений между туроператорами и гостиничными предприятиями. В 1970 г. Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (FUAAV) разработали Гостиничную конвенцию. В 1979 г. в нее был внесен ряд поправок и она получила название Международная гостиничная конвенция, которая с 1993 г. стала Кодексом отношений между гостиницами и турбюро. Данный документ содержит рекомендации по регулированию вопросов, возникающих в ходе профессионального взаимодействия сторон: определяет взаимные обязательства туристских предприятий и средств размещения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров. Кодекс обязывает владельца гостиницы давать точную информацию относительно ее категории, месторасположения и предоставляемых услуг. В свою очередь турагент не имеет право устанавливать для своих клиентов цены, превышающие установленные в договоре комиссии. Это имеет отношение и к туроператору, работающему с гостиницей на аналогичных условиях.

Важную роль в формировании и развитии взаимоотношений между туристскими предприятиями и средствами размещения играют также принятые Советом МГА в 1981 г. Международные гостиничные правила и одобренная региональными комиссиями ВТО в 1989 г. Международная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе международных стандартов. Несмотря на то что эти документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат ряд положений, прочно вошедших в международную практику взаимоотношений между средствами размещения и туристским предприятиями [2, c. 230].

При организации туров на территории России и во взаимоотношениях с отечественными средствами размещения туристским предприятиям следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (в ред. от 01.02.2005 г. №49).

В большинстве случаев в договорах между туристскими предприятиями и средствами размещения предусматриваются следующие условия:

qпродолжительность (сезоны) обслуживания;

qсвободные периоды;

qграфики заезда туристов;

qформы организации питания;

qвремя предоставления туристам услуг питания;

qсроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

qсроки аннуляции мест без предъявления штрафных санкций;

qгарантии и ответственность сторон (за незаполнение блока мест, отказ в размещении гостей и т.д.).

Договорные отношения между туристскими предприятиями и гостиницами определяются в основном следующими соглашениями:

Договор о твердой закупке с гарантией оплаты предполагает, что туристское предприятие получает от гостиницы на определенный период блок (количественно и качественно определенную совокупность) мест, который оно обязано оплатить независимо от их заполнения. Блоки мест могут быть строго фиксированными (конкретные номера, список которых указывается в приложении к договору) и свободно фиксированными (номера определенной категории или вместимости без конкретизации месторасположения). Условия договора предусматривают полную или частичную (не менее 50%) предоплату блока мест непосредственно перед наступлением сезона активных продаж. В обмен за принимаемый туристским предприятием риск незаполнения оговоренного блока мест гостиница предоставляет более низкие тарифы.

Договор с гарантией оплаты «жесткого» блока мест предусматривает полную материальную ответственность туристского предприятия только за заполнение определенного количества (30-80%) из оговоренного блока мест. Остальную их часть («мягкий» блок) можно аннулировать в установленные сроки (обычно за 7-14 дней до планируемого заезда туристов).

Договор о блоке мест без гарантии заполнения не предполагает ответственности туристского предприятия за заполнение оговоренного количества койко-мест. В данном случае действуют обычные правила аннуляции мест, не использованных в установленные сроки.

Договор о текущем бронировании не предусматривает ни принятия туристским предприятием определенных обязанностей или риска, ни гарантию предоставления гостиницей мест для размещения туристов. Туристские предприятия при обращении к ним клиента направляют гостинице заявку на бронирование и только после получения ее подтверждения производят продажу гостиничных услуг [2, c. 231].

Рассмотренные варианты договорных отношений между туристскими предприятиями и гостиницами не являются единственно возможными. Изменяющаяся конъюнктура рынка туризма способствует появлению модернизированных и более полно отвечающих коммерческим интересам туроператоров и гостиничных предприятий соглашений о сотрудничестве.

Список литературы

туризм гостеприимство гостиничный сотрудничество

1. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для вузов.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 463 с.

. Дурович А.П. Организация туризма: учеб. пособие для вузов. - СПб.:

Питер, 2009. - 320 с.: ил.

. Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма: учеб. пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

. Экономика и организация туризма: международный туризм: учебное пособие/Е.Л. Драчев, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 568 с.

Похожие работы на - Туристический бизнес и его законы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!