Кластерный подход к развитию туристического бизнеса в Байкальском регионе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    622,59 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кластерный подход к развитию туристического бизнеса в Байкальском регионе















Курсовая работа

кластерный подход к развитию туристического бизнеса в Байкальском регионе




Введение

В сегодняшнем мире туризм играет всё большую роль как в способе отдыха, развлечения и познания мира, так и в росте экономического благополучия стран и территорий. По данным Всемирной организации туризма, экспорт туристических услуг составляет сегодня 30% от всех экспортируемых услуг и около 6-7% всех экспортируемых товаров и услуг. По прогнозам этой организации количество только заграничных туристических поездок в ближайшее время будет неуклонно расти - примерно на 3,3% в год, - и к 2030 году их количество достигнет 1,8 миллиардов в год, что означает 5 миллионов человек, пересекающих границы государств каждый день с целью отдыха, деловых и дружеских встреч и т.д. (3)

Многие страны рассматривают туризм как одну из отраслей экономики. Возник даже термин - индустрия туризма. Эта индустрия приносит достаточно большой доход: по данным Всемирного совета по туризму доля туризма в мировом ВВП в 2010 г . составила 3,2%, а с учётом сопутствующих отраслей более 9,4%. (10) Доля туризма в ВВП развитых стран составляет от 1% до 10% (например, Германия - 0,9%, США - 1,0%, Великобритания - 1,9%, Испания - 4,2%, Австрия - 8,5%). В отдельных странах , таких как Андорра, Кипр, Мальта, Испания доходы туристской отрасли достигают 50-80% ВВП. На Кипре с населением 671 тысяч количество туристов в 2003 г. достигло 2 686 тысяч, на душу населения приходилось 2800 долларов США. (2) По данным последнего отчета Emirates Industrial Bank, гостиничные и другие туристические проекты повысили вклад туризма в ВВП Арабских Эмиратов с 3,2% в 1995 году до 6,2% в 2010 году. Прогнозируется, что дальнейшее развитие сектора, запланированное в Дубае, Абу-Даби и других эмиратах, к 2025 году доведет долю туризма в ВВП ОАЭ до 12,5%. Согласно отчету Emirates Industrial Bank, такое бурное развитие этой сферы вызвано значительным увеличением за последние годы числа туристов, посещающих ОАЭ. Только за 2010 год число туристов выросло на 10,5%, достигнув 11,6 млн человек. Таких успехов туристический сектор ОАЭ добился не в последнюю очередь благодаря комплексному развитию, включающему разработку не только собственно туристических объектов, но также торговых центров, транспортных сетей и других необходимых звеньев инфраструктуры, способствующих росту интереса международных туристов к ОАЭ (9). В то же время слишком высокая доля поступлений от туризма в ВВП говорит об уязвимости экономики в случае смены мировой конъюнктуры. Оптимальной выглядит цифра 2-10%.(11)Территориальные и климатические особенности России существенно отличаются как от европейских, так и от других регионов, тем не менее Россия представляет огромный интерес как для иностранных туристов (в 2009 году Россию посетило 21,339 млн. иностранцев), так и для собственных граждан (34,5 млн. внутренних туристов в 2009 году). В российском ВВП доля туризма в 2010 году составила 1,2%, с учетом сопутствующих отраслей - 6,9%.

Поэтому российское правительство предпринимает активные попытки развития этой отрасли: так, в 2005 году была принята Концепция развития туристической отрасли, сейчас в 43 регионах действуют региональные программы, в 2010 году была принята и начала действовать федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 - 2018 годы", главными задачами которой является развитие туристско-рекреационного комплекса нашей страны, повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта России на мировом и внутреннем туристских рынка(12). В этой программе впервые на федеральном уровне прозвучал кластерный подход к развитию отрасли и определены конкретные кластеры, на территории которых туризм может стать приоритетным направлением экономики, создавая комфортные условия жизни местного населения, привлекая туристов не только природными красотами, но и высоким уровнем сервиса. Программа предусматривает «создание» четырёх туристских кластеров в Байкальском регионе на территории республики Бурятия.


1. Кластерный подход к регулированию туристического бизнеса

Закон РФ об основах туристской деятельности в РФ(8) определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания». Туристская индустрия - это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов - переводчиков»

По данным ВТО, обслуживание одного иностранного туриста в стране его пребывания генерирует в совокупности около девяти рабочих мест. Основные особенности характера труда и структуры занятости в туризме заключаются в следующем: неполная занятость; сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки; значительный удельный вес неквалифицированных работников (около 80%). Кроме того, статистика занятости показывает, что количество рабочих мест в туризме растет в 1,5 раза быстрее, чем в любом другом секторе экономики, а доля женщин в индустрии гостиничного хозяйства превышает 50%.

Развитие туристической отрасли в стране или отдельно взятом регионе даёт следующие преимущества:

увеличение денежного потока, в том числе приток иностранной валюты, а следовательно, и рост доходов населения;- рост валового национального продукта (ВНП);- пополнение бюджета из-за увеличения налоговых сборов принимающего региона и других поступлений;- создание новых рабочих мест, т.е. увеличение занятости населения;- привлечение капитала, в том числе иностранного; ц- эффект мультипликатора - развивая сферу туризма, страна постепенно развивает и другие отрасли;- развитие инфраструктуры;- реформирование структуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;- повышение качества жизни местных жителей вследствие демонстрационного эффекта.

К недостаткам, связанным с развитием международного туризма, можно отнести:- рост цен на местные товары и услуги, природные ресурсы и недвижимость;- возможность ущемления развития других отраслей;- сезонный характер туризма;- экологические и социальные проблемы.

Применение кластерного подхода к развитию въездного туризма может ускорить наступление преимуществ и смягчить, а в некоторых случаях и избежать указанных недостатков.«Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». (1) Применяя кластерный подход, государство в первую очередь создаёт условия для развития частного бизнеса, формирует приоритеты, подчиняя все отрасли хозяйства территории одной главной. Причём, как подчёркивает М. Портер, государство не может создавать кластеры, они складываются исторически, роль государства - увидеть их и проводить грамотную политику, способную поддерживать высокий уровень конкуренции, что в свою очередь будет значительно повышать уровень предоставляемых услуг и уровень доходности и конкурентоспособности территории в целом. Кластеры становятся точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса.

Если речь идёт о туристских кластерах, их наличие определяется следующими признаками:

. Наличие уникальных туристских ресурсов.

. Присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные туристские продукты.

. Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности.

. Существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации.

. Способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг.

.Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе.

Все эти признаки присутствуют на территории Байкальского региона, мы рассмотрим их подробнее во второй главе.

Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства должны быть созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

2. Основные черты туристского кластера Байкальского региона

В первой главе мы определили шесть основных признаков туристского кластера. Посмотрим, как эти признаки характеризуются в нашем регионе.

. Наличие уникальных туристских ресурсов. Они являются необходимым условием для создания туроператорами конкурентоспособных турпродуктов и их успешного продвижения нанациональный и мировой рынки. Дестинации, имеющие уникальные туристские ресурсы, получают конкурентные преимущества по сравнению с иными территориями, так как туроператоры могут создавать сильные туристские бренды, на продвижение которых уйдет меньше финансовых и организационных усилий. Озеро Байкал действительно является уникальным туристским ресурсом. Каждый год всё больше людей не только со всей России, но и со всего мира стремятся провести хотя бы несколько дней своего отпуска, или воспользоваться корпоративным мероприятием именно на берегу озера Байкал, какие бы расстояния не разделяли их от этого места. Рисунок 1 и 2 показывают, что туристический поток неуклонно растёт. В течение восьми лет мы задавали вопрос всем встретившимся на нашем пути туристам - иностранным и российским, - выбравшим наш регион местом отдыха: Почему Вы решили провести отпуск именно здесь? Две трети опрошенных сказали, что давно мечтали увидеть уникальное озеро Байкал своими глазами. Действительно, огромный резервуар, содержащий 20% всей питьевой воды на планете в одном месте, обладающий  потрясающей энергией и окружённый великолепными суровыми и прекрасными пейзажами, каждый уголок которых связан с местными легендами и обычаями, - имеют большое притяжение. Несмотря на дальние расстояния, многие люди готовы их преодолеть, чтобы прикоснуться к частичке мирового наследия человечества (в 1986 году о.Байкал было включено в список мирового наследия). И просто глупо не развивать отрасль гостеприимства вокруг такого уникального природного объекта.

Рис. 1. Динамика туристского потока в Иркутскую область(тыс. чел.)

Рис. 2. Динамика туристского потока в республику Бурятия (тыс. чел.)

Хотя в связи с самим объектом и его географическим расположением связаны два существенных барьера в развитии туризма: это особый охраняемы статус территории, что означает запрет на ведение хозяйственной деятельности на не затронутых природных территориях, и ярко выраженная сезонность туристического потока ввиду короткого летнего периода и затяжной холодной зимы.

. Присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные туристские продукты. Наличие таких турпродуктов, с одной стороны, говорит о том, что данная территория интересна туристам, с другой стороны - создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного населения в туристскую деятельность.

Влияние индустрии туризма и отдыха на экономику региона пока остается небольшим. Доля их в суммарном объеме производимой в области продукции составляет всего 1%, в численности занятых - немногим более 2%, в объеме платных услуг населению - свыше 12%, в налоговых поступлениях в региональный бюджет - 0,3%. (13) По данным агентства по туризму Иркутской области объем туристских услуг, оказанных населению, в 2010 году составил 1329 млн. рублей. (6) Доля туризма в структуре ВРП Республики Бурятия составляет 0,64%. (14) В рейтинге регионов России по объёму платных услуг в сфере гостеприимства Иркутская область занимает 18-е место, Бурятия-49-е (15).

В настоящее время на территории Иркутской области зарегистрировано 190 туроператоров (против 150 в 2008 году), на территории республики Бурятия - 38. Эти организации, хотя доля их в общем количестве зарегистрированных частных предприятий очень невелика (0,35%), всё же работают достаточно эффективно на внутреннем и внешнем рынках. Уровень оказываемых услуг достаточно высок, об этом говорит постоянно растущая доля VIP-туристов и постоянство партнёрских связей с европейскими и московскими туроператорами и турагентами.

. Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности. Для производства конкурентоспособных турпродуктов (второй признак существования кластера) необходима инфраструктура, так как даже при высоких аттрактивных свойствах туристских ресурсов без наличия транспортных коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры и иных сооружений, - туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

В туристском кластере выделяется общая инфраструктура, специализированная туристская и информационная. Создание и поддержание общей инфраструктуры - строительство дорог, обеспечение светом, теплом, водоснабжение и т.п. - забота государства, которое при правильном планировании может переложить это полностью или частично на частный бизнес. Дороги в регионе, конечно, строятся и реконструируются, но их протяженность и качество оставляют желать лучшего. Недостаточное развитие базовой инфраструктуры является основным препятствием для привлечения частных инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, и оно должно стать приоритетной сферой государственной поддержки, что и заявлено в качестве мероприятий федеральной целевой программы по развитию «байкальских» кластеров и в региональной концепции развития туристской отрасли.

Специализированная туристская инфраструктура - сфера деятельности исключительно частного бизнеса. И чем выше конкуренция, тем выше качество услуг. Хотя в Иркутской области сосредоточено 7% всех российских природных рекреационных ресурсов, на ее долю приходится менее 1 % мест в учреждениях отдыха и оздоровления России, менее 2% мест в гостиничном хозяйстве страны. Это свидетельствует о слабом использовании рекреационно-туристского потенциала территории и наличии больших резервов в развитии индустрии туризма. (13) В 2010 году в области насчитывается 413 коллективных средств размещения с общим количеством мест порядка 20 тысяч. В том числе в городе. Иркутске 67 гостиниц на 3,5 тыс. мест, из них не ниже I категории - 1,8 тыс. мест.

Основные средства размещения (малые отели, базы отдыха, гостиницы, санатории, санатории-профилактории) находятся в перспективных туристских территориях: Ольхонском, Иркутском и Слюдянском районах. Круглогодичными местами отдыха являются около 70% мест. (6)


Рис. 3. Количество коллективных средств размещения в Иркутской области

Рис. 4. Объём услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

В республике Бурятия в 2010 году насчитывалось 218 коллективных средств размещения предоставляющих услуги гостиниц (гостиницы, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) и специализированных коллективных средств размещения (санаторно-курортные организации, организации отдыха, туристские базы и др.). Все эти учреждения оказали услуг на сумму чуть более 1 миллиарда рублей (на 13,5%больше, чем в 2009 году). Но коэффициент загрузки гостиниц и санаториев в Бурятии (число фактически предоставленных ночевок к их максимально возможному количеству) в 2010 году составил 0,29.

Еще один важный аспект инфраструктуры - обеспечение кластера квалифицированным и компетентным персоналом. На территории Иркутской области подготовку специалистов для туристской сферы осуществляют 7 ВУЗов, 5 средне-специальных образовательных учреждений и 33 учреждения начального профессионального образования. (6) В учебных учреждениях Бурятии подготовка специалистов для сферы туризма осуществляется по 16 специальностям.(14) Но в сфере обслуживания туристов около 80% персонала не требуется высокая квалификация, и население не рассматривает свой труд и свой стиль жизни как главный ресурс достижения благосостояния. Частный бизнес в одиночку не может справиться с этой проблемой, здесь нужна системная партнёрская работа государственных учреждений и частного бизнеса.

Информационная инфраструктура также страдает недостаточностью: информационных центров открытых в местах скопления туристов, недостаточно. В Бурятии, например, по данным республиканского агентства по туризму, работают всего шесть информационных центров, три из которых расположены в Улан-Удэ. Основным источником информации на месте часто оказывается лишь туроператор, организовавший путешествие. Хотя в настоящее время совместными усилиями туроператоров и государственных институтов создаются информационные ресурсы, доступные на улицах города и в интернете как россиянам, так и иностранным туристам.

. Существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации. Экономические связи между фирмами необходимы для организации туристских бизнес-процессов, лоббирования интересов, преодоления общих проблем, поддержки согласованности действий, реализации совместных проектов. Без устойчивых экономических связей невозможно создать качественный и конкурентоспособный турпродукт. (2)

Туроператоры, организующие стандартные и индивидуальные тур-пакеты, работают в тесной взаимосвязи со множеством поставщиков конкретных услуг - гостиницами, транспортными предприятиями, музеями, гидами, информационными службами, страховыми компаниями и т.д. Большинство компаний зарегистрированы не позднее 2005 года, а их сотрудники имеют стаж в этой области деятельности не менее 10 лет. Базы данных о компаниях-партнёрах у туроператоров накапливаются годами и передаются из поколения в поколение. Большинство туров, продаваемых иностранным туристам, - путешествие по России, Монголии, Китаю, поэтому чёткая согласованность множества партнёров - залог успешной работы и постоянства клиентов.

. Способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг. Этот критерий непосредственно вытекает из первого и второго признаков, так как наличие среди потребителей туристских услуг этих категорий туристов говорит о том, что данная территория обладает какими-либо уникальными характеристиками интересными для туристов, имеющих десятки альтернативных вариантов своего отдыха. И, местный туристский комплекс способен создавать такие турпродукты и условия для отдыха, которые приемлемы для требовательных туристов.(2)

Структура иностранного турпотока меняется с течением времени, и турфирмы вынуждены своевременно реагировать на такие изменения: кроме языка меняется контент туров, качество гостиничного обслуживания, предпочтения в питании и способах передвижения. Тем не менее, самым требовательным клиентом чаще всего оказывается российский турист: стоимость тура для россиян из западных регионов складывается из стоимости проезда+стоимость проживания, питания, обслуживания, и если 2-5 лет назад стоимость проезда составляла две трети стоимости всего тура, то сейчас туристы предпочитают заплатить за комфортное проживание, дорогие развлечения (поездка на теплоходе, персональные трансферты, персональный гид и т.д.) гораздо чаще, и требования к качеству предоставляемых услуг, соответственно, тоже возросли. Туроператоры к таким запросам подходят довольно гибко и в 90% случаев такие VIP-клиенты уезжают из Иркутска с хорошими воспоминаниями и становятся постоянными клиентами. Качество турпродукта в активном приключенческом секторе тоже достаточно высокое: 100% туристов, приезжающих на сплавы или восхождения и имеющие опыт таких походов в других регионах страны и мира отмечают очень высокий уровень организации. Более половины таких туристов приезжают по рекомендациям друзей и коллег.

. Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе. Такие институты появляются как факт признания важности данной деятельности для экономики территории, во-вторых, как осознанная необходимость в регулировании и развитии туристского бизнеса региона.

Администрация республики Бурятия определила туристскую отрасль как одну из приоритетных в регионе, поэтому к настоящему моменту уже действует ряд государственных институтов и некоммерческих организаций, призванных активно способствовать развитию отрасли. Республиканское агентство в 2009 году запустило информационный портал на пяти языках. На территории двух субъектов кроме агентств по туризму работают и некоммерческие партнёрства. При правительстве Иркутской области действует Общественный совет по туризму, в который кроме госструктур вошли представители туроператоров, гостиничного сектора, выставочного комплекса, учебных заведений, готовящих специалистов для турбизнеса. Кроме того, в регионе работают Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма, Байкальский филиал Российской гостиничной ассоциации, Байкальская ассоциация делового туризма. Все организации координируют свою работу как на собственной территории, так и совместно продвигают регион на международном рынке. Бурятское правительство в 2000 году разработало логотип, который должен способствовать узнаванию территории на всех международных и российских выставках.

Рисунок 1.Логотип туризма Бурятии.

Таким образом, в Байкальском регионе, на территории двух субъектов исторически и экономически сложился крупный туристический кластер. Но существует ряд барьеров, мешающих его успешному развитию. Ещё раз перечислим их.

. Недостаток базовой инфраструктуры (автодороги, порты/причалы, полигоны ТБО, мусороперерабатывающие заводы, и т.д.), что является основным препятствием для привлечения частных инвестиций в объекты туристской инфраструктуры.

. Расположение привлекательных для развития туризма и отдыха мест в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, где введен запрет на ведение хозяйственной деятельности, за исключением мест расположения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

. Ярко выраженная сезонность туристического потока.

. Невысокий уровень обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостаточного количества высококвалифицированного младшего и линейного персонала

. Высокие транспортные тарифы на пассажирские перевозки на авиационном и железнодорожном транспорте из центральной части России до г. Иркутска и обратно.

Важным условием для преодоления этих барьеров должно быть конструктивное частно-государственное партнёрство в сочетании с кластерным подходом развития территории.

3. направления государственной поддержки туристского кластера в байкальском регионе

Теория кластеров заключается в активной работе частного бизнеса и местного населения при мягкой и неизбирательной поддержке государства. Частный бизнес в целом способен преодолеть основные барьеры и сделать туризм устойчивой и конкурентоспособной отраслью. Роль государства нам видится в следующем:

) совершенствование правовых механизмов защиты потребителей туруслуг, в том числе института финансовых гарантий туроператоров, механизмов разрешения масштабных проблем на туристском рынке, облегчение визового, таможенного режимов и т.п.;

) стандартизации туристских услуг, разработки и внедрения новых, более современных профессиональных стандартов,

) создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения в отрасль частного капитала и создания условий для честной конкуренции;

) совершенствование транспортной, туристской, инженерной, информационной инфраструктуры.

Основными направлениями государственной поддержки развития туристских кластеров в России в настоящее время выбраны кластерный подход и программно-целевое планирования, они изложены в

) Федеральном закон Российской Федерации от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" на основе которого создан проект создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» на территории Слюдянского районного муниципального образования (горнолыжный курорт «Гора Соболиная» и местность «Мангутай»)

) федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";

) региональной целевой программе «Развитие въездного и внутреннего туризма в Иркутской области на 2011 - 2016 годы», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 декабря 2010 года № 317-пп.

) муниципальной целевой программе «Содействие развитию туризма в Иркутске на 2009-2012 годы», утверждена решением Думы г. Иркутска № 004-20-540903/8 от 22.10.2008г.

) муниципальной целевой подпрограмме «Развитие туризма в Байкальском муниципальном образовании на 2008-2010г.», утверждена решением Думы Байкальского городского поселения №54-2 гд от 27.06.2008г.

Постановлением Правительства РФ N 644 от 2 августа 2011 г. принята Федеральная целевая программа "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2011 - 2018 годы". В Программе заявлена стратегия кластерного подхода к развитию туризма. Не совсем корректно в целях провозглашается «создание кластеров» и очерчиваются их границы. Так, в Прибайкалье предлагается «создать» четыре кластера на территории Республики Бурятия: "Подлеморье", "Кяхта", "Байкальский" и "Тункинская долина». На наш взгляд, кластер давно сформирован, и территориально он охватывает все эти направления плюс прибайкальские территории Иркутской области и Эхирит-Булагатского района: Иркутск, Листвянка, Слюдянский район, Северо-Байкальск и его окрестности, Усть-Орда, Ольхонский район, Большое и Малое Голоустное и пр. Турагенства предлагают гибкие маршруты, включающие разнообразные сочетания указанных дестинаций, поэтому выделять какие-либо из них в отдельные кластеры с функциональной точки зрения представляется нецелесообразным. Более того, устоявшийся десятилетиями маршрут иностранных туристов «Москва - Екатеринбург - Иркутск - (Улан-Удэ) - Улан-Батор - Пекин» предполагает пересечение интересов организаций, предоставляющих туристические услуги, и как следствие, их тесное взаимодействие.

Рассмотрев две региональные программы развития туризма в Байкальском регионе - Иркутскую на период 2011 - 2016 годы и Бурятскую республиканскую на период 2007-2010 годы, можно отметить коренные изменения в подходе к данному вопросу. Главное отличие новой программы Иркутской области заключается во-первых в том, что в новой программе на 535 миллионов рублей из бюджетов разных уровней планируется привлечь почти 7 миллиардов рублей инвестиций, в то время как в программе 2006 года на 85 миллионов рублей из бюджета планировалось привлечь всего 3,5 миллиона частных инвестиций. Таким образом новая программа более ориентирована на работу частного капитала, что соответствует кластерному подходу.

Кроме того, 70% указанных бюджетных средств в новой программе будут направлены на строительство объектов базовой инфраструктуры, а почти весь частный капитал предусмотрен на строительство объектов туристской инфраструктуры. В программе 2006 года капитальных вложений не предусмотрено, а часть бюджетных средств израсходована на деятельность республиканской администрацию, которая должна выполняться ею по определению. Основная доля программных мероприятий плана 2006 года - продвижение турпродуктов региона, разработка, внедрение и продвижение системы менеджмента качества международного стандарта, мониторинг состояния отрасли и мировой коньюнктуры и т.п., на каждое из подобных мероприятий выделяется более 1 миллиона бюджетных средств. Среди мероприятий программы 2010 года - развитие системы мониторинга и ежегодного исследования состояния туристской отрасли Иркутской области, проведение тематических конференций, семинаров, а также проведение работы, направленной на снижение транспортных тарифов на пассажирские перевозки авиационным и железнодорожным транспортом в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров Байкальского региона в Европейскую часть страны и в обратном направлении. Финансирование на данные мероприятия не требуется, поскольку все они включены в сферу непосредственных функций органов региональной власти.

Ещё одно направление новой программы - организация и проведение крупных туристских мероприятий, формирование и продвижение трансграничных туристских маршрутов, организация и участие в российских и международных выставках, организация рекламной кампании в средствах массовой информации, обеспечение деятельности туристских информационных центров и пунктов и т.д. путем продвижения Иркутской области на внутреннем и международном туристском рынках. Такая поддержка со стороны региональной власти также очень существенна, хотя и не требует бюджетных расходов: региональное руководство, используя административный ресурс, выступает организатором и координатором всех мероприятий, а заинтересованный бизнес найдёт пути из эффективной реализации и финансирования.

Таким образом, мы наблюдаем поворот государства по поддержке туристической отрасли к кластерной политике и ориентации на развитие частной инициативы. При соблюдении главного принципа - неизбирательности поддержки - и последовательного выполнения всех заявленных действий возможен значительный рост как отрасли, так и устойчивое развитие территории.


заключение

Сегодня туризм является важной отраслью, вносящей ощутимый вклад в ВВП России и в улучшение условий жизни населения. При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в экономике России может существенно вырасти. Степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр сводится к трем основным факторам устойчивого развития туризма: 1) экологическому - обеспечивает совместимость развития туризма с сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов; 2) социально-культурному - обеспечивает совместимость развития с культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций; 3) экономическому - обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами таким образом, чтобы их «хватило» будущим поколениям. Устойчивый туризм определяется как образцовая форма экономического развития, целями которой являются:- улучшение качества жизни принимающего населения;- обеспечение высокого уровня впечатлений у посетителей;- поддержание качества окружающей среды, от которой зависят как принимающее население, так и посетители.(17)

Основными проблемами, сдерживающими развитие туристской отрасли в Байкальском регионе, являются недостаточное развитие базовой инфраструктуры, запрет на ведение хозяйственной деятельности в экологических зонах, невысокий уровень обслуживания во всех секторах туристской индустрии, короткий туристский сезон в регионе, высокие транспортные тарифы на пассажирские перевозки.

Учитывая, что вышеуказанные проблемы носят комплексный характер, их решение невозможно за счет предпринимаемых отдельных точечных шагов, которые не сопровождаются адекватными усилиями по другим направлениям.

Осуществление эффективного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами (органы государственной власти, организации туристской отрасли, научные и общественные организации) на основе принципов государственно-частного партнёрства возможно с применением кластерного подхода.

Туристские кластеры предполагают концентрацию на одной территории ключевых туристических активов и состоят из организаций различных секторов, связанных с обслуживанием туристов: туроператоров, турагентов, гостиниц, организаций сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и т.д.

Использование кластерного подхода к развитию туристского комплекса Байкальского региона в условиях прогнозируемого увеличения туристского потока позволит создать наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг, совершенствования системы подготовки кадров, проведения взвешенной и эффективной рекламной политики и удовлетворить потребность в качественных туристских услугах.

Применение программно-целевого метода планирования деятельности по формированию и дальнейшему развитию туристских кластеров на территории Иркутской области является эффективным механизмом решения проблемы создания на территории Иркутской области современного туристско-рекреационного комплекса.

Туризм - это огромная перспектива для нашей страны, и вопросы его развития нельзя откладывать на потом, а следует воспользоваться благоприятной ситуацией и придать ему необходимый импульс.

туристический кластер байкальский


Список использованной литературы

.Портер М. Конкуренция. Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 495 с.

.Пидгурская Н.Н. Кластерный подход к регулированию туризма в регионе. Дисс. на соиск. уч.ст.канд. эк.наук. - Иркутск, 2006

.http://unwto.org/ - официальный сайт Всемирной организации туризма

.http://www.russiatourism.ru - официальный сайт Федерального агентства по туризму Минспорттуризма России.

.http://www.minstm.gov.ru/press-centre/speech/xPages/entry.371.html - официальный сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.

.http://www.irkobl.ru/sites/tour - официальный портал Агентства по туризму Иркутской области.

.Porter M.

.Закон об основах туристской деятельности в РФ от 24.11.1996 г.N 132-Ф

.http://www.dxb.ru/project/re/detail.php?ID=50119 - Журнал "Русские Эмираты" Выпуск 44/4 2011

.http://www.tourbus.ru/news/1920.html - он-лайн журнал «Туристический бизнес для профессионалов»

.http://www.turbooks.ru/knigi/jekonomika-v-turizme/page,8,477-osnovy-mezhdunarodnogo-turizma.html - журнал «Всё о туризме»

.http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2012/361/ - паспорт Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"

.Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области, т.4 - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004 г.

.Фёдоров К. Туризм Бурятии: перспективы и ожидания. - Парламентская газета на Дальнем Востоке, №250. 2008 г.

.Самые гостеприимные города России. - Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес» (http://spb-venchur.ru)

.http://www.baikaltravel.ru/ официальный портал Агентства по туризму Республики Бурятия

.Гуляев, В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. / В.Г. Гуляев. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304 с.

Похожие работы на - Кластерный подход к развитию туристического бизнеса в Байкальском регионе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!