Спортивные игры: волейбол и баскетбол
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Уральский
государственный университет физической культуры»
кафедра
теории и методики спортивных игр
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
«СПОРТИВНЫЕ
ИГРЫ»
(волейбол,
баскетбол)
Вариант № 2
Выполнил:
Михайлова Надежда Борисовна
Группа 408
Челябинск
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Спортивная
тренировка как многолетний процесс (стадии, этапы и их краткая характеристика)
2. План
- конспект по баскетболу на 45 минут
. Схема
встреч для 9 команд по круговой системе
1. Спортивная
тренировка как многолетний процесс (стадии, этапы и их краткая характеристика)
Процесс подготовки спортсменов высокой
квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: построение
процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки
целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной
структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения
компонентов, их закономерное отношение друг с другом и общую
последовательность.
Структура тренировки характеризуется, в
частности:
) порядком взаимосвязи элементов содержания
тренировки;
) необходимым соотношением параметров
тренировочной нагрузки;
) определенной последовательностью различных
звеньев тренировочного процесса, представляющих фазы или стадии данного
процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные
изменения.
В зависимости от масштаба времени, в пределах которого
протекает тренировочный процесс, различают: а) микроструктуру - структуру
отдельного тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и
микроцикла; б) мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих
относительно законченный ряд микроциклов; в) макроструктуру - структуру больших
тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.
Многолетний процесс спортивной подготовки от
новичка до высот мастерства может быть представлен в виде последовательно
чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки,
связанные с возрастными и квалификационными показателями спортсменов.
Этапы
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
|
Предва-ритель-ной
подго-товки
|
Нача-льнойподго-товки
|
Углуб-лённойподго-товки
|
Спортивного
совершенст-вования
|
Выс-шихдости-жений
|
Сохра-нениядости-жений
|
Поддержи-вания
тренирован-ности
|
Годы
заня-тий
|
1-2-3
|
4-5
|
6-7
|
8-9-10
|
От
4 до 12 лет
|
-
|
-
|
Стадии
|
Базовой
подготовки
|
Максимальной
реализации индивидуальных возможностей
|
Спортивного
долголетия
|
В зависимости от преимущественной направленности
процесс многолетней спортивной подготовки делится на 4 этапа:
) предварительной подготовки;
) начальной спортивной специализации;
) углубленной специализации в избранном виде
спорта;
) спортивного совершенствования.
Модель-схема построения многолетней тренировки
юных спортсменов
Этап
многолетней подготовки
|
Длительность
этапа
|
Преимущественная
направленность тренировки
|
Группа,
год обучения
|
Этап
предварительной подготовки
|
3
года
|
Укрепление
здоровья и улучшения физическо-го развития. Овладение основами техники
вы-полнения физических упражнений. Приобрете-ние разносторонней физической
подготовлено-сти на основе занятий различными видами спорта. Привитие
интереса к занятиям спортом. Воспитание волевых качеств. Определение вида
спорта для последующих занятий.
|
Группа
начальной подготовки
|
Этап
начальной спортивной специализации
|
2
года
|
Достижение
всесторонней физической и функ-циональной подготовленности. Овладение
основами техники избранного вида спорта и других физических упражнений.
Воспитание основных физических качеств. Приобретение соревновательного опыта
путем участия в соревнованиях в различных видах спорта (на основе многоборной
подготовки). Определение спортивных задатков и способностей (спортив-ная
ориентация). Уточнение спортивной специализации.
|
Учебно-тренировочная
группа, 1-2-й годы обучения
|
2-3
года
|
Совершенствование
в технике избранного вида спота. Воспитание специальных физических качеств.
Повышение уровня функциональной подготовленности. Накопление
соревнователь-ного опыта в избранном виде спорта.
|
Учебно-тренировочная
группа, 3-5-й годы обучения
|
Этап
спортивного совершенствования
|
2-3
года
|
Совершенствование
в технике избранного вида спорта. Воспитание специальных физических качеств.
Повышение специальной подготовлен-ности, освоение должных тренировочных
наг-рузок. Достижение спортивных результатов, характерных для этапа первых
больших успе-хов в данной специализации (норматива масте-ра спорта).
Совершенствование соревнователь-ного опыта.
|
Группы
спортивногосовершенст-вования СДЮСШОР и ШВСМ
|
Следует отметить, что в отдельных видах спорта
нет четких границ между стадиями и этапами многолетнего процесса, как и строгих
временных рамок этих стадий и этапов.
Рациональное построение многолетней спортивной
тренировки осуществляется на основе учета следующих факторов: оптимальных
возрастных границ, в пределах которых обычно достигаются наивысшие результаты в
избранном виде спорта; продолжительности систематической подготовки для
достижения этих результатов; преимущественной направленности тренировки на
каждом этапе многолетней подготовки; паспортного возраста, в котором спортсмен
приступил к занятиям, и биологического возраста, в котором началась специальная
тренировка; индивидуальных особенностей спортсмена и темпов роста его
мастерства.
2. План - конспект по
баскетболу на 45 минут
(где решаются задачи: обучить технике стоек и
перемещений в баскетболе, способствовать развитию координационных способностей)
Тема: Обучение навыкам владения элементами
техники баскетбола.
Задачи урока:
. Обучение технике перемещений, стойке
баскетболиста.
. Развитие быстроты, ловкости,
координации, памяти.
. Воспитание внимательности,
дисциплинированности.
Тип урока: обучающийся.
Метод проведения: индивидуальный, поточный,
фронтальный.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: 2 волейбольных мяча, 8 стоек, 16
кеглей
Баскетбольные мячи по количеству занимающихся;
Часть
урока
|
Содержание
|
Дози-
ровка
|
ОМУ
(организационно-методические указания)
|
I
|
Вводная
|
15
мин
|
|
|
1.
Построение
|
1
мин
|
Физорг
сдает учителю рапорт о готовности класса к уроку: «Класс, равняйсь! Смирно!
Класс к уроку готов» Учитель: «Здравствуйте!» Ученики: «Здравствуйте!»
|
|
2.
Сообщение задач
|
|
|
|
3.
Знакомство со спортивными играми - баскетбол, мини-баскетбол
|
2
мин
|
Историческая
справка: в 1891 году американский преподаватель Джеймс Нейсмит придумал игру
баскетбол.
|
|
4.
Строевые упражнения: 1) «Налево!» 2) «Направо!» 3) «Кругом!» 4) «Дистанция!»
5) «Интервал!» Построение в колонну, шеренгу
|
2
мин
|
Выполнение
строевых упражнений: 1) на месте 2) в движении повороты выполняются через
левое плечо. Название строя ученики называют хором.
|
|
5.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) в движении: 1) и.п.; руки на пояс, наклоны
головы; - влево - вправо на каждый - вперед шаг - назад 2) круговые движения
головы: - влево; - вправо; 3) и.п.: руки к плечам: - круговые движения рук
вперед; на 4 - круговые счета движения рук назад; 4) и.п.: руки к плечам: -
поочередное круговое движение согнутых рук вперед, назад (на 4 счета); 5)
наклоны туловища вперед, руки вниз (на каждый шаг); 6) выпады «пружинистым
шагом» поочередно левой, правой ногой: - лицом вперед; - правым боком; -
левым боком; 7) прыжки на двух ногах: - низкие прямо - высокие лицом, спиной
вперед, левым, правым боком
|
8
мин
|
При ходьбе, туловище держать прямо, плечи развернуть назад, соблюдать
осанку. При ходьбе, туловище держать прямо, плечи развернуть назад,
соблюдать осанку. Кисти рук плотно прижаты к плечам. Кисти рук
плотно прижаты к плечам. Наклон делать как можно глубже, руками стараться
касаться пола. Выпады стараться делать как можно резче. Высокие прыжки
выполнять как можно выше, помогая руками.
|
|
6.
Бег равномерный, медленный: 1) лицом вперед; 2) спиной вперед; 3) приставными
шагами
|
2
мин
|
Ученики
бегут в колонне, соблюдая дистанцию с изменением направления. Обратите
внимание на постановку стоп. Бег спиной: с носка ставится стопа; приставной
шаг: пятки стоп приподняты
|
II
|
Основная
|
20
мин
|
|
|
1.
Стойка баскетболиста: 1) принять стойку, приподняться на носки, равномерно
распределив тяжесть тела на обе ноги; возвратиться в исходное положение; 2)
из положения, стоя на носках, ноги врозь перенести тяжесть тела с одной ноги
на другую и затем принять положение стойки, согнув ноги в коленях; - в шаге
по сигналу - в беге принимают стойку баскетболиста
|
10
мин
|
Стойка
является исходным положением для всех приемов с мячом и действий без
мяча. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе стопы,
расстояние между ними 40 см, колени согнуты, туловище слегка наклонено
вперед, руки согнуты в локтях, кисти расставлены вперед в стороны и
располагаются у груди.
|
|
2.
Перемещения с мячом: 1) ходьба - ускорение; 2) бег на месте, ускорение; 3)
ускорение, поворот на 360о, ускорение; 4) бег с изменением направления
(«змейкой»); - лицом вперед; - спиной вперед; 5) приставными шагами
|
10
мин
|
Класс
перестраивается по команде «Налево по два, марш!». Упражнения выполняются в
шеренгах по сигналу учителя, с ведением мяча. Остаются после выполнения
за противоположной линией. По сигналу учителя выполняют задание в обратном
направлении.
|
III
|
Заключительная
|
10
мин
|
|
|
1.
Подвижная игра «Охотники и утки»
|
8
мин
|
Следить
за правилами игры
|
|
2.
Подведение итогов, построение
|
2
мин
|
Повторение
терминологии: техника, стойка баскетболиста, баскетбол (в переводе с англ.) -
мяч
|
3. Схема встреч для 9
команд по круговой системе
Круговая система - в спортивных соревнованиях
система розыгрыша, при которой каждый участник турнира играет с каждым в ходе
тура или раунда. Популярна в игровых видах спорта (футбол, волейбол,
баскетбол), особенно в национальных чемпионатах и при отборочных турнирах к
чемпионатам мира или континентов. Считается наиболее справедливой, но при этом
требует наибольшего числа игр для распределения мест, по сравнению с другими
турнирными системами.
Порядок встреч противников друг с другом при
круговой системе не имеет большого значения. Но участники в паре очередного
тура обычно определяются жребием.
Количество встреч при круговой системе определяется
по формуле
,
спортивный соревнование баскетбол
тренировка
где N количество команд (игроков).
Количество туров (при наличии технической
возможности одновременного проведения достаточного числа игр) равно для
чётного числа участников и для нечётного (в
последнем случае каждый участник пропускает один тур, в котором ему не
находится соперника).
тур. 1-0; 2-9; 3-8; 4-7; 5-6.
тур. 1-2; 9-3; 8-4; 7-5; 6-0
тур. 3-1; 2-0; 4-9; 5-8; 6-7.
тур. 1-4; 2-3; 9-5; 8-6; 7-0.
тур. 5-1; 4-2; 3-0; 6-9; 7-8.
тур. 1-6; 2-5; 3-4; 9-7; 8-0.
тур. 7-1; 6-2; 5-3; 4-0; 8-9.
тур. 1-8; 2-7; 3-6; 4-5; 9-0.
тур. 9-1; 8-2; 7-3; 6-4; 5-0.
Всего получается 36 игр.