Религиозный туризм в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религиозный туризм в России

1. Теоретическое обоснование развития религиозного туризма в России

.1 Сущность религии. Специфика паломнического туризма

Многие философы, ученые и мыслители, выражая свое понимание религии, давали ей свою оценку, как положительную, так и отрицательную. В европейской философской мысли одними из первых религий как общественное явление осмыслили просветители XVIII в. - Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро. Они считали, что религия возникла как следствие необразованности и невежества людей и с приходом просвещения она исчезнет. Выдающийся немецкий философ И. Кант описывал религию как явление трансцендентное, выходящее за пределы возможностей опытного и теоретического изучения. Он говорил, что религии присущи вера в Бога, в существование души и в бессмертие души.

Выдающийся немецкий философ Г. Гегель отмечал, что для религии характерны:

диалог духа человека и Абсолютного Духа и формирующиеся на его основе религиозные идеи.

чувства и переживания, возникающие от этих идей.

религиозный культ как выражение этих идей и чувств.

Марксизм утверждает, что религия есть следствие несовершенства человеческого общества и социальной несправедливости и как иллюзорное мировоззрение играет в обществе компенсаторную роль. Религия - это «опиум народа», «дух бездушных порядков», «сердце бессердечного мира».

Русские философы и мыслители (Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.) видели в религии стержень культуры, понимали ее как основу и оправдание нравственности. Все существовавшие цивилизации и культуры были религиозными по своему духу, и безрелигиозная культура, по их мнению, невозможна.

Современные гуманистические трактовки религии являются развитием идей Фейербаха и представляют собой светский, секулярный подход к ней.

Богословы западных религий дают совсем другую трактовку этого явления. Абстрагируясь от частностей, можно сказать, что богословы утверждают, что религия служит средством общения человека с Богом, задана свыше и абсолютно объективна. По мнению православных богословов, все верующие составляют единую Церковь Христову, главой которой является Иисус Христос.

Основания религии

Религия - явление очень многомерное. Она взаимосвязана с глубинными чаяниями людей - быть свободными от страданий, обрести спасение, жить в гармонии с внешним миром и самими собой. Религия представляет собой определенный способ взаимоотношения людей с высшими силами, обществом, государством, друг с другом. Религия является элементом общественной системы и феноменом культуры. [15].

Религия - неотъемлемый атрибут жизни многих людей. Она имеет глубокие основания. Религия имеет глубокие антропологические основания. Их четыре:

. Онтологические основания - базируются на понимании природы бытия, на концепции вечности и вечного. Смертность физического тела человека очевидна;

. Гносеологические основания религии - коренятся в познавательном отношении человека к миру, бесконечности, вечности;

. Социологические основания - имеют отношение к реальным условиям человеческой жизни, в которых наблюдается разрыв между желаемым и действительным, между долгом и свободой;

. Психологические основания религии - коренятся в проблемах внутреннего мира человека

Существует много определений религии. Религию можно охарактеризовать как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил.

Структура религии.

Любая религия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций.

Религиозное сознание имеет два уровня:

религиозная доктрина

религиозная психология людей

Религиозные идеи основаны на вере в сверхъестественные силы. Эта вера поддерживается священными писаниями - Библия, Коран, Талмуд.

Религиозная доктрина включает в себя учение о Боге, учение о строении мира, теорию человека.

Религиозный культ связан с отношением людей к высшим силам и проявляется через собственно богослужение, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества и т.д.

Объект культовой деятельности - те высшие силы, которых любят или боятся люди, в которые верят, которым покланяются, которых просят о чем-нибудь.

Предметом культа - становятся различные силы, осознаваемые в качестве религиозных образов.

Субъектом культа - выступает религиозная группа или отдельный человек.

Средствами культа - являются храмы, мечети, святилища, религиозное искусство, различные культовые предметы и т.д.

Способы культовой деятельности - определенная система и последовательность проведения религиозно значимых мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека; в храме, церкви или дома. Способы культовой деятельности сильно зависят от религиозного сознания людей.

Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или конфессии, играть второстепенную роль или подвергаться гонениям. Религиозные организации, возникшие в недрах одной конфессии, могут со временем оформиться в самостоятельные религии. Религиозные организации могут образовывать альянсы, входить в объединения, советы и т.д.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организации: например в христианстве - церковь, секта и деноминация. Следует иметь в виду, что это деление довольно условно. Церковь включает большинство или значительную часть населения определенной страны и территории. Секта возникает из числа верующих, противостоящих основному религиозному течению. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли. Идейные, культовые и организационные принципы деноминации противостоят церкви и секте. Для деноминации характерно принятие разноплановых идей, культовых практик и решений. Также для деноминации, как и для церкви, характерна четкая организация по горизонтали и по вертикали.

Функции религии в обществе.

Религия выполняет в обществе ряд функций:

Мировоззренческая - заключается в том, что религия предлагает последователям свою картину мира, нравственные ценности и ориентиры, концепции Бога, добра и зла

Компенсаторная - в обществе существует имущественное и социальное неравенство. Однако религия специфическим образом уравнивает людей: перед Богом все равны, учение Христа, Будды, Мухаммета доступно каждому (Биржаков М.Б. Введение в туризм - М, 1999 г.)

Коммуникативная - люди вместе собираются для различных религиозных и светских мероприятий, в том числе молитв, медитаций, богослужений и т.д. Это связано с их общением с высшими силами и друг с другом. Люди сознательно объединяются и взаимодействуют

Регулятивная - религиозные идеи ценности, культовая деятельность и организации регулируют поведение людей. Религия в определенных рамках упорядочивает мысли, стремления и поступки людей

Интегративная - состоит в стабилизации ситуации в обществе на базе внедрения идей, ценностей и стереотипов поведения

Культурно-транслирующая - заключается в переносе религией элементов культуры тех народов и мест, где она возникла и откуда начала распространяться

Легитимирующее-разлегитимирующая - означает узаконение некоторых общественных порядков, отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.

Поскольку выше было сказано, что способами культовой деятельности является проведение религиозно значимых мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельного человека; в храме, церкви или дома, то соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры - это туристические объекты, которые пользуются все возрастающим спросом. Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий.

Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство, ислам, буддизм и иудаизм.

Христианство - самая многочисленная по количеству приверженцев религия в мире, насчитывающая около 2 млрд. человек (почти каждый третий житель Земли является христианином).

Одна из характерных черт православия - почитание святых и святынь. Чтобы поклониться святыням, многие христиане отправляются в паломничество: путешествие по святым местам. Первоначально паломники направлялись именно к местам земной жизни Иисуса Христа, на Святую Землю, откуда традиционно привозили пальмовые ветви (отсюда и пошло слово «паломничество»). Со временем паломничеством начали называть любые путешествия по святым местам православного мира. Паломничество отличается от туризма, прежде всего, особым настроем путешественников и целями поездки, хоть «технические» детали во многом и совпадают.

Паломнический туризм - это совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями. Паломничество - стремление верующих людей поклониться святым местам. [1]

Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:

желание исцелиться от душевных и физических недугов;

помолиться за родных и близких;

обрести благодать

выполнить богоугодную работу;

отмолить грехи

выразить благодарность за блага посланные свыше;

проявить преданность вере;

стремление к подвижничеству во имя веры;

обрести смысл жизни.

Паломнический тур в отличие от религиозно-познавательного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т.д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения, совершения молитвенного правила утром и вечером, перед и после трапезы, в начале и конце пути.

Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.

Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством.

В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, познавательный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д.

Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия.

При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-познавательного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания. (Бабкин А.В. Специальные виды туризма)

Термин «паломничество», как полагают филологи, происходит от слова «пальма» - ветви именно этого дерева привозили первые паломники христиане, побывавшие в Святой земле во время праздника «Вход Господень в Иерусалим». Во время триумфального входа Иисуса Христа в Иерусалим верующие усыпали его путь ветвями пальмы. В России этот праздник получил наименование «Вербное воскресенье». Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н.э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например Храм Гроба Господня. В XV в. для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты, или «дорожники», от берегов Роны до реки Иордан. Однако самые первые путеводители для паломников, или «итенирарии», были написаны на греческом языке в Византии еще в VIII в. Наибольшей популярностью среди пилигримов пользовался итенирарий «Краткое сказание о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, а также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины», написанный византийцем Иоанном Фокой в XII в. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю. По данным ВТО, ежегодно совершают паломничество более 200 млн. человек.

Виды и особенности паломничества:

В науке обычно выделяют несколько видов паломничества, классифицирующихся по различным признакам:

) по числу участников и семейной принадлежности - индивидуальные, семейные и групповые паломничества;

) по продолжительности - длительные и кратковременные паломничества (раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней);

) по объектам посещения - посещения конфессиональных культовых мест (церквей, монастырей, храмов), а также природных культовых мест (гор, озер, пещер, родников, рощ);

) по местоположению объекта паломничества - внутренние (в пределах государственных границ) и зарубежные паломнические туры;

) по признаку обязательности - добровольные и обязательные паломнические туры (например, в исламе паломничество хадж является обязательным для каждого правоверного).

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.

1.2 Основные ресурсы паломничества в России

История развития паломнического туризма в России

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

Паломничество на Святую Землю началось на Руси в первые времена христианства. Историки относят первых документально подтвержденных паломников к XI веку. Так, в 1062 г. Палестину посетил Дмитриевский игумен Варлаам (первый игумен Киево-Печерского монастыря, дважды совершавший хождение на Святую Землю как по личному влечению, так и на благо церкви). К паломничеству назначались духовные лица, владеющие грамотой и способные донести свои впечатления для церкви. По существу первым русским паломником, который оставил достаточно детальные записки о странствовании на Святую Землю был игумен Даниил. Он оставил записки, известные как «Хождение» (1106-1107 гг.), записки были переписаны в большом количестве и многократно издавались большими тиражами в XIX в. Даниил детально описал святыни и географию Палестины этого периода.

Другим известным паломником является новгородский архиепископ Антоний (в миру Добрыня Андрейкович, происходил из знатного рода, был пострижен в 1190 г., ум. 1233 г.), совершивший паломничество по русским святым местам в конце XII в. Им составлены уникальные описания Софийского собора и его сокровищ, которые позднее были утрачены в результате войн и разорения. Идея паломничества распространилась и была столь сильна, что в XII веке церковь принимала меры к ограничению числа паломников (это свидетельствует из переписки новгородского епископа Нифонта).

Совершение паломничества требовало отвлечения значительных средств. Паломничество превратилось в профессию и в значительной мере способствовало распространению географических знаний и знакомству с культурой других народов. Паломники посещали Царьград (Константинополь), Афон и Палестину. Проходя через много стран и знакомясь с культурой других народов, они приносили в устной, и нередко в письменной, форме легенды, песни, сказания. [24]

Историки предполагают, что уже в ХIIв. на Руси появляются «калики перехожие» - люди, для которых паломничество представляло образ жизни. Собственно, это были странники, проводящие жизнь в пути, а их наименование происходит от латинского слова caligae, что означало особый род обуви странников.

Словом калика на Руси также именовали странствующих слепцов, поющих стихи духовного содержания. Заметим, что термин «калиги» использовался в старое время на Руси для обозначения обуви для покойников. Лишь совсем недавно калека стало означать инвалида, человека с умственными или, скорее, с физическими недостатками.

Сначала такой калика перехожий ходил в Иерусалим, в Царьград, на Афон, потом странствовал по отечественным святыням. Калики перехожие были известны значительно ранее первых русских паломников, так о каликах упоминается в писании о хождении в Иерусалим игумена Даниила. Иногда калики объединялись в братии, которые снаряжались монастырями для странствия на Святую Землю. С этими людьми связан особый род народно-поэтического песенного творчества - духовные стихи или канты (песни душеполезного содержания, на темы Священного Писания или устного предания). Странники пели их в пути и на отдыхе, там, где их принимали на ночлег. Таковы знаменитые духовные стихи «О двух Лазарях», «О Страшном Суде» и др.

В 1167 г. паломничество в Иерусалим совершила преподобная Евфросиния Полоцкая (в миру Предслава, любимая дочь князя полоцкого Святослав-Георгия Всеславовича). Она родилась в 1100 г., скончалась в Иерусалиме в 1175 г. В молодости отказалась от мирских благ и ушла в религиозную деятельность, основала два монастыря, которые стали центрами полоцкого монашества. На склоне лет предприняла паломничество на Святую Землю, где скончалась и была захоронена в палестинском монастыре св. Феодосия Киновиарха. Личность Евфросинии была столь сильна в христианстве, что она причислена к святым как православными, так и католиками. В 1189 г. ее мощи были перевезены в Киев, где находились до 1910 г.

К XV в. число паломничеств возрастает и они становятся разнообразнее. Поскольку значительную часть паломников составляли лица духовного сословия и чаще всего, владеющие грамотой и письмом, они оставили письменные записки о путешествиях в дальние страны. Рассказывая о своем паломничестве, авторы этого времени вдаются в подробности самого путешествия. В 1350 г. паломничество на Святую Землю совершил новгородский инок Стефан, оставивший подробнейшие описания царьградских святынь. Известно, что он также посетил Иерусалим, но письменные описания этой части путешествия утрачены. В 1370 г. паломничество в Иерусалим было совершено архимандритом Агрефенья, который оставил уникальные описания святынь Иерусалима (изданные в 1896 г.). После Даниила эти записки являются наиболее значимым культурно-историческим наследием по полноте и тщательности описания путешествия. Далее в этот период конца XIV в. известны путешествия в Иерусалим, Константинополь и Афон диакона Игнатия Смолянина и новгородского архиепископа Василия.

Троицкий иеродиакон (из Троице-Сергиевого монастыря, будущей Лавры), отец Зосима ходил в Царьград в 1414 г., сопровождая княгиню Анну Васильевну, позднее посетил Афон и Иерусалим и оставил подробнейшее описание своего путешествия. В 1419-1420 гг. он предпринял второе паломничество на Восток. Есть и другие описания, относящиеся к этому времени.

С середины XV века в истории русского паломничества наступает новый этап. Захват Константинополя турками привел к окончательной утрате многих христианских святынь Востока. Паломничество стало делом трудным и небезопасным. Русское паломничество на Святую Землю в период XV-XVI вв. малозначительно по численности, описаний путешествий мало. К известтным следует отнести хождение в 1558-1561 гг. купца Василия Позднякова, который дал уникальное описание иерусалимских и синайских святынь. К этому периоду относится произведение паломнической литературы «Хождение Трифона Коробейникова», в котором в значительной мере использованы записки Позднякова. Позднее в XVIII в. известно паломничество путешественника Василия Киевского (Григоровича-Барского), который посвятил себя изучению православного Востока. Сообразно изменению политической ситуации и изменяется количество паломников на Святую Землю. Так, по сведениям статистики, в начале XIX в. число паломников на Святую Землю исчислялось единицами, а к концу столетия паломников насчитывалось уже более 5000 чел. ежегодно. Для обслуживания русских паломников в Палестине в 1847 г. была создана русская духовная миссия в Иерусалиме, позднее с 1882 г. существовало «Палестинское общество».

На Руси же в это время складывается твердое убеждение в том, что Православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что Святая Русь остается единственным Православным царством. Многие церковные деятели того периода (Сергей Радонежский и другие) призывают совершать паломничество в пределах Руси, черпать благочестие и воспитывать национальными истоками. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам: В XVI-XVII веках Русь была признана центром Православного мира уже и за пределами российского государства. Представители Поместных Православных Церквей посещали Московское государство с паломническими целями.

Так, побывавший в России во времена Алексия Михайловича в свите Патриарха Антохийского, архидиакон Павел Аленнский оставил замечательные записки о своем путешествии, в них он, в частности, отмечает любовь русских людей к святыне.

В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Как известно, протестанты, не почитающие святынь, выступают противниками и христианского паломничества. Они ссылаются на слова Евангелия о том, что Богу надо поклоняться не на определенном месте, а «в духе и истине». Интересно, что и люди, далекие от веры и церкви, тоже высказываются против паломничества к истокам. Литературный критик В. Белинский в замечает по поводу паломничества известного украинского писателя Н. Гоголя на Святую Землю: «Молиться везде все равно. В Иерусалиме ищут Христа только люди или никогда не носившие Его в сердце своем, или потерявшие Его».

Однако вера, любовь, как известно, не поддаются рациональному анализу, а главным и достойным уважения побудительным мотивом паломничества является именно желание проявить любовь. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве. Иногда в паломничество отправляются «в покаяние», чтобы подвигом паломничества, «потрудившись ради Бога», очиститься от греха. Часто русские люди предпринимали обетные паломничества - по обету, данному Богу в болезни или скорби житейской. Еще чаще к святыням шли (или их везли близкие) болящие, чающие исцеления от телесной или душевной немощи через прикосновение к святыне. Русские монастыри, особенно древние, прославленные, где почивали мощи святых, всегда были переполнены болящими и убогими. [24]

Имеет место паломничество по призванию, когда Сам Господь или какой-либо святой во сне или видении призывал человека отправиться туда-то. Люди шли туда, где есть святыни, святые нетленные мощи, чудотворные иконы, и, по вере своей, получали утешение, исцеление. Русские паломники чаще всего ходили в Киев, желая посетить «Матерь городов русских», с ее святынями, прежде всего Киево-Печерскую лавру, ее Ближние и Дальние пещеры с многочисленными мощами святых подвижников. «Сходить к киевским угодничкам» - такова была заветная мечта благочестивых русских людей. В Киев шли даже из Сибири, и, конечно, такой путь занимал немало времени. Обычно то, что такой-то человек «в Киев ходил», свидетельствовало об особом, подвижническом, благочестии.

Важнейшим российским центром паломничества в XV в. являлась Троице-Сергеева Лавра, куда поклониться игумену земли русской, преподобному Сергию, ходили по традиции даже русские цари. В XIX - нач. XX в. особенно посещаемыми центрами паломничества стали также Саров и Оптина пустынь. Последняя из них стоит несколько особняком. Оптина не славилась ни нетленными мощами, ни чудотворными иконами - сюда совершались паломничества исключительно с целью общения со старцами.

Паломничество к святыне основано на вере в единство Церкви земной (воинствующей) и Небесной (торжествующей, Церкви святых). Простой человек, не мудрствуя лукаво, говорил: «Пойду к преподобному Сергию», «пойду к киевским угодничкам» - и шел как бы к ним живым, за благословением. Православные не сомневались, что на такое проявление любви и святые ответят им любовью.

2. Организация экспериментальной работы по разработке паломнического маршрута

2.1 Деятельность организаций по разработке паломнических туров

Сегодня религиозный туризм развивается на двух уровнях: турфирмы, которые наряду с обычными турами организуют и паломнические - например, турагентство «Престиж Тур», «Афон-тур», «Мегаполис» и т.д., а также фирмы специализирующиеся исключительно на религиозном туризме. Последние постепенно отмирают, так как выжить только за счет паломнических туров сегодня невозможно. Примером тому служат исчезнувшие «Святоросс», «ЭЗА-тур» и др.

Наиболее известные российские туристические организации, предлагающие паломнические туры: ЗАО Служба «Паломник», Паломническая служба «Радонеж», Туристическая фирма «Фома-путеводитель», туристическая компания «Роза ветров, Служба паломничества и религиозного туризма AKSIOS TRAVEL (Москва), Служба паломнических туров VIA DOLOROSA(Москва), Экскурсионно-паломническая служба «Уральский Паломник» (Екатеринбург), Турфирма «ЛЕВ» (Владимир), туристическая фирма «Мир открытий» (Мичуринск), Паломническая служба «Ковчег» (Москва) [3]

Существует также много паломнических служб по всем городам России, перечислим некоторые из них:

·Архангельская епархиальная паломническая служба «Слово» Архангельск

·Паломническая служба при храме в честь Казанской иконы Божией Матери Астрахань

·Пересвет (центр культуры и образования) Астрахань

·Паломнический отдел Барнаульской епархии Барнаул

·Паломнический отдел при храме Святой Троицы г. Барыш

·Паломническая служба Белгородской и Старооскольской епархии Белгород

·Филиал паломнического центра Нижегородской епархии в г. Бор - Бор (Нижегородская обл.)

·Епархиальный Паломнический отдел Брянской и Севской епархии Брянск

·Епархиальная Паломническая служба Новгородской и Старорусской епархии Великий Новгород

·Садко (организация паломнических поездок по святыням Новгородской земли) Великий Новгород

·Дальинтурист (туристическая компания) Владивосток

·Епархиальный Паломнический центр Владимирской и Суздальской епархии Владимир

·Паломнический центр Волгоградской епархии Волгоград

·Паломнический Центр Мирт Волгоград

·Паломнический отдел Волгодонского благочиния Волгодонск

·Епархиальная Паломническая служба Вологодской и Великоустюжской епархии Вологда

·Паломническая служба храма Покрова «на Торгу» Вологда

·Паломнический отдел Воронежско - Борисоглебской епархии «Воронежский Православный паломник» Воронеж

·Филиал паломнического центра Нижегородской епархии в г. Дзержинск Дзержинск (Нижегородская обл.)

·Паломническая служба Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря c. Дивеево

·Экскурсионно-Паломнический Отдел Екатеринбургской митрополии Екатеринбург

·Паломническая служба Спасо-Елеазаровского женского монастыря c. Елизарово (Псковская обл.)

·Прометей (туристическая фирма) Ессентуки

·Перегрин (паломническая служба при Свято-Покровском храме г. Жиздры) Жиздра

·Паломническая служба при Саввино-Сторожевском монастыре Звенигород

·Россия в красках (представитель православного паломнического центра в Зеленограде) Зеленоград

·Зеленодольский паломник (паломническая служба) Зеленодольск

·Паломническая службы при Преображенском кафедральном соборе Иваново

·Паломническая служба при храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона Ижевск

·Паломническая служба Удмуртской епархии Ижевск

·Епархиальная Паломническая служба Иркутской и Ангарской Епархии Иркутск

·Православный центр образования и творчества в городе Истра Истра

·Семейный чемодан (туристическая компания) Йошкар-Ола

·Паломническая служба храма Ярославских Чудотворцев г. Казани Казань

·Паломнический отдел Казанской епархии Казань

·Паломнический центр в честь Казанской иконы Божьей Матери при Казанской епархии РПЦ Казань

·Калуга-Лэнд (туристические и паломнические поездки, представительство в Калуге) Калуга.

ООО «Сибинтурсервис» работает на туристском рынке почти столько, сколько существует сам российский туризм. С 1992 года фирма выбрала основным направлением своей деятельности - организацию индивидуальных туров. Основными маршрутами ООО «Сибинтурсервис» являются индивидуальные и групповые туры в Германию. Все большим спросом пользуются экскурсионные программы и отдых в замечательных местах Горного Алтая ООО «Сибинтурсервис» предлагает паломнические маршруты по святым местам России и зарубежья. [5]

ООО «Файв Сизонс Трэвел» работает на туристическом рынке г. Новосибирска с 2002 г. Компания предлагает паломнические туры в Кипр.

Список паломнических туров от компании «Сибинтурсервис» представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Паломнические туры от компании «Сибинтурсервис»

Таблица 2.4. Зарубежные туры от компании «Сибинтурсервис»

МаршрутПродолжительность, днейСтоимость, $Израиль. Святая земля7От 140Италия7От 695Греция. Святая гора Афон7От 320Греция - Италия7От 695Греция. Острова7760Кипр7От 330Кипр - Синай7От 620Синай. Египет7От 620

Стоимость паломнического тура в Кипр от компании ООО «Файв Сизонс Трэвел» представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5. Паломнические туры от компании ООО «Файв Сизонс Трэвел»

МаршрутПродолжительность, днейСтоимость, $Кипр7400Кипр14550

Для сравнения приведем предложения других фирм России.

Паломническая служба храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах (г. Москва) предлагает паломнические туры (таблица 2.6).

Таблица 2.6. Паломнические туры от Паломнической службы храма Введения Пресвятой Богородицы в Барашах

МаршрутПродолжительность, днейСтоимость, руб.Дивеево - Санаксары - Выша31000Дивеево-Арзамас-Муром3950Петербург+Вырица, Цар.с., Александро-Свирский, Введено-Оятский, Тихвин32100Почаев - Киев-Чернигов-Корец51700Задонск - Воронеж - Костомарово-Елец42800Крым. Паломничество и отдых41100Новгород Великий41200Новгород. Валдай41200Кострома. Нерехта. Галич31200Вологда. Кириллов31200Вышенская пустынь. Рязань. Источник1750Валдай1550Селигер1550Муром1450Оптина. Шамордино. Калуга. (2 дня)1750Ярославль1360Годеново. Переславль. Источник1340Паломническая поездка Москва - Оптина пустынь - Дивеево - Владимир - Москва Суздаль10840еКашин1350Владимир. Боголюбово1340Серпухов. Давидова пустынь. Источник1300Колюпаново, источник. Серпухов. Владычний монастырь1340Иосифо Волоцкий монастырь. Спирово. Источник1350Саввино-Сторожевский монастырь. Источник1320Новоиерусалимский монастырь1340Иоанно - Богословский монастырь. Источник. Коломна1340Рязань. Зарайск. Источник1350Егорьевск + Николо-Радовицкий монастырь. Источник1340Крестовоздвиженский монастырь. Шубино. Источник1290Екатерининская пустынь. Чиркино. Источник1290Белопесоцкий монастырь, Серафимо-Знаменский скит, 3 ист.1300Троице-Сергиева Лавра. Скит. Соборование1300Италия. Бари - Рим - Флоренция - Венеция. К мощам свт. Николая1480еФранция. К мощам св. мц. Веры, Надежды, Любови и Софии1440еКрым. Детский лагерь, 18 дней5400еВалаамский монастырьот 4 днейОт 3000Крым. Паломничество и мореот10 дн5300Екатеринбург. Алапаевск. Верхотурье113000

Компания Солвекс (г. Москва) предлагает паломнические туры в Израиль. Стоимость тура представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Паломнические туры от компании «Солвекс»

МаршрутПродолжительность, днейСтоимость, $Израиль8428Израиль14850

Паломнический Центр Московского Патриархата организует различные индивидуальные и групповые паломнические путешествия по святым местам России и зарубежья, как по уже разработанным маршрутам, так и по специальным программам. [4]

У них имеется более 30 однодневных и многодневных программ по святыням Москвы, Подмосковья, других регионов.

Некоторые из них:

Монастыри и чудотворные иконы Москвы;

Троице-Сергиева Лавра - Годеново - Переславль-Залесский;

Оптина пустынь - Шамордино - Тихонова пустынь;

Колюпаново - Серпухов;

Можайск - Звенигород - Н. Иерусалим;

Селигер - Нилова пустынь;

Валаам - Ладога - Санкт-Петербург;

Дивеево - Санаксары;

Муром;

Дивеево - Пушкинские горы - Псков - Печеры.

В каждой паломнической поездке предусмотрено участие в богослужениях, омовение в святых источниках, знакомство с историей посещаемых обителей. В каждую программу входят: транспортное обслуживание, трапеза, проживание, экскурсионное обслуживание

Предложения паломнических туров от Паломнического Центра Московского Патриархата представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Паломнические туры от Паломнического Центра Московского Патриархата

МаршрутПродолжительность, днейСтоимость, руб.Паломническая поездка Боровск - Пафнутиев Боровский монастырь1450Чудотворные иконы Москвы1300Паломническая поездка «Монастыри и Храмы Москвы1300Паломническая поездка «Православные святыни Смоленщины22500Паломническая поездка «По святым местам Калужского края21350Паломническая поездка «Чудотворные иконы Москвы1300Паломническая поездка о. Валаам - Санкт-Петербург53950Рождество Христово на Святой Земле 2006 г. (5-12 января)8870 $Паломническая поездка на Кипр8430 $Паломническая поездка Италия - Бари8770 $Паломнические поездки по святым местам Санкт-Петербургской Епархии22500Паломническая поездка в Грецию8700еПаломническая поездка в Египет8595 $Паломническая поездка на Святую Землю8870 $Паломническая поездка с посещением Святой горы Афон7750 $Паломническая поездка в Турцию9550 $Паломническая поездка Греция-Италия11840еПаломническая поездка Москва - Оптина пустынь - Дивеево - Владимир - Москва10840е

Московская туристическая фирма «Тур-Империя» (Лицензия ТД №0020217), предлагает следующие паломнические туры (таблица 2.9).

Таблица 2.9. - Паломнические туры от компании «Тур-Империя»

МаршрутПродолжительность, днейСтоимость, $Москва - Кемь-Соловки - Москва73500-4900Паломнический тур по Египту8280-1040Тур по трем странам827690-49920Паломнический тур на Кипр7340-650 $

Следует также отметить, что ООО «Сибинтурсервис» не является монооператором. ООО «Файв Сизонс Трэвел» предлагает паломнические туры только в Кипр.

Сравнивая стоимость предлагаемых туров с предложениями российских турфирм, можно отметить, что стоимость туров от ООО «Сибинтурсервис» значительно ниже, чем аналогичные туры от других турфирмы. Так, стоимость паломнических однодневных туров по России колеблется от 130 до 320 руб. на человека. Аналогичные туры от Паломнического Центра Московского Патриархата находятся в пределах от 300 до 2500 руб.

Сравнивая предложения от компании ООО «Файв Сизонс Трэвел» с другими российскими турагенствами, можно отметить, что паломнические туры в Кипр предлагают практически все рассмотренные фирмы. Стоимость семидневных туров от ООО «Файв Сизонс Трэвел» составляет 400 $. Аналогичные туры от ООО «Сибинтурсервис» стоят от 320 $. Московская турфирма «Тур-Империя» предлагает поездки в Кипр за 340-650 $. Стоимость аналогичных поездок в Паломническом Центре Московского Патриархата составляет 430 $ и выше.

Особняком стоят поездки паломников за рубеж.

В настоящее время съездить в такой тур не составляет большого труда, так как рынок изобилует предложениями, главное выбрать направление, а затем фирму.

Порекомендовать можно следующие из них: «ЦКМтур», «Престиж-тур», Афон-тур, «La-france» (фирма специализируется на организации паломнических туров во Франции), «Royal Вояж».

Последняя предоставляет наиболее полный спектр паломнических направлений (Египет, Израиль, Турция, Италия, Ливан, Греция, Кипр). Более того, «Royal Вояж» формирует комбинированные туры (Греция-Италия, Сирия - Ливан, Кипр - Израиль - Египет и т.п.).

Совершить паломничество можно и на борту паломнического судна, заходящего в расположенные вблизи величайших христианских святынь порты Средиземного моря - Ларнаку, Хайфу, Порт-Саид, Бари, Салоники, Стамбул, Неаполь.

Условия, так же как и цены, у большинства операторов достаточно схожие (2-3 звездные отели, завтрак или полупансион). В зависимости от желания, а также возможностей организаторов тура паломники могут останавливаться не только в отелях, но и в монастырях.

Цены на зарубежные паломнические туры колеблются в пределах от $150 до $1000. Поездки на гору Афон обходятся от $200 (2 недели, фирма «Афон»).

тур паломничество туризм религиозный

Заключение

История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества.

В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участии в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

В данной работе выяснилось, что Россия обладает значительным потенциалом развития паломнического туризма. Однако данный потенциал остается нереализованным. по наличию многих причин: неразвитая инфраструктура; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров.

Пристальное внимание в данном исследовании мы уделили анализу работы туристических фирм, паломнических организаций по разработке паломнических туров. Оказалось, что службы при храмах предлагают дешевые туры от однодневных до длительных, стараются сделать поездки как можно более доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. А вот поездки за рубеж оказались более дорогими, но, несмотря на это круглый год совершается паломничество к святыням Греции, Израиля, Кипра, Италии, Турции, Египта.

Удалось провести статистический анализ опросов разных организаций, касающихся темы религии и результаты этих исследований показали, что в России высокий показатель верующих православных, что способствует стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране. А наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке - одна из благоприятных условий такого развития.

В заключении необходимо также отметить, что мы постарались решить поставленные цели и решить основные задачи:

раскрыть сущность и охарактеризовать основные понятия выбранной проблемы;

изучить историю возникновения паломнического туризма;

охарактеризовать основные ресурсы паломнических туров в России; ознакомиться с деятельностью туристических фирм по организации религиозных туров;

выявить перспективы развития паломничества в РФ;

подобрать примерные программы туров в самые популярные места паломничества в России.

Развитие религиозного туризма в России, а если говорить по-православному - паломнических поездок, позволило бы решить целый ряд задач, в числе которых: реализация духовно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурного статуса, увеличение потока «въездного международного туризма», развитие внутреннего духовно-просветительского туризма, поддержание в надлежащем состоянии памятников христианства, истории и культуры.

Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность.

Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должны послужить привлечению большего числа паломников (туристов) к нашей «живой истории».

Библиографический список

1.Бабкин А.В. Специальные виды туризма, изд. Феникс, 2008

2.Баукер Дж. Религии мира. - Лондон, 2001 г.

.Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», [Текст] справочник/ М.Б. Биржаков; СПб.: ОЛБИС, 1997 г.

.Журнал «Вояж»№4, апрель 1998 г.

.Журнал «Православный паломник». - №2 (15) / 2003. - С. 22.

.История религий. В 2-х т. - М., 2005.

.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие - Минск, 1998 г.

.Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. - Спб.: Издательский дом Герда, 2004, стр. 312.

.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник - Москва, 2001 г.

.Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 1999, стр. 186.

11.Коробов П., Петухов С. «РПЦ готова сама проводить внутренне лицензирование»

.Луняев - М.В.: РИК, 2008.

.Миронов А.В.; Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Москва - 1998 г.

15.Монастыри Русской православной церкви. [Текст] Справочник-путеводитель. - М.: изд. Московской патриархии, 2001.)

.Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, учебное пособие / А.Н. Муравьев - М.: «Книга», 1990. - 402 с.

17.Паломнический Центр Московского Патриархата #"justify">18.Российская газета от 05.04.2005. В России быстро растет спрос на паломнический туризм

19.Сенин В.С. Организация международного туризма [Текст] учебное пособие/ В.С. Сенин - М.: 1999.

20.Туристическая газета №4 - 1997 г.

21.Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники: Учебное пособие - Москва; Брянск, 1997 г.

22.Томпсон М. Философия религии. - М., 2001.

23.Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации

24.Христов Т.Т. Религиозный туризм, 2-ое изд., Москва, 2005

25.Чудновский А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006, стр. 175.

26.Чудновский В.Г. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: 2000.

.Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство. - М.: ИКЦ «МарТ» 2005.

Похожие работы на - Религиозный туризм в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!