Специальные работы в структуре строительных работ
ВВЕДЕНИЕ
В современном строительстве помимо многообразия
конструктивных решений, все большую роль играет обеспечение зданий системами,
создающими высокий уровень безопасности, комфорта и энергоэффективности.
Насыщенность современных объектов инженерными системами
различного назначения требует повышенного внимания к технологии устройства
инженерных сетей и сооружений, с ними связанных.
Целью курсового проекта является разработка
оптимальных технологических схем по устройству наружных напорных водопроводных сетей,
выбор типа и числа строительных машин, задействованных на всех этапах
возведения системы водоснабжения; обеспечение требуемого качества и минимальной
стоимости выполнения работ. Процесс курсового проектирования можно разделить на
следующие этапы:
расчетный;
технологический;
оформительский.
Технологическая схема разрабатывается по единой
схеме в соответствии указаниям СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного
производства», а также по «Руководству по разработке и утверждению
технологических карт в строительстве» ЦНИИОМТП, 2004 г.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Технический регламент о безопасности зданий и
сооружений (Федеральный закон №384-ФЗ от 30.12.2009 г.) определяет понятия
сетей и сооружений следующим образом:
сеть инженерно-технического обеспечения -
совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных
для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, входит в систему
инженерно-технического обеспечения;
система инженерно-технического обеспечения -
одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций
водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха,
газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации,
мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций
обеспечения безопасности;
сооружение - результат строительства,
представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему,
имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в
отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для
выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции,
временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Сети и системы инженерно-технического обеспечения
могут входить в состав зданий (внутренние сети и системы);
здание - результат строительства, представляющий
собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части,
включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы
инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или)
деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания
животных.
Инженерные сети имеют нередко большую
протяженность, и на разных участках состав и технология строительных процессов
могут быть различными. Поэтому при проектировании технологии производства работ
следует исходить не только из конструктивных и строительно-технологических
особенностей сетей, но и учитывать условия их строительства, увязку с другими
видами общестроительных и специальных работ.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ В СТРУКТУРЕ
СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение специальных работ по устройству
инженерных сетей согласуется с производством общестроительных работ на всех
стадиях строительства.
Рисунок 1 - Стадии строительства
3. КЛАССИФИКАЦИЯ СЕТЕЙ И СООРУЖЕНИЙ
Классификация инженерных сетей
По назначению: водопровод, теплотрасса,
канализация, газопровод, линия электропередачи, линия связи.
По местоположению: внутренние, наружные,
подземные (кабельные), наземные, надземные (воздушные), плавучие, подводные.
По капитальности: постоянные, временные,
проектируемые, действующие.
По способу прокладки: открытым способом, скрытая
прокладка, закрытым способом (прокол, продавливание, горизонтальное бурение,
щитовая и штольневая проходка)
Сооружения в соответствии с назначением делятся
на:
производственные (подъемники, хранилища, домны,
печи, градирни, газгольдеры, воздухозаборные и дымовые трубы);
транспортные (мосты, путепроводы, эстакады,
причалы, дороги, аэродромы);
складские;
водохозяйственные (водозаборные, водоочистные,
водопропускные, станции перекачки);
гидротехнические (плотины, дамбы, каналы,
шлюзы);
сооружения связи и электропередачи;
трубопроводный транспорт.
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Целью проектирования производства работ является
выбор технологии и организации их выполнения, которые позволят осуществить
возведение объекта в требуемые сроки, при надлежащем качестве и при снижении
себестоимости работ.
Технологическое проектирование является частью
проектной документации, разрабатываемой при строительстве объекта, и включает в
себя:
проект организации строительства (ПОС);
проект производства работ (ППР);
технологические карты на сложные строительные
процессы;
карты трудовых процессов;
технологические схемы выполнения операций.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
РАБОТ
Национальные стандарты и своды правил
разрабатываются на основе Технического регламента о безопасности зданий и
сооружений (Федеральный закон №384-ФЗ от 30.12.2009 г.).
Необходимость проектирования технологии
производства работ регламентирована следующими документами:
Градостроительным кодексом РФ:
«Статья 62. Разрешение на строительство
. Разрешение на строительство - документ,
удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя
объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство,
реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
. Разрешение на строительство выдается в
соответствии с настоящим Кодексом на основании заявлений заинтересованных
физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные
участки, и при наличии утвержденной проектной документации»;
СП 48.13330.2011 Организация строительства:
«Строительство зданий и сооружений выполняется
при наличии разрешения на строительство, полученного в соответствии с
законодательством о градостроительной деятельности».
ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Проект организации строительства (ПОС) является
основной составной частью проекта или технорабочего проекта сооружения. При
двустадийном проектировании последовательно выполняются стадии «проект» и
«рабочая документация»; для отдельных возводимых объектов проектирование может
выполняться в одну стадию, когда разрабатывается «технорабочий проект». ПОС
определяет продолжительность строительства объекта, его стоимость, потребность
в материалах и необходимом оборудовании.
Разрабатывает ПОС генеральная проектная
организация или по ее заказу проектная организация-разработчик строительной
части сооружения. Для крупных и особо сложных объектов с особо ответственными
или новыми несущими и ограждающими конструкциями отдельные разделы ПОС могут
разрабатывать специализированные организации. ПОС должен включать весь комплекс
сооружений на объекте и его разрабатывают на весь период строительства
комплекса.
В состав проекта организации строительства
входят:
. Календарный план производства работ с
указанием сроков и очередности возведения всех зданий и сооружений,
составляющих комплекс, с распределением капитальных вложений и объемов
строительно-монтажных работ по отдельным сооружениям. При строительстве
комплекса дополнительно разрабатывают календарный план на подготовительный
период работ.
. Строительные генеральные планы на
подготовительный и основной периоды строительства (должны быть обозначены все
существующие и возводимые здания и сооружения, подъездные пути, площадки для
складирования и укрупнительной сборки конструкций, бетонный узел, зона для
инвентарного бытового городка, временные и постоянные инженерные сети, типы
монтажных и других механизмов, их расположение и пути перемещения).
. Ведомости объектов (входящих в возводимый
комплекс) монтажных, общестроительных и специализированных работ, с выделением
работ и их объемов по отдельным зданиям и сооружениям, а также по основным
периодам строительства.
. Ведомость потребности в конструкциях,
изделиях, материалах, оборудовании, рассчитанная по укрупненным показателям, на
весь комплекс, или только на его основные сооружения.
. График потребности в основных строительных
машинах и транспортных средствах на весь период строительства.
. График потребности в рабочих основных
строительных специальностей.
. Пояснительная записка с характеристикой
условий строительства, с обоснованием принятых методов производства работ и
предлагаемых сроков возведения всего комплекса сооружений, с распределением
осваиваемых средств по годам и кварталам, с потребностью в рабочих кадрах,
строительных материалах и т. п.
ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Проект производства работ (ППР) разрабатывается
на возведение здания или сооружения в целом, или отдельных его частей, на
выполнение отельных технически сложных строительных работ. ППР разрабатывается
на этапе, непосредственно предшествующем производству работ.
Проект производства работ определяет наиболее
эффективные способы выполнения строительно-монтажных работ с учетом снижения
всех видов затрат, сокращения продолжительности строительства, наиболее полного
использования средств механизации, обеспечения безопасности производства работ.
Разработка ППР - обязанность генеральной
подрядной организации, однако, проект может разрабатываться по их заказу
специализированными монтажными или проектными организациями.
В состав проекта производства работ на
строительство отдельного здания или сооружения входят:
. Календарный план производства работ по объекту
или комплексный сетевой график, в которых устанавливаются последовательность и
сроки выполнения всех работ с максимально возможным их совмещением, нормативное
время работы строительных машин, потребность в трудовых ресурсах и средствах
механизации, работы, поручаемые отдельным бригадам или коллективам, их
количественный и профессиональный состав.
. Строительный генеральный план (включает в себя
границы строительной площадки, виды ее ограждения; постоянные и временные сети
и коммуникации; постоянные и временные дороги; схемы движения транспортных
средств и строительных механизмов; места установки строительных машин и
грузоподъемных механизмов с указанием путей их перемещения и зон действия;
строящиеся и временные здания и сооружения; зоны мойки автотранспорта;
расположение бытовых помещений; пути движения рабочих, проходы в здания и
сооружения; источники электроснабжения и освещения стройплощадки; площадки и
помещения складирования материалов и конструкций; расположение противопожарного
водопровода и гидрантов; площадки укрупнительной сборки конструкций;
контрольно-пропускные пункты охраны).
. Технологические карты и схемы на выполнение
отдельных работ или процессов.
. Графики потребности в рабочих на объекте.
. Графики работы основных строительных машин.
. Решения по производству геодезических работ.
. Решения по технике безопасности.
. Перечень технологического инвентаря и оснастки
для выполнения строительных работ, схемы строповки грузов и конструкций.
. Пояснительная записка, включающая
технико-экономические показатели.
Для строительства сооружений с особо сложными конструкциями
или методами производства работ дополнительно к ППР разрабатываются рабочие
чертежи на специальные вспомогательные сооружения, приспособления, устройства и
технологические решения:
оснастку и приспособления для транспортирования
и монтажа уникального оборудования, конструкций, строительных объемных
элементов;
специальные опалубки (сводов-оболочек, несъемную
и скользящую);
устройства для производства работ по понижению
уровня грунтовых вод, искусственному замораживанию грунтов, закреплению и повышению
несущей способности грунтов (цементации, силикатизации, обжигу и др.);
шпунтовые ограждения котлованов и траншей;
защитные приспособления и мероприятия при
буровзрывных работах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Технологическая карта разрабатывается для отдельного
вида строительных работ и устанавливает способы и последовательность
безопасного выполнения технологических процессов в зависимости от
конструктивно-технологических особенностей возводимого сооружения и местных
условий строительства. На рис. 2 приведена блок-схема разработки
технологической картфы.
Технологическая карта - один из основных
документов проектов производства работ, который содержит комплекс инструктивных
указаний по рациональной организации и технологии строительного процесса,
способствующих повышению производительности труда, улучшению качества и
снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
Технологические карты, входящие в состав ППР,
как правило, разрабатываются на сложные виды работ и работы, выполняемыми
новыми методами. Основное назначение этих карт оказать помощь строителям и
проектировщикам при разработке технологической документации.
Технологическая карта на строительство
водопроводной сети рассматривает следующий состав работ:
механизированная разработка траншей под трубы и котлованов
под колодцы для последующей их засыпки после укладки труб и возведения колодцев
с погрузкой грунта в автосамосвалы для отвозки грунта за пределы строительной
площадки;
ручная разработка грунта, недобранного
экскаватором, в приямках под стыками труб;
устройство основания под днище колодцев;
укладка труб в траншею с устройством стыковых
соединений;
устройство колодцев;
установка задвижек и фасонных частей в колодцах;
частичная засыпка трубопроводов;
предварительные гидравлические испытания;
обратная засыпка вручную в полевых условиях с
послойным трамбованием грунта;
окончательное гидравлическое испытание
трубопровода;
промывка и хлорирование трубопровода;
сдача системы.
Рисунок 2 - Блок-схема составления
технологической карты
Для выполнения простых технологических процессов
составляются карты трудовых процессов.
В настоящем проекте технологическая карта
разработана на организацию и производство работ по укладке трубопровода из
железобетонных труб на раструбных соединениях. Укладка трубопровода
производится в траншеи глубиной от 2 до 3 м с инвентарным креплением. Траншея
разрабатывается механизированным способом в просадочных грунтах 1 категории в
летний период времени. Работы производятся в одну смену, в полевых условиях.
Прокладка водопроводной сети является
комплексным технологическим процессом, который состоит из совокупности простых
технологических процессов (подготовительные и транспортные процессы в данной
работе не рассматриваются):
Механизированная разработка траншей под трубы
экскаватором и котлованов под колодцы с последующей их засыпкой после укладки
труб и возведения колодцев;
Погрузка грунта в автосамосвалы для отвозки их
за пределы строительной площадки;
Ручная разработка грунта, недобранного
экскаватором, в приямках под стыками труб, в местах пересечения траншей с
действующими подземными коммуникациями;