Развитие и перспективы мирового рынка транспортных услуг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие и перспективы мирового рынка транспортных услуг














Курсовая

Развитие и перспективы мирового рынка транспортных услуг

Введение

Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.

Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса.

Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 2,2 трлн. долл. США (6,8% мирового ВВП). От развития международного рынка транспортных услуг зависит развития мировой экономики, поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.

Глава 1. Теоретические вопросы формирования мирового рынка транспортных услуг

.1 Понятия и структура рынка услуг. Транспортные услуги

Под широким термином "международная торговля" можно понимать не только отношения купли продажи товаров, но и услуг. Услуги - это деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме. Мировой рынок <#"justify">.2 Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг. Понятия и классификация международных транспортных операций

Транспорт - совокупность средств, предназначенных для перемещения <#"justify">Глава 2. Перспективы развития мирового рынка транспортных услуг

.1 Динамика и структура мирового рынка транспортных услуг

Автомобильный <#"justify">Современные технологии железных дорог обещают дальнейший рост их значения в будущие годы, так как пользователям транспорта по всему миру требуются более высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.

Железные дороги уже сейчас вышли на межконтинентальный уровень, хотя они и останавливаются у кромки океанов. Они являются важными компонентами глобальной транспортной системы с использованием различных видов транспорта. Они эффективно перемещают гигантские количества товаров и огромное число пассажиров и служат дополнением, позволяющим связывать воедино перевозки по воде, земле и воздуху. Более того, современные технологии железных дорог обещают дальнейший рост их значения в будущие годы, так как пользователям транспорта по всему миру требуются более высокие скорости, надежность, грузоподъемность и эффективность.

В течение XIX в. железнодорожная отрасль развивалась почти исключительно за счет частных компаний, которые консолидировались и объединялись с течением времени. В большинстве стран железные дороги в конечном итоге перешли под контроль национальных или местных правительств и рассматриваются как предприятия общественного пользования. Важным исключением являются Соединенные Штаты, где все грузоперевозчики, кроме самых маленьких, остаются в частном секторе, а пассажирские перевозки осуществляются государственными компаниями, которые получают крупные субсидии от спонсирующих их правительств. В течение последних 20 лет большинство стран предприняли определенные шаги с целью либо приватизировать свои национальные системы железнодорожного транспорта, либо перевести их на коммерческую основу и допустить конкуренцию между частными компаниями, эксплуатирующими государственные железные дороги.

Быстрый рост мировой торговли делает перемещение грузов по железной дороге, в частности грузоперевозки с использованием нескольких видов транспорта, все более привлекательными из-за более дальних рейсов, связанных с международными перевозками, и меньшими затратами на выполнение таких дальних рейсов по железной дороге, чем при перевозках на грузовиках. Между тем, с точки зрения пассажирских перевозок, из-за впечатляющего роста международных авиапутешествий и одновременного увеличения дорожных пробок железные дороги, как местные, так и междугородние, приобретают все большую важность в качестве исполнителя функций сбора и распределения пассажиров при межконтинентальных авиапутешествиях. В то же время высокоскоростные железные дороги рассматриваются как замена авиаперевозок на короткие расстояния, что высвобождает пропускную способность аэропортов для обслуживания межконтинентальных и других дальних рейсов.

В настоящее время железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии товарного рынка страны, в удовлетворении потребности населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы России и большинства стран СНГ. Особая роль железных дорог России определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием внутренних водных путей в главных сообщениях Восток - Запад, прекращением навигации на реках в зимний период, удаленностью размещения основных промышленных и аграрных центров от морских путей. В связи с этим на их долю приходится почти 50% грузооборота и более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Основной сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки.Велико значение железных дорог России в развитии межгосударственных связей со странами СНГ и международных перевозках. После распада СССР к Российской Федерации отошло почти 60% общей железнодорожной сети (87,5 тыс. км.). Но материально-техническая база, в частности ремонтный сервис, локомотиво- и вагоностроение, оказалась разорванной. Густота железнодорожной сети России составляет 0,51 км на 100 км2, что значительно ниже густоты железных дорог не только развитых стран, но и большинства бывших союзных республик СССР (на Украине - 2,76 км, в Белоруссии - 2,77 км, Латвии - 3,6 км, Грузии - 2,2 км, Узбекистане - 0,79 км). Очевидно, что в России необходимо строительство новых железнодорожных линий, особенно для освоения крупных месторождений топлива и сырья на востоке страны.

Технико-экономические особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

·возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов;

·осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);

·универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

·регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;

·возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;

·по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;

·сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Железнодорожный транспорт и далее будет оставаться ведущим видом транспорта страны.Вся сеть российских железных состоит 17 железных дорог: Восточно-Сибирской, Горьковской, Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Калининградской, Красноярской, Куйбышевской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Сахалинской, Свердловской, Северной, Северо-Кавказской, Юго-Восточной и Южно-Уральской железных дорог.

МПС и РАО «РЖД» осуществляют руководство деятельностью нижестоящих структур: отделений дорог и линейных предприятий, локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, связи, электроснабжения и др. Кроме того, отрасль располагает большим числом промышленных, строительных, торговых, научных, проектных, и учебных организаций и предприятий, солидной социальной сферой. В последние годы железные дороги получили большую экономическую самостоятельность, а многие их промышленные и подсобно-вспомогательные предприятия выделились из системы МПС после акционирования и приватизации.

Железнодорожный транспорт разделяется на:

·транспорт общего пользования - транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров, кем бы они ни были предъявлены;

·магистральный, или внешний транспорт осуществляет экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозит пассажиров;

·ведомственный транспорт - транспорт, выполняющий перевозки своего ведомств или предприятия;

·внутрихозяйственный транспорт удовлетворяет в основном технологические нужды производства в пределах отдельных предприятий.

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно <#"justify">Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания "Р&О".Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи.Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час. История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на "Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.

Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии <#"justify">Показатель1985 г.1990 г.1998 г.2001 г.2010 г.(по РСФСР)Прог-нозОбъем перевозки, млн. т Грузооборот, млрд. т км968,8 1954,11097,7 2567,2777,7 1873,2920,0 2123,01050,0 2395,0

Длина эксплуатационных транспортных сетей трубопроводного транспорта приведена в табл. 2.

Основными экспортными трубопроводными системами, построенными на территории бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод мира Дружба длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород длиной 4450 км;

транссибирский нефтепровод Туймазы-Иркутск длиной 3700 км; Союз (от Оренбурга до западной границы страны) общей длиной 2750 км.

Таблица 2Длина эксплуатационных транспортных сетей

Показатель1990 г.1991 г.1995 г.1999 г.(по РСФСР)Длина трубопроводов, тыс.км В том числе: газопроводов нефтепроводов нефтепродуктопроводов210,2 144,0 51,2 15,0213,7 148,6 48,0 15,0208,0 145,0 48,0 15,0212,0 147,5 49,0 16,0

Средняя Азия-Центр длиной около 3000 км; Ямбург-западная граница длиной около 4605 км, построенный на компенсационной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогревом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.

К основным технико-экономическим особенностям и преимуществам трубопроводного транспорта относят: возможность повсеместной прокладки трубопроводов; массовость размеров перекачки; самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном - 80%, на автомобильном - 1600%); полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке; меньшие капитальные первоначальные вложения; независимость от климатических условий, а также отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала. Основной недостаток - узкая специализация по видам грузов.

Главной проблемой в развитии трубопроводного транспорта следует считать дальнейшее увеличение сети трубопроводов для увеличения размеров перекачки и возможности переключения грузопотоков с других видов транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет более 7,3 млн. т-км/км (для сравнения - на железной дороге 16,0 млн т-км/км; на речных путях - 1,8 млн т-км/км).

Необходимо развитие сети газопроводов как единственно возможного, безопасного и экономически выгодного вида транспорта газа.

На 1 км газопровода диаметром 1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед металлургами стоит задача создания особо прочных и тонкостенных труб. Острой является проблема внешней и внутренней коррозии труб из-за химической активности транспортируемого груза. Изоляция внутренних поверхностей повышает пропускную способность на 5-8%, но удорожает общую стоимость труб. В крупных городах проблема коррозии усугубляется блуждающими токами. В стране ежегодно из-за коррозии теряется до 15 млн т стали.

Для улучшения экологической обстановки в районе пролегания трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый поиск неисправностей. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.

Остается сложной проблема уменьшения количества персонала, работающего, как правило, вахтовым методом на промежуточных компрессорных станциях. Для этого продолжаются исследования по широкому внедрению средств автоматизации управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по заданным параметрам, а также вести учет и анализ производственной и экономической деятельности. Решение части проблем на трубопроводном транспорте позволило за последние годы снизить себестоимость перекачки нефти на 15-20%.

Гужевой транспорт. Использование животных <#"justify">2.2 Современные предпосылки развития мирового рынка транспортных услуг

Масштабы мировой торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание транснациональных компаний предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Мировой транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирного Банка, емкость мирового рынка транспортных услуг оценивается более чем в 2 200 млрд. долларов США.

Рынок транспортных услуг считается самостоятельной сферой мировой экономики. В соответствии с принятой классификацией, к основным сегментам данного рынка относятся: грузоперевозки, управленческие, логистические и экспедиционные услуги. В качестве основных факторов, способствующих дальнейшему развитию рынка транспортных услуг, выступает рост объема товарооборота и конкуренция между производителями товаров. Благодаря вступлению КНР во всемирную торговую организацию и дальнейшее расширение европейского союза, мировая торговля получила мощный импульс, который непосредственным образом повлиял на увеличение объемов рынка транспортных услуг. Новые транспортные коридоры между Европой и Азией привели к значительному росту входящих и выходящих грузопотоков.

В настоящее время мировой рынок транспортных услуг включает в себя следующих участников, тесно взаимодействующих между собой:

·заказчиков транспортных услуг - это владельцы, отправители и получатели грузов;

·экспедиторов грузов, принимающих непосредственное участие в создании логистической цепочки по доставке грузов;

·грузоперевозчиков - они являются главными участниками рынка транспортных услуг. К ним относятся железные дороги, морские и речные пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и компании.

Отличительная особенность мирового рынка транспортных услуг - высокая конкуренция между грузовыми, логистическими и экспедиторскими компаниями. Благодаря конкуренции качество транспортных услуг держится на высоком уровне. Каждая фирма или компания, вовлечённая в сферу международных грузоперевозок, дорожит своими постоянными клиентами и старается привлечь дополнительных. Важным слагаемым для этого является безупречное предоставление транспортных услуг: профессиональное обслуживание, привлекательные условия для клиентов; система скидок и дисконтов, гарантии и страховки - все это вместе взятое способствует созданию доверительных отношений и направлено на долгосрочное сотрудничество.

Эффективно функционирующий мировой рынок транспортных услуг <#"justify">Заключение

Ни одну внешнеторговую сделку невозможно представить без участия в ней транспорта - в любом случае товар необходимо доставить от продавца к покупателю.

Транспортная услуга - услуга по выполнению договора перевозки людей и грузов. При осуществлении внешнеторговых перевозок автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе). Железнодорожный транспорт также имеет серьезные преимущества: во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров; во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок; в-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость перевозок и высокую безопасность доставки грузов.

Морской транспорт является основным средством перевозки внешнеторговых грузов. На морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: трамповое судоходство, при котором работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон; линейное судоходство, т. е. форма регулирования судоходства, обслуживающая направление перевозок, с устойчивым пассажиро- и грузопотоками и предусматривающая организацию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой по тарифу. Характерным признаком линии является постоянство оборота судов на основании существующего расписания. Перед другими видами транспорта авиационный имеет следующие преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям.

Масштабы мировой торговли, которые мы наблюдаем сегодня, а также повсеместное создание транснациональных компаний предполагают быстрое перемещение товаров и ресурсов между различными странами. Мировой транспортный комплекс, связывая производителей с потребителями товаров и сырья, обеспечивает эффективное функционирование рыночной экономики. Например, по статистическим данным Всемирного Банка, емкость мирового рынка транспортных услуг оценивается более чем в 2 200 млрд. долларов США.


Список литературы

1. http://www.infousa.ru/economy/ijee1000.htm Том 5 Электронный журнал Государственного департамента США № 3 октябрь 2000 г. Международный транспорт

. http://www.bizeducation.ru/library/log/trans/8/fomichev.htm Фомичев В.И. Международная торговля

. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. - М.: МП "Сувенер", 2003.

. Железнодорожный транспорт // Общетранспортные вопросы и экономика. - 2011. - Вып.1 - 5.

. Плужников К.И. Международный транспортный рынок // Бюллетень транспортной информации. - 1998. - № 2.

. Федоров Л. С, Федина Т.В. Управление и регулирование на транспорте. - М.: ГУУ, 2009.

. Громов Н.Н., Усков Н.С., Персианов В.А. Менеджмент на транспорте. - Академия, 2003

. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 г. М., 2005 (www.mintrans.ru).

. http://www.motustrans.ru/article/191/

. http://revolution.allbest.ru/transport/00082767_1.html.

Похожие работы на - Развитие и перспективы мирового рынка транспортных услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!