обеспечение расширенного ВМСБ энергоносителей, прежде всего нефти и газа. [6]
2.Функции государственных органов, регулирующих ТЭК
Топливно-энергетический комплекс является не самодовлеющей величиной, а, естественно, пусть важнейшей, но лишь структурной составляющей экономики и инфраструктуры страны. Одним из ключевых вопросов экономической политики должно являться создание целостной системы управления государственным имуществом, с четким определением границ государственной собственности, исходя из целей обеспечения национальной безопасности и задач государственного регулирования экономики. А также обеспечение конкурентоспособности государственного сектора экономики как основы реализации программ ускоренной модернизации национального капитала в целом. Следующий шаг - законодательное закрепление механизмов и ряда процедур управления госсобственностью и пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, в том числе установление ответственности управляющих за финансовое положение предприятий и поступление части прибыли в доход федерального бюджета. [7]
Правительство Российской Федерации осуществляет следующие функции по регулированию ТЭК:
определение основных направлений развития электроэнергетической отрасли (структурная и инвестиционная политика);
определение основ ценовой политики;
определение основ экспортно-импортной политики, инвестиционного сотрудничества;
определение основных положений о лицензировании отдельных видов деятельности;
управление федеральной собственностью.
К функциям Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго) относятся:
выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере топливно-энергетического комплекса;
осуществление функций федерального органа по техническому регулированию;
осуществление правового регулирования в сфере ТЭК;
координация и контроль деятельности Федерального агентства по энергетике, Федерального агентства по промышленности.
Минпромэнерго в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.[8]
Федеральное агентство по энергетике (ФАЭ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов, находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
ФАЭ не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ) является косвенным регулятором и оказывает воздействие на отрасль в целом и отдельных ее субъектов при подготовке программ и планов государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации, утверждаемых Президентом или Правительством Российской Федерации.
МЭРТ не осуществляет непосредственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, за исключением случаев принятия решений, связанных с контролем за соблюдением экспортных правил (при экспортировании электрической энергии).
МЭРТ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в деятельности субъектов естественных монополий.
ФАС не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ) является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
ФСТ не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.[8]
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах энергетики.
Федеральное агентство атомной энергетики (ФААЭ) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по проведению государственной политики в сфере атомной энергетики,
нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере атомной энергетики,
управлению государственным имуществом в сфере использования атомной энергии,
развития и безопасного функционирования атомной энергетики.[8]
3.Регулирование энергосбережения
Принцип энергосбережения является основой энергетической политики и ее правового регулирования. Более того, энергосбережение - это еще и рост доходов бюджетов: снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции повышение конкурентоспособности организаций и соответственно расширение налогооблагаемой (бюджетоформирующей) базы региональной экономики.
В числе приоритетов энергетической стратегии России можно назвать снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.
Основы формирования нормативно-правовой базы энергосбережения были заложены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.95 г. № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года». Согласно Указу энергосбережение было определено в качестве одного из основных направлений развития топливно-энергетического комплекса России, а проблема повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, перевод экономики на энергосберегающий путь поставлены во главу угла энергетической политики России.
Сегодня основу нормативно-правовой базы энергосбережения составляет Федеральный закон от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» (с изменениями от 05.04.03 г.). Данный закон впервые легитимно определил содержание понятия «энергосбережения».
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.[9]
В Федеральном законе «Об энергосбережении» также определяется понятие энергосберегающей политики государства. Это правовое, организационное и финансово-экономическое регулирование деятельности в области энергосбережения. То есть, государство регулирует деятельность в сфере энергосбережения путем правового, организационного и финансово-экономического воздействия.
Анализ инструментов воздействия, с помощью которых государство может регулировать отношения в этой сфере показывает, что нормативно-правовая база для их использования в целом имеется, правовые предпосылки для реализации государственной политики в сфере энергосбережения в настоящий момент созданы.
Правовое государственное регулирование энергосбережения выражается в закреплении в нормативных правовых актах:
1) основополагающих понятий, таких, как энергосбережение, эффективное использование энергетических ресурсов, рациональное энергопотребление и т.д.;
) роли государства в решении проблемы энергосбережения;
) основных направлений реализации энергосбережения;
) системы органов управления энергосбережением;
) методов стимулирования, поощрения и наказания.
Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, определяющих границы применения финансово-экономических механизмов, стандартов и сертификации, обязательность проведения на предприятиях энергетических обследований для оценки использования топливно-энергетических ресурсов.[9]
В Федеральном законе от 14.04.95 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (с изменениями от 30.12.04 г.) определены принципы государственного регулирования тарифов. Во исполнение вышеуказанного Закона начали действовать Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, которые решают задачи государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях соответственно. Главной задачей действующей тарифной политики является утверждение экономически выгодных тарифов для потребителей, которые способствовали бы хозяйственному развитию предприятий в условиях рынка. Государственное регулирование тарифов на потребляемую энергию должно быть объективным, однозначным, бесспорным и прогнозируемым. Следует обратить особое внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 2 названного Федерального закона предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Эти предельные уровни тарифов могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Данная норма Федерального закона должна неукоснительно выполняться.
При этом регулирование экономических отношений между производителями и потребителями энергии должно осуществляться путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики. Руководители всех уровней должны знать перспективу повышения тарифов для построения энергосберегающих планов предприятий.
На региональном уровне также принимается ряд мер, например:
утверждаются региональные законы об энергосбережении и концепции обеспечения энергетической безопасности;
принимаются программы использования местных, нетрадиционных и возобновляемых видов ТЭР;
создаются специализированные государственные предприятия;
создаются региональные фонды.[9]
4.Топливно-энергетический баланс (ТЭБ)
топливный энергетический баланс
Развитие хозяйства связано с непрерывным ростом ТЭК при одновременном проведении жесткой политики энергосбережения. Чтобы учитывать пропорции в добыче различных видов топлива, производстве энергии и распределении их между различными потребителями, используют соотношение добычи различных видов топлива и выработки энергии (приход) и использовании их в экономике (расход) (ТЭБ).
Энергия, получаемая при сжигании разного топлива, неодинакова, поэтому для сравнения разных видов топлива его переводят в так называемое условное топливо, теплота сгорания 1 кг которого равна 7 тыс. ккал. Так, если 1 т каменного угля приравнивается к 1 т условного топлива, то 1 т нефти - к 1,5 т условного топлива, а 1 т торфа - к 0,5 т условного топлива.
ТЭБ увязывает в единое целое частные балансы различных видов топлива и энергии, дает характеристику общего объема и структуры их добычи (производства), распределения и использования.
Расчетный топливно-энергетический баланс представляет собой аналитическую таблицу, содержащую перечень видов топливно-энергетических ресурсов и основные показатели, характеризующие источники формирования ресурсов и направления их использования.
Этот баланс, несмотря на ограниченные размеры, в основных чертах повторяет сводный отчетный ТЭБ страны, содержит все основные показатели его, но имеет меньшую степень детализации и ряд отличий.
Например, в расчетном балансе:
в разделе "Природное топливо" строка "Уголь-всего" раскрывается двумя позициями: "Уголь каменный" и "Уголь бурый", а в отчетном ТЭБе эти данные, кроме того, детализируются по бассейнам и месторождениям;
в разделе "Продукты переработки топлива" агрегированные группы энергоресурсов "Прочие продукты переработки твердого природного топлива " и "Прочие продукты переработки природного и попутного газа" представлены одним показателем, а в отчетном ТЭБе, эти группы ТЭР представлены отдельными балансовыми строками;
в разделе "Ресурсы" добыча (производство) ТЭР представлены как в валовом выпуске, так и товарной продукцией, а в отчетном ТЭБе - в валовом выпуске;
в разделах "Ресурсы" и "Распределение" сводные показатели представлены в двух итоговых строках: "Баланс первичных топливно-энергетических ресурсов" и "Баланс котельно-печного топлива", а в отчетном ТЭБе эти балансовые строки не расcчитываются.
Номенклатура ТЭР, учитываемая в расчетном балансе, значительно сокращена по сравнению со сводным отчетным ТЭБом.[10]
Схема расчетного ТЭБа, представленная ниже, отражает процесс формирования ресурсов отдельных видов топлива и энергии и их использование по основным целевым направлениям.. РЕСУРСЫ - всего
. Добыча (производство) - всего
в том числе:
.1. Добыча (производство) без потерь
. Изменение запасов
.1. у поставщиков
.2. у потребителей
. Импорт-всего
в том числе:
из ближнего зарубежья
из дальнего зарубежья
. Прочие поступления и перечисления из других видов топлива
. Перечисления в другие виды топлива. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - всего
в том числе:
. Потреблено в народном хозяйстве - всего
в том числе израсходовано:
.1. на преобразование в другие виды энергии
.2. в качестве сырья
.2.1. на переработку в другие виды топлива
.2.2. на производство химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции
.3. в качестве материала на нетопливные нужды
.4. непосредственно в качестве топлива или энергии
. Экспорт
в том числе:
в ближнее зарубежье
в дальнее зарубежье
. Накопление запасов и резерва у потребителей
. Потери на стадии потребления.
Расчетный ТЭБ разрабатывается как совокупность балансов отдельных видов топлива и энергии, которые сгруппированы в шесть основных групп.
В первую группу "Природное топливо" включены такие виды топлива, как уголь каменный и бурый, газ природный и нефтяной, нефть с газовым конденсатом, торф топливный, сланцы горючие, дрова для отопления, прочие виды природного топлива.[10]
Ко второй группе "Природные энергетические ресурсы" относятся: гидроэнергия, атомная и геотермальная энергия, учитываемые по количеству выработанной на их базе электро- и теплоэнергии.
Третья группа "Продукты переработки топлива" является самой большой и состоит из 25 наименований топливных ресурсов.
Топливно-энергетические ресурсы, составляющие эту группу, выделены в 3 подраздела.
Подраздел "А" охватывает номенклатуру ТЭР, используемых в качестве котельно-печного топлива (мазут топочный и флотский, топливо печное бытовое, керосин для технических целей, керосин осветительный, газ горючий искусственный коксовый, газ нефтеперерабатывающих заводов сухой, газ сжиженный и т.д.) [10]
В подразделе "Б" отражены энергоресурсы, используемые как моторные топлива - это дизельное топливо, топливо газотурбинное, топливо моторное, бензин автомобильный, авиационный, топливо для реактивных двигателей, котельно-печное топливо, израсходованное как моторное топливо.
В подразделе "В" дается характеристика по группе "Прочие нефтепродукты" куда входят кокс нефтяной, бензин газовый нестабильный и стабильный, широкая фракция стабилизации нефти.
В четвертой группе "Горючие (топливные) побочные энергоресурсы" объединены продукты комплексной переработки энергоресурсов в различных технологических процессах. Сюда входят побочные горючие газы плавильных печей, горючие отходы технологических процессов производства.
Пятую и шестую группу представляют, соответственно, "Электроэнергия" и "Теплоэнергия".
Все показатели расчетного баланса приводятся как в натуральном (физическом) выражении, так и в пересчете в условное топливо. Пересчет в условное топливо необходим при сопоставлении различных видов топлива, сравнительной оценке эффективности их использования в различных производственных процессах, определении расходов ТЭР на производство различных видов продукции. Все виды натурального топлива пересчитываются в условное, как правило, по их фактическим калорийным эквивалентам, определенным как отношение низшей теплотворной способности рабочего топлива данного вида к теплотворной способности 1кг условного топлива, т.е.7000 ккал/кг. Перевод натурального топлива в условное определяется путем умножения количества натурального топлива на соответствующий калорийный эквивалент.[10]
Электроэнергия и теплоэнергия пересчитываются в условное топливо по среднему уровню фактического расхода топлива на отпущенные 1 кВт.ч электроэнергии и 1 Гкал теплоэнергии. Гидроэнергия, атомная и геотермальная энергия учитываются в балансе по количеству выработанной на их базе электроэнергии и теплоэнергии и отпущенной потребителям с аналогичным пересчетом их в условное топливо (как электроэнергия и теплоэнергия).
В разделе "Ресурсы" баланса содержится перечень статей, характеризующих источники формирования ТЭР, а именно: добыча (производство) - всего; добыча (производство) без потерь; запасы на начало года у поставщиков; запасы на конец года у поставщиков; изменение запасов у поставщиков: вовлечение (+), отложение (-); запасы на начало года у потребителей; запасы на конец года у потребителей; изменение запасов у потребителей: вовлечение (+), отложение (-); импорт, включающий поставки ТЭР из ближнего (страны СНГ) и дальнего зарубежья (статья расшифровывается в приложении к балансу); прочие поступления и перечисления из других видов топлива; перечисления в другие виды топлива (-); итоговые данные о наличии энергоресурсов, которые определяются как сумма отдельных показателей ресурсной части баланса.
В разделе "Распределение" отражены : поставка топлива и энергии на экспорт, где учитываются поставки топлива как в ближнее (страны СНГ), так и дальнее зарубежье (статья расшифровывается в приложении к балансу); накопление запасов топлива у потребителей и резерва; общее потребление ТЭР в народном хозяйстве, которое, в свою очередь, подразделяется на целевые направления их использования, а именно: расход топлива и энергии на преобразование в другие виды энергии (электрическую и тепловую энергию), расход топлива в качестве сырья на переработку в другии виды топлива (эти целевые направления использования расшифровываются в приложениях к балансу), расход топлива в качестве сырья на производство химической, нефтехимической и другой нетопливной продукции, расход топлива в качестве материала на нетопливные нужды, расход непосредственно в качестве топлива или энергии - всего, в том числе: потребление в отдельных отраслях народного хозяйства, отраслях промышленности и отдельных видах транспорта, а также на коммунально-бытовые нужды населением. Кроме того, учитываются потери топлива на стадии потребления (включая потери при хранении и транспортировке), а для электроэнергии и теплоэнергии - в сетях общего пользования.
Балансы отдельных видов ТЭР формируются путем достижения равенства ресурсной и распределительной части.
Информационной базой расчетного ТЭБа служат фактические данные ежегодных статистических отчетов о производстве, потреблении, экспорте, импорте, состоянии запасов и потерь ТЭР, разрабатываемых Госкомстатом России, и ряд расчетных данных.[10]
Методика расчетного ТЭБа обеспечивает возможность формирования ежегодного ТЭБа России по системе показателей, характеризующих основные направления производства и потребления ТЭР, исходя из требований отечественной экономической практики, а также пересчет показателей ТЭБа в соответствии с требованиями международных статистических стандартов.
Методические расхождения в формировании схемы и структуры баланса, системы показателей и методов их расчета по методологии ООН от принятых в отечественной практике заключаются в разном подходе к агрегированию видов ТЭР, к иному выделению стадий потребления.
В мировой практике разработки ТЭБа используется 17 позиций, где учитываются либо отдельные виды энергоресурсов, либо агрегированные группы. В отечественной практике принята очень широкая номенклатура - примерно 100 наименований (с учетом угля по бассейнам и месторождениям добычи) в отчетном ТЭБе и 37 видов ТЭР в ежегодном расчетном балансе.
Топливно-энергетический баланс, сформированный по методологии ООН, балансируется не по разделам "Ресурсы" и "Распределение" (как принято в отечественной методологии), а по итоговым статьям: "Валовое потребление первичной энергии и ее эквивалентов", "Преобразованная энергия", "Конечное потребление".
Общий расход ТЭР рассчитывается в международных единицах энергии - тераджоулях.
В Госкомстате России разработаны ключи перехода от расчета показателей ТЭБа по отечественной методологии к методам расчета, учитывающим требования международной практики.[10]
Заключение
Топливно-энергетический комплекс играет огромную роль в хозяйстве. Снабжая топливом и электроэнергией все отрасли, он обеспечивает развитие хозяйства. Продукция ТЭК в настоящее время - основная статья экспорта России. В состав ТЭК входят отрасли по добыче и переработке различных видов топлива (топливная промышленность) и электроэнергетика (производство, транспортировка и распределение электроэнергии).
Одним из ключевых вопросов экономической политики должно являться создание целостной системы управления государственным имуществом, с четким определением границ государственной собственности, исходя из целей обеспечения национальной безопасности и задач государственного регулирования экономики. А также обеспечение конкурентоспособности государственного сектора экономики как основы реализации программ ускоренной модернизации национального капитала в целом. Следующий шаг - законодательное закрепление механизмов и ряда процедур управления госсобственностью и пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, в том числе установление ответственности управляющих за финансовое положение предприятий и поступление части прибыли в доход федерального бюджета. [7]
Принцип энергосбережения является основой энергетической политики и ее правового регулирования. Более того, энергосбережение - это еще и рост доходов бюджетов: снижение энергозатрат на единицу выпускаемой продукции повышение конкурентоспособности организаций и соответственно расширение налогооблагаемой (бюджетоформирующей) базы региональной экономики.
В числе приоритетов энергетической стратегии России можно назвать снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК.
Развитие хозяйства связано с непрерывным ростом ТЭК при одновременном проведении жесткой политики энергосбережения. Чтобы учитывать пропорции в добыче различных видов топлива, производстве энергии и распределении их между различными потребителями, используют соотношение добычи различных видов топлива и выработки энергии и использовании их в экономике (ТЭБ).
Список использованной литературы
1. Банков, Н.М., Безмелышцына, Г.А., Гринкевич, Р.Н. Перспективы развития мировой энергетики до 2030г. // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 5 - С. 19-30
5.Мазин, А.В. Ресурсы и конфликты // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 8 - С. 3-9
6.Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - С. 113-125
7.Сергеев,П.А. Проблемы мировой энергетической безопасности. // Мировая экономика и международные отношения.- 2007. - № 12 - С 15-24
5. Экономика предприятий энергетического комплекса: Учеб. для вузов/
В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003.
6. <http://www.geoinform.ru/?an=mrr0506a>
. <http://www.rusoil.ru/opinions/o22.12.06_7.html>
. <http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=649>
. <http://74.125.77.132/search>
. <http://www.gks.ru/scripts/free/1c.exe?XXXX10F.4.8.3.1/000410R>