Экономика России: вызовы, проблемы, решения

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,81 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика России: вызовы, проблемы, решения






Экономика России: вызовы, проблемы, решения

1. Интеграция инвестиционных процессов в Субъекте Федерации

Научная задача интеграции инвестиционных процессов в Субъекте Федерации актуальна в настоящее время по нескольким причинам:

Во-первых, в условиях экономического кризиса наблюдается существенный дефицит частных инвестиционных ресурсов. При этом инвестиционные потребности хозяйствующих субъектов не уменьшаются, а в отдельных случаях и увеличиваются. В данной ситуации основная нагрузка по ресурсному обеспечению инвестиционных процессов ложится на органы государственной власти и на их бюджеты. То есть, изменения ресурсной базы инвестиционных процессов приводит к необходимости трансформации экономических отношений, возникающих между его субъектами.

Во-вторых, сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация, при которой основную роль в развитии экономики на макроуровне играет государство, предполагает, что для получения права распоряжения большей частью инвестиционных доходов органы государственной власти должны играть более активную роль в инвестиционных процессах не только как регуляторы, но и как инвесторы. Процесс инвестирования может осуществляться государством через различные механизмы и институты. В этой связи, возникает задача упорядочивания взаимоотношений между государством как гарантом стабильности инвестиционных процессов и отдельными государственными институтами, выступающими в роли активных инвесторов.

В-третьих, поскольку Субъект Федерации в складывающейся обстановке является доминирующим инвестором, он нуждается в том, чтобы иметь в своем распоряжении устойчивый механизм оценки эффективности своей деятельности. Данная задача важна также еще и потому, что существует разница ставок привлечения и размещения инвестиционных ресурсов. Именно за счет этой разницы осуществляется покрытие издержек Субъекта Федерации по интеграции и регулированию инвестиционных процессов. Поэтому определение разницы ставок становится предметом балансирования между избыточной доходностью и дефицитом ресурсного обеспечения деятельности.

В-четвертых, инвестиционные процессы как совокупность экономических отношений всегда представляет собой сложную систему взаимосвязей между субъектами и объектами инвестиций. Сложность системы подразумевает наличие неопределенности, которая, в свою очередь, является источником рисков. В этой связи, Субъект Федерации как представитель государственной власти в инвестиционных процессах должен предусматривать комплекс специализированных мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий и угроз по отношению к другим участникам инвестиционных процессов. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности научной проблематики интеграции инвестиционных процессов в Субъекте Федерации в современной экономики России.

Автором на основе анализа различных экспертных мнений по определению инвестиционного процесса выявлено, что инвестиционный процесс представляет собой непрерывную совокупность действий по размещению ресурсов в инвестиционные ценности для извлечения дополнительного дохода. Инвестиционный процесс в Субъекте Федерации имеет ряд отличительных свойств, что позволяет конкретизировать его субъектный состав и систему внутренних взаимосвязей. Для конкретизации понятия «инвестиционный процесс» можно использовать несколько подходов:

ü процессный;

ü  финансовый;

ü  субъектный.

В соответствии с процессным подходом инвестиционный процесс является вспомогательным бизнес-процессом в системе процессов СФ. Данный вспомогательный процесс позволяет решать основные социально-экономические задачи региона за счет предоставления финансирования для развития, во-первых, экономических субъектов региона, во-вторых, отношений между ними. В рамках финансового подхода автором установлено, что инвестиционный процесс является процессом перераспределения временно свободных ресурсов для получения их владельцами (в том числе, СФ) дополнительного дохода, не связанного с основной деятельностью.

Субъектный подход оценивает инвестиционный процесс с точки зрения его участников и взаимоотношений между ними. Инвестиционный процесс в Субъекте Федерации является системой: в нем всегда участвует субъект (инвестор, которым может быть как сам Субъект Федерации, так и различные социально-экономические институты), объект (объект инвестиций, в зависимости от сущности может быть материальным и нематериальным), связь между ними (размещение ресурсов с целью приобретения новых свойств) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда региона). При этом вся совокупность связей между инвесторами и объектами инвестиций является системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое.

Поскольку инвестиции делятся на реальные (приобретаются материальные активы), финансовые (приобретаются нематериальные активы или объекты тезаврации), инвестиции в человеческий капитал (приобретаются новые знания), то все действия, связанные с размещением ресурсов в этих объектах, являются элементами инвестиционной деятельности, т.е. входят в инвестиционный процесс. Частным случаем инвестиционного процесса является инвестиционный проект. Процесс реализации всей совокупности инвестиционных проектов (реальных, финансовых, в человеческий капитал), реализуемых на территории СФ, составляет инвестиционный процесс.

Таким образом, можно утверждать, что инвестиционный процесс представляет собой специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования. Под инвестиционной средой понимается социально-экономическая среда СФ как множественная сфера деятельности, преимущественно определяющая специфику и предметное содержание инвестиционного процесса на региональном уровне.

Инвестиционный процесс как вспомогательный процесс включен в пространство экономических отношений в масштабах конкретного экономического района.

Основными движущими силами инвестиционного процесса являются: желание получить дополнительный доход; возможность приобретения дополнительного имущества; необходимость актуализации материально-технической базы; требования конкурентной борьбы. Инвестиционный процесс можно представить как последовательность действий инвестора по получению дополнительного дохода в результате адаптации идей к условиям функционирования в конкретной сфере деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Логическая модель инвестиционного процесса в Субъекте Федерации

В настоящее время инвестиции преимущественно классифицируются по объектному составу (таблица 1). Автором предложена многопараметрическая классификация инвестиций по нескольким признакам:

ü по направлениям (отрасли, отдельные субъекты, регион);

ü  по источникам (внешние - внутренние; государственные - частные; распределенные - концентрированные);

ü  по охвату (локальные - общие);

ü  по инвестируемому активу (финансы; знания; имущество);

ü  по форме получаемого дохода (прирост объема; прирост эффективности; прирост качества; прирост конкурентоспособности).

Таблица 1 - Структура инвестиций в нефинансовые активы

Годы

Инвестиции в нефинансовые активы - всего

в том числе, в% к итогу



инвестиции в основной капитал

инвестиции в нематериальные активы

инвестиции в другие нефинансовые активы

затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

2000

100

98,4

1,5

0,1

-

2001

100

99,1

0,7

0,2

-

2002

100

98,6

0,5

0,9

-

2003

100

98,9

0,5

0,6

-

2004

100

99,1

0,4

0,5

-

2005

100

98,2

0,8

0,7

0,3

2006

98,7

0,6

0,4

0,3

2007

100

98,8

0,5

0,4

0,3


В результате анализа структуры инвестиций автором сделан вывод о том, что отечественная экономика до настоящего времени является экономикой машинного производства, в которой главную роль играют материальные активы. С одной стороны, данная ситуация свидетельствует о высоком износе оборудования и необходимости его обновления, с другой стороны, низкий удельный вес инвестиций в НИОКР и нематериальные активы свидетельствуют о существенной недооценке их реальной рыночной стоимости. Такое положение характерно для развивающихся экономик.

В качестве главной цели управления, основанного на стоимости, рассматривается максимизация стоимости компании. В рамках предлагаемого подхода обоснована необходимость внедрения в Субъекте Федерации стоимостного подхода к повышению эффективности инвестиционного процесса.

По мнению автора, повышение эффективности инвестиционного процесса осуществляется с учетом повышения добавленной стоимости региональной экономики в результате инвестиций. В результате повышения эффективности изменяется подход к оценке, и главным критерием становится добавленная стоимость инвестиционного процесса (VIP - Value of Investment Process). То есть представляет собой ориентированную на будущее совокупность инвестиционных проектов в СФ, нацеленную на максимальный рост бюджетной эффективности с вовлечением в систему принятия решений инвесторов в рамках инвестиционного процесса.

Таким образом, предлагаемая концепция VIP может быть определена как концепция построения экономического механизма, способствующего идентификации процессов и реализации мероприятий по повышению эффективности инвестиционного процесса для обеспечения постоянного роста бюджетной эффективности инвестиционного процесса, устранению стоимостных разрывов между его реальной стоимостью и количественной оценкой бюджетной эффективности. В основе этой концепции лежит стоимостной анализ эффективности инвестиционного процесса на уровне Субъекта Федерации. Этот процесс цикличен и схематично представлен на рисунке 2. Начальным этапом предложенного цикла является стоимостной анализ инвестиционного процесса, ориентированный на повышение бюджетной эффективности Субъекта Федерации.

Прежде всего, сопоставляются реальные инвестиционные потребности с величиной инвестиционных ресурсов. На основании результатов сопоставления определяются возможности и условия повышения бюджетной эффективности, разрабатывается стратегия, утверждаются варианты повышения эффективности инвестиционного процесса, направленные на повышение бюджетной эффективности СФ. Этот этап на рисунке условно обозначен «Стратегия».

Бюджетная эффективность СФ и утвержденные целевые показатели инвестиционного процесса служат в качестве долгосрочных ориентиров для всех инвесторов, а руководству СФ позволяют оценить направления повышения эффективности инвестиционного процесса. Если повышение эффективности инвестиционного процесса осуществляется правильно, то бюджетная эффективность СФ возрастает, а инвесторы действительно повышают результативность инвестиционного процесса. На схеме этот этап обозначен как «Процессы».

Рисунок 2 - Использование концепции VIP в процессе повышения эффективности инвестиционного процесса в Субъекте Федерации

Наряду с указанными элементами предлагаемой концепции на рисунке обозначен этап «Связи», означающий, что все инвесторы, несмотря на их принадлежность к конкретной отрасли, взаимодействовали между собой и с рынком. Тогда влияние нематериальных активов на эффективность возрастает, т. к. об изменениях узнают не только инвесторы, но и другие участники рынка капиталов. Указанные связи оказывают непосредственное влияние на уменьшение разрыва между реальной инвестиционной потребностью и объемом инвестиционных ресурсов.

Для того чтобы реализуемый в СФ инвестиционный процесс функционировал успешно, а изменения носили долгосрочный характер, для всех инвесторов целесообразно установить четкую взаимосвязь между размером капитализации рынка, объемами инвестиций и доходностью на инвестированный капитал. Без эффективно действующей системы стимулирования реализация стратегии невозможна, поэтому этап «Стимулирование» возвращается в рамках цикла к этапу «Стратегия».

Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что Субъекты Федерации, использующие стоимостной принцип повышения эффективности инвестиционного процесса, вынуждены полностью менять систему организации экономических взаимоотношений. В связи с этим, автором проведен анализ отличий традиционного подхода к управлению инвестиционным процессом от стоимостного подхода (таблица 2). Из приведенной таблицы видно, что в Субъектах Федерации, использующих концепцию VIP, основная цель управления заключается в упорядочивании и координации всех элементов инвестиционного процесса. По мнению автора, если СФ внедряет принципы VIP, то он имеет преимущество при реализации инвестиционной стратегии, т.к. получает в свое распоряжение количественный критерий эффективности инвестиционного процесса.

Таблица 2 - Особенности организации управления инвестиционным процессом в Субъекте Федерации на основе различных подходов

Традиционный подход

Стоимостной подход

 

Распределение ресурсов по субъектам

Распределение ресурсов по инвестиционным проектам

 

Годовое планирование бюджета

Преобладание стратегического планирования процессов

Руководство СФ имеет ограниченный доступ к информации

Участники инвестиционного процесса располагают всей необходимой информацией

Возможности сокращения ресурсов неизвестны или игнорируются

Возможности повышения бюджетной эффективности идентифицируются и реализуются

Система стимулирования инвесторов не привязана к результатам

Система стимулирования инвесторов привязана к бюджетной эффективности

Возможна частичная несогласованность между реализуемыми проектами

Цели инвесторов увязаны со стратегией повышения бюджетной эффективности


2. Дифференцированный подход в части управления недвижимостью промышленной корпорации


В зависимости от степени полезности конкретного объекта недвижимости или их совокупности можно использовать один из подходов к управлению. Мы предлагаем использовать дифференцированный подход. Данный подход используется при рассмотрении недвижимости промышленной корпорации как совокупности отдельных объектов, требующих самостоятельного управления. Данный подход может использоваться, например, когда корпорация владеет несколькими крупными помещениями, имеющими самостоятельную ценность;

Сущность дифференцированного подхода основывается на рассмотрении любого объекта недвижимости как самостоятельного объекта управления, являющегося, однако, структурной составляющей имущественного комплекса корпорации. То есть, к каждому объекту недвижимости могут быть применены основные принципы дифференцированного управления, такие как принцип Парето, а также принцип важности объекта. Рассмотрим сущность указанных принципов дифференцированного подхода подробнее.

. Принцип Парето, идея которого применительно к управлению недвижимостью в том, что всего лишь 20% общего количества объектов недвижимости дают 80% доходов. Расчеты показывают, что для осуществления эффективного управления практически достаточно пятой части потенциально требуемых объектов. Так концентрация внимания и управленческих усилий (то есть 80% рабочего времени) на управлении наиболее важными объектами недвижимости является основой эффективной работы корпорации, позволяющей действовать с минимальными потерями и получать максимальный эффект. В частности, такая стратегия позволила корпорации Siemens стать одним из лидеров мирового рынка коммуникаций и фактически выйти на первое место в Германии за последние три года.

. Принцип важности объекта управления. Его можно выразить следующим правилом: количество времени, уделяемое решению проблемы, должно быть адекватно проблеме, а уровень руководителя - уровню проблемы. Определение количества рабочего времени, необходимого для решения конкретной проблемы, а также адекватного уровня ее решения может проводиться с использованием критерия важности проблемы. Критерии важности проблемы (объекта управления) формируются в виде наборов значений соответствующих оценок.

Наряду с дифференцированным подходом в рамках корпорации может использоваться портфельный подход, который осуществляется на основе портфельной стратегии в части управления недвижимостью. Сущность портфельного подхода заключается в формировании на основании описанного выше критериального алгоритма совокупности портфелей недвижимости, каждый из которых представляет собой совокупность различных объектов недвижимости (рис. 1).

Рисунок 1 - Портфели недвижимости промышленной корпорации

Портфельная стратегия является неотъемлемой частью общей стратегии корпорации, которая включает в себя такие мероприятия, как формирование, реструктуризацию, утилизацию портфеля. Если в портфель входят объекты, используемые самостоятельно или для извлечения косвенного дохода, то портфельная стратегия создает условия для роста капитализации корпорации за счет увеличения стоимости таких объектов.

Главная задача при формировании портфеля состоит в достижении наиболее оптимального сочетания между безопасностью и эффективностью. Рассматривая вопрос о формировании портфеля, корпорация должно определить для себя параметры, которые будут использоваться. Иными словами, соответствующий набор объектов недвижимости, вошедших в портфель, призван максимально реализовать потенциал недвижимости корпорации.

Методом снижения риска управления недвижимостью служит диверсификация портфелей. Риск снижается, когда объекты недвижимости распределяются между несколькими портфелями. Диверсификация уменьшает риск за счет того, что возможные невысокие доходы по одному портфелю будут компенсироваться высокими доходами по другому. Минимизация риска достигается за счет включения в портфели различных объектов таким образом, что они не связаны между собой. Для наиболее эффективного перераспределения элементов может использоваться методика диверсификации портфелей.

Для проведения грамотной политики диверсификации портфелей недвижимости используются методы, позволяющие оценить степень взаимной зависимости входящих показателей эффективности по вариантам использования объектов. В частности, применяется корреляционный анализ, позволяющий по исходным данным прошлых периодов строить матрицы парной корреляции и прогнозировать поведение, например, ставок арендной платы в будущем. Перед расчетом коэффициентов корреляции необходимо определить следующие исходные данные:

набор объектов и вариантов их использования;

кортеж показателей, характеризующих каждый портфель недвижимости;

значения выбранных показателей за определенный промежуток времени в прошлом.

В результате определения исходных данных получаются векторы Ai, каждый из которых является набором значений показателя i в интервалы времени (1, 2,…, N). На основании этих векторов строится матрица значений выбранных показателей вида M x N (M - количество выбранных показателей; N - количество интервалов анализа). После построения матрицы вычисляются индексы парной корреляции для каждой пары (Xi Xj), а затем строится матрица вида M х M, элементами которой являются коэффициенты парной корреляции - элементы bij. В этой матрице bij = bji, а bii = 1.

После расчета значений коэффициентов парной корреляции определятся степень тесноты связи между различными Аi. Векторы, имеющие наиболее тесную связь, имеют функциональную зависимость, поэтому объекты недвижимости с данными наборами показателей необходимо включать в разные портфели, для повышения диверсификации и снижения зависимости эффективности портфеля от колебаний этих инвестиционных ценностей. То есть, если выполняется условие:

= 1, …, N, j = 1, …, M,

то объекты недвижимости, имеющие наборы показателей Ai и Aj, включаются в инвестиционный портфель. В результате применения описанной методики формируются портфели недвижимости корпорации. После формирования портфеля, в зависимости от уровня управления, используются различные подходы к управлению портфелем.

Обобщая сказанное о функциях управления, рассмотренных выше, можно кратко резюмировать особенности их выполнения, которые должны обеспечить высокую эффективность при управлении портфелем: всеобъемлемость, то есть максимальный охват всех уровней и всех элементов процесса управления портфелем; непрерывность выполнения мероприятий на всех этапах управления портфелями недвижимости корпорации.

Таким образом, на основании рассмотренных выше принципов у корпорации появляется возможность реализовать основные стратегические цели и приоритеты в управлении недвижимостью. Наиболее эффективным способом реализации организационной стратегии корпорации, по нашему мнению, является создание стратегически ориентированной системы управления недвижимостью.

 

3. Формы и методы оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях кризиса


Всех участников инновационного процесса целесообразно разделять на три категории: субъекты инновационной деятельности, субъекты инновационной среды, субъекты инновационной системы. Субъекты инновационной деятельности являются непосредственными инноваторами; субъекты инновационной среды являются экономическими субъектами, вступающими в прямые отношения с инноваторами; субъекты инновационной системы представляют собой экономических субъектов, находящихся с инноваторами в косвенном взаимодействии.

Для целей исследования автором введены следующие экономические категории, описывающие основных участников инновационного процесса с учетом их роли, ответственности за создание инновационного продукта, доступа к источникам ресурсов, а также масштабов принятия риска (табл. 1). Основным участником инновационного процесса является субъект инновационной деятельности. Данный субъект является непосредственным инноватором, то есть, главным параметром оценки создаваемой данным субъектом добавленной стоимости является инновационный продукт (инновация). Инноватор в рамках своей деятельности осуществляет весь комплекс мероприятий по генерированию идей, их научному обоснованию, проведению научной экспертизы, в том числе, экспериментальной и правовой защите полученных результатов.

Несмотря на то, что отдельные функции инноватор может делегировать на аутсорсинг, вся ответственность за результаты инновационной деятельности лежит на инноваторе. Таким образом, инноватор является основным субъектом инновационной системы в масштабах национальной экономики.

Субъектом инновационной среды может считаться любой экономический субъект, вступающий с инноватором в непосредственный контакт в рамках инновационного процесса. К субъектам инновационной среды, по мнению автора, относятся: потребители инноваций, аутсорсинговые компании, выполняющие часть функций в рамках инновационной деятельности, а также работники, осуществляющие технологические операции при осуществлении инновационного процесса.

Таблица 1 - Разграничение ролей между различными субъектами инновационной системы


Субъекты инновационной деятельности

Субъекты инновационной среды

Субъекты инновационной системы

Роль в инновационном процессе

Создает инновационный продукт

Обеспечивают процесс создания инновационного продукта

Создают условия для создания инновационного продукта

Ответственность за создание инновационного продукта

Полная материальная ответственность за результаты инновационной деятельности

Непосредственная ответственность отсутствует

Доступ к источникам ресурсов

Только при наличии залога, либо под высокую стоимость

Либо имеют собственные ресурсы, либо имеют облегченный доступ к ресурсам

Собственник ресурсов

Масштабов принятия риска

Полный

Частичное принятие риска

Избежание риска


Наиболее важными субъектам инновационной системы являются участники экономических отношений, которые взаимодействуют с инноватором опосредовано. Например, органы федеральной, региональной и местной власти могут формировать условия, устанавливать барьеры, определять требования к участникам инновационного процесса. Финансовая система формирует необходимые условия в форме предоставления ресурсов для осуществления инновационной деятельности.

Таким образом, в инновационную систему входит вся совокупность указанных субъектов. Это означает, что налоговое стимулирование инновационной деятельности, имея в качестве субъекта органы власти различных уровней, в качестве объекта может иметь не только инноваторов, но и других участников инновационной системы. В этих условиях существенно расширяются инструментальные и методические рамки налогового стимулирования инновационной деятельности.

Автором проведен экономический анализ использования органами власти различных уровней инструментов и форм налогового стимулирования инновационной деятельности. В результате анализа выявлено, что наибольший удельный вес налоговых стимулов в бюджетах имеют региональные органы. Основными статьями являются налоговое стимулирование создания технопарков, предоставление налоговых льгот в различной форме инноваторам, а также затраты на строительство наукоградов. На федеральном уровне основными статьями затрат являются: затраты на финансирование создания государственных корпораций, которым переданы функции инноваторов (Роснанотех, Ростехнологии). На муниципальном уровне налоговое стимулирование инновационной деятельности практически не наблюдается ввиду отсутствия необходимого объема бюджетных ресурсов (рис. 1).

Рисунок 1 - Динамика доли бюджетных расходов на различных уровнях власти

В условиях существующей налоговой модели основная доля бюджетных, в т.ч. налоговых доходов, приходится на федеральный уровень. Поскольку стимулирование инновационной деятельности носит, как правило, рискованный характер, то власти соответствующего уровня не заинтересованы в расходовании бюджетных средств на проекты, эффективность которых не поддается относительно точному определению и в большинстве случаев носит вероятностный характер. В данной ситуации возможно использование налогового стимулирования, в том числе, и на межбюджетном уровне, когда бюджет более высокого уровня выделяет в той или иной форме средства для их использования в системе налоговых стимулов инновационной деятельности.

Таким образом, налоговое стимулирование инновационной деятельности не является экономическими отношениями исключительно между органами власти и субъектами инновационной деятельности. Оно предполагает возможность участия в этом процессе всех субъектов инновационной системы. В данной ситуации возникает несколько важных научных задач, требующих решения и обоснования приоритетов. Наиболее важными из них являются:

ü выявление и обоснование основных направлений налогового стимулирования инновационной деятельности в национальной экономике;

ü  разработка основных элементов механизма налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях кризиса;

ü  выделение форм налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях экономического кризиса;

ü  разработка методики оценки эффективности налогового стимулирования инновационной деятельности;

ü  разработка системы показателей для выбора и обоснования формы налогового стимулирования инновационной деятельности.

В настоящее время в условиях кризиса налоговое стимулирование должно быть направлено на повышение сравнительной экономической привлекательности инновационной деятельности как направления инвестирования свободных ресурсов экономическими субъектами.

В связи с этим, автором рассмотрены две категории инноваторов: автономные инноваторы, для которых инновационная деятельность является основным бизнес-процессом, и комплексные инноваторы, для которых инновационная деятельность является вспомогательным процессом, поддерживающим основное производство. Повышение сравнительной привлекательности инновационной деятельности для автономных инноваторов может заключаться в решении следующих задач:

а) более низкие барьеры входа;

б) благоприятные условия ведения бизнеса, в том числе, строгость политики контроля затрат на НИОКР и обременение оборудования, амортизация;

в) субсидирование налоговых платежей по успешным проектам;

г) регистрация по конкретным кодам.

Для комплексных инноваторов цели налогового стимулирования при повышении сравнительной привлекательности инновационной деятельности могут быть следующими:

а) благоприятные условия ведения бизнеса, в том числе, строгость политики контроля затрат на НИОКР и обременение оборудования, амортизация;

б) сопутствующие условия (косвенное стимулирование (банки, инвесторы, лизинг));

в) налоговый контроль, мораторий на контроль эффективности.

Помимо инноваторов в налоговом стимулировании нуждаются и другие субъекты инновационной системы. В частности, субъекты инновационной среды должны быть заинтересованы в приоритетном предоставлении услуг инноваторам, субъектам инновационной системы требуются ресурсы для приоритетного обеспечения инновационного процесса, а также дополнительные источники, создающие предпосылки для уменьшения налоговой базы.

Рисунок 1а - Механизм прямого налогового стимулирования инновационной деятельности

Рисунок 1б - Механизм косвенного налогового стимулирования инновационной деятельности

Рисунок 1в - Межбюджетное взаимодействие в рамках трехуровневой налоговой системы

Для решения указанной задачи государство может реализовать тройственный механизм налогового стимулирования инновационной процесса (рис. 2):

во-первых, прямое налоговое стимулирование инновационной деятельности, при котором объектом налогового стимулирования является непосредственно инноватор;

во-вторых, косвенное налоговое стимулирование, при котором объектом является субъекты инновационной среды;

в-третьих, межбюджетное стимулирование, при котором возникает налоговая поддержка бюджетов нижних уровней, и создаются предпосылки для использования первого и второго типов стимулирования.

Также целесообразно использовать количественный критерий размера налогового стимулирования. Проблема обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности инвестиций заключается в эффективном управлении дохода, получаемого от инвестиций. В свою очередь, объем дохода, получаемого от инвестиций, напрямую зависит от объема налоговых платежей. В связи с этим, по мнению автора, главной целью налогового стимулирования в условиях кризиса является повышение сравнительной инвестиционной привлекательности инновационной деятельности как объекта инвестиций. Формализовано данное условие может быть записано следующим образом:

,

где

 - уровень рентабельности инвестиций в инновации;

 - уровень рентабельности инвестиций в наиболее инвестиционно привлекательную отрасль национальной экономики.

При условии, что максимальные инвестиции в инновации не могут быть больше максимальных инвестиций в другие отрасли, в результате преобразования данное неравенство приобретает вид:

,

где

 - чистый инвестиционный доход от инвестиций в инновации;

 - чистый инвестиционный доход от инвестиций в наиболее инвестиционно привлекательную отрасль национальной экономики.

Таким образом, размер налогового стимулирования инновационной деятельности может определяться по следующему соотношению:


где

 - разница между объемом налоговых платежей до стимулирования и после.

Для расширения возможностей использования представленных выше механизмов автором обосновано, что для повышения эффективности налогового стимулирования может использоваться дифференцированная налоговая модель, позволяющая всю совокупность налоговых стимулов распределить по трем основаниям: по уровням налоговой системы; по видам налогов; по категориям субъектов инновационной системы. Таким образом, проблема эффективного налогового стимулирования заключается в обеспечении конкурентоспособного объема дохода, получаемого от инвестиций.

Указанный механизм имеет многоуровневый многофункциональный и разнонаправленный характер. По уровням механизм можно разделить на макро стимулирование (создание налоговых предпосылок для интенсификации инновационной деятельности); мезо стимулирование (формирование налоговых стимулов в масштабе отдельных отраслей, регионов, корпораций); микро стимулирование (создание благоприятного налогового климата на уровне муниципальных образований, отдельных компаний, конкретных продуктов). Одной из главных целей налогового стимулирования является создание инновационной системы (ИС). Главная роль в обеспечении текущего функционирования ИС и определении стратегических приоритетов ее развития принадлежит государству, которое через различные органы определяет правила, рамки, принципы взаимоотношений между всеми субъектами инновационной системы, а также в рамках основных отраслей, в которых осуществляется инновационная деятельность. ИС включает все категории субъектов: субъекты инновационной деятельности; субъекты инновационной среды; субъекты инновационной системы.

Вся совокупность инновационных субъектов, действующих в национальной экономике, подпадает под воздействие инструментов, применяемых органами государственной власти на различных уровнях управления через нормативно-правовую базу. Субъекты инновационной деятельности взаимодействуют с субъектами инновационной среды, которые, в свою очередь, обращаются к субъектам инновационной системы за ресурсами. В этой связи, возникают несколько многоуровневых схем взаимодействия субъектов инновационной системы:

Финансовая схема, которая заключается в перетоке финансовых ресурсов в процессе создания, купли-продаже результатов инновационной деятельности.

Организационная схема, суть которой в формировании системы институтов, поддерживающих инновационный процесс, и составляющих инновационную инфраструктуру.

Административная схема, представляющая собой систему корпоративных взаимоотношений, используемую для разработки стратегических приоритетов и формирования перспективного видения инновационной деятельности.

В рамках финансовой схемы инновационной деятельности и в форме, которая формируется в организационной схеме, инновационной деятельности реализуется механизм взаимодействия субъектов инновационной системы (рис. 2). По мнению автора, основным результатом использования данного механизма является проникновение инновационной продукции и других результатов инновационной деятельности на соответствующие рынки сбыта. Таким образом, основной целью функционирования ИС как фундамента инновационной инфраструктуры является разработка, обоснование и реализация мер, стимулирующих повышение результативности инновационной деятельности, а также повышение эффективности ее стимулирования. Как показано на рис. 2, основными направлениями налогового стимулирования инновационной деятельности со стороны государства являются:

а) институциональное - стимулирование через создание государственно-частных партнерств, государственных корпораций, свободных экономических зон, создание технопарков;

б) правовое - стимулирование через изменение и расширение законодательной базы по инновационной деятельности, судебную защиту субъектов инновационной системы;

в) финансово-экономическое - стимулирование через создание государственных инвестиционных фондов и региональных венчурных фондов, прямое налоговое субсидирование, тарифное регулирование.

Рисунок 2 - Система стимулирования инновационной деятельности со стороны государства

В то же время данные направления в настоящее время сбалансированы недостаточно. Если в период 1995-2003 гг. наиболее часто использовалось правовое стимулирование ввиду отсутствия нормативно-правовой базы, в период 2003-2007 финансово-экономическое стимулирование преобладало в общем спектре инструментов стимулирования инновационной деятельности со стороны государства. Начиная с 2007 года, государство отдает предпочтение институциональному стимулированию, в частности, развитию института государственно-частного партнерства и созданию государственных корпораций.

Проблема разбалансированности инструментов стимулирования приводит к тому, что субъекты инновационной деятельности вынуждены постоянно адаптироваться не только к условиям внешней среды, обусловленным конкуренцией, финансовым рынком, но и к государственной политике, которая отчасти дестабилизирует инновационную систему. Попытки государства создать инновационную инфраструктуру, основанную на доминировании крупных государственных субъектов, может привести к дефициту новых идей и инновационных продуктов на рынке.

ü налоговые льготы;

ü  налоговые каникулы;

ü  налоговые кредиты;

ü  налоговые рассрочки;

ü  налоговый вычет.

Налоговые льготы представляют собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Налоговые льготы могут использоваться государством для интенсификации инновационной деятельности, форсированного развития перспективных отраслей национальной экономики, для облегчения предприятию финансового бремени, обусловленного необходимостью соблюдения экологических требований, для проведения определенной демографической политики и т.д. Данная форма налогового стимулирования является одной из самых эффективных и достаточно часто является инструментом финансовых махинаций.

Под налоговыми каникулами понимается установленный законом срок, в течение которого та или иная группа предприятий или фирм освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы одна из самых распространенных форм стимулирования. Так в 2007 г. Правительство РФ предоставило налоговые каникулы для компаний, ведущих разработку месторождений на арктическом и дальневосточном шельфах, а также новых месторождений Восточной Сибири. Для последних установлена нулевая ставка НДПИ. Срок действия льгот ограничен объемом добычи (достижением 25 млн. т) и сроком действия лицензии (10 лет для эксплуатационной лицензии, 15 лет - для лицензии на геологоразведку и добычу).

Налоговое законодательство предусматривает такую возможность снижения налогового бремени как изменение срока уплаты налога - предоставление налогового кредита. Фактически налоговый кредит представляет собой соглашение о предоставлении права на срок от трёх месяцев до одного года изменять срок уплаты налогов. В качестве оснований предоставления налогового кредита выступают:

ü проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства,

ü  осуществление внедренческой или инновационной деятельности,

ü  выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый вычет - это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Наиболее распространенными операциями, по которым применяется налоговый вычет - обучение на платной основе, продажа ценных бумаг, социальные налоговые вычеты, вычет при приобретении жилого имущества.

Наряду с известными и используемыми в настоящее время формами налогового стимулирования инновационной деятельности автором обоснована целесообразность расширения данного перечня за счет введения нескольких дополнительных форм: субсидирование налоговых платежей и стимулирование косвенных затрат на инновационную деятельность. Ссубсидирование налоговых платежей представляет собой частичную либо полную оплату налогов инноватора за счет средств бюджета определенного уровня. Фактически в данной ситуации инноватор не уменьшает размер оборотных средств, реинвестируя их в свои исследования и разработки.

Обоснованность такой формы стимулирования подтверждается тем, что в отдельных случаях конкретный бюджет формируется за счет платежей экономическими субъектами, действующими в отраслях, имеющими низкую эластичность с результативностью инновационной деятельности. В частности, в настоящее время к таким отраслям относятся: транспорт, коммунальные услуги, лесное хозяйство и т.п. При наличии достаточного количества источников для формирования бездефицитного бюджета соответствующий орган власти может принять решение об использовании прямого субсидирования налоговых платежей для инноваторов.

Стимулирование косвенных затрат на инновационную деятельность подразумевает создание налоговых стимулов не для инноваторов, а для субъектов инновационной среды и инновационной системы. За счет предоставления данной формы льгот у льготируемых субъектов высвобождаются свободные средства для финансирования инновационной деятельности. Данная ситуация обуславливает необходимость регламентации целевого характера данной формы стимулирования. Указанное условие позволяет избежать расходования высвобождаемых в результате льготирования ресурсов только на финансирование инновационной деятельности.

Механизм налогового стимулирования инновационной деятельности может быть представлен в виде модели кругооборота инноваций и объектов инновационной среды (рис. 3). Данный механизм основан на свободном движении инноваций и инвестиционных ресурсов (объектов инвестиций и денег), связывающем путем обмена инноваторов и потребителей инноваций, а также органов власти, предлагающих стимулы, через сектор инвестиционных ресурсов, сектор долей и обязательств. На рис. 3 показано функционирование данного механизма.

Под субъектами инновационной системы при этом понимается лицо, предлагающее на инвестиционном рынке инвестиционные ресурсы (например, инвестиционный банк, холдинговая компания, корпорация).

Субъекты инновационной деятельности - часть механизма налогового стимулирования инновационной деятельности, в рамках которого инноваторы и потребители инноваций посредством спроса и предложения устанавливают реальную цену инновационных продуктов, получают информацию об объемах и ценах инновационных продуктов, а также непосредственно сами инновации.

В свою очередь, сектор стимулов - часть механизма налогового стимулирования инновационной деятельности, которая позволяет определить объемы необходимых стимулов для активизации инновационной деятельности. Суммарная стоимость предложенных инновационных продуктов может рассматриваться как инновационный потенциал.

Рисунок 3 - Кругооборот инновационных продуктов и доходов

инвестиционный недвижимость налоговый кризис

Рассмотрим алгоритм определения эффективности использования конкретных форм налогового стимулирования применительно к экономическим субъектам, участвующим в инновационной системе.

По мнению автора, алгоритм выбора оптимальной формы налогового стимулирования инновационной деятельности заключается в выполнении последовательности следующих шагов:

. Выбор уровня налоговой системы: федеральный; региональный; местный. Выполнение данного шага заключается в определении уровня локализации конкретного налога к уровню налоговой системы.

. Выбор объекта стимулирования. Необходимо определить объект налогового стимулирования: субъект инновационной деятельности; субъект инновационной среды, субъект инновационной системы.

. Выбор вида налога. Исходя из финансово-экономического состояния конкретного Субъекта Федерации необходимо определить вид налога, например, прямой; косвенный;

. Выбор способа трансформации налогового периода. При определении оптимальной формы налогового стимулирования инновационной деятельности требуется определить, каким образом будет изменяться налоговый период: рассрочка; удлинение периода; отсрочка;

. Выбор способа трансформации налоговой базы: сокращение; разделение; упразднение;

. При определении размера ставки налога необходимо исходить из уровня бюджетного обеспеченности, текущего состояния инновационной активности и структуры субъектов инновационной деятельности.

. Выбор формы налогового стимулирования: налоговые каникулы; налоговая льгота; налоговый вычет; налоговый кредит; налоговая рассрочка; субсидирование налоговых платежей.

Использование предложенного алгоритма выбора оптимальной формы налогового стимулирования инновационной деятельности позволит разработать сбалансированный подход, направленный как на стимулирование инновационной активности, так и на обеспечение бюджетной достаточности и эффективности.

Похожие работы на - Экономика России: вызовы, проблемы, решения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!