Маркетинговая деятельность организации 'Магнит' ЗАО 'Тандер' в условиях функционирования логистической системы обслуживания потребителей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговая деятельность организации 'Магнит' ЗАО 'Тандер' в условиях функционирования логистической системы обслуживания потребителей

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Маркетинг»


Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

на тему «Маркетинговая деятельность организации «Магнит» ЗАО «Тандер» в условиях функционирования логистической системы обслуживания потребителей»


Работу выполнила:

Студентка группы ЭУТ- 09Э1

Уварова Д. Д

Проверила: Хаирова С. М.



Омск 2012

Содержание

Введение

1. Современное состояние рынка обслуживания

1.1 Анализ и определение проблемы обслуживания в розничной торговле продуктами питания

1.2 Анализ маркетинговой среды на основе вторичной информации

1.3 Маркетинговые исследования Омского рынка розничной торговли

1.4 Формирование деловой идеи об организации обслуживания

2. Планирование деятельности организации

2.1 Цели и стратегии организации

2.2 Формирование программы маркетинга

2.3 Разработка ценовой политики

2.4 Формирование коммуникационной политики и тактики сбыта

2.5 Ожидаемые экономические результаты деятельности

3. Мониторинг маркетинговой деятельности

3.1 Контроль результатов и маркетинг-аудит

3.2 Организационные и информационные аспекты маркетинга

Заключение

Список использованных источников

Введение

В розничной торговле весь маркетинг обычно сводится к мероприятиям по продвижению товара, которые проводятся стихийно, в зависимости от его поступления, затоваривания или в преддверии какого-нибудь праздника.

Большинство предприятий розничной торговли ведут свою маркетинговую деятельность без всяких планов, мотивируя тем, что рынок меняется слишком быстро, поэтому от планов нет никакой пользы.

Но постепенно на практике приходит осознание необходимости планирования и упорядочивания маркетинговой деятельности. Тщательное планирование помогает предприятию предвидеть изменения маркетинговой среды и оперативно реагировать на них.

Цель курсовой работы - углубленное изучение отдельных проблем маркетинга и его практического применения на предприятии (на примере супермаркета «Магнит» ЗАО «Тандер»).

Для достижения поставленной цели требуется решить задачи:

раскрыть необходимость, сущность и механизм маркетинговой деятельности на предприятиях розничной торговли;

изучить тенденции рынка розничной торговли;

проанализировать изложенный в литературе опыт использования методов по продвижению и оказанию услуг розничной торговли;

проанализировать маркетинговую деятельность супермаркета «Магнит» ЗАО «Тандер», выявить проблемы и предложить пути их решения.

Объектом данной работы является маркетинговая деятельность предприятий розничной торговли; предметом - продвижение и оказание услуг розничной торговли.

Научно-методическую базу работы составили труды отечественных авторов, глобальная сеть Интернет и экономические показатели супермаркета «Магнит» ЗАО «Тандер».

1.  Современное состояние рынка обслуживания

1.1 Анализ и определение проблемы обслуживания в розничной торговле продуктами питания

супермаркет сбыт коммуникационный маркетинг

В современном бизнесе, особенно на малых предприятиях, а также в сфере торговли, менеджер по маркетингу контактирует непосредственно с директором компании, который зачастую имеет о маркетинге самое отдаленное представление. Убедить директора в проведении каких-либо маркетинговых мероприятий бывает достаточно трудно. Поэтому так важно знание и использование наиболее передовых технологий торгового маркетинга.

Существенное отличие российского розничного бизнеса от западного в том, что на Западе 90% маркетинговых усилий направлено на борьбу за покупателя. При огромной концентрации магазинов становится все более трудно удержать покупателя, создать такие условия, чтобы у него не возникло желания заглянуть в магазин напротив. При потере всего лишь одного покупателя магазин может понести значительные убытки, лишиться дополнительного дохода. Наглядно оценить, каким может быть ущерб, позволяет исследование потребительского рынка Германии. Покупатель за время жизни оставляет в универсальном магазине 63 тысячи марок. Если его обидеть, то он не появится в этом универсаме 10 лет. Цифры заставляют задуматься [16].

В России ситуация существенно иная. Особенность российского рынка - его крайняя ненасыщенность. Магазин с нормальными ценами и ассортиментом просто обречен на успех. По мнению западных специалистов у нас фактически нет конкуренции, отсутствует ориентация на покупателя, а маркетологи осваивают экстенсивные методы привлечения покупателя. То есть берут не качеством обслуживания и как можно более длительным удержанием клиента, а распространением информации среди большего числа потенциальных клиентов. Все силы направлены на то, чтобы покупатель во что бы то ни стало доехал до магазина, даже если тот находится в другом конце города. Крупные дискаунтеры тратят огромные суммы на рекламу в прессе и на радио для привлечения новых клиентов.

Но потеря покупателя еще не бьет по нашему карману, как по западному, где маржа фактически сведена к нулю. Поэтому качество обслуживания не является первоочередной задачей. Однако ситуация меняется с каждым днем.

Преимущество сети магазинов - в значительной экономии за счет эффекта масштаба. Парадокс, но производительность труда в западных сетях в 5 раз выше, чем в России. Причина в том, что это достигается благодаря единому управлению сетью, которое включает современные методы автоматизации, высокий уровень организации. У нас же сети лишь называются сетями. На самом деле единого управления просто нет.

С другой стороны, такое управление сетью в нынешних условиях может нанести вред российской торговле. Если управление в одном магазине не очень отлажено, при тиражировании все ошибки увеличиваются многократно.

Пока розничная торговля принадлежит в основном отечественным предпринимателям. Очевидно, что такая ситуация долго не продержится и скоро мы узнаем о первых ходах европейских гигантов в России. Вместе с тем перспективы конкуренции с западными торговыми сетями выглядят не очень радужно. Главные проблемы - это небольшие размеры отечественных сетей и недостаток свободных финансовых средств для осуществления тактического маневра [16].

В этот переломный момент активное внедрение и использование современных технологий, которые уже используются на Западе, может оказаться существенным преимуществом в конкурентной борьбе.

Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует покупателей и продавцов по вполне закономерным причинам. Растет материальное благосостояние людей среднего класса, повышается их культурный уровень, выделился слой довольно зажиточных людей, и в этих условиях вполне естественно желание покупателей приобретать необходимые, качественные товары при качественном обслуживании. Кроме того, качество торгового обслуживания является инструментом в конкурентной борьбе. Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется качеству торгового обслуживания, так как от него зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.

Под качеством торгового обслуживания подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных условий для выбора и приобретения товаров населением и оказание предусмотренных услуг. Качество торгового обслуживания зависит от уровня культуры торгового персонала, от степени его профессионализма, знания персоналом магазинов психологии покупателей.

Качество торгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятия оценивается следующей системой показателей:

. Устойчивость и широта ассортимента товаров. Покупатели предпочитают посещать магазины, предоставляющие ему самый широкий ассортимент товаров, расположенные по пути движения покупательских потоков. Продовольственные товары, как правило, приобретаются по дороге домой. Это обстоятельство следует учитывать при определении ассортиментного перечня в магазинах различной специализации. От устойчивости и полноты ассортимента во многом зависит время, которое затрачивается покупателем для приобретения необходимого товара. Полнота и стабильность ассортимента способствуют популярности магазина, росту сбыта, валовых доходов и прибыли.

. Соблюдение технологии обслуживания покупателей, предусмотренной согласно типу, стандарту, лицензией и т.д. Основополагающими требованиями рациональной технологии торгового обслуживания являются: своевременность приемки товаров, тщательность подготовки их к продаже, рациональность размещения в соответствии с особенностями товаров, пополняемость товарного запаса в соответствии со спросом покупателей, соблюдение условий хранения и продажи товаров, организация доставки товаров покупателю.

. Издержки потребления отражают затраты времени покупателя на приобретение товара. Их можно классифицировать следующим образом: затраты времени на дорогу в магазин и обратно; затраты времени на повторное посещение магазина или других магазинов в случае отсутствия необходимого товара; затраты времени на ожидание, ознакомление, с товаром и его отбор; расчет за покупку и получение выбранного товара.

Чем шире ассортимент, тем больше времени занимает ознакомление и выбор товара. Вместе с тем по мере изучения технических средств рекламы и организационных форм показа товара, а также повышения качества консультаций время, затрачиваемое на выбор товара, уменьшается. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очередях более пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не совершив нужной покупки. В результате покупатель теряет время, а магазин доходы, что снижает прибыльность магазина.

. Активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников. Здесь следует оценить знание продавцом товара, его полезности; знание правил эксплуатации товара и способов его потребления; тонкое понимание психологии покупателей; искусство демонстрации и предложения товаров; умение рекламировать товар и предложить сопутствующие и взаимозаменяемые товары; скорость обслуживания; вежливость и уважение по отношению к покупателю [13].

. Организация торговой рекламы и информации, которые помогают покупателю выбрать товар или услугу, ориентироваться в торговом зале. Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности, получение необходимой покупателю консультации оказывают помощь покупателю не только в выборе товаров, но и способствуют сокращению издержек потребления.

. Предоставление покупателям дополнительных услуг.

. Завершенность покупки, которая напрямую связана с уровнем сервисного обслуживания.

. Мнение покупателей об уровне торгового обслуживания. Это обобщающий показатель. Оценка осуществляется путем опросов покупателей, периодичность которых определяется типом магазина и целью опроса. Качество торгового обслуживания как характеристика деятельности отдельного предприятия определяется как система показателей [13].

.2 Анализ маркетинговой среды на основе вторичной информации

Сбор вторичной информации обычно предшествует сбору первичной информации. Вторичные данные помогают исследованию более глубоко познакомиться с ситуацией, с тенденциями изменения, последними достижениями науки и техники и т.п.[11]

Наиболее важными источниками получения внутренних вторичных данных являются:

Данные бухгалтерии; Списки клиентов;

Отчеты продавцов; Перечень жалоб;

Годовой отчет, план маркетинга.

Важными внешними источниками информации, к которым часто обращаются исследователи, являются:

Центральное статистическое управление;

Торговая палата;

Институт малого и среднего бизнеса;

Производственные и торговые организации;

Отраслевые организации;

Банки, библиотеки и файлы данных.

Также в качестве вторичных данных могут выступать газеты, журналы, СМИ, Интернет и т.п.

Супермаркет «Магнит» ЗАО «Тандер» - предприятие розничной торговли сетевого типа.

Полное фирменное наименование предприятия - закрытое акционерное общество «ТАНДЕР». Юридический адрес ЗАО «ТАНДЕР» соответствует почтовому: Российская Федерация, 350002, г. Краснодар.

Акционерное общество закрытого типа «Тандер» представляет собой предприятие, занятое в отрасли производства и продажи товаров и имеющее в качестве основной цели своей деятельности - получение прибыли, для чего объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников.

Бизнес начался с оптовых продаж бытовой химии, косметики и парфюмерии, в настоящее время ЗАО «Тандер» имеет более чем 15-летний опыт работы на рынке.

На сегодняшний день компания охватила 9 регионов, в которых сосредоточено 52 филиала.

Согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» по типу данный магазин относится к универсаму (супермаркету) - реализует продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса методом самообслуживания. По специализации данное предприятие является смешанным, т.е. реализует широкий ассортимент продовольственных товаров и универсальную группу непродовольственных товаров.

В магазине основный метод продажи - самообслуживание. При таком методе обслуживания уменьшаются затраты времени на покупку, покупатель имеет возможность самостоятельно выбрать товар, а также расплатиться в едином кассовом узле. Кроме того используется и индивидуальный метод обслуживания в деликатесном отделе, но оплата за эти товары производится в едином контрольно-кассовом узле.

В данном магазине оказывают основные и дополнительные услуги. Основная - реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные - информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товар, упаковка купленных в магазине товаров.); создание удобств покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей); несвязанные на прямую с совершаемыми ими покупками (телефонные услуги, прокат аудио- и видеокассет, проявление фотопленок и печать фотографий, продажа газет и журналов).

Режим работы магазина: с 10:00 ч до 21:30 ч без перерыва на обед и выходных.

На магазине имеется большая красочная вывеска с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин. В торговом зале имеются вывески с наименованием отделов, при помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.

У входа располагается доска «Информация для потребителей», на ней указано:

ФЗ «О защите прав потребителей»

Книга отзывов и предложений.

Выдержки из Постановления №55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

Лицензия на право торговли.

При покупке товаров, покупатель имеет право потребовать:

Сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии.

Копии, имеющие юридическую силу.

Товарно-сопроводительные документы.

На продаваемые товары в магазине оформлены ценники.

В них указано:

Наименование товара.

Производитель товара.

Цена за единицу.

Печать организации.

Подпись администратора.

Документом, на основании которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином и покупателем, является ценник, поэтому ценники в магазине оформляют четко и правильно. Каждый ценник находится около указанного на нем товара.

В магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора. Персонал делится на примерно равные части. Работники выполняют примерно одинаковые действия.





Рис. 1 - Структура аппарата управления магазином

Преимущества данной структуры: обеспечение принципа единоначалия, ясность и четкость связей управления, оперативность управления.

Недостаток - необходимость обладания разносторонних знаний директора.

Для нормального функционирования торгового процесса на предприятии составляется график выхода на работу персонала.

Например: директор приходит на работу к 10:00 ч, ст. продавец - к 9:30 ч и открывает служебный вход, продавцы приходят к 9:30 ч, чтобы подготовить рабочие места и кассы к работе.

Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому в состав персонала магазина входят работники различных категорий (работники низшего, среднего и высшего звена).

Для каждой должности руководством организации составляются и утверждаются должностные инструкции, содержащие перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Например: руководителем среднего звена в магазине является заместитель директора - товаровед. Он принимает участие в работе выставок, ярмарок и др. мероприятиях, где происходит знакомство с предприятиями-изготовителями и предлагаемыми ими товарами.

Организует подготовку и заключение договоров поставки товаров с предприятиями-изготовителями.

Принимает меры по выполнению договорных обязательств поставщиками.

Участвует в формировании ассортимента товаров.

Организует приемку товаров от поставщика на склады.

Руководит работниками.

Внешняя среда организации. У магазина «Магнит» имеется несколько конкурентов, расположенных в этом районе (таблица 1).

Таблица 1 - Конкуренты

Конкуренты

Реализуемые товарные группы

Цена

Реклама

Торговое оборудование

«Килограмм»

Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и Фрукты, Непродовольственные товары

От 100 руб.  От 15 руб.  От 10 руб.  От 15 руб. От 10 руб. От 17 руб. От 20 руб. От 5 руб

Вывески, устная реклама, листовки, каталог, информация для потребителей, видеоэкспресс информация

Горки пристенные и островные, витрины, шкафы, корзины для фруктов, кассы, столы, холодильное оборудование

«Сибириада»

Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и Фрукты, Непродовольственные товары

От 68 руб.  От 15 руб.  От 9 руб. 50 коп От 14 руб.  От 10 руб. От 16 руб. От 20 руб. От 5 руб

Вывески, устная реклама, листовки, каталог, информация для потребителей, теле-реклама

Горки пристенные и островные, витрины, шкафы, корзины для фруктов, кассы, столы, холодильное оборудование


Принцип работы «Магнита» - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.

Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные, а цены приемлемые.

В настоящее время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.

«Магнит» конкурентоспособен по следующим преимуществам:

Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими крупными продовольственными магазинами города.

Квалифицированный и доброжелательный персонал.

Минимальные временные потери на поиск и покупку товаров.

Дополнительные услуги.

Широкий и демократичный ассортимент товаров, которые будут представлены в торговом зале, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода.

Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг, а также соответствующее хранение и «фейсинг».

Реализация программ по стимулированию спроса.

Наличие необходимого информационного обеспечения потребителей, включающего в себя присутствие в торговом зале продавцов - кассиров - консультантов, информационные таблички, ценники, рекламные материалы.

.3 Маркетинговые исследования омского рынка розничной торговли

Исследование проводилось методом анкетного опроса (стандартизированного интервью) по телефону.

Объем выборки составил 100 человек. По полу и возрасту, респонденты были распределены в соответствии с квотами пропорционально половозрастной структуре населения. В табл. 2 и на Рис. 1.2 приводится распределение респондентов по социальному положению и уровню дохода.

Таблица 2 - Распределение респондентов по полу и возрасту

Возраст, лет

Пол

Всего


Мужчины

Женщины


18-24

7

7

14

25-34

9

9

18

35-44

11

11

22

45-59

11

12

23

60 и старше

8

15

23

Всего

46

54

100

Источник: самостоятельные телефонные исследования автора.

Рис. 1.2 - Социальная структура выборочной совокупности респондентов

Более половины опрошенных указали на среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи, в интервале от 6 до 10 тыс. рублей. Душевой доход свыше 10 тыс. рублей отметили лишь 22 респондентов, уровень дохода остальных оказался ниже.

Что касается доли расходов на продукты питания, то структура данных расходов (см. Рис. 1.3) следующая.

Рис.1.3 - Структура удельного веса трат на продукты питания

Более 50 % или весь доход семьи тратится на продукты питания у 27 % респондентов. Это в основном семьи с малым доходом. Мало тратят на продукты всего 3 % респондентов, около половины дохода тратят 10 % респондентов, наибольшая доля опрашиваемых - 60 % респондентов тратят на продукты четвертую часть семейного дохода.

Наиболее предпочтительным местом покупки продуктов питания являются мелкооптовые и социальные рынки, а также крупные дискаунтеры (см. рис. 1.4).

Рис.1. 4 - Структура предпочтений места покупки продуктов питания

Супермаркеты занимают всего лишь 17 %. Обычные розничные магазины - 22%.

.4 Формирование деловой идеи об организации обслуживания

Как было выяснено ранее, растущая среди супермаркетов и крупных дискаунтеров конкуренция диктует повышение качества торгового обслуживания.

Одной из проблем крупных продовольственных магазинов является значительный объем закупок товаров и, как следствие этого, большой процент естественной убыли и порчи продуктов. В магазине, ассортимент которого насчитывает сотни наименований скоропортящегося товара невозможно проследить за сохранностью каждой его единицы, поэтому необходимо обеспечить требуемые условия хранения продуктов.

Для хранения скоропортящихся товаров в супермаркетах используются холодильные камеры, холодильники, холодильные лари, шкафы и витрины, бонеты.

Как известно, любое оборудование может давать сбои в работе и не всегда в холодильных установках для хранения продуктов требуемый режим стабилен.

Поэтому предлагается осуществлять периодический контроль за стабильностью режима работы оборудования.

Учтем только дополнительный расход энергии, который понесет предприятие при продлении времени испытаний оборудования.

Средняя потребляемая мощность холодильной витрины 4 кВт/час.

Время дополнительных испытаний: 72 часа.

Общая потребленная энергия: 4 кВт/час * 72 часа = 288 кВт.

Замеры температурного режима проводить каждые 24часа испытаний.

Время дополнительной работы персонала по проведению замеров было определено при помощи хронометража, который был сделан во время приемочных испытаний (см. табл. 4).

Продолжительность времени испытаний в часах: 1974/3600 = 0,55 ч/сутки.

Часовая тарифная ставка работы мастера по ремонту оборудования: 75 руб./час.

Таблица 4 - Фотография времени замеров

№ п/п

Описание действий

Продолжитель ность, с

1

2

3

1

Открыть витрину

3

2

Установить термометр в точку измерения, согласно схеме по ГОСТ 23 833 - 95

25

3

Зафиксировать результаты в протоколе испытаний

4

4

Установить термометр в точку измерения, согласно схеме по ГОСТ 23 833 - 95

25

5

Зафиксировать результаты в протоколе испытаний

4

6

Установить термометр в точку измерения, согласно схеме по ГОСТ 23 833 - 95

25

7

Зафиксировать результаты в протоколе испытаний

4

8

Установить термометр в точку измерения, согласно схеме по ГОСТ 23 833 - 95

25

9

Зафиксировать результаты в протоколе испытаний

4

10

Установить термометр в точку измерения, согласно схеме по ГОСТ 23 833 - 95

25

11

Зафиксировать результаты в протоколе испытаний

4

12

Установить термометр в точку измерения, согласно схеме по ГОСТ 23 833 - 95

25

13

Зафиксировать результаты в протоколе испытаний

4

14

Провести математическую обработку результата испытаний

900

Итого времени

1974


Дополнительная зарплата по проведению замеров: 75 руб./час. * 0,55 час/сутки * 3 суток = 123,75 руб.

Стоимость потраченной электроэнергии:

кВт / час * 1, 12 руб. = 322,56 руб.

Всего затрат на испытание: 123,75 руб. + 322,56 руб. = 446,31 руб.

Экономия от проведения испытаний будет рассчитана как разница убытков при вероятном возврате товара покупателем и затратами на испытание.

Расчет проводим на одну витрину: 12000 - 446, 31 = 11553,69 руб.

Экономический эффект от проведения дополнительных затрат рассчитаем как отношение суммы экономии к вероятным убыткам:

(11553,69 / 12 000) *100 % = 96,2 %.

Процент экономии средств размером в 96,2 % показывает, что проведение дополнительных испытаний снизит риск возврата товара, а значит и риск убытков для магазина.

. Планирование деятельности организации

.1 Цели и стратегии организации

Стратегия - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, являющейся неопределённой и главной для управленца на данный момент, в дальнейшем корректируемой под изменившиеся условия существования управленца-стратега. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии [16].

Маркетинговая стратегия - это элемент общей стратегии компании (корпоративной стратегии), который описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата в увеличении продаж и доходности от продаж в долгосрочной перспективе [3].

Цели маркетинговой сратегии должны быть увязаны с миссией и целями компании в целом. Цели должны быть выстроены в структуру в виде дерева, где достижение всех нижестоящих целей в совокупности дает достижение вышестояей цели [16].

Миссия компании: «Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая».

Цель магазина «Магнит»: совершение продаж заявленного ассортимента за счет привлечения покупателей, проживающих в районе магазина и побуждения их совершить покупку посредствам воздействия на визуальное восприятие, ассоциативное мышление.

Мы работаем для повышения благосостояния наших покупателей, Стратегия развития ЗАО «Тандер»

Достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов «Магнит»:

Стратегическое направление - открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек - где проживает 73% городского населения России.

Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети «Магнит» проникать в небольшие города и населенные пункты.

Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.

Магазины компании предлагают покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. Особое место в ассортименте занимает продукция под частной торговой маркой «Магнит», в настоящий момент насчитывающая более 500 наименований.

Приоритеты в формировании базового ассортимента у компании различны. Скажем, «Магнит» делает ставку на быстрооборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брэндами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.

Магазины «Магнит» на сегодняшний день предлагает более 3000 наименований продукции, причем в разных магазинах данный ассортимент может немного отличаться. Основу (80%) составляют продукты питания, остальное - сопутствующие товары.

Около 50% товара, представленного в сетях, приходит по дистрибутивным каналам и эксклюзивным договорам, что неудивительно, учитывая, что все сети выросли из оптовых фирм. Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибуторских планов.

.2 Формирование программы маркетинга

В розничной торговле весь маркетинг обычно сводится к мероприятиям по продвижению товара, которые проводятся стихийно, в зависимости от его поступления, затоваривания или в преддверии какого-нибудь праздника. Нельзя сказать, что они не приносят определенного повышения товарооборота. Однако при стихийности трудно планировать бюджет, фактические затраты могут намного превысить над планируемыми.

Чтобы составить план мероприятий по маркетингу в розничной торговле, нужно сделать анализ сложившейся ситуации по секциям, комплексам и всему предприятию. Для этого можно использовать метод прогнозирования на основе сезонных колебаний [15].

Таблица 5 - Динамика товарооборота супермаркета за 2009 - 2010 гг., тыс.руб.

Месяц

2009 год

Удельный вес,%

2010 год

Удельный вес,%

Абсолютный цепной прирост






2009 год

2010 год

Январь

9862,79

7,43

8211,24

7,94

-

-

Февраль

10063,4

7,58

8060,48

7,79

200,61

-150,76

Март

11466,2

8,64

9220,99

8,92

1402,8

1160,51

1 квартал

31392,4

23,66

25492,7

24,65

-

-

Апрель

11175,8

8,42

8684,32

8,40

-290,4

-0,22

Май

11104,9

8,37

8632,97

8,35

-70,9

-51,35

Июнь

10562,5

7,96

8412,59

8,13

-542,4

-220,38

2 квартал

32843,1

24,75

24,88

1450,7

1,09

Июль

10499,1

7,91

8411,43

8,13

-63,4

-0,05

Август

10508,1

7,92

8048,33

7,78

9

-363,1

Сентябрь

10359,8

7,81

7971,65

7,71

-148,3

-76,68

3 квартал

31367

23,64

24431,4

23,62

-1476,1

-1,11

Октябрь

11043,1

8,32

8178,88

7,91

683,3

0,51

Ноябрь

11003,8

8,29

8248,74

7,98

-39,3

69,86

Декабрь

15050,1

11,34

11333,2

10,96

4046,3

3084,46

4 квартал

37096,9

27,96

27760,8

26,84

5729,9

4,32

Итого

132699

100

103415

100

-

-


Согласно данным таблицы 5, фактический розничный товарооборот предприятия по кварталам распределяется не равномерно. Наибольший удельный вес 26,84% в годовом товарообороте занимает 4 квартал, который составил 27760,8 тыс.руб., а наименьший удельный вес 23,6% приходится на 3 квартал, сумма которого 24431,4 тыс.руб.

Данная таблица свидетельствует о неритмичном развитии товарооборота. Причем в 2009 году нарушение ритмичности было особенно отчетливым как по месяцам, так и поквартально. Так, в марте 2009 года прирост товарооборота составил 1402,8 тыс.руб., когда как в феврале по сравнению с январем 2009 года прирост товарооборота составил всего 200,61 тыс. руб. Самый низкий цепной прирост достигнут в июне 2010 года (-220,38 тыс. руб. ) а самый высокий - в декабре 2009 года (+ 4046,3 тыс. руб.).

Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменениям удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота.

Доля оборота 1 и 2 квартала возросла в (%):

квартал - с 23,7 в 2009 году до 24,7 в 2010 году;

квартал - с 24,8 в 2009 году до 24,9 в 2010 году;

Доля товарооборота 3 квартала осталась на том же уровне:

квартал - с 23,6 в 2009 году до 23,6 в 2010 году;

Доля товарооборота 4 квартала снизилась:

квартал - с 28 в 2009 году до 26,8 в 2010 году;

Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределяться неритмично и неравномерно. Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам.

В таблице 6 представлен анализ покупательского потока. Данные получены из отдела продаж супермаркета, полученных на основе регистрации количества чеков при помощи автоматизированной системы расчетов - данные собирались с POS - терминалов супермаркета.

Лишь в 1 квартале наблюдается незначительное увеличение покупательского потока на 91 человек или на 0,23 %, причем это увеличение обеспечено за счет февраля и марта, а в январе наблюдается спад покупательского потока на 360 человек.

Таблица 6 Анализ движения покупателей за 2009- 2010 год

Месяц

Число покупателей, человек

Средняя сумма на один чек,руб.

Отклонение




Численности

Средней суммы


2009 год

2010 год

2009 год

2010 год

Абсол., Чел.

Относит, %

Абсол., руб.

Относит, %

Январь

12962

12602

760,9

651,58

-360

-2,78

-109,32

-14,37

Февраль

12731

12953

790,46

622,29

222

1,74

-168,17

-21,27

Март

14508

14743

790,34

625,45

235

1,62

-164,89

-20,86

1 квартал

40208

40299

780,89

632,59

91

0,23

-148,3

-18,99

Апрель

14865

14041

751,82

618,5

-824

-5,54

-133,32

-17,73

Май

14699

14499

755,49

595,42

-200

-1,36

-160,07

-21,19

Июнь

14946

14735

706,71

570,93

-211

-1,41

-135,78

-19,21

2 квартал

44511

43272

737,88

594,61

-1239

-2,78

-143,27

-19,42

Июль

14442

14455

726,98

581,9

13

0,09

-145,08

-19,96

Август

14406

14098

729,43

570,88

-308

-2,14

-158,55

-21,74

Сентябрь

13705

13509

755,91

590,1

-196

-1,43

-165,81

-21,94

3 квартал

42553

42064

737,13

580,81

-489

-1,15

-156,32

-21,21

Октябрь

14310

13506

771,71

605,57

-804

-5,62

-166,14

-21,53

Ноябрь

13841

12602

795,01

654,56

-1239

-8,95

-140,45

-17,67

Декабрь

15203

14736

989,94

769,08

-467

-3,07

-220,86

-22,31

4квартал

43355

40844

855,67

679,68

-2511

-5,79

-175,99

-20,57

Итого

170627

166479

777,27

621,50

-4148

-2,43

-155,77

-20,04


В оставшиеся три квартала наблюдается снижение покупательского потока:

квартал - на 1239 чел. или на 2,78%;

квартал - на 489 чел. или на 1,15 %;

квартал - на 467 тыс.чел или на 5,79 %.

Анализ динамики средней суммы в чеке, полученной делением товарооборота за рассматриваемый период на количество чеков, показывает, что как и покупательский поток, так и средняя сумма по чеку снижаются. Это говорит о том, что супермаркету нужно пересмотреть ассортиментную и ценовую политику для повышения спроса на реализуемые товары.

В частности, необходимо пересмотреть систему дисконта и усилить работу по предварительным заказам.

Далее проанализируем товарооборот по товарным группам и выясним слабые места в ассортиментной политике магазина. Это позволит сделать вывод, ассортимент каких групп товаров супермаркета обладает наименьшим спросом.

Данные об анализе структуры товарооборота по ассортиментным группам представлены в таблице 7. Данные получены из отдела продаж по результатам автоматизированной обработки базы о совершаемых покупках. В базе POS - терминала регистрируется номер ассортиментной группы и товарооборот по данной группе за день, месяц, квартал, год.

Таблица 7 - Динамика структуры товарооборота по ассортиментным группам, %

Наименование группы

2009 год, %

2010 год,%

Отклонение

Алкогольные напитки

12,95

15,83

2,88

Молочные продукты

8,31

7,77

-0,54

Овощи-фрукты

7,11

6,94

-0,17

Мясная гастрономия

6,89

7,17

0,28

Сопутствующие товары

6,9

8,42

1,52

Кондитерские изделия не мучные

5,32

5,61

0,29

Рыба

5,5

6,41

0,91

Пиво

4,36

5,6

1,24

Замороженные п/ф

6,04

5,5

-0,54

Сыры

2,9

3,66

0,76

Соки

2,63

2,35

-0,28

Бакалея

2,18

2,48

0,3

Хлеб и х/б

2,12

1,47

-0,65

Жидкие приправы, растительные масла

2,81

3,01

0,2

Мясо белое (птица, кролик)

1,71

3,11

1,4

Чай

1,66

2,24

0,58

Орехи и сухофрукты

2,77

1,93

-0,84

Кондитерские изделия мучные

2,52

1,84

-0,68

Кофе, какао

2,32

2,76

0,44

Прочие

13

5,9

-7,1

Итого

100

100

-


По данным таблицы 7 следует, что обновления ассортимента требуют прочие товары и овощи - фрукты, по другим группам идет прирост доли в товарообороте.

Среди продовольственных товаров в 2010 году больше всего реализуется продукция следующих товарных групп: алкогольные напитки - 16 %, молочные продукты- 8 %, по 7 % в структуре товарооборота принадлежит овощам - фруктам и мясной гастрономии, по 6% у кондитерских изделий, рыбе, пива, замороженных полуфабрикатов и у прочих товаров, остальные ассортиментные группы занимают в структуре товарооборота от 1 до 3 процентов.

Существует несколько методик планирования розничного товарооборота:

с учетом потребности в прибыли,

метод технико-экономических расчетов (нормативный),

методы, основанные на учете покупательского спроса.

План розничного товарооборота торгового предприятия состоит из следующих разделов: реализация (продажа) товаров по общему объему и отдельным товарным группам (структура товарооборота); товарные запасы и товарооборачиваемость; поступление товаров (товарное обеспечение).

Все разделы плана товарооборота взаимосвязаны, между ними существует балансовая связь [15]:

Пф = Т + Рт, (1)

где Пф - покупательные фонды; Т - объем товарооборота; Рт - товарные ресурсы.

Прогнозы бывают двух типов: «от общего к частному» (от объема к структуре) и «от частного к общему». Второй подход более эффективен для небольших и средних предприятий.

Удовлетворение покупательского спроса населения является важнейшей функцией торгового предприятия. В связи с этим целесообразно использовать для прогнозирования розничного товарооборота метод, основанный на применении коэффициента эластичности, который показывает, насколько изменится товарооборот при изменении покупательских фондов (доходов) населения на 1%. Коэффициент эластичности (Е) можно рассчитать по формуле [15]:

 , (2)

где Iт - индекс (темп) роста розничного товарооборота;пф - индекс (темп) роста покупательских фондов населения.

По данным статистического ежегодника, индекс покупательских фондов населения в 2010 г. составил 1,1, а розничный товарооборот 1,02.

Тогда коэффициент эластичности будет равен:

.

В предстоящем периоде по данным статистики в торговле (2011 г.) покупательские фонды возрастут на 6%, если не произойдут другие изменения, то с увеличением покупательских фондов объем розничного товарооборота возрастет на 30% (коэффициент эластичности х рост покупательских фондов = 5х6 = 30%), то есть расчетный товарооборот для магазина составит 134439,5 тыс. руб. (товарооборот предыдущего года х темп роста товарооборота)/100% = (103 415 * (100+30)/100 =134439,5).

.3 Разработка ценовой политики

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие экономические, социальные, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы [7].

Цена - сумма денег, уплачиваемая за одну единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги [9].

Цена является критерием, определяющим покупательские восприятия, и влияет на решение о покупке товаров. Она оказывает влияние на коммерческие результаты и прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка [8].

Ей свойственны следующие признаки:

рассчитан на обоюдные интересы товаропроизводителя и торгового предприятия;

выступает как действенное средство конкурентной борьбы за потребителя на товарном рынке;

предопределяет объем производства и продаж товаров;

влияет на реакцию и поведение покупателей, их платежеспособность [8].

Особая роль в определении цены на реализуемые товары принадлежит к ценовой политике. Торговые предприятия, переходя на рыночное ценообразование, вынуждены сами формировать ценовую политику. Она часто оказывается не проработанной и содержит много ошибок. Ценовая политика большинства предприятий состоит в том, чтобы покрыть издержки и получить достаточную прибыль. Часто предприятия признают, что стараются продать товар как можно дороже. При этом заданные цены рассматриваются в отрыве от требований рынка и недостаточно структурируются по отдельным видам товаров и сегментам рынка. Данные обстоятельства означают, что в вопросах ценовой политики еще отсутствуют необходимые знания и опыт. Все это обуславливает необходимость изучения основополагающих принципов разработки ценовой политики и методов ценообразования цены.

При всем разнообразии подходов к определению цены товара следует выделить те, которые предоставляют интерес для использования в условиях рынка. Принимая во внимание сказанное, рассмотрим формирование цен на основе издержек, торговой наценки, спроса покупателей, ценовой конкуренции.

Определение цены с ориентацией на издержки. При этом способе составляющими цены являются суммарные издержки, включающие постоянные и переменные затраты на производство, продвижение и реализацию товаров [7].

Определение цены на основе торговой наценки. Шкала цены во многом зависит от торговой наценки, взимаемой за предоставление услуг по продаже товаров. В тех торговых предприятиях, где наценка на реализуемые товары составляет 12-15% по сравнению с 20-25% в других предприятиях, цена более гибка и приемлема, что стимулирует интересы покупателей. Такая политика ведет к расширению сбыта товаров.

Следовательно, смещение торговой наценки в сторону снижения оправдана ростом объема продаж товара, что способствует получению необходимой прибыли.

Определение цены на основе спроса покупателей. Покупатель, делая выбор товара, исходит из соответствия цены его спросу, полезным свойствам и ценности. В этом случае позиции и мнения покупателей являются предпосылками установления цены на продаваемые товары.

Определение цены с учетом ценовой конкуренции. На установление цены существенное влияние оказывают конкурентное положение товара и ценовая конкуренция на рынке. Причем чем острее ценовая конкуренция, тем ниже при прочих равных условиях цена товара.

Ориентация на сравнительные цены продаваемых товаров позволяет устанавливать реальную рыночную позицию, занимаемую торговым предприятием [9].

В магазине «Магнит» формирование цен на товары является свободным. Цены формируются на основании издержек. К издержкам мы можем отнести транспортные расходы, расходы на поставку, рекламу.

Также при формировании цен учитывается и торговая наценка, которая устанавливается на каждый товар. При определении торговой наценки в магазине ориентируются на спрос, покупательское отношение к товару. В магазине «Магнит» на установление цены существенное влияние оказывает конкурентное положение.

.4 Формирование коммуникационной политики и тактики сбыта

Налаживание эффективных маркетинговых коммуникаций осуществляется в следующей последовательности: идентифицируется целевая аудитория; определяется ее желаемая ответная реакция, которая в большинстве случаев предполагает покупку; определяются цели коммуникационной компании; разрабатываются коммуникационные сообщения; выбираются коммуникационные каналы; определяется лицо, которое делает сообщение (передает информацию); устанавливается обратная связь с целевой аудиторией; разрабатывается общий бюджет продвижения (коммуникационный бюджет); выбираются методы продвижения и оценивается эффективность коммуникационной деятельности [1].

В системе маркетинговых коммуникаций реклама занимает особое место. Ее основная цель - формирование спроса, стимулирование сбыта и продажи товаров.

Оценим эффективность проведения рекламной кампании.

Комплексные рекламные кампании, включающие в себя объявления в прессе, по радио, телевидению, на щитах наружной рекламы, строятся на одних и тех же рекламных идеях и творческих находках, так чтобы возможности каждого средства распространения рекламы дополняли друг друга.

Супермаркету для проведения широкомасштабной рекламной кампании рекомендуется использовать следующие средства рекламы, которые в настоящее время не используются: радиореклама и наружная реклама.

Следует использовать мощный рекламный взрыв для начала кампании. Для достижении этой цели можно использовать новый рекламный радиоролик и организацию розыгрыша приза для победителей радиовикторины, где можно представить историю предприятия и презентацию новых товаров, реализуемых супермаркетом.

Для проведения рекламной кампании потребуется составить программу радиопередачи, рассчитанную на две недели. В радиопрограмме будет даваться рекламная информация и проводится розыгрыш приза - купона на 5%-ную скидку при покупке продуктов, реализуемых супермаркетом. Всего за две недели будет разыграно 8 купонов.

Рекламную кампанию планируется повести на радиостанции г. Омска, имеющей наибольшую аудиторию слушателей.

По данным статистики на данный момент самой популярной в г. Омске является радиостанция «Радио Сибирь».

Рассчитаем затраты на рекламную кампанию.

Затраты на радиорекламу составили 57900 руб. Подсчет проводили следующим образом:

Зрад.рекл.= 8*17*400 + 3500 = 57900 руб.

где    8 - число запусков программы в течение двух недель, 17 - длительность программы, мин., 400 - цена 1мин прокрутки рекламы, руб., 3500 - цена изготовления программы, руб.

Так как будет проведен розыгрыш 8 купонов на скидку, то минимально объем продаж после рекламной кампании составит:

П = 621,5 *(1-0,05) *8 = 4723,4 руб.,

Где 621,50 руб. - средняя цена одного чека, 8 - минимальное количество отбитых чеков, (1-0,05) корректировка стоимости продуктов скидки на купоне.

Эффективность рекламы с учетом минимального объема продаж:

 (3)

где    Эф           -        эффективность средства рекламы, Объем - доход полученный в результате влияния средств рекламы, Затраты     - расходы на конкретное средство рекламы.

 или 9 %.

Норма эффективности радиорекламы - 5-7 %.

Следовательно, рекламная кампания даже с учетом минимального объема продаж является эффективной.

Достоинством данной рекламной компании является то, что идет не просто обычное рекламирование супермаркета, а проводится викторина, в которой участвуют радиослушатели.

В процессе викторины те потребители, которые не посещали до этого супермаркет и не знали об ассортименте супермаркета, о ценах на продукты будут проинформированы и возможно, посетят супермаркет с целью приобретения продуктов питания или сопутствующих товаров.

Прирост товарооборота за год:

П = 621,5 *(1-0,05) *8 *12 = 56680,8руб.,

В результате покупательский поток вырастет, вырастет и товарооборот магазина.

.5 Ожидаемые экономические результаты деятельности

Оценим эффективность предложенных мероприятий.

При сохраненном уровне торговой надбавки в 37% рассчитаем прогнозируемый валовый доход предприятия.

Данные расчета отображены в таблице 8.

Таблица 8 - Прогноз экономических показателей деятельности предприятия

Показатель

Плановое значение

2010

Абс.откл.

Товарооборот, тыс. руб.

134439,5

103 415

31024,5

Остатки товарных запасов в сопоставимых ценах, тыс. руб.

-

11466,45

-

Затраты на закупку товаров, тыс. руб.

122973,05

79508,1

43464,95

Валовый доход, тыс. руб.

33211,7

23 907

9304,7

Рентабельность продаж, %

24,70

23,12

1,59


Следовательно, в результате планирования товарооборота с учетом коэффициента эластичности, валовый доход предприятия может увеличиться на 9 304,7 тыс. руб., а рентабельность продаж повысится на 1,59 %.

Таблица 9 - Экономический результат от мероприятия

Показатель

2010 г.

2011г. (проектный)

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

Выручка от реализации продукции тыс. руб.

103414,8

134439,5

31024,7

+30

Себестоимость, тыс. руб.

79508,1

101817,7

22309,6

+28,06

Валовый доход, тыс. руб.

23906,7

32621,8

8715,1

+36,45

Коммерческие расходы тыс. руб.

-

-

-

-

Управленческие расходы, Тыс. руб.

27535,4

27535,4

-

-

Прибыль, тыс. руб.

3628,7

5086, 4

1457,7

+40,17


Таким образом, после увеличения товарооборота на 30% за счет учета эластичности спроса и инфляции, прибыль увеличится на 40,17%.

Прогнозный расчет увеличения товарооборота и расходов после рекламной компании отображен в таблице 9.

Таблица 10 - Прогноз увеличения товарооборота

Показатель

Прирост за месяц

Прирост за год

Товарооборот, руб.

4723,4

56680,8

Коммерческие расходы (затраты на рекламу), руб.

57900

57900


Так как затраты на рекламную кампанию у нас единовременные, то коммерческие расходы на рекламу увеличатся единовременно - в период проведения рекламной кампании.

Прирост товарооборота за счет рекламной кампании за месяц стопроцентно может быть гарантирован за счет минимального товарооборота за счет привлечения 8 новых покупателей - победителей викторины и средней суммы чека по магазину.

Прогнозируется, что за год минимальный прирост товарооборота будет обеспечен за счет покупок тех же 8 покупателей по средней сумме чека.

Спрогнозировать насколько в реальности вырастет покупательский поток можно лишь, зная величину аудитории радиостанции, на которой будет проведена рекламная кампания, а также зная, сколько слушателей уже посещают супермаркет «Магнит», сколько из них являются постоянными покупателями, а сколько ни разу не посещали супермаркет, что весьма затруднительно. Поэтому следует ограничиться минимальным приростом, который показывает, что в результате рекламной кампании затраты на нее окупятся.

Таблица 11 - Экономический результат после проведения рекламной кампании

Показатель

2010 г.

2011 г. (проектный)

Отклонение, тыс. руб.

Темп прироста, %

Выручка от реализации продукции тыс. руб.

103414,8

103471,68

56,88

0,06

Себестоимость, тыс. руб.

79508,1

65187,16

-14320,9

-18,01

Валовый доход, тыс. руб.

23906,7

38284,52

14377,82

60,14

Коммерческие расходы тыс. руб.

0

57,9

57,9

0

Управленческие расходы, Тыс. руб.

27535,4

27535,4

0

0

Прибыль, тыс. руб.

3628,7

10691,22

7062,52

194,63


Таким образом, после проведения рекламной компании, прибыль увеличится на 7062,52 тыс. руб. или на 194,63% за счет снижение себестоимости продаж на 18%, за счет роста валового дохода на 60,4% и за счет увеличения выручки от реализации на 0,06 %.

3. Мониторинг маркетинговой деятельности

.1 Контроль результатов и маркетинг-аудит

Контроль маркетинговой деятельности должен осуществляться по всем видам планов:

Контроль оперативных планов выполняется по факту проведенных мероприятий.

Контроль текущих планов осуществляется соответственно по месяцам, кварталам и за год. Главное направление этого контроля - исполнение планов достижения целей. После контроля ежемесячных и квартальных планов производятся необходимые корректировки планов следующих периодов.

Контроль стратегических планов должен производиться не реже, чем раз в год. Параллельно снова проводится анализ сложившейся ситуации и возможных изменений внешней и внутренней среды. Затем стратегические планы корректируются в соответствии с новой информацией и изменениями [13].

Таблица 12 - Типы маркетингового контроля маркетинговой деятельности [13]

Тип контроля

Кто отвечает

Цель контроля

1

2

3

Контроль ежегодных планов

Высшее руководство, менеджеры среднего звена

Достигаются ли запланированные результаты по направлениям: Анализ сбыта,  Анализ доли рынка,  Затраты и продажи,  Оценочный анализ

Контроль прибыльности

Маркетинговый инспектор

Определить, куда идут и где теряются деньги компании. Оценивается прибыльность по: Продуктам,  Территориям,  Покупателям,  Сегментам рынка,  Каналам сбыта,  Размерам заказов

Контроль эффективности

Линейные и функциональные менеджеры, маркетинговый инспектор

Оценить и улучшить эффективность расходования средств и анализ маркетинговых расходов по направлениям: Торговый персонал,  Реклама,  Стимулирование сбыта,  Распределение

Стратегический контроль              Высшее руководство, маркетинговый аудитор     Выяснить, использует ли компания свои максимальные возможности на рынках и по каналам распределения с помощью инструментов: Маркетинговый аудит <http://m-arket.narod.ru/KOA.html>,

Пересмотр качества маркетинга,

Пересмотр этической и социальной ответственности


Маркетинг-аудит - всеобъемлющая, систематическая, независимая и периодически ревизия внешней среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделений с целью обнаружения узких мест в системе маркетинга и формирования рекомендаций для руководства по повышению эффективности маркетинговой деятельности.

Одним из этапов маркетингового аудита является определение основных точек и методов контроля и тех показателей, которые позволяют сделать вывод о состоянии предприятия. Такими показателями могут выступать показатели маркетинговой активности: эффективность рекламы, процент затрат на маркетинговые исследования, интенсивность оборачиваемости товарных запасов, доля возмещения и скидок в общем объеме продаж, количество заказов, число клиентов, процент новых заказов в общем объеме и т.д.

Полный аудит маркетинговой деятельности осуществляется по мере необходимости (при появлении новых товаров/услуг, выходе на новые рынки, падении эффективности маркетинга и т.д.), но не реже, чем раз в 5 лет. Отдельные виды аудита проводятся чаще и могут совпадать со стратегическими сессиями или годовым и поквартальным планированием.

Результатом осуществления контроля, аудита и оценки маркетинговой деятельности являются:

решения о модернизации отделов маркетинга и продаж;

изменения в процедурах разработки, производства и продажи товаров и в обслуживании потребителей;

разработка фирменного стиля, регламентов обслуживания клиентов и других аспектов организационной культуры

принятие решения о корректировке ассортимента, выводе новинок, выходе на новые рынки;

открытие или модернизация маркетинговых подразделений;

организация или совершенствование маркетинговой информационной системы в фирме;

определение или корректировка целей, задач, функций маркетинга;

разработка или пересмотр должностных инструкций, осуществление кадровой оптимизации маркетинговых подразделений;

формирование и текущая корректировка маркетингового бюджета;

разработка и текущая оптимизация планов маркетинга, PR и рекламы [14].

.2 Организационные и информационные аспекты маркетинга

Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.

Организационные аспекты маркетинга включают в себя:

структуру управления в целом предприятия и каждого подразделения в отдельности;

планирование показателей работы фирмы и контроль за их выполнением;

внесение изменений в эти показатели в зависимости от условий внешней и внутренней среды;

подбор и расстановка кадров;

компьютеризация различных производственных процессов [1].

Маркетинговая ориентация требует, в первую очередь, чтобы в руках одного руководителя был сосредоточен целый комплекс взаимосвязанных вопросов, жизненно важных для текущей деятельности и развития предприятия, - это управляющий по маркетингу (директор, заместитель генерального директора, вице-президент по маркетингу - в зависимости от организационной структуры предприятия).

Маркетинговый комплекс в системе управления предприятием обычно включает несколько функциональных подразделений, обеспечивающих на основе анализа окружающей среды выработку предложений и рекомендаций по продвижению новых услуг, организации перевозок грузов, включая систему грузодвижения, установление обоснованных тарифов, планирование и финансирование перевозочной деятельности и др. [7].

Управляющий по маркетингу и руководимый им маркетинговый комплекс обеспечивает выработку рекомендаций по выбору наиболее выгодных для предприятия внутреннего и внешних рынков в соответствии с имеющимися ресурсами и возможностями; постоянно наблюдает за динамикой внешней среды, рыночной ситуации и информирует администрацию о возможных (чаще неизбежных) изменениях с тем, чтобы предприятие заранее было к ним готово; организует деятельность по изучению рынков (грузополучателей, грузоотправителей, услуг и тп.п.) и вообще внешней среды и обрабатывает внешнюю информацию для принятия управляющих решений; рекомендует подразделениям НИОКР виды, типы, дополнительных нетранспортных услуг, которые следует разрабатывать и осваивать в производстве; прогнозирует развитие рынка [12].

Информационные аспекты маркетинга состоят из 4 подсистем:

система внутренней отчетности, которая собирает и хранит данные, существующие в организации;

собрать данные из внешней среды. Ежедневно собирается различная информация, которая представляет интерес для предприятия, которая содержится в журналах, радио и телевидении. Эта информация может быть получена из бесед с конкурентами, населением. А также данную информацию можно собрать из годовых отчетов, справочников, постановлений;

маркетинговые исследования, т.е. сбор данных для решения каких-то отдельных проблем. Методы исследования здесь следующие: наблюдения, эксперименты, опросы;

система анализа всей информации. На ее основе разрабатываются модели, с помощью которых осуществляются прогнозы, долгосрочные планы и т.д.[2].

Полученная маркетинговая информация доводится до всех подразделений предприятия. Таким образом, работники получают от маркетинговых служб информацию о развитии комплекса предлагаемых услуг, о том, в каком направлении нужно совершенствовать транспортные услуги и какие новые разрабатывать.

Плановый отдел, связанный с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены, не только по методу средние издержки плюс прибыль, но и учитывая возможности конкретных клиентов.

Отдел кадров, соответственно, решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др.

В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия.

На предприятии «Магнит» в компьютерном виде накапливается и сохраняется информация о работах, выполняемых данным предприятием; о поставщиках и складах, где размещаются запасы; о служащих и отделах, которые являются исполнителями. В таких базах данных могут быть записаны любые информационные массивы, и по аналогии базы данных можно считать электронными библиотеками.

Для учета персонала используется программное обеспечение по кадрам.

Отдел кадров наряду с расчетом численности активной части трудовых

Ресурсов организации, планирует прием и увольнение сотрудников, а также распределение и регулирование принятых рабочих и служащих по рабочим местам.

Бухгалтерия в свою очередь, обрабатывает полученную информацию и вычисляет показатели оценки трудовой деятельности в денежном эквиваленте. До начала расчетов отдел кадров информирует бухгалтерию о текущих изменениях относительно отдельных работников (данные о пропущенном рабочем времени по причине временной нетрудоспособности о внутреннем и внешнем движении кадров, о нарушениях трудовой дисциплины и т.д.). Отдельные показатели такого рода передаются в отдел кадров, который использует их впоследствии при решении своих задач.


Заключение

Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности. Цель маркетинга - управление спросом, организация наиболее эффективных методов продвижения товаров и услуг на рынок, улучшение условий их приобретения.

Очередной этап развития российской экономики вплотную подвел предприятия к осознанию проблемы необходимости практического применения маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности.

Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии.

В настоящей работе рассматривается маркетинговая деятельность супермаркета «Магнит» ЗАО «Тандер».

Основная проблема всех сетевых продовольственных магазинов, таких как супермаркет «Магнит» ЗАО «Тандер» заключается в качестве обслуживания потребителей.

Для улучшения качества обслуживания в форме деловой идеи был предложен контроль за стабильностью температурного режима холодильного оборудования для лучшей сохранности скоропортящихся продуктов. Данный вид контроля предполагает сокращение порчи продуктов и ууменьшение объемов возврата некачественого товара покупателями.

Далее была рассмотрена маркетинговая и ценовая политика супермаркета, обосновано планирование розничного товарооборота, обосновано проведение рекламной компании на радио как одного из средств коммуникационной политики и политики продвижения товаров.

Список использованных источников

Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2003 - 400с.

Андерхилл П. Место действия - торговый центр. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 218 с.

Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2004 - 804с.

Варли Р., Рафик М. Основы управления розничной торговлей: Перевод с англ. - ИД Гребенникова, 2005. - 454 с.

Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2004. - 656 с.

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2011. - 464 с.

Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра-М», 2004 - 305с.

Губанова, И.Р. Проблемы обеспечения эффективности работы предприятий розничной торговли / И.Р. Губанова // Экономический анализ. - 2009. - №11. - c. 60-67.

Дион Дж., Топпинг Т. Розничная торговля: Как открыть собственный магазин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 211 с.

Еремин В. Маркетинг: основы и маркетинг информации. Учебник. - М.: КноРус, 2006. - 656 с.

Ермолаева, Н.Н. Качество услуг в розничной торговле / Н.Н. Ермолаева // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2007. - №2. - c. 94-98.

Кетс де Врис М. Новые лидеры российского бизнеса. - М.: Компина, 2005. - 339 с.

Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Бизнес-книга, 2009. - 702с.

Котлер Ф., Амстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; Вильямс, 2005. - 1056 с.

Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В., Коммерческое товароведение продовольственных товаров. - М.: Дашков и К, 2002. - 496с.

Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. М.: Наука, 1996.

Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг, 2000. - №5. - 72 с.

Материалы международной конференции «Организация розничных сетей: мировой опыт и российские особенности». Москва, 2010.

Нагапетьянц Н. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 272 с.

Тультаев Т. А. Маркетинг услуг./Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005. - 97 с.

Похожие работы на - Маркетинговая деятельность организации 'Магнит' ЗАО 'Тандер' в условиях функционирования логистической системы обслуживания потребителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!