Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра «Финансы и кредит»






Курсовая работа

По дисциплине «Социально-экономическая статистика»

По теме: Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен











Ульяновск

Оглавление

Введение

Глава 1.Теоретические основы изучения уровня и динамики цен

1.1    Понятие и сущность цен

1.2    Социально-экономическое значение статистического изучения цен

1.3    Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям

Глава 2.Статистический анализ

2.1 Статистический анализ динамики стоимости женских зимних сапог с верхом из натуральной кожи

2.2 Статистический анализ динамики стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта

Глава 3.Выводы и рекомендации

Заключение

Список литературы


Введение

Статистическое изучение уровня цен и их динамики имеет огромное значение, что связано с той важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как чувствительный показатель экономической конъюнктуры, как оперативный обобщающий показатель. Поэтому цена является важным носителем информации и указывает действующим на рынке субъектам направление их хозяйственной деятельности. Она дает импульс всей системе экономических связей для корректировки направления инвестиций, рабочей силы, научной разработки проблем повышения эффективности, расширения производства необходимой продукции и свертывания ненужной или устаревшей. От изменения цены зависят в значительной мере колебания объемов производства и заполнения рынка товарами, спроса и уровня потребления. Цена влияет и на уровень товарных запасов. Таким образом, цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.

Цель данной работы -проследить изменения уровня и динамики цен в России. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

выявить особенности цены как объекта оценки;

определить значение цен в экономическом механизме ;

проанализировать состояние российского рынка цен и те факторы, которые могут влиять на дальнейшее развитие ценовой политики;

предложить идеи рационального поведения в условиях роста цен.

Объектом исследования является Российская Федерация. Предметом исследования являются организационно-экономические методы,уровни и динамика цен.В работе был использован статистический анализ динамики.

Глава 1.Теоретические основы изучения уровня и динамики цен

.1 Понятие и сущность цен

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношении спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно- финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и

соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель

конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения.

Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Цены классифицируют по различным направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;

розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;

закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у

сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли(например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и

разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.

По формам продаж:

контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;

биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу.

Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

цены ярмарок и выставок (часто льготные);

аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

.С повышением цены (товар продают по цене, наиболее высокой из

предложенных покупателями);

.Вейлинговые торги (цена предложения наивысшая, на экране-циферблате стрелки имеют обратный ход, покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену);

.С подачей заявок в запечатанных конвертах, при этом отсутствует

возможность сравнения с запросами других покупателей.

По стадиям продажи:

цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;

цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;

цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики);

регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);

свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в

соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;

подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;

скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

.Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий;

.Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм и т. д.;

.Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий, рассылаются клиентам, включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

трансфертные (внутрифирменные - для обмена между цехами одного

предприятия, дочерними фирмами, заграничными филиалами, конфиденциальны);

мировые (выступают в качестве условной средней стоимости товаров,

реализуемых в нескольких странах, на практике, как правило, модальные, т.е. цены отдельных стран - основных производителей товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

скидки за оплату наличными;

сезонные скидки за покупку вне сезона;

скидка за количество или серийность при покупке количества товара,

увеличивающегося по сравнению с заранее определенным;

- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости от

оборота, достигнутого в течение согласованного сторонами срока;

- дистрибьюторские и дилерские скидки постоянным посредникам по сбыту;

постоянным клиентам за «верность»;

сконто - за предварительную оплату;

специальные скидки на пробные партии и заказы;

скидки за возврат ранее купленной у этой фирмы устаревшей модели (или скидки при обмене на модернизированную модель);

скидки при продаже подержанных товаров;

экспортные скидки иностранным покупателям сверх скидок, предоставляемых на внутреннем рынке;

скидки за потери при усушке, утруске, сортировке, за повышенное количество грязи (сухофрукты), потери жидких товаров при транспортировке, испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное содержание влаги (хлопок, шерсть) ;

надбавка за индивидуальность заказа;

надбавка за повышенное качество;

надбавка за рассрочку платежа;

надбавка за дополнительные услуги;

наценки за упаковку, тару.

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых цен (торговые фирмы могут несколько изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).Снижение доли фиксированных цен сопровождается ростом эффективности экономического (налогового) регулирования цен. НДС используется более чем в 40 странах мира (в 17 членах ЕЭС) и считается эффективной формой налогообложения благодаря универсальности, стимулированию роста доходов, а не расходов. Во Франции, например, с 1989 г. действуют три ставки НДС:

,5% - на товары и услуги первой необходимости;

,6% - на все товары и

% - на предметы роскоши, алкоголь, табак.[2]

По соглашению в рамках ЕС в дальнейшем останутся только две ставки -нормальная и сниженная. Кроме того, от уплаты НДС освобождаются мелкие предприятия, некоторые виды благотворительной деятельности, льготы по НДС имеют предприятия, выпускающие продукцию социального характера и инвестирующие науку.

Кроме экономического регулирования цен широко применяется система административных (законодательных) мер. Нарушители подвергаются судебному наказанию в виде штрафа или тюремного заключения. Например, в США законодательно запрещены ценовые соглашения между производителями, оптовой и розничной торговлей, контролирование производителями и оптовиками розничных цен на свои товары. В Австрии министр экономики устанавливает либо верхний предел цен социально значимых товаров и услуг, либо «ножницы» цен. Контроль осуществляют местные органы самоуправления и «социальные партнеры» (профсоюзы и др.). Во Франции широко применяются обязательства между финансовой администрацией и конфедерациями предприятий, определяющие предельные уровни или индексы цен на некоторые товары, улучшение качества как условие роста цен на новую продукцию и т. д. Для усиления контроля государство субсидирует ассоциации потребителей. Контроль ужесточается при обострении инфляции (например, в 1980-1981 гг., когда инфляция достигала 10%).

.2 Социально-экономическое значение статистического изучения цен

Статистика цен - составная часть социально-экономической статистики, изучающая всю систему цен, действующую в сфере экономических отношений.[12]

Цена является важнейшим стоимостным измерителем. Цену как объект изучения статистики цен следует рассматривать с позиций макро- и микроэкономики. С позиций макроэкономики на цену воздействуют отраслевые пропорции, системы распределения национального дохода, налогообложения и кредитования, порядок формирования затрат и т. д. С микроэкономических позиций цена рассматривается как механизм, функционирующий на уровне конкретного предприятия, фирмы, с помощью которого можно обеспечить прибыль.

Цены формируются в процессе как производства, так и обмена товаров. Значение цен в экономическом механизме велико. Коренные из- мененияв экономике России и ее государственном устройстве, связанные с переходом на рыночные основы хозяйствования, привели к радикальной ломке прежнего механизма управления, в том числе и в ценообразовании. В условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно. Система цен строилась по цепочке, последовательно переходя от продукции добывающих и сырьевых отраслей к продукции передельного цикла и товарам народного потребления.[4]

Плановые цены отличались относительной устойчивостью, стабильностью. Но чем дольше они действовали, тем больше формировался отрыв конкретных цен от реальной величины затрат, тем больше цены превращались в «кривое зеркало», что приводило к еще большим ошибкам в планировании экономики. Эти противоречия решались, в основном, путем периодических пересмотров цен - общих (например, сметных норм и цен в строительстве в 1969 и в 1984 гг.) либо частичных или по отдельным прейскурантам или их группе (например, пересмотр оптовых цен на продукцию машиностроения и легкой промышленности в 1973 г)

Пересмотры прейскурантных цен в СССР были осуществлены 1936,1949, 1956, 1967, 1973, 1982, 1990, 1991 гг.

Проводимые централизованно пересмотры цен охватывали все виды (артикул, сорт, марка) продукции, включенной в прейскуранты.

В период между пересмотрами системы цен соблюдался принцип обеспечения их стабильности. С переходом на рыночные основы хозяйствования доминирующее положение заняли свободные цены.[12]

В рыночной экономике цена широко реализует свою балансирующую функцию. Она заключается в том, что с помощью цен достигается баланс между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров с учетом спроса.

Сущность цены проявляется не только в ее балансирующей функции. Государством широко используется распределительная функция цены, которая предполагает возможность распределения и перераспределения произведенной стоимости между отдельными отраслями и секторами экономики, между различными регионами, отдельными социальными группами населения и т. д. Именно через эту функцию цены государство в значительной мере решает социальные проблемы общества.

Цена выполняет также критериальную функцию, поскольку является соизмерителем, с одной стороны, затрат, с другой - результатов труда. Соотношение между результатом и затратами характеризует эффективность затрат.

Не рассматривая подробно все функции цены в рыночном механизме хозяйствования, отметим лишь то, что они действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии и взаимосвязи. В тесной взаимосвязи действуют в сфере экономических отношений и различные виды цен, составляющие единую систему цен, которые можно классифицировать. Так, с учетом сферы товарного обращения выделяются цены производителей и потребительские. Кроме того, цены можно классифицировать в зависимости от отраслевого признака, от назначения товаров и услуг, от уровня регулирования цен и т. д.

Для получения объективной статистической информации о ценовых процессах потребовалось решить две проблемы:

разработать принципиально новую систему сбора информации о ценах;

совершенствовать систему показателей и методологию их расчета с учетом адаптации к международным стандартам.

Основы совершенствования методологии статистики цен были заложены к концу 1991 г. (накануне либерализации цен в январе 1992 г.). Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления опыта работы и изучения потребностей управления экономикой.

С момента либерализации цен (в январе 1992 г.) решалась задача построения логической системы показателей статистики цен, которая peaлизует построение по единым методологическим принципам системы на блюдения за уровнем и изменением цен во всех секторах экономики

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен. Она должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги. В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т. д.

При построении системы показателей статистики цен предусматривается и определенная ее согласованность с показателями других направлений статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, торговли) и статистики, изучающей функциональные аспекты (потребление, уровень жизни, финансы).

Задачи статистики цен на современном этапе можно сформулировать исходя из следующих целей:

изучение конъюнктуры рынка;

выявление средней динамики цен (тарифов) на произведенные продукцию и услуги предприятиями всех секторов экономики

выявление средней динамики цен (тарифов), сложившейся на потребительском рынке

определение стоимости социального набора и набора основных продуктов питания;

элиминирование стоимостных макропоказателей от изменения цен (дефляция), например, ВВП и показателей СНС;

определение паритета покупательной способности вал ют для международных сопоставлений.[4]

.3 Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям

В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т. д. В условиях сравнитльно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан.

С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного наблюдения за изменением цен ! по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.

При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:

отбор базовых предприятий;

отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности;

определение моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.

Выборочная сеть базовых организаций для регистрации цен и тарифов на товары и услуги формируется во всех секторах экономики. В каждом субъекте РФ отбираются крупные, средние и малые организации, занимающие соответствующие доли как в объемах производства, так и Реализации товаров и услуг.

Из общего перечня крупных и средних организаций в наблюдение, 'первую очередь, включаются организации, характеризующие соответствующие отрасли экономики в целом по России. Затем этот перечень пополняется организациями, характеризующими соответствующие отрасли экономики субъектов РФ.

Малые предприятия включаются в список базовых организаций при условии, если выпускаемая ими продукция является основой формирования экономических показателей по какой-либо отрасли экономики.

В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т. д.).

Отбор товаров и услуг-представителей формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, подотраслям и отраслям экономики региона и России в целом. В основу выборки товаров положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в других организациях, не отобранных для обследования.

На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по каждой позиции набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами, которые имеют значительный удельный вес либо в их объеме производства, либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут или производиться, или предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

Следует отметить, что при формировании совокупности товаров- представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров в теории выборочного метода рассматривается как выборка из последовательностей или, иначе, как модифицированный метод основного массива.

Общеметодологический подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.

Цены, которые регистрируются, являются, как правило, ценами предложения. Теоретически сбор данных должен включать в себя получение информации о ценах сделок, совершаемых в рамках различных стадий движения продукта. Однако представляется практически невозможным осуществление прямого наблюдения за сделками, и поэтому производится наблюдение за ценами предложения. Для максимального приближения их к ценам сделок учитываются все характеристики сделок, влияющие на цену (точное определение продукции, условия продажи, тип покупателя и др.). Чаше используются характеристики сделок при наблюдении цен производителей.

При наблюдении потребительских цен задача четкой классификации каждой сделки и обеспечения сопоставимости регистрируемых сделок во времени существенно осложняется.[8]

Подходы к сбору ценовой информации различаются как по отдельным товарам, так и по регулярности получения данных (по состоянию на определенную дату месяца, в конкретный период внутри месяца, в течение всего месяца). Общим правилом является необходимость регистрации цен на данный товар (услугу) в один и тот же день каждого отчетного периода, с тем чтобы интервал наблюдения за изменением цен был постоянным.

Особые статистические проблемы при регистрации цен возникают, когда отобранные товары-представители с течением времени оказываются нетипичными или вообще исчезают из продажи.

Обеспечение репрезентативности данных статистики цен требует решения многих методологических вопросов, связанных как с организацией наблюдения за системой цен, так и с исчислением системы обобщающих показателей, среди которых одно из приоритетных мест занимают индексы цен.

Глава 2.Статистический анализ

Таблица 1.СРЕДНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ.[10]

(на конец года; рублей за штуку)


2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Костюм-двойка мужской из шерстяных или полушерстяных тканей

2245,35

2565,41

2708,21

2939,32

3281,77

3605,84

3998,79

Сорочка верхняя мужская из хлопчатобумажных или смесовых тканей

270,48

312,44

329,37

357,33

392,86

430.04

471,63

Носки мужские из хлопчатобумажной или смесовой пряжи, за пару

23,72

26,54

28,12

30,83

33,99

36.70

40,01

Колготки женские эластичные плотностью 15-20 DEN3)

35,37

38,29

40,28

45,88

51,25

56.58

63,85

Полуботинки, туфли мужские с верхом из натуральной ЮЖИ, за пару

1093,47

1237,10

1316,11

1428,56

1559,48

1679.72

1807,08

Сапоги женские зимние с верхом из натуральной кожи,

2098,80

2274,84

2338,61

2490,72

2685,49

2931,90

3195,31

Туфли женские модельные с верхом из натуральной кожи,

1246,97

1438,51

1488,77

1602.77

1700,81

1788,36

1927,82


.1 Статистический анализ динамики стоимости женских зимних сапог с верхом из натуральной кожи

Таблица 2. Статистический анализ динамики стоимости женских зимних сапог с верхом из натуральной кожи.

год

цена

Абс. прирост(ц)

Абс. прирост (б)

Темп роста (ц)

Темп роста (б)

Темп прироста (ц)

Темп прироста (б)

Укруп. интерв.

Скольз. средн.

t

yt

t2

ŷ

2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007 

2098,8  2274,84  2338,61  2490,72  2685,49  2931,9  3195,31 

-  176,04  63,77  152,11  194,77  246,41  263,41 

-  176,04  239,81  391,92  586,69  833,1  1096,51 

-  108,3  102,8  106,5  107,8  109,2  108,9 

-  108,3  111,4  118,7  127,9  139,7  152,2 

-  8,4  2,8  6,5  7,8  9,2  8,9 

-  8,4  11,4  18,7  27,9  39,7  52,2 

  2237,4      2702,7       

2237,4  2368,1  2504,9  2702,7  2937,6       

-5  -3  -1  0  1  3  5 

-10494  -6824,52  -2338,61  0  2685,49  8795,7  15976,55 

25  9  1  0  1  9  25 

2016,481  2239,355  2462,23  2573,667  2685,104  2907,979  3130,854 

итого

18015,67










7800,61

70

18015,67


Средний абсолютный прирост

Δý = (yn-y1)/n-1 = (3195,31-2098,8)/7-1=155,6443

Средний темп роста

Ťр = n-1√(ПТрц) = =1,0725

Средний темп прироста

Ťпр= Ťр - 100% =107,25%-100%=7,25%

Средний уровень ряда

ý = ∑y/n = 18015,67/7=2573,66714

Выявим тенденцию методом аналитического выравнивания по прямой

ŷ = a0+a1t =2573, 66714+111, 4373 t

Т.к. сумма t равна нулю, то система уравнений для нахождения параметров будет иметь следующий вид:

a0n = ∑y,∑t2 = ∑yt== ∑y/n = 18015, 67/7=2573, 66714

a1 = ∑yt / ∑t2 = 7800, 61/70=111, 4373

Используя приведенное уравнение, рассчитаем показатель 2008 года:

ŷ2008 = 2573, 66714+111, 4373 *7=3353,728

Таблица 3.СРЕДНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ [1]

(на конец года; рублей за килограмм)


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Говядина, свинина тушеная консервированная, за условную банку 350 г










19,52

24,07

26,55

28,18

32,04

37,01

40,10

43,13

Рыба замороженная неразделенная (кроме деликатесной)4'










29,54

36,57

40,39

42,99

48,68

55,76

58,69

62,82

Рыба соленая, маринованная, копченая

61,22

75,98

87,99

93,15

107,99

130,65

144,92

154,96

Консервы рыбные натуральные и с добавле









нием масла, за условную банку 350 г

21,15

25,08

25,11

25,67

27,61

30,79

32,28

35,20

Сливочное масло

69,12

71,73

80,08

87,96

93,96

102,42

109,71

155,10

Подсолнечное масло 1

23,20

33,07

35,76

38,16

39,10

40,06

39,41

60,26

Молоко цельное пастеризованное7', за л

9,70

11,37

11,96

13,48

15,52

17,35

18.76

25,39

85,17

103,06

102,67

111,95

122,30

138,72

144,26

233,93

Яйца куриные, за 10 шт.

16,57

18,84

20,06

22,08

28,44

24,50

27,06

34,89

Сахар-лесок

15,62

14,88

19,47

18,34

19,69

19,69

22,71

21,83

Чай черный байховый

144,19

155,92

167,83

173,18

183,01

193,61

204,25

224,85

Мука пшеничная

8,08

8,48

8,04

11,40

13,06

11,91

12,83

17,35

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки









высшего сорта

12,19

13,69

14,35

18,69

21,61

22,24

24,92

30,86

Рис шлифованный

13,03

13,55

15,69

16,30

21,04

21,36

23,45

31,54

Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта










17,52

19,43

20,83

21,68

24,91

25,68

26,95

33,48

Картофель

5,19

6,33

9,51

7,89

8,12

9,72

10,94

14,30

Капуста белокочанная свежая

4,75

5,99

9,75

7,02

7,84

10,21

9,48

16,32

Лун репчатый

6,11

8,34

11,99

12,52

11,20

12,77

16,13

17,88

Яблоки

22,02

27,59

31,48

31,72

34,09

36,87

44,09

48,82

Коньяк ординарный отечественный10', за л

84,05

94,76

102,54

116,45

134,94

148,89

166,04

181,66


308,51

368,08

427,68

471,65

512,78

557,90

647,21

700,06

Вино игристое отечественное1 , за л

93,38

105,28

109,49

113,13

118,16

124,39

135,76

145,96

Пиво отечественное, за л

20,06

22,91

25,50

27,05

28,79

31,00

33,12

36,26


.2 Статистический анализ динамики стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта

цена стоимость хлеб статистический

Таблица 4. Статистический анализ динамики стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорт.

год

Число пожаров, тыс.ед.

Абс. прирост(ц)

Абс. прирост (б)

Темп роста (ц)

Темп роста (б)

Темп при-роста (ц)

Темп при-роста (б)

Скользсредн.

t

t2

ŷ

2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007 

12,19  13,69  14,35  18,69  21,61  22,24  24,92  30,86 

-  1,5  0,66  4,34  2,92  0,63  2,68  5,94 

-  1,5  2,16  6,5  9,42  10,05  12,73  18,67 

-  112,3  104,8  130,2  115,6  102,9  112  123,8 

-  112,3  117,7  153,3  177,2  182,4  204,4  253,2 

-  12,3  4,8  30,2  15,6  2,9  12,1  23,8 

-  12,3  17,7  53,3  77,2  82,4  104,4  153,2 

  13,4  15,5  18,2  20,8  22,9  26,6     

-7  -5  -3  -1  1  3  5  7 

49  25  9  1  1  9  25  49 

10,92  13,46  16  18,54  21,08  23,62  26,16  28,7 

итого

158,55








0

168

158,48


Средний абсолютный прирост

Δý = (yn-y1)/n-1 = (30,86-12,19)/8-1=2,67

Средний темп роста

Ťр = n-1√(ПТрц) = =1,1418

Средний темп прироста

Ťпр= Ťр - 100% = 114,18%-100%=14,18%

Средний уровень ряда

ý = ∑y/n =158,55/8=19,81

Выявим тенденцию методом аналитического выравнивания по прямой

ŷ = a0+a1t =19,81+1,27 t

Т.к. сумма t равна нулю, то система уравнений для нахождения параметров будет иметь следующий вид:

a0n = ∑y,

a1∑t2 = ∑yt= ∑y/n = 158,55/8=19,81

a1 = ∑yt / ∑t2 = 213,43/168=1,27

Данное уравнение показывает, что в течение исследуемого периода стоимости хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта

увеличилась в среднем на 1,27 руб. в год.

Используя приведенное уравнение, рассчитаем показатель 2010 года:

ŷ2010 = 19,81+1,27 *13=36,32 руб.

Глава 3.Выводы и рекомендации

По данным Росстата с начала 2008 года индекс потребительских цен в РФ вырос на 8,9%, что гораздо выше показателей 2006 года. За девять месяцев цены на подсолнечное и сливочное масло выросли почти на 21% и 11% соответственно, на яйца - на 14%, молочные продукты - 25%, сыры - более чем на 40%, хлеб - на 22%. Причем основной скачок цен на сыр и молоко произошел именно осенью. Зато овощи и сахар-песок подешевели именно в октябре.

Основной виновник инфляции в РФ - ценовые скачки на мировых рынках. Логика такая: раз страна сейчас импортирует до трети продовольствия, а в мире возрос спрос на продтовары, то куда против глобализации-то. Среди врагов “унутренних” - “монетарная инфляция”, повышенное денежное предложение, рост доходов населения, взрывной рост потребительского спроса при отставании в производстве товаров. Именно снижение инфляции остается важнейшей задачей правительства.

За сентябрь-октябрь в России цены на отдельные продтовары выросли на 10-60%, и ситуация негативно сказывается на малоимущих слоях населения, а также на социально-экономическом положении в стране в целом. А информация из регионов показывает, что принимаемые как на федеральном, так и региональном уровнях меры по сдерживанию цен на продовольственные товары не дают заметных результатов. Это указывает на то, что правительство РФ в течение длительного времени не проводило серьезного всестороннего анализа динамики роста цен и оценки факторов, влияющих на эти процессы.

Эффективными мерами снижения роста цен на продовольственных рынках должно стать развитие конкуренции, в том числе за счет стимулирования увеличения выпуска отечественной продукции, упрощенного доступа на товарные рынки крестьянских (фермерских) хозяйств и формирования правил регулирования импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции. мировой опыт ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривает правовое установление верхних и нижних пределов колебания цен, индикативной или условной цены, которую стремится поддержать государство”, тогда как в РФ “нормативно-правовая база, которая позволила бы обеспечить регулирование этих вопросов, отсутствует”.

В видах конструктива и позитива Совет федерации предложил правительству принять меры по стабилизации розничных цен на продукты питания, в том числе за счет государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. О каковых мерах вместе с местными властями - информировать население. Вторым пунктом - разработать некий комплекс мероприятий, направленных на защиту пенсионеров и малообеспеченных слоев населения. Кроме того, обеспечить эффективность системы таможенно-тарифного регулирования на продовольственные товары, борьбу с монополиями на региональных рынках, стимулирование отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и осуществлять мониторинг ценообразования во всех секторах экономики.

Годовой размер инфляции в июне 2008г. составил 15,1%. При такой огромной инфляции сложно не заметить, как быстро кончаются деньги и обесцениваются доходы. Что поможет в борьбе с этим неизбежным спутником современной экономики?

От большой инфляции страдают в первую очередь быстроразвивающиеся экономики, к которым относится и Россия. Но в последнее время жаловаться на инфляцию стал и весь мир. Европа, США и другие страны, для которых инфляция в 1-3% в год была нормой, теперь хватаются за голову при инфляции в 2-3 раза большей.  Предпринимаются самые различные меры, но пока не видно, что может остановить и уменьшить размер инфляции.

Как же обычным людям защититься и уменьшить влияние инфляции на размер своего кошелька?

В начале попытаемся понять причины и наиболее уязвимые места, на которые больше всего влияет инфляция.

Откуда такая инфляция

Почему именно в развивающихся и быстрорастущих странах инфляция достигает наибольших размеров, определить просто.

Рост производства, увеличение спроса на товары, существенное изменение доходов населения приводит к росту цен на товары. Производство не поспевает за спросом и баланс равновесия на рынке устанавливается с помощью инфляции. Меньше всего в данном случае растут цены на импортируемые товары, т.к. стоимость их производства не изменяется так, как стоимость производства товаров и услуг внутри развивающейся страны.

Влияние данного фактора вместе с перестройкой экономики мы могли наблюдать в России в течение последних 15 лет. Инфляция постепенно замедляла свой темп, и правительство стало делать радостные заявления о том, что скоро у нас инфляция будет такая же, как и в развитых странах.

Но неожиданно инфляция в России не только не замедлилась, а стала быстро увеличиваться.

Мы уже почти привыкли, что инфляция должна составлять не больше 10%, а она уже достигает 15% и больше.

Причиной данного перелома тенденции стала ситуация, которая сложилась в мировой экономике.

Рост потребления в Китае и существенное увеличение расхода ресурсов во всем мире привели к неизменному росту самого разного сырья.

Цены на нефть, газ, продовольствие, металлы и другое сырье поднялись до заоблачных высот. И все эксперты указывают на то, что рост сырьевых ресурсов не остановится, а может только ускориться.

Как защитить свой уровень жизни?

Наблюдая как растут цены на товары и услуги, и как с трудом поспевает за инфляцией рост Ваших доходов, можно всерьез забеспокоиться о сохранении своего уровня жизни.

Но можно заметить, что инфляция неодинаково действует на доходы разных категорий людей.

Кто больше всего страдает от сегодняшней инфляции?  Пенсионеры и менее всего обеспеченные люди. Именно у них расходы на питание и коммунальные расходы занимают основную часть бюджета.

Наиболее же обеспеченные люди ощущают на себе инфляцию, но для них эта инфляция может даже не превышать европейского уровня. Расходы на товары роскоши, дорогую технику, эксклюзивные услуги не только не растут быстрыми темпами, а могут даже снижаться из-за усиления конкуренции и технического прогресса.

Конечно вывод из данного сравнения звучит очевидно просто и в тоже время грустно: «Чтобы не страдать от инфляции нужно стать богатым». Легко сказать - трудно сделать.

Но можно выделить несколько способов снижения влияния инфляции, которые применимы всеми категориями людей:

Если стоимость сырьевых товаров растет - их нужно меньше покупать

Раз цены на сырьевые товары растут, то можно использовать методы их экономии.

Тарифы на электроэнергию будут расти на 25% в год, а значит энергосберегающие лампочки становятся все более выгодными и способны снизить расходы.

Тарифы на воду увеличиваются на 18% в год. Поэтому те, кто еще не установил счетчики на воду, могут всерьез задуматься о снижение расходов на коммунальные услуги за счет этого постоянно откладываемого дела.

Цены на бензин увеличиваются на 20-30% в год. А ведь, покупая малолитражные автомобили с низким расходом топлива, можно еще существенно сэкономить при его покупке, на транспортном налоге, страховке. Да и парковаться в крупных городах гораздо проще.

Альтернативные товары и услуги

У большинства товаров и услуг есть заменители. И необязательно эти заменители худшего качество. Они могут быть даже лучше, а стоить дешевле.

Рост цен на продукты может подтолкнуть вести более здоровый образ жизни. Например, если частично заменять быстро дорожающие сладкие, молочные продукты фруктами и овощами. А можно покупать меньше импортных фруктов и овощей более дешевыми отечественными аналогами, которые выращены в свой сезон. В Европе продукты более экологичные и полезные для здоровья стоят значительно дороже, чем жирные, сладкие продукты или продукты красивые на вид, но выращенные с применением вредных удобрений в теплицах. У нас же часто наоборот.

Неговоря уже о том, что вместо обеда в Макдональдсе и прочих кафе с не очень полезной для здоровья пищей можно позаботиться о более полезном обеде из фруктов, овощей и т.д.

Также можно как-нибудь попробовать добраться до работы на метро и сэкономить деньги, а самое главное время и нервы, которые так сильно тратятся в пробках.

Вместо покупки журналов, газет или книг, можно читать их электронные версии в Интернете. Так возможно даже сэкономить свое время, а прочитать больше полезной и интересной информации.

Опередить инфляцию

Опередить инфляцию очень просто, если заранее покупать товары и услуги. Купив сразу что-нибудь оптом можно экономить деньги и время.

Если покупать проездной на метро сразу на год, экономится сразу 50% на стоимости проезда, чем если покупать каждый месяц безлимитный проездной. А если покупать за 2 месяца до нового года, то экономится еще и будущее повышение цен на проезд в размере 15%.

Многие продукты можно закупать оптом в крупных гипермаркетах и торговых центрах раз в месяц или неделю. Оптовые цены дешевле, можно опередить повышение цен, да и покупать продукты можно будет реже и меньше.

Клубные карты в фитнес центрах на год, подписка журналов и газет, оплата Интернета сразу на полгода, страхование на длительные периоды времени и мн. др. также позволит сэкономить, опередить инфляцию и избавиться от постоянной волокиты.

Всегда принимать в расчет инфляци

Цены на аренду жилья постоянно растут на 15-30% в год. Сравнивая покупку квартиры в ипотеку с арендой жилья, стоит учесть общую инфляцию и рост цен аренды квартир. Об этом часто забывают, а ведь именно эти факторы могут быть решающими. Да и собственную квартиру сложно сравнить с жизнью в чужой , из которой могут выгнать в любой момент.

Для покупки техники часто берут потребительские кредиты, которые могут существенно опустошить Ваш кошелек. А если учесть, что через год стоимость этого товара снизится и за те же деньги можно будет купить технику с лучшими параметрами, то может быть действительно стоит отложить покупку. Ведь ничего страшного не произойдет, если Вы еще немного будете использовать старую модель техники.

Можно найти еще множество других способов и методов по борьбе с инфляцией и оптимизацией своих расходов, которые позволят Вам платить меньше, а получать больше.

Главное чтобы Вы нашли лучшее применение освободившимся средствам и смогли существенно улучшить свой уровень жизни в будущем!

«Инфляцию не замечает тот, кто либо ничего не тратит, либо зарабатывает существенно больше, чем может потратить».

А зарабатывать можно не только своим трудом, но и инвестированным в правильные активы.

Заключение

В ходе данной работы были определен и решен следующий круг задач:

исследован и систематизирован основной понятийный аппарат статистики цен;

проведена многомерная классификация цен

определена структура управления и регулирования цен России;

проведен статистический анализы динамики цен в России;

определены место и роль ценовой политики России в экономике страны;

сделаны выводы и даны рекомендации .

Список литературы

Россия в цифрах. 2008: Крат.стат.сб./Росстат - М., 2008. - 510 с.

Беляевский И. К., Башина О. Э.Статистика рынка товаров и услуг.:Финансы и статистика,2003.

. Общая теория статистики. Четвертое издание. Под редакцией А.А.Спирина, О.Э.Башиной. Москва, “Финансы и статистика”, 2002год.

Статистика цен: учебное пособие/Долженкова В.Г.- М.:ФИЛИНЬ,2000.256 с.

Россия в мире и евроазиатском регионе: статистика цен и госфинансов/Б.П. Плышевский//Вопросы статистики.-2009.№ 9.-с. 3-13

Практикум по социально- экономической статистике. Под редакцией Н. Г. Назарова.Москва, «Финансы и статитика»,2009 г.

Инвестиции, финансы и цены стран Содружества Независимых Государств:

Российский статистический ежегодник/Госкомстат России.-М.,2008

Статистика цен и инфляции: Учебно-методическое пособие/Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики.-М.,2002.

Экономико- статистический анализ: Учебное пособие/Под ред.С. Д. Ильенковой .-М.Финстатинформ,2005.

Торвей Р. Индексы потребительских цен// Международная организация труда.-2000.

Зинченко В. И. Индексы цен и инфляционные процессы. Новосибирск: Наука,2006

Региональные проблемы устойчивого развития России. Сборник научных трудов. - М.: МГУЛ, 2004. - 210 с.

Похожие работы на - Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!