Реклама в детской библиотеке

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Реклама в детской библиотеке













Контрольная работа

по дисциплине «Библиотечная работа с детьми»

на тему «Реклама в детской библиотеке»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ

1.1 Понятие и сущность библиотечной рекламы

.2 Виды библиотечной рекламы

2. РЕКЛАМА В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

2.1 Что значит детская целевая аудитория?

.2 Оформление фонда

.3 Выставочная реклама

.4 Реклама в средствах массовой информации

3. ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Реклама - это имя вещи.

Реклама должна напоминать бесконечно

о каждой, даже чудесной вещи.

Реклама должна быть разнообразием,

выдумкой. Думайте о рекламе.

В. Маяковский, 1923 г.

Социологические исследования показывают, что нередко библиотека в глазах современной молодежи выглядит своего рода анахронизмом, пристанищем консерватизма, а образ библиотекаря ассоциируется чуть ли не с чеховским «человеком в футляре». Значительная часть населения рассматривает публичную библиотеку в лучшем случае как место, где можно получить нужную книгу или связанную с ней информацию. Долгие годы библиотека выступала еще и своеобразным придатком системы политического просвещения, что также не добавило ей популярности. Такое отношение вызывает не только справедливое негодование, но и желание объявить войну отжившим свой век стереотипам, принижающим социальный статус и престиж такого уникального социального института, как БИБЛИОТЕКА, обесценивающим его многовековую историю и заслуги последних дней.

Хотя первоначально слово «библиотека» и означало «хранилище книг», оно давно «выросло» из этого хрестоматийного определения. Сегодня работа библиотеки насыщается глубоким и очень разносторонним содержанием. Развитие информационных технологий оказало влияние как на традиционные формы ее работы, так и на современные методики, обеспечивающие читателям доступ практически к неограниченному спектру информационных услуг. Библиотечные пользователи превращаются в полноценных потребителей со своими ожиданиями, потребностями и свободой выбора. Эти изменения побуждают нас предпринимать усилия для информирования общественности о новой миссии и новом облике обслуживающих их библиотек, и тут на сцену выходит реклама.

Библиотечная реклама как таковая имеет давние традиции. Даже в тяжелые для России 1920-е годы наших коллег волновал этот вопрос: «Рукописное объявление, составление агитационных плакатов, призывы к товарищам на всякого рода сходках, лекциях, даже использование местной газеты, - все здесь идет в ход, ибо первое дело библиотекаря - оповестить окрестное население о существовании библиотеки и постоянно поддерживать к ней интерес». Сегодня же принципиально меняется содержание рекламы, усложняются функции и во многом обновляются методики.

1. БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ

1.1 Понятие и сущность библиотечной рекламы

При упоминании слова «реклама» в сознании зачастую всплывают фразы: «бесцеремонная и назойливая», «хорошее рекламировать не станут», «берут что похуже - продают подороже» и т. д. Многим неприятно ставить рядом понятия «храм знаний» и «реклама». Но, как утверждает известный британский специалист Э. Эринберг, реклама не способна (и не должна) выполнять никакие другие функции, кроме информационной и напоминающей (а это в чем-то созвучно с функцией института библиотек, не правда ли?). И нынешняя телевизионная, радио - или другая реклама зачастую информируют нас о новых достижениях науки и производства. Правда, слишком навязчиво и бесцеремонно.

Поэтому неудивительно, что фраза «библиотечная реклама» может казаться несколько непривычной. Вот что пишет С. Матлина, ведущий научный сотрудник РГБ: «Еще полтора-два десятилетия назад понятие «библиотечная реклама» напрочь отсутствовало в профессиональной лексике. Чаще всего употреблялись привычные для слуха слова и сочетания «пропаганда», «продвижение литературы», «привлечение читателя» и пр. При всех различиях содержание этих терминов в равной мере включало в качестве важного элемента задачу сконцентрировать внимание реального или потенциального пользователя на книге, услуге. Обосновывалась необходимость библиотеки в жизни каждого человека, освещались наиболее яркие стороны ее деятельности».

Сегодня вопрос библиотечной рекламы поднимается повсеместно. Некоторые зарубежные библиотеки используют даже такую ее разновидность, как выпуск печатных отчетов для общественности. Эти отчеты написаны простым понятным языком, в них освещаются достижения библиотеки, ее приоритеты, и даже характеризуется бюджет и его использование. Эта информация формирует в обществе осведомленность о библиотеке и ее услугах, содействует повышению роли библиотеки в обществе и улучшению ее имиджа.

Целями проводимых библиотекой рекламных компаний являются:

• Привлечение в библиотеку новых пользователей;

• Привлечение читателей к более активному чтению;

• Поиск новых партеров и спонсоров;

• Привлечение внимания библиотекам со стороны организаций, влияющих на развитие организаций.

Партнерство библиотек зачастую имеет своей целью привлечение новых пользователей в библиотеку.

По определению, данному профессионалами, рекламная кампания - это комплекс рекламных мероприятий, объединенных целью (целями), для реализации маркетинговой стратегии рекламодателя путем побуждения заданного круга потребителей к действию с помощью рекламных обращений. Рекламная кампания содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельностью: планирование, организацию и контроль.

При правильной организации реклама очень эффективна. Но для того, чтобы реклама работала, нужно разработать стратегию рекламной кампании. Особенно это важно для того, чтобы разумно и экономно направить средства, выделенные библиотеками на рекламную компанию. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности организации. Исходя из этого и формируются цели рекламной кампании.

Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулированию пользователей к чтению, или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.

В соответствии с законом библиотечную рекламу определяют как не коммерческую, а социальную. Она не содействует коммерческим сделкам, но способствует распространению общезначимых идей, общественных ценностей, а также формирует положительное отношение потребителей к институту рекламы как таковому.

Информировать и напоминать, заинтересовывать - вот задачи, которые, являются приоритетом для рекламиста в библиотеке. Взрослым они напоминают, что россияне - читающий и думающий народ; отучают его от «фаст-фуда» книжных прилавков, этих скороспелых малосъедобных романчиков и детективчиков. Детям - показывают наглядно, что книга - не способ «убить» время, а возможность прожить кусочек чьей-то еще жизни, окунуться в мир фантазий, созвучных с желаниями их души. Как заметила однажды известная детская писательница Т. Крюкова - дети, сегодня читающие легкое бульварное чтиво, завтра не возьмут в руки Зюскинда. Не хотелось бы, чтобы еще одно поколение выросло на одноразовых лоточных книжках.

Моя учительница литературы, знакомя класс с новым произведением классиков, иногда взволнованно говорила: «Я даже завидую вам, что сегодня вы прочтете это впервые!» После таких слов мы открывали книгу с жадным интересом, настроенные не на выполнение заданного учителем урока, а на личную встречу с чем-то необычайным.

Вот так, через эмоции, через созвучные другим переживания мы должны обращаться к сердцам читателей; если ты не увлечен сам - ты не зажжешь огонь интереса в душе другого. И это - тоже реклама.

Реклама - неотъемлемая часть нашей жизни; она нужна в библиотеках, она нужна и самой библиотеке. Слова, пусть грамотные и красивые, без реальных дел ничего не значат, а ведь хорошие идеи так и просятся в жизнь [8].

1.2 Виды библиотечной рекламы

Виды рекламы, используемые библиотеками:

. Реклама на радио. Этот вид рекламы остается самым распространенным для библиотек для слепых. Как показывает практика, пользователи активно слушают этот доступный для них источник информации. А работники радиоканалов с удовольствием сотрудничают с библиотеками, оказывая эти услуги бесплатно. И не обязательно это объявления, приглашающие читателей в библиотеку. Любая информация, в которой звучит сообщение о библиотеке, вызывает резонанс - звонки от людей, которые спрашивают, как записаться в библиотеку.

. Реклама в Интернет. Сегодня это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. В Интернете существует возможность динамического отслеживания хода рекламной компании. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это может быть и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта.

. Выпуск рекламной продукции. На сегодняшний день рынок предлагает огромное разнообразие различных продуктов. Выбор зависит от целей, к которым стремится библиотека, целевой аудитории, на которую направлена реклама. Самая простая рекламная продукция - это памятки и листовки. Их можно даже изготавливать своими силами, небольшими тиражами, имея компьютер и принтер.


Плакаты - это более сложная в изготовлении продукция. Библиотеками плакаты используются, чтобы привлечь внимание прохожих к библиотеке, крупным мероприятиям. Главное для плаката - броскость, яркость, оригинальность композиции.

Что касается календарей, то они, как правило, пользуются наибольшим спросом и обладают лучшим рекламным эффектом. Календарь всегда нужен и, каждый раз обращаясь к нему, одновременно читаешь и то, что на нем написано. Календари могут быть настенными, настольными, карманными.

Довольно распространенный вид рекламной продукции - буклеты и иллюстрированные брошюры. Важным при выпуске буклетов является ориентирование на целевую аудиторию. В зависимости от этого и подбирается материал, определяется стиль буклета. Для читателей важнее набор услуг, контактная информация, часы работы. Для партнеров важно знать о цели, с которой мы к ним обращаемся и контактная информация.

Как показывает практика, люди не любят читать подробную информацию, поэтому, по возможности, необходимо определить эту цель в одну емкую фразу, вынеся ее на первый план, и далее разметить контактную информацию.

Не менее интересна и такая продукция, как сумки, футболки, бейсболки, брелки, значки, вымпелы, открытки, сувениры. Это достаточно сложный в изготовлении и дорогостоящий вид продукции. Но профессионалы рекламного дела считают, что реализация сувенирной продукции может приносить доход. Нужно помнить, что это рентабельно только в случае достаточно больших тиражей.

При разработке любой рекламной продукции важно уделить внимание разработке слогана. Слоган - рекламный лозунг или девиз, содержащий сжатую, легко воспринимаемую, эффектную формулировку рекламной идеи. Слоган несет эмоциональный смысл всей рекламной кампании. Некоторые эксперты считают, что 90% эффективности рекламы заключено в слогане. Зачастую люди проводят массу времени, создавая и редактируя тексты объявлений, статей, - вместо того, чтобы «вложиться» в слоган. Это большая ошибка, ведь если люди не прочтут что-то занимательное, они не прочтут и всего остального.

Рекламная продукция - это наш личный представитель перед читателями и партнерами. В зависимости от профессионализма исполнения зависит ее эффективность. В работе над любой рекламной продукцией в первую очередь оценивают аудиторию, где она будет представлена, и только после этого приступают к непосредственной разработке [2].

2. РЕКЛАМА В ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

2.1 Что значит детская целевая аудитория?

Детская целевая аудитория - понятие растяжимое. Каждый год для ребенка - это новые знания, новые умения, новый уровень развития. Поэтому возрастное сегментирование детской аудитории более узкое, чем взрослой. Существует несколько вариантов сегментирования детей.

От рождения до 3 лет: Вся реклама для детей этого возраста, конечно же, направлена на родителей, основная коммуникация происходит именно с ними, что естественно, поскольку ребенок в этом возрасте в силу речевых особенностей не может формулировать потребности, он не посещает библиотеку.

Хотя три года можно отнести к этой категории уже с натяжкой. Мы спрашивали во время исследований у мам, с какого возраста ребенок начинает высказывать свои пожелания в отношении чтения, книг. Наиболее частым был ответ 2-3 года. Таким образом сами мамы свидетельствуют, что три года - это тот период, когда ребенок начинает осознавать и формулировать свои потребности.

-6 лет - дошкольный период: Дошкольники - это дети, во многом зависящие от родителей. Ребенок в это время ходит в садик, где он вынужденно проводит время в коллективе определенных детей, вынужденно общается с детьми друзей родителей. В этом возрасте ребенок многое воспринимает через призму своей семьи. Герои детских брендов, которые позиционируют себя на детей этой возрастной группы, - более детские, анимационные.

Первоклассники: Школа. Поход ребенка в первый класс - большой стресс, равносильный стрессу, который ребенок переживает при разводе родителей. Ребенок из замечательного мира, где многое можно, попадает в мир сплошных условностей. В школе нужно делать все так, как сказал учитель, причем почему именно так, никто не объясняет. В этот период ребенок ведет себя особенным образом. Именно поэтому, когда мы проводим исследования с этой возрастной группой, то стараемся не пересекать первоклашек с более взрослыми детьми. Во втором классе ребенок уже как «старослужащий» солдат. Он привыкает к школьной среде и подбирает наиболее приемлемую для себя модель поведения в классе, школе. С этого момента очень многое в жизни ребенка определяет его окружение, коллектив сверстников.

-10 лет - младшие школьники, 10-12 лет - младшие подростки: В этом возрасте дети балансируют между родителями, школой и сверстниками, таким образом на ребенка влияет три среды. Для многих детских брендов десятилетние дети - это верхняя возрастная планка их аудитории. Мы видим, как после 10-ти лет ребенок начинает стремительно взрослеть, что отражается на его желаниях и предпочтениях. Если же говорить о том, что объединяет эти две возрастные группы, то это подсознательное стремление узнать для себя что-то новое, получить новые навыки.

-16 лет: Подростки со всеми вытекающими отсюда последствиями. Общение с друзьями и сверстниками и «принятость» этим обществом выходит для них на передний план. Говоря об особенностях возраста, психологи часто упоминают так называемый «подростковый комплекс» - это сочетание в характере подростка, казалось бы, несочетаемых вещей. Подросток может очень болезненно относиться к оценке другими людьми своей внешности, способностей и в то же время быть крайне самонадеянным и категоричным в отношении окружающих.

Важно правильно выбрать ядро детской аудитории, на которую направлена реклама.

Психологические установки, на которые нужно ориентироваться при создании рекламы.

Игра. Игровая деятельность является ведущей у ребенка вплоть до 11 лет. Все, что подано в игровой форме, проще и понятней воспринимается ребенком.

Так, например, ряд библиотек, проводя мероприятия для семей с детьми, устраивает для маленьких посетителей экскурсии по библиотеке. Ребенку рассказывают, как и в каких условиях живет книга. Слушая это все с открытыми глазами, ребенок, конечно же, уговорит родителей прийти в эту библиотеку снова!

Психологический комфорт и защищенность. Дети - существа несвободные. Ребенок многое понимает, но зависим от родителей. При этом, встраиваясь с возрастом в окружающий его мир, ребенок ощущает и возрастающее давление на него извне. Выбранный книжный герой может помочь ребенку чувствовать себя уверенней.

Ситуативность и потребность дружбы. С возрастом ребенка его потребность в дружеских отношениях со сверстниками все увеличивается. При этом ребенок вынужден среди своих приятелей ситуативно видеть тех, с кем учится или живет в одном дворе. Герой может стать тем виртуальным другом, с которым ребенок может фантазийно реализовать свои ожидания. С ним можно делиться секретиками, советоваться, общаться.

Мероприятия в детских библиотеках проходить чаще и интенсивнее. Рекламные акции должны быть неожиданными и запоминающимися. Нельзя забывать, что дети любят признание своего таланта. Для ребенка важно поделиться победой. Ведь это просто! Отправить детям письма от героя, похвалить ребенка [9].

2.2 Оформление фонда

Открытый доступ - это лицо каждой библиотеки, и создается он, прежде всего для читателей. От того, каким образом он организован и оформлен, зависит, как читатели будут его воспринимать, будет ли им здесь уютно, смогут ли они сами свободно ориентироваться в нем, чтобы найти необходимую литературу.

Главные принципы оформления фонда: учет возрастных особенностей читателей; поиск своего стиля в оформлении; выбор темы, героя-талисмана (библиотеки, отдела); художественное решение (шрифт, цвет); разработка тематики, цветности, символики в оформлении полочных разделителей; наглядное отражение тесной взаимосвязи библиотеки и читателя; учет индивидуальных особенностей библиотеки (объем фонда, площадь и др.); изменение структуры расположения стеллажей (где это возможно). Каким же образом в каждой детской библиотеке-филиале воплотилась идея преобразования открытого фонда?

Коллектив ЦРДБ имени Зайцева (заведующая обслуживанием И. Паймышева) обновил два абонемента и читальный зал. Сотрудники каждого отдела придумали эмблему, символику, выбрали цветность. Так, абонемент, обслуживающий дошкольников и учащихся 1-3-х и 4-5-х классов, оформлен в космическом стиле и назван "Третьей планетой". (В основу оформления положена книга Кира Булычева "Тайна третьей планеты".) Символом отдела стал Громозека (один из героев книги) - добрый, отзывчивый, любознательный. Указатели литературы выполнены в виде летающих тарелок. Их цвет полностью соответствует цвету полочных разделителей: синие и зеленые - для научно-познавательной литературы, красные и желтые - для художественной литературы.

Стеллаж с литературой для учащихся 2-3-х классов получил название "Вам, первооткрыватели!". Были даны нетрадиционные названия полочным разделителям: научно-познавательная литература - "Любознайкам" (об окружающем мире), "Есть сторонка русская" (история), "Игронавты" (игры, кроссворды, самоделки); художественная литература - "Сказки вместе собрались", "Страна непрочитанных книг", "Поэтическая радуга" и др.

Учащимся 4-5-х классов предложены книги на стеллаже с названием "Вам, старожилы!". Тематические разделители получили такие названия: научно-познавательная литература - "Из времен незапамятных", "Учение - не мучение", "О братьях наших меньших"; художественная литература - "Твоя золотая полка", "О мальчишках и девчонках", "Чудеса и тайны".

На отдельном стеллаже расположена выставка "Сокровища звездного неба", где демонстрируется забота библиотеки с читателями. Ее разделы: "Самые читающие астронавты" - полочная выставка читательского формуляра; "Властелины Вселенной" - представлена литература о писателях-юбилярах и на произведениях; "Помогай-ка" - полочная выставка рекомендательной библиографии: рекомендательные списки, книжные закладки, реклама книг и журналов, а также тематические картотеки; "Обаяние старых изданий" - полочная выставка незаслуженно забытых книг.

Оформляя открытый доступ, библиотекари не забыли и о задолжниках. Был вывешен плакат "Их разыскивает патрульная инспекция Галактики". На нем вниманию всех представлен список тех, кто не сдал вовремя литературу в библиотеку. Нетрадиционное название и яркое оформление привлекают внимание читателей, в том числе и самих штрафников.

Надо сказать и об уголке библиографии, выполненном в красных тонах. Символ отдела Громозека, присутствующий в этом уголке, показывает детям, что с помощью систематического и иллюстрированного каталогов можно выбрать книгу. Этот веселый, яркий человечек напоминает детям и о сроке возврата книги. Он написан на плакате, расположенном у кафедры библиотекаря.

Абонемент, обслуживающий учащихся 6-9-х классов, оформлен в морском стиле. А название ему дали романтическое, можно сказать, приключенческое - "Колумбус". Атрибутами открытого доступа стали глобус, картотека для подростков в помощь школьной программе "Огонек в океане", библиографическая игра "Ветер странствий".

Литература открытого доступа расположена на трех стеллажах под следующими названиями: "Белеет парус одинокий" - художественная классическая литература (полочные разделители и закладки выполнены в голубом и белом тонах); "Встреча в кают-компании" -рекомендательная библиография и формуляры самых активных читателей; "Пути-дороги необитаемого острова" - научно-познавательная литература. (Полочные разделители и заголовок выполнены в зеленых и желтых тонах.)

Особого внимания заслуживает читальный зал. Выбирая тему, которая отразила бы его работу, библиотекари остановились на детективном жанре, так как в читальном зале происходит ежедневный кропотливый поиск информации, идет выполнение справок в ответ на сложные, порой запутанные запросы читателей, не менее засекреченные и непонятные, чем сюжет в захватывающем детективе.

Эмблемой стали развернутая книга и загадочные, пытливые, таинственные и любознательные нарисованные глаза, которые хотят знать все. Эмблема оформлена в черно-сине-красных тонах. Эти же цвета взяты и для оформления библиографической игры-поиска "Знатоки идут по следу". Игра располагается в книжных шкафах, где представлены тематические папки и сборники краеведческого характера, отражающие основное направление работы библиотеки - краеведение.

Красочный плакат приглашает читателей ответить на три группы вопросов: о памятных местах Нижнего Новгорода и области; об исторических местах Сормовского района; юбилейных датах, связанных с жизнью знаменитых нижегородцев. Ответивший на все вопросы получает звание Истинного Нижегородца. Цель игры - привлечь внимание читателей к краеведческому фонду и научить самостоятельному поиску информации.

С большой фантазией и выдумкой подошли к художественному оформлению открытого доступа в библиотеке имени Бринского (заведующая филиалом Н. Потапова).

Три стеллажа открытого доступа объединены в большой "Дом Почитайки". Хозяином дома выступает человечек Почитайка, который является символом библиотеки, он представляет читателям лучшие книги, новые журналы, указывает срок возврата и т. д. В этом доме стеллажи - это подъезды, книжные полки - этажи, полочные разделители - ключи, а читательский адрес литературы на каждом стеллаже указан на замочках дома: 2-3 кл., 4-5 кл., 6-9 кл. Ключи, замочки для каждого возраста выполнены в определенном цвете: красном, желтом, зеленом. А чтобы детям удобнее было ориентироваться в открытом доступе, разработана система "светофор" и представлена в виде человечка-светофорика.

Созвучно открытому доступу библиотеки имени Бринского оформление открытого доступа на детском отделении библиотеки имени М. Ломоносова (заведующая филиалом Н. Машкина). Здесь открытый доступ представлен для читателей-детей целой "Читай-улицей", где каждый стеллаж - дом с определенным номером: 1/3 4/6, 7/9 (номер указывает возраст читателей, которым адресуются книги). Жители этих домов - книги и литературные герои: Карлсон, кот Матроскин, Дюймовочка и другие, и каждый располагается за своим полочным разделителем. Полочные разделители выполнены в виде окон домов. Таких окон много, что позволяет наиболее полно раскрыть фонд. Удачна и цветовая гамма стеллажей-домов. Три дома - три цвета: лимонный, розовый и белый. Благодаря цвету и нумерации читатели сразу могут найти свой "дом" на сказочной "Читай-улице". Особенностями оформления открытого доступа данной библиотеки являются простота, понятность и доступность для читателей-детей.

Оригинально оформлен открытый доступ библиотеки имени А. Матросова (заведующая филиалом Л. Сластникова). На очень ограниченной площади абонемента предусмотрен открытый доступ для читателей всех возрастов. Он расположен таким образом, что дети не мешают друг другу выбирать литературу.

Для дошколят выделен уголок "Как хорошо уметь читать". Цветные сиглы на книгах-брошюрах (желтые и красные треугольники) помогают не перепутать книги и сориентироваться в том, какая это литература - художественная (стихи, рассказы, сказки) или научно-познавательная (о животных, растениях, технике).

Для читателей среднего возраста литература собрана под рубрикой "Остров сокровищ". Путеводитель по этому "острову" выполнен в виде карты, расположенной на раскрытой книге. На карте условно обозначены книги по самым разным темам: "Замок чудес" -приключения; "Родник поэзии" - стихи; "Пик победы" - о войне; "Вулкан истории" - историческая литература; "Тропа натуралиста" - о мире природы.

Точно такие же условные знаки поставлены на ящиках, где расположены книги, и на самих книгах. Это позволяет детям быстро найти интересующую их литературу, а библиотекарям быстро расставить фонд. Символом открытого доступа для читателей среднего возраста стал капитан Флинт, который и приглашает желающих посетить "Остров сокровищ".

Открытый доступ для учащихся 7-8-х классов располагается на стеллаже под рубрикой "Круг чтения". Здесь каждый тематический разделитель имеет свой цвет. А книги, стоящие за разделителем определенного цвета, имеют на корешке полоску того же цвета, что и сам полочный разделитель (например, разделитель "В мире фантастики" выполнен фиолетовым цветом, а книги, стоящие в этом разделе, имеют на корешке фиолетовую полоску и т. д.). Такое решение помогает в выборе необходимой литературы и, конечно же, облегчает расстановку фонда.

В детском отделении библиотеки имени Ленинского Комсомола (заведующая Н. Голомидова) фонд открытого доступа - один из самых больших среди детских библиотек района. Располагается он на шести стеллажах. Библиотекари продумали название и цвет каждого раздела для читателей разных возрастных групп.

Так, для учащихся 1 -3-х классов выделен стеллаж с литературой, оформленной в желтых тонах, под названием "Ромашково". Символом его стал паровозик-мультяшка, который в стихотворной форме приглашает читателей к знакомству с книгами.

Учащиеся 4-6-х классов попадают в "Сказочный замок", который выполнен в красно-коричневых тонах, где их встречает королева Книга. Она - символ раздела фонда. А из стихотворения-обращения можно узнать о том, какая литература здесь представлена и для кого.

В сине-голубых тонах предстает перед читателями 7-9-х классов раздел открытого доступа "Книжное море". Корабль, летящий на всех парусах, олицетворяет стремление подростков к знаниям, открытиям, путешествиям. На свитке синего цвета дети могут прочесть стихотворение - пожелание удачи в плавании по книжному морю.

Такое решение оформления стеллажей открытого доступа помогает посетителям легко и быстро сориентироваться в фонде и найти необходимую литературу.

Коллектив библиотеки имени Кассиля (заведующая Л. Федотова) работу с открытым доступом начал с изменения расположения стеллажей. Их поставили на значительном расстоянии друг от друга, что исключило иллюзию цельного объекта и привлекло внимание к отдельному стеллажу. Каждый стеллаж с литературой адресуется читателям определенного возраста: младшего, среднего, старшего. Выделен также "Уголок дошкольника". Поиск нужной книги облегчают различные в цветовой гамме полочные разделители для каждого отдела литературы.

Объемный разноцветный многогранник, подвешенный на ниточке между стеллажами, привлекает внимание читателей. Эту "игрушку" можно покрутить и определить, какой теме соответствует определенный цвет полочных разделителей и сигл на книге. Например: зеленый - экология, красный - история, желтый - художественная литература и т. д.

Подводя итог, надо сказать, что каждый коллектив проявил выдумку, профессиональное мастерство, творчество, индивидуальность. Благодаря этому, открытый доступ в каждой библиотеке стал более ярким, привлекательным, обновленным, неповторимым и более доступным для юных читателей [7].

2.3 Выставочная реклама

Методически грамотно разработанная библиотечная выставка - это целая программа работы с читателями. Новые интересные факты для обсуждения, дискуссионные вопросы, не имеющие однозначных ответов, творческий подход, дизайнерское оформление - всё это закладывается в структуру выставки с момента авторского замысла и начала работы над ней. В настоящее время библиотеками накоплен большой опыт выставочной деятельности.

Сотрудники Центральной городской детской библиотеки Нижнего Тагила сумели наладить «обратную связь» с читателями и, желая получить предложения по разработке дальнейших выставок, составили обращение к читателям:

Дорогие друзья!

Нам очень нравится с вами работать. Но особенно приятно узнать, что сотрудники библиотеки помогли кому-то получить «пятёрку» в школе, подготовить доклад или реферат, победить в городской олимпиаде, блеснуть эрудицией в компании друзей. Тогда мы жутко гордимся этим и говорим: «Какая полезная всё-таки детская библиотека!» И что, почиваем на лаврах? Нет, постоянно думаем над тем, как сделать нашу совместную работу ещё интересней. Так хочется вас научить, развлечь, порадовать. Будем дружить и дальше? В этом случае ждём от вас интересных предложений. Какие выставки вы хотели бы увидеть у нас в новом году? С кем мечтали бы встретиться, о ком поговорить? Ждём ваших пожеланий!

Для привлечения внимания к выставке новых книг «Непыльная этажерка» сотрудники Центральной городской детской библиотеки Нижнего Тагила подготовили представления в стихотворной форме от имени самих книг, рассказывающих о себе посетителям библиотеки, что повысило читательский спрос на предложенные издания. Так, например, книга Тамары Крюковой «Костя + Ника» заявила о себе следующим образом:

Со мною можно помечтать,

Уютно сидя вечерком.

Страницы тихо полистать,

Слезу стереть тайком…

А энциклопедия «Духовный мир человека» прорекламировала и себя, а заодно и своего будущего читателя:

 

Я вам знакома с малых лет.

Я из семьи «Аванта».

Читающий меня, цены вам нет!

А лишь медаль и гранты!

К началу учебного года Белгородская государственная библиотека для молодёжи разработала выставку-опрос «Листопад настроений». Вращающийся стеллаж превратился в «дерево» с листьями трёх цветов: красного, зелёного, жёлтого. Цвет листа имел два значения: 1) настроение читателя, с которым он пришёл в библиотеку и 2) читательские предпочтения. Красный цвет означал весёлое, оптимистичное настроение и выбор научно-популярной литературы, молодёжных периодических изданий. Зелёный - состояние уверенности и душевного спокойствия, литературу в помощь учебному процессу. Жёлтый цвет говорил о том, что читательский интерес не определён. По выбранному листу сотрудники библиотеки сразу могли определить, какая литература интересует читателя, кому из них необходима консультация библиотекаря.

Ленинградская областная детская библиотека для оформления выставки «Книжные герои для каждого из нас» в центре экспозиции расположила картонную конфигурацию - изображение читателей трёх групп: школьников - младших, средних и старших классов, способом наложения их силуэтов друг на друга. Рядом с конфигурацией повесили надпись-призыв: «Подскажите современному читателю от 7 до 15-ти лет, о каком герое ему нужно обязательно прочитать, с каким героем нужно непременно встретиться! Опишите качества характера, цель жизни, поступки НУЖНОГО героя!» В результате получившаяся выставка-рекомендация вызвала у читателей желание поделиться мыслями о выборе героя книги, вписывая названия книг в соответствующий возрасту силуэт.

Большой интересный опыт по выставочной работе накоплен в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества. Творческий подход и умение неординарно мыслить способствовали созданию целого ряда нетрадиционных по форме выставок.

Идейный замысел очень удачно раскрывала выставка-дворец, посвящённая творчеству двух замечательных сказочников - американского и русского: Л. Баума и А. Волкова. «Дворец» - это два стеллажа, поставленные задними стенками друг к другу, под одной общей «крышей», увенчанной шпилями. На шпилях - вымпела с надписями: «Л. Баум» и «А. Волков». Дворец оклеен изумрудно-зелёным картоном. Маленькие дверцы пропускают читателей в «залы дворца» - на полки стеллажей с книгами. С одной стороны, на одном стеллаже расположены разные издания сказок Волкова, с другой стороны, на стеллаже - произведения Баума. Вместе с книгами на выставке представлены - портреты писателей, биографические справки об их жизни и творчестве. Главный шпиль дворца заканчивается большим картонным вымпелом с надписью «Волшебники страны детства». Именно так и называется выставка-дворец, пользующаяся особой любовью у маленьких читателей.

Ко дню рождения знаменитой шведской сказочницы Астрид Линдгрен сотрудники Ивановской областной детской библиотеки организовали выставку-признание под названием «Звезда по имени Линдгрен», чтобы подчеркнуть невероятную популярность во всем мире писательницы из Стокгольма. Для построения выставки была использована театральная ширма, так как герои А. Линдгрен прошли по сценам и экранам почти всех театров и кинотеатров мира. Для придания выставке особой образной выразительности применялась драпировка из синего бархата, символизирующего звёздное небо. В центре экспозиции прикреплён портрет писательницы, а рядом с ним облачко с высказываниями Линдгрен о детях: «Чудеса творят дети, когда читают книги. Они берут наши мысли и слова, они вселяют в них жизнь и блеск…». Вокруг портрета прикрепляются золотые и серебряные звезды, на которых даны интересные сведения из жизни А. Линдгрен, знаменательные вехи в её деятельности. С большим азартом дети разгадывают викторину по произведениям писательницы, состоящую из двух блоков: вопросы от фантазёрки и выдумщицы Пеппи и от специалиста уплетательно-летательных наук Карлсона.

Выставка-игра «Пираты, корсары, флибустьеры» с нетерпением ожидала читателей Детско-юношеской библиотеки г. Череповца. По книгам обозначенной тематики была разработана игра-предсказание с вопросами из пиратского сундука, сопровождающаяся посланием от Джека Воробья: «Перед тобой пиратский сундук ответов. Задай интересующий тебя вопрос так, чтобы на него можно было ответить: «Да» или «Нет» и вытащи из древнего сундука ответ. Но! Все ответы зашифрованы, и тебе придётся потрудиться, чтобы растолковать его!».

Освежить в памяти поэтические строки А.С. Пушкина, насладиться свежестью чувств и остротой мысли, заключенных в них, предложила читателям Тверская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького. С этой целью сотрудниками библиотеки была подготовлена тематическая полка «Стихотворение дня: юбилею А.С. Пушкина посвящается», на которой были представлены: текст одного стихотворения Пушкина, портрет поэта, перо, чернильница и т.д. Выставка одного стихотворения обновлялась в соответствии с подбором, содержанием и настроением стихов: самых романтичных, самых грустных, самых актуальных, самых весёлых и т.д. Вслед за предпочтениями библиотекарей, на выставке появились любимые пушкинские стихотворения читателей. Выставка экспонировалась до конца года, вспоминались знакомые произведения поэта и открывались новые грани его поэтического мастерства.

Любимая читателями старшего поколения книжная серия «Жизнь замечательных людей» была представлена на выставке-познании «Летопись столетий» в Псковской областной библиотеке для детей и юношества имени В.А. Каверина. С целью нравственного воспитания нового поколения читателей и формирования у них интереса к чтению историко-биографической литературы, не случайно была выбрана именно серия ЖЗЛ, являющаяся уникальным серийным изданием, которого нет в других странах. Презентация выставки состоялась с участием студентов университета, которые рассказали своим сверстникам, как на их мировоззрение повлиял пример жизни и творчества выдающихся людей. Увлекательная беседа-обзор библиотекаря по книжной серии ЖЗЛ содержала информацию об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, о правилах пользования справочно-библиографическим аппаратом к серии. Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги о замечательной личности. Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. В процессе игры со зрителями был задействован и обыгран предметный ряд выставки: глобус, головной убор академика, гусиное перо, веер, штурвал, мольберт, орден. В конце презентации выставки всем предлагалось в качестве угощения яблоко - плод познания.

Нередко идею для создания выставки могут подсказать обычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни: перекидной календарь, фантики от конфет, дамские сумочки, почтовые марки, плакаты и т.д. Книжно-иллюстративные выставки в сочетании с предметами быта могут приоткрыть посетителям немало загадочных страниц из истории вещей.

Так, в рамках проекта «Детали» отдел искусств Ивановской областной библиотеки для детей и юношества представил вниманию читателей цикл книжно-иллюстративных выставок, знакомящих с историей появления и развития костюма и его аксессуаров: «Шапочное знакомство» (о головных уборах), «Мелочь, а приятно» (о галстуке), «Её величество - Сумка» (о дамских сумочках). Другой не менее интересный проект, под названием «И жизнь, и слёзы, и любовь…» объединил цикл выставок, показывающих на примерах литературы по изобразительному искусству способности художников воздействовать на эмоциональное состояние человека и природы, вызывая ответную реакцию зрителей: «Тень твоей улыбки», «Память былого слезой жива», «Налетела грусть», «Животные тоже смеются и плачут», «Человек в раздумье».

Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского в качестве экспонируемого материала на выставке выбрала обёртки, ярлычки кондитерской и парфюмерной продукции, тематика которых была связана с художественными произведениями. Посетители выставки «Литература конца ХIХ - начала ХХI века в фантиках и этикетках» смогли увидеть героев сказок А.С. Пушкина: золотую рыбку, царя Салтана, белочку, грызущую орешки. В числе популярных для русских кондитеров XIX столетия оказались также: персонажи «Снегурочки» А. Н. Островского, «Хаджы-Мурата» Л.Н. Толстого, Красная шапочка, Гулливер с лилипутами, тексты с русской азбукой и таблицей умножения, цитаты на обёртках гадательной карамели из «Ада» Данте и т.д.

Необычная выставка-календарь «Время читать» была подготовлена для читателей сотрудниками Екатеринбургского муниципального объединения библиотек. Каждое время года, месяц ассоциируется у человека с определёнными мыслями, чувствами и порождает желание прочитать определённую книгу. Допустим, что январь - время читать и начинать новые дела, март - время читать и любить, июнь - время читать и путешествовать и т.д. Рядом с книгами на выставке, соответствующими по тематике настроению месяца, был поставлен перекидной календарь в виде домика, раскрытый на странице одного из 12-ти месяцев года. Таким образом, чтение по аналогии с календарем-ежедневником воспринималось как необходимая и успешная составляющая каждого дня, наполненная радостью, мудростью, открытиями.

Как показывает краткий обзор выставочной деятельности библиотек регионов России, библиотечные выставки сегодня являются синтезом различных средств воздействия на человека - визуальных, психологических, педагогических, формирующих определённое восприятие. Для создания таких экспозиций используются методы, применяемые в различных отраслях, в библиотечном, музейном, рекламном деле. В результате получаются оригинальные, неожиданные мероприятия, привлекающие внимание посетителей, вызывающие у них живой отклик и надолго запоминающиеся [10].

2.4 Реклама в средствах массовой информации

Совместная работа со средствами массовой информации (СМИ) способствует формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.

РДБ Бурятии даже называет СМИ добрыми друзьями и коллегами, с которыми установилась "единая связка". Действительно, порой журналисты не просто фиксируют события, происходящие в библиотеке, но и сами в них участвуют. В то же время библиотекари зачастую являются не только авторами различных СМИ, но и их пропагандистами. Например, Чувашской РДЮБ был организован праздник журнала "Ежик", проведена презентация газеты "Зечбур", создана база данных «По страницам журнала "Кизили"».

Коллектив Сахалинской ОДБ, встречая новое столетие, подготовил подарок первому родившемуся в 2000 г. ребенку в г. Южно-Сахалинске. Юлии Васильевой, дочь которой появилась на свет 1 января в 0 часов 10 минут, были вручены замечательная "Книга сказок" и читательский билет библиотеки. Репортаж об этом событии был показан по местному телевидению в видеосюжете "Человек недели".

Ни одно значительное мероприятие Читинской ОДБ не проходит без участия журналистов и корреспондентов, материалы которых на ТВ, радио или в газетах способствуют укреплению имиджа этого учреждения среди читинцев. Ежемесячно рекламная информация об Областной детской звучит по городскому и областному каналам радиовещания.

Оказывая информационную поддержку социально значимым акциям республиканского, областного, районного уровня, СМИ выступают партнерами библиотек. Например, в Мордовии совместно с редакцией детской газеты "Диагональ" РДБ объявила и провела конкурс "Моей Республике - 70" (1999 г.). Широко освещался в печати Хакасии республиканский конкурс детского литературного творчества "Природа и мы", организованный РДБ в рамках Всероссийского и республиканского конкурсов по экологическому просвещению населения. Успешная реализация проектов Кировской ОДБ "Парк Пермского периода" (по экологии) и "Верю в Россию" (создание областной детской рукописной книги "История боевой награды"), вряд ли была бы возможна без постоянной помощи областной детской газеты "Я расту" и местного телевидения.

Об областном фестивале "Одаренные дети Кузбасса - XXI веку!", прошедшем в 2000 г. в Кемеровской ОДБ, рассказывал часовой телевизионный фильм "Песни из библиотеки". Учредителями этого мероприятия выступили администрация области, департамент культуры, региональный общественный фонд Амана Тулеева "Возрождение", фонд "Юные дарования Кузбасса", Союз писателей Кузбасса, Союз творческой молодежи "Азия".

Еженедельно Ульяновская ОБДиЮ сообщает в редакции газет, радио и ТВ информацию о своих мероприятиях на предстоящую неделю, о новостях. Сами библиотекари ведут на областном радио две авторские передачи: "В книжке и жизни" (Г. Медведовский) и "В мире книг" (Т. Алисевич).

Заведующая читальным залом Костромской ОДБ создала серию передач радиотеатра "Никита в Стране одуванчиков".

Сотрудник Коми РДБ ведет постоянную рубрику в республиканской детской газете "Радуга". По предложению ГТРК библиотекой подготовлена программа детских и юношеских радиопередач совместно с сотрудниками РЮБ, специалистами учреждений культуры и образования.

Тамбовской ОДБ удалось осуществить в 2000 г. свою давнюю мечту: организовать на областном радио библиотечный радиолекторий для родителей. После передач "Приглашение к чтению сказок", "Библиотека. Книга. Духовность", "Растите детей патриотами", "Библиотерапия в семье" родители, воспитатели, учителя приходили в библиотеку за анонсированной литературой, звонили, чтобы выразить благодарность за своевременное информирование по волнующим их вопросам воспитания детей.

В радиопередаче для родителей "Я расту" на областном радио активно участвуют сотрудники Челябинской ОДБ. Работники методического отдела библиотеки (Н. Капитонова, И. Андреева) ведут цикл радиопередач "Видимо-невидимо", цель которых сориентировать детей в мире лучших книг отечественных и зарубежных писателей. 80-летию библиотеки (1999 г.) были посвящены специализированный номер областной газеты "Библиотекарь", издающейся под эгидой Челябинской областной универсальной научной библиотеки, и ряд публикаций в профессиональной печати [8].

3. ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

детский библиотека реклама выставочный

В этой главе полностью приведу статью Татьяны Михайловны Плохотник - заместителя директора Централизованной системы детских библиотек им. А.С. Пушкина г. Сарова Нижегородской области, которая была опубликована в 2012 г. в журнале «Современная библиотека» № 1. [6].

«Что делают библиотеки в виртуальной среде? Помимо профессионального общения и самообучения? Многие ли из них работают в блогах на читателя-пользователя? Со взрослыми библиотеками всё более или менее ясно. Сайты, как и блоги, вполне оправданы и адресованы на ту самую группу пользователей (реальную или потенциальную), которую должны обслуживать.

При кусающихся ценах на рекламу в СМИ виртуальная среда - прекрасная возможность ненавязчиво рекламировать себя и фонды, рассказать о новых услугах, дать информацию, в которой заинтересован читатель... По моим наблюдениям, таких блогов взрослых библиотек немного, и они в основном рассчитаны не столько на диалог, сколько на информирование. С детскими библиотеками в виртуале одни проблемы. Взять хотя бы сайты. Для кого они? На всех сайтах детских библиотек есть отдельные входы для педагогов и родителей, подростков, детей. Или примерно так. Идёт деление по возрастным категориям. С первыми двумя категориями вопросов не возникает, а вот с последней... С какого возраста дети становятся самостоятельными пользователями Интернета? Правильно ли делать вход для дошкольников и младших школьников? Они вообще там бывают? Может, логичнее сделать этой вход семейным? По моим наблюдениям и согласно исследованию, которое мы провели в прошлом году, ребята ответили, что стали пользоваться Интернетом с 12 лет. Некоторые и позже. Да и родители выступают за то, чтобы раньше 12 лет не пускать своих детей в Интернет.

Конечно, есть дети, которые в Сети с дошкольного возраста. Но это, на мой взгляд, пока исключения. Вопрос о блоге детской библиотеки открыт. Для кого мы его ведём? Самый простой вариант - в помошь педагогам, родителям, иными словами, для взрослых. Но моя золотая блогомечта - сделать блог для общения с детьми и подростками. Блог, созданный и ведущийся библиотекарями и ребятами вместе. Думаю, именно общение будет первостепенным, а информирование должно идти ненавязчиво. И возникает первый вопрос: «Нужен ли такой блог летской библиотеке? Может быть, наши лети сейчас и так слишком перезагружены?»

Выскажу своё мнение. На мой взгляд, блоги - замечательная развивающая и обучающая среда. Очень дисциплинирует мысли и письменную речь. Учит писать экспромтом, вести переписку-диалог (ну чем не эпистолярный жанр?). А если контент подобран хорошо, то и обучение, и информирование идёт полным ходом.

Вопрос второй: «Как "раскрутить" блог для детей?» СМИ не помогут. Дети и подростки не читают взрослые газеты, не смотрят новости. Пожалуй, может сработать реклама на мониторах в торговых центрах или растяжки на улицах, но это дорого. Можно попробовать королсую рекламу на музыкальных радиоканалах, но это не наглядно (картинка нужна, а текст, особенно интернет-адрес блога, слуховая память может не запомнить). Индивидуальная реклама-информирование в стенах библиотеки... возможно. Но тоже малоэффективно. По крайней мере, у нас она малоэффективна. Лишний разубеждаемся, что подростки смутно представляют, что такое блоги. И оказывается, что у многих ещё дома нет Интернета. Отсюда и отсутствие навыка поиска в Сети и пр. Возможен вариант фронтального обхода школ с занятиями, рассказывающими о технологиях веб 2.0, блогах и блогерах, с презентацией блога детской библиотеки и в заключение с предложением к ребятам вроде такого: «Одно (два, три...) место библио-блогера пока вакантно... не хотите попробовать свои силы? Поговорить со страной, взрослыми и ровесниками в виртуальном мире, высказать своё мнение об уроках литературы (как их сделать лучше?), о книгах?» Подростки могут писать наравне с нами. И, думаю, подобные встречи-занятия можно и нужно проводить в младшей школе. Только здесь предложение может быть другого плана: «Хотите узнавать все библионовости первыми, видеть, как прошли праздники в библиотеке, посмотреть фотографии и увидеть на них себя или друзей? Тогда заходите вместе с родителями в наш блог!» В блоге детской библиотеки можно устраивать виртуальные конкурсы и голосования, проводить опросы, викторины... Малыши, конечно, вряд ли смогут комментировать посты. А вот читать им по силам, если контент подобран правильно. С подростками можно и поговорить, если они заинтересуются темой. Библиотекарь-блогер, «зависающий» в социальных сетях, - это хорошая шок-приманка для детей и подростков. Проверено на собственном опыте! Думаю, что выходы в школы с подобными презентационными занятиями могли бы дать результат. Коммуникативная функция считается стратегически важной в работе нашей библиотеки, и технологии веб 2.0 значительно расширили её возможности в этом направлении. Мы решили попробовать создать площадку для общения не только в реале, но и в виртуале. Работа по проекту «Библиотека в виртуальной среде» началась в апреле 2010 г. На первом этапе изучали теоретические основы информационных технологий и варианты их применения. Проанализировали публикации в профессиональной печати и интернет-источниках, отыскали библиотечные блоги, познакомились с ними, изучили особенности. В итоге пришли к выводу, что большинство блогов ориентировано на аудиторию коллег-библиотекарей и используются для обмена опытом и повышения квалификации. Ещё одно не самое приятное открытие: блогов детско-юношеских библиотек практически нет, их можно пересчитать по пальцам. Так что воспользоваться чужим опытом не получилось. Изначально ставили цель: создать виртуальную площадку для обшения с читателями. Но в детской библиотеке возрастной охват аудитории очень широк. К нам приходят дети, подростки, взрослые (руководители детского чтения). Каждый контингент требует особого подхода к подаче материалов и приёмам обшения.

С целью определения потенциальных читателей блога провели анкетирование. Учитывая его результаты, а также опираясь на мониторинг читательской среды в ходе работы на абонементах, решили сделать ставку на возрастную аудиторию «13+» и постараться организовать виртуальную библиотечную площадку, интересную как для подростков, так и для взрослых. Большое внимание было уделено:

ü  определению смыслового и речевого стиля ведения блога;

ü  определению имиджевой линии каждого из ведущих;

ü  обсуждению и разработке дизайна, прорисовке аватарок; S определению основной тематической направленности. Далее следовал этап раскрутки блога, а именно:

ü  рассылка электронных писем коллегам из разных городов России; s поиск читателей в интернет-пространстве;

ü  реклама в городских СМИ, печатная реклама на улицах города; S индивидуальное информирование. Этим мы занимались с июля по ноябрь 2010 г., продолжаем и сейчас. Для успешности блога крайне важно поддерживать связь с читателями, не только регулярно писать посты и отвечать на комментарии, но и обязательно ответно комментировать других блогеров. Услышанными хотят быть все.

Блог ЦСДБ им. А.С. Пушкина был создан на платформе ЖЖ: http://www. livejournal.com. Это самая популярная в России платформа, наиболее лёгкая в использовании как для самих блогеров, так и для читателей. Названием блога - «Живность цвета огня» (http://v-pereplete.livejournal. com) - стала строчка из стихотворения саровской поэтессы, писательницы Ирины Егоровой. Рыжий цвет выбран как символ оригинальности, нестандартности, творчества и душевной молодости. Изначально блог ведут четыре человека, в том числе подросток 16 лет - читатель библиотеки. Характеристики персонажей продуманы, все герои очень разные, каждый - яркая индивидуальность, привлекающая свою аудиторию. Изюминка блога - акцент на приёме «идентификации мнения блогера-библиотекаря». Мы говорим от своего имени, высказываем своё мнение, спрашиваем мнение читателей. Наша цель - сломать стереотипы, сформировать мнение о детском библиотекаре как о человеке увлечённом, грамотном, любознательном, доброжелательном, уважающем собеседника-читателя и его мнение. Все темы так или иначе касаются книг, чтения и позиционирования библиотеки. Некоторые посты имеют краеведческий характер. В блоге ввели новую библиотечную услугу: «верхний» пост используется для продления книг в онлайновом режиме.

Достаточно оставить здесь комментарий со своими данными (эти комментарии скрываются). Постоянно даём рекламную информацию о предстоящих мероприятиях, «отчётные» посты. Иногда в онлайне библиотекари и читатели обсуждают плюсы и минусы прошедших мероприятий, варианты социального партнёрства.

Блоги удобны для проведения опросов и анкетирований. Мы проводили опросы: «Вы и соцсети» (59 респондентов), «Зачем вы ходите в Интернет?'1 (81 респондент), «Официальный и неофициальный стиль письма» (34 респондента). Находкой считаем привлечение читателей к экспертной оценке отдельных произведений писателей-земляков. Удачным стал эксперимент и с интернет-голосованием в блоге по конкурсу, посвященному Неделе детской и юношеской книги. Мы считаем, что виртуальные конкурсы - одно из перспективных направлений.

На сегодняшний день целевая аудитория блога - «12+». Распределение по возрастным группам достаточно равномерное. У нас около 100 постоянных подписчиков-читателей, и мы считаем эту цифру оптимальной для выполнения коммуникативной функции, ведь невозможно полноценно уделять внимание каждому в огромной толпе.

У нас сложившийся круг читателей из России и зарубежья. Около 35% аудитории - это жители Нижегородской области. Читателей блога - горожан - пока немного, в Сарове практически нет блогеров. Кроме того, процент реальных пользователей по отношению к общему количеству жителей очень высок, и мы не видим необходимости уводить их из реального общения в виртуальное.

В то же время блоги - очень хорошая развивающая среда. Здесь отрабатываются навыки письменной речи, навыки общения и экспромт-формулировки мыслей при написании комментариев. Поэтому задача, которую мы сейчас решаем, - привлечение подростков к ведению блога. Это кропотливая индивидуальная работа, не рассчитанная на массовость. Но она и самая глубокая, дающая максимальные результаты как в читательском развитии, так и в творческой самореализации детей. За лето у нас появились ешё три постоянных ведущих блога - школьники 9-10-х классов. Наш блог можно с полной уверенностью назвать виртуальным клубом любителей чтения и библиотек. Думаем, нам удалось реализовать свою главную цель: создать ещё одну площадку для общения библиотекарей и читателей. В блоге почти нет не прокомментированных постов, часто завязываются беседы, споры и обсуждения, где бывает до 20-35 комментариев. Периодически появляются посты наших читателей-подростков - полноправных соведуших.

Есть четыре перспективных направления, над которыми работаем:

продвижение блога «Живность цвета огня» - в городскую среду: планируем фронтальное знакомство школьников 7-11-х классов, а также педагогов и родителей с блогом;

организация «школы юного блогера»: введение в теорию и практику блоговедения;

проведение мастер-классов и тренингов - уже реальный клуб о виртуальной жизни в инете;

усиление краеведческого акцента; позиционирование в блоге исследовательской работы библиотеки и читателей.

Однако блог «Живность цвета огня» - это площадка для общения с читателями-небиблиотекарями. Очень скоро мы поняли, что нам этого мало. Периодически возникала потребность обсудить сугубо профессиональные, внутренние проблемы или хотелось сравнить мнение читателей с мнением библиотекарей по тому или иному вопросу. Но профессиональная терминология могла оттолкнуть читателей, поэтому мы приняли решение создать ещё один блог, нацеленный на аудиторию библиотекарей, воспитателей и педагогов. У нас общие цели и задачи, и мы можем быть полезны друг другу.

Второй блог создан в октябре 2010 г. на платформе «Блогспот» и называется «Библио-S-путник» (http://vpereplete. blogspot.com). Блогосреда идеально подходит для профессионального общения.

Она позволяет быть в курсе инноваций, вести дискуссии с ведущими библиотеками и библиотекарями России, расширять профессиональные связи и реализовывать совместные проекты на разных уровнях библиотечного и научного мира. Кроме того, огромна роль блога в плане позиционирования работы библиотеки.

Блог имеет ярко выраженную информационно-методическую направленность в помощь библиотекарям, что подтверждается востребованностью и количеством просмотров некоторых постов. Посты-лидеры просмотров: Либмоб «Как пройти в библиотеку» (ЗЗОО просмотров), методические рекомендации по организации и проведению работы в рамках Недели детской и юношеской книги-2011 (1000), мастер-класс «Работа с книгой "Маленький принц"» (800), организация работы в рамках «летних чтений» (900). «Библио-S-путник» выполняет функцию площадки, где проводится методическая учёба библиотечных сотрудников, даются виртуальные мастер-классы по наиболее актуальным, проблемным тематическим направлениям. В профессиональной библиотечной среде блог зарекомендовал себя и как инкубатор инновационных идей, дискуссий, приобретающих размах общероссийских библиотечных акций. Наиболее яркими и известными в России стали:

Либмоб «Как пройти в библиотеку». Млея Саровских детских библиотекарей и читателей-подростков, опубликованная в блоге, была подхвачена всей страной и прошла как всероссийская акция в 50 городах. Поисковая система «Яндекс» на запрос «Либмоб» ешё в августе выдавал около 7000 ссылок. «Библио-5-путник» стал штаб-квартирой «Либмоба», где обсуждались организационные моменты. Сюда скидывали со всей страны ссылки на интернет-отчёты о проведённой акции, здесь черпали информацию российские и региональные СМИ.

«Блогерская полянка» в журнале «Библиотечное дело» - ещё один проект, идея которого родилась в нашем блоге. Проект призван анализирбвать наиболее значимые события библиотечного мира, находящие отражение в блогосфере.

И всё-таки главная цель, которую мы ставили, выходя в виртуальную среду, - это удовлетворение информационно-коммуникативных потребностей потенциальных пользователей библиотек. «Библио-S-путник» изначально задумывался не столько для методической поддержки и профессионального обшения библиотекарей, сколько для поддержки педагогов и воспитателей детских образовательных учреждений. Правда, реализовать задумку удалось не сразу. На данный момент мы заручились поддержкой администрации городского Департамента дошкольного образования, в ходе совместного обсуждения определили наиболее важные для воспитателей темы, требующие информационной подпитки. Теперь они освещаются в блоге.

В начале лета прошлого года в библиотеке прошёл День методистов дошкольных учреждений, в ходе которого состоялась презентация блога «Библио-S-путник» и связанной с ним новой виртуальной услуги. В августе блог был презентован на городской объединённой педагогической конференции.

Тематические посты в помощь воспитателям детских образовательных учреждений стали публиковаться с июня. Услуга востребована не только саровцами, но и их коллегами из других городов. За летний период аудитория воспитателей и педагогов в блоге выросла до 40%. О востребованности такого онлайн-информирования, методических подборок, убедительно говорят статистические показатели. Если в начале лета 2011 г. число посетителей блога составляло 30-40 человек в день, то теперь эта цифра колеблется от 250 до 450.

Сама за себя говорит и статистика по постам-лидерам, которая кардинально меняется.

Навигацию по блогу облегчает горизонтальная панель. Статистика востребованности страниц также подтверждает актуальность выбранного направления у потенциальных пользователей любой детской библиотеки - педагогов и воспитателей.

Информационно-методическую поддержку мы оказываем как реально, так и виртуально: совсем недавно для музыкальных работников и воспитателей была организована встреча с авторами в стенах библиотеки. Текстовые материалы (стихи и песни Саровских писателей) можно выбрать и скачать виртуально, в блоге.

Вот таков наш опыт виртуальной жизни детской библиотеки. Буду рада, если коллеги поделятся своими наработками в этой области».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во всех странах сегодня быстрыми темпами развивается индустрия информации. От быстрого и качественного внедрения актуальных знаний зависят научно-технический, политический, экономический и социальный потенциал стран, и интерес к получению новой информации со стороны общества не будет со временем угасать. Для каждой информационной организации важной задачей является выделить свою продукцию и услуги из ряда аналогичных, предлагаемых конкурентами. Мир сегодня перенасыщен рекламой, и поэтому библиотеки, в том числе и детские желая дойти до пользователей, должны бороться за свое место. Современная библиотека, несмотря на финансовые трудности, имеет все условия для позитивного рекламного воздействия на сознание пользователя и повышение собственного престижа. Отечественные детские библиотеки стали активно заниматься рекламой своей деятельности. Она помогает им занять достойное место среди других общественных институтов.

Процесс обслуживания пользователей нуждается не только в техническом, но и содержательном обновлении. Рекламный метод выступает средством модернизации библиотек не в меньшей степени, чем компьютеризация. Он позволяет действовать путем развития лучших традиций. Наряду с общекультурными, это - региональные, историко-этнографические, в том числе художественно-изобразительные, фольклорные, а также специфические библиотечные традиции. Вычленяя наиболее ценные их элементы, дополненные инновационным творчеством библиотекаря, рекламный метод демонстрирует, сколь богатым духовным потенциалом владеет общество. Вряд ли нужно доказывать, что библиотека, не меняющая свою работу, начинает деградировать.

Проблемы реализации товаров на современном рынке, трансляции книжной культуры, продвижения информационных ресурсов успешно решаются таким компонентом маркетингово-коммуникационной деятельности, как реклама. Именно реклама привлекает потребителей, создает и поддерживает спрос на предлагаемые производителями товары, помогает покупателям ориентироваться в море поступающей на рынок продукции. Она является необходимым средством продвижения и стимулирования сбыта информационных продуктов и услуг.

В настоящее время, когда бюджетных средств на развитие библиотек недостаточно, они сами должны искать новые направления деятельности, чтобы оптимально использовать имеющиеся ресурсы и доказывать свою социальную необходимость. Этому способствует - реклама. Главная задача сегодня - помочь библиотекарю освоить технологию всего процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, сделать библиотечную рекламу профессиональной и эффективной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Бабенко, С. Нужна реклама, которая воспитывает : о библ. рекламе // С. Бабенко // Библиотека. - 2001. - № 11. - С. 17-18.

.        Бабенко, С. Нужна реклама, которая воспитывает / С. Бабенко // Библиотека. - 2001. - № 11. - С.17-18.

.        Борисова, О. О. Реклама в библиотеке : учебно-практическое пособие / О. О. Борисова. - М.: Либерея-Бибинформ, 2005. - 214 с.

.        Матлина, С.Г. Привлекательная библиотека, или что может реклама : практическое пособие / С.Г. Матлина. - М.: Либерея, 2000 - 127 с.

.        Михнова, И.Б. Как сделать рекламу библиотеки: теория, методика, практика / И.Б. Михнова. - М.: Библиомаркет, 1996 - 220 с.

.        Плохотник, Т.М. Детская библиотека в виртуальной среде / Т. М. Плохотник // Современная библиотека. - 2012. - № 1. - С. 51-54.

.        Слайковская, Н. В вывеске ли дело? / Н. Слайковская // Библиотека. - 2002. - № 5. - С. 42-47.

.        Чрелашвили, О.А. Реклама в библиотеке и реклама библиотек / О.А. Чрелашвили // Библиотечное дело. - 2004. - № 8. - С. 31-34.

.        Фомина, М.Ю. Растим грамотного читателя / М.Ю. Фомина // Мир библиографии. - 2007. - С. 12-15.

.        Чечулина, Л. В.Выставочная деятельность библиотеки : методический материал / Л.В. Чечулина ; Детско-юношеская библиотека Республики Карелия. - Петрозаводск : ДЮБ РК, 2011. - 22 с.

Похожие работы на - Реклама в детской библиотеке

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!