Управление издержками по методу 'Директ-костинг' на предприятии ООО 'Деловая Русь'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление издержками по методу 'Директ-костинг' на предприятии ООО 'Деловая Русь'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита








КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПО МЕТОДУ

«ДИРЕКТ-КОСТИНГ» НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ДЕЛОВАЯ РУСЬ»

(по дисциплине «Финансовый менеджмент»)


Студента 4 курса - Северина Е.О.

группы очной формы обучения

специальности «Финансы и кредит»

экономического факультета

Научный руководитель: к.э.н., доцент Клочко С.Н.

Калининград

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы управления издержками предприятия

.1 Экономическая сущность издержек

.2 Классификация издержек предприятия

.3 Элементы системы управления издержками на предприятии

. Методологические аспекты управления издержками предприятия

.1 Базовые методы управления издержками предприятия

.2 Характеристика метода «Директ-костинг»

. Использование метода директ-костинг в системе управления предприятия

.1 Основные финансовые показатели предприятия ООО «Деловая Русь»

.2 Управление издержками на предприятии ООО «Деловая Русь» с использованием метода «директ-костинг»

.3 Предложения по совершенствованию системы управления издержками на предприятии ООО «Деловая Русь»

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Состояние производства сегодня характеризуется его эффективностью, степенью использования достижений научно-технического прогресса, местом и ролью работника в производственных процессах. Ограничение ресурсов и достижение планируемой эффективности требуют постоянного сопоставления расходов и полученных результатов.

Однако без введения системы экономической ответственности на предприятии в целом, в частности, без создания системы управления затратами, невозможно повысить эффективность и рентабельность производства, размеры получаемой прибыли.

Управление затратами в целях формирования их оптимальной структуры, а также снижения их величины (при условии сохранения качества выпускаемой продукции) позволяет снизить цены на продукцию, что при прочих равных условиях дает предприятию возможность сохранить или даже укрепить свои позиции на рынке.

Организация эффективного управления затратами в целях их оптимизации, повышения конкурентоспособности продукции и в конечном счете получения прибыли и обеспечения устойчивого финансового состояния является приоритетным направлением в деятельности предприятий. Управление затратами - неотъемлемая часть краткосрочной политики предприятия, направленной на обеспечение текущей деятельности необходимыми ресурсами и бесперебойности осуществления производственно-хозяйственной деятельности.

Система учета расходов на выпуск продукции по элементам и статьям затрат организуется на каждом предприятии по-разному. В любых условиях и при любых особенностях она зависит от выбора объектов учета затрат и объектов калькулирования.

В данной курсовой работе будет рассмотрен метод «директ-костинг», применение его на практике в ООО «Деловая Русь», а так же будут предложены меры по совершенствованию системы управления издержками

1. Теоретические основы управления издержками предприятия

.1 Экономическая сущность издержек

издержки управление директ костинг

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучит спрос и определит, по какой цене продукция будет продаваться, и сравнит предполагаемые доходы с издержками, которые предстоит понести. На приобретение факторов производства фирма осуществляет конкретные затраты. При этом она будет стремиться использовать такой производственный процесс, при котором заданный объём производства будет обеспечиваться с наименьшими затратами на применяемые факторы производства.

Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затраты - это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка произведенных затрат.

Различают издержки производства и издержки обращения. Производственные издержки - это издержки, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией произведенной продукции. Они подразделяются на дополнительные и чистые издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара; вторые - расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращением её из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара. [8, с 45-46]

Издержки производства и обращения - это совокупность каких-либо затрат предприятия в денежной, материальной и нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготавливаются) таким предприятием для их последующего использования в собственной хозяйственной деятельности. В состав издержек производства включаются суммы любых расходов, произведенных предприятием в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда.

Наибольший удельный вес в издержках производства предприятия занимают затраты на производство продукции (работ, услуг). Они складываются из денежного выражения затрат, связанных с использованием основных фондов, сырья, материалов, топлива, энергии, труда и т. д.

Кроме расходов на производство продукции (работ, услуг) предприятия совершают затраты на ее продажу, т. е. осуществляют внепроизводственные расходы. К ним относятся: стоимость тары и упаковки изделий на складах готовой продукции, расходы на транспортировку, комиссионные сборы, отчисления сбытовым организациям, расходы на рекламу и прочие расходы по сбыту. [9, с. 101-104]

Экономическое понимание издержек базируется на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Применение ресурсов в данном производственном процессе исключает возможность их использования по другому назначению. Например, древесина, используемая в строительном деле, не может быть применена, скажем, в производстве мебели, спичек и иных товаров. Выбор определённых ресурсов для производства какого-либо товара означает невозможность производства какого-то альтернативного товара. Экономические, или вменённые, издержки любого ресурса, выбранного для применения в производственном процессе, равны его ценности при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

1.2 Классификация издержек

С позиции отдельной фирмы, экономические издержки - это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков трудовых услуг, топлива, сырья, вспомогательных материалов, транспортных и иных услуг, называются внешними или явными издержками. В этом случае поставщики ресурсов не являются владельцами данной фирмы.

С позиций бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.

С позиций экономического подхода к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному подходу в издержках производства следует учитывать все затраты - и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.

Неявные издержки нельзя приравнивать к безвозвратным издержкам. Безвозвратные издержки - это издержки, которые осуществляются фирмой один раз и не могут быть возвращены ни при каких обстоятельствах. Если, например, владельцем предприятия понесены определённые денежные расходы на то, чтобы на стене этого предприятия была сделана надпись с его названием и родом деятельности, то продавая такое предприятие, его владелец заранее готов понести определённые потери, связанные со стоимостью произведённой надписи. Безвозвратные издержки не относятся к разряду альтернативных, они не учитываются в текущих издержках фирмы, связанных с её производственной деятельностью.

Выделяют и такой критерий классификации издержек, как временные интервалы, на протяжении которых принимаются те или иные хозяйственные решения.

Затраты, которые несёт фирма, произведя заданный объём продукции, зависят не только от цен на применяемые факторы производства, но и от того, какие именно факторы (ресурсы) применяются и в каком количестве. Количество одних ресурсов (живой труд, топливо, сырьё, вспомогательные материалы и др.) и их комбинацию можно изменить сравнительно быстро; количество других (например, производственные мощности машиностроительного завода) может быть изменено в течение довольно продолжительного времени.

В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества применяемых в производстве ресурсов, различают кратко- и долгосрочные периоды в деятельности фирмы.

Краткосрочным периодом называют такой временной отрезок, в течении которого фирма не в состоянии изменить свои производственные мощности. Влиять на ход и результативность производства она может лишь путём изменения интенсивности использования своих мощностей. В этот период фирма может оперативно изменять свои переменные факторы - количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива.

Долгосрочный период - такой временной отрезок, в течение которого фирма в состоянии изменить количество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. В то же время этот период по своей продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни фирмы смогли покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в неё. [12, с. 25]

В краткосрочном периоде количество некоторых производственных факторов остаётся неизменным, количество других изменяется. Соответственно и издержки в этом периоде подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные издержки - это такие издержки, величина которых не изменяется в зависимости от изменения объёма производства. Наличие таких издержек объясняется самим существованием некоторых производственных факторов, поэтому они имеют место даже тогда, когда фирма ничего не производит. К постоянным издержкам относят затраты на оплату труда управленческого персонала, рентные платежи, страховые взносы, отчисления на амортизацию зданий и оборудования.

Переменные издержки - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. К ним относят затраты на оплату труда, приобретение сырья, топлива, вспомогательных материалов, оплата транспортных услуг, соответствующие социальные отчисления и т.п. Переменные издержки увеличиваются по мере роста выпуска продукции.

Сумма постоянных и переменных издержек при каждом данном объёме производства образует общие издержки. Для получения кривой общих издержек сумму постоянных издержек необходимо прибавить к сумме переменных издержек.

Для предпринимателя представляет интерес не только общая сумма издержек производимых им товаров или услуг, но и средние издержки, т.е. издержки фирмы на единицу производимой продукции. При определении прибыльности или убыточности производства средние издержки сравниваются с ценой.

Средние издержки подразделяются на средние постоянные, средние переменные и средние общие.

.3 Элементы системы управления издержками на предприятии

Основу комплекса моделей управления издержками составляют три базовых элемента: описание всего жизненного цикла продукта (услуги) от его разработки до утилизации, описание управленческого цикла: от функциональных качеств продукта (услуги) до организационной структуры бизнеса и структурное описание эффективности бизнеса от степени соответствия функциональных свойств продукта и (услуги) к финансовой эффективности бизнеса вообще.

Наличие первого элемента означает, что модель предусматривает и учитывает основные особенности жизненного цикла изделия (услуги): дизайн, опытное производство, подготовка производства, закупки, производство, сбыт, сервисное обслуживание, модернизация и утилизация продукции. Это обстоятельство представляется особенно важным, так как стоимость изделия фактически закладывается еще на стадии его проектирования. Кроме того, стоимость изделия это не только "покупная" стоимость, но это и стоимость его эксплуатации для клиента, а так же и стоимость его утилизации.

Второй элемент означает, что в моделях соблюдается логическая последовательность управленческого цикла, заключающаяся в следующем: на основе изучения рынка формируются предпочтительные параметры функционального качества продукта. Функциональные качества продукта предопределяют необходимую технологию его изготовления. Технология изготовления предусматривает использование определенных ресурсов: техника, оборудование, транспорт, персонал, финансы, полуфабрикаты и так далее. Динамика "Функциональные качества, технология изготовления, ресурс" обеспечивается необходимой совокупностью бизнес - процессов, например, от изучения потребностей Клиента, обеспечение процессов закупки, управления отдельными подразделениями до сервисного обслуживания изделия у клиента. Формирование бизнес процессов в той или иной последовательности позволяет рассмотреть различные варианты формирования системы управления.

И, наконец, наличие третьего элемента означает, что эффективность процесса снижения издержек в Компании обеспечивается последовательно эффективностью продукта (степенью соответствия функциональных качества продукта запросам Клиента), эффективностью технологий производства, эффективностью ресурсного обеспечения, эффективностью системы управления и организационной структуры предприятия и финансово экономической эффективностью в целом.

2. Методологические аспекты управления издержками предприятия

.1 Базовые методы управления издержками предприятия

Управление затратами осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для реализации этих функций в современной экономической науке разработаны разнообразные методы, приемы, способы и образы действий. Применительно к затратам метод управления рассматривается как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами крупных предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности методов управления затратами и условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия и их сущность представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сущность и условия применения метода

Метод

Сущность метода

Условия применения метода

Директ-костинг

Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли

Разделение затрат на переменные и постоянные

Абзорпшн-костинг

В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)

Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции

Стандарт-кост

Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно

Наличие системы стандартов (норм и нормативов)

Метод ABC

Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций

Выделение видов деятельности и операций по ним Расширение существующей системы бухгалтерского учета Дополнительное обучение персонала

Таргет-костинг

На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами

Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке

Кайзен-костинг

Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем

Постоянное применение Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат

Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых) Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4

Бенчмаркинг затрат

Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами

Правильный выбор предприятия-эталона Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения

Кост-киллинг

Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью

Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии Стремление руководства предприятия к снижению издержек

LCC-анализ

Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами

Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта


Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в табл. 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки методов управления затратами

Метод

Преимущества

Недостатки

Директ-костинг

Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных процедур Позволяет сделать выбор между собственным производством или закупкой продукции

Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории переменных или постоянных Слабое внимание к постоянным затратам Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости ранее произведенной продукции

Абзорпшн-костинг

Отсутствие разделения затрат предприятия на постоянные и переменные Более точное определение финансового результата деятельности предприятия Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных затрат Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него

Ретроспективность и условность в распределении накладных затрат Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода Условный характер распределения накладных затрат Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством, усложнение учетных и расчетных процедур, недостаточное внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции

Стандарт-кост

Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат

Применение для периодически повторяемых затрат Успешность применения зависит от состава и качества нормативной базы Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат

Метод ABC

Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат

Требует значительных изменений в системе бухгалтерского учета и совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление

Таргет-костинг

Маркетинговая ориентация производства Определение целевых затрат для новых продуктов Контроль затрат еще на стадии разработки продукции

Для целевого снижения затрат могут потребоваться значительное время или серьезные инвестиции Технические возможности предприятия не всегда позволяют снизить себестоимость до заданного уровня

Кайзен-костинг

Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне

Необходима мотивация сотрудников и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат Простота, наглядность и оперативность метода

Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным

Бенчмаркинг затрат

Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий

Неверный выбор предприятия-эталона снижает эффективность метода Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий

Кост-киллинг

Позволяет быстро сократить затраты предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде

Жесткость метода (предусматривает в том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала) Требует системного применения (использование время от времени, к отдельным видам затрат или в отдельных подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)

LCC-анализ

Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого дохода и понесенных затрат применительно к производству изделия в целом

Неопределенность в учете накладных затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер

Метод VCC

Позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты к ожидаемым доходам

Требует создания соответствующего информационного обеспечения, постоянной оптимизации затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов


2.2 Характеристика системы «Директ-костинг»


Различают следующие системы учета:

1.       Система полного включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), т.е. традиционный учет по полной себестоимости, принятый в отечественной промышленности, или “стандарт-кост”, принятый в зарубежной практике;

2.  Система неполного, ограниченного включения затрат в себестоимость по какому-либо признаку, например по признаку зависимости расходов от объемов производства, то есть система “директ-костинг”.

Главной особенностью системы учета “директ-костинг” является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов. Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

При системе “директ-костинг” схема построения отчетов о доходах многоступенчатая. В них содержится, по крайней мере, два финансовых показателя:

-   маржинальный доход и

-        прибыль.

Маржинальным доходом называется сумма постоянных затрат и прибыли, или сумма покрытия.

Важной особенностью “директ-костинга” является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимость между:

-   объемом производства,

-        затратами (себестоимостью) и

-        прибылью.

Используя методы корреляционного анализа, регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно решать стратегические задачи управления предприятием:

-   определять формы зависимости затрат от объема производства или загрузки производственных мощностей;

-        строить сметные уравнения,

-        получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объема;

-        рассчитывать критическую точку объема производства;

-        прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности.

Так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий, “директ-костинг” позволяет:

-   заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям;

-        выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск.

В отчете о финансовых результатах видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции.

Ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами (при резко уменьшившемся числе статей затрат) позволяет упростить

-   нормирование,

-        планирование,

-        учет и

-        контроль.

Традиционный подход к управлению себестоимостью нового вида продукции представлен на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм традиционного подхода к управлению себестоимостью нового вида продукции

Этот процесс обычно проводится в две-три полных итерации и из-за этого очень редко приводит к оптимальному результату, поскольку невозможно за приемлемый срок качественно выполнить линейную последовательность очень трудоемких действий, связанных с внесением изменений в функциональность и конструкцию уже полностью разработанного изделия, исследование возможностей применения других материалов и технологических приемов. В результате, предприятию приходится мириться с потерей части прибыли либо из-за завышенной себестоимости, либо по причине сокращения объемов продаж продукта с неадекватными потребительскими свойствами. Себестоимость становится более обозримой, а отдельные затраты - лучше контролируемыми.

 

3. Использование метода директ-костинг в системе управления предприятия

 

.1 Основные финансово-экономические показатели показатели предприятия ООО «Деловая Русь»


Фирменное наименование общества: открытое общество с ограниченной общественностью «Деловая Русь». Согласно уставу, уставный капитал общества составляет 212000 рублей

Рассмотрим динамику развития ООО «Деловая Русь» за 2009-20011 гг. (таблица 3).

Таблица 3. Динамика развития ООО «Деловая Русь» за 2009-2011г.г.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение (+;-) 2011г. от 2009г.





абс.

в %

1

2

3

4

5

6

1. Среднесписочная численность работников, чел.

3200

3000

2800

-400

-12,5

2. Внеоборотные активы, руб.

68110

68158

68797

687

1,0

3. Оборотные активы, тыс. руб.

178636

204060

241882

63246

35,4

4.Уставный капитал, тыс. руб.

212

212

212

-

-

5. Собственный капитал, тыс. руб.

170045

194932

112892

-57153

-33,6

6. Кредиты и займы, тыс. руб.

19690

21000

29500

9810

49,8

7. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС), тыс. руб.

324621

410930

480512

155891

48,0

8. Полная себестоимость продукции, тыс. руб.

321112

371871

427741

106629

33,2

9. Чистая прибыль (убыток), тыс.руб.

-929

24887

31834

32763

-3526,7

10. Рентабельность продаж, %

-

6,1

6,6

-

-


В 2011 году произошло сокращение численности работников на 400 человек по сравнению с 2009 годом. Рост активов предприятия произошел вследствие увеличения внеоборотных активов на 687 тыс.руб., и оборотных активов на 63246 тыс.руб. Наращивание активов произошло преимущественно за счет заемных источников (+9810 тыс.руб.), поскольку собственные средства предприятия в 2011 году уменьшились на 57153 тыс.руб. Рост прибыли в 2011 году на 32763 тыс.руб. по сравнению с 2009 годом обусловлен ростом реализуемой продукции (+155891 тыс.руб.) и соответственно увеличением рентабельности продаж.

3.2 Использование метода “директ-костинг” в ООО «Деловая Русь»


Действенным рычагом увеличения прибыльности в управлении себестоимостью продукции ООО «Деловая Русь» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере.

Таблица 4. База распределения - зарплата ОПР

Показатели производственной деятельности

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

Объем реализации, шт.

1800

3600

1600

3000

10 000

Сумма реализации, тыс. руб.

10 800

16 200

13 280

10 500

50 780

Прямые затраты, в т. ч.:

4517

10 835

6608

6690

28 650

сырье и материалы

2839

10267

4349

6045

23500

зарплата ОПР

1678 (32,6 %)

568 (11%)

2259 (43,8%)

645 (12,6%)

5150

Косвенные затраты , в т. ч.

5200

1760

7000

2000

15 960

общецеховые

2822

955

3798

1085

8660

общезаводские

2378

805

3202

915

7300

Прибыль

1083

3605

-328

1810

6170

Рентабельность продаж, %

10,03

22,25

-2,47

17,24

12,0


Из таблицы видим, что наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 5).

Таблица 5. База распределения - прямые материальные затраты

Показатели производственной деятельности

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

1

2

3

4

5

6

Объем реализации, шт.

1800

3600

1600

3000

10000

Сумма реализации, тыс. руб.

10800

16200

13280

10500

50780

Прямые затраты, в т. ч.:

4517

10835

6608

6690

28650

2839 (12,1%)

10267 (43,7%)

4349 (18,5%)

6045 (25,7)

23500

зарплата ОПР

1678

568

2259

645

5150

Косвенные затраты, в т. ч.

1931

6974

2953

4102

15960

общецеховые

1048

3784

1602

2226

8660

общезаводские

883

3190

1351

1876

7300

Прибыль

4352

-1609

3719

-292

6170

Рентабельность продаж (при базе распределения -з/п ОПР), %

40,3

-9,93

28,00

-2,78

12,0

Рентабельность продаж (при базе распределения - прямые материальные затраты), %

10,03

22,25

-2,47

17,24

12,0


Продукт № 3 при втором варианте распределения косвенных затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных расчетов видно, что рентабельность продуктов изменяется в зависимости от базы распределения, а это не позволяет принимать верные стратегические решения. Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения.

Пример 2. ООО «Деловая Русь» рассматривает возможности увеличения прибыльности за счет оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Бухгалтерией предоставлены следующие данные:

Таблица 6. Показатели деятельности ООО «Деловая Русь»

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

1. Объем выпуска, шт.

13

10

98

43


2. Выручка от реализации, тыс. руб.

449

378

1 647

971

3 445

3. Расходы на прямые материалы, тыс. руб.

265

138

1 042

763

2 208

4. Зарплата ОПР, тыс. руб.

29

25

245

34

333

5. Распределенные постоянные затраты, тыс. руб.

117

101

985

137

1 339

6. Всего расходов, тыс. руб.

411

264

2 272

934

3 880

7.Прибыль (убыток), тыс. руб.

38

114

(625)

37

(435)

8 Прибыль (убыток) на единицу продукции, тыс. руб.

2,95

11,45

(6,38)

0,87

 


Дополнительная информация:

а) постоянные расходы распределены пропорционально расходам на зарплату ОПР;

б) постоянные расходы, которые можно напрямую отнести на виды выпускаемой продукции: продукт 1 - 100 тыс.руб., продукт 2 - 180 тыс.руб., продукт 3 - 210 тыс.руб., продукт 4 - 300 тыс.руб.

То есть на основании информации финансового учета каждый здравомыслящий руководитель примет решение о сокращении производства продукта 3, как убыточного, и продукта 4, как малоприбыльного. Рассмотрим результаты подобного сокращения (таблица 7).

Таблица 7. Показатели деятельности ООО «Деловая Русь» после сокращения ассортимента

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

1. Объем выпуска, шт.

13

10

98

2. Выручка от реализации, тыс.руб

449

378

1 647

3. Расходы на прямые материалы, д. е.

265

138

1 042

4. Зарплата ОПР, тыс.руб

29

25

245

5. Распределенные постоянные затраты, тыс.руб

117

101

985

6. Всего расходов, тыс.руб

411

264

2 272

7.Прибыль (убыток), тыс.руб

38

114

(625)

8 Прибыль (убыток) на единицу продукции, тыс.руб

2,95

11,45

(6,38)


Получается, что в результате сокращения убыточных видов продукции вместо желаемого уменьшения мы получили увеличение убытков на 24 тыс. руб Однако, если рассмотреть данную ситуацию с использованием управленческого учета и маржинального метода учета затрат, можно увидеть следующее (таблица 8).

Таблица 8. Показатели деятельности ООО «Деловая Русь» после использования маржинального метода учета затрат

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

1

2

3

4

5

6

1. Выручка от реализации, тыс.руб

449

378

1 647

971

3 445

2. Расходы на прямые материалы, тыс.руб

265

138

1 042

763

2 208

3. Зарплата ОПР, тыс.руб.

29

25

245

34

333

4. Всего переменные затраты, тыс.руб

294

163

1 287

797

2 541

5. Маржинальный доход 1, тыс.руб

155

215

360

174

904

6. Постоянные расходы, относящиеся к продукту, тыс.руб

100

180

210

300

790

7. Маржинальный доход 2, как вклад на покрытие оставшихся постоянных расходов, тыс.руб

55

35

150

(126)

114

8. Оставшиеся постоянные расходы, тыс.руб

 

 

 

 

549

9. Операционная прибыль (убыток), тыс.руб.





(435)


Из таблицы видно, что сокращать необходимо продукт 4, а продукт 3 необходимо оставить в портфеле продуктов компании. Результаты расчетов представлены в таблице 9.

Таблица 9. Показатели деятельности ООО «Деловая Русь» после снятия с производства продукта

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Итого

1. Выручка от реализации, тыс.руб.

449

378

1 647

2 474

2. Расходы на прямые материалы, тыс.руб

265

138

1 042

1 445

3. Зарплата ОПР, тыс.руб

29

25

245

299

4. Всего переменные затраты, тыс.руб

294

163

1287

1 744

5. Маржинальный доход I тыс.руб

155

215

360

730

6. Постоянные расходы, относящиеся к продукту, тыс.руб

100

180

210

490

7.Маржинальный доход П на оставшиеся постоянные расходы, тыс.руб

55

35

150

240

8. Оставшиеся постоянные расходы, тыс.руб

 

 

 

549

9. Операционная прибыль (убыток), тыс.руб

 

 

 

(309)


В результате, мы получили сокращение убытков на 126 тыс.руб. То есть разница в принятии решений на основе управленческого и финансового учета в данной ситуации равна экономии средств владельцев компании в размере 150 тыс. руб.

Решение 2. Определение ассортимента продукции с учетом лимитирующего фактора

Для максимизации прибыли важно сконцентрировать производство на тех видах продукции, которые приносят максимальную маржинальную прибыль на единицу дефицитного ресурса (материалов, квалифицированной рабочей силы, производительности оборудования, производственных площадей и т. п.).

Пример 3. Введем дополнительно в рассмотрение ещё 5 видов продукции В прогнозируемом периоде основной производственный персонал может отработать только 2 000 чел./часов. Считается, что на данном предприятии прямые затраты равняются переменным, а постоянные - косвенным (база распределения косвенных затрат - прямая заработная плата).

Таблица 10. Показатели деятельности завода за октябрь 2011 г.

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Продукт 5

Итого

1

2

3

4

5

6

7

1. Количество произведенной продукции

6

11

10

200

26


2. Цена продажи, тыс.руб

2441

522

128

167

1 687

 

3. Объем реализации

14 646

5 742

1 280

33 400

43 862

98 930

На единицу:







4. Прямые материальные затраты, тыс.руб

551

143

52

62

595

 

5. Прямая заработная плата, тыс.руб

41

13

7

10

58

 

На объем:







6. Материальные затраты, тыс.руб

3 306

1 573

520

12 400

15 470

33 269

7. Заработная плата, тыс.руб

246

143

70

2 000

1 508

3 967

8. Косвенные затраты, тыс.р

620,1

360,5

176,5

5041,6

3 801,4

10 000

9. Общие затраты, тыс.руб

4 172,1

2 076,5

766,5

19 441,6

20 779,4

47 236

Прибыль, тыс.руб

10 473,9

3 665,5

513,5

13 958,4

23 082,6

51 694

71,5%

63,8%

40,1%

41,8%

52,6%

52,25 %

Количество чел/часов для изготовления единицы продукции

21,66

7,9

1,68

5,33

28,6

 

Приоритеты

1

2

5

4

3

 


В планируемом периоде (ноябрь 2011) существует следующее предположение по максимальному спросу на виды продуктов: продукт 1 - 10, продукт 2 - 20, продукт 3 - 64, продукт 4 - 259, продукт 5 - 26 штук.

Определим количество чел./часов работы основных производственных рабочих, необходимое для производства и удовлетворения максимального спроса (табл. 11).

Таблица 11. Количество чел/часов работы ОПР, требуемое для производства продукции, удовлетворяющей максимальный спрос.

Виды продукции

Расчет

Всего чел/часов

Продукт 1

21,66 * 10

216

Продукт 2

7,9 * 20

158

Продукт 3

1,68 * 64

107

Продукт 4

5,33 * 259

1380

Продукт 5

28,6 * 26

743

Итого:

 

2604


Понятно, что для полного удовлетворения спроса на весь ассортимент выпускаемых товаров у нас не хватает ресурсов, а именно, квалифицированной рабочей силы. Если принимать решения на основе рентабельности видов продукции по данным финансового учета, то для получения ожидаемого максимального финансового результата можно сформировать следующий план производства (таблица 12).

Таблица 12. План производства для получения максимального финансового результата

Виды продукции

Количество чел/часов

Максимальное кол-во продукции

Продукт 1

216,6 (10*21,66)

10

Продукт 2

158 (7,9*20)

20

Продукт 5

743,6 (28,6*26)

26

Продукт 4

881,8 (2000 - 1118,2)

165

Продукт 3

 -

 -

Итого

2000

 221


Теперь рассмотрим результат подобного решения (таблица 13).

Таблица 13. Показатели деятельности завода после внедрения нового плана производства

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Продукт 5

Итого

Количество

10

20

-

165

26


Цена продажи, тыс.руб.

2 441

522

128

167

1 687

 

Выручка, тыс.руб.

24 410

10 440

0

27 555

43 862

106 267

На единицу:

Прямые материальные затраты, тыс.руб.

551

143

52

62

595

 

Прямая заработная плата, тыс.руб.

41

13

7

10

58

 

На объем:

Материальные затраты, тыс.руб.

5 510

2 860

0

10 230

15 470

34 070

Заработная плата, тыс.руб.

410

260

0

1 650

1 508

3828

Косвенные затраты, д тыс.руб.

 

 

 

 

 

10 000

Общие затраты, тыс.руб.

 

 

 

 

 

47 898

Прибыль, тыс.руб.

 

 

 

 

 

58 369


Как видим, общая прибыль составила 58 369 тыс.руб. Рассмотрим теперь оптимизацию ассортимента на основании маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора и попытаемся расставить приоритеты по этому показателю (таблица 14).

Таблица 14. Оптимизация ассортимента на основании маржинального дохода на единицу лимитирующего фактора

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Продукт 5

1.Маржинальный доход на ед. продукции

1849

366

69

95

1034

2.Количество чел/часов для производства ед. продукции

21,66

7,9

1,68

5,33

28,6

3.Маржинальный доход на 1 чел/час

85,36

46,33

41,07

17,82

36,15

4. Приоритеты

1

3

2

5

4


В соответствии с приоритетами составим производственный план (таблица 16).

Таблица 15. Производственный план с учетом приоритетов

Виды продукции

Количество чел/часов

Максимальное кол-во продукции

Продукт 1

216,6 (10 * 21,66)

10

Продукт 3

107,52 (64*1,68)

64

Продукт 2

158 (7,9*20)

20

Продукт 5

743,6 (28,6 * 26)

26

Продукт 4

774,28 (2000 - 1225,72)

145

Баланс

2 000

265


В результате выполнения плана мы получим следующие результаты (таблица 16).

Таблица 16. Показатели деятельности завода после выполнения плана производства

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Продукт 5

Итого

1

2

3

4

5

6

7

Количество

10

20

64

145

26


Цена продажи, тыс.руб.

2 441

522

128

167

1 687

 

Выручка

24 410

10 440

8 192

24 215

43 862

111 119

На единицу :

1.Прямые материальные затраты, тыс.руб.

551

143

52

62

595

 

2.Переменная заработная плата, тыс.руб.

41

13

7

10

58

 

3.Общие переменные затраты, тыс.руб.

592

156

59

72

653

 

4.Маржинальный доход

1 849

366

69

95

1 034

 

Общий маржинальный доход, тыс.руб.

18 490

7 320

4 416

13 775

26 884

70 885

Косвенные затраты, тыс.руб.

 

 

 

 

 

10 000

Прибыль, тыс.руб.

 

 

 

 

 

60 885


Исходя из этого плана, мы получим 60 885 тыс.руб.. прибыли, что на 2516 тыс.руб. больше, чем по решению, принятому на основе данных финансового учета. Рассмотрение последних двух примеров показывает, что управленческий учет является одним из рычагов увеличения прибыльности предприятия. Результаты внедрения системы управленческого учета наряду с постановкой управления предприятием по четко поставленным целям, построением оптимальной организационной структуры, где каждый сотрудник твердо знает свои задачи, полномочия и ответственность, на одном из предприятий отрасли машиностроения показаны на гистограмме (рис. 5).

Эффект достигнут за счет принятия верных управленческих решений на основе маржинального метода учета затрат по следующим вопросам:

- оптимизации ассортимента выпускаемой продукции (увеличение доли более выгодного продукта);

экономическому обоснованию скидок за счет увеличения объема продаваемых продуктов;

обоснованию возможности принятия специального заказа по цене ниже нормальной рыночной;

принятию верных решений по капитальным вложениям.

Система "директ-костинг" основана на учете и калькулировании неполной, ограниченной себестоимости. В данном случае себестоимость включает затраты прямые или переменные, то есть зависящие от изменений объема производства. Она калькулируется на основе производственных расходов, связанных с выпуском данной продукции (выполнением работ, оказанием услуг), даже если они в отдельных случаях носят косвенный характер. Несмотря на различную полноту включения в себестоимость разных видов расходов, общим в данном случае является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической природе составляют часть текущих издержек (но являются не переменными, а постоянными расходами), не включаются в себестоимость, а возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости (система учета переменных затрат, или "директ-костинг"). Разница между выручкой от продажи и неполной себестоимостью, исчисленной по системе "директ-костинг", образует маржинальный доход.

Применяя систему "директ-костинг", систему учета сумм покрытия или маржинального дохода, можно оперативно вскрывать взаимосвязь между объемом производства, затратами (себестоимостью), выручкой, прибылью, маржинальным доходом. Эту взаимосвязь можно отслеживать и графическим путем, и аналитическим. При графическом анализе строится так называемый график точки критического объема производства, такого его объема, при котором выручка от продажи продукции равна ее полной себестоимости. Из этого определения точки критического объема производства (К) выводится формула ее расчета:


где Зпост. - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;

Мд изд.- величина маржинального дохода на единицу продукции (как разница между ценой реализации единицы продукции и величиной ее себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).

Для обеспечения необходимых аналитических расчетов ведут раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по видам продукции.

3.3     Предложение по совершенствованию системы управления издержками на предприятии «Деловая Русь»

Анализ практики учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на ООО «Деловая Русь» позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, действующая система внутрихозяйственного планирования, учета, контроля и анализа на ООО «Деловая Русь» не отвечает всем требованиям рынка. Это объясняется тем, что на ООО «Деловая Русь» учет не отвечает в должной степени требованиям оперативности. Основную информацию руководство получает из месячной или квартальной отчетности, содержащей информацию о свершившихся фактах хозяйственных операций, не дающей возможности принимать своевременные управленческие решения.

Во-вторых, не соответствует рыночным требованиям организация учета затрат на производство и недостаточно детализированный аналитический учет приводит к невозможности всестороннего контроля за затратами и проведения факторного анализа затрат, анализа зависимости "затраты - объем - прибыль".

В-третьих, нормативные (плановые) затраты основных материалов, комплектующих изделий, на ООО «Деловая Русь», а также затраты на оплату труда, рассчитываются на основании фактических затрат по этим элементам. В результате исчисление нормативной себестоимости продукции производится с учетом фактических затрат, а не из установленных норм.

В-четвертых, принцип включения в себестоимость затрат путем их распределения между продуктами не подходит для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл производства ООО «Деловая Русь» состоит из нескольких различных технологических операций (функций, процессов).

И, наконец, отсутствует действенная управленческая система учета и анализа затрат, предоставляющая всю необходимую информацию для принятия рациональных (оптимальных) оперативных и стратегических управленческих решений.

Необходимым условием формирования адекватной учетно-аналитической системы является разработка управленческой системы учета и анализа затрат, представляющей собой упорядоченную систему сбора и регистрации информации о затратах и результатах по процессам, по данным которых возможно осуществление контрольно-аналитических задач, и способствующей принятию обоснованных управленческих решений. В основе этой системы лежит концепция учета затрат по процессам и видам деятельности, то есть управленческой системы учета и анализа затрат, обеспечивающей информацией систему управления затратами в конкретном ООО «Деловая Русь». Целевое калькулирование является качественно спроектированной управленческой системой учета и анализа затрат, которую можно использовать в стратегических целях, и, главное, что важно для ООО «Деловая Русь» - это наличие системы, осуществляющей оценку исполнения вдоль всей цепочки ценностей. Если подходить с позиции рынка транспорта, то в выше приведенных формулах можно выделить две условные константы: цена реализации и желаемая или целевая прибыль. Следующая таблица наглядно демонстрирует использование традиционного подхода к ценообразованию и целевого калькулирования единицы продукции на ООО «Деловая Русь» (Табл. 18). В управленческом учете возникают две проблемы: доказательное обоснование себестоимости продукта ООО «Деловая Русь», на основе справедливой стоимости потребленных ресурсов, и корректировка оцененной целевой себестоимости троллейбуса. Система доказательного обоснования целевой себестоимости должна базироваться на структуре рыночных цен на потребляемые ресурсы, т.е. на справедливой их стоимости.

Таблица 18. Сравнительная характеристика калькуляционных подходов в ценообразовании на продукцию ООО «Деловая Русь»

№№ п/п

Наименование статей

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

1

2

3

4

Традиционный подход к ценообразованию на продукцию ООО «Деловая Русь»»

1.

Себестоимость единицы продукции

1610

92,0

2.

Рентабельность продаж

140

8,0

3.

Цена продажи без НДС (цена предложения)

1750

100,0

4.

НДС 18%

315

-

5.

Итого цена продажи с НДС

2065

-

Целевая цена продажи без НДС

6.

Цена покупки без НДС (цена спроса) предприятий городского транспорта

 1700

 100,0

Использование целевого калькулирования в процессе ценообразованию на продукцию ООО «Деловая Русь»

1.

Цена продажи без НДС

1700

100,0

2.

Целевая прибыль (рентабельность продаж)

136

3.

Целевая себестоимость единицы продукции

1564

92,0

4.

Сокращение себестоимости единицы продукции

-46

-2,7


Ключевым вопросом использования информации о затратах внутри предприятия является применение альтернативных методов оценки исходных ресурсов, используемых в процессе производства конечного продукта.

Так, МСФО затрагивают сферу регламентации исключительно финансового учета и финансовой отчетности, оставляя форму, технику и методы производственного (управленческого) учета на усмотрение конкретных предприятий. То, что КМСФО не занимается регламентацией производственного учета, вполне объяснимо, поскольку разработать Положения по учету, контролю затрат и калькулированию себестоимости для предприятий многих десятков отраслей и сотен подотраслей - дело исключительно сложное и трудоемкое.

Между тем, унифицировать состав и содержание отчетных показателей намного легче и проще, тем более что существует реальная необходимость унификации показателей финансовой отчетности, интересующих многочисленных пользователей учетной информации, - это и акционеры предприятий, и поставщики, и покупатели, и кредитные учреждения, и страховые компании, и правительственные органы в лице налоговой и статистической служб. Что касается производственного (управленческого) учета, то для внешних пользователей информации он представляет интерес главным образом в вопросах величины себестоимости произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг, а также влияния этой себестоимости на массу прибыли и уровень рентабельности.

Концепция "справедливой стоимости" - это наиболее рыночно ориентированные системы бухгалтерских стандартов МСФО и US GAAP, нацеленных на расширение использования справедливой стоимости как учетной категории. Поэтому, мы считаем, что ресурсы, оцененные по справедливой стоимости, отражают не только сложившийся уровень цен на рынке, но могут служить основой для оценки "целевой себестоимости" продуктов ООО «Деловая Русь». Вторую проблему, возникающую при разработке управленческой системы учета и анализа затрат в транспортном машиностроении, - корректировку целевой себестоимости, целесообразно развить на две части: 1) корректировка целевой себестоимости на уровне разработки проекта, исходя из достигнутого соглашения цен; 2) корректировка себестоимости в системе сокращения затрат.

Система управления себестоимостью должна стать реальным воплощением противозатратного механизма в рамках деятельности ООО «Деловая Русь». В этой связи, управление затратами и себестоимостью продукции - это непрерывный во времени процесс комплексного воздействия на затраты организации с целью обеспечения их оптимального уровня, структуры и динамики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены проблемы деления затрат на постоянные и переменные, было доказано, что наиболее эффективным методом учета затрат является метод «директ-костинг».

Система «директ-костинг» нацеливает руководителей предприятия на постоянный контроль за изменениями маржинального дохода (сумм покрытия) как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции. Она позволяет постоянно видеть изделия с большей рентабельностью, чтобы в перспективе переходить на их выпуск, так как при данной системе разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается, а четко вскрывается в результате отнесения условно-постоянных косвенных расходов на прибыль, минуя себестоимость.

За счет сокращения статей затрат упрощается их нормирование, учет и контроль. Немаловажно при этом, что улучшается учет и контроль также условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный период учитывается и определяется в отчетности отдельно и всегда можно видеть их влияние на величину прибыли предприятия. Система «директ-костинг» позволяет проводить эффективную политику цен, постоянно маневрируя ими. В условиях внедрения этой системы существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт продукции: он практически равен полной себестоимости продукции. Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь прямые (переменные) затраты; он равен неполной себестоимости по системе «директ-костинг» в части только прямых (переменных или производственных) затрат. Применение этих цен в определенный период важно в условиях жесткой конкуренции за сбыт продукции. Имея данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинального дохода) по видам продукции на предприятии, можно решать такие важные управленческие задачи, как оптимизация ассортимента производимой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по более низким ценам, определение оптимального размера партии продукции для продажи и т. п. В условиях применения системы «директ-костинг» меняются не только подходы к расчетам себестоимости, но и к финансовым результатам, поскольку добавляется не менее важный показатель маржинального дохода.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.07.05 № 119-ФЗ). -М: Экономика, 2005. - 219 с.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ Омега-Л, 2009.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99. № ЗЗ н. / Основные нормативные акты для по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. -М.:Нитар-Альянс, 2003. - 415 с.

4. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. -М.: ПРИОР, 2003.-269 с.

5. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2004. - 341 с.

6. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. - 4-е изд., М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К0 , 2005. - 601с.

7. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг». Теория и практика. -М.: Финансы и статистика, 2009.

. С.Ф. Покропивний. Финансы предпринимательства - 603 с., 2004

. Савицкая А.П. Экономический анализ. - К.: Простир, 2003.- 356 с.

. Ерухимович И.Л. Ценообразование. Учебно - методическое пособие/ И.Л. Ерухимович; МАУП. -2-е изд., стер. - К.: МАУП, 2004.-105

Похожие работы на - Управление издержками по методу 'Директ-костинг' на предприятии ООО 'Деловая Русь'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!