Управление издержками обращения предприятия на примере ООО "Компания "Вита""

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97,49 kb
  • Опубликовано:
    2010-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление издержками обращения предприятия на примере ООО "Компания "Вита""

Содержание

Введение

1. Анализ деятельности ООО «Компания «Вита» и его место на рынке

1.1 Общая характеристика предприятия

1.2 Анализ обеспеченности и эффективность использования ресурсов в ОАО «Компания «Вита»

1.3 Слабые и сильные стороны в деятельности предприятия

2. Моделирование позитивной экономической ситуации

2.1 Цели, задачи и организация управления издержками обращения

2.2 Варианты обеспечения изменения ситуации

2.3 Материальная заинтересованность и ответственность в выполнении поставленных задач

3. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

3.1 Исходные данные для расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий

3.2 Расчет экономической выгоды от принятых решений

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Тема курсовой работы – управление издержками обращения предприятия – выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От эффективности управления издержками обращения зависит прибыльность деятельности торговых предприятий.

Издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Рациональное управление издержками обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.

Для повышения эффективности управления издержками обращения необходимо проведение всестороннего анализа издержек обращения. Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

При анализе издержек обращения необходимо:

- использовать информацию об издержках обращения данной организации и организаций конкурентов;

- учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, влияющих на затраты.

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

Правильная организация управления издержками обращения дает возможность выявить резервы их снижения, что позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Объектом исследования курсовой работы является Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Вита», занимающееся оптовой торговлей продуктами питания, а именно консервацией.

Предметом исследования является комплексный анализ управления издержками обращения предприятия. Временные рамки исследования – 3 года (2007-2009 гг).

Основной целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления издержками обращения, для укрепления позиций предприятия на рынке.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

- изучены теоретические основы управления издержками обращения на предприятии торговли;

- представлены основные факторы, влияющие на снижение уровня издержек обращения;

- представлена финансово-экономическая характеристика ООО «Компания «Вита»;

- проанализирована динамика издержек обращения данного торгового предприятия;

- намечены основные направления снижения издержек обращения в ООО «Компания «Вита».

При написании курсовой работы использованы учебная литература по курсу «Менеджмент»,»Анализ финансово-хозяйственной деятельности», «Экономический анализ», монографии различных авторов по проблемам управления издержками обращения и материалы периодической печати.

Исследование базируется на методологии финансово-экономического анализа, на системном подходе, на методах статистики, а также на экономико-математических методах.

1. Анализ деятельности ООО «Компания «Вита» и его место на

рынке

1.1 Общая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Вита», именуемое в дальнейшем Общество, создано на основе решения учредителя.

Фирма начала свою коммерческую деятельность в 2000г.

Основная деятельность предприятия заключается в организации оптовой продажи продуктов питания, то есть ООО «Компания «Вита» - торговое предприятие, специализирующееся на оптовой торговле продовольственными товарами.

ООО «Компания «Вита» является обществом с ограниченной ответственностью, это коммерческая организация, уставной капитал составляет 10 000 рублей. Общество имеет целью удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

В ООО управляет директор. Общество имеет печать со своим наименованием, расчетный и ссудный счета в рублях в учреждении банка.

Рассматриваемое мною предприятие занимает складские площади и офисные помещения в черте города Екатеринбурга. Офис находится в одном здании со складом. Поэтому менеджеры могут контролировать наличие товара на складе, отгрузку, выгрузку, а так же проводить инвентаризацию в непосредственной близости от офиса. Благодаря этому упрощена схема документооборота.

Рассматриваемое мной предприятие выполняет следующие основные функции:

- закупка товаров;

- хранение;

- сбыт;

- доставка.

Данную структуру управления можно отнести к линейно-функциональному типу.

На рассматриваемом предприятии для доставки товаров в магазины приглашают водителей с собственным автотранспортом. В их обязанности входит доставка товаров в магазины.

Основным мотивом деятельности анализируемого предприятия является доходность оптовой продажи продуктами питания, возможность получать прибыли от реализации товаров. У каждого реализуемого товара существует множество товаров-субститутов. Все это позволяет фирме использовать множество факторов неценовой конкуренции. Главными поставщиками товаров для ООО «Компания «Вита» являются дилерские фирмы гг.Москвы, Санкт-Петербурга, Орска, занимающиеся производством и реализацией продуктов питания от производителей.

Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям, в дальнейшем, при изменении стратегии, организационную структуру придется видоизменить.

Хозяйственные связи - это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок товаров. Сюда входят следующие отношения ООО «Компания «Вита»:

-   экономические (получение прибыли или убытков в процессе работы с поставщиками, покупателями);

-   организационные (организация взаимоотношений с партнерами);

-   административно-правовые (уплата налогов, заключение договоров)

Хозяйственные связи по поставкам - это неотъемлемая часть коммерческой деятельности. Эти связи должны быть юридически оформлены. ООО «Компания «Вита» имеет хозяйственные связи как с производителями продукции, так и с продавцами. Обычно эти хозяйственные связи подтверждаются договором купли-продажи или договором поставки. ООО «Компания «Вита» имеет типовые договора, которые используются для заключения торговых сделок с поставщиками и покупателями В договорах определяется предмет сделки, условия, сроки.

За организацию закупок товаров отвечает коммерческий директор. В подчинении коммерческого директора находятся менеджеры по закупкам. Менеджеры осуществляют работу по закупке и продаже товаров, ведут переговоры на определенный товар или определенную группу товаров, ориентируясь в ее характеристиках, особенностях, ценах и имеющихся объемах. Каждый из менеджеров по закупкам занимается закупом своего вида товара. При этом они выясняют, какой товар в ООО «Компания «Вита» подходит к концу, какой требуется, в каких количествах и начинают поиск возможного поставщика. Поставщики очень часто предлагают свои услуги самостоятельно, высылают прайс-листы, коммерческие предложения и описания своей продукции. При этом отдел закупок делает анализ, предложения какого поставщика наиболее выгодно на данный момент. При необходимости представители отдела самостоятельно занимаются поиском подходящего поставщика, обзванивая торгующие данным товаром фирмы, сравнивая цены и условия.

В таблице 1 представлены объем и структура поставок продукции ООО «Компания «Вита» основными поставщиками.

Таблица 1 – Объем и структура поставок продукции основными поставщиками ООО «Компания «Вита»

Поставщики

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к

2007 г., %

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

ООО «Два океана»

8001

25,4

11161

24,7

15146

23,8

189,3

ООО «Балтийский Мясной Дом»

5607

17,8

7365

16,3

9164

14,4

163,4

ООО «Престиж компани»

5324

16,9

8088

17,9

12410

19,5

233,1

ЗАО «Орский МК»

4001

12,7

6100

13,5

8973

14,1

224,3

ОАО «Любинский МКК»

1701

5,4

1853

4,1

2609

4,1

153,4

ООО Рыбокомбинат «Пищевик»

1669

5,3

2711

6,0

4073

6,4

244,0

ООО «Аркум»

662

2,1

1039

2,3

1336

2,1

201,8

ООО «Караван»

598

1,9

9489

2,1

1336

2,1

223,4

Прочие

3938

12,5

5919

13,1

8591

13,5

218,2

Всего

31 500

100,0

45 186

100,0

63 639

100,0

202,0


Таким образом, за рассматриваемый период структура поставщиков ООО «Компания «Вита» изменилась незначительно, так увеличилась доля в поставках ООО «Престиж компании», ООО Рыбокомбинат «Пищевик». Сократился удельный вес поставок фирмы ООО «Два океана», ООО «Балтийский Мясной Дом».

ООО «Компания «Вита» старается работать с надежными, проверенными партнерами, потому обе стороны, обычно, неукоснительно соблюдают договорные обязательства.

Иногда ООО «Компания «Вита» делает специальные закупки для конкретного покупателя, если он сделал достаточно большой спецзаказ.

Зарубежных партнеров у предприятия нет.

Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.

На рисунке 1 представим диаграмму распределения поставщиков предприятия по географическому признаку в 2009 году.

Рисунок 1 – Региональное распределение поставщиков ООО «Компания «Вита»

Таким образом, по рисунку 1 можно сделать вывод, что основными поставщиками анализируемого предприятия в 2009 году были оптовые предприятия г.Орска.

Разработка ассортиментного перечня товаров в ООО «Компания «Вита» осуществляется в два этапа. На первом этапе устанавливался групповой ассортимент товаров. Основой для него послужили маркетинговые исследования в области целевого рынка. Было решено включить в ассортиментный перечень следующие виды:

- мясные консервы;

- рыбные консервы;

- молочные консервы;

- овощные консервы;

- фруктовые консервы.

На втором этапе рассчитывалось число разновидностей каждого вида товара ассортиментных групп.

В результате работы компании ассортимент постоянно менялся и рос. Большинство позиций не задерживались более пяти оборотов.

Рассмотрим изменение количества позиций в ассортименте ООО «Компания «Вита» за 2007-2009 гг.

Таблица 2 – Количество ассортиментных позиций ООО «Компания «Вита»

 Количество

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2007 г., %

товарных групп

26

47

53

203,8

товарных позиций

93

166

204

219,4


Таким образом, за рассматриваемый период произошло значительное увеличение ассортимента продукции ООО «Компания «Вита» как по товарным группам, так и по товарным позициям.

Разработанный ассортиментный перечень товаров в ООО «Компания «Вита» периодически подвергается корректировке с учетом изменений покупательского спроса.

Вся продукция, реализуемая ООО «Компания «Вита», делится на 5 основных групп: рыбные консервы, овощная консервация, мясные консервы, фруктовые консервы и молочная консервация.

Информация об объёмах товарооборота ООО «Компания «Вита» по каждой товарной группе за период с 2007 по 2009 годы, а также расчёт доли каждой товарной группы в общем объёме продаж, представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Объём и структура товарооборота ООО «Компания «Вита» по товарным группам

Товарная

группа

2007 год

2008 год

2009 год

2009 г. к 2007 г., %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс. руб.

%

Молочные консервы

5 282, 6

16,77

5 182, 8

11,47

8 324,0

13,08

157,6

Фруктовые

консервы

2 375, 1

7,54

3 506 ,4

7,76

4 531,1

7,12

190,8

Мясные консервы

16 477, 7

52,31

24 910,9

55,13

35 803,3

56,26

в 2,17 раза

Овощные консервы

3 852, 5

12,23

6 895, 3

15,26

9 736,8

15,30

в 2,53 раза

Рыбные

консервы

3 512 ,3

11,15

4 690,3

10,38

5 243,9

8,24

149,3

Итого:

31500,2

100,00

45 185,7

100,00

63 639,1

100,0

в 2,02 раза


Объём товарооборота за три года увеличился в 2,02 раза и составил в 2009 году 63639,1 тыс. руб. Изменился и удельный вес отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота.

1.2 Анализ обеспеченности и эффективности использования ресурсов в ООО «Компания «Вита»

Проведем анализ обеспеченности предприятия основными ресурсами и эффективности их использования по данным бухгалтерской отчетности и аналитической таблицы сводных показателей экономико-финансовой деятельности ООО «Компания «Вита» (Приложение 1)

Основные фонды - денежная оценка части имущества, используемого в качестве средств труда в деятельности предприятия, отражающихся в балансе предприятия.

Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно: в течение определённого периода, частями: по мере износа в виде амортизации.

Основные средства ООО «Компания «Вита» включают в себя следующие группы:

-   здания и сооружения;

-   транспортные средства;

-   торговое оборудование;

-   компьютерную технику;

-   хозяйственный инвентарь.

Информация о составе и структуре основных средств ООО «Компания «Вита» за 2007-2009 годы представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Состав и структура основных средств ООО «Компания «Вита»

Виды основных средств

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г.. к

2007 г., %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Основные средства, в том числе

14065

100

17175

100

21808

100

155,1

- здания, сооружения

12400

88,2

15297

89,1

19577

89,8

157,9

- транспортные средства

113

0,8

204

1,2

252

1,2

в 2,23 раза

- торговое оборудование

367

2,6

421

2,4

574

2,6

156,4

- оргтехника

394

2,8

480

2,8

643

3,0

163,2

- хозяйственный инвентарь

791

5,6

77

4,5

762

3,4

96,3


За период с 2007-2009 гг. среднегодовая стоимость основных средств возросла на 55,1%, стоимость зданий и сооружений – на 57,9%, транспортных средств – в 2,23 раза, торгового оборудования и оргтехники – на 56,4% и 63,2% соответственно. Стоимость хозяйственного инвентаря за этот же период снизилась на 3,7%.

Наибольший удельный вес в структуре основных средств фирмы занимают здания и сооружения, их доля варьирует от 88,2% в 2007 году до 88,8% в 2009 году. Доля транспортных средств за рассматриваемый период увеличилась на 0,4% и составила в 2009 году 1,2%; доля торгового оборудования составила 2,6%. Удельный вес оргтехники в общем объеме основных средств изменяется от 2,8 % в 2007 году до 3,0% в 2009 год. За период с 2007 – 2009 гг. доля хозяйственного инвентаря сократилась с 5,6% до 3,4%.

В таблице 5 представлены показатели эффективности использования основных средств в ООО «Компания «Вита».

Таблица 5 – Показатели оснащенности и эффективности использования основных средств ООО «Компания «Вита»

 Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к

2007 г., %

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

14065

17175

21808

155,1

Объем товарооборота, тыс. руб.

31500

45186

63639

202,0

Среднесписочная численность персонала, чел.

72

86

150,9

Чистая прибыль, тыс. руб..

2961

3626

4634

156,5

Фондовооруженность, тыс.руб./чел., п.1: п.3

246,8

238,5

253,6

102,7

Фондоотдача, руб. , п.2: п.1

2,24

2,63

2,92

130,4

Фондоемкость, руб., п.1: п.2

0,45

0,38

0,34

75,6

Рентабельность основных средств, %, п..4: п.1

21,1

21,1

21,2

+0,1


Таким образом, за рассматриваемый период эффективность использования основных средств предприятия значительно повысилась. Так, фондоотдача повысилась на 30,4% и составила в 2009 году 2,92 руб. на 1 рубль основных средств, фондоемкость основных средств за этот период снизилась на 24,4%. В 2009 году произошел незначительный рост (на 0,1%) рентабельности основных средств и в 2009 году она составила 21,2%.

В таблице 6 представлены показатели состава и структуры оборотных средств ООО «Компания «Вита» за 2007-2009 годы.

Таблица 6 - Состав и структура оборотных средств ООО «Компания «Вита»

Виды оборотных средств

2007г.

2008 г.

2009 г.

2009 г. к 2007 г, %

Тыс.

руб.

 %

Тыс.

руб.

%

 Тыс.

руб.

 %

Оборотные средства

6 042

100

7 891

100

9 868

100

163,3

в том числе: - запасы и затраты

3 532

58,46

4 790

60,69

6 670

67,59

188,8

- краткосрочная дебиторская задолженность

2 433

40,27

3 012

38,17

3 095

31,37

127,2

- денежные средства

77

1,27

90

1,14

103

1,04

133,8


Наибольший удельный вес в общей структуре оборотных средств фирмы занимают запасы и затраты, причём их доля за анализируемый период выросла на 9,13%, составляя к 2009 г. 67,59%.

Наименьший удельный вес в общей структуре оборотных средств фирмы занимают денежные средства. Их доля за анализируемый период снизилась незначительно, составляя в 2009 г. 1,04%.

Эффективность использования оборотных средств во многом определяет эффективность деятельности предприятия. Показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств, представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Оборачиваемость оборотных средств ООО «Компания «Вита» за 2007-2009 годы

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Объем товарооборота, тыс. руб.

31 500

45 186

63 639

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

2 953

4789

6670

Величина запасов и затрат, тыс. руб.

3 532

4 139

5 040

Оборачиваемость запасов: - коэффициент оборачиваемости, раз

8,92

9,43

9,54

- средний срок хранения запасов, дн.

40,93

38,69

38,26

- эффективность оборота, тыс. руб.

331

386

489

Величина дебиторской задолженности, тыс. руб.

2 433

3 012

3 095

Оборачиваемость дебиторской задолженности: - коэффициент оборачиваемости, раз

12,95

15,00

20,56

- средний срок оборота, дн.

28,19

24,33

17,75


Анализируя таблицу 7, можно сделать следующие выводы:

- средний срок хранения запасов за анализируемый период снизился незначительно, и к 2009 г. составил 38,3 дней, это показывает, что уровень товарных запасов фирмы неоптимальный, так как средний срок хранения запасов превышает 30 дней;

- сравнивая показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, можно сказать, что дебиторы ООО «Компания «Вита» находятся в более выгодных условиях, чем сама фирма по отношению к своим кредиторам, так как срок оборачиваемости дебиторской задолженности больше срока оборачиваемости кредиторской.

Работа любого предприятия связана с людьми. Правильные принципы функционирования предприятия, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако успешная деятельность предприятия зависит также от конкретных людей, их знаний, компетентности, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.

В таблице 8 представлена информация о составе и структуре персонала ООО «Компания «Вита» за 2007-2009 годы.

Таблица 8 - Анализ структуры персонала фирмы за 2007-2009 годы

Категория персонала

2007 год

2008 год

2009 г.

2009 г. к 2007 г., %


 чел.

 %

чел.

%

чел.

%

Менеджеры высшего уровня управления

8

14,04

10

13,89

11

12,79

137,5

Бухгалтерия

4

7,02

5

6,94

6

6,98

150,0

Менеджеры среднего уровня управления

4

7,02

5

6,94

7

8,14

175,0

Персонал, непосредственно занятый реализацией продукции

26

45,61

35

48,61

43

50,00

165,4

Кладовщики, водитель легкового автомобиля, грузчики

8

14,04

10

13,89

12

13,95

150,0

Обслуживающий персонал

7

12,28

7

9,72

7

8,14

100,0

Среднесписочная численность работников

57

100

72

100

86

100

150,9


Темпы роста численности персонала ООО «Компания «Вита», рассчитанные в таблице 8, показывают, что за период с 2007-2009 годы увеличилась численность работающих всех категорий, кроме обслуживающего персонала.

Наибольший рост наблюдается в численности персонала, непосредственно занятого реализацией продукции.

Заметно увеличилась численность кладовщиков, водителей и грузчиков, что также связано с развитием фирмы и увеличением объёма реализации продукции.

Численность менеджеров высшего уровня управления, бухгалтеров растёт более медленными темпами. За 2007 -2009 гг. среднегодовая численность работников предприятия увеличилась на 50,9% и составила в 2009 году 86 человек.

1.3 Слабые и сильные стороны в деятельности предприятия

В целом по проведенному анализу, можно сделать следующий вывод, что анализируемое предприятие достаточно обеспечено основными ресурсами и эффективность их использования достаточно высока. Деятельность ООО «Компания «Вита» является достаточно эффективной, фирма успешно развивается и не является рискованной для кредиторов.

Характеристику сильных и слабых сторон ООО «Компания «Вита» представим в таблице 9.

Таблица 9 - Сильные и слабые стороны организации

Сильные стороны

Слабые стороны

1 Достоверный мониторинг рынка

1 Сбои в снабжении

2 Отлаженная сбытовая сеть

2 Недостатки в рекламной политике

3 Широкий ассортимент продукции

3 Средний уровень цен

4 Высокий контроль качества

4 Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги)

5 Высокая рентабельность

5 Не полная загруженность производственных мощностей

6 Рост оборотных средств

6 Неучастие персонала в принятии управленческих решений

7 Высокая квалификация персонала

7 Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений


Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг. Действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.

На предприятии проводится планомерная работа с кадрами, с резервом для выдвижения, которая строится на таких организационных формах, как подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, обучение на специальных курсах и стажировка на соответствующих должностях. Удельный вес молодых работников на руководящих должностях составляет более 69%. Средний возраст работников ООО «Компания «Вита» составляет 31 год.

Стратегия управления персоналом на предприятии отражает разумное сочетание экономических целей предприятия, потребностей и интересов работников (достойная оплата труда, удовлетворительные условия труда, возможности развития и реализации способностей работников и т.п.).

В настоящее время разрабатываются условия для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов. Уже разработанная на предприятии система оплаты труда, которая не ограничена минимальными и максимальными размерами и зависит от результатов работы коллектива в целом и каждого работника в частности. Оплата труда работников происходит в полном соответствии с их трудовым вкладам в конечные результаты труда коллектива, в том числе по объему реализации товаров. Так, работники предприятия дополнительно к заработной плате получают премии в размере 23% от заработной платы, если выполнен план по товарообороту продуктами питания. Среднемесячная заработная плата за 2008 года составила 6200 руб.

На предприятии оказывается материальная помощь, из прибыли предприятия. В 2008 году была оказана материальная помощь в размере 22 тыс. руб.

Большое внимание уделяется подготовке и образованию персонала, заключаются договора с различными учебными заведениями, выделяются беспроцентные ссуды на несколько лет. Так, практически все работники предприятия имеют высшее образование, а 24% работников предприятия имеют два высших образования

К недостаткам в управлении персоналом в ООО «Компания «Вита» следует отнести тот факт, что темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда.

Отрицательным моментом в деятельности фирмы также является рост издержек обращения, который вызван рядом причин, а именно, ростом цен на энергоресурсы, повышением уровня заработной платы и др. У

В целом по проведенному экономическому анализу запасов и товарооборота ООО «Компания «Вита» можно сделать вывод, что у предприятия имеются резервы по увеличению товарооборота за счет увеличения более востребованных на рынке товаров, а именно, мясных, молочных и рыбных консервов, овощной консервации и пр.

2. Моделирование позитивной экономической ситуации

2.1 Цели, задачи и организация управления издержками обращения

На современном этапе в новых экономических условиях исключительно важное значение приобретает режим экономии, эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Издержки обращения являются одним из качественных показателей работы предприятия, в котором находят отражения итоги хозяйственной деятельности, проявляются достижения и недостатки в организации торговли, расходовании средств. Резервы экономии издержек обращения имеются по всем статьям, выявление и использование которых в значительной степени зависит от уровня аналитической работы. Тщательный анализ издержек обращения, выявление неиспользуемых внутрихозяйственных резервов является важной предпосылкой научного обоснования текущих затрат торгового предприятия. Поиск резервов снижения издержек обращения должен быть направлен на расходы, которые непосредственно не связаны с обслуживанием покупателей.

Одним из основных направлений улучшения финансово-экономического положения ООО «Компания «Вита» может стать снижение уровня издержек обращения от оптовой продажи различного ассортимента консервации. Абсолютное снижение величины издержек обращения практически невозможно, ввиду ряда объективных причин, не зависящих от предприятия. Сюда можно отнести рост цен на энергоносители, увеличение МРОТ, повышение стоимости арендной платы, рост цен на коммунальные услуги,цена поставщика на реализуемую продукцию.

Поэтому основной целью управления издержками обращения на рассматриваемом предприятии должно стать – снижение уровня издержек в общем объеме товарооборота.

Определим задачи, которые необходимо решить с целью снижения уровня издержек обращения:

- улучшение управления ассортиментом продукции, за счет снижения доли более затратной продукции в общем объеме товарооборота;

- использование маркетинговых коммуникаций с целью увеличения товарооборота;

- улучшение материального и морального поощрения работников с целью увеличения товарооборота и снижения издержек обращения.

Для оценки эффективности управления издержками обращения представим динамику издержек обращения в ООО «Компания «Вита». Анализ издержек обращения будет произведен по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего их учета, первичных и сводных документов. Исходная информация об издержках обращения по торговому предприятию ООО «Компания «Вита» представлена в табл. 10.

Таблица 10 - Анализ издержек обращения в разрезе отдельных статей

Статья издержек обращения

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Тыс.руб.

%

Транспортные расходы

1117

19,7

2571

22,8

4716

24,7

Расходы на оплату труда с ЕСН

3096

54,6

6303

55,9

10501

55,0

Коммунальные расходы

703

12,4

1500

13,3

2196

11,5

Командировочные расходы

181

3,2

282

2,5

344

1,8

Расходы на рекламу

295

5,2

349

3,1

821

4,3

Прочие

278

4,9

271

2,4

515

2,7

Всего

5670

100,0

11275

100,0

19092

100,0


Анализируя данные таблицы 10, видим, что издержки обращения в 2009 году увеличились по сумме на 13422 тыс. руб. На увеличение расходов повлияло повышение уровня расходов на оплату труда, по отношению к товарообороту. В тоже время увеличились транспортные расходы. Увеличение издержек обращения произошло за счет увеличения товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым на 32139 тыс. руб. В ООО «Компания «Вита» основную долю издержек обращения составляют: расходы на оплату труда, транспортные расходы, и коммунальные платежи.

Следует отметить, что темпы роста переменных издержек опережают темпы роста постоянных издержек. Переменные издержки обращения возросли в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 11929 тыс.руб., а постоянные – на 1493 тыс.руб. Переменные издержки обращения увеличились за счет увеличения расходов на оплату труда, транспортных расходов. Постоянные издержки возросли за счет увеличения расходов по коммунальным платежам

С увеличением товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом, издержки обращения (по сумме) выросли на 13422 тыс. руб., или в 3,37 раза.

В таблице 11 представим динамику уровня издержек обращения в ООО «Компания «Вита».

Таблица 11 – Динамика уровня издержек обращения в ООО «Компания «Вита»

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Абсолютное

изменение 2009 г.

к 2007 г.

Объем товарооборота, тыс. руб.

31500

45186

63639

32139

Издержки обращения, тыс. руб.

5670

11275

19092

13422

Уровень издержек обращения

0,18

0,25

0,30

0,12


Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение издержек обращения происходит более быстрыми темпами, чем рост объема товарооборота, что свидетельствует о неэффективном управлении издержками обращения в ООО «Компания «Вита» в настоящее время. Поэтому руководству анализируемого предприятия необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности управления издержками обращения.

Влияние издержек обращения на сумму прибыли от продаж определим по формуле:

∆П = N1 p*(Y1 BD – Y0 BD)/ 100,        (1)

где N1 p – товарооборот в анализируемом периоде;

Y1 ИО – уровень издержек обращения в анализируемом периоде;

Y0 ИО - уровень издержек обращения в базисном периоде

∆П = 63639* (31,3 – 18,0) / 100 = - 8464,0 тыс. руб.

Прибыль от продаж за анализируемый период по сравнению с базисным периодом в ООО «Компания «Вита» увеличилась на 1706 тыс. руб. или на 57,8%., в том числе за счет роста товарооборота на 102% прибыль увеличилась на 3706,1 тыс. руб., за счет роста уровня валового дохода на 9,9% прибыль увеличилась на 6463,9 тыс. руб.. Вследствие роста уровня издержек обращения на 13,3% прибыль от продаж сократилась на 8464 тыс. руб.

2.2 Варианты обеспечения изменения ситуации

Исходя из того, что издержки обращения занимают значительное место в торговой наценке, их сокращение является весомым фактором:

- уменьшения торговой наценки, что способствует снижению цен на товары, повышению их конкурентоспособности, следовательно, росту оборота розничной торговли;

- увеличения прибыли, так как при неизменном размере торговой наценки предприятие увеличивает часть доходов, формирующих прибыль.

Несоответствие ассортимента товаров спросу и порча товаров вызывает потери, повышенные издержки обращения по их хранению, транспортировке, по содержанию торговых помещений, нерациональное использование рабочего времени. Кроме того, наличие неходовых товаров и товаров низкого качества вызывает замедление оборачиваемости, снижает эффективность использования основных и оборотных средств. Затоваривание ведет к росту процентов за пользование заемными средствами, вызывает увеличение других расходов. Улучшение торгово-оперативной, коммерческой работы будет способствовать снижению издержек обращения.

Также направлением снижения издержек обращения и повышения эффективности осуществления торговой деятельности является развитие маркетинговой службы. Необходимость проведения маркетинговой работы, направленной на своего покупателя, для снижения уровня издержек обращения подтверждается практикой. В этой связи необходимо принимать меры по совершенствованию службы изучения спроса, расширить торговлю по предварительным заказам населению.

Для обеспечения конкурентоспособности необходимо систематически следить за конъюнктурой рынка, стремиться наиболее полно удовлетворять покупательский спрос с целью расширения своей доли на рынке. При этом необходимо уделять внимание оценке деятельности конкурентов. Исходя из того, что цена товара представляет собой совокупную величину затрат и прибыли, то конкурентоспособность торгового предприятия зависит от совокупности его расходов.

Снижению издержек обращения также поспособствует улучшение товародвижения и сокращение времени обращения товаров. В этих целях необходимо совершенствовать торговое обслуживание, наиболее полно использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Типичный подход при определении важнейших направлений снижения издержек – это экономия всех ресурсов, которые потребляются в процессе обращения. Так как затраты на оплату труда в ООО «Компания «Вита» занимают большую долю, то необходимо рациональное и эффективное использование трудовых ресурсов. Это можно обеспечить за счет:

- качественного подбора кадров, их подготовки и обучения;

- создания для эффективной работы условий, как технических (свет, тепло), так и организационно-психологических (своевременное обеспечение рабочих всем необходимым для работы, рациональный режим деятельности, поощрение стремления работников к повышению квалификации, к профессиональному росту, предоставление самостоятельной деятельности).

- важным условием эффективности деятельности работников является создание такой структуры предприятия, которая учитывала бы требования рынка, возможности предприятия и в то же время не была бы консервативна.

Для повышения производительности труда необходимо совершенствовать систему материального и морального поощрения, внедрение и дальнейшее совершенствование сдельно-премиальной системы оплаты труда. Рост производительности труда в торговле уменьшает затраты труда, снижает расходы на оплату труда, хранению и транспортировке товаров. Совершенствование системы материального поощрения наряду с улучшением системы оплаты труда должно быть направлено на повышение экономической эффективности торговли, на устранение излишних расходов, непланируемых потерь от уплаченных штрафов за невыполнение договоров.

Режим экономии торгового предприятия предполагает снижение потерь товаров в процессе их доставки, хранения и реализации, рациональное использование транспортных средств, ликвидацию потерь рабочего времени и потерь по таре, ускорение оборачиваемости оборотного капитала и т.д.

Для устранения потерь необходимо:

- улучшить условия складирования и хранения товаров;

- не допускать образования сверхнормативных запасов товаров;

- усилить контроль за сохранностью товаров.

Таким образом, снижение издержек обращения в ООО «Компания «Вита» должно происходить при одновременном повышении культуры торговли за счет факторов:

- повышение качества товаров и расширения их ассортимента в соответствии со спросом на основе укрепления межотраслевых хозяйственных связей;

- экономии времени и снижения затрат живого труда за счет роста производительности труда;

- внедрение достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих повышение эффективности использования материально-технической базы, и заключается в более полном использовании экономических ресурсов имеющихся на предприятиях и приобретение нового оборудования и инвентаря;

- совершенствование организации торговли и труда обеспечивает производительность труда, т.е. экономию затрат живого труда;

- совершенствование системы управления и планирования, сокращение расходов на управление;

- совершенствование методов хозяйствования, повышения роли материальных и моральных стимулов в деле достижения наибольших результатов при наименьших затратах, более широкого внедрения автоматизированных систем управления;

- повышения эффективности использования оборотных средств и ускорения их оборачиваемости;

- улучшение транспортировки, заключение договоров на поставку с продавцами, улучшение условий хранения товаров, рационализация товародвижения;

- повышение ответственности трудового коллектива за качество работы, за обеспечение ритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров.

Выявление резервов снижения издержек обращения является важнейшим условием повышения эффективности торговли, удовлетворения спроса на товары народного потребления при наименьших затратах.

2.3 Материальная заинтересованность и ответственность в выполнении поставленных задач

Снижение издержек обращения должно стать и основным стимулом работы персонала фирмы, так как от этого напрямую зависит прибыль предприятия (чем меньше издержки обращения при прочих равных условиях, тем больше прибыль), а это основной источник материального обеспечения работников фирмы. При снижении издержек обращения появятся дополнительные средства для материального поощрения работников ООО «Компания «Вита».

В общем управлении снижение издержек обращения – это обязанность ни одного конкретного работника, а в целом всего трудового коллектива.

По отдельным направлениям снижения издержек обращения могут быть назначены конкретные работники.

Рассмотрим процесс совершенствования принятия управленческих решений деятельности ООО «Компания «Вита».

Совершенствование системы принятия управленческих решений в ООО «Компания «Вита» должно в основном проходить по следующим направлениям:

- совершенствование организационной структуры управления предприятием;

- совершенствование управления ассортиментом товарооборота;

- совершенствование управления маркетингом;

- совершенствование управления персоналом ООО «Компания «Вита».

Одним из направлений совершенствования принятия и реализации управленческих решений, на наш взгляд, может явиться применение логистической модели управления запасами. Торговые предприятия часто сталкиваются с ситуацией, когда склад вроде бы полон, а от поступающих заказов приходится отказываться, поскольку нужные клиентам товары в данный момент отсутствуют. Один раз постоянный клиент столкнется с такой ситуацией, а в другой раз уже может не прийти. Из-за срыва сделок выгодные постоянные клиенты могут уйти к другому поставщику, и эти потери, скорее всего, скажутся на бизнесе. Причина возникновения таких ситуаций – в недостаточно эффективном управлении ассортиментом и в отсутствии дифференциации в работе с различными клиентами. Для решения этих задач существуют специальные методики, которые востребованы сейчас российскими предприятиями.

Одним из наиболее популярных инструментов классификации различных ресурсов по степени их важности является так называемый АВС-анализ. В соответствии с ним объекты (клиенты, товары) по значению выбранного показателя (выручки, прибыли, числа продаж и т.д.) разделяются на 3 класса - А, В и С. К классу A относят те объекты, которые в совокупности приносят основную (65-70%) часть выручки (прибыли) Для анализируемого предприятия – это прежде всего алкогольная продукция.. В класс B - выделяют среднюю группу (20-25%) – пиво, табачные изделия, а в класс C - всех остальных – бакалея, гастрономия, кондитерские изделия. Как правило оказывается, что класс А - относительно небольшой, а в класс C попадает максимальное число объектов.

Классификация клиентов позволяет также принимать решения по дифференциации предоставляемых им скидок, максимальным размерам кредита, проценту необходимой предоплаты, установке специальных бонусов и т.д.

Полученное в результате проведения АВС-анализа деление товаров на классы важно для организации планирования и учета. Работа с товарами класса А требует тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля, поскольку они являются основными в бизнесе фирмы. Для товаров класса B достаточно обычного, но все же индивидуального планирования и учета. В отношении же товаров класса C можно применять упрощенные методы.

ABC-классификация товаров так же создает основу для пересмотра закупочно-сбытовой политики. Часто оказывается, что от закупки и продажи ряда товаров, попавших в класс С, можно отказаться. В нашем случае, на мой взгляд, можно отказаться от части ассортиментной группы овощные консервы, и в частности, солянка овощная, солянка грибная, помидоры в собственном соку. Так, как оборачиваемость этих продуктов очень низкая. Классификация товаров по степени важности для ООО «Компания «Вита» позволит существенно улучшить управление запасами на предприятии. В результате снизится риск срыва поставок и недополучения прибыли из-за вынужденного отказа клиентам. Положительный эффект проявляется также в высвобождении значительных оборотных средств за счет сокращения или отказа от закупок «мертвых» товаров

Для успешного развития предприятия необходимо также пересмотреть вопросы ценообразования, на основные виды продукции, приносящие основной доход ООО «Компания «Вита», а именно изменение торговой наценки. Так, при снижении торговой наценки на мясные консервы на 1% объемы реализации данного товара увеличатся на 2,7% (эластичность данного товара по цене составляет 2,7%). Это позволит увеличить доходы предприятия на 28456 руб. в год. Аналогичные расчеты можно представить и по другим видам ассортимента продукции ООО «Компания «Вита».

Особое место в системе принятия решений в ООО «Компания «Вита» должно явиться решение по поставщикам. Фирме не только следует придерживаться старых поставщиков, но и проводить исследования по заключению новых поставщиков продукции. В данном направлении управленческие решения могут быть реализованы в двух аспектах. Так, возможны варианты заключения договоров с новыми поставщиками, а также договора на поставку новых продуктов – новинок рынка как со старыми поставщиками, так и с новыми.

Можно рекомендовать следующие направления принятия решений по работе с поставщиками (Таблица 12).

Таблица 12 – Принятие решений по работе с поставщиками

Содержание этапов выполнения решения

Конкретные действия

Ответствен-ный исполнитель

Срок исполнения

Контролиру-ющее должностное лицо

Работа со старыми поставщиками

Пересмотр договоров и проведение пе-реговоров на предмет предоставления скидки на продукцию

Генеральный директор

2 недели

Генеральный директор

Поиск новых поставщиков

Анализ рынка предложений по реализуемой продукции, выбор подходящих поставщиков

Коммерческий директор

1 месяц

Генеральный директор

Заключение дого-воров с новыми поставщиками

Получение «пилот-ной» партиии про-дукции, проведение переговоров, заклю-чение договоров

Коммерческий директор

1 месяц

Главный бухгалтер


Степень активности потребительского рынка определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на потребительском рынке системы факторов, определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции.

Определить наиболее ходовые позиции в ассортименте можно путем анализа объемов продаж в денежном и натуральном выражении. Другой, более эффективный показатель – частота заказов данного товара, т.е. процент заказов, где этот товар присутствует. Для более точного анализа следует выделить наиболее крупных покупателей провести анализ их заказов на предмет выявления наиболее ходовых позиций. Именно их потребности в наибольшей степени должны влиять на формируемый ассортимент. Также можно использовать информацию агентов о запросах покупателей.

Второй, не менее важной задачей торгового предприятия является установление цен. На рассматриваемом предприятии формирование цен происходит исходя из средней наценки на данную категорию товаров, спроса на товар, сроков хранения и пр. Характерно, что не производится систематический анализ установленных цен в разрезе товарных позиций, что не позволяет варьировать цену и устанавливать наиболее оптимальный уровень.

Организация механизма работы с покупателями – одна из самых важных задач предприятия. На текущий момент предприятие ограничивается лишь работой торговых агентов, которые обходят магазины,заключают договора с более мелкими оптовиками, предлагая товары с доставкой. Не смотря на то, что данный вид продаж эффективен, существует ряд минусов. Работа агента, как правило, целиком зависит от количества заказов. Проследить и заставить работать агента достаточно трудно.

Качество работы агента целиком зависит от его коммуникабельности, внешнего вида. Умение настойчиво предлагать товар дано не каждому. Недостаток в того или иного качества приводит к тому, что часть потенциальных клиентов теряется, а в последствии предвзято относится к сотрудничеству.

Для того, чтобы максимально сократить данные недостатки, необходимо принять ряд мер, направленных на повышение эффективности работы агентов и предприятия в целом.

Оценить работу агентов можно по количеству заказов принесенных каждым в отдельности. Но характер районов не дает объективной картины работы агента. Для этого необходимо ввести ряд документов, которые будут заполняться агентами о проделанной ими работе. Такими документами могут быть дневные отчеты о посещении магазинов, описание магазина (площадь, характер, расположение, близость конкурентов, характер района, контингент жителей и др.), характер разговора с представителем магазина, пожелания покупателей и пр. Введение таких документов позволит убить двух зайцев: оценить работу агентов, частично оценить потребности покупателей. Агент во втором случае является не только торговым представителем, но реально участвует в повышении эффективности деятельности предприятия. Он тоже заинтересован в более ходовом ассортименте, повышении товарооборота – это его хлеб.

С другой стороны, оценивая работу агентов, предприятие обоснованно может уволить ленивых агентов и заменить их более активными. Такая замена может принести предприятию дополнительную прибыль, а более старательному работнику зарплату. Кроме того, анализ такой документации позволит выявить застойные районы, в результате отказаться работать с ними или изменить ценовую политику по отношению к этим районам.

Необходимым условием для организации данной формы работы заключается разработка форм и составление ежедневных отчетов.

3. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

3.1 Исходные данные для расчета экономической эффективности предлагаемых мероприятий

Определение экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления - важный фактор выбор наиболее целесообразного из них и определение очередности их проведения.

Итак, для реализации эффективной системы принятия управленческих решений и улучшения финансового положения ООО «Компания «Вита» должно применить ряд мер, имеющих целью увеличение товарооборота и снижение уровня издержек обращения. Одним из главных шагов должно быть пересмотр ассортимента, выявление наиболее ходовых позиций и необходимых для закупки товаров. Не менее важным является пересмотр цен на товары. Что касается закупок товаров, то в данном случае необходимо ужесточить закупочную политику. И еще одно из слабых мест – продвижение услуг компании.

Рассматривая тенденцию товарооборота за первые четыре месяца 2008 года можно сказать, что товарооборот предприятия снизился более чем в 1,2 раза. Для того, чтобы определить причины такого снижения заказов следует рассмотреть внешние и внутренние факторы.

Одной из очевидных причин является сезонность спроса. Второй – некачественная работа по организации закупок. Третьей – отсутствие продвижения, рекламы.

На рис.2 представим динамику объема заказов в ООО «Компания «Вита».

Если сопоставить изменение ассортимента, то количество товарных позиций не только не уменьшалось, оно возрастало. Рассмотрим тенденции спроса покупателей на некоторые видов товаров.

Рисунок 2 – Объемы заказов в ООО «Компания «Вита» в январе-мае 2008 года

Так, например, одной из постоянных товарных позиций является овощная консервация. Этот товар пользовался спросом в январе, феврале, марте. В апреле мае произошло резкое снижение объемов продаж данного товара. Аналогичная ситуация происходит с товарами, имеющими короткий срок годности или требующих низких температур для хранения. Например, резко упали объемы продаж рыбных консервов, увеличилось количество возвратов и списания от брака.

Однако формирование ассортимента упирается еще в одну задачу – поиск поставщиков товаров по наиболее выгодным ценам. Очень часто встречается ситуация, когда найти поставщика или производителя товара не трудно, а сторговаться до конкурентной цены практически невозможно. Для этого поиском и закупкой товаров должны заниматься ответственные люди. Необходимо также организовать работу отдела закупок наиболее эффективным образом.

Рассмотрим эффективность изменения доли в общем объеме реализации мясных консервов Орского МКК в 2008 году. Предприятие может увеличить объемы закупок у данного предприятия, за счет сокращения доли продукции других поставщиков. Оборачиваемость продукции этой фирмы составляет 20,8 оборотов в год, что на 5,7 оборотов больше, чем на аналогичную продукцию ООО «Балтийский мясной Дом». Это позволит ООО «Компания «Вита» увеличить выручку от реализации продукции предприятия на 243,56 тыс. руб. в год. Затраты же предприятия увеличатся на 76,24 тыс.руб. Таким образом, прибыль предприятия увеличится на 167,32 тыс. руб.

Следует также пересмотреть ценовую политику предприятия. Анализ цен конкурентных организаций показал, что цены на рассматриваемом предприятии слишком высоки. Проводя анализ снижения цен по продукции, были получены следующие результаты снижение цен в среднем на 5% позволит ООО «Компания «Вита» получить дополнительно выручки от реализации 14263,7 тыс. руб. Затраты же увеличатся на 2756,2 тыс. руб. Таким образом, принятие решения по ценовой политике ООО «Компания «Вита» позволит предприятию получить дополнительно прибыли на сумму 1507,5 тыс. руб.

В ходе развития ООО «Компания «Вита» будет использоваться конкурентная реклама, которая нацелена на выделение фирмы из массы аналогичных.

Для рекламирования ООО «Компания «Вита» будут использоваться следующие основные средства рекламы:

- реклама в периодической печати (в частности в журналах «Продуктовый Бизнес», «Товары и товаропроизводители»);

- печатная реклама;

- реклама по радио;

Бюджет на рекламу планируется методом отчисления процента от отчетной прибыли. Процент отчисления равен 3,5 %. Рассчитаем бюджет на рекламу на 2008 г., если в 2009 г. прибыль составила .

Брекл.= 413480 * 3,5 / 100 = 14471,8 руб.

Бюджет рекламы распределим следующим образом:

Таблица 13 - План рекламы на 2008 год фирмы ООО «Компания «Вита»

Зима

Частая реклама по радио, объявления в журналы, распространение печатной продукции

Весна, лето

Реклама по радио, информация в журналах, сувенирная продукция

Осень.

объявления в журналы, распространение печатной продукции, баннерная реклама.


Рассчитаем экономическую эффективность проведения рекламной кампании в ООО «Компания «Вита». Бюджет затрат на рекламу на 2008 год составляет 14471,8 руб. Исходя из данных предшествующих рекламных компаний отклик потребителей услуг на рекламу составляет примерно 3,0-4,5% от общего числа потребителей. Доход фирмы от сделок составляет 10-15%. Таким образом, доход предприятия составит – 63,6 тыс. руб.., а прибыль предприятия от проведения рекламной кампании – 49128,2 руб. (63600 – 14471,8).

Таким образом, рентабельность после проведения рекламной компании также выше, чем рентабельность в 2009 году.

3.2 Расчет экономической выгоды от принятых решений

Определим общую эффективность проведения рекламной кампании фирмы ООО «Компания «Вита» и изменения ассортиментной политики.

В таблице 14 представим сводные показатели эффективности внедрения предложенных мероприятий по увеличению товарооборота фирмы «Компания «Вита».

Определим показатели товарооборота и издержек обращения на 2008 год с учетом предложенных мероприятий.

Товарооборот составит

ТО = 63639 + 243,6 + 14263,7 + 63,6 = 78210,9 тыс. руб.

Издержки обращения составят:

ИО = 19092 + 76,2 + 2756,2 + 14,5 = 21925,9 тыс. руб.

Таблица 14 – Эффективность предложенных мероприятий

Показатели

До внедрения мероприятий

После внедрения мероприятий

 Изменения

Абсолютные

Относительные

Товарооборот, тыс.руб.

63639,1

78210,9

14571,8

22,9

Издержки обращения, тыс.руб.

19092,9

21925,9

2833,0

14,8

Уровень издержек обращения

0,30

0,28

-0,02

-6,7

Прибыль до налогообложения, руб.

44546,2

56285,0

11738,8

26,4

Налог на прибыль, тыс. руб.

10691,1

13508,4

2817,3

26,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

33855,1

42776,6

8921,5

26,4

Рентабельность товарооборота, %

43,8

54,6

10,8

24,7

Коэффициент экономической эффективности

3,33

3,56

0,23

6,9


Таким образом, проведение предложенных мероприятий позволит ООО «Компания «Вита» увеличить чистую прибыль на 8921,5 тыс. руб. или на 26,4% Рентабельность товарооборота возрастет с 43,8% до 54,6%. На каждый вложенный рубль затрат мы получим 3,56 руб. выручки от реализации продукции. Уровень издержек обращения сократится с 30,0% до 28,0%. По полученным результатам можно сделать вывод, о том, что в ООО «Компания «Вита» повысится эффективность управления как издержками обращения, так и в целом предприятием.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками обращения и спросом на реализуемую продукцию. Поскольку издержки обращения это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек обращения и их величины на перспективу.

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Задачи анализа издержек обращения состоят в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана издержек обращения, как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень издержек обращения и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа.

Анализ издержек обращения проводится по данным статистической и бухгалтерской отчетности, материалам текущего учета, первичным документам, внеучетным источникам информации и личным наблюдениям.

Оптимизация издержек обращения всегда являлось важнейшим вопросом в экономике. Решению этой задачи в частности способствует хорошо налаженная работа по управлению издержками обращения, их контроль и анализ.

Анализ издержек обращения, проделанный в работе, позволил выявить резервы снижения издержек обращения и сделать следующие выводы:

- снижение уровня издержек обращения обеспечено за счет увеличения объема продаж в действующих ценах. Рост цен привел к снижению уровня расходов.

- за счет фактора структура оборота произошло снижение общего уровня издержек обращения.

К основным резервам экономии издержек обращения в ООО «Компания «Вита» следует отнести:

- рост товарооборота, равномерное и ритмичное обеспечение продажи товаров в плановом периоде;

- эффективное использование материально-технической базы торговли;

- внедрение прогрессивных форм торгового обслуживания;

- повышение производительности труда;

- своевременный ввод в действие новых, дополнительных рабочих мест;

- сокращение звенности товародвижения, простоя транспорта, большую механизацию погрузочно-разгрузочных работ;

- сокращение и ликвидация потерь продукции;

- ускорение оборачиваемости товаров;

- усиление контроля за расходами в разрезе отдельных статей с целью выявления затрат, не работающих на отдачу;

- повышение ответственности трудового коллектива за качество работы, за обеспечение ритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров;

- совершенствование системы материального и морального поощрения, внедрение и дальнейшее совершенствование сдельно-премиальной системы оплаты труда;

- и др.

Реализация предложений по совершенствованию учета и по мобилизации резервов снижения издержек обращения, выявленных в ходе анализа позволит усилить контроль за издержками обращения и привести их к оптимальному уровню.

Проведение предложенных мероприятий позволит ООО «Компания «Вита» увеличить чистую прибыль на 8921,5 тыс. руб. или на 26,4% Рентабельность товарооборота возрастет с 43,8% до 54,6%. На каждый вложенный рубль затрат мы получим 3,56 руб. выручки от реализации продукции. Уровень издержек обращения сократится с 30,0% до 28,0%. По полученным результатам можно сделать вывод, о том, что в ООО «Компания «Вита» повысится эффективность управления как издержками обращения, так и в целом предприятием.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая и третья. Официальный текст. – М.: ИКФ Омега-Л. 2002. – 416 с.

2. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие.- М.: Изд. «Дело и Сервис», 2000. – 512с.

3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. -215с.

4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. - Ростов на-Дону: Феникс, 2009. - 384 с.

5. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М.: Экономика, 2001. 352 с.

6. Бланк. И.А. Торговый менеджмент. Киев. УФИМБ. 2008. - 408 с.

7. Григоренко М. Прогнозы развития рынка продовольственных товаров. //Деловая неделя. – 2009. №3. – с.8-16.

8. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка// Маркетинг, №2, 2008, с.78-88

9. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Минск, «Высшая школа», 2009. - 285 с.

10. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности торговых предприятий: Учеб.-практ. пособие. – Мн., «Финансы, учет, аудит», 2008. - 184 с.

11. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения. М.: ИНФРА-М, 2001. 220 с.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: ИНФРА-М, 2002. 336 с. – (Серия «Высшее образование»).

13. Сребник Б.В. Экономика торговли. - М., «Высшая школа», 1999. - 231 с.

14. Торговое дело: экономика и организация: учебник / под общ. Ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М. : ИНФРА - М, 1997г. 256 с.

15. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М. 2008. – 237 с.

16. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. / Валевич Р.П., Давыдова Г.А. - Минск: «Высшая школа», 1996. - с. 415.

17. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др.; - М.: Экономика, 2009. - 238 с.

18. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2001. 295 с.

19. Экономический анализ. / Под ред. Л.Т.Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА.- 2002. – 527 с.

Приложение 1

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

Наименование показателя

2007

2008

2009

Темп прироста, % к предыдущему году

1. Показатели объема производства и продаж

1.1 Выручка от продажи, тыс. руб.

31500

45186

63639

102,0

2. Показатели объема используемых ресурсов, капитала и затрат

2.1. Годовой фонд оплаты труда персонала, тыс. руб.

4925

6998

11042

124,2

2.2. Среднесписочная численность персонала, чел.

57

72

86

50,9

2.3. Средняя величина основного капитала (внеоборотных активов), тыс. руб.

14112

17204

21840

54,76

2.4. Средняя величина основных средств (по первоначальной стоимости), тыс. руб.

14065

17175

21808

55,1

2.5. Средняя величина оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб.

2 953

4789

6670

125,9

2.6. Сумма чистых активов (на конец периода), тыс. руб.

16635

23672

36898

121,81

2.7. Полная себестоимость проданных товаров, тыс. руб.

28546

41 549

58 979

106,6

3. Показатели, характеризующие финансовый результат

3.1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

2 954

3 636

4 660

57,8

3.2. Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

2 976

3 649

4 648

56,2

3.3. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

2961

3626

4634

56,5

4. Показатели эффективности использования ресурсов, капитала и затрат

4.1. Среднемесячная зарплата одного работника, тыс. руб.

7,2

8,1

10,7

48,61

4.2. Производительность труда (годовая выработка), тыс. руб.

552,6

627,6

739,9

33,89

4.3. Фондоотдача (по первоначальной стоимости)

2,24

2,63

2,92

30,4

4.4. Материалоемкость продукции

0,45

0,38

0,34

-23,90

4.5. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала

10,67

9,44

9,54

-10,59

4.6. Затратоемкость проданных товаров

0,91

0,92

0,93

1,80

4.7. Рентабельность продаж, %

9,34

8,05

7,32

-21,63

4.8. Рентабельность активов по чистой прибыли, %

17,80

15,32

12,56

-29,44

5. Показатели финансовой устойчивости и ликвидности (на конец периода)

5.1. Коэффициент автономии

0,88

0,88

0,90

2,27

5.2. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,03

0,02

0,04

33,3

5.3. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия)

2,66

2,75

3,22

21,05


Похожие работы на - Управление издержками обращения предприятия на примере ООО "Компания "Вита""

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!