Динамический расчет автомобиля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    271,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамический расчет автомобиля

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский государственный технический университет

Кафедра «Автомобили»








Курсовая работа

по дисциплине «Автомобили»

Тема: «Динамический расчет автомобиля»








Ульяновск 2011

ЗАДАНИЕ

Выполнить тягово-динамический расчет легкового переднепривоодного автомобиля. В качестве прототипа принять ВАЗ - Приора:

Выбрать шины и определить их статический радиус качения.

Рассчитать максимальную мощность двигателя автомобиля при: Vmax = 180 км/ч; Da = 0,09.

Построить внешнюю скоростную характеристику двигателя.

Рассчитать передаточное число главной передачи.

Рассчитать передаточные числа в коробке передач при:

Ψ = 0,4.

Построить силовой и мощностной балансы автомобиля.

Построить динамический паспорт автомобиля.

Построить разгонную характеристику автомобиля.

Рассчитать давление воздуха в шинах.

Построить топливно-экономическую характеристику автомобиля.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Паспортные данные автомобиля ВАЗ - Приора:

.Масса снаряженного автомобиля Мо = 1088 кг; в т.ч. на переднюю ось М01 = 598 кг; на заднюю ось М02 = 490 кг;

.Полная масса автомобиля Ма = 1578 кг;

в т.ч. на переднюю ось Ма1 = 726 кг; на заднюю Ма2 = 852 кг;

.Максимальная скорость Va max = 183 км/ч (50,8 м/с) *;

.Коробка передач - двухвальная; число передач k = 5; номер прямой передачи n =4; передаточные числа 3,64; 1,95; 1,36; 0,94; 0,78;

.Колеса:

присоединительные размеры дисков 4 PCD98 ET32 58,5 (4 шпилек на Ø98 мм (т.е. Ø 3,86`); вылет 32 мм; центральное отверстие 58,5 мм);

Размерность шин и дисков

Шины

Диски

Давление воздуха, кПа



Передние колеса

Задние колеса

195/50 R15

R15 4x98 ET32 J6.5 D58.5

190

200

185/55 R15


180

190


Размеры автомобиля:

длина Lг = 4,210 м;

ширина Вг = 1,680 м;

высота Нг = 1,420 м;

колея наибольшая Вк = 1,410 м;

база L = 2,492 м;

высота центра масс hg = 0,48 м;

Коэффициент аэродинамического сопротивления сх = 0,60;

двигатель: ВАЗ-21126

бензиновый, поперечный, рядный, четырехцилиндровый;

мощность Pmax = 98 л.с. (72100 Вт) *

при np = 5600 об/мин (ωp = 586 c-1);

крутящий момент Tmax = 14,8 кгс∙м (145 Н∙м)

при nT = 4000 об/мин (ωT = 418 c-1).

Расчет исходных данных по характеристике прототипа

Коэффициент приспособляемости двигателя по оборотам

Кω = ωp / ωT. Кω = 586 / 418 = 1,40;

Коэффициент приспособляемости двигателя по моменту

КТ = Тmax∙ωp / Pmax. КТ = 145 ∙ 586 / 72100 = 1,178;

Площадь миделева сечения

А = Нг ∙ Вк. А= 1,420 ∙ 1,410 = 2,002 м2;

КПД трансмиссии зависит от передаваемого крутящего момента и температуры масла. Однако переменные факторы в курсовой работе не учитываем из-за их сложности:

,

где z, k, n - число соответственно цилиндрических и конических передач, карданных шарниров. Автомобиль ВАЗ-Приора имеет z = 2 (на всех передачах, кроме прямой) и z = 0 (на прямой передаче); k = 1; n = 0. На режиме максимальной скорости на четвертой передаче

.

Справочные данные.

Плотность воздуха ρв = 1,202 кг/м3 (200 м над уровнем моря);

Коэффициент сопротивления качению f0 = 0,014;

Коэффициент влияния скорости Af = 5,5 ∙ 10-4 с2/м2;

Удельный расход топлива ge = 148 г/кВт·ч;

Коэффициент коррекции мощности Кр = 0,95.

РАСЧЕТ НАГРУЗКИ НА КОЛЕСА И ВЫБОР ШИН

Если данных о развесовке прототипа студентом не найдены:

Обычно автомобили имеют развесовку по осям в снаряженном состоянии 55/45, а с грузом 45/55. Тогда

на переднюю ось без груза

:

 кг;

на заднюю ось без груза

:

 кг;

на переднюю ось с полной загрузкой

:

 кг;

на заднюю ось с полной загрузкой

:

 кг.

Но мы нашли данные о развесовке автомобиля, поэтому пишем:

Нагрузки на оси прототипа имеются в исходных данных, поэтому определим лишь его коэффициенты развесовки. Доля массы автомобиля, приходящаяся на оси:

;;;,

где q01, q02, qa1, qa2 - соответственно нагрузка на переднюю (1) и заднюю (2) оси снаряженного (0) и полностью груженого (а) автомобиля.

;; ;.

Согласно исходным данным максимальная осевая нагрузка приходится на заднюю ось груженого автомобиля. Учитывая, что у прототипа нет спаренных колес, то максимальная масса приходится на каждое из задних колес при полной загрузке автомобиля

 кг.

Вес, приходящийся на колесок = Mкa2 · g.к =426 · 9,81 = 4180 Н.

Назначаем индекс скорости - Р (200 км/ч). Назначаем индекс несущей способности шины - 76 (4180 Н). Выбираем шины 185/55R15 Р76. Рассчитаем статический радиус качения колеса:

= 0,5 · d + Вш ∙ Δ · λсм,

где d - посадочный диаметр шины, м; Вш - ширина профиля шины, м; Δ - относительная высота профиля шины; λсм = 0,8…0,85 - смятие радиальной шины легкового автомобиля.

= 0,5 · 15 · 0,0254 + 0,185 · 0,55 ·0,825 = 0,274 м.

РАСЧЕТ МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

Сначала расчет ведем по мощности, необходимой для поддержания максимальной скорости:

,

где fk - сопротивление качению на максимальной скорости:

fk = f0 · (1 + Af · V2).fk = 0,014 · (1 + 0,00055 ·50,0 2) = 0,033.

121460 Вт.

Таким образом, для поддержания максимальной скорости полностью груженого автомобиля необходим двигатель мощностью Ре = 121 кВт.

Проведем расчет необходимой мощности двигателя для обеспечения заданного динамического фактора.

Найдем скорость автомобиля, при которой динамический фактор будет близок к максимуму:

VD = Vmax/Kω. VD = 50,0/1,40 = 35,7 м/с (129 км/ч).

Найдем необходимую мощность двигателя на скорости VD

.

 89267 Вт.

Рассчитаем максимальную мощность двигателя (в предположении, что закон изменения мощности от скорости двигателя описывается полиномом третьей степени с коэффициентами a, b, c, взятыми у прототипа):

; ; .

; ;;

а = 0,073; b = 3,098; c = -2,172.

.

 106189 Вт.

Таким образом, для обеспечения заданной динамики автомобиля на скорости 35,7 м/с (129 км/ч) необходима максимальная мощность двигателя 106 кВт. Так как <, то для дальнейших расчетов выбираем мощность двигателя, рассчитанную по сопротивлению качению на максимальной скорости.

Крутящий момент при максимальной мощности

,  ≈ 207 Н·м; Тmax = Те · КТ; Тmax = 207 · 1,18 ≈ 244 Н·м.

Таким образом, окончательно принимаем двигатель

Тmax = 244 Н·м при 418 рад/с (4000 об/мин).

Рmax = 121 кВт при 586 рад/с (5600 об/мин).

Расчет внешней скоростной характеристики двигателя сведен в табл. 1.

ωе, с-1

Pe, кВт

Те, Н∙м

100

11171

111,71

150

22517

150,12

200

36394

181,97

250

51817

207,27

300

67805

226,02

350

83372

238,21

400

97537

243,84

418

102104

244,27

450

109316

242,93

500

117727

235,45

586

121460

207,27

600

120508

200,85


Рис. 1 - Внешняя скоростная характеристика двигателя

РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ

,

где ωр - угловая скорость ведущего вала главной передачи (если она равна скорости двигателя) при максимальной мощности двигателя, с-1.


РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ В КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ

Передаточное число первой передачи коробки передач (КП) рассчитываем из условия обеспечения необходимой тяги в нормальных дорожных условиях. Передаточное число первой передачи в КП из условия преодоления соответствующего сопротивления Ψ1

. 3,567.

Четвертая передача в КП прямая: i4 = 0,94. Передаточные числа остальных передач в КП рассчитываем по гиперболическому ряду

.= 2,173; i3 = 1,562; i5 = 1.

СИЛОВОЙ И МОЩНОСТНОЙ БАЛАНС АВТОМОБИЛЯ

В силовой баланс автомобиля при равномерном движении (Fи = 0) по горизонтальной дороге (Fп = 0) входят только две силы

= Fk + Fв.

Составляющие баланса вычисляем по зависимостям

; ; .

переменными в балансе являются:

момент Те (зависит от угловой скорости двигателя);

передаточное число iкп в КП;

КПД ηтр трансмиссии, зависит от загрузки по мощности трансмиссии (для упрощения принимаем постоянным на каждой из передач в КП или в РК, см. п. 1.2);

скорость V автомобиля;

кинематический радиус rk зависит от крутящего момента на колесе, но для упрощения этой зависимостью пренебрежем и примем rk = rс.

Мощностной баланс получим, почленно умножив силовой баланс на скорость автомобиля:

PT = FT V; Pk = Fk V; Pв = Fв V.

Расчет ведем для всех передач в КП при повышенной передаче в раздаточной коробке, и для первой и второй передач в КП на пониженной в РК передаче. Текущую скорость вычисляем по формуле

.

Результаты расчета сведем в табл. 2 и покажем на рис. 2 и 3.

Силовой и мощностной баланс автомобиля

КП

w

Te, Нм

V

Fk

Ft

Fk

Fk+Fв

Pt

Pk

Pk+Pв

Da

а

1

100

112

2,3

0,01404

4346

217

4

221

10

0,51

0,009

0,52

0,187

1,896


150

150

3,5

0,01410

5840

218

8

226

21

0,77

0,029

0,80

0,250

2,583


200

182

4,7

0,01417

7080

219

15

234

33

1,03

0,068

1,10

0,303

3,148


250

207

5,9

0,01426

8064

221

23

244

47

1,29

0,133

1,43

0,344

3,592


300

226

7,0

0,01438

8793

223

33

255

62

1,57

0,230

1,80

0,374

3,913


350

238

8,2

0,01452

9268

225

45

269

76

1,84

0,365

2,21

0,393

4,112


400

244

9,4

0,01468

9487

227

58

285

89

2,13

0,546

2,68

0,400

4,190


418

244

9,8

0,01474

9493

228

64

292

93

2,24

0,623

2,86

0,400

4,183


450

243

10,5

0,01486

9451

230

74

304

100

2,43

0,777

3,20

0,397

4,146


500

235

11,7

0,01506

9161

233

91

324

107

2,73

1,066

3,80

0,382

3,980

207

13,7

0,01545

8064

239

125

364

111

3,29

1,715

5,00

0,329

3,409


600

201

14,1

0,01552

7814

240

131

371

110

3,38

1,841

5,22

0,318

3,281

2

100

112

4,4

0,01415

2312

219

13

232

10

0,97

0,057

1,02

0,126

1,287


150

150

6,6

0,01434

3107

222

29

251

21

1,47

0,191

1,66

0,168

1,759


200

182

8,8

0,01460

3766

226

51

277

33

1,99

0,453

2,44

0,202

2,140


250

207

11,0

0,01493

4289

231

80

312

47

2,55

0,885

3,43

0,228

2,430


300

226

13,2

0,01535

4677

238

116

353

62

3,14

1,529

4,67

0,246

2,629


350

238

15,4

0,01583

4930

245

157

403

76

3,78

2,428

6,21

0,256

2,737


400

244

17,6

0,01639

5046

254

206

459

89

4,47

3,625

8,10

0,259

2,753


418

244

18,4

0,01661

5050

257

225

482

93

4,74

4,137

8,87

0,257

2,733


450

243

19,8

0,01703

5027

264

260

524

100

5,23

5,161

10,39

0,253

2,679


500

235

22,0

0,01774

4873

275

321

596

107

6,05

7,080

13,13

0,239

2,513


586

207

25,8

0,01914

4289

296

441

738

111

7,65

11,398

19,05

0,196

2,015


600

201

26,4

0,01938

4157

300

463

763

110

7,93

12,234

20,17

0,187

1,909

3

100

112

6,47

0,01432

1575

222

28

249

10

1,43

0,179

1,61

0,094

0,943


150

150

9,70

0,01473

2116

228

62

290

21

2,21

0,605

2,82

0,124

1,286


200

182

12,94

0,01529

2565

237

111

347

33

3,06

1,434

4,50

0,148

1,553


250

207

16,17

0,01601

2922

248

173

421

47

4,01

2,800

6,81

0,165

1,742


300

226

19,41

0,01690

3186

262

249

511

62

5,08

4,839

9,92

0,176

1,853


350

238

22,64

0,01795

3358

278

339

617

76

6,29

7,684

13,98

0,180

1,888


400

244

25,88

0,01916

3437

297

443

740

89

7,67

11,470

19,14

0,177

1,844


418

244

27,04

0,01963

3440

304

484

788

93

8,22

13,089

21,31

0,174

1,807


450

243

29,11

0,02053

3424

318

561

879

100

9,25

16,331

25,58

0,168

1,724


500

235

32,35

0,02206

3319

341

693

1034

107

11,05

22,402

33,45

0,152

1,526


586

207

37,91

0,02507

2922

388

951

1339

111

14,71

36,064

50,78

0,109


600

201

38,82

0,02560

2831

396

997

1394

110

15,38

38,711

54,10

0,100

0,898

4

100

112

8,53

0,01456

1194

225

48

274

10

1,92

0,411

2,33

0,074

0,719


150

150

12,80

0,01526

1605

236

108

345

21

3,02

1,388

4,41

0,097

0,972


200

182

17,06

0,01624

1945

251

193

444

33

4,29

3,289

7,58

0,113

1,154


250

207

21,33

0,01750

2215

271

301

572

47

5,78

6,424

12,20

0,124

1,263


300

226

25,60

0,01905

2416

295

434

728

62

7,55

11,100

18,65

0,128

1,299


350

238

29,86

0,02087

2546

323

590

913

76

9,65

17,626

27,27

0,126

1,263


400

244

34,13

0,02297

2606

356

771

1126

89

12,14

26,311

38,45

0,094

1,154


418

244

35,67

0,02379

2608

368

842

1210

93

13,14

30,026

43,16

0,094

1,095


450

243

38,40

0,02535

2597

392

976

1368

100

15,07

37,463

52,53

0,105

0,973


500

235

42,66

0,02801

2517

434

1205

1638

107

18,50

51,389

69,89

0,085

0,720


586

207

50,00

0,03325

2215

515

1655

2169

111

25,74

82,728

108,46

0,036

0,114


600

201

51,19

0,03418

2147

529

1735

2264

110

27,09

88,801

115,89

0,027

-0,005

5

100

112

10,60

0,01486

962

230

74

304

10

2,44

0,787

3,23

0,060

0,558


150

150

15,89

0,01594

1292

247

167

414

21

3,92

2,657

6,58

0,077

0,740


200

182

21,19

0,01746

1566

270

297

567

33

5,73

6,297

12,02

0,087

0,850


250

207

26,49

0,01940

1784

300

464

765

47

7,96

12,300

20,26

0,092

0,886


300

226

31,79

0,02178

1945

337

669

1006

62

10,72

21,254

31,97

0,090

0,850


350

238

37,08

0,02459

2050

381

910

1291

76

14,12

33,750

47,87

0,083

0,740


400

244

42,38

0,02783

2099

431

1189

1620

89

18,26

50,379

68,64

0,070

0,558


418

244

44,29

0,02910

2100

451

1298

1749

93

19,95

57,491

77,44

0,063

0,472


450

243

47,68

0,03150

2091

488

1504

1992

100

23,25

71,732

94,98

0,050

0,302


500

235

52,98

0,03561

2027

551

1857

2409

107

29,20

98,397

127,60

0,025

-0,027


586

207

62,09

0,04368

1784

676

2551

3228

111

41,98

158,404

200,39

-0,033

-0,763


600

201

63,57

0,04512

1729

698

2675

3373

110

44,40

170,030

214,43

-0,903

Рис. 2 - Силовой баланс автомобиля: 1 - 5 - сила тяги на ведущих колесах; 6 - суммарная сила сопротивления движению (Fk+Fв); 1 - 5 - прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП

Рис. 3 - Мощностной баланс автомобиля: 1 - 5 - мощность тяги на ведущих колесах; 6, 7, 8 - мощности сопротивления движению соответственно суммарная (Рk+Рв), аэродинамическая Рв и качению Рк; 1 - 5 - прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ АВТОМОБИЛЯ

Для построения динамического паспорта автомобиля необходимо вычислить для каждой передачи в КП (РК) динамический фактор

.

Кроме того, на график выносится зависимость коэффициента сопротивления качению fk (V). Для построения номограммы необходимо найти верхний предел шкалы

,

где  - верхний предел шкалы Da. На шкале Da (рис. 4) получилось =0,7, тогда

.

Результаты расчета сведены в табл. 3.

Динамическая характеристика автомобиля Da в зависимости от скорости двигателя ωе

ωе

Передача в КП


1

2

3

4

5

100

0,187

0,126

0,094

0,074

0,060

150

0,250

0,168

0,124

0,097

0,077

200

0,303

0,202

0,148

0,113

0,087

250

0,344

0,228

0,165

0,124

0,092

300

0,374

0,246

0,176

0,128

0,090

350

0,393

0,256

0,180

0,126

0,083

400

0,400

0,259

0,177

0,094

0,070

418

0,400

0,257

0,174

0,094

0,063

450

0,397

0,253

0,168

0,105

0,050

500

0,382

0,239

0,152

0,085

0,025

586

0,329

0,196

0,109

0,036

-0,033

600

0,318

0,187

0,100

0,027

-0,044


Примечание: знак минус означает, что двигатель «не тянет».

Рис. 4. Динамический паспорт автомобиля: 1 - 5 - динамический фактор; 6 - коэффициент сопротивления качению (fk);1 - 5 - прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП; Н - полезная загрузка автомобиля

РАЗГОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ

Разгонную характеристику выполняют по ГОСТ 22576-90 для частичной загрузки автомобиля 245 кг (1570 Н). Из-за неполной загрузки изменяется динамический фактор и коэффициент учета вращающихся масс.

Для расчета ускорений автомобиля необходимо сначала найти коэффициент учета вращающихся масс:

; ,

где Jд - момент инерции двигателя, кг∙м2. Jд= 0,37; Jk1, Jk2 - момент инерции пары ведущих колес с тормозами и полуосями соответственно передней и задней оси, кг∙м2. Jk1= Jk2= 13,0; rk0 - кинематический радиус колеса, примем равным статическому (см. п. 2.3 лекций).

;.

Результаты расчета сведены в табл. 4.

Коэффициент учета вращающихся масс на различных передачах

передачи

кувм

1

1,25

2

1,12

3

1,09

4

1,08

5

1,07


Ускорения рассчитаем по динамическому фактору, скорректированному по массе автомобиля, для всех передач в КП на прямой передаче в РК и для 1 и 2 передач в КП на пониженной передаче в РК

.

Результаты сведем в табл. 5 и рис. 5.

Зависимость ускорений автомобиля на разных передачах от скорости двигателя ωе

ωе

Передача в КП


1

2

3

4

5

100

1,896

1,287

0,943

0,719

0,558

150

2,583

1,759

1,286

0,972

0,740

200

3,148

2,140

1,553

1,154

0,850

250

3,592

2,430

1,742

1,263

0,886

300

3,913

2,629

1,853

1,299

0,850

350

4,112

2,737

1,888

1,263

0,740

400

4,190

2,753

1,844

1,154

0,558

418

4,183

2,733

1,807

1,095

0,472

450

4,146

2,679

1,724

0,973

0,302

500

3,980

2,513

1,526

0,720

-0,027

586

3,409

2,015

1,005

0,114

-0,763

600

3,281

1,909

0,898

-0,005

-0,903


Примечание: знак минус означает, что двигатель «не тянет».

Рис. 5 - Зависимость ускорений автомобиля от его скорости: 1 - 5 - прямая передача в РК и соответственно 1 - 5 передачи в КП

Разгонную характеристику (зависимости времени и пути разгона по скорости) строим только на прямой передаче в РК и на 1 - 4 передачах в КП. Расчет ведем до тех пор, пока не будут получены время разгона до 100 км/ч и пройден путь 1000 м по следующим формулам (см. п. 3.6 лекций):

ΔVi= Vi -Vi-1; Δti= ΔVi/ai; ti= ti-1+ Δti; ΔSi= Vi· Δti; Si= Si-1+ ΔSi.

Результаты расчета сводим в табл. 6 и рис. 6.

Расчет разгонной характеристики автомобиля


КП

V

изм V

a

изм t

Сум t

изм S

Сум S

S на графике

1

1

2,3

3,0

2,66

1,126

1,126

2,639

2,639

0,066

2


3,5

1,2

3,62

0,324

1,450

1,140

3,779

0,095

3


4,7

1,2

4,40

0,266

1,716

1,248

5,03

0,127

4


5,9

1,2

5,03

0,233

1,949

1,366

6,39

0,161

5


7,0

1,2

5,49

0,214

2,163

1,503

7,90

0,199

6


8,2

1,2

5,78

0,203

2,366

1,664

9,56

0,241

7


9,4

1,2

5,91

0,198

2,564

1,859

11,42

0,288

8


9,8

0,4

5,91

0,071

2,437

0,700

10,26

0,258

9


10,5

0,8

5,88

0,128

2,565

1,347

11,61

0,292

10


11,7

1,2

5,68

0,206

2,771

2,420

14,02

0,353

11


13,7

2,0

4,95

0,407

3,178

5,592

19,62

0,494

12


14,1

0,3

4,79

0,069

3,247

0,964

20,58

0,518

13

2

14,1

0,0

3,01

0,500

3,747

7,032

27,6

0,695

15


15,4

1,4

3,13

0,434

4,181

6,690

34,3

0,864

16


17,6

2,2

3,33

0,663

4,843

11,681

1,158

17


18,4

0,8

3,28

0,242

5,085

4,453

50,4

1,270

18


19,8

1,4

3,33

0,424

5,509

8,410

58,8

1,482

19


22,0

2,2

3,27

0,674

6,184

14,862

73,7

1,856

20


25,8

3,8

3,11

1,220

7,404

31,510

105,2

2,650

22


26,4

0,6

2,59

0,238

7,642

6,299

111,5

2,809

24

3

26,4

0,0

2,04

0,500

8,142

13,221

124,7

3,142

25


27,04

0,6

2,030

0,297

8,439

8,020

132,8

3,344

26


29,11

2,1

1,921

1,078

9,516

31,370

164,1

4,134

27


32,35

3,2

1,733

1,866

11,382

60,370

224,5

5,654

28


37,91

5,6

1,224

4,547

15,929

172,380

396,9

9,996

29


38,82

0,9

1,118

0,810

16,739

31,436

428,3

10,787

30

4

38,82

0,0

1,109

0,500

17,239

19,409

447,7

11,276

31


42,66

3,84

0,973

3,949

21,188

168,494

616,2

15,520

32


50,00

7,34

0,720

10,194

31,382

509,693

1125,9

28,356

33


51,19

1,19

0,114

10,458

41,840

535,376

1661,3

41,840

Рис. 6. Разгонная характеристика автомобиля: t - время разгона; S - путь разгона

Как видно на рис. 6, автомобиль разгоняется до 100 км/ч ~ за 10 с, проходя около 150 м пути. Отметку S = 400 м автомобиль проходит за 26 с, а S = 1000 м - за 45 с.

ТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля проводят только для высшей (прямой) передачи в КП при разных уровнях дорожного сопротивления от минимального, равного сопротивлению качению по асфальту, до максимального, которое автомобиль может преодолеть лишь в узком диапазоне угловых скоростей двигателя, близких к скорости максимального крутящего момента. По желанию студента (приветствуется!) выполняется расчет топливно-экономической характеристики автомобиля для экономической (пятой) передачи на скорости 90 км/ч. Вычисления производятся по формуле

, [л/100км],

где Кп, КN - коэффициенты, учитывающие влияние загрузки двигателя соответственно по оборотам и мощности на удельный часовой расход топлива; ge - удельный часовой расход топлива, г/кВт∙ч; ρт - плотность топлива, кг/л; FΨ, Fв - мощность сопротивления соответственно дорожного и аэродинамического, Н. От коэффициентов Кп, КN во многом зависит точность расчета, однако найти адекватные их зависимости от загрузки двигателя соответственно по скорости и мощности весьма затруднительно. Поэтому используем общие для карбюраторных двигателей зависимости

;

,

где FΨ - сила дорожного сопротивления, Н.

Силу FΨ при расчете топливной экономичности на прямой передаче в учебных целях задаем на трех уровнях:

на низшем уровне сопротивлений принимаем

FΨ min = Fк = Ga ∙ f0 ∙(1 + Af∙ Va2);

на высшем уровне

FΨmax = Ga ∙D4max;

на среднем уровне

FΨср = (FΨmax + FΨ min) / 2,

где D4max - максимальное значение динамического фактора на прямой передаче (см. табл. 3). D4max = 0,106 на скорости 7,2 м/с.

Результаты расчета сопротивлений сведем в табл. 7

Силы сопротивления движению и сила тяги

Va, м/с

FΨmin

FΨcp

FΨmax

FΨmin+ Fв

FΨcp +Fв

FΨmax +Fв

FT

8,53

225

861

1496

48

274

909

1544

1194

12,80

236

866

1496

108

345

975

1605

1605

17,06

251

874

1496

193

444

1067

1689

1945

21,33

271

884

1496

301

572

1185

1797

2215

25,60

295

895

1496

434

728

1329

1930

2416

29,86

323

910

1496

590

913

1500

2086

2546

34,13

356

926

1496

771

1126

1697

2267

2606

35,67

368

932

1496

842

1210

1774

2338

2608

38,40

392

944

1496

976

1368

1920

2472

2597

42,66

434

965

1496

1205

1638

2169

2701

2517

50,00

515

1005

1496

1655

2169

2660

3151

2215

51,19

529

1013

1496

1735

2264

2747

3231

2147


Результаты расчета коэффициентов учета влияния загрузки двигателя по скорости и по мощности сведем в табл. 8., а расхода топлива в табл. 9.

Коэффициенты Кп КN

Va

ωe

Kn

KN при загрузке двигателя*




минимальной

средней

максимальной

8,53

100

1,11

1,828

0,901

1,031

12,80

150

1,06

1,894

0,933

1,000

17,06

200

1,02

1,831

0,984


21,33

250

0,99

1,701

0,999


25,60

300

0,97

1,534

0,982


29,86

350

0,958

1,349

0,946


34,13

400

0,954

1,166

0,911


35,67

418

0,955

1,104

0,902


38,40

450

0,958

1,008

0,898


42,66

500

0,967

0,911

0,932


50,00

586

0,994

0,989



51,19

600

1

1,026



автомобиль двигатель топливный экономичность

Топливно-экономическая характеристика (рис. 7).

Va

Qsmin

Qscp

Qsmax

4,6

7,5

14,6

12,80

5,7

8,0

14,1

17,06

6,9

8,8


21,33

8,0

9,7


25,60

9,0

10,5


29,86

9,8

11,2


34,13

10,4

12,2


35,67

10,5

12,6


38,40

10,9

13,6


42,66

11,9

16,1


50,00

17,6



51,19

19,2




Рис. 7 - Топливно-экономическая характеристика автомобиля на прямой передаче в КП: 1, 2, 3 - суммарное сопротивление движению соответственно низкое, среднее, высокое

Расчет топливно-экономической характеристики для пятой передачи на скорости 25 м/с выполняем для различных передаточных чисел, варьируя ими в пределах 0,4…0,9 сначала с шагом 0,1, затем, найдя значения между которыми находится минимум, с шагом 0,01, затем с шагом 0,001. Результаты сведены в табл. 10.

Как видно из табл. 10, в диапазоне передаточных чисел пятой передачи 0,3…0,9 (весь диапазон в таблице не показан), минимальный расход топлива достигается при i5 = 0,4 (строка 2).

При варьировании в диапазоне 0,35…0,42 - i5 =0,4 (строка 11), в диапазоне 0,391…0,405 - i5 = 0,4 (строка 20).

Таким образом, при передаточном числе пятой передачи 0,4 и при скорости движения 90 км/ч достигается минимальный расход топлива Qs = 8,24 л/100км.

Определение оптимального передаточного числа экономической передачи


i5

W

W/Wmax

Kn

Ft

P/Pmax

KN

Qs

1

0,3

113

0,19

1,097

460

2,21

4,606

8,4525183

2

0,4

150

0,26

1,060

756

1,35

0,993

8,2400737

3

0,5

188

0,32

1,029

1099

0,93

0,962

8,3115694

4

0,6

225

0,38

1,004

1476

0,69

0,901

8,5935387

5

0,7

263

0,45

0,984

1872

0,54

0,990

8,1815180

6

0,8

300

0,51

0,970

2275

0,45

1,136

9,2585754

7

0,9

338

0,58

0,960

2670

0,38

1,288

10,3947630

8

0,35

131

0,22

1,078

601

1,69

0,100

8,9081979

9

0,36

135

0,23

1,074

631

1,61

0,427

8,8528533

10

0,39

146

0,25

1,063

724

1,40

0,925

8,8587156

11

0,4

150

0,26

1,060

756

1,35

0,993

8,2400737

12

0,41

154

0,26

1,057

788

1,29

1,033

9,1678673

13

0,42

158

0,27

1,053

821

1,24

1,053

9,3147215

14

0,391

147

0,25

1,063

727

1,40

0,933

8,3307990

15

0,395

148

0,25

1,062

740

1,37

0,963

8,5864921

16

0,396

149

0,25

1,061

743

1,37

0,969

8,6427630

17

0,397

149

0,25

1,061

746

1,36

0,976

8,6961661

18

0,398

149

0,25

1,061

749

1,36

0,982

8,7467932

19

0,399

150

0,26

1,060

752

1,35

0,987

8,7947335

20

0,4

150

0,26

1,060

756

1,35

0,993

8,2400737

21

0,401

150

0,26

1,060

759

1,34

0,998

8,8828980

22

0,402

151

0,26

1,059

762

1,33

1,003

8,9232882

23

0,403

151

0,26

1,059

765

1,33

1,007

8,9613239

24

0,405

152

0,26

1,058

772

1,32

1,016

9,0306384


Похожие работы на - Динамический расчет автомобиля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!