Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности















Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

внешнеэкономический связь государство политика

Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Внешнеэкономические связи государства представляют собой международные хозяйственные и торгово-политические отношения, которые включают в себя:

обмен товарами,

специализация и кооперация производства,

научно-техническое сотрудничество,

оказание экономической и технической помощи,

создание совместных предприятий.

Все это определяется как результат развития товарно-денежных отношений, которые вышли за границы удовлетворения общественно-социальных потребностей одной страны.

Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, которое ставит перед собой цель экономить общественный труд в процессе производства и обменивать его результаты в процессе взаимодействия стран. Обмен товарами между странами экономически целесообразен для той страны, которая на производство экспортных товаров расходует меньше общественного труда, чем должна тратить на ввоз товаров.

Из этой экономической ситуации внешнеэкономического обмена следуют определённые выводы:

международный товарообмен выгоден всем странам при условии правильной организации экспорта и импорта;

участие в международном разделении труда помогает в достижении поставленных экономических целей при наименьших затратах общественного труда. Из чего следует, что в целях ускорения социально-экономического развития страны необходимо увеличить масштабы внешнеторговой торговли.

Для того, чтобы государство имело возможность получать экономическую выгоду от участия в международном разделении труда, ему необходимо обладать некоторыми ресурсами экспорта и реализовывать их на внешнем рынке с целью получения иностранной валюты для оплаты импорта. В этой ситуации большое значение имеет принцип валютного самофинансирования и самоокупаемости.

А чтобы увеличить экономический эффект от участия в международных отношениях следует развивать экспорт тех товаров, которые позволяют получать наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и ввозить в страну те товары, собственное производство которых требует больших затрат на единицу расходуемых валютных средств.

В результате сформировавшейся в мировой экономике стоимости самый большой эффект достигается от экспорта готовой продукции отрасли высоких технологий. По статистическим отчётам Организации объединённых наций, в настоящее время на экспорт готовой продукции приходится более 60 %.

Однако в России экспорт имеет ярко выраженный сырьевой характер.

В процессе экономических реформ в Российской Федерации основную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, которая направляется на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных отношений и реализацию экономических выгод.

Важным средством достижения этой цели является развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, направленного оптимально сочетать открытость российской экономики с условиями экономической безопасности государства.

Под внешнеэкономической политикой государства понимают деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических связей с другими странами.

Руководят внешнеэкономическими связями высшие государственные законодательные органы: парламент, национальное собрание, конгресс. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

Регулирование внешнеэкономических связей осуществляются различными министерствами и ведомствами.

В регулировании внешнеэкономических связей используются административные и экономические методы:

Для регулирования внешнеэкономической деятельности издаются законодательные акты, таможенные кодексы, постановления и множество разнообразных законодательных актов.

Международные договоры по своим условиям делятся на обязательные и рекомендательные. Выполнение таких условий обеспечивается административными методами.

Таможенное регулирование основывается на таможенном кодексе, утверждаемом законодательно. Таможенный кодекс определяет общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

Современная система таможенных платежей сформировалась в нашей стране в начале девяностых годов, то есть до принятия Конституции и за несколько лет до введения в действие первой части Налогового кодекса. Для реализации закрепленных в Конституции и Налоговом кодексе принципов налоговой системы потребовались изменения и в регулировании таможенных платежей. Таким образом, после введения в действие первой части Налогового кодекса была предпринята попытка приведения в соответствие с принципами налоговой системы таможенных платежей, являющихся налогами или сборами.

Таможенными пошлинами являются денежные суммы, которыми оплачивается провоз товаров через государственные границы. Таможенные пошлины рассчитываются по таможенным тарифам, которые устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются в виде нормативов к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы устанавливаются к единицам количества, то такие пошлины называются специфическими.

По своей форме тариф представляют собой перечень товаров с указанием против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм.

Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой стадии участники внешнеэкономических операций заполняют таможенные декларации, в которых указывают сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны.

На второй стадии производится таможенный досмотр и проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

Практически все страны, в зависимости от своих экономических возможностей, экономически регулируют экспортные и импортные операций, создавая при этом условия для развития внешнего товарооборота и сбалансированности платежей.

Прямое финансирование экспорта осуществляется в виде выплаты дотаций из бюджета предприятий для покрытия разницы между себестоимостью товаров и экспортными ценами для получения прибыли.

Косвенное финансирование экспорта осуществляется посредством частных банков, которым правительством выделяются компенсации на снижение кредитных ставок экспортерам.

Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

К числу других наиболее распространенных средств стимулирования экспорта можно отнести его страхование, которое оказывается в форме государственного страхования экспортных кредитов.

Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, как правило, ставка не превышает 1% застрахованной части контракта, что дает возможность участникам экспортных операций получать в коммерческих банках льготные кредиты. Это позволяет максимально увеличить интерес предприятий в экспорте товаров.

Участие СССР в международных отношениях осуществлялось на монопольных началах. Причиной ввода государственной монополии на внешнюю торговлю послужил большой разрыв в уровне развития производительных сил России и сотрудничающих с нею капиталистических стран.

Первой причиной введения государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность являлась существовавшая в СССР номенклатурная система, предусматривающая тоталитарное руководство внешнеэкономическими связям.

Второй причиной введения монополии определение центральными органами круга собственников, которые могут участвовать в производстве товаров для реализации на мировом рынке.

Третью причину можно определить условиями управления народным хозяйством и характерной чертой осуществления монополии на операции экспорта и импорта. Производители товаров получали заказ, который они должны были выполнять по качеству и количеству указанных в нём товаров.

Четвёртой, очень важной причиной проявления монополии являлась система внутригосударственного ценообразования на экспортно-импортную продукцию, по которым государство рассчитывалось с предприятиями. Эти цены резко отличались от реальных цен мирового рынка.

Пятой неотъемлемой причиной проявления монополии был ограничивающий метод распределения валютной выручки. Предприятия получали дотацию стоимости экспортированных товаров с установленной прибылью и небольшими надбавками за экспортное исполнение. Валюта же, заработанная ими, никогда не попадала им в руки. Если им было необходима валюта для закупки оборудования, то они вынуждены были брать кредит во Внешэкономбанке.

Шестая причина государственной монополии имела совокупный характер. Внешняя торговля не являлась единственной формой внешнеэкономических связей. Тесная связь всех форм осуществления внешнеэкономической деятельности неизбежно выводила государственную монополию на более широкое поле деятельности.

Помимо обычных операций она охватывала все формы внешнеэкономических связей:

производственную специализацию,

кооперирование,

научно-техническое сотрудничество,

перевозку грузов всеми видами транспорта,

техническое и экономическое содействие,

займы.

Если бы монополия не касалась всех этих операций, то усилия экономистов по соразмерному развитию внешнеэкономических связей оказались бы потраченными впустую, так как материальные и валютные ценности уходили бы из страны через другие формы экономических отношений.

Из всего этого можно сделать вывод, что монополия государства на внешнеэкономическую деятельность предполагает, что взаимоотношения между национальной экономикой страны и мировым сообществом определяются не производителями продукции или услуг, а централизованным правительством.

Переход к рыночной отношениям во внешнеэкономической деятельности начинается с увеличения числа собственников, действующих на международном рынке. До реформ экономическое сотрудничество между странами развивалось в основном на основе определенных видов собственности. Это были национальные формы государственной, кооперативной и колхозной форм собственности.

В период осуществления реформ внутренних и внешних механизмов экономического развития увеличивается количество используемых форм собственности. Расширением круга участников внешнеэкономических отношений, уменьшается централизм в функционировании этой сферы народного хозяйства. Многообразные формы собственности, которые реализуются в международной экономике, продвигают вперед производителя, который заинтересован в реализации своей продукции за границей. Деятельность производителей на мировом рынке усиливает его материальную заинтересованность, повышает ответственность за качество товаров и услуг, за своевременную реализацию, за сохранность продукции на всех этапах движения от производителя до покупателя.

Проводимые реформы внешнеэкономической деятельности предусматривают не только расширение круга участников, но и замену методов их выхода на международный рынок, вплоть до установления прямых связей с иностранными компаниями.

Преобладание экономических методов регулирования над административными не означает, что осуществление экономических процессов будет осуществляться бесконтрольно. По-прежнему будет контролироваться экспорт продукции военного и стратегического назначения. Законодательно устанавливается государственная монополия на экспорт и импорт отдельных товаров, перечень которых будет определяться только на федеральном уровне.

Конечно, активное восстановление монопольных позиций государства во внешней торговле является необходимым шагом, и в этом Россия будет идти по цивилизованному пути тех стран, структура экономики которых, схожа с российской.

Законом установлены случаи и определен порядок введения защитных мер относительно ввоза товаров в страну, предусматривается введение прямых запретов и ограничений экспорта и импорта. Эти меры будут применяться для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции и потребителей - в целях обеспечения безопасного потребления ввозимой продукции. Исходя из общенациональных интересов, на федеральном уровне будут вводиться запретные и ограничивающие меры относительно ввоза и вывоза отдельных видов товаров в целях охраны общественной морали и правопорядка и сохранения национального и культурного наследия, обеспечения безопасности государства, выполнения международных обязательств России.

На законодательной основе создан комплекс мероприятий со стороны Правительства имеющего цель содействовать развитию внешнеэкономической деятельности и ее стимулирования. В обязанности Правительства входит ежегодная разработка программы развития внешнеэкономической деятельности и предоставление ее для утверждения в Федеральном Собрании совместно с бюджетом на следующий год.

Практическая реализация основных положений закона позволит восполнить тот правовой вакуум, который до последнего времени сохранялся в одной из самых важных сфер российской экономики, послужит тем основанием, который необходим для совершенствования внешнеэкономического законодательства России. Это поспособствует улучшению делового климата для российских и иностранных участников внешнеэкономической деятельности, инвестиционного климата для привлечения российского и иностранного капитала в экономику страны и будет гарантировать соблюдение интересов государства в целом.

Определены основные принципы осуществления внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации:

единая внешнеэкономическая политика Российской Федерации;

единая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля над ее выполнением;

единая таможенная территория Российской Федерации;

единая политика контроля над валютой и экспортом продукции, осуществляемой на основе государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических и экономических интересов страны;

приоритет экономических мер государственного регулирования;

равенство участников;

защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.

Управление внешнеэкономическим комплексом происходит федеральными органами под руководством Правительства Российской Федерации. В качестве его постоянного органа осуществляет деятельность Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, рассматривающая стратегические вопросы развития внешнеэкономических связей, решает вопросы использования валютных средств, выдаёт государственные гарантии под иностранные кредиты.

Министерство экономики Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти и контролирует государственную экономическую политику в области внешнеэкономических связей:

разрабатывает предложения по формированию внешнеэкономических связей;

определяет ресурсные возможности, объемы федеральных валютных поступлений и платежей;

подготавливает предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам экономических связей;

разрабатывает направления использования централизованных валютных ресурсов, валютно-кредитной политики, формирование платежного баланса, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов.

Важнейшие контролирующие функции за соблюдением государственных интересов ложатся на внешнеэкономические ведомства, таких как Министерство внешней торговли Российской Федерации и Федеральная таможенная служба.

Министерство внешней торговли Российской Федерации управляет сферой внешних экономических связей и обеспечивает разработку и осуществление государственной внешнеэкономической политики, координирует и регулирует внешнюю торговлю в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления Российской Федерации.

Формирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации отражало усилия государства по вводу в действие методов экономического регулирования, преобладающих над административными методами. Система стала более гибкой, адекватно реагирует на изменение общеэкономической ситуации в стране и развитие мирохозяйственных связей. Не означая возврата к прежней системе монопольного осуществления внешнеэкономической деятельности под руководством государства, совершенно оправданно вводится необходимый элемент усиления контроля со стороны государства за этой деятельностью.

Список литературы

.Фаминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний. - М.: Международные отношения, 2007.

.Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.Давыдов О.Д. Внешняя торговля: время перемен. - М., 2006.

.Баш Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России 2007,

Похожие работы на - Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!