Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,13 Мб
  • Опубликовано:
    2012-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СОСТОЯНИЕ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Методы нормативного регулирования ВЭД

.2 Анализ развития ВЭД в Российской Федерации

. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

.1 Тарифное регулирование

.2 Нетарифное регулирование

. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Россия очень давно вступила в международные экономические отношения. Однако, в зависимости от господствующей в стране социально-политической и экономической системы, роль различных субъектов общества в участии и управлении внешнеэкономической деятельностью менялась. Сегодня в России значение открытости и интеграции в мировое хозяйство бесконечно возрастает.

Материальной формой внешнеэкономических отношений является внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.

В основе государственного регулирования - использование рычагов и методов, прямых и косвенных регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование устанавливает правила и порядок экономической деятельности, ответственность за соблюдение этих правил.

Тема государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна в настоящее время.

Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования внешнеэкономической деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование внешнеэкономической деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая деятельность, а предметом - её регулирование со стороны государства.

Цель данной работы - выявление проблем оптимизации государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на федеральном уровне и поиск путей их решения.

Что касается задач данной работы, то они следующие, провести анализ развития внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, а также дать обзор состояния внешнеэкономической деятельности в России. Данные задачи реализуются по средствам обзора законодательства по внешнеэкономической деятельности, анализа внешнеторговых и валютных операций, с использованием методов экономического анализа и обзора проблем, которые препятствуют осуществлению внешнеэкономической деятельности в России.

Для написания курсовой работы были использованы Налоговое и Таможенное законодательства, федеральные законы Российской Федерации в области государственного регулирования, а также экономическая и периодическая литература.

1. СОСТОЯНИЕ ВЭД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Методы нормативного регулирования ВЭД

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось в 1987 г. В связи с необходимостью изменения системы управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

международными правилами и нормами, подписанными Российской Федерацией, международными договорами России с другими странами;

национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим внешнеэкономическую деятельность, относятся следующие:

"Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Настоящий закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), полномочий Российской Федерации и её субъектов в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации;

"О валютном регулировании и валютном контроле". Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования. А также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля);

"О таможенном тарифе". Настоящий Закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации - инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации;

"Об иностранных инвестициях". Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации;

Также в целях дальнейшего сотрудничества Российской Федерации с бывшими союзными республиками утверждена единая форма грузовой таможенной декларации. Кроме этого используются единые правила определения страны происхождения товаров, согласно которым выдается сертификат, который представляют таможенные органы страны ввоза вместе с грузовой таможенной декларацией и товаросопроводительными документами.

Согласно российскому законодательству предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт, стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства Российской Федерации или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам.

Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службой. Регулирование валютных операций производят Правительство, Центральный банк России и Государственный таможенный комитет. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.

.2 Анализ развития ВЭД в Российской Федерации

Анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота Российской Федерации.

Анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота РФ включает в себя: анализ структуры экспорта и импорта и анализ динамики экспорта и импорта. Для анализа были выбраны 2010 и 2011 года для более наглядного анализа.

Для данного анализа были выбраны такие методы как: группировка данных по экспортным и импортным операциям; сравнение показателей одной группы по разным периодам; графическое изображение некоторых операций; расчет относительных величин в различных периодах. А также использовался специальный метод такой как, таможенная статистика, который включает в себя ряд показателей.

По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил 821,3 млрд.долларов США (рис. 1.1) и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья - 698,8 млрд.долларов США (рост на 30,7%), со странами СНГ - 122,5 млрд.долларов США (рост на 34,2%).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 210,7 млрд.долларов США, что на 42,5 млрд. долларов США больше, чем в 2010 году При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 176,8 млрд.долларов США (рост на 36,5 млрд.долларов США), со странами СНГ - 34,0 млрд. долл. США (рост на 6,1 млрд.долларов США).

Рис. 1.1. Объем внешней торговли Российской Федерации в 2010-2011 гг.

Экспорт России в 2011 году составил 516,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 437,8 млрд.долларов США (рост на 29,7%), в страны СНГ - 78,2 млрд.долларов США (рост на 31,3%).

Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, тогда как индекс его физического объема - 97,8%.

Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,6% (в 2010 году - 70,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем этих товаров увеличился на 33,0%.

В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья основной стоимостной объем (52,9%) среди товаров топливно-энергетического комплекса был обеспечен нефтью сырой, физические объемы поставок которой снизились по сравнению с 2010 годом на 4,3%, а стоимостные объемы возросли на 34,7%.

Рис. 1.2. Динамика средних контрактных цен на нефть сырую, вывезенную в страны дальнего зарубежья в 2010-2011 гг.

Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья бензина автомобильного на 31,5%, газа природного - на 9,0%. При этом сократились объемы экспорта угля каменного на 2,5%, кокса - на 3,0%, дизельного топлива - на 14,7%, топлив жидких - на 1,1%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2011 году составила 9,2% и снизилась по сравнению с прошлым годом на 1,5 процентных пункта. Стоимостной объем экспорта этой группы товаров возрос по сравнению с 2010 годом на 11,1%, а физический снизился на 7,8%. В группе металлов снизились физические объемы экспорта ферросплавов - на 8,2%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 19,5%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 13,0%. Физические объемы экспорта меди сократились на 60,2%, никеля - на 18,7%, а алюминия увеличились на 3,4%.

Таблица 1.1

Сравнительная таблица доли видов экспорта в 2010 и 2011 г.г., %

показатели

2010

2011

Экспорт продукции химической промышленности

5,8

5,8

Экспорт машин и оборудования

4,2

3,6

Экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий

2,3

2,0

Экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства

1,8

2,1

Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 3,6% (2010 году - 4,2%). Среди товаров машиностроительного комплекса по сравнению с 2010 годом стоимостной объем поставок электрического оборудования возрос на 29,8%, железнодорожного оборудования - на 54,9%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) - на 27,5%, инструментов и аппаратов оптических - на 5,2%. Физические объемы экспорта легковых и грузовых автомобилей снизились на 18,6% и 19,4% соответственно.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 2,0% (в 2010 году - 2,3%). Стоимостной объем экспорта этой группы товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 14,5%. Возросли физические объемы экспорта пиломатериалов на 14,4%, целлюлозы - на 8,4%, фанеры - на 1,1%; физические объемы экспорта бумаги газетной снизились на 4,2%, лесоматериалов необработанных - на 1,5%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в товарной структуре в 2011 году составила 2,1% (в 2010 году - 1,8%). По сравнению с 2010 годом стоимостные объемы поставок этих товаров возросли на 53,0%, а физические - на 33,9%. Увеличились физические объемы экспорта мяса птицы на 8,1%, свежемороженой рыбы - на 7,2%, пшеницы на - 26,7%, ячменя - на 35,1%, масла растительного - на 40,3%; значительно возросли поставки семян подсолнечника.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году доля топливно-энергетических товаров составила 56,6% от всего экспорта в эти страны, что на 3,6 процентных пунктов больше, чем в 2010 году. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров увеличился по сравнению с 2010 годом на 19,5%. Возросли физические объемы экспорта дизельного топлива на 13,4%, топлив жидких - на 66,2%.

Таблица 1.2

Сравнительная таблица доли видов экспорта в страны СНГ в 2010 и 2011 г.г. , %

показатели20102011



Экспорт машин и оборудования

14,4

12,8

Экспорт продукции химической промышленности

8,9

10,0

Экспорт металлов и изделий из них

9,0

8,1

Экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий

4,0

3,6

Экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства

5,8

5,4


Доля экспорта машин и оборудования в 2011 году составила 12,8% (в 2010 году - 14,4%). По сравнению с 2010 годом стоимостной объем экспорта электрического оборудования возрос на 6,2%, средств наземного транспорта, кроме железнодорожного - на 30,8%. Физический объем экспорта легковых автомобилей возрос на 66,0%, грузовых автомобилей - на 31,9%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2011 году составил 10,0% (в 2010 году - 8,9%). Стоимостной объем экспорта указанной товарной группы возрос по сравнению с 2010 годом на 26,2%. Физические объемы экспорта продукции неорганической химии возросли на 59,0%, аммиака - в 2,2 раза, органических химических соединений - на 59,8%, комплексных удобрений - на 8,9%.

Доля металлов и изделий из них в экспорте в страны СНГ в 2011 году составила 8,1% (в 2010 году - 9,0%). Физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали возросли на 36,7%, алюминия - на 32,8%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2011 году составила 3,6% (в 2010 году - 4,0%). Физические объемы поставок пиломатериалов возросли - на 5,6%, фанеры - на 9,2%.

Доля экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2011 году составила 5,4% (в 2010 году - 5,8%). Физические объемы поставок свежемороженой рыбы возросли на 35,4%, пшеницы - на 73,4%, семян подсолнечника - на 40,1%.

Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 261,0 млрд.долларов США (рост на 32,4%), из стран СНГ - 44,3 млрд.долларов США(см. рис. 1.1) (рост на 39,6%).

Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, индекс которого составил 109,1%, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров, составившего 122,2%.

В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2011 году приходилось 51,0% (в 2010 году - 47,0%). Стоимостной объем импорта машиностроительной продукции по сравнению с 2010 годом увеличился на 43,7%, в том числе: механического оборудования - на 40,4%, электрооборудования - на 19,6%, железнодорожного транспорта - на 66,8%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) - на 68,0%, инструментов и аппаратов оптических - на 27,3%. Физический объем ввоза легковых автомобилей возрос на 46,1%, грузовых - на 87,5%.

Таблица 1.3

Сравнительная таблица доли видов импорта в 2010 и 2011 г.г., %

показатели

2010

2011

Импорт продовольственных товаров и сырья для их производства

15,3

13,8

Импорт продукции химической промышленности

17,3

16,1

Импорт текстильных изделий и обуви

6,3

5,6

Импорт металлов и изделий из них

6,0

5,9


Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 13,8% (в 2010 году - 15,3%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2010 годом возросли на 9,4%, в том числе: зерновых культур - на 79,4% (в основном за счет увеличения в 3,8 раза поставок ячменя), цитрусовых - на 12,1%, кофе - на 9,7%, чая - на 3,5%, мясных консервов - на 30,1%, сахара-сырца - на 11,8%. Объемы закупок мяса птицы снизились на 36,3%, свежемороженой рыбы - на 10,5%, сгущенного молока - на 66,7%, сливочного масла - на 3,9%, сыров и творога - на 2,7%.

Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта составил 16,1% (в 2010 году - 17,3%). Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности по сравнению с 2010 годом возрос на 23,2%. Возросли физические объемы поставок продуктов органических химических соединений на 44,2%, мыла и моющих средств - на 1,8%, пластмасс и изделий из них - на 10,3%, каучуковых и резиновых изделий - на 31,7%.

Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2011 году составила 5,6% (в 2010 году - 6,3%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2010 годом на 17,6%. Физические объемы закупок химических нитей и волокон возросли на 24,3%, хлопка - на 27,3%, трикотажных предметов одежды - на 13,0%.

Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2011 году составил 5,9% (в 2010 году - 6,0%). Стоимостной объем импорта этой группы товаров по сравнению с 2010 годом возрос на 29,5%, а физический объем - на 20,9%. Увеличились физические объемы закупок черных металлов и изделий их них на 21,8%, в том числе: проката плоского из железа и нелегированной стали - на 19,4%, ферросплавов - на 35,6%.

В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году доля машин и оборудования составила 34,4% (в 2010 году - 29,3%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с 2010 годом возрос на 39,3%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 22,3%, электрического оборудования - на 27,6%, железнодорожного оборудования - на 68,1%, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) - на 37,0%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился на 27,8 %.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в 2011 году составил 18,9% (в 2010 году - 18,1%), продовольственных товаров и сырья для их производства - 13,8% (17,3%), топливно-энергетических товаров - 11,9% (10,5%), продукции химической промышленности - 8,2% (8,7%), текстильных изделий и обуви - 4,5% (4,5%).

Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с 2010 годом наблюдался в основном по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Увеличились поставки кукурузы - в 5,0 раза, мяса свежего и мороженного - на 83,3%, нефтепродуктов - на 54,5%, органических химических соединений - на 67,9%, пластмассы и изделий из нее - на 34,0%, черных металлов и изделий из них - на 14,0%, труб - на 34,8 %.

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2011 году приходилось 48,0%, а в 2010 году - 49,0% российского товарооборота. На страны СНГ в 2011 году приходилось 14,9% российского товарооборота (в 2010 году - 14,6%), на страны ЕврАзЭС - 7,9% (7,8%), на страны АТЭС - 23,9% (23,2%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в 2011 году составила 7,1%.

Основными торговыми партнерами России в 2011 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 83,5 млрд.долларов США (140,8% к 2010 году), Германия - 71,8 млрд.долл.США (137,2%), Нидерланды - 68,5 млрд.долл.США (117,2%), Италия - 46,0 млрд.долл.США (122,6%), Турция - 31,8 млрд.долл.США (126,3%), США - 31,2 млрд.долл.США (133,3%), Япония - 29,7 млрд.долл.США (128,7%), Франция - 28,1 млрд.долл.США (125,2%), Польша - 28,0 млрд.долл.США (135,0%), Республика Корея - 25,0 млрд.долл.США (140,9%).

Анализ динамики и структуры валютных операций.

Анализ динамики и структуры валютных операций состоит из анализа счетов операций с капиталом и финансовых счетов. Данные для анализа представлены Центральным Банком РФ. Для анализа были выбраны 2010 и 2011 года для более наглядного анализа.

Для более показательного анализа данных валютных операций использовались такие методы экономического анализа как: группировка данных по показателям; сравнение показателей по периодам; графическое представление данных, а также расчет относительных показателей.

Счет операций с капиталом в 2010 году оказался значительно хуже ожиданий.

Согласно опубликованным оценкам Банка России, счет операций с капиталом в 4 квартала 2010 года составил минус 22,7 млрд. долларов. По итогам минувшего года суммарный чистый отток капитала частного сектора достиг 38,3 млрд. долларов, что превышает официальный прогноз Основных направлений денежно-кредитной политики (-22 млрд. долларов) и озвученный в декабре прогноз по версии представителей ЦБ (-30 млрд. долларов). Сальдо счета текущих операций практически вдвое превысило отток капитала, достигнув 72,6 млрд. долларов.

Финансовый счет.

Отрицательное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) в январе - сентябре 2011 года возросло до 44,8 млрд. долларов США (-9,1 млрд. долларов США в январе-сентябре 2010 года). Динамичное наращивание иностранных активов не было подкреплено соответствующим ростом внешних обязательств.

Прирост иностранных обязательств российской экономики в январе-сентябре 2011 года (47,2 млрд. долларов США), хотя и заметно превышал аналогичный показатель годичной давности (29,7 млрд. долларов США), полностью сформировался по итогам I полугодия. В III квартале суммы новых заимствований и платежей по обязательствам были практически сбалансированы.

Таблица 1.4


Внешние пассивы органов государственного управления по итогам 9 месяцев сократились на 1,0 млрд. долларов США, в 2010 году они выросли на 3,8 млрд. долларов США. Сказались крупные платежи в рамках планового обслуживания и погашения внешней задолженности, а также продажи государственных ценных бумаг на вторичном рынке в сентябре.

Фактические платежи по государственному внешнему долгу, включая проценты, в январе-сентябре 2011 года составили 4,9 млрд. долларов США (в сопоставимом периоде 2010 года - 3,9 млрд. долларов США). Коэффициенты долговой нагрузки на экономику изменились незначительно: отношение суммы платежей по государственному внешнему долгу к экспорту товаров и услуг оставалось на прежнем уровне - 1,2%, к доходам консолидированного бюджета - снизилось с 1,1 до 0,9%.

Иностранные обязательства органов денежно-кредитного регулирования в январе-сентябре 2011 года практически не изменились.

Обязательства банковского сектора перед нерезидентами по итогам 9 месяцев увеличились на 4,7 млрд. долларов США (12,9 млрд. долларов США в 2010 году). После интенсификации иностранных заимствований во II квартале, в III квартале из-за усилившейся нестабильности на европейской долговом рынке российскими кредитными организациями на чистой основе было привлечено лишь 0,4 млрд. долларов США.

На фоне глубокого падения, отмечавшегося на фондовых рынках большинства развивающихся стран в августе-сентябре, заметно активизировался вывод средств нерезидентов из российских портфельных инструментов. По итогам 9 месяцев отток портфельных инвестиций составил 3,6 млрд. долларов США и более чем вдвое превысил показатель базисного периода. При этом основной объем продаж зафиксирован в июле-сентябре (4,1 млрд. долларов США).

В отличие от предыдущего года, когда привлечение иностранного капитала корпорациями отчасти компенсировалось погашением ссудной задолженности (в объеме 9,0 млрд. долларов США), в январе-сентябре 2011 года, несмотря на значительные выплаты по внешнему долгу, российским компаниям удалось возобновить наращивание портфеля иностранных кредитов, увеличение которого на чистой основе составило 11,1 млрд. долларов США.

Прирост иностранных активов (без учета резервных) в январе-сентябре 2011 года составил 91,9 млрд. долларов США и в 2,4 раза превысил показатель базисного периода. В III квартале на фоне сокращения ресурсной базы интенсивность наращивания внешних требований несколько снизилась.

Таблица 1.5


Внешние требования органов государственного управления по итогам января- сентября 2011 года увеличились на 1,6 млрд. долларов США (0,6 млрд. долларов США в 2010 году). Рост обеспечен преимущественно операциями I полугодия. В III квартале иностранные активы сектора уменьшились на 0,7 млрд. долларов США главным образом вследствие снижения задолженности нерезидентов по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, образовавшейся в предыдущие кварталы.

Нерезервные иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования практически не изменились.

Увеличение иностранных активов частного сектора составило 90,3 млрд. долларов США (38,1 млрд. долларов США годом ранее).

В условиях возросших девальвационных ожиданий, усиления политических и инвестиционных рисков, банки последовательно наращивали иностранные активы, объем которых по итогам 9 месяцев вырос на 23,5 млрд. долларов США. В отличие от 2010 года, когда сокращение иностранных активов составило 4,8 млрд. долларов США, в 2011 году банки возобновили формирование инвестиционной позиции по своим операциям. При сокращении объемов иностранного фондирования для увеличения иностранных активов кредитные организации в числе прочих использовали средства, приобретенные в ходе интервенций Банка России на внутреннем рынке. На фоне усилившихся девальвационных ожиданий и повышения волатильности на российском фондовом рынке значительно вырос объем операций с финансовыми производными.

Увеличение внешних требований прочих секторов оценивается в 66,8 млрд. долларов США (42,9 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 года). Преобладало наращивание прямых инвестиций за рубеж, составившее 45,1 млрд. долларов США (33,6 млрд. долларов годом ранее). В структуре таких вложений заметно возросла роль инвестиций физических и юридических лиц в недвижимость за рубежом (по сравнению с январем-сентябрем 2010 года выросли в 1,8 раза), повысилось значение межфирменных кредитов.

Проведя анализ динамики и структуры внешнеторгового оборота, можно сделать вывод, что внешнеторговый оборот в 2011 году возрос на 31,2% по сравнению с 2010 годом. Сальдо торгового баланса в 2011 году увеличилось на 42,5 млрд. долларов США, чем в 2010 году.

Экспорт России составил в 2011 году 516,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%. Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров.

Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%. Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров.

Одним из факторов медленного восстановления национального хозяйства нашей страны в посткризисный период является отсутствие полноценной и эффективной поддержки национальных экспортеров, в то время как, например, у Китая такая система есть и исправно функционирует, способствуя быстрому развитию экономики данной страны.

На сегодняшний день Правительство РФ декларирует необходимость создания государственного агентства по страхованию экспортных кредитов.

В настоящее время коммерческие финансовые институты не готовы принимать на себя значительную часть рисков, связанных с поддержкой национального экспорта товаров и зарубежных инвестиций по отдельным странам, по причине высокого уровня таких рисков и трудностей управления ими, а также затратным механизмом реализации и невысоким уровнем рентабельности этой деятельности, отсутствием гарантирования государством их обязательств.

Создание и функционирование государственного агентства по страхованию экспортных кредитов должны обеспечить конкурентоспособные условия финансирования для отечественных компаний, осуществляющих международную коммерческую деятельность.

Страховая поддержка агентства, берущего на себя существенную часть коммерческих и политических рисков, значительно облегчит российским экспортерам доступ к банковскому кредитованию, а также поспособствует получению финансирования на более выгодных условиях, кроме того, увеличит результативность их участия в международных торгах, обеспечит защиту от невозврата предоставленного кредита и одновременно будет стимулировать развитие механизма экспортного финансирования.

2. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

.1 Тарифное регулирование

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенный тариф и таможенная пошлина, которые по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

а) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

б) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

в) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Таможенные тарифы многих стран содержат также колонку преференциальных пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран. Преференциальные пошлины промышленно развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН общую систему преференций.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 - 1 «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно-тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

а) фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых 28.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

б) специфические -- начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара;

в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения.

2.2 Нетарифное регулирование

государственный регулирование внешнеэкономический

Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.

В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:

введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка;

реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

выполнение международных обязательств;

введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров;

введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

защита общественной морали и правопорядка;

защита культурных ценностей;

обеспечение национальной безопасности.

К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (например, вооружения, военной техники);

Другим инструментом прямого количественного ограничения является квотирование (контингентирование).

Квота - это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые “добровольные” ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означает обязательство одного из государств-партнеров, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.

Каждая страна, исходя из своего исторического опыта, сложившихся социально-экономических условий, места в мировой экономике, природно-географического положения, руководствуясь общенациональными и геополитическими интересами, определяет для себя цели и задачи развития внешнеэкономических связей.

Таким образом, формы и методы регулирования внешнеэкономических связей определяются каждой страной также с учетом ее особенностей. Но при всех условиях каждая страна должна защищать свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу своего населения.

В научной литературе и в практике хозяйствования методы государственного регулирования ВЭД обычно подразделяются на две группы:

тарифные методы, к которым относятся ввозные и вывозные пошлины и таможенные сборы;

нетарифные методы, к которым относятся НДС, акциз, а также методы административного регулирования ВЭД - квотирование, лицензирование, сертификация товаров и другие методы.

Выделение тарифных методов в особую группу в определенной мере оправдано той специфической ролью, которую играют таможенные тарифы в регулировании ВЭД. Вместе с тем приведенная выше классификация методов регулирования ВЭД представляется недостаточно обоснованной в научном отношении и на практике не способна ориентировать на системное решение вопросов регулирования ВЭД.

Во-первых, вызывает сомнение целесообразность объединения в одну группу нетарифных (с помощью НДС и акциза) и административных методов регулирования (квотирования, лицензирования, и т.п.). НДС, акциз, как экономические методы управления, по своей природе схожи с тарифными, которые являются также экономическими методами регулирования ВЭД. И те, и другие соответствуют природе рыночных отношений, они относятся к числу важнейших экономических регуляторов экономики, значение которых будет не ослабляться, а усиливаться. Необходим комплексный системный подход к использованию их в качестве регуляторов ВЭД.

Во-вторых, административные методы регулирования ВЭД целесообразно выделить в особую группу: международные и региональные организации обычно особенно резко реагируют на применение этих мер и требуют их отмены; с другой стороны, при определенных ситуациях, применение этих мер может стать необходимым, и сами меры незаменимы мерами экономического регулирования.

В свете вышеизложенного предоставляется наиболее целесообразной следующая классификация методов регулирования ВЭД:

экономические методы регулирования ВЭД, включающие таможенные пошлины, таможенные сборы, налог на добавленную стоимость, спецналоги и акциз;

административные методы регулирования ВЭД, включающие лицензирование, квотирование, государственную монополию на экспорт и импорт отдельных специфических товаров, сертификацию качества товаров и тому подобное.

3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

За последние десятилетия роль внешнеэкономических связей в развитии мировой экономики существенно возросла. Можно выделить несколько проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности.

Во - первых, высокую удельную долю российского экспорта занимают сырьевые продукты. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1995 г. доля топливно-энергетических товаров составила 42,5%, а в 2010 году увеличилась до 53,0%. Это негативное явление, т.к. подобная концентрация на узкой номенклатуре придает российскому экспорту монокультурный характер, свойственный слаборазвитым странам. Доля экспорта машин и оборудования в 2010 г. составила всего 4,3%, а наукоемкой продукции - 0,3%, что в 5 раз меньше, чем Таиланд, в 8 раз меньше Мексики, в 10 раз - КНР, и в 14 раз меньше, чем Южная Корея.

В то же время в структуре импорта уже традиционно преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1995 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2010г. - 79,6%. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), что означает, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.

Во - вторых, при высокой зависимости от цен минеральных товаров в случае их падения выручка от их реализации сократится и, как следствие, возникновение дефицита торгового баланса.

В - третьих, происходит сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта, оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ.

В - четвертых, негативной тенденцией является противодействие государствами других стран проникновению российского капитала в экономики других стран. Например, в Европе не приветствуется покупка акций крупных европейских авиаперевозчиков российскими компаниями.

Еще одной негативной тенденцией является отток за рубеж российских капиталов. В первую очередь, в стране должны быть созданы условия, которые бы содействовали прекращению бегства за рубеж отечественных капиталов и использованию их в целях подъема и модернизации российской экономики. Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей. Одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности.

В последние годы в экспертном сообществе значительно активизировалась дискуссия о том, в какой степени современная российская экономика должна быть открытой. Эти вопросы возникают в связи со вступлением РФ в ВТО. Многие претензии стран-членов ВТО носят сегодня требования выходящие за рамки экономических и приобретают политическую окраску. Примером могут служить события августа 2008 г. в Грузии, после которых был приостановлен процесс вступления РФ в эту организацию.

В отдельную группу можно выделить проблемы, связанные с применением инструментов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Действующее законодательство изначально содержит много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число давно уже перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система.

В таможенно-тарифном механизме своеобразным "белым пятном" осталась проблема размежевания компетенции законодательных и исполнительных органов власти в изменении ставок таможенных пошлин. А также усиление направленности таможенно-тарифного механизма на торгово-политическую составляющую, а не только на мобилизацию доходов в госбюджет. Существует проблема несовершенства тарифной политики импорта в России, в части защиты чувствительных отраслей российской экономики. Еще одна группа проблем, ждущая своего решения, это создание в России системы эффективной защиты прав всех участников внешнеторговой деятельности в духе статьи VIII и Х ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) и создание четко работающего механизма, доводящего до правительства интересы торгово-промышленных кругов, экспортеров, импортеров, потребителей, сигналы о необходимых изменениях ставок пошлин и товарной номенклатуры таможенного тарифа.

При выработке системы государственной поддержки экспорта встает проблема выбора подотраслей и производств, заслуживающих поддержки. Для этого нужна разработка системы критериев отбора производств, заслуживающих государственной поддержки. К числу критериев, определяющих приоритетность поддержки производства и экспорта конкретных видов продукции считается необходимым отнести: наукоемкость продукции; динамика спроса на продукцию на международном рынке; мультипликативный эффект от наращивания производства экспортируемой продукции; экономическая эффективность экспорта продукции.

Таким образом, России предстоит еще большая работа по совершенствованию государственного регулирования ВЭД.

Пути совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

В результате рыночных преобразований значительно повысилось значение внешнеэкономической деятельности и в российской экономике. Тенденции ее развития во многом определяют настоящее и будущее российской экономики, условия жизни населения страны.

Во-первых, внешний рынок открывает менее развитым странам широкие возможности для включения их в международную специализацию и кооперирование, что позволяет обеспечить рост производительности труда и качества продукции.

Во-вторых, международное сотрудничество способствует ускорению НТП благодаря использованию передового зарубежного опыта, закупке новых машин, лицензий, оборудования.

В-третьих, мировой рынок позволяет повысить материальное благосостояние народа путем совершенствования собственного производства и увеличения на этой основе производства материальных благ, а также путем закупок продовольствия и, товаров народного потребления, производство которых в стране неэффективно или отсутствует.

Стратегический курс развития внешнеэкономической деятельности должен быть нацелен на повышение их роли в решении социально-экономических задач, на эффективное содействие осуществлению структурной перестройки экономики и повышению конкурентоспособности производимой продукции на мировых рынках, на изменения характера участия России в мирохозяйственных связях. При этом нужно учитывать, что в ХХI век с характерными для него процессами глобализации и бурным научно-техническим прогрессом наша страна вступила с тяжелым грузом экономических и социальных проблем и до сих пор обременена ими.

Определяя пути совершенствования государственного регулирования такого направления внешнеэкономической деятельности как внешняя торговля, нельзя не отметить стратегическое направление развития роли в ней государства.

Однако это не означает возврат к государственной монополии на осуществление внешнеторговой деятельности, а предполагает укрепление организующих и контролирующих функций государства: поддержка и развитие конкурентных преимуществ России в таких областях, как продукция аэрокосмической, военной промышленности, увеличение экспорта продукции высокой степени переработки, а также привлечение прямых иностранных инвестиций с целью увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест, пополнения бюджета и снижения оттока капитала.

ноября 2008 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), в которой определены основные целевые индикаторы внешнеэкономической деятельности. Профилирующим направлением социально-экономического развития России в годы стратегической перспективы должен стать переход от топливно-сырьевой модели на путь инновационного роста. Содействию решению этой задачи должны быть подчинены и внешнеэкономические связи страны.

Таблица 3.1

Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики

до 2020 года, млрд. долларов США

показатели

2015 прогноз

2020 прогноз

Экспорт товаров, всего

638 442

903 477

Экспорт топливно-энергетических товаров

375 247

484 232

Экспорт машин и оборудования

55 49

122 94

Импорт товаров, всего

683 585

943 703

Экспорт транспортных услуг

23,4

41

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

93

216

Прямые иностранные инвестиции в Россию

108

209


В результате на долю ТЭК приходится около 30% объема промышленного производства, более 30% доходов консолидированного, 50% федерального бюджета, примерно 45% валютных поступлений страны.

Пока в России масштабных и эффективных мер по развитию инновационной деятельности, которая в развитых странах обеспечивает до 90% прироста ВВП, не осуществляется. Подавляющая часть российских организаций (65%) расходуют на НИОКР менее 1% своих оборотных средств, в то время как в западных странах из этого источника на указанные цели тратится около 20%. Увеличение бюджетных ассигнований за последние годы на цели науки и образования не может внести существенных изменений, так как они слишком малы в сравнении с назревшими потребностями, не говоря о вызовах, которые предъявляет XXI век. В соответствии с оценкой, сделанной Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, доля промышленных предприятий, осуществляющая разработку и внедрение технологических инноваций не превышает 10 %, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 5,5%.

Положительным моментом является определение масштабных ориентиров, на которые должна выйти экономика страны к 2020 г. В том числе, доля предприятий, которая осуществляет технологические инновации должна вырасти до 45 %, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 25 %, а внутренние затраты на исследования и разработки должны дойти до 3 % ВВП, прежде всего за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку. И совершенно очевидно, что достижение этих целей невозможно при сохранении существующего уровня эффективности государственного регулирования экономики, в том числе промышленно-инновационного развития.

Одним из инструментов этого развития является индикативное планирование. Основной смысл использования индикативного планирования и, так называемых, отраслевых контрактов - это важнейший вид государственного и частного партнерства, который, тем не менее, в отличие от России, существует в качестве эффективного метода промышленно-инновационной политики во всем мире.

Упор должен быть сделан на сферы, в которых Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким отраслям можно отнести образование, культуру, ВПК, фундаментально-конструкторские разработки.

Создание условий для экономически оправданных и обоснованных действий по привлечению иностранных инвестиций требует предварительного принятия срочных мер по повышению потребительского спроса и по оздоровлению финансово-кредитной сферы в России: решительного санирования банковской системы, резкого снижения банковских процентных ставок, ликвидации спекулятивной части рынков межбанковского кредита и ценных бумаг.

Одним из факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций в экономику России, является отток за рубеж российских капиталов под предлогом того, что они якобы не находят в стране прибыльного приложения. В этих условиях постоянные обращения к иностранным инвесторам с призывом вкладывать свои капиталы в российскую экономику выглядят, по меньшей мере, странно. В первую очередь, в стране должны быть созданы условия, которые бы содействовали прекращению бегства за рубеж отечественных капиталов и использованию их в целях подъема и модернизации российской экономики.

Принципиальной торгово-политической линией должно быть сохранение курса на открытость российской экономики. Процессы либерализации и глобализации мирохозяйственных связей ведут при правильном подходе к повышению эффективности национального производства, росту благосостояния населения.

Необходимо улучшение инвестиционного климата, который преследует не только свою непосредственную цель социально - экономического развития, но также препятствует оттоку капитала из страны, делая внутренние капиталовложения надежными и выгодными.

Необходим комплекс мероприятий для оптимизации товарной структуры экспорта и импорта. Одной из важных в стратегической перспективе задач должна быть диверсификация структуры экспорта и импорта. Ее необходимо решать в двух плоскостях: во-первых, по линии увеличения в российском экспорте доли готовых изделий и услуг и, во-вторых, путем активного проведения мероприятий по импортозамещению, особенно на тех направлениях, которые связаны с обеспечением экономической и национальной безопасности страны, путем уменьшения импортных квот и введения повышенных таможенных пошлин на те товары, которые могут быть заменены на российском рынке отечественными.

Что касается импортной стратегии, то совершенно очевидно, что импорт необходим для нормального функционирования любой экономики. А для того, чтобы импорт способствовал подъему национальной экономики, его товарная структура должна быть оптимальной.

Под оптимальной структурой импорта для России следует понимать такую, где полно представлены машины, оборудование, технологии, сырье и другие товары, необходимые для функционирования российской экономики и ее модернизации. Большое значение имело бы также замещение ввоза готовых изделий импортом технологий и комплектующих для организации их производства в России.

Таким образом, импортные товары, хотя и иногда превосходящие российские по качеству, будут дороже отечественных, что создаст спрос на российскую продукцию и даст возможность предприятиям за счет вырученных средств осуществлять совершенствование продукции и улучшение ее качества; защита сельского хозяйства путем ограничения, в том числе, с помощью лицензирования и стандартизации, ввоза импортных продуктов питания, которые Россия способна производить сама. Благодаря этому на рынке образуется ниша для отечественных производителей сельхозпродукции.

Для ускорения подобных сдвигов государство должно активнее участвовать в создании условий расширения ввоза названных товаров (благоприятный инвестиционный климат, востребованность новых технологий, налоговые льготы).

Важное направление политики оптимизации импорта России - сокращение чрезмерной зависимости от ввоза отдельных товаров с помощью импортозамещения (увеличение производства и внутреннего потребления отечественных товаров при снижении потребления импортных).

В области импорта стратегия должна, очевидно, предусматривать наряду с проведением активной политики импортозамещения, использование возможностей импорта для модернизации национального производства и повышения благосостояния населения.

Другая задача состоит в постепенном и последовательном сокращении ввоза в страну товаров, спрос на которые целесообразно удовлетворять за счет собственного производства. Особое внимание необходимо уделить сокращению, а в ряде случаев и полному прекращению импорта тех видов продукции, которое вызывает наибольшую уязвимость страны в плане обеспечения экономической и продовольственной безопасности.

Таким образом, вышеперечисленные меры находятся в рамках умеренного протекционизма и базируются на возможности незначительного ущемления интересов потребителей импортных товаров в целях укрепления экономической безопасности и развития производства внутри страны.

В области регулирования бартерных операций стратегической задачей следует считать снижение их объема во внешней торговле, поскольку, как правило, на экспорт отправляются невозобновляемые ресурсы, взамен же поступает импортные товары народного потребления, которые возможно произвести внутри страны.

В области экспорта имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта (легковые и грузовые автомобили, оборудование для геологоразведки, энергетическое и дорожное оборудование). С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, то есть неотъемлемой частью экспортной стратегии должно стать наращивание и обновление экспортного потенциала страны за счет наукоемких изделий и услуг.

Среди мер государственной поддержки экспорта следует назвать установление налогово-кредитных льгот для экспортных предприятий, гарантирование госкредитов и страхование рисков, улучшение информирования и консультирования экспортеров, маркетинговое и техническое содействие, совершенствование транспортных тарифов. При этом важно отметить настоятельную необходимость изыскания преимущественно внутренних источников финансирования инвестиционной поддержки высокотехнологичного сектора экспортного комплекса.

Далее следует повысить роль государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей, в первую очередь более оперативного и эффективного использования тарифных и нетарифных методов в их регулировании.

Важно поддерживать политику увеличения таможенных пошлин на необработанные сырьевые товары по сравнению с обработанными. Так с 1 мая 2011 г. увеличилась экспортная пошлина на российскую нефть - с 423,7 до 453,7 доллара за тонну (на 44%). Пошлина на темные нефтепродукты выросла с 197,9 до 211,8 доллара за тонну (всего на 7%).

Необходимо дальнейшее усиление валютного контроля во внешней торговле. Огромные потери (около 5 млрд. долл. в год) валютной выручки наша страна несёт вследствие занижения контрактных цен по сравнению с мировыми. Следовало бы также ввести для участников внешнеэкономических связей специальную лицензионную систему, позволяющую усилить контроль государства за эффективностью внешнеэкономических связей и их соответствием общенациональным интересам.

Учитывая мировую практику и используя опыт развитых стран, российское Правительство уделяет большое внимание поддержке национальных экспортеров, продвижению на внешний рынок отечественной высокотехнологичной промышленной продукции, используя как административные, так и финансовые инструменты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При развитии внешнеторговой деятельности России большое внимание уделяется ее регулированию со стороны государства. Регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли.

В экспорте промышленно развитых стран решающая роль отводится машинам и оборудованию, а у большинства развивающихся стран (особенно наиболее отсталых) основная роль в вывозе принадлежит сырью, топливу и продовольствию. Многие развивающиеся страны вообще зависят от экспорта какого-либо одного вида сырьевой продукции. Сейчас такая ситуация наблюдается и в нашей стране. Свыше 80% национального экспорта товаров России приходится на поставки минерального сырья и полуфабрикатов (продукции первого передела), и весьма незначительная часть (менее 5%) включает поставки высокотехнологичной продукции и наукоемких услуг (машины, оборудование и транспортные средства). Однако высокие темпы роста экспорта в первую очередь связаны с благоприятной ценовой конъюнктурой.

В российском импорте в последние годы упрочились позиции потребительских изделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров.

Экспорт России составил в 2011 году 516,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%. Увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров.

Импорт России в 2011 году составил 305,3 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 33,4%. Увеличение стоимости российского импорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было обусловлено как ростом его физического объема, так и увеличением индекса средних цен импортируемых товаров.

Тем не менее, несмотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет, что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а так же о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.

Существует опасность превращения России преимущественно в экспортирующую сырьевую страну, то есть в сырьевой придаток промышленно развитых стран.

Необходим решительный поворот к стратегическим задачам, связанным с развитием той части национальной экономики, которая меньше зависит от сырья, опирается на высокие технологии и интеллектуальный потенциал общества. Упор должен быть сделан на сферы, в которых Россия имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким отраслям можно отнести образование, культуру, ВПК, фундаментально-конструкторские разработки.

Необходимо развёртывание целенаправленной поддержки производства и продвижения на международные рынки конкурентоспособной готовой продукции. Таким образом, у России как у великой торгующей державы, еще есть шанс, однако, для этого развитие экспорта и импорта необходимо рассматривать как задачу общенационального значения, что подразумевает включение в эту работу органов федеральной и местной власти, предпринимательских союзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров. Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделении труда, способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30 декабря 2008 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) [электронный ресурс] // http: // www.fondrgs.ru

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. (ред. от 30 марта 2012 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. (ред. от 30 марта 2012 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (изм. от 6 декабря 2001 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011

. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (изм. от 6 декабря 2011 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011

. О валютном регулировании и валютном контроле: федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (изм. от 6 декабря 2011 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011

. О таможенном тарифе: федеральный закон от 21 мая 1993 г. № 5003-ФЗ (изм. от 6 декабря 2011 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2011

. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 28 мая 2003 г. (ред. от 01.05. 2010 г.) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф

. Баканов М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2008. - 536 с.

. Бариленко В. И. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности / В. И. Бариленко. - М. : Инфра-М, 2010. - 458 с.

. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №3. - С.24-39.

. Внешнеэкономические приоритеты развития российской экономики в направлении привлечения и использования прямых иностранных инвестиций / И. В. Шевченко, Е. Н. Александрова, М.Ю. Прищепа, В. П. Насыбулина // Финансы и кредит. - 2009. - №10. - С. 2 - 5.

. Вологодин А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / А. А. Вологодин. - М. : изд-во Высшее образование, 2009. - 425 с.

. ВЭД: актуальные вопросы / Наталия Костогрыз // Аудит и налогообложение. - 2009. - №10. - С. 15 - 18.

. Государственное управление внешнеторговой деятельностью / Наталья Алексеевна Фомина // Международное публичное и частное право. - 2009.- №6. С. 9 - 11.

. Ионова А. Ф. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организаций: учебное пособие / А. Ф. Ионова, Н. А. Тарасова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 399 с.

. Кавторева Л. Валютные операции: порядок осуществления и учет / Л. Кавторева. - изд-во «Фактор», 2008. - 256 с.

. Курдов В.М. Мировая экономика / В.М. Кудров. - М.: ОАО "Издательство Экономика", 2009. - 377 с.

. Мировые товарные рынки: состояние, динамика, перспективы / Т. А. Кабанова, Т.Ф. Бурова // Деньги и кредит. - 2010. - №6. - С. 14 - 18.

. О таможенном регулировании в России / К. А. Сизова // Налоговый вестник. 2011. - №2. - С. 21 - 26.

. Правовой режим перемещения товаров через таможенную границу / Дмитрий Викторович Чермянинов // Юрист. - 2012. - № 7. - С. 30 - 34.

. Роль внешнеэкономической деятельности в модернизации экономики России / Я. А. Суходолов // Известия ИГЭА. - 2011. - № 3 (77). - С. 115 - 118.

. Сотрудничество по всем направлениям // Таможня. - 2009. - №22. - С. 2 - 7.

. Стровской Л. С. Внешнеэкономическая деятельность предприятий / Л. С. Стровской. - 4-е изд. перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 799 с.

. Таможенная стоимость товаров: экономическая сущность и принципы определения / Елена Панова // Право и экономика. - 2009. - №4. - С. 94 - 97.

. Цифры и факты // Таможня. - 2010. - №17. - С. 28 - 30.

. Экономические границы современной валютной политики / А. М. Матлин // Банковское дело. - 2010. - №5. - С. 52 - 57.

. Банк России Статистика внешнего сектора [электронный ресурс] / Банк России // http://www.cbr.ru

. Органы Федеральной Таможенной Службы Статистика внешней торговли [электронный ресурс] / Органы Федеральной Таможенной Службы // http: // www.customs.ru

. Справочно-правовая система [электронный ресурс] // http://www.garant.ru

. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] // http://www.gks.ru

Похожие работы на - Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!