Экономическая эффективность деятельности таможенных органов Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономическая эффективность деятельности таможенных органов Республики Беларусь

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 44 с., 2 таблицы, 18 источников.

ЭФФЕКТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЦИП «ОДНОГО ОКНА», ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Значимость таможенного дела в формирующейся системе экономических отношений, сложность и многогранность задач, решаемых с его участием, обуславливают потребность в особо пристальном внимании к проблеме эффективности таможенного дела. Традиционно эффективность таможенного дела связывают с фискальной функцией таможенных органов, с их участием в формировании федерального бюджета, однако тенденции развития таможенного дела, определяемые современными экономическими реалиями, требуют более серьезного комплексного подхода к проблеме.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

.1 Понятие социально-экономической эффективности

.2 Подходы и система показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности таможенных органов

.3 Методика оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов

. ОПЫТ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции

.2 Анализ экономической эффективности деятельности ГТК Республики Беларусь

. АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ОПЫТА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Значимость таможенного дела в формирующейся системе экономических отношений, сложность и многогранность задач, решаемых с его участием, обуславливают потребность в особо пристальном внимании к проблеме эффективности таможенного дела. Традиционно эффективность таможенного дела связывают с фискальной функцией таможенных органов, с их участием в формировании федерального бюджета, однако тенденции развития таможенного дела, определяемые современными экономическими реалиями, требуют более серьезного комплексного подхода к проблеме.

В современных условиях таможенное дело справедливо рассматривать как фактор конкурентоспособности национальной экономики, а, следовательно, это необходимо учитывать при определении эффективности.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении международного опыта таможенных органов в части экономической эффективности их деятельности на примере Республики Беларусь и возможностью внедрения данного опыта Российской Федерацией.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

усовершенствовать понятийный аппарат, связанный с темой и целью исследования;

изучить мероприятия, проводимые таможенными органами Республики Беларусь;

Отдельные аспекты данной проблемы в части управления эффективностью уже получили освещение в научной российской и зарубежной литературе. Однако применительно к таможенному делу проблема изучена еще недостаточно, но ее актуальность подтверждается тем, что в последние годы различные ученые выполнили ряд научных работ, в которых затрагивались вопросы повышения эффективности таможенного дела, совершенствования системы управления таможенными органами.

Объектом исследования в курсовой работе является эффективность таможенного дела на этапе структурных преобразований таможенных органов Республики Беларусь.

Предмет исследования - меры и мероприятия, направленные на повышение экономической эффективности таможенных органов.

В ходе работы использовались: структурно-функциональный анализ, метод экспертных оценок и т.д.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды зарубежных и отечественных ученых в сфере эффективности, риск менеджмента, логистики, контроллинга, а также белорусское таможенное законодательство, указы Президента и постановления Правительства Республики Беларусь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

.1 Понятие социально-экономической эффективности

В экономике таможенного дела одним из основных понятий является «экономическая эффективность» таможенных мероприятий.

В их примере могут служить:

-специализация;

-кооперирование;

концентрация.

Общими для всех этих экономических приёмов являются два момента:

-во-первых, все они направлены на достижение конкретного результата (экономического);

-во-вторых, все они требуют затрат средств.

Теория эффективности четко разграничивает понятия эффекта и эффективности, понимая под первым результат мероприятия, а под вторым - соотношение эффекта и затрат, которые его вызвали.

Эффект (от лат. effectus - исполнение, действие) означает результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффект специализации, кооперирования, концентрации в таможенном деле может измеряться в материальном, социальном, денежном выражении. В частности, эффект может оцениваться объемом дополнительно производимых таможенных услуг. В том случае, когда указанные результаты получают денежную оценку, говорят об экономическом эффекте.

Экономический эффект в таможенном деле - выраженный в стоимостной (денежной) форме результат каких-либо действий (в частности, перечисленных выше таможенных мероприятий). Хотя по самому определению результат и эффект являются родственными понятиями (эффект - определенная форма результата), потребности экономической практики вынуждают в ряде случаев разграничивать указанные термины. При этом под условным понятием экономический результат обычно подразумевают общий результат (в частности, выручка, доход), а под понятием экономический эффект - прибыль.

Если результаты экономической деятельности таможенных органов превышают затраты, говорят о положительном эффекте (в частности, таможенные органы получает прибыль), в противоположном случае - об отрицательном эффекте (убытке, ущербе, пр.).

Эффективность вскрывает характер причинно-следственных связей производства, т.е. кооперирования. Она отражает не сам результат, а то, какой ценой он был достигнут. Поэтому эффективность чаще всего характеризуется относительными показателями, которые рассчитываются на основе двух групп характеристик (параметров) - результата и затрат. Это, впрочем, не исключает рассмотрения в системе показателей эффективности и самих абсолютных значений исходных параметров.

При кажущейся простоте и однозначности теоретического принципа его практическая реализация может осуществляться на основе различных методических подходов. Их выбор требует глубокого понимания экономического содержания таможенных мероприятий (специализации, кооперирования, концентрации), эффективность которых предполагается оценить.

Социальная эффективность - это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей. Экономическая и социальная эффективность неразрывно связаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень разрешенности социальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередко оказывает определяющее воздействие на динамику экономической эффективности производства.

.2 Подходы и система показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности таможенных органов

При управлении социально-экономическими процессами одной из самых важных задач является установление показателей и критериев эффективности, которые обусловлены целевыми установками, и осуществление результативного контроля за их уровнем и характером выполнения. Сложность оценки эффективности таможенных органов определяется недостаточной разработанностью научных основ осуществления этой оценки и отсутствием верифицированного понятийного аппарата.

И в теории, и в практике существуют различные подходы к количественной оценке эффективности таможенной службы. Один из применяемых подходов опирается на рассмотрение таможенного дела как производственной деятельности, связанной с оказанием услуг по таможенному оформлению и контролю. По аналогии с оценкой эффективности хозяйствующих субъектов в основу данного подхода положен метод сопоставления результата и затрат.

В качестве показателей в этом случае используется отношение общих доходов таможенной службы (суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет) к общим фондам, которым располагают таможенные органы для осуществления административно-производственной деятельности и оплаты труда, либо удельная сумма перечислений в бюджет в расчете на одного сотрудника, либо другие аналогичные показатели.

Существенным недостатком такого метода является то, что его можно применять только когда между результатами и затратами существует прямая зависимость, которую можно формализовать и количественно измерить. В данном случае объёмы таможенных перечислений зависят, прежде всего, от макроэкономических факторов, лежащих за пределами непосредственного влияния таможни, и лишь в малой степени они зависят от самой таможни. В условиях финансового кризиса таможенные платежи упали на 25 - 30 процентов, но это совсем не значит, что таможенники стали работать хуже.

В наиболее приемлемом варианте подобный метод сопоставления результата и затрат можно использовать при оценке эффективности внедрения работы инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) на таможенных постах. Результатом работы ИДК является выявление контрабандных товаров, который можно выразить в денежном измерении, а именно в виде сумм таможенных платежей, которые взыскиваются в бюджет по таким товарам. Известны и затраты федерального бюджета, направленные на закупку ИДК. Эффективность работы ИДК можно оценить, соотнеся результаты их работы и затраты на их закупку, установку и эксплуатацию. В данном случае можно также посчитать сроки окупаемости ИДК.

Данный подход можно применить и при расчете эффективности переноса таможенного оформления в места, приближенные к государственной границе. В самом деле, достаточно легко оценить затраты на обустройство новой приграничной таможенной инфраструктуры - это делается на основании аналогичных действующих объектов. Кроме того, можно достаточно точно спрогнозировать возможное изменение доходной части федерального бюджета за счет этого переноса. Не представляется сложным, и рассчитать сроки окупаемости этого проекта (концепции).

Другим подходом, используемым при оценке эффективности управленческих структур, является рассмотрение таможенного дела как выполнение определённой совокупности государственных функций. При таком подходе эффективность оценивается как степень достижения поставленных целей (результативность). Этот подход применим только в случае, если цели определены однозначно и четко.

Эффективность работы таможенных органов необходимо оценивать набором показателей, каждый из которых отражает эффективность исполнения одной из задач или одной из целевых функций.

Ключевым (интегральным) показателем при оценке эффективности таможенного администрирования и контроля является эффективность с точки зрения важнейших социально-экономических потребностей народного хозяйства. Другими словами, потенциал таможни и её деятельность должны оцениваться исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности.

Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, шесть агрегированных элементов оценки эффективности таможенных органов:

эффективность таможенной политики;

эффективность таможенного администрирования;

эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы;

эффективность использования информационных таможенных ресурсов;

эффективность использования материально-технической базы таможенных органов;

эффективность человеческого фактора таможни.

Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.

Оценка эффективности таможенной политики должна позволять осуществлять мониторинг стратегических целей социально-экономического развития страны и задач таможенной политики как фактора влияния на эффективность всего народного хозяйства. Агрегированный показатель эффективности таможенного администрирования должен ответить на вопрос, правильно ли выбраны цели таможенного администрирования и насколько правильно выбраны пути их достижения, насколько качественно осуществляются таможенные процедуры. Цели таможенного администрирования и пути их достижения определяются непосредственно таможенной службой. В идеальном случае цели таможенного администрирования должны быть непротиворечивы и совместимы с целями таможенной политики.

Оценка эффективности административно-управленческого потенциала таможенной службы должна «разложить» общую эффективность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов деятельности (стратегий, программ, проектов, функций, технологий, методов). При этом основная задача состоит в том, чтобы проанализировать результативность каждого подразделения таможенной службы как взятого по отдельности, так и в их взаимодействии с точки зрения синергического сложения сил для достижения целей таможенной политики и таможенного администрирования.

Оценка эффективности использования информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих решений, направленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования.

Оценка эффективности материально-технической базы таможенных органов должна выражать реальный экономический эффект от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета.

Оценка эффективности использования человеческого фактора должна исходить из сопоставления объективных потребностей и реальных совокупных способностей таможенного персонала. При этом в общую оценку должны войти соответствующие профессиональные знания и умение грамотно организовывать и осуществлять текущие таможенные процессы, осознавать роль и место таможни в развитии экономики страны и руководствоваться этим в своей повседневной работе, применять передовые технологии и методы организации таможенного дела, повышать культуру обслуживания участников ВЭД, противостоять коррупции и формировать антикоррупционную среду.

Исходя из изложенных выше основных направлений оценки эффективности таможенного дела, следует рассмотреть и проанализировать действующие в настоящее время стратегические цели и критерии оценки эффективности работы таможенных органов Республики Беларусь.

1.3 Методика оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов

) повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Республики Беларусь, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов;

) повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

Степень достижения первой стратегической цели оценивается следующими показателями:

доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем числе исков (заявлений), рассмотренных судами;

уровень исполнения федерального закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей;

доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

За время применения утверждённых оценочных показателей накопился определённый опыт и можно уже в известной мере выявить его плюсы и минусы, сделать выводы о необходимости внести оценочную систему определённые корректировки.

Например, можно утверждать, что доля судебных решений, вынесенных не в пользу таможенных органов, характеризует, прежде всего, качество работы юридической службы таможенной системы. Этот показатель характеризует также качество действий (управленческих решений) таможенных органов, которые в последствие обжалуются участниками ВЭД в судах. Его можно использовать при оценке эффективности деятельности правовых подразделений, а также при оценке деятельности подразделений, которые непосредственно производили обжалуемые действия. Кроме того, как представляется, рассматриваемый показатель вообще не характеризует повышение уровня соблюдения законодательства, точно так же и эффективность исполнения доходной части федерального бюджета. И это говорит о том, что он имеет самое отдалённое отношение к реализации первой стратегической цели. Тем более, что возможная динамика данного показателя (падение, увеличение доли проигранных исков или их сохранение на предыдущем уровне) не даёт оснований сделать выводы об увеличении (или снижении) уровня соблюдения законодательства. Кроме того, показатель вообще не определяет, чей уровень соблюдения законодательства оценивается - таможенных органов или участников ВЭД.

Исполнение закона о федеральном бюджете в части перечисления таможенных платежей характеризует эффективность фискальной функции таможенных органов, но не в полном объёме и только при определенных условиях, а именно при условии, что прогнозные макроэкономические показатели, на основании которых формировался бюджет на очередной бюджетный период, в точности совпадут с фактическими экономическими параметрами, которые становятся известными после истечения бюджетного периода. Практика показывает, что фактические макроэкономические показатели всегда имеют отклонения от прогнозных в ту или иную сторону, и зачастую очень существенные.

Доля таможенных платежей, перечисленных в бюджет с нарушением сроков, на мой взгляд, характеризует результативность (эффективность) фискальной функции таможенной службы. Однако его имеет смысл рассматривать в системе агрегированных показателей, характеризующих результативность достижения выбранной стратегической цели в целом, так как он показывает только один из возможных способов нарушений по уплате таможенных платежей участниками ВЭД. Кроме того, данный показатель совершенно не демонстрирует, насколько эффективны действия таможенных органов в части пресечения таких попыток со стороны плательщиков.

На мой взгляд, в качестве одного из возможных вариантов оценки результативности достижения первой стратегической цели следует использовать следующие агрегированные показатели: 1) уровень собираемости таможенных платежей и 2) уровень нелегального ввоза товаров.

Уровень собираемости таможенных платежей предлагается рассчитывать как отношение (дробь) следующих показателей. В числителе указывается фактически перечисленная в бюджет сумма таможенных платежей за отчетный бюджетный период. В знаменателе указывается расчетная величина таможенных платежей, исчисленная, исходя из фактических макроэкономических показателей отчетного бюджетного периода. Другими словами, предлагается сопоставить, сколько таможенных платежей должно быть перечислено, исходя из фактических макроэкономических параметров, и сколько реально перечислено в бюджет.

Однако данный агрегированный показатель также имеет в себе изъян, так как оперирует учтенными объемными показателями, и не принимает во внимание неучтенные объемы ввоза товаров, то есть нелегального импорта.

В связи с этим предлагается использовать такой показатель как уровень нелегального ввоза, который предлагается рассчитывать как отношение объема импорта товаров на основании официальной статистики Республики Беларусь и объема экспорта товаров в Республику Беларусь из стран контрагентов на основании данных платежного баланса и статистики Международного валютного фонда.

В качестве дополнительного показателя можно использовать сумму недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров, исчисленных исходя из объемов нелегального ввоза и фактического среднего уровня налогообложения в отчетном бюджетном периоде. При этом, наравне с абсолютным показателем, можно использовать и относительный показатель, рассчитанный как отношение (дробь) фактически перечисленной суммы таможенных платежей в отчетном бюджетном периоде к расчетной сумме недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров.

Степень достижения второй стратегической цели в настоящее время определяется следующими установленными для ГТК показателями:

Время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении в месте их декларирования.

Время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

Доля участников внешнеэкономической деятельности, в целом положительно оценивающих работу таможенных органов, в общем числе опрошенных.

Анализ практики применения этих показателей говорит о том, что и здесь есть возможности для совершенствования. Если подходить к оценке ситуации достаточно объективно, то следует признать, что ни один из вышеперечисленных показателей не отражает ни степень качества, ни степень повышения качества услуг, предоставляемых таможенными органами, так как качество услуг подразумевает исполнение таможенными органами своих функций на должном уровне, то есть в соответствии с нормами, которые в установленном порядке утверждены законодательными органами, органами исполнительной власти и оформлены в виде соответствующих нормативных документов. Ни один из вышеперечисленных показателей не говорит о том, действительно ли таможенные органы осуществляют исчерпывающие мероприятия (и делают это должным образом) при проведении таможенного оформления.

Аналогичная ситуация с оценкой сокращения издержек государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. Ни один из показателей не говорит, снижаются ли соответствующие издержки государства в оцениваемом периоде.

Что касается оценки сокращения издержек участников внешнеэкономической деятельности, связанных с таможенным оформлением и контролем, то первые два показателя, а именно время на проведение таможенных процедур в местах пропуска товаров и в местах их декларирования частично позволяют оценить издержки участников ВЭД, но только в части затрат на «простои».

Для более адекватной оценки достижения второй стратегической цели предлагается следующая система показателей. Чтобы оценить качество предоставляемых таможенными органами услуг, предлагается ввести показатель - доля товаров, по которым выявлены нарушения в результате проверочных мероприятий, проводимых после таможенного оформления, к общему объему оформленных товаров. При этом должны учитываться все последующие проверочные мероприятия, как вышестоящих таможенных органов, так и других государственных контрольных органов.

Для оценки издержек государства на проведение услуг по таможенному оформлению и таможенному контролю предлагается использовать агрегированный показатель - удельные доходы государства на каждый рубль, вложенный в таможенную службу. Исчислять данный показатель предлагается как отношение суммы таможенных платежей, перечисленных за отчетный период в бюджет, к сумме затрат на содержание таможенной службы за отчетный период.

Для оценки динамики издержек участников ВЭД на услуги по таможенному оформлению предлагается использовать показатель средневзвешенной доли издержек участников ВЭД на таможенные процедуры в общей себестоимости перемещаемых товаров. Данный показатель можно определять во время выборочных или целевых проверок участников ВЭД. Кроме того, в качестве одного из методов определения этого показателя можно использовать опросный лист участников ВЭД. К этой работе для объективности должны быть привлечены бизнес-ассоциации, заинтересованные в совершенствовании ВЭД.

Сопоставляя действующие в настоящее время в ГТК стратегические цели и систему показателей их достижения, можно сделать вывод, что они не в полной мере соответствуют друг другу и неадекватно отражают эффективность управления в таможенном деле, связанную с достижением целевых установок. Например, вне рамок системы показателей оказалась оценка эффективности таможенной политики, которая является очень важной с точки зрения народнохозяйственной результативности. Фактически не раскрываются эффективность административно-управленческой структуры таможенной службы, эффективность использования информационных таможенных ресурсов, эффективность материально-технической базы таможенных органов, эффективность использования человеческого фактора таможни. Используются очень размытые показатели оценки эффективности таможенного администрирования.

Таким образом, из-за отсутствия единства профессиональных мнений по проблеме точного перечня показателей оценки экономической эффективности таможенных органов, а также отсутствия официально- рекомендованной методики расчёта эффективности таможенных органов Республики Беларусь, в данной работе для оценки экономической эффективности таможенных органов Республики Беларусь будет использована утверждённая 5 июля 2007 года на заседании Правительства РФ система критериев эффективности деятельности таможенных органов.

Критерий 1. «Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства страны, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов».

Критерий отражает комплекс вопросов, связанных с эффективным таможенным контролем, валютным контролем, контролем достоверности декларирования и другими направлениями. Он включает пять показателей, среди которых, например, исполнение перечисления таможенных платежей в бюджет ; снижение доли таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей и др.

Критерий 2. «Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем».

Критерий отражает качество таможенного администрирования - от повышения информационной прозрачности до снижения уровня издержек, ускорения таможенных операций, применения выборочных методов таможенного контроля и др. Критерий включает семь показателей. Например, время проведения таможенных процедур, необходимое для выпуска товаров при таможенном оформлении.

На качество таможенного администрирования большое влияние, помимо всего прочего, оказывает и профессиональный уровень работников таможни.

Критерий 3. «Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в страну, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу страны запрещен».

Критерий отражает в целом деятельность таможенных органов, связанную с решением правоохранительных задач, обеспечением экономической безопасности, контролем перемещения ряда товаров. Здесь предусмотрено три показателя, например - доля уголовных дел, возбужденных таможенными органами, в общем объеме зарегистрированных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Критерии, разработанные Федеральной таможенной службой, согласованы с Минэкономразвития России и Минфином России. По сути, определена шкала, по которой можно судить об уровне работы таможенного органа или подразделения, каждого таможенника.

Для проведения анализа эффективности деятельности правоохранительных подразделений необходимо провести расчет коэффициента эффективности. Расчет данного коэффициента проводится использование следующей формулы:

=S/D x N

где K - коэффициент эффективности;- общая сумма наложенных таможенным органом санкций материального характера;- количество выявленных правонарушений (заведено дел + составлено актов по упрощенной форме);- количество сотрудников.

Хочется отметить, что данная методика расчета эффективности деятельности правоохранительного блока достаточно спорная, так как при расчете не учитывается сложность дел, а только их количество и сумма наложенных в результате выявления административных правонарушений взысканий. Так же при оценки эффективности не учитывается тот факт, что снижение количества выявленных правонарушений может быть следствием профилактической работы сотрудников правоохранительного блока и снижением преступности в общем.

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что на сегодняшний день существует проблема различных теоретических подходов к анализу экономической эффективности деятельности таможенных органов. Существует достаточно много методов, показателей и критерий оценки, но ни одну из них пока нельзя назвать достаточно объективной при проведении анализа. Поэтому автор данной работы взял за образец методику ФТС РФ для оценки экономической эффективности деятельности таможенных органов Республики Беларусь.

2. ОПЫТ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Таможенные органы Республики Беларусь: задачи и функции

Государственным институтом, регулирующим управление таможенными инструментами, является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.

На таможенные органы возложены задачи обеспечения экономической безопасности, исполнения таможенного законодательства республики и борьбы с его нарушениями. Кроме того, они осуществляют таможенный надзор, оказывают содействие развитию внешнеэкономических связей Беларуси, созданию и обеспечению благоприятных условий для выполнения международных договоров страны в области торгово-экономических, валютно-финансовых, научно-технических, гуманитарных и иных отношений с иностранными государствами.

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;

осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера;

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;

ведут таможенную статистику внешней торговли Республики Беларусь и специальную таможенную статистику;

обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;

проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела.

Таможенные органы Республики Беларусь сотрудничают с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными и межправительственными организациями.

ГТК объединяет, координирует и направляет деятельность нижестоящих таможенных органов республики. Базовое звено таможенной системы - таможни.

Похожие работы на - Экономическая эффективность деятельности таможенных органов Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!