Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
План
1.
Основные этапы формирования таможенного союза
.
Общая характеристика Таможенного кодекса таможенного союза
Литература
1. Основные этапы формирования
таможенного союза
Основной задачей создания таможенного союза
Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках
Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной
территории, на которой в отношении товаров, происходящих с этой территории, а
также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не
применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера.
При этом государствами-участниками применяется
единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с
третьими странами.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9
июня 2009 года №9 одобрены следующие основные этапы формирования единой
таможенной территории таможенного союза и сроки их завершения:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе этого этапа были решены две основные
задачи, направленные на формирование единой таможенной территории:
• подготовлена нормативно-правовая база;
• организован поэтапный перенос согласованных
видов государственного контроля, за исключением пограничного, на внешний контур
единой таможенной территории.
В части завершения формирования
нормативно-правовой базы таможенного союза к 1 октября 2009 года необходимо
было:
) разработать и подготовить к принятию
Таможенный кодекс таможенного союза, а также нормативно-правовую базу в
развитие его положений по единообразному практическому применению форм и
методов таможенного контроля и таможенного оформления, технологий контроля
перемещения товаров и транспортных средств (срок принятия документов,
утверждаемых Комиссией таможенного союза продлен до 1 июня 2010) определяющих:
единые правила декларирования товаров;
единые таможенные режимы;
единую методологию определения таможенной
стоимости;
единые правила начисления и взимания таможенных
платежей;
единые правила таможенного оформления и
таможенного контроля, включая использование единых форм документов и единые
сроки проведения таможенных процедур.
) разработать и подготовить к принятию
международные договоры в области санитарных, ветеринарно-санитарных и
фитосанитарных мер;
) разработать и подготовить к принятию
международные договоры по взиманию НДС и акцизов на территории таможенного
союза в условиях отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля.
Более того, на предварительном этапе
формирования Таможенного союза к 1 января 2010 года были осуществлены следующие
мероприятия:
• утвержден Единый таможенный тариф таможенного
союза;
• сформирована единая система мер нетарифного
регулирования таможенного союза;
• определены сроки передачи Комиссии таможенного
союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
внешнеторговой деятельности;
• разработан механизм зачисления и распределения
сумм ввозных таможенных пошлин;
• осуществлен анализ действующих торговых
режимов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по
отношению к третьим странам, выявлены имеющиеся различия и достигнуты
договоренности по их унификации;
• разработана единая методология ведения
статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли таможенного союза;
• проведен анализ действующих ограничительных
мер экономического характера во взаимной торговле и достигнуты договоренности
об условиях отмены субсидирования и оказания государственной помощи в других
формах.
В части организации поэтапного переноса
согласованных видов государственного контроля, за исключением пограничного, на
внешний контур единой таможенной территории на предварительном этапе необходимо
было разработать и согласовать с органами государственного контроля План по
такому переносу, включающий:
. мероприятия подготовительного периода,
позволяющие начать поэтапный перенос согласованных видов государственного
контроля:
• по анализу материально-технической базы на
внешней границе таможенного союза и разработке, при необходимости, мероприятий
по дополнительному обустройству границы, обеспечивающему необходимую
эффективность реализации контрольных функций;
• по оценке унификации методов, процедур и
технологий контроля и ее доведению до согласованного контролирующими органами
уровня;
• по анализу уровня подготовки персонала,
координации работ по повышению его квалификации, обеспечению контроля
деятельности персонала;
• по обеспечению обмена необходимой информацией
и осуществлению взаимодействия при контроле перемещения по единой таможенной
территории товаров и транспортных средств;
• по обеспечению обмена между налоговыми
органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов;
• дополнительные меры переходного периода,
направленные на компенсацию возможных негативных последствий переноса контроля
на внешние границы, такие как:
механизмы взаимодействия контролирующих органов,
при осуществлении ими контроля товаров, происходящих из третьих стран;
план совместных мероприятий, направленный на
усиление взаимодействия правоохранительных органов;
. мероприятия, обеспечивающие устойчивое
функционирование единой таможенной территории после переноса согласованных
видов государственного контроля на внешнюю границу:
• внедрение единых стандартов
материально-технического оснащения внешней границы;
• принятие единой методологии применения форм и
методов контроля;
• введение единых стандартов подготовки кадров и
оценки их квалификации;
• введение единой интегрированной информационной
системы контроля перемещения товаров и транспортных средств на единой
таможенной территории;
• введение единой информационной системы
взаимодействия пограничных, таможенных и налоговых служб, предусматривающей
интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств
- членов таможенного союза.
Реализация Плана по поэтапному переносу
согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу таможенного
союза, в части, касающейся российско-белорусской границы начата с 1 июля 2009
г., а в части касающейся российско-казахстанской границы с 1 сентября 2009 г.
ПЕРВЫЙ ЭТАП (срок с 1 января 2010 года по 1 июля
2010 года)
С 1 января 2010 года первый этап формирования
Таможенного союза ставил задачу обеспечить:
• введение единого таможенно-тарифного (включая
тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования:
Единый таможенный тариф (ЕТТ);
систему мер нетарифного регулирования;
передачу Комиссии таможенного союза полномочий в
области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности в соответствии с принятыми международными договорами;
• начало формирования Комиссией таможенного
союза единого торгового режима с третьими странами;
• отмену действующих ограничительных мер
тарифного и нетарифного характера во взаимной торговле на основе достигнутых
договоренностей;
• осуществление совместного контроля товаров на
российско-казахстанской границе;
С 1 апреля 2010 года в рамках первого этапа:
• начата опытная эксплуатация и отладка
информационного обмена между таможенными службами для целей контроля
перемещения товаров и транспортных средств на единой таможенной территории (контроль
внутреннего и международного транзита), а также ведение статистики взаимной
торговли;
• произведено тестирование механизма зачисления
и распределения сумм ввозных таможенных пошлин. По словам директора сводного
департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности
Минэкономразвития Алексея Лихачева, этот механизм крайне важен, без него нельзя
говорить о реальном создании общей таможенной территории: «Суть его в
следующем. Оператор независимо от того, резидентом какой страны ТС он является
и в какой таможенной службе производит выпуск товара, уплачивает пошлины по
ЕТТ, которые автоматически расщепляются на три бюджета. Например, российский
оператор уплачивает, условно говоря, 100 рублей: 70 идет в российский бюджет,
15 конвертируется в белорусские рубли и поступает в белорусский бюджет, 15
конвертируется в тенге и направляется в казахстанский бюджет. То же самое с
белорусским оператором: из100 белорусских рублей 15 идет в белорусский бюджет,
70 конвертируется в рубли и отправляется в российский бюджет, 15 конвертируется
в тенге и идет в казахстанский бюджет и т.д.»
ВТОРОЙ ЭТАП (с 1 июля 2010 года)
С 1 июля 2010 года введены в действие Таможенный
кодекс таможенного союза и принятая в его развитие единая методологическая
база, а также поэтапно планируется:
• осуществлять таможенное оформление товаров и
транспортных средств с использованием единых форм документов в таможенном
органе государства - члена таможенного союза, резидентом которого является
участник внешнеэкономической деятельности;
• ввести механизм зачисления и распределения
сумм ввозных таможенных пошлин;
• обеспечить ведение статистики внешней торговли
и статистики взаимной торговли;
• ввести в действие международные договоры в
области косвенных налогов и механизмы обмена информацией между налоговыми
органами (в случае если необходимые механизмы обмена информацией между
налоговыми службами будут введены в более поздние сроки, исполнение данного
пункта может быть отложено по решению Комиссии таможенного союза на более
поздний срок, но не позднее 1 июля 2011 года.);
• отменить таможенное оформление товаров,
перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь и Российской
Федерации (как происходящих из Республики Беларусь и Российской Федерации, так
и происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на
территории Республики Беларусь и Российской Федерации);
• отменить таможенное оформление товаров,
происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, перемещаемых между территориями государств-участников таможенного
союза;
• перенести все виды государственного контроля с
российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и
Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в
местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской
Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном
сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской
границе.
В части администрирования экспорта:
• государства - члены таможенного союза
сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных
пошлин;
• суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в
бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;
• возможность проведения самостоятельной
политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением
взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.
К 1 июля 2011 года в рамках второго этапа
планируется:
• перенести согласованные виды государственного
контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики
Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение
которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан
будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении
отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;
• завершить переговоры с третьими странами по
унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей
сторон.
С 1 июля 2011 года таможенное оформление в
отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное
обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации будет отменено.
2. Общая характеристика Таможенного
кодекса таможенного союза
С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный
кодекс Таможенного союза. В свое время о Таможенном кодексе РФ 2004 г.
говорили, что он продукт компромисса. В еще большей степени такая
характеристика соответствует союзному Кодексу, ведь договариваться пришлось
трем государствам: России, Белоруссии и Казахстану.
В соответствии с решениями Комиссии Таможенного
союза при подготовке Таможенного кодекса таможенного союза эксперты таможенных
служб Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан
руководствовались положениями Международной конвенции об упрощении и
гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция). Для того чтобы сделать
Таможенный кодекс документом непосредственного исполнения, содержащим нормы
прямого действия, пришлось проделать огромный объём работы по включению в него
положений национальных таможенных кодексов (Российской Федерации, Республики
Белоруссия и Республики Казахстан), а также отразить в нем реальное состояние
таможенного администрирования в странах-участницах таможенного союза.
Согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса
Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование в Таможенном союзе
осуществляется в соответствии с его таможенным законодательством, а в части, не
урегулированной им, - в соответствии с национальным законодательством
государств - участников союза.
Таким образом, вступление в силу ТК ТС не приведет
к автоматическому отмиранию Таможенного кодекса РФ и иных актов российского
таможенного законодательства.
Этапы вступления в силу ТК ТС представлены на
рис. 1.
Рис. 1 - Этапы вступления в силу ТК ТС
В ТК ТС включены положения по единым условиям и
порядку признания лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела,
что позволит создать равные условия при их деятельности.
Касательно таможенного администрирования в ТК ТС
определены и конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные
требования к проведению таможенных операций участниками внешнеэкономической
деятельности и таможенными органами, определено правовое содержание таможенных
процедур.
Товары, перемещаемых в рамках взаимной торговли
между государствами-участниками таможенного союза, не будут помещаться под
таможенную процедуру экспорта и импорта, что уменьшит финансовую нагрузку на
лиц, осуществляющих коммерческую деятельность на территории таможенного союза.
Положения ТК ТС способствуют и создают
возможность широкого внедрения электронного декларирования товаров участниками
ВЭД.
В ТК ТС предусмотрено взаимное признание решений
таможенных органов на таможенной территории таможенного союза.
На основе положений Киотской Конвенции разработана
глава о взаимной административной помощи таможенных органов на таможенной
территории таможенного союза, которая не имеет правовой аналогии в таможенном
законодательстве государств-участников таможенного союза.
До начала применения ТК ТС особое внимание было
обращено на модернизацию программных средств автоматизированных информационных
систем таможенных служб Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации.
Относительно порядка таможенного
администрирования в отношении участников ВЭД, производителей, таможенных
брокеров, перевозчиков, предусмотрены следующие упрощения:
. Сокращен период оформления грузовой таможенной
декларации с трех дней до двух.
. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов
устанавливается равным сроку временного хранения, т.е. до 4 месяцев, в то время
как в Таможенном кодексе Российской Федерации был установлен срок уплаты - 15
дней.
. Для декларанта появляется возможность внесения
изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров. Таким образом,
снимается проблема пересортицы, которая российским законодательством решена не
была. Компании, сталкивающиеся с пересортицей не решались обращаться в таможню,
чтобы скорректировать заявленные сведения, поскольку за это была предусмотрена
серьезная административная ответственность.
. Введен институт уполномоченного экономического
оператора, пользующегося специальными упрощениями, такими, как:
временное хранение товаров в собственных
помещениях и на площадках;
возможность выпускать товары до подачи
таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации. То есть
фактически получается беспроцентная отсрочка платежа на срок от 10 до 40 дней;
возможность проводить таможенные операции,
связанные с выпуском товаров, в собственных помещениях и на собственных
территориях;
возможность оформлять транзит товаров без
внесения обеспечения уплаты таможенных платежей (п.2 ст. 217 ТК ТС);
проведение плановых выездных таможенных проверок
в отношении уполномоченных экономических операторов возможно не чаще одного
раза в три года (в отношении иных лиц - не чаще одного раза в год) (п.7 ст. 132
ТК ТС).
Все эти льготы предоставляются уполномоченному
экономическому оператору только в отношении своих товаров, то есть товаров,
декларантом которых является он сам (п. 2 ст. 41 ТК ТС). Это отличает его от
владельцев СВХ и таможенных представителей: последние совершают таможенные
операции с чужими товарами.
Институт уполномоченного экономического
оператора является развитием имеющихся в ТК РФ «специальных упрощенных
процедур» (ст. 68 ТК РФ) - это так называемые специальные упрощенные процедуры
таможенного оформления, которые ТК ТС впервые собрал в единую систему.
Для включения в Реестр уполномоченных
экономических операторов юридическое лицо должно выполнить следующие требования
(ст. 39 ТК ТС):
предоставить обеспечение уплаты таможенных
пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро;
осуществлять внешнеторговую деятельность минимум
в течение одного года до дня обращения в таможенный орган (если иной срок не
установлен национальным законодательством, у нас такой срок равен трем годам);
на день обращения в таможенный орган не должно
быть неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
на день обращения в таможенный орган не должно
быть задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и
сборах (налоговым законодательством) государств - членов Таможенного союза;
в течение одного года до обращения в таможенный
орган юрлицо не привлекалось к административной ответственности за таможенные правонарушения;
установить систему учета, соответствующую
требованиям, определяемым таможенными органами.
Поскольку ТК ТС дозволяет странам - участницам
Таможенного союза устанавливать свои требования к экономическим операторам, то
порядок получения российской организацией такого статуса не будет отличаться от
существующего порядка допуска к специальным упрощенным процедурам таможенного
оформления, регламентированным приказом ФТС России от 23.12.2008 № 1656.
. В перспективе предоставлена возможность
участнику ВЭД осуществлять свою деятельность в любой точке
государства-участника таможенного союза;
. Перевозка открывается от внешней границы
таможенного союза сразу до места нахождения получателя, в каком бы государстве
таможенного союза он ни находился;
. Вместо таможенного брокера, вводится институт
таможенного представителя, который будет иметь те же полномочия - совершение от
имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенных
операций (ст. 12 ТК ТС). Cтатус свой таможенный представитель получает так же,
как , было предусмотрено ТК РФ: посредством включения в Реестр таможенных
представителей (ранее этот реестр именовался Реестром таможенных брокеров
(представителей)). Таможенный представитель вправе работать на территории
только того государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого
он включен в соответствующий реестр. Условия включения в реестр не изменились.
Единственное, сумма обеспечения деятельности представителя составляет не 50 млн
руб. (для таможенного брокера, п. 2 ст. 339 ТК РФ), а 1 млн евро (ст. 13 ТК
ТС).
. ТК ТС прямо не предусмотрена солидарная
ответственность таможенного представителя и плательщика платежа. Дело в том,
что в российском таможенном законодательстве установлена солидарная
ответственность таможенного брокера и представляемого им лица за уплату
таможенных платежей. Другие члены союза пока к этому не готовы. Именно поэтому
и в п. 4 ст. 367 ТК ТС установлено, что требование о внесении обеспечения
уплаты таможенных платежей таможенным представителем как условия включения
юридических лиц в реестр таможенных представителей применяется только в тех
государствах - членах Таможенного союза, в которых законодательством
предусмотрено, что у таможенного представителя обязанность по уплате таможенных
пошлин, налогов возникает солидарно с плательщиком таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, данная солидарная ответственность в Российской Федерации
продолжит действовать, а Белоруссия и Казастан, законодательством которых на
день вступления в силу ТК ТС не предусмотрена солидарная обязанность по уплате
таможенных пошлин, налогов, обязуются в течение одного года предусмотреть ее в
своем законодательстве.
. Перевозчики, в том числе таможенные, имеют
право перемещения по всей территории таможенного союза без применения к ним
внутригосударственного контроля на территории каждого из государств-участников
таможенного союза. В отличие от таможенного представителя таможенные
перевозчики, включенные в соответствующий реестр, могут осуществлять перевозку
товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории всего Таможенного
союза (п. 2 ст. 18 ТК ТС). Это влечет за собой некоторые особенности
привлечения перевозчиков к ответственности. Согласно ст. 224 ТК ТС при
недоставке транзитных товаров и документов на них в таможенный орган назначения
перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства
- члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под
таможенную процедуру таможенного транзита. За иные нарушения при транзите перевозчик
несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена
Таможенного союза, на территории которого было выявлено нарушение. Появилось и
новое условие для включения перевозчика в реестр - отсутствие фактов
привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к
административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела,
определенные законодательством государств - членов Таможенного союза (ст. 20 ТК
ТС). Кроме общих требований к перевозчикам, закрепленных в ТК ТС, сохраняются и
все дополнительные требования национальных законодательств.
. При этом сократилась сумма обеспечения для
таможенных перевозчиков с 20 млн. Рублей (п. 2 ст. 339 ТК РФ) до 200 тысяч евро
(ст. 20 ТК ТС) что составляет около 9 млн. руб.
. Железнодорожный перевозчик освобождается от
необходимости внесения обеспечения доставки товаров.
. Не предусматривается возможность использования
в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей договора страхования;
. В соответствии с ТК ТС под экспортом
признается процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза
вывозятся за территорию Таможенного союза. То есть перемещение товаров из
России в Казахстан или Белоруссию не экспорт, а взаимная торговля;
. Контейнеры отнесены к транспортным средствам,
что позволит снять значительное количество проблем по контролю за временным
ввозом контейнеров, которые имелись в российском законодательстве.
ТК ТС является неотъемлемой частью договора о ТК
ТС, принятого решением Межгоссовета ЕврАзЭС 27ноября 2009 года, соответственно
он также имеет статус международного договора, а это значит, что процедура
внесения в него любых изменений будет очень громоздкой. Поправки в ТК ТС будут
вноситься отдельными договорами в установленном международном порядке. Поскольку
кодекс представляет собой часть международного договора, он должен быть
ратифицирован парламентами каждой из сторон, и та же самая процедура
потребуется в дальнейшем для внесения в ТК ТС любого, даже самого
незначительного изменения. Это связано с тем, что наш Таможенный союз
отличается от Таможенного союза в Европе и основное отличие, что в нем нет ярко
выраженных исполнительных органов власти и представительных органов власти.
Таким образом документы, которые принимаются Комиссией Таможенного союза, не
носят статуса закона, как в Евросоюзе, и в нашей Комиссии Таможенного союза нет
еврокомиссаров, нет соответствующих полномочий по изданию властных или
организационно-распорядительных документов такого уровня, как в Европе, поэтому
все принимаемые Комиссией документы, носят статус международных договоров и
международных соглашений. И несмотря на то, что ТК ТС называется кодексом, как
закон, на самом деле это международный договор, подлежащий в соответствии с
действующим общим порядком ратификации и имплементации в действующее
законодательство.
Схема нормативно-правового регулирования в
рамках таможенного союза представлена на рис. 2.
Рис. 2 - Система нормативно-правового
регулирования в рамках таможенного союза
таможенный союз администрирование
регулирование
На рис. 3 схематично представлена система
принятия решений в области таможенного регулирования.
Рис. 3 - Система принятия решений в области
таможенного регулирования
Для урегулирования проблем в области таможенного
дела, связанных с функционированием Таможенного союза, создан Координационный
совет руководителей таможенных служб Таможенного союза.
Данный Координационный совет сможет осуществлять
в постоянном режиме работу по мониторингу практики применения таможенных
процедур и правил, выступать площадкой для обсуждения и выработки
взаимоприемлемых решений в области профессионального общения представителей
таможенных служб государств-участников Таможенного союза.
Литература
1.
Кряжев И. Таможенный союз: новые экономические возможности России / И. Кряжев,
М. Иванов // Стандарты и качество. - 2011. - N 3. - С.22-24.
.
Кузнецов С.С. Управление результатами деятельности таможенных органов на основе
процессно-ориентированного подхода // Микроэкономика. - 2009. - N 5. - С.
116-120.
.
Кулешов В. Ввозим автомобиль. Что нового? // Экономика и жизнь. - 1999. - Сент.
(N 38). - С. 31.
.
Максимов Ю. Правовые и организационные особенности развития Таможенного союза
// Хоз. и право. - 2011. - N 3. - С. 86-89.
.
Максимовский Б. Безопасность и технический регламент Таможенного союза //
Стандарты и качество. - 2011. - N 9. - С. 24-25.
.
Мамбеталиев Н. Таможенный союз: зачисление и распределение ввозных таможенных
пошлин / Н. Мамбеталиев, А. Баринов // Налог. вестник. - 2011. - N 4. - С.
68-73.
.
Матвиенко Г.В. Производство таможенного обложения: понятие, структура, стадии
// Финанс. право. - 2011. - N 11. - С. 34-39.
.
Оболенский В.П. Россия в Таможенном союзе и ВТО: новое в торговой политике //
Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 12. - С. 22-30.
.
Обухов Н. Внешнеторговая и таможенно-тарифная политика // Экономист. - 2011. -
N 8. - С. 80-89.