Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля














Контрольная работа

Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Введение

Одна из функций государства - определение на конкретный временной период целей и задач налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Эта функция выполняется в пределах географической территории (экономического пространства), находящейся под юрисдикцией правительства данной страны, где могут свободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Составной частью денежно-кредитной является валютная политика, осуществляемая посредством валютного регулирования и последующего контроля за соблюдением установленного порядка совершения операций.

В данной работе исследуется система валютного регулирования в России, виды и формы валютного контроля, анализируются современные проблемы валютного законодательства.

1. Определение понятиям валютный режим и валютная операция

валютный контроль законодательство

Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране; режим валютного государственного регулирования, установленный Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», и режим свободноконвертируемой валюты.

Избранный тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Анализ структуры валютного правоотношения позволяет охарактеризовать тип валютного режима Российской Федерации в современных условиях.

Валютные операции - это установленная валютным законодательством совокупность действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой или валютными ценностями, как правило, в форме сделок, характерным признаком которых выступает движение валюты и валютных ценностей в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения.

Многообразие валютных операций предполагает их классификацию по различным основаниям. С правовой точки зрения предпочтительнее выделить следующие основания классификации валютных операций: по содержанию, по форме и по субъектному составу.

По содержанию выделяют следующие виды валютных операций:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной и российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

) перевод нерезидентом российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

2. Органы регулирования валютных режимов

валютный контроль регулирование законодательство

Органами валютного регулирования (то есть органами, осуществляющими валютное нормотворчество) являются:

. Банк России.

Основной, но не единственный орган валютного регулирования в России (п. 1 ст. 9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»). При этом именно валютное регулирование признается одним из основных инструментов осуществления Банком России единой денежно-кредитной политики (ст. 35 Закона «О Центральном Банке Российской Федерации» от 10.07. 2002 №86-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством Банк России может осуществлять валютное регулирование в следующих формах:

Банк России издает обязательные для исполнения на территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами нормативные акты, в которых:

) Определяется сфера и порядок обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты (наличной и безналичной), а также ценных бумаг в иностранной валюте.

) Устанавливаются правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте.

) Устанавливается порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам.

) Устанавливаются общие правила выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление валютных операций в рамках осуществления ими банковской деятельности.

) Устанавливаются единые формы учета, отчетности, документации и статистического учета валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления.

) Определяются перечень и характер операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных Положением от 27.06.96 г. «О совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации».

Банк России организует и осуществляет меры валютного контроля за субъектами валютных правоотношений. Он самостоятельно проводит все виды валютных операций.

Банк России продолжает официально рассматриваться в качестве активного участника операций на валютном рынке, несмотря на вескую аргументацию в пользу иной точки зрения, а именно, что он не может выступать защитником государственных интересов в процессе проведения единой федеральной денежно-кредитной политики исключительно как организатор и контролер валютного рынка, но ни в коем случае не может сочетать эти функции с функциями активного оператора рынка, зарабатывающего на нем прибыль.

. Департамент валютного регулирования Банка России.

Входит в центральный аппарат Банка России. К компетенции этого органа отнесены, в частности, разработка нормативных актов Банка России в области валютного регулирования, включая разработку форм валютной отчетности для территориальных учреждений Банка России.

. Федеральное Собрание Российской Федерации.

определяет порядок формирования государственных валютных резервов;

имеет право издания федеральных законов по любому вопросу, относящемуся к сфере валютного регулирования (п. «ж» ст. 71 и п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

К компетенции Федерального Собрания Российской Федерации особо отнесены вопросы предоставления резидентам Российской Федерации льгот и полного их освобождения от обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). При этом особая значимость валютного законодательства подчеркивается тем, что любые законопроекты по вопросам валютного регулирования подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации Федерального Собрания (п. «в» ст. 106 Конституции Российской Федерации).

. Президент Российской Федерации.

устанавливает порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

определяет порядок ввоза в Россию и вывоза из нее драгоценных металлов и драгоценных камней (в отношении экспорта также);

решает вопросы о предоставлении резидентам Российской Федерации льгот по порядку обязательной продажи части валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо их освобождения от указанной обязанности.

. Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает:

порядок отнесения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий;

порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом;

порядок обязательного ввоза и пересылки на территорию Российской Федерации вышеназванных ценностей, принадлежащих резидентам;

порядок лицензирования видов деятельности в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в пределах предоставленных полномочий;

порядок формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

порядок и критерии отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных;

структуру расходов неторгового характера по ведомственной классификации расходов федерального бюджета по разделу «Международная деятельность»;

порядок и условия расходования валютных средств на их финансирование;

а также определяет по согласованию с Банком России порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров.

Правительство Российской Федерации также обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Косвенное влияние на сферу валютных отношений имеют также полномочия Правительства Российской Федерации во внешнеторговой сфере (может принимать временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации и вводить количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами).

Полномочия Правительства Российской Федерации как органа валютного регулирования должны быть предусмотрены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах либо в нормативных указах Президента Российской Федерации (ч. 8 ст. 15 Закона о Правительстве Российской Федерации).

. Минфин России.

Основными задачами Минфина России в соответствии с п. 1, пп. 2 и 7 п. 5, пп. 9 п. 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.98 №273, являются:

разработка, реализация и обеспечение проведения единой государственной валютной политики в Российской Федерации;

координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти;

участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, в частности, путем издания нормативных правовых актов.

Единственное более конкретное полномочие Минфина России касается разработки с участием Банка России необходимых мер по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации.

. Государственный таможенный комитет России.

Как и Банк России Государственный таможенный комитет России совмещает функции органа валютного регулирования и органа валютного контроля, что обусловлено необходимостью формального подтверждения фактической подчиненности ему всех остальных таможенных органов как агентов валютного контроля (ч. 2 ст. 198 Таможенного Кодекса Российской Федерации).

Он совместно с Банком России определяет порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, а также порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей

. Минэкономразвития России.

Минэкономразвития России является частичным правопреемником Министерства торговли России Министерства экономики России и Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, однако до настоящего времени точный объем перешедших к нему правомочий не определен.

. Министерство по налогам и сборам России.


3. Классификация валютных режимов и валютных операций

Валютное регулирование осуществляется различными мерами, выбор которых зависит от кризисной или оптимальной ситуации в валютной сфере государства. Различия между текущим и чрезвычайным валютным регулированием состоят в том, что меры, принимаемые в ходе первого вида валютного регулирования, являются экономически нецелесообразными в случае наступления валютного кризиса, и наоборот - чрезвычайные меры валютного регулирования при их применении вне кризисной ситуации могут нанести ущерб государственной экономике. Таким образом, критерием, разграничивающим текущие и чрезвычайные меры валютного регулирования, является экономическая целесообразность их применения в кризисной или текущей ситуации в валютной сфере.

Нормы валютного законодательства, регулирующие чрезвычайные меры валютного регулирования, присутствуют практически во всех государствах, в том числе и с развитой экономикой (например, в Швейцарии, Японии), что свидетельствует о потенциальной угрозе кризиса валютных отношений и о готовности реагировать на такую ситуацию правовыми методами.

Анализ норм Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства. Наиболее ярко об этом говорят закрепленные в ст. 3 указанного Закона принципы приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Наличие последнего принципа свидетельствует об установлении правового запрета на применение мер чрезвычайного валютного регулирования в условиях оптимальной валютной ситуации в стране.

Согласно ст. 6 указанного Закона целями введения валютных ограничений выступают предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ. Названные цели одновременно можно считать критериями разграничения оптимальной и кризисной валютной ситуации в стране. Следовательно, в зависимости от причины различаются и применяемые меры валютного регулирования по предотвращению или устранению кризиса в валютных отношениях.

Назначение чрезвычайных мер валютного регулирования заключается в том, что с их помощью органы валютного регулирования предупреждают наступление валютного кризиса, ликвидируют уже наступивший кризис и устраняют его последствия.

Анализ валютного законодательства зарубежных стран показывает, что стандартным содержанием чрезвычайных мер валютного регулирования является система жестких валютных ограничений в виде запретов или существенных количественных ограничений валютных операций, направленных на резкое изменение макроэкономических показателей, которыми характеризуются валютный кризис или предкризисная ситуация.

Основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Валютные ограничения - это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта.

В России введение валютных ограничений обусловлено необходимостью защиты экономической безопасности государства (Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»).

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет следующие цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.

Установленные российским законодательством валютные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Указание в ст. 6 названного Закона на недискриминационный характер ограничений свидетельствует о выполнении Россией принятых на себя обязательств, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда, в частности обязательства избегать дискриминационной валютной практики. Согласно ст. VIII разд. 3 ни одно государствочлен не участвует и не позволяет никаким из своих фискальных агентств, упомянутых в ст. V разд. 1 (казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство), участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или использовать практику множественных обменных курсов, независимо от того, попадают или нет такие действия в пределы, предусмотренные ст. IV («Обязательства в отношении валютного режима»), и являются ли они предписанными Дополнением С («Паритеты валют») или по нему, за исключением действий, санкционированных данным Соглашением или одобренных МВФ.

Валютные ограничения могут реализовываться прямыми или косвенными мерами. Мерами финансово-правового регулирования, оказывающими прямое влияние на валютные правоотношения, являются запреты. Косвенными мерами выступают лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т.д.

Поскольку валютное регулирование осуществляется принудительновластными способами, то инструментами валютных ограничений выступает законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности в любой форме для получения доходов за границей.

В российском законодательстве валютные ограничения не имеют законченного перечня и по своей юридической природе являются административно-финансовыми запретами.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» выделяет четыре группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений, позитивных обязываний. Это валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Среди валютных ограничений, предусмотренных названным Законом, выделяются следующие основные меры: прямой запрет на осуществление валютных операций (ст. 9 и 14); проведение куплипродажи иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (ст. 11); ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в иностранных банках (ст. 12); ограничение для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории РФ (ст. 13); требование о репатриациивалютной выручки (ст. 19); количественные валютные ограничения (ст. 14 и 15); лицензирование валютных операций коммерческих банков; отдельные меры валютного контроля (ст. 23).

Заключение

В заключении еще раз отмечу, что бегство капиталов из России влечет негативные экономические и политические последствия. Отток капитала является одной из причин отказа зарубежных стран предоставить внешние валютные займы России, не позволяет финансовой системе государства аккумулировать достаточные инвестиционные ресурсы для модернизации экономики в целом. Поэтому создание эффективного механизма контроля за репатриацией выручки от экспортных услуг имеет решающее значение. Он должен быть направлен на то, чтобы заработанные валютные средства экономически выгоднее было бы вкладывать в развитие российской экономики. Данную задачу возможно решить только путем комплексных мер экономического и политического характера, необходимы серьезные изменения в законодательстве.

Список использованных источников

валютный контроль регулирование законодательство

1)Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с послед. изменениями). М.: ЭКСМО, 2005. 47 с.

2)Трудовой кодекс Российской Федерации [принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г., одобр. Советом Федерации 26 дек. 2001 г.]. М.: ЭКСМО, 2009. 254 с.

3)О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ [принят Гос. Думой 7 июля 2004 г., одобр. Советом Федерации 15 июля 2004 г.] (с послед. изменениями). // Российская газета. 2004. 31 июля.

)Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Российская газета. №253.17.12. 2003.

)О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 2.03.2007 г. №25-ФЗ [принят Гос. Думой 7 февр. 2007 г., одобр. Советом Федерации 21 февр. 2007 г.] (с послед. изменениями). // Российская газета. 2007. 7 марта.

)Об образовании: федер. закон от 10.07.1992 г. №3266-1 (с послед. изменениями). // Российская газета. 1992. 31 июля.

7)Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Российская газета. №253.17.12. 2003.

8)О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): федер. закон от 30.03.1995 г. №38-ФЗ [принят Гос. Думой 24 февр. 1995 г.] (с послед. изменениями). // Собрание законодательства РФ. 1995. №14. С. 1212.

9)Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении: постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 (с послед. изменениями). // Собрание законодательства РФ. №13. С. 1252.

10)Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учебник/ Отв. Ред. Г.А. Тосунян. - М.: Юристъ, 2001. - Т.1.

11)Белякин В. Отвечаем на вопросы / В. Белякин, Т. Маркова, Е. Никитин / Служба кадров и персонал. 2007. №1. С. 119-128.

11. Финансовое право: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / Отв. Редактор О.Н. Горбунова. - М.: Юристъ, 2006

Похожие работы на - Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!